Режим исп. земель в нас. пунктах опр. градостроительной документацией, разработка которой осущ. в соотв. с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
При осущ. градостроительной деятельности д. соблюдаться след. принципы:
1. Обеспечение устойчивого развития территории, т.е. создание благоприятных и безопасных условий для жизнедеятельности человека посредством ограничения негативного воздействия хоз. деятельности и эффективной охраны окружающей среды.
2. Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам соц. и иного назначения.
3. Соблюдение требований безопасности территории, гр. обороны, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранение объектов культурного наследия.
4. Осуществление строительства в нас. пунктах на основании градостроительной документации.
Градостроительный кодекс предусм. след. виды градостроительной деятельности:
1. Территориальное планирование:
схемы терр. планирования РФ, С РФ, МО;
25 ЛЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОМИЛЛИАРДНОГО МОРСКОГО ГОРОДА
генеральные планы нас. пунктов.
2. Территориальное зонирование:
правила землепользования и застройки.
Посредством осущ. терр. зонирования опр. терр. зоны в нас. пунктах, которые указываются в правилах землепользования и застройки.
Во всех нас. пунктах до 01.01.2010 д.б. приняты правилах землепользования и застройки.
Они вкл.:
ü градостроительные регламенты,
ü карты градостроительного зонирования,
ü порядок применения правил и внесения в них изменений.
Обязанности по разработке и принятию правил возлагаются на ОМСУ, правила утв. с учетом результатов публичных слушаний.
Одним из основных документов явл. градостроительный регламент, опр. прав. режим исп. зем. участка, а т. всего того, что нах. над и под его поверхностью и м.б. исп. при застройке и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
ü разрешенное исп. зем. участков в них,
ü предельные размеры зем. участков,
ü параметры объектов кап. строительства,
ü ограничения исп. зем. участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное исп. зем. участков м.б. след. видов:
ü условно разрешенное,
Основные и вспомогательные виды опр. правообладателем самостоятельно с учетом градостроительного регламента.
Условно разрешенные м.б. разрешенным ОМСУ с учетом результатов публичных слушаний.
Предельные размеры зем. участков предполагают уст. макс. и мин. размеров зем. участков, а т. мин. отступов от границ зем. участков в пределах которых запрещается размещение объектов капитального строительства.
Параметры объектов капитального строительства вкл. количество этажей и предельную высоту зданий, а т. макс. процент застройки конкретной территории.
Градостроительные регламенты разрабатываются с учетом фактического исп. зем. участков. Не соответствие разрешенного исп. зем. участка и параметров объекта капитального строительства градостроительному регламенту не требует их изменения за искл. тех случаев, когда это опасно для жизни и здоровья людей, окр. среды и м. причинить вред объектам культурного наследия. В этом случае исп. зем. участков и объектов капитального строительства м.б. запрещено.
10 минут, чтобы узнать о профессии архитектор
3. Планировка территории:
ü проекты планировки,
ü проекты межевания,
ü градостроительный план земельного участка.
На проекте планировки территории отображаются красные линии (т.е. границы, отделяющие терр. общего пользования от иных земель), а т. инженерные коммуникации и границы зон, планируемого размещения объектов капитального строительства.
На проекте межевания территории отображаются красные линии и указываются конкретные границы земельного участка.
Градостроительный план земельного участка готовится в отн. земельных участков, предоставляемых для строительства. На нем указ. границы зем. участка, зоны действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ зем. участков в пределах которых запрещено размещение объектов капитального строительства, а т. инфо о разрешенном исп. данного участка.
4. Архитектурно-строительное планирование:
ü проектная документация,
ü разрешение на строительство,
ü разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, кап. ремонте индивидуальных жилых строений.
Для разработки проектной документации обязательно проводятся инженерные изыскания, позволяющие определить природные условия и факторы техногенного воздействия на окружающую среду с учетом этого опр. архитектурные и инженерно технические решения для строительства объекта.
В состав проектной документации вкл. перечень мероприятий по охране окружающей среды, по обеспечению доступа инвалидов к объектам соц. и иного назначения, по обеспечению пожарной безопасности и др.
Проектная документация подлежит обязательной гос. экспертизе при проведении которой оценивается соответствие документации требованиям технических регламентов, а т. результатам инженерных изысканий.
При проведении гос. экспертизы проверяется и соблюдение требований и экологического законодательства.
Документом, на основании которого м. осущ. застройка территории, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства явл. разрешение на строительство.
Получение его не требуется физ. л., осущ. строительство гаражей, объектов на садовых и дачных участках, вспомогательных объектов, а т. объектов, не явл. объектами кап. строительства.
Для получения разрешения необх. представить правоустанавливающие документы на зем. участок, градостроительный план зем. участка, проектную документацию, положительное заключение гос. экспертизы.
Для тех объектов, для строительства которых требовалось разрешение по окончании строительства требуется разрешение на ввод их в эксплуатацию.
Для получения этого разрешения соотв. комиссией проводится оценка соотв. объекта разрешению на строительство.
На основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию осущ. гос. регистрация права на него.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Смотреть что такое «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Градостроительная деятельность — Деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно строительного проектирования, строительства,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Градостроительная деятельность — по законодательству РФ деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области (1) градостроительного планирования развития территорий и поселений, (2) определения видов использования… … Финансовый словарь
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования,… … Экологический словарь
градостроительная деятельность — (градостроительство) деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков … Строительный словарь
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования,… … Словарь бизнес-терминов
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно строительного проектирования, строительства,… … Юридическая энциклопедия
Градостроительная деятельность — 1) градостроительная деятельность деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно строительного… … Официальная терминология
-Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно строительного проектирования, строительства,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции… … Большой юридический словарь
градостроительная деятельность — (градостроительство) деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов эксплуатации земельных участков … Большой юридический словарь
Градостроительная деятельность: концепции и трактовки
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
кандидат юридических наук, вице-президент компании «Mirax Group»
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: КОНЦЕПЦИИ И ТРАКТОВКИ
Градостроительство (градостроительная деятельность) в самом общем и простом толковании, в буквальном понимании данного термина – есть планировка и застройка городов. Вероятнее всего именно такое ограниченное понимание соответствует изначальному периоду градостроительства как более менее обособленной отрасли производственно-предпринимательской деятельности.
Возникновение городов как территорий концентрированного совместного проживания людей различного социального статуса, материального положения и профессиональной деятельности, связано в первую очередь с появлением довольно развитых производственно-торговых отношений денежного характера. Изначально возникновение городов связано с развитием ремесленничества и торговли как самостоятельного и основного вида деятельности отдельных индивидуумов.
Крестьянину город не нужен, если есть торговая ярмарка. Замкнутость крестьянского хозяйства, натуральный способ производства, самообеспечение и самодостаточность аграрной деятельности являлось объективной причиной того, что крестьянство не испытывало необходимости ни в объединении с другими аналогичными хозяйствами, ни в концентрации большого количества людей на ограниченной территории. Такая потребность свойственна ремесленникам и торговцам. Первым для наиболее удобной организации ремесленного производства, вторым для концентрации покупателей в определенном месте и способом ухода от практики организации сезонных ярмарок, приносивших соответственно только сезонный доход.
Возникновение первых городов относят к эпохе существования рабовладельческих государств в долине рек Тигр и Евфрат, среднего Инда и Нила. Наиболее известные центры городской цивилизации Египта – Мемфис и Фивы. Именно там впервые в истории человечества были проведены различия между жилыми и общественными зданиями, и еще за 20 веков до н. э. существовали регулярные планы городов с геометрически правильной сетью улиц, ярко выраженными городскими центрами, включавшими дворцовые и храмовые комплексы.[1]
Значение городов в развитии человеческой цивилизации трудно переоценить. Именно в городах сосредоточены основные экономические и социокультурные ресурсы, в них генерируются социальные, научно-технические и идейно-политические новации. Как общее количество городов, так и доля проживающего в них населения, в мире постоянно увеличиваются.[2]
Более 2/3 населения России, как и других европейских стран, живет в городах, в которых сосредоточен основной социальный, культурный, экономический капитал страны. Сегодня гражданам России приходится все более и более осознавать то огромное социальное, экономическое и экологическое значение, которое имеет для них градостроительная деятельность. Право на собственность, на жилье и имущество в той или иной степени волнуют всех россиян. Российская государственность всегда опиралась на градостроительство как на важнейший фактор закрепления своего территориального и государственного устройства, завершая многие исторически ключевые события мощными градостроительными действиями.
Очевидно, что современное понимание градостроительной деятельности не ограничивается строительством исключительно в городах. Очевидно, что данная категория постепенно расширяется, пройдя эволюцию от содержательного минимализма, ограничивающего градостроительство возведением зданий, строений, сооружений в городах, до сложного многоэтапного процесса, включающего в себя государственное планирование и территориальное зонирование, государственную стандартизацию и регламентацию, архитектурно-проектную деятельность, само строительство, реконструкцию или ремонт при этом не ограничивая понимание градостроительной деятельности исключительно рамками городов.
Уже упоминавшиеся специалисты в области архитектуры и строительства и отмечают, что градостроительство в широком понимании – есть «сфера научной, нормативной, проектной, строительной, управленческой деятельности по преобразованию пространства обитания людей путем формирования и развития городов и других поселений. с учетом требований оптимизации окружающей среды, охраны природы и историко-культурного наследия».[3]
раскрываёт «градостроительство как средство и способ организации материально-пространственного окружения человека. », которое «. определяется через институт регулирования социальных отношений в сфере прогнозирования, планирования и реализации мероприятий по преобразованию окружающей среды и создания условий для эффективной хозяйственной деятельности и общественного воспроизводства».[4]
Сам выделяет в рамках градостроительства строительную деятельность (строительство), под которой понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учётом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экономических, природных особенностей указанных территорий и поселений (см. Градостроительный кодекс РФ от 30 декабря 2004 г.)[7].
Создание, реконструкция и любые изменения недвижимости должны соответствовать утверждённой градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам, а также правилам застройки, устанавливаемым органами муниципальных образований; а собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экономической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией[9].
По мнению управление градостроительным комплексом в широком смысле включает в себя управление не только строительной индустрией, но и той частью деятельности различных организаций, выступающих в роли заказчика, которая связана с осуществлением строительства. Сюда же следует отнести и управление деятельностью проектно-изыскательских организаций, поскольку строительство неотделимо от проектно-изыскательских работ, выполняемых специализированными проектными организациями.[10]
В Градостроительном Кодексе, принятом в 1998 году, градостроительная деятельность трактовалась как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц в области градостроительного проектирования, развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости.[11]
Градостроительный кодекс РФ от 01.01.2001г. признает градостроительной «…деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства» (ст. 1 ГрК РФ).
Таким образом, в трактовке термина «градостроительная деятельность» в ГрК РФ 1998 г. и ГрК РФ 2004 г. в качестве объекта правового регулирования выступает именно деятельность конкретных субъектов права. Это логично, так как закон может регулировать только деятельность, т. е. поведение субъектов. В то же время в действующем Кодексе отсутствует указание на субъектов градостроительной деятельности, можно сказать что в целом оно имеет более общий характер по сравнению с предыдущим Градостроительным кодексом.
Иными словами градостроительная деятельность включает в себя семь различных видов производственной активности:
1. территориальное планирование;
2. градостроительное зонирование;
3. планировку территорий;
4. архитектурно-строительное проектирование;
6. капитальный ремонт;
Перечисленные виды градостроительной деятельности можно условно разделить на две категории в зависимости от результата деятельности:
— деятельность, заключающаяся в подготовке различного рода документов: территориального планирования, градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки), по планировке территорий, архитектурно-строительной документации. Результатом данной градостроительной деятельности является принятие (утверждение) конкретного документа;
— деятельность, заключающаяся в создании недвижимых материальных ценностей (строительство, ремонт и реконструкция зданий, строений, сооружений). Результатом этой категории градостроительной деятельности являются недвижимые объекты материального мира.
При этом, осуществление градостроительной деятельности по подготовке и принятию документов предшествует и обеспечивает возможность осуществления градостроительной деятельности, связанной с созданием недвижимых материальных объектов. С одной стороны, вторая категория градостроительной деятельности невозможна без наличия первой, но с другой стороны, наличие первой категории имеет смысл, только в том случае, если ее логическим продолжением становится создание материальных объектов.
По субъектам деятельности градостроительная деятельность может быть классифицирована на:
— градостроительную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (территориальное планирование, градостроительное зонирование, по планировке территорий) – градостроительная деятельность лиц публичного права;
— градостроительную деятельность частных субъектов хозяйственной деятельности (архитектурно-строительное проектирование, строительство, ремонт и реконструкция зданий, строений, сооружений) – градостроительная деятельность лиц частного права.
Таким образом, градостроительную деятельность в наиболее общем виде можно определить как деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по подготовке и утверждению различного рода градостроительных документов и созданию на их основе недвижимых объектов материального мира.
Регламентация отношений в строительстве в значительной степени осуществляется принятием правовых актов административно-правовой и гражданско-правовой направленности, которые в свою очередь, составляют комплексный правовой институт, включающий в себя: правила строительства; законодательство о предпринимательской деятельности в строительной области, об отношениях с исполнительными органами власти (государственной и муниципальной); контрольно-надзорные полномочия государственных органов[12].
обосновывает возникновение архитектурно-строительного права в качестве подотрасли административного-права[13]. утверждает о существовании как самостоятельного градостроительного права, но в контексте института земельного права[14]. предлагает научную концепцию, которая представляет собой комплекс публичного и частного строительного права.
[1] Смолицкая художественная культура. Раздел «Архитектура и градостроительство» / Учебно-методическое пособие – М. 2005. С. 126.
[5] Ерхов градостроительным комплексом в Российской Федерации / дисс…канд. юр. наук – Тольятти. 2007.
[7] СЗ РФ. 2005. № 1.ст. 16.
[8] См. Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // С3 РФ. 2005. № 47. Ст. 4473.
[9] См.: Конин право России. Общая и Особенная части: курс лекций. М., Юристь, 2004. С. 326.
[10] Ерхов градостроительным комплексом в Российской Федерации / дисс…канд. юр. наук – Тольятти. 2007.
[11] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. 3 (утратил силу) // Российская газетамая.
[12] См.: Братановский право России: Учеб. пособие. М., Приор-издат, 2003. С. 135136.
[14] См.: Крассов право: Учебник. М., 2000. С. 87-88; он же Комментарий к Градостроительному кодексу РФ. М., 2001. С. 18-46.
Источник: dom-srub-banya.ru
Градостроительная деятельность. Основные сферы
Градостроительство как научная дисциплина и область практической деятельности, связанная с планировкой городских, сельских поселений и их элементов, охватывает различные сферы градостроительной деятельности.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к градостроительной деятельности относится деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий поселений, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Не только развитие систем расселения и отдельных поселений в масштабе страны, регионов, республик, краев, областей, но также территорий городских и сельских поселений, жилых и промышленных районов, размещение общественных центров и зон отдыха, объектов инженерного оборудования относится к области градостроительной деятельности.
Внедрение рыночных механизмов в процесс управления развитием поселений, возрастание социальных запросов и новых потребностей населения в условиях рыночной экономики, появление новых градостроительных регламентов требует разработки комплексной градостроительной документации, учитывающей интересы всех слоев населения: от инвесторов до потребителей — жителей муниципальных образований различного уровня.
При этом возникает потребность в разработке не только планировочных и градорегулирующих документов, но и программных — схем и планов градостроительного развития территорий поселений. В программных документах градостроительного развития должны определяться основные направления градостроительной политики, цели и сроки преобразования территории, ресурсы и механизмы реализации проекта. Такой документ может разрабатываться на всю территорию поселения или на отдельные планировочные элементы.
На основе теоретических исследований и современного практического опыта в области градостроительства выделяют следующие сферы градостроительной деятельности:
— градостроительное планирование развития территорий поселений (или территориальное планирование), включающее организацию и определение основного направления строительства и реконструкции городских, сельских и других поселений и их частей (градостроительная деятельность, TOWN PLANING);
— градостроительное проектирование (или проектирование городской среды), включающее проведение проектно-исследовательских работ и разработку проектной документации (URBAN DESING);
— градостроительное управление (или градорегулирование),направленное на организацию правовых, экономических, социальных условий, способствующих реализации градостроительных решений (URBAN MANAGEMENT).
Градостроительная деятельность в Российской Федерации является одной из важнейших функций государственных органов и органов местного самоуправления и основывается на обеспечении последовательности и преемственности на различных стадиях проектирования.
Объектами градостроительной деятельности являются территория Российской Федерации, территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, в том числе поселений.
Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий поселений, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их капитального ремонта и реконструкции, то есть градостроительные отношения.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательства, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ.
Градостроительная деятельность в Российской Федерации является одной из важнейших функций государственных органов и органов местного самоуправления и основывается на следующих принципах:
— соблюдение регулятивного (прогнозного, планового) характера градостроительной деятельности;
— определение путей наиболее эффективного развития территорий с учетом процессов развития и динамики их состояния;
— реальность и жизненность разработки градостроительных решений;
— обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
— обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов в процессе градостроительной деятельности;
— осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
— осуществление градостроительной деятельности с соблюдением инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечение разработки мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мер по противодействию террористическим актам;
— осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований по использованию объектов культурного наследия и сохранению особо охраняемых природных территорий;
— внимательное и постоянное наблюдение за ходом градостроительного процесса (мониторинг градостроительной деятельности);
— создание градостроительными средствами необходимых условий для труда, быта и отдыха населения;
— учет интересов различных пользователей при обеспечении эффективного использования территорий, зданий и сооружений;
— обеспечение последовательности и преемственности проектирования на различных стадиях градостроительной деятельности (рис. 1.).
Рис. 1. Структура градостроительной деятельности по развитию
территорий: 1 – градостроительная деятельность; 2 – градостроительное
планирование (прогноз); 3 – градостроительное проектирование;
4 – реализация; 5 — предпроектные исследования (анализ территории);
6 – программы; 7 – планы; 8 – система градостроительного
проектирования; 9 – стадии (этапы) проектирования; 10 – схемы
территориального планирования республик, краев, областей, районов и
др.; 11 – генеральные планы поселений; 12 – проекты планировки и
застройки отдельных частей поселения (городской центр, жилой район,
производственная зона); 13 – проект детальной планировки отдельных
фрагментов поселения (микрорайон, центр отдыха, жилой комплекс);
14 – контроль за выполнением градостроительного решения; 15 – оценка
технико-экономической стороны проекта; 16 – эффективность
разработанного решения; 17 – градостроительный регламент;
18 – нормы и правила; 19 – рекомендации; 20 – технико-
экономические показатели проектного решения; 21 – социально-
экономическая и коммерческая ценность территории.
Практический опыт современного градостроительства показывает, что на разработку и осуществление градостроительных решений влияют три основных фактора, входящие в состав системы градостроительного управления, без которых невозможно эффективное развитие градостроительных объектов. Этими факторами являются: планирование, проектирование, реализацияградостроительных решений(рис. 2).
Рис. 2. Управление градостроительным освоением и развитием
Планирование (прогноз) предполагает разработку плановых (прогнозных) материалов (социально-демографических, хозяйственных и др.), связанных с развитием городского или сельского поселения.
Основными задачами прогнозирования развития города являются разработка перспективных и текущих планов экономического и социального развития города со всеми необходимыми показателями, в том числе расчет численности кадров трудящихся на градообразующих и градообслуживающих предприятиях, жилищной обеспеченности, культурно-бытового обслуживания и других показателей на текущую и на долгосрочную перспективу.
Проектирование предполагает разработку и представление проектных решений по перспективному развитию города, по общей планировочной организации его территории, планировке и застройке производственных зон, жилых районов и общественного центра, созданию инженерных систем, транспортных сетей и мест массового отдыха населения, формированию архитектурно-эстетической среды поселения.
Объектом проектирования является система территорий и сооружений поселения, включающая промышленные, научные, учебные, жилые, культурно-бытовые объекты обслуживания населения, городского транспорта, инженерного оборудования, территории массового отдыха, озеленения, благоустройства и пр.
Проектирование означает поэтапное приближение к намеченному результату, что и определяет необходимость выделения стадий и этапов в процессе проектирования. Чем крупнее и сложнее объект, тем больше выделяется стадий и этапов в его проектировании.
Проектирование осуществляется на основании исходных данных, к которым относятся:
— материалы топографо-геодезических и инженерно-геологических изысканий;
— материалы оценки современного и ожидаемого санитарно-гигиенического состояния окружающей среды в границах проектируемого района;
— перечень ранее выполненных работ (научно-исследовательских, проектных и прочих), учет которых обязателен при проектировании;
— данные о промышленных предприятиях, объектах коммунального хозяйства, улично-дорожной сети;
— инвентаризационные данные по землепользованию, жилищному фонду, предприятиям и учреждениям обслуживания;
— технические условия на инженерное оборудование территории;
— проекты зон охраны памятников истории и культуры и др.
Проектные работы выполняются в следующей последовательности:
— разработка опорного плана и схемы планировочных ограничений на основе комплексного градостроительного анализа территории;
— разработка общей схемы планировки;
— планировка и застройка жилой зоны;
— планировка и застройка производственной зоны;
— планировка санитарно-защитной зоны;
— разработка схемы вертикальной планировки;
— разработка схемы инженерного оборудования;
— технико-экономическая оценка проекта.
Процесс проектирования — это, прежде всего, прогноз, т.е. обращенная в будущее творческая деятельность. При проектировании ее результатом являются городское или сельское поселение, жилой район, микрорайон, квартал, промышленное предприятие, производственный комплекс. Эффективность прогноза в достижении результата зависит от многих факторов, в том числе от реализуемости принятых социально-экономических и градостроительных решений, достижения поставленных градостроительных целей.
Реализация градостроительных решений охватывает всю сферу воплощения в жизнь планов, проектов, решений — технических, архитектурных, социально-экономических, финансовых, организационных и других, касающихся развития проектируемого объекта.
В сфере реализации оцениваются эффективность и правильность принятых решений, осуществляется контроль выполнения градостроительных решений.
Эффективностьиспользования проектируемой территории выражается в определении ценности территории с точки зрения соответствия капитальных вложений и эксплуатационных затрат при строительстве достигаемому социально-градостроительному эффекту.
Для достижения наибольшей эффективности при управлении сложной системой градостроительного регулирования в современных рыночных условиях необходим комплексный подход к разработке проектной документации, учитывающий не только приоритеты градостроительных регламентов, но также интересы населения, застройщиков, инвесторов, кредитных и финансовых организаций.
Градостроительные регламенты (нормативы) устанавливаются на каждом этапе проектирования в соответствии с социальными нормами и представлениями о необходимом уровне обеспеченности жильем, санитарно-гигиенических требованиях к застройке, необходимых территориях зон отдыха, общественных центров, об обеспеченности различными видами обслуживания и др.
Среди нормативных документов особая роль принадлежит Строительным нормам и правилам (СНиП), регламентирующим основные требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Конкретизация этих требований осуществляется в региональных (территориальных) нормативных документах.
2. Прогнозирование и планирование развития градостроительных
Источник: infopedia.su
ВОПРОС. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ.
Режим исп. земель в нас. пунктах опр. градостроительной документацией, разработка которой осущ. в соотв. с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
При осущ. градостроительной деятельности д. соблюдаться след. принципы:
1. Обеспечение устойчивого развития территории, т.е. создание благоприятных и безопасных условий для жизнедеятельности человека посредством ограничения негативного воздействия хоз. деятельности и эффективной охраны окружающей среды.
2. Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам соц. и иного назначения.
3. Соблюдение требований безопасности территории, гр. обороны, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранение объектов культурного наследия.
4. Осуществление строительства в нас. пунктах на основании градостроительной документации.
Градостроительный кодекс предусм. след. виды градостроительной деятельности:
1. Территориальное планирование:
схемы терр. планирования РФ, С РФ, МО;
генеральные планы нас. пунктов.
2. Территориальное зонирование:
правила землепользования и застройки.
Посредством осущ. терр. зонирования опр. терр. зоны в нас. пунктах, которые указываются в правилах землепользования и застройки.
Во всех нас. пунктах до 01.01.2010 д.б. приняты правилах землепользования и застройки.
Они вкл.:
ü градостроительные регламенты,
ü карты градостроительного зонирования,
ü порядок применения правил и внесения в них изменений.
Обязанности по разработке и принятию правил возлагаются на ОМСУ, правила утв. с учетом результатов публичных слушаний.
Одним из основных документов явл. градостроительный регламент, опр. прав. режим исп. зем. участка, а т. всего того, что нах. над и под его поверхностью и м.б. исп. при застройке и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
ü разрешенное исп. зем. участков в них,
ü предельные размеры зем. участков,
ü параметры объектов кап. строительства,
ü ограничения исп. зем. участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное исп. зем. участков м.б. след. видов:
ü условно разрешенное,
Основные и вспомогательные виды опр. правообладателем самостоятельно с учетом градостроительного регламента.
Условно разрешенные м.б. разрешенным ОМСУ с учетом результатов публичных слушаний.
Предельные размеры зем. участков предполагают уст. макс. и мин. размеров зем. участков, а т. мин. отступов от границ зем. участков в пределах которых запрещается размещение объектов капитального строительства.
Параметры объектов капитального строительства вкл. количество этажей и предельную высоту зданий, а т. макс. процент застройки конкретной территории.
Градостроительные регламенты разрабатываются с учетом фактического исп. зем. участков. Не соответствие разрешенного исп. зем. участка и параметров объекта капитального строительства градостроительному регламенту не требует их изменения за искл. тех случаев, когда это опасно для жизни и здоровья людей, окр. среды и м. причинить вред объектам культурного наследия. В этом случае исп. зем. участков и объектов капитального строительства м.б. запрещено.
3. Планировка территории:
ü проекты планировки,
ü проекты межевания,
ü градостроительный план земельного участка.
На проекте планировки территории отображаются красные линии (т.е. границы, отделяющие терр. общего пользования от иных земель), а т. инженерные коммуникации и границы зон, планируемого размещения объектов капитального строительства.
На проекте межевания территории отображаются красные линии и указываются конкретные границы земельного участка.
Градостроительный план земельного участка готовится в отн. земельных участков, предоставляемых для строительства. На нем указ. границы зем. участка, зоны действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ зем. участков в пределах которых запрещено размещение объектов капитального строительства, а т. инфо о разрешенном исп. данного участка.
4. Архитектурно-строительное планирование:
ü проектная документация,
ü разрешение на строительство,
ü разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, кап. ремонте индивидуальных жилых строений.
Для разработки проектной документации обязательно проводятся инженерные изыскания, позволяющие определить природные условия и факторы техногенного воздействия на окружающую среду с учетом этого опр. архитектурные и инженерно технические решения для строительства объекта.
В состав проектной документации вкл. перечень мероприятий по охране окружающей среды, по обеспечению доступа инвалидов к объектам соц. и иного назначения, по обеспечению пожарной безопасности и др.
Проектная документация подлежит обязательной гос. экспертизе при проведении которой оценивается соответствие документации требованиям технических регламентов, а т. результатам инженерных изысканий.
При проведении гос. экспертизы проверяется и соблюдение требований и экологического законодательства.
Документом, на основании которого м. осущ. застройка территории, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства явл. разрешение на строительство.
Получение его не требуется физ. л., осущ. строительство гаражей, объектов на садовых и дачных участках, вспомогательных объектов, а т. объектов, не явл. объектами кап. строительства.
Для получения разрешения необх. представить правоустанавливающие документы на зем. участок, градостроительный план зем. участка, проектную документацию, положительное заключение гос. экспертизы.
Для тех объектов, для строительства которых требовалось разрешение по окончании строительства требуется разрешение на ввод их в эксплуатацию.
Для получения этого разрешения соотв. комиссией проводится оценка соотв. объекта разрешению на строительство.
На основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию осущ. гос. регистрация права на него.
Источник: poisk-ru.ru
Основные нарпавления государственной градостроительной политики Проект 01,07. 03 — 3
Цель представляемого на заседание Совета по вопросам градостроительства и архитектуры при Госстрое России материала заключается в том, чтобы на основании анализа состояния дел в области градостроительства выработать консолидированную позицию градостроителей по наиболее принципиальным вопросам
1. СОСТОЯНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главной особенностью современного состояния градостроительства в стране является недооценка практической значимости градостроительной деятельности в решении задач, стоящих перед страной, в частности, в ускорении темпов экономического роста и повышении конкурентоспособности российской экономики, в консолидации не только самого общества, но и деятельности властных структур. Управленческие решения, направленные на получение частного экономического эффекта разрабатываются и принимаются без сопоставления такого эффекта с возникающим при этом ущербом в области градостроительства и влиянием последнего на ресурсоемкость национальной экономики в целом.
До сих пор на всех уровнях власти отсутствует целостный подход к управлению территорией на основе оптимизации взаимодействия градостроительной, экономической, имущественной, земельной, жилищно-коммунальной, демографической и миграционной политики и нет ориентации законотворческой деятельности всех уровней на оптимизацию взаимодействия отраслевой, территориальной и институциональной структуры Российской Федерации.
В действующем законодательстве практически отсутствуют механизмы, регулирующие взаимоотношения между субъектом рынка и местным сообществом как социо — экономической общностью людей и выступающей от их имени местной властью, которая ответственна за качество всей среды жизнедеятельности данного сообщества, включая архитектурно — градостроительную (материально-пространственную).
В то же время, существующее законодательство не препятствует стремлению руководителей местных сообществ, субъектов РФ решать вопросы развития поселений и целых регионов, исходя из своих текущих интересов и не считаясь с возникающими долговременными последствиями для Российской Федерации в целом.
Естественным следствием недостаточного воздействия государства на организацию градостроительной деятельности является: во-первых, низкий уровень обеспеченности хозяйственной деятельности в стране градостроительной документацией, во-вторых, неподготовленность рыночного оборота недвижимости градостроительными регламентами, в-третьих, нарастающее ухудшение состояния жилищно-коммунального фонда в целом при одновременном переуплотнении жилой застройки, ведущим к росту социальной напряженности и снижению доверия населения к власти (особенно тревожное положение складывается в Москве, Санкт — Петербурге, городах и поселениях на крайнем севере), в-четвертых, ускоренный износ объектов социально-культурной сферы и сокращение их сети под флагом экономической нерентабельности, необходимости экономии бюджета в части коммунальных платежей.
Положение усугубляется тем, что в стране нет четкого курса на создание системы градостроительного и экономического прогнозирования для выявления закономерностей системной организации производства и расселения в стране и определения эффективных масштабов реализации этих закономерностей в каждой местности в данный период времени; на оптимизацию разграничения предметной области градостроительного, имущественного и земельного права с целью настройки поведения каждого субъекта рынка на повышение своего вклада в системную организацию страны, ибо от этого зависит темп экономического роста и конкурентоспособность Российской Федерации. Ведь территория России это не столько потенциальный объект недвижимости, сколько всеобщее условие жизнедеятельности проживающих на ней людей. И либо их интерес настраивается на единый конечный результат, что ведет к системной организации общества и к годовым темпам роста экономики не ниже 10-15% в год; либо жители реализуют свой интерес и ведут к системной дезорганизации общества, обрекая страну на темпы роста в длительной динамике не более 5%, да и то в особо благоприятные годы.
Вследствие отсутствия в бюджетной классификации и в классификаторе видов экономической деятельности понятий «градостроительная деятельность», «градостроительная документация», «инженерно-геологические изыскания для строительства» и т.д. и отсутствия достаточных средств на финансирование разработок нормативно-правовой и методической базы градостроительного прогнозирования и проектирования, параллельно с ухудшением среды жизнедеятельности населения происходит ослабление материально-технической и кадровой базы градостроительства. Здания, занимаемые проектными (градостроительными) институтами и построенные на средства государственного бюджета стали объектом притязаний финансовых групп, стремящихся к контролю за недвижимостью в данной местности. Все это снижает привлекательность престижность и привлекательность градостроительной деятельности в глазах молодежи. В результате не происходит должным образом процесс омоложения кадрового потенциала органов исполнительной власти муниципальных образований в области градостроительства дееспособными специалистами.
Особенно тяжелое положение складывается в жилищно-коммунальной сфере. Превращение жилья в товар обусловило очень высокий темп роста удовлетворения платежеспособного спроса 3-5% населения на высококомфортное жилье, но лишило всякой перспективы не менее 75% населения предотвратить существенное ухудшение своих жилищных условий в связи с разрастанием своей семьи.
Предпринимаемые меры развития ипотечного строительства, разные формы кредитования жилищного строительства молодых семей очень своевременны. Но они реально смогут охватить не более 15-20% населения. Попытки решать проблемы социального жилья за счет использования разницы между ценой продажи коммерческого жилья и его себестоимостью, в стратегическом плане не бесспорны, ибо реализация коммерческого жилья идет в основном за счет приезжего населения. В результате получаемый эффект не в состоянии перекрыть ущерб из-за расширения «пятна» городской застройки.
Очень серьезные недостатки присущи современному механизму регулирования земельных отношений в городах. С одной стороны, созданная система платежей за землю ведет к дефициту местных бюджетов; с другой — установление платежей за землю (равно как и платежи за аренду помещений) ведется в отрыве от всей системы финансовых потоков и сопровождается удушением экономической активности в городах, еще больше усугубляющих бюджетный дефицит. Так, вместо того, чтобы владелец коттеджа на инженерно — освоенных территориях города возмещал возникающий в этом же городе ущерб от необходимости освоения новых территорий (а он во много раз выше современной рыночной цены земли) этот ущерб возмещает все население города. Вместо того, чтобы дифференцировать платежи в зависимости от площади участка под индивидуальную застройку или от числа работников на 1 га территории, отводимой юридическим лицам, у нас плата за 1 кв. м одинакова, тогда как общегородские последствия при этом различны.
В тоже время, проведенное без участия градостроительной службы кадастровое зонирование, привело к тому, что сегодня одна сторона улицы платит больше, чем другая. Естественным следствием этого является прямой недобор средств налогов и платежей в бюджет и полная дискредитация власти в глазах населения
Наконец, требует изменения сложившаяся политика регулирования имущественных отношений, не учитывающая, что поддержание эффективных соотношений в развитии разных форм собственности является основой социально-политической и экономической устойчивости городов и систем расселения. В результате, существующий порядок отвода земель и аренды помещений, практически исключивший участие в нем градостроительной службы, ведет к разбазариванию городских земель и к дезорганизации всей системы городского землепользования. Как только в городах высвобождается территория, пригодная для эффективного муниципального жилищного строительства или решения транспортных и экологических проблем, она сразу же оказывается растащенной под коттеджи, гаражи, автостоянки и разные ООО с мизерными платежами в бюджет. Кроме повышения дефицита местного бюджета и роста социальной напряженности это ничего не дает.
2. О С Н О В Н Ы Е ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В работе по организации градостроительной деятельности Госстрой России руководствуется следующими основными принципами.
Предметом градостроительной деятельности является установление закономерностей создания, функционирования и развития материально — пространственной среды жизнедеятельности населения; определение целесообразных масштабов реализации выявленных закономерностей, не нарушая при этом хода других закономерностей; разработка механизмов учета, согласования и настройки интересов разных слоев населения на реализацию этих закономерностей. Средством материализации градостроительной деятельности являются производственное и непроизводственное строительство и рыночный оборот земельных участков и строений на них; а условиями — государственный учет, инвентаризация объектов градостроительной деятельности.
Градостроительная деятельность в силу своего пространственно-временного социо-эколого-экономического характера является сегодня одним из важнейших рычагов центральной власти по системной организации Российской Федерации в целом; единственным рычагом реального и эффективного улучшения экологической ситуации и согласования личного, местного, регионального и федерального интересов в каждой местности в каждый момент времени.
Почти не существует видов управленческих решений на всех уровнях власти, которые не влияли бы на состояние архитектурно — градостроительной среды соответствующей местности, на территориальные различия в условиях жизни людей и функционирования рабочих мест; на ресурсоемкость не только валового внутреннего продукта, но и на воспроизводство всего национального потенциала (от природно-ресурсного до генетического). Учет такого влияния обеспечивается оценкой архитектурно-градостроительного аспекта эффективности управленческих решений.
В то же время не существует градостроительных решений, которые бы не влияли на экономическую эффективность местной и национальной экономики. Учет такого влияния достигается многоуровневой оценкой экономической эффективности архитектурно-градостроительных решений в каждой местности с точки зрения муниципальной, региональной и национальной экономики. Только при постоянном соизмерении этих аспектов эффективности Российская Федерация сможет решить поставленные Президентом России В.В. Путиным задачи ускорения темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, равно как и создать требуемые для этого условия — доверие населения к власти и консолидацию общества.
Целью градостроительной деятельности в Российской Федерации по своей ПРЕДМЕТНОЙ сущности является не только формирование возможно более благоприятной архитектурно-градостроительной (материально-пространственной) среды жизнедеятельности населения, но и постоянное снижение ресурсоемкости и бюджетоемкости этой среды с целью сокращения дефицита местных бюджетов и повышения конкурентоспособности Российской Федерации; по своей МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ сущности — способствование созданию многоуровневой системы экономического и градостроительного прогнозирования в стране, как единственной возможности выживания Российской Федерации в глобализованном мире; по своей РОЛИ В ПОСТРОЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА — способствование согласованию личного, местного и федерального интересов и гармонизации взаимоотношений между бизнесом, населением и властью.
Задачами градостроительной деятельности являются:
на федеральном и региональном уровнях: а) стратегия градостроительного развития Российской Федерации как социальный заказ развитию производства и построению хозяйственного механизма на основе эффективного сочетания государственных муниципальных и рыночных механизмов регулирования поведения субъектов рынка; б) границы территорий, подлежащие переводу из изъятию из рыночного оборота земель в связи с предстоящим развитием инженерно-транспортной, агропроизводственной и прочей инфраструктуры, в связи с выполнением Россией своей глобально-экологической функции стабилизатора биосферы; в) оценки прироста на одного жителя, возникающих в сфере градостроительства, при разных масштабах развития отдельных отраслей в разных строительно-климатических зонах и районах; г) предложения по первоочередным направлениям внедрения ресурсосберегающих технологий для снижения ресурсоемкости региональных систем расселения; д) предложения по совершенствованию законодательства для оптимизации взаимоотношений градостроительной, экономической, земельной и имущественной политики, для оптимизации взаимодействия отраслевой, территориальной и институциональной структуры Российской Федерации; е) формирование федерального и региональные градостроительных кадастров, как основы (вместе с земельным кадастром) информационного единства Российской Федерации;
на уровне поселений: а) стратегия градостроительного использования территории поселений, б) правила землепользования и застройки с системой градостроительных регламентов регулирования рыночного оборота недвижимости; в) оценки прироста затрат при расширении пятна застройки на один кв. м и при увеличении общего и пикового потребления услуг инфраструктуры; г) градостроительный кадастр поселений, как основа повышения инвестиционной привлекательности данной местности;
в целом: а) сокращение дефицита бюджетов всех уровней; б) эффективное регулирование рыночных отношений и повышение (совместно с другими видами деятельности) инвестиционной привлекательности всех поселений и муниципалитетов, как решающий фактор ускорения темпов экономического роста страны.
Критерием эффективности градостроительной деятельности является минимум ресурсоемкости материально-пространственной среды Российской Федерации в целом при ожидаемых ресурсах на ее формирование и функционирование; заданном числе рабочих мест в соответствующих отраслях экономики каждого региона; принятом градостроительном стандарте жизнедеятельности местного населения и соблюдении хода социальных и экологических процессов в каждой местности в принятом диапазоне.
Условиями достижения поставленных целей и реализации указанного критерия эффективности являются:
— ориентация всех органов власти на выявление и соблюдение закономерностей системной организации Российской Федерации, чтобы за счет эффекта от территориальной организации общества перекрывать перерасход индивидуальных издержек российских товаропроизводителей над мировыми ценами и тем самым обеспечивать неуклонный рост конкурентоспособности российской экономики;
— официальное признание роли градостроительной деятельности и градостроительного права в законодательном регулировании поведения субъектов рынка при выборе места жительства, места приложения труда и капитала, при выборе формы использования свободного времени и при выборе формы изменения принадлежащей ему недвижимости;
— обеспечение безусловной защиты стратегических интересов Российской Федерации от текущих интересов выборных руководителей территорий и муниципалитетов и корпоративных структур, при разработке градостроительной документации;
— узаконенная информационная технология взаимодействия градостроительного и экономического прогнозирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с соответствующим государственным статистическим обеспечением обязательного круга решаемых задач;
— упорядочивание технологии взаимодействия власти и населения при обсуждении градостроительной документации с целью повышения социальной активности населения при нейтрализации индивидуального и группового эгоизма;
— узаконенная технология финансирования градостроительной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне для поддержания в рабочем режиме всей системы градостроительного и экономического прогнозирования, с позиций которой и должны приниматься текущие управленческие решения.
3.ЦЕЛИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Объект градостроительной деятельности (как и средоформирующей деятельности) среда жизнедеятельности населения. Только градостроительная деятельность осуществляется лишь узким кругом профессионалов, тогда как участниками средоформирующей деятельности являются не только градостроители, но и все субъекты на рынке недвижимости.
Предмет градостроительной деятельности — выявление закономерностей формирования материально — пространственной среды жизнедеятельности населения (теория градостроительства и градостроительное прогнозирование) и определение целесообразных масштабов реализации этих закономерностей в конкретных условиях места и времени, чтобы не нарушить ход других закономерностей (градостроительное проектирование).
Сущность градостроительной деятельности не в строительстве городов, а в обеспечении концептуального подхода к организации градостроительной среды жизнедеятельности населения на всех уровнях структурной организации территории государства.
Содержание градостроительной деятельности — это не просто выявление и реализация закономерностей формирования градостроительной среды, но и:
— разработка информационной технологии взаимодействия градостроительного прогнозирования и проектирования на разных уровнях структурной организации территории: а) между собой; б) с потребителями результатов градостроительной деятельности и поставщиками необходимой информации в рамках градостроительного и экономического прогнозирования и при разработке отдельных видов государственной политики, особенно в сфере имущественных и земельных отношений;
— создание механизмов реализации градостроительной документации и учета интересов всех субъектов средоформирующей деятельности, включая разные уровни исполнительной и представительной власти, на соблюдение полученных градостроительных рекомендаций;
— законодательное обеспечение информационных технологий в рамках градостроительной деятельности и в части ее взаимодействия с другими видами деятельности. При этом важно различать градостроительную деятельность как систему отличную от строительства и недвижимости и относящихся к разным концентрам внешней среды. Но, так как строительство и оборот недвижимости являются средствами материализации градостроительного замысла и влияют на его реализацию, то и взаимодействие градостроительства с недвижимостью и строительством является предметом градостроительного права (равно как и взаимодействие градостроителей с заказчиком, инвестором, подрядчиком и т.п., в той мере, в какой это влияет на состояние градостроительной среды).
Отмеченные выше диспропорции в градостроительном развитии страны могут быть сначала ослаблены, а затем и устранены только при проведении многоуровневой государственной градостроительной политики. Главной ее целью является создание комплекса условий, позволяющих реализовать потенциал градостроительной деятельности для сокращения дефицита местных бюджетов, создания благоприятного инвестиционного климата, ускорения темпов роста национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности и консолидации российского общества во имя сохранения экономической и политической целостности Российской Федерации.
К этим условиям относятся:
— официальное признание градостроительной деятельности как одного из важнейших факторов повышения эффективности управления Российской Федерации и внесение ее основных понятий в классификацию видов экономической деятельности и в бюджетный кодекс;
— утверждение информационной технологии взаимодействия градостроительного и экономического прогнозирования на всех уровнях территориального управления;
— официальное признание градостроительного права как самостоятельного сегмента права, обеспечивающего синтез хозяйственного, экологического, имущественного, ресурсного и земельного права с точки зрения реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную среду;
— «узаконивание» многоуровневого характера градостроительной документации, закрепление за ней источников финансирования и выделение на 2004 год средств для разработки этой документации федерального уровня;
4.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ РОССИИ
Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что планирование территориального (пространственного) развития рассматривается как обязанность правительства и важнейшее направление его деятельности, обеспечивающее эффективное использование территорий, сохранение и рациональное использование природных ресурсов. Более того, существует многолетний опыт межгосударственного планирования пространственного развития на Европейском континенте, а также в рамках различных программ ООН (Хабитат).
Отсюда основополагающая задача — определить основные положения государственной градостроительной политики и основные направления развития территорий и поселений, и закрепить эти направления решениями исполнительной власти России.
Основные положения государственной градостроительной политики расселения были одобрены Правительством Российской Федерации в 1994 году в составе Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации. Но требуется их уточнение в связи со значительными изменениями в социально-экономическом положении страны и регионов, динамике демографических и миграционных процессов, принятыми за прошедшее десятилетие федеральными Законами и международными документами.
Из этого вытекают следующие важнейшие задачи:
1. Определить основные направления территориального развития в масштабах страны и обеспечить градостроительными средствами включение России в единое мировое рыночное пространство, а также стабильное функционирование и взаимоувязанное развитие федеральных систем расселения, транспортно-коммуникационной и производственной инфраструктур.
Российская Федерация, являясь членом Совета Европы, несет международные обязательства в сфере охраны природы, развития интермодальных коммуникационных коридоров, приграничного сотрудничества и координации территориального развития стран СНГ, Европы и других зарубежных стран в соответствии с «Основополагающими принципами устойчивого пространственного развития Европейского пространственного планирования страны в интересах ее внутреннего развития и с учетом уникального стратегического положения на Евразийском континенте.
Как показал анализ отзывов многих субъектов Российской Федерации на Аналитический доклад Госстроя по Генсхеме расселения, задержка с ее уточнением и отсутствие другой градостроительной документации федерального уровня не позволяет им закончить начатые разработки Территориальных комплексных схем градостроительного планирования своих регионов и генеральных планов городов.
2. Обеспечить интеграцию социально-экономических и территориальных аспектов при разработке планов и программ развития страны и ее регионов, исходя из того, что основа эффективного функционирования экономики — рациональная организация территории.
Это Госстроем неоднократно подчеркивалось при рассмотрении долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития страны. Необходимость учета территориальных аспектов подтверждается данными об экономической эффективности реализации градостроительной документации. При комплексном подходе к развитию территории при реализации крупных инвестиционных проектов сокращается потребность в территории на 10-12%, в инженерно-транспортных коммуникациях — на 50 %, в капитальных вложениях — на 8-15 %, в промышленно-производственном персонале — на 4-5 %.
3. Обеспечить выполнение администрациями субъектов Российской Федерации и органами исполнительной власти местного самоуправления требований федеральных законов и нормативных правовых документов о разработке и реализации градостроительной документации, осуществляя методологическое и нормативное техническое сопровождение этой работы.
4. Развивать и совершенствовать градостроительное законодательство и нормативное техническое обеспечение градостроительной деятельности. Ни о какой государственной градостроительной политике в Российской Федерации не может быть и речи без выработки и уточнения единого понятийного аппарата градостроительной деятельности; без детального уточнения каким должен быть по составу, названию и назначению главный градостроительный документ Российской Федерации; какой должна быть по составу градостроительная документация; по методологии, методике и технологии ее разработки; по выходным показателям каждого вида градостроительной документации и области применения этих показателей; по механизму ответственности за обновление, исполнение градостроительной документации разными уровнями власти и органами местного самоуправления.
В частности, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части обязательности градостроительной документации и выделения средств бюджетов всех уровней для финансирования ее разработки. Внести предложения по изменению бюджетного классификатора и классификатора видов экономической деятельности.
Несмотря на положения Градостроительного кодекса об источниках финансирования градостроительной деятельности, в бюджетах всех уровней, включая федеральный (за редким исключением), не предусмотрено выделение средств на цели градостроительства. Однако развивающиеся рыночные отношения и расширение прав местных самоуправлений должны быть подкреплены их финансовой самостоятельностью. Экономика земельных отношений не является самоцелью, а должна явиться средством рационального землепользования. Средства и ресурсы, извлекаемые в сфере земельных отношений, должны направляться на повышений качества городской среды.
5. Учитывая, что многие города (и территории) получают дотации и целевые средства из федерального или регионального бюджетов, представляется целесообразным обусловить предоставление такой финансовой помощи только при наличии соответствующей градостроительной документации (по аналогии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации о наличии планов социально-экономического развития).
6. Разработать и утвердить проект комплексного плана мероприятий по градостроительству в Российской Федерации.
7. Обеспечить реальную межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области градостроительной деятельности через разработку и реализацию механизма обмена информацией о состоянии и наличии градостроительной документации, фондов инженерных изысканий для строительства, фондов картографических материалов.
8. Определить приоритетными следующие направления работы:
-развитие рынка недвижимости, установление платежей за использование земель и направление этих средств на повышение качества городской (урбанизированной) среды,
— упрощение процесса оформления создания и любого изменения объекта градостроительной деятельности,
— управление имуществом как комплексом объектов градостроительной деятельности.
9. Активизировать на федеральном уровне работы по созданию и ведению государственного градостроительного кадастра.
Существовавший в течение десятилетий уникальный информационный архивный фонд, не имеющий аналогов в мире, а именно данные бюро технической инвентаризации (БТИ), в настоящее время должна стать одним из важнейших источников информации для Градостроительного кадастра и Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности.
Необходимо добиваться создания единой (взаимоувязанной) информационнной системы, включающую функции сбора, хранения и обработки результатов работ по инженерным изысканиям и картографическому обеспечению градостроительной и проектной документации, в виде Государственного фонда градостроительной информации
10. Разработать и ввести в действие положение о государственном контроле за осуществлением градостроительной деятельности.
11. Совершенствовать систему подготовки и переподготовки руководящих кадров, принимающих решения в области градостроительства. Содействовать трудоустройству перспективных молодых специалистов в органы градостроительства исполнительной власти, в государственные предприятия градостроительного направления.
12. Способствовать укреплению материально-технической базы и кадрового состава федеральных проектных и научно-исследовательских организаций, ведущих работы в области градостроительства и инженерных изысканий, а также технической инвентаризации.
13. Укрепить кадровый состав Управлений архитектуры, градостроительства, землепользования и развития территорий Госстроя России, особенно в части реформирования градостроительства, градостроительного кадастра и управления объектами градостроительной деятельности, инженерной защиты территорий и поселений.
По мнению Госстроя РФ сегодня необходимо выработать единую позицию по следующим вопросам:
следует ли создавать отраслевую вертикаль управления градостроительством и выводить руководство градостроительной службы муниципалитетов и субъектов РФ из подчинения местной исполнительной власти или это лишь ухудшит условия работы этой службы;
какими должны быть механизмы учета мнения населения, общественных организаций граждан при принятии градостроительных решений, при обсуждении крупных инвестиционных проектов;
каким образом поднять общественный интерес, более широко привлечь население к решению сложных проблем градостроительного развития; каким образом поднять общественный статус, имидж профессии «градостроитель»;
уточнить какого уровня задачи должны быть отнесены к федеральному уровню ответственности, какие к уровню Субъектов Российской Федерации, а какой уровень задач должен решаться исключительно местным самоуправлением.
К этим задачам относятся, например, перечисленные ниже:
— каким в основе должен быть новый жилищный фонд — индивидуальным усадебным или многоэтажным («отпускать» этажность на откуп инвесторов или сдерживать) и каково должно быть соотношение между централизованными, децентрализованными и автономными системами инженерного обеспечения в разных типах градостроительной ситуации;
— как следует относиться к субурбанизации и застройке лесопарковых поясов крупных городов, развитию застройки вдоль линейных объектов;
— пятно застройки в городах, особенно крупных, крупнейших, должно быть стабилизировано, или оно должно расширяться;
— как спасать существующий жилой фонд, инженерную инфраструктуру поселений на вечной мерзлоте, в районах крайнего севера, в связи с ее разрушением и надо ли это делать или ориентироваться на создание новых поселений;
— следует ли в условиях сокращения численности населения страны и недопустимости широкой иностранной миграции, ограничивать экономическими методами рост экономической активности в крупных городах, сохраняя население в периферийных системах расселения субъектов федерации, или идти на обезлюдение периферии в соответствии с реально складывающейся конъюнктурой рынка в территориальном разрезах;
— существует ли в условиях современной России вообще проблема поддержания пропорционального развития всех систем расселения и типов поселений;
— надо ли предотвращать (сдерживать) покупку земельных участков для будущих объектов общего пользования;
— какой должна быть технология взаимодействия всех уровней власти при разработке, финансировании и утверждении градостроительной документации муниципальных образований.
Особенности автовышки на 22 метраПри рассмотрении специализированной техники, которую можно арендовать в Москве или.
Двери межкомнатные раздвижные на заказ из Италии в МосквеТрудно представить себе дом или квартиру, где бы отсутствовали двери.
Применение стальных фланцевСтальные фланцы используются в трубопроводной системе в качестве соединительных деталей.
Варианты покупки участка в коттеджном поселкеВыбирать вариант покупки земельного участка в коттеджном поселке следует, ориентируясь.
Как отремонтировать настенные панели в спальнеНужно отметить, что настенные плиты достаточно активно используются не только.
Пар на страже чистоты Вашей недвижимостиВо многих жилищах из числа бытовой техники, использующей в своей.
Энергоаудит предприятийЦелями и задачами энергоаудита предприятий можно назвать определение наиболее энергоемкий.
Пленочные системы теплого полаТеплый пол с электрической системой обогрева позволяет начать отопление независимо.
Выбор лучшей плитки для ваннойКрасивая плитка и правильное освещение в ванной комнате создают хорошие.
Источник: build.rin.ru