На выполнение проверочной работы по истории 5 классу даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложены задания по истории родного края.
Варианты ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами:
Вариант №1 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №2 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №3 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №4 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №5 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №6 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №7 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №8 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №9 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №10 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №11 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №12 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №13 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №14 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №15 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №16 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №17 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №18 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №19 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Вариант №20 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами
Сложные задания с вариантов ВПР:
1)Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Когда император объединил всю страну под своей властью, он решил построить стену вдоль всей границы, соединить между собой крепости, возведённые раньше разными князьями.
История одного города. Михаил Салтыков-Щедрин
Император поручил строительство стены своему военачальнику и приказал ему набрать триста тысяч человек для этой работы. И люди были собраны в короткий срок. Здесь были военнопленные рабы, захваченные во время войн. Из всех тюрем взяли осуждённых преступников. И всё же людей не хватало.
Тогда из селений и городов собрали земледельцев и ремесленников, и всю эту огромную армию погнали надсмотрщики на границу строить стену».
2)Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Правление Цинь Шихуана, создание библиотеки глиняных книг, внутренняя политика Дария I, образование единого государства в долине Нила, проведение Олимпийских игр, зарождение буддизма.
3)Назовите один факт из истории Вашего региона, благодаря которому Ваш регион стал известен всей стране.
4)Какое значение имеет этот исторический факт для истории Вашего региона, или нашей страны, или мира в целом?
5)Прочтите отрывок из сочинения древнего географа и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «…Итак, весь остров имеет в окружности примерно три тысячи стадиев, называют его вместе с противолежащей речной площадью Дельты Нижней страной; она вся скрывается при разливах Нила и, за исключением жилищ, становится морем; последние воздвигаются на естественных холмах или насыпях, так что значительные города и деревни имеют издали вид островов. Больше сорока дней держится летом вода на высоте, пока не начинает понемногу спадать; так же обстоит дело и при подъёме [воды]; в течение шестидесяти дней равнина окончательно обнажается и высыхает; чем быстрее происходит высыхание, тем скорее совершаются пахота и посев, и скорее всего там, где жарче».
Мать 5 детей каждый день лепит по 300 глиняных кирпичей
6)Назовите одного любого исторического деятеля, память о котором увековечена в Вашем регионе в названии населённого пункта, улицы, парка и т.п.
7)Чем известен этот исторический деятель, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?
8)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «…Работали же непрерывно каждые три месяца по сто тысяч людей. Времени же прошло, как говорят, десять лет, пока народ томился над проведением дороги, по которой таскали камни, труд только немного легче сооружения пирамиды, как мне кажется (ибо длина её – пять стадиев, ширина же – десять оргий, высота же, где она всего выше – восемь оргий, причем она сделана из шлифованного камня с высеченными на нём изображениями живых существ); и вот на постройку этой дороги и подземных помещений в том холме, на котором стоят пирамиды, пошло десять лет; эти помещения он [Хеопс] сделал себе усыпальницей на острове, проведя канал от Нила. На сооружение же самой пирамиды пошло, как говорят, двадцать лет».
9)Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Завоевания фараона Тутмоса III, начало чеканки первой в мире монеты, основные изобретения жителей Поднебесной, строительство городов из глины, правление царя Ашоки, воспитание юношей в Спарте.
10)Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве.
Мы живём свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности. Говоря коротко, я утверждаю, что всё наше государство – центр просвещения Эллады».
11)Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Установив области и назначив их управителей, Дарий приказал, чтобы подати поступали ему по народам; при этом он причислил к каждому из народов его ближайших соседей и, кроме того, пропуская непосредственных соседей, тот или другой из более отдаленных народов. Области же и ежегодное поступление податей он распределил сообразно следующим основаниям: тем из них, которые платили серебром, было сказано платить талант по вавилонскому весу, тем же, которые платили золотом, – по эвбейскому весу, вавилонский же талант равен семидесяти эвбейским минам. Ибо в правление Кира, а также и Камбиза не было установлено ничего относительно дани, но подданные приносили подарки; из-за этого же установления дани и других, близких к этому мероприятий, персы говорят, что Дарий был торгашом, Камбиз – деспотом, Кир же – отцом, первый – потому что вносил во все дела дух торгашества, другой – потому что был суров и высокомерен, третий же – потому что был кроток и предоставил им все блага».
12)Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Троянская война, завоевания Тутмоса III, правление Цинь Шихуана, развитие земледелия на берегах Ганга, осада Иерихона, правление Дария I.
13)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «I-93. Вследствие происхождения из наилучшей части тела [Брахмы], вследствие первородства, знания Веды, брахман по праву господин всего этого творения. I-96.
Из живых существ наилучшими считаются одушевлённые, между одушевлёнными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы. X-3. Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман – владыка варн. X-4. Брахманы, кшатрии и вайшьи – три варны дважды рождённых, четвёртая же шудры – рождённые один раз, пятой же нет».
14)Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме. Санскрит, акрополь, десять заповедей, патриции, клинопись, Мемфис.
15)Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Вера в Амона-Ра, начало чеканки первой в мире монеты, битва у Фермопил, строительство храма Соломона, вера в переселение душ, создание библиотеки глиняных книг.
16)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей территории, на которой были расположены шумерские городагосударства Ур, Урук, Лагаш.
17)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Враждебно настроенные против лакедемонян илоты и мессенцы сперва держались спокойно, боясь могущества и силы Спарты.
Когда же они увидели, что землетрясение погубило большую их часть, они с пренебрежением стали смотреть на оставшихся в незначительном числе живых и, объединившись между собой, начали войну противлакедемонян. Но царь лакедемонян Архидам благодаря своей предусмотрительности спас многих граждан из-под развалин и смело выступил на войну против нападающих. В то время, когда город подвергался ужасам землетрясения, он первый из всех лакедемонян, захватив полное вооружение, выбежал из города на открытое место и приказал другим гражданам сделать то же самое. Те спартиаты, которые его послушались, избежали опасности и остались в живых. Царь Архидам собрал их в боевой строй и приготовился к войне с повстанцами».
18)Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме. Зиккурат, «сын неба», агора, сатрап, суд Соломона, Ганг.
19)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), где полностью или частично было расположено государство, в котором правил Дарий Первый.
20)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей государства, в котором правил Дарий Первый.
21)Прочтите отрывок из исторического документа и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «…Тогда его величество издал приказ своему войску, говоря: «Сражайтесь хорошо, войска мои храбрые! Вот, находятся все чужеземные страны в этом городе согласно приказу Ра сегодня, ибо все князья всех стран собраны в этом городе, ибо взятие тысячи городов – это взятие Мегиддо. Сражайтесь храбро, храбро!» И всё, что делал его величество против этого города, против того презренного врага с его презренным войском, – отмечалось ежедневно… и было оно запечатлено на кожаном свитке в храме Амона…».
22)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично расположена страна, где жил Конфуций.
23)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, где жил Конфуций.
24)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), где полностью или частично было расположено государство, в котором был изобретён древнейший алфавит.
25)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично расположена страна, где для защиты от набегов гуннов была построена Великая стена.
26)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, где для защиты от набегов гуннов была построена Великая стена.
27)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), где полностью или частично было расположено государство, в котором были написаны законы царя Хаммурапи.
28)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей государства, в котором были написаны законы царя Хаммурапи.
29)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично находится река Евфрат.
30)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей территории, расположенной в бассейне реки Евфрат.
31)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично находится река Тигр.
32)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей территории, расположенной в бассейне реки Тигр.
33)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «В противоположность большинству греков, счёл Ликург необходимым и следующее. В остальных государствах каждый распоряжается сам своими детьми, рабами и имуществом; а Ликург, желая устроить так, чтобы граждане не вредили друг другу, а приносили пользу, предоставил каждому одинаково распоряжаться как своими детьми, так и чужими: ведь если всякий будет знать, что перед ним находятся отцы тех детей, которыми он распоряжается, то неизбежно он будет ими распоряжаться так, как он хотел бы, чтобы относились к его собственным детям. Если мальчик, побитый кем-нибудь посторонним, жалуется отцу, считается постыдным, если отец не побьёт сына ещё раз. Так спартанцы уверены в том, что никто из них не приказывает мальчикам ничего постыдного».
34)Заштрихуйте на контурной карте четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором расположен город Иерусалим.
35)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, в которой расположен город Иерусалим.
36)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Был афинянин Килон, победитель на олимпийских состязаниях, человек древнего знатного рода и влиятельный; он женился на дочери мегарца Феагена, в то время бывшего тираном в Метарах. Когда Килон вопрошал Дельфийский оракул, тот дал ему прорицание захватить афинский акрополь во время величайшего праздника Зевса. Килон получил от Феагена войско, подговорил своих друзей и, когда наступили Олимпии, празднуемые в Пелопоннесе, захватил акрополь с целью сделаться тираном; празднество это он считал величайшим зевсовым праздником, имеющим ближайшее отношение к нему, как к победителю на олимпийских состязаниях».
Источник: 100ballnik.com
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 8
Вера в «страну мертвых» берет начало в далекие первобытные времена. Первобытные люди представляли себе жизнь душ предков в «стране мертвых» аналогичной собственной жизни. Души предков переселяются в далекую «страну мертвых», живут там родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в его могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, оружие, украшения.
1. С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг? Зачем в гробницу помещали фигурки работников?
Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня может ожить. Поэтому на стенах гробницы изображали дом, семью вельможи и самого вельможу, чтобы тот мог после смерти жить так же, как и при жизни. Фигурки работников помещали в гробницу, чтобы те могли служить вельможе в «стране мертвых».
2. Как жили и чем занимались вельможи на службе фараона? Откуда учёным об этом известно?
Исследуя гробницы вельмож, ученые получили возможность изучать рисунки и надписи, рассказывающие о жизни и достижениях вельможи. Надписи повествовали, чем занимались при жизни вельможи и какими милостями были осыпаны. Вельможи были ближайшими слугами и советниками фараона и выполняли его поручения. Вельможи могли распоряжаться работами в каменоломнях, принадлежащих фараону, вершить суд и расправу, следить за уплатой земледельцами налога, возглавлять военные походы или «носить царские сандали».
Ответьте на вопросы
Познакомьтесь с документом — отрывком из древнеегипетской повести о Синухете (см. с. 45).
1. Что можно узнать из повести об опасностях передвижения по пустыне? о чувствах, которые испытывал вельможа при виде фараона?
Из отрывка древнеегипетской повести видно, насколько опасна пустыня для одинокого путника. Жажда и отсутствие воды неизбежно убьет путника. Днем жгучее солнце иссушает человека, ночью холод пробирает до костей. Бежать в одиночку в пустыню — равносильно самоубийству. Однако страх и благоговение перед фараоном неизмеримо больше.
Именно страх гнева фараона погнал Синухета в пески. И именно предложение фараона заставило вельможу вернуться в Египет. Степень почитания фараона ярко продемонстрирована в тексте, когда Синухет упал и потерял сознание, только от того, что он снова увидел фараона.
2. Почему гробницу для Синухета, так же как и для других вельмож, сооружали из камня, а жилые дома и дворцы — из глиняных кирпичей?
В тексте повести не сказано, что гробница Синухета была из камня. Говорится лишь о том, что ее сооружали каменщики. Не опровергая выдвинутого предположения о каменной гробницы, следует напомнить, что на начальных этапах египетской цивилизации (периоды Раннего и Древнего царств) гробницы фараонов и вельмож строились и из кирпича. Такие гробницы назывались мастабами.
Объективно предположить, что гробница из камня намного долговечнее, чем гробница из кирпича. Поэтому в более поздние периоды Древнеегипетской истории наблюдается переход к строительству гробниц из камня. А обожженный кирпич по-прежнему использовали для строительства домов богатых египтян.
Рассмотрите древнеегипетское изображение «Наказание палками» (см. с. 44). Мог ли избиваемый человек быть земледельцем, или строителем гробниц, или вельможей? Если да, то вообразите, за что мог быть наказан каждый из них.
Избиваемый человек мог быть кем угодно, кроме фараона. Несмотря на то, что вельможи по указанию фараона могли вести суд и назначать наказания египтянам, сами вельможи тоже могли быть подвергнуты наказанию по требованию фараона.
Однако, стоит заметить, что в Древнем Египте существовало четкое понимание, какое наказание может понести человек за то или иное преступление или правонарушение. Обычно избиению палками подвергались люди, совершившие небольшие правонарушения. Этот вид наказания рассматривался как телесное повреждение, принуждающее человека к выполнению своих обязательств. По большей части такому виду наказания подвергались незнатные египтяне.
За более серьезные преступления против государства, чести или религии полагалась смертная казнь, иногда сопровождавшаяся лишением имени (египтяне считали, что любое преступление — это преступление души, а не тела, поэтому за серьезное преступление человек должен нести не только телесное, но и духовное наказание). Одним из видов смертной казни было избиение палками до смерти виновного. Такому смертному приговору могли подвергнуться и знатные люди.
Источник: history-gdz.ru
Презентация на тему «Древнее Двуречье»
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Презентация на тему «Древнее Двуречье» рассказывает о городах, сделанные из глиняных кирпичей, башнях, достающие до неба в этой стране.
1.Страна 2-х рек.
2.Города из глиняных кирпичей.
3.Башни от земли до неба.
4.Письмена на глиняных табличках.
Древнее Двуречье
Слайд 2
Выберите правильный ответ
Для хранения папирус:
- Сворачивали в свиток
- Помещали в папку
- Клали под пресс
Появление астрономии было связано с:
- Торговлей
- Ремеслом
- Земледелием
Слайд 3
Древнее Двуречье
Слайд 4
План урока
1.Страна 2-х рек.2.Города из глиняных кирпичей.3.Башни от земли до неба.4.Письмена на глиняных табличках.
Слайд 5
Задание на урок
- Сравните природные условия Египта и Междуречья.
- Как они повлияли на образ жизни населения этих двух стран?
Слайд 6
1.Страна 2-х рек
- Двуречье — это страна,лежащая между 2-х рек -Тигром и Евфратом.
- Опишите природные условия Двуречья и попытайтесь определить,чем занимались его жители?
- Около 5 тыс.лет назад здесь одновременно с Египтом возникло государство.
Слайд 7
2.Города из глиняных кирпичей
- Поселения стали превращаться в города.Они стояли на берегах рек.
- Основным материалом в строительстве была глина,из которой делали кирпичи.
- Кирпич сушили на солнце, поэтому крепостные стены делали очень широкими.
Слайд 8
3.Башни от земли до неба
- В центре городов строили ступенчатую башню. Каждый этаж был окрашен в свой цвет.
- Башни посвящались разным богам. На вершину башни поднимались лишь жрецы.Звездочеты вели наблюдения за планетами и звездами.
- В основе счета в Двуречье лежало число 60.
Слайд 9
Источник: pptcloud.ru
Почему гробницу для Синухета как и для других вельмож сооружали из камня?
Почему гробницу для Синухета, так же как и для других вельмож сооружали из камня, а жилые дома и дворцы из глиняных кирпичей? История древнего мира, 5 класс, Древний Египет.
Чтобы ответить на этот вопрос, важно понимание того, как древние египтяне относились к теме смерти и загробной жизни. Фараон по представлениям древних египтян, то есть его дух, будет жить пока цело его тело. Поэтому тела бальзамировали. Фараон после смерти по религиозным представлениям египтян мог стать даже божеством и, конечно, в таком случае он будет покровительствовать своему народу. Исходя из этих соображений, телу фараона нужно обеспечить хорошую сохранность на века во имя процветания страны.
А для людей строили жилые дома из глины, потому что, ну какой смысл? Жизнь человека коротка — много ли ему надо, а после его смерти от духа простого человека ничего и не зависит.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Шумерские города-государства описание кратко и обозначение на карте (5 класс, история)
Шумерские города-государства на карте Древнего мира следует искать на территории Двуречья или Междуречья, то есть современного Ирака, а точнее его южной части. Климатические условия способствовали появлению на рубеже IV-III тыс. до н.э. на тех землях одного из первых центров цивилизации.
Особенности цивилизации
Себя шумеры называли “черноголовые”. Они относились к несемитскому населению Двуречья, этим они отличались от ассирийцев, вавилонян и аккадцев. Об их происхождении и языке до сих пор ученым известно мало.
Рис. 1. Шумерские города карта.
Развитие цивилизации шумеров связано с процессами, которые происходили в IV тыс. до н.э. на территории Двуречья. Земли там были плодородные, рост производства с/х продукции привел к росту численности населения, а это сопровождалось увеличением расслоения и выделением знати. В южной части Междуречья появилось монументальное строительство, началось развитие торговли, произошло освоение обработки металлов (меди).
Следовательно, стали появляться ирригационные сети, города, номовое устройство (территориальные округа), цари-жрецы, храмы и полупиктографическая письменность. Период расцвета шумерской цивилизации пришелся на XXVIII-XXIV века до н.э. Он сопровождался строительством дворцов и зиккуратов, которые напоминали ступенчатые пирамиды. Их название означало “святая гора”. Стены зиккуратов были окрашены в черный, белый и красный цвета.
С шумерами ученые связывают изобретение гончарного круга, пивоварения, колеса, сырковых кирпичей, некоторых сельскохозяйственные орудий. Они строили дома из тростникового плетня, так как дерева и камня в Междуречье было мало.
Рис. 2. Шумерские города.
Основные шумерские центры
Некоторые из них претендуют на звание самого старого города планеты. Например, Эреду на юге современного Ирака. Земли вокруг него стали центром одноименной земледельческой культуры на рубеже VI-V тыс. до н.э. Возможно, в те годы вблизи него находилось побережье Персидского залива.
В городе было много разнообразных построек, самой важной среди них следует считать храм бога мудрости Энки – Акифер. К 2900 году до н.э. Город занимал площадь в 10 га, в нем имелось 18 храмов и недостроенный зиккурат. К 2050 году он потерял свое значение, пришел в упадок и запустел в 600 году до н.э. С Эреду шумерская мифология связывает появление мифического первого человека-полубога – Адапы.
Не менее важным центром цивилизации шумеров и одним из древнейших городов на планете является Ур. Он даже в Ветхом Завете упоминается как родина Авраама. Город существовал с VI по III тыс. до н.э. В нем археологи нашли царские гробницы, гавань, дворец, мавзолей, клинописный архив, цилиндрические печати и следы человеческих жертвоприношений. В 2300 году до н.э.
Ур был захвачен аккадским царем Саргоном. В XXI веке он пережил расцвет как столица шумеро-аккадского царства.
В сравнении с ними, более молодым городом был, например, Шуруппак. Политического значения он не имел, зато представлял собой центр распределения зерна. Его строительство относится к IV тыс. до н.э.
По пути к Шуруппаку из Ура стоял город Урук, где правил герой эпоса Гильгамеш в XXVI веке до н.э. К востоку от Шуруппака находился город Лагаш. Где в XXII веке до н.э. правил Гудеа. Его образ был воплощен в виде статуэтки.
Рис. 3. Города шумеров.
Что мы узнали?
Шумерские города государства в школьном курсе истории проходят в 5 классе. Основными были Ур, Урук, Эреду, Лагаш. Они пережили расцвет и упадок в III тыс. до н.э.
Источник: sprint-olympic.ru