Строительство храма василия блаженного при ком

Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире. Предания гласят, что создателей прекрасного храма лишили зрения по приказу Ивана Грозного, в сложные постреволюционные годы строение не разрешал снести сам Сталин, а во время Великой Отечественной войны собор был надежно спрятан от обстрелов.

08.11.-30.04 с 11:00 до 17:00. 01.05.-31.05 с 11:00 до 18:00. 01.06.-24.08 с 10:00 до 19:00, кроме среды. 25.08.-03.09 с 10:00 до 16:00, кроме среды. 04.09.-07.11. с 11:00 до 18:00.

Адрес: Россия, Москва, Красная площадь.

Время работы: 08.11.-30.04 с 11:00 до 17:00.

01.05.-31.05 с 11:00 до 18:00.

01.06.-24.08 с 10:00 до 19:00, кроме среды.

25.08.-03.09 с 10:00 до 16:00, кроме среды.

04.09.-07.11. с 11:00 до 18:00.

Службы проводятся каждый воскресный день, а также во второй день Пасхи. Начало в 10:00.

Храм Василия Блаженного

Цена билета: вход – от 150 RUB.

Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире. Предания гласят, что создателей прекрасного храма лишили зрения по приказу Ивана Грозного, в сложные постреволюционные годы строение не разрешал снести сам Сталин, а во время Великой Отечественной войны собор был надежно спрятан от обстрелов.

История строительства

Первоначально на месте собора возвышалась деревянная церковь, вокруг которой после походов на Казань строились дополнительные храмы. Когда Казань окончательно была завоевана московским правителем, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить весь архитектурный комплекс в камне, дабы увековечить славную победу в веках.

Согласно первому плану центральных храм должны были украсить семь церквей, однако для симметрии число строений увеличили до восьми. Так, на одном основании были возведены девять самостоятельных храмов и одна звонница. Каждый храм венчал купол с уникальным рисунком. Грандиозное 65-метровое сооружение было построено всего за шесть лет. Вплоть до начала XVII столетия храм был самым высоким столичным строением.

Экстерьер храма. Фото:

Несмотря на официальное название – собор Покрова на Рву, в народе он известен прежде всего как Храм Василия Блаженного. Согласно преданию, московский юродивый Василий Блаженный, известный своим даром прорицательства и чудотворными делами, собирал пожертвования на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Сын Ивана Грозного распорядился о строительстве церкви в честь святого, которая также стала частью композиции Покровского собора. Эта церковь была единственной открытой для прихожан на протяжении всего дня. Именно по названию обители весь собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

До настоящего времени доподлинно не известно, кто же построил легендарный храм – русские зодчие или иностранные мастера. Согласно самому популярному варианту, собор строили московские архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев. Другие исследователи склоняются к тому, что на самом деле автором собора выступил европейский мастер, указывая на то, что в древне-русской архитектуре нет аналогов храма, хотя в европейской похожие строения встречаются.

Тайны собора Василия Блаженного. Вместо урока истории. 0030

Внешнее и внутреннее убранство. Иконостас

Храм имеет сложную структуру. Главная столпообразная церковь в честь Покрова Божией Матери, с четырех сторон окружена осевыми церквями, между которыми находятся еще четыре церкви меньшего размера. Во второй половине XVII века к комплексу была пристроена Шатровая колокольня.

Внутреннее убранство девяти храмов отличается по стилистике, цветовой гамме и манере исполнения. Стены оформлены масляной росписью, но кое-где сохранились изначальные фрески XVI столетия. Одна из самых почитаемых святынь храма – резная арка над захоронением Василия Блаженного.

Главная ценность собора – его уникальный иконостас, в котором собрано более четырех сотен икон XVI-XIX столетий, исполненных новгородскими и московскими мастерами церковной живописи. Иконостас был создан в конце XIX столетия по проекту архитектора Павлинова. Иконы XIX века написаны московским иконописцем и реставратором О. Чириковым.

Как добраться

Храм входит в архитектурный ансамбль Красной площади. Добраться можно классическим способом – на метро, или наземным транспортом — на автобусах № 158, м5 до одноименной остановки по улице Варварка, после чего проследовать к месту назначения через Васильевский Спуск.

От вокзалов удобнее доехать на метро. Ближайшие к площади станции – «Охотный ряд», «Китай-город», «Театральная», «Площадь революции».

Экскурсии в храме

Покровский храм сегодня – действующий собор русской православной церкви и филиал Исторического музея. Вход в храм платный. Полная стоимость билета – 500 рублей, льготная – 150 рублей. В последнее воскресенье месяца студенты, школьники, а также представители многодетных семей могут пройти бесплатно.

Сборные экскурсии в Храм Христа Спасителя проводят сотрудники музея по отдельному расписанию. Доплата за экскурсионную программу – 100 рублей с человека.

Источник: www.sputnik8.com

МОСКОВСКИЙ ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства. Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Иоанна IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг. окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 году) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским.

Для строительства храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»). Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году. Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Иоанна Грозного.

Собор Василия Блаженного на Красной площади
Собор Василия Блаженного на Красной площади

На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим. Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено. Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг., когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра.

Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи».

Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора. В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного. В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

В XVII веке над северной частью церкви св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей. На начало XXI века в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного».

Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн Большой Колпак (+ 1589).

Во второй половине XVI-XVII веков Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

В 1737 году во время большого пожара собор сильно обгорел, его реставрацией занимался архитектор Иван Федорович Мичурин.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством по декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года.

В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея).

В 1920-е годы были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 1960-е годы проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля.

Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Читайте также:  Как поставить на учет вспомогательное здание без разрешения на строительство

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве» между Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем. Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

Покровский собор — один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Настоятели

  • Димитрий (1584 — 1605)
  • Гаврила (Гаврило) (1598 — 1627)
  • Иоанн Лаврентьев 1629 — 1636
  • Викула Варламов (1636 — 1648)
  • Владимир (1649 — 1653)
  • Григорий (1653)
  • Иоанн (1654)
  • Артемий (в постриге Аврамий) (1654 — сентябрь 1655)
  • Евстратей (1655)
  • Савва (1666)
  • Максим Иванов (1666 — 1679)
  • Дмитрий Григорьев (1679)
  • Иоанн Васильев (1685 – 2 декабря 1689)
  • Иоанн (1689 — 1692)
  • Михаил Григорьев (1693 — 1723)
  • Василий Иванов (1723 — 1726)
  • Григорий Михайлов (1726 — 1731)
  • Иоанн Климонтов (Климентов) (декабрь 1731 – 1744)
  • Тимофей Фёдоров (6 августа 1744 — 3 мая 1751)
  • Иоанн Алексеев (1751 — 1760)
  • Иоанн Васильев (10 июня 1760 — 1763)
  • Прохор Алексеев (1763)
  • Фёдор Иванов (1764 — 1771)
  • Иоанн Антипов (24 ноября 1771 – 3 октября 1773)
  • Иоанн Харламов (1773 — 1790)
  • Афанасий Ильинский (1791 — 1811)
  • Иоанн Шумилин-Платонов (22 февраля 1811 — 1831)
  • Иоанн Левшин (28 апреля 1831 — 13 августа 1853)
  • Александр Воскресенский (31 октября 1853 — 23 ноября 1873)
  • Николай Надеждин (12 декабря 1873 — 30 декабря 1890)
  • Константин Богоявленский (19 января 1891 — 27 мая 1913)
  • сщмч. Иоанн Восторгов (1913 — 5 сентября 1918)
  • Иоанн Ковалевский (1918 — 1921)
  • Иоанн Кузнецов (1921 — 1923)
  • Пётр Сахаров (1923 — 1929)

Использованные материалы

  • Сост. Е.М. Юхименко. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного)
  • http://www.patriarchia.ru/db/text/1559602.html
  • https://shm.ru/books/elektronnye-izdaniya/

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

«МОСКОВСКИЙ ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО» еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Источник: drevo-info.ru

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Обширное пространство Красной площади завершает большое, нарядное здание церкви. Это православный храм св. Василия Блаженного, история которого восходит к XVI в., эпохе царя Ивана Грозного, является самым известным символом средневековой русской церковной архитектуры. Храм выглядит весьма необычно.

Обилие куполов, яркая раскраска – все это трактуется как символ Небесного Иерусалима, который описан в евангельском «Откровении» Иоанна Богослова как райский город, сияющий драгоценными камнями. Уникальна и планировка Собора, — внутри это не единое пространство, а девять церквей и колокольня на одном фундаменте, соединенных галереями.

Несмотря на свой огромный размер, собор Василия Блаженного не подходит для совершения пышных праздничных служб, так как каждая из его церквей представляет собой отдельное столпообразное пространство с небольшой площадью основания.

В советское время собор был превращен в музей. С 1991 г. он находится в совместном ведении музея и Русской Православной Церкви; богослужения возобновлены и совершаются каждую неделю в церкви Василия Блаженного. Иногда в соборе выступают хоровые ансамбли, исполняющие русскую духовную музыку.

История создания храма

Второе и первоначальное название храма — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Он был построен при царе Иване Грозном в середине XVI в. в честь взятия города Казани, столицы могущественного Казанского Ханства. Эта победа стала огромным военным успехом Руси. Верующие люди не сомневались, что ни одна битва не выигрывалась без помощи Божьей, и решили выразить Ему благодарность строительством богато украшенной церкви.

3_s

В 1553 г. на Красной площади был возведен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Выбор посвящения не был случайным: в день этого церковного праздника начался решающий штурм Казани. Деревянный храм был временным: уже через два года началось строительство каменного храма. Автором его проекта стал русский зодчий Барма Постник.

Как и в деревянном храме, престолы каменного собора были посвящены святым или праздникам, дни которых приходились на события военной кампании. Например, одно из важных событий Казанского похода – разгром конницы татарского царевича Япанчи — пришлось на 30 августа, поэтому появился придел Трех Патриархов Константинопольских. Особая история у названия церкви свв.

Адриана и Наталии. Ранее она была посвящена свв. Киприану и Иустине, в день памяти которых была взята Казань. Но в XVIII в. одна из прихожанок пожертвовала собору крупную сумму, попросив переосвятить этот придел в честь своей небесной покровительницы ‒ мученицы Наталии.

Красота храма поразила современников. Существует даже легенда, что Иван Грозный приказал ослепить строителей собора, чтобы они никогда не смогли повторить ничего подобного. Историки, однако, опровергают этот миф: существуют сведения, что Барма Постник участвовал позднее как архитектор в восстановлении Казани.

Архитектура и убранство храма

Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое. Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.

2_s

Собор выглядит очень нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок. Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, которая не переходит в пестроту. Собор очень тектоничен: красный цвет стены доминирует, а белым выделяются лишь декоративные элементы. При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.

Зодчему удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство со множеством приделов, Барма Постник ставит на один подклет девять небольших самостоятельных церквей. В центре расположена главная церковь, посвященная Покрову Богородицы, а остальные восемь размещены вокруг нее. При этом композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного варьируется, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство на восточной стороне. Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре.

shutterstock.com

Все церкви объединены двумя галереями. Первая ‒ внутренняя, вокруг Покровской церкви, вторая ‒ внешняя, опоясывающая все девять храмов. Когда-то внешняя галерея была открытой, но в XVII в. ее перекрыли сводами. В это же время появились перекрытые шатрами крыльца над лестницами. Чуть раньше, в 1588 г., к собору пристроили еще один, десятый храм – в честь св.

Василия Блаженного.

В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.).

Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев. В наши дни в каждой церкви создано удачное освещение, что дает возможность внимательно рассмотреть каждый образ.

5_s

Известно, что на месте собора Василия Блаженного раньше находилась церковь св. Троицы, и один из приделов нынешнего храма сохранил такое посвящение. Он примечателен прекрасным иконостасом, составленным из древних образов (в том числе XVI в.). В церкви Трех Патриархов Константинопольских хорошо сохранилось оформление XIX в.: фрески и иконостас. В церкви Николы Великорецкого реставраторами был обнаружен сохранившийся дубовый пол – скорее всего, раньше деревянные полы были во всем соборе.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

shutterstock.com

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным подвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.

В течение столетий в день праздника Входа Господня в Иерусалим Покровский собор становился конечной целью большого крестного хода, который во главе с патриархом выдвигался из Успенского собора Московского Кремля. Патриарх ехал на ослике, наглядно символизируя путь Христа. После окончания шествия на Лобном месте (возвышение у собора) происходила завершающая часть службы с чтением Евангелия. Кстати, вопреки распространенному заблуждению, Лобное место не предназначалось для казней: это была трибуна для зачитывания царских указов и обращения к народу.

всего оценок: 26, средняя оценка: 4,35 (из 5)

Источник: ru.moscovery.com

Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.

Собор Василия Блаженного

Всего 78 фото

Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе.

Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, — сказал тогда коротко Сталин…

Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.

Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года – с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.

Читайте также:  Оформление квартиры при долевом строительстве и ипотеке

Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.

В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях – осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное – это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.

Собор Василия Блаженного

У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области правосланой архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и инитересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники – как говориться — не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора – мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Собор Василия Блаженного

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.

Собор Василия Блаженного

По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.

Собор Василия Блаженного

У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом. )
05.

Собор Василия Блаженного

Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.

Собор Василия Блаженного

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) — святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.

Собор Василия Блаженного

Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.

Собор Василия Блаженного

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.

Собор Василия Блаженного

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.

Архитектура храма Василия Блаженного

Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма.

Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл — она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.

12.

Собор Василия Блаженного

Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах.

Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть – это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом – так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви – восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором – кокошниками.
13.

Собор Василия Блаженного

По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию – сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты – центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви – в два раза больше малых.
14.

Собор Василия Блаженного

Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие – это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея – реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение – сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

— В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально — в честь священномучеников. Киприана и Иустины — 2 октября).

— Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября).

Собор Василия Блаженного

— Григория Армянского (30 сентября).
16.

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

18.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.

20.

Собор Василия Блаженного

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.

Собор Василия Блаженного

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Подклет (1-й этаж)

В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений — около 6,5 м.

Собор Василия Блаженного. Первый уровень - подклет.

На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете — церкви второго уровня собора.
23.

Собор Василия Блаженного

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

Собор Василия Блаженного

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора.

Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Храм Василия Блаженного

Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.

Собор Василия Блаженного

Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора.
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.
29.

В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году — единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Читайте также:  Строительство дома индивидуальный проект что это

Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева — на фото ниже).
30.

Храм Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.

В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.

Собор Василия Блаженного

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись.

На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Это большое северное крыльцо — через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.

34.

Собственно, вот такие виды с него можно снять.
35.

36.

Собор Василия Блаженного

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.

Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.

49.

50.

51.

52.

53.

Храм Василия Блаженного

Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же — были найдены каменные ядра и старинные пушки.
54.

Вертикали Собора завораживают — ты просто не можешь оторваться от этой Красоты. особенно на фоне бесконечных голубых небес.
55.

56.

57.

58.

59.

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х г. её сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединёнными арочными пролётами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.

Собор Василия Блаженного. Колокольня.

Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, жёлтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зелёной черепицей. Завершает шатёр небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.

Внутри открытой площадки и в арочных проёмах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.

На фасаде колокольни относительно недавно открыта и воссоздана Икона Покрова Богородицы с предстоящими Иоанном и Василием Блаженными. 1780 г.
63.

64.

65.

Сейчас мы обошли колокольню и находимся с восточной стороны собора.
66.

67.

68.

69.

Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене Троицкой церкви собора.
70.

71.

Написана икона в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. и находилась некогда над входом в придел Василия Блаженного.
72.

73.

Придел подклета Троицкой церкви собора Василия Блаженного. Его название мне так и не удалось найти.
74.

75.

76.

77.

78.

Первая часть нашего осмотра Собора Василия Блаженного закончена. Во второй и третьей частях мы внимательно рассмотрим внутренние пространства музея собора, церковь Василия Блаженного (первый уровень) и все церкви собора, что находятся на втором уровне. Перейти ко второй части.

Портал По городам и странам. Храм Покрова Богородицы на рву (церковь Василия Блаженного).
Портал «Храмы России». Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву.
Википедия

Источник: barucaba.livejournal.com

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного на Красной площади имеет богатую историю, интересен своей архитектурной концепцией, собор действует как музей и здесь организуют разного рода экскурсии.

Собор Василия Блаженного — популярный памятник православного христианства и русского зодчества. Он возвышается в центре Москвы. Датируется XVI веком.

Каноническое название постройки – собор Покрова Божией Матери, что на Рву. Другой вариант именования – собор Покрова Пресвятой Богородицы. Также известен многим как Покровский.

Интересно! Привязка «на рву» в названии также не случайна. Вплоть до 1813 года рядом с Кремлевской стеной был прокопан ров оборонительного назначения.

На самом деле собор Покрова Божией Матери — это не одна, а несколько церквей, объединенных в единый архитектурный ансамбль.

Строительство храма Василия Блаженного

Храм появился во времена Ивана Грозного. Даты строительных работ: с 1555 по 1561 гг. Царь пообещал в случае завоевания казанских ханов возвести собор. В честь каждой крупной победы строилась церковь. Название давалось сооружениям по имени святого, в чей календарный день было выиграно сражение. Так появилось восемь деревянных церквей.

Главная победа пришлась на день Покрова Богородицы. Отсюда и название главного собора, каменного.

Сооружение переживало пожары, несколько войн и революции. За свою историю собор видоизменялся, перекрашивался, реконструировался многократно. Он «оброс» колокольней, галереей, оградой и прочими элементами. Среди известных архитекторов храма: Осип Бове (1817 г.), Иван Яковлев (1784—1786 гг.), Сергей Соловьев (1900—1912 гг.)

В 1918 году собор получил статус архитектурной ценности мирового уровня, стал охраняться государством. В начале 90-х прошлого века он в одновременном пользовании церкви и музея.

О создателях сооружения ходят разные легенды. Одной достоверной версии нет. Большинство исследователей солидарны в идее, что возведение храма — «дело рук» мастера, прозванного Постником. Полное имя — Барма Иван Яковлевич.

Некоторые уверены, что московский собор Василия Блаженного сконструировал неизвестный итальянский архитектор.

Ранее бытовала версия, будто храм возводили Постник и Барма, то есть мастера было сразу два. Но в ней историки нашли слишком много несоответствий.

Интересно! Популярная легенда гласит: Иван IV велел ослепить зодчих Постника и Барму по окончании строительства. Он не хотел, чтобы мастера повторили свое творение где бы то ни было. Этот факт, скорее всего, вымышлен, так как не сходится с историческими событиями.

Почему храм Василия Блаженного так называют

В народе прижилось такое именование собора неспроста. Название храму дано по имени юродивого, который жил при Иване Грозном. Сам царь побаивался блаженного за дар ясновидения. Народ любил Василия. Когда он умер, его похоронили близ Троицкой церкви.

Василия Блаженного канонизировали через 29 лет после смерти. Его именем назвали одну из церквей храма. Здесь же хранятся мощи юродивого, ныне — святого.

Отличительная особенность храма — то, что он не имеет выраженного фасада. Каждая сторона выглядит «парадной».

Храм Покрова Божией Матери достигает высоты в 65 метров.

Интересно! В течение двух веков после своего появления это была самая высокая постройка Москвы.

Весь комплекс состоит из одиннадцати построек. Вокруг центральной церкви расположено еще восемь, четыре из которых сгруппированных ровно по сторонам света. Структура напоминает восьмиконечную звезду. Десятая церковь — «нижняя». Одиннадцатая постройка — колокольня.

Все церкви имеют единое основание, объединены закрытой галереей, внутренними общими переходами.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Правильный ответ — 11. Из них девять луковичных церковных, два шатрообразных с маленькими главками. Шатром завершаются купола центрального храма и колокольни. Все они красочных цветов, оформлены узорами. Объясняют это праздничное оформление тем, что купола храма символизируют образ Небесного Града Иерусалима.

Собор представлен десятью самостоятельными церквями с престолами:

  • Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь расположен Центральный престол.
  • Адриана и Наталии. Церковь называлась ранее в честь святых Киприана и Иустины (северное направление). Высота постройки — 20,9 м. Здесь находится «Неопалимая Купина».
  • Трех Патриархов Константинопольских (северо-восток). Церковь высится в 14,9 м.
  • Святой Троицы (восток). Постройка имеет высоту в 21 м.
  • Александра Свирского (направление — юго-восток). Высота сооружения — 15 м.
  • Николая Чудотворца (престол южный). Высота — 28 м. Другое название — Николы Великорецкого.
  • Варлаама Хутынского (юго-запад). Высотой в 15,2 м. Церковь освещается самым древним паникадилом во всем соборе.
  • Входоиерусалимский (направление — запад). Отличается особенно нарядным убранством.
  • Григория Армянского (стоит на северо-западе). Высота — 15 м.
  • Василия Блаженного. Это нижняя пристройка. Только в ней из всех других проходят регулярные богослужения.

У храма есть общий подклет. В нем хранятся древние иконы, доступ к нему не доступен для массовых посещений.

На заметку! Монета номиналом 5 рублей 1989 года выпуска была выпущена с изображением на реверсе Покровского собора. Ее тираж — 2 миллиона экземпляров. Тираж улучшенного качества составляет 300 тысяч единиц. Сейчас коллекционеры могут купить эту монету за полторы-три тысячи рублей.

Собор является филиалом Государственного исторического музея и открыт к посещению. Он входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

По воскресеньям здесь проходят богослужения.

Собор как музей действует ежедневно:

  • летом — с 10:00 до 19:00;
  • 1 сентября — 6 ноября и весь май — с 11:00 до 18:00;
  • 8 ноября — 30 апреля — с 11:00 до 17:00.

Исключение: каждая среда в июне, июле, августе и первая среда остальных месяцев. В эти дни в комплексе санитарный день.

Музей работает на 1 час дольше во время школьных каникул. В некоторые праздники расписание работы может меняться. Уточняйте эти вопросы заранее.

Обратите внимание! Касса и вся территория закрываются за 45 минут до окончания рабочего времени.

Стоимость входного взрослого билета составляет 500 RUR. Цена единая для представителей всех стран.

В 600 рублей обойдется билет семейный (для пары с детьми младше 16-ти).

Под особую категорию попадают лица от 16 до 18 лет, студенты-очники, пенсионеры и льготники (репрессированные, члены многодетных семей и др.). Для них стоимость входного билета составляет 150 RUR.

Бесплатно попасть в музей могут дети до 16 лет, Герои войны, блокадники, узники, инвалиды, сироты, сотрудники музеев, паломники и т. п. Для получения права на льготный или бесплатный вход надо предъявить подтверждающий соответственный документ.

Основной ориентир — Красная площадь, собора Василия Блаженного не заметить нельзя. Он выделяется своими красочными главами куполов.

Ближайших станции метро три. Это «Охотный ряд», «Китай-город» и «Площадь Революции».

Покровский собор предлагает разные экскурсионные программы. По ним музей работает с 11:00 вплоть до 16:00. Программа зависит от возрастной группы, национальности, количества и интересов посетителей. Длительность составляет два или три часа. Экскурсия рассчитана на группы до 10 или до 15 человек.

Для младших школьников общая стоимость программы — 2500 RUR, для учащихся средних классов — 3000 RUR, для старшеклассников — до 4500 RUR(зависит от количества часов).

Стоимость экскурсии для взрослых групп — от 5000 RUR до 10000 RUR. Цена зависит от количества посетителей и выбранной программы.

В неурочное время есть возможность посетить специальную экскурсию за 1000 RUR для групп от 20 человек с гидом.

Источник: snovadoma.ru

Рейтинг
Загрузка ...