Назад Вперёд
Назад Вперёд
- Ввести в речевую практику детей понятия “изба”.
- Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой; расширять словарный запас;
- закреплять умение находить периметр и площадь прямоугольника и квадрата.
- познавательные и творческие способности, умение связно и последовательно передавать полученную информацию, выделять главное, доказывать и опровергать;
- интерес к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций;
воображение, фантазию, внимание учащихся, общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
- интерес к русской народной культуре, любовь к своей стране;
- систему нравственных межличностных отношений (формировать “Я – концепцию”, мотивацию к обучению.
1. Организационный момент.
Дом из бумаги. Делаем чертёж дома. Урок технологии. Архитектура. Дом.
Учитель: Мы сегодня вместе совершим познавательное путешествие в мир истории. А чтобы было интереснее мы возьмём наши знания и умения, полученные на разных уроках.
— А, что такое изучает история?
История — это наука, которая изучает жизнь людей в прошлом.
2. Постановка темы урока.
— Попробуйте определить тему урока опираясь на стихотворение подмосковного поэта Сергея Поликарпова
В подмосковной моей деревне,
Если строился новый дом,
Долото на наречье древнем
Разговаривало с топором.
И под говор неспешный, добрый
Низкорослый вставал с трудом,
Раздувая, как кляча, ребра
Желтых бревен, нехитрый дом
— Что же означает слово “дом”?
Правильно, это то место, где мы живём: скрываемся от непогоды, готовим пищу, отдыхаем, спим.
— Прочитайте слова, записанные у меня на доске: дом, кров, жилище.
— Что они обозначают?
— Как называются слова близкие по значению, но разные по звучанию?
Особое внимание я бы хотела обратить на слово кров
— Кто его слышал раньше?
— Посмотрите, как возникло это слово?
(кров, кровля (крыша))
— Теперь мы знаем, что слова: дом, жилище, кров — синонимы. Когда мы говорим квартира, мы подразумеваем жилье человека. А чьим жильём будет улей, конура, гнездо.
— А сможете ли вы продолжить этот ряд?
— Как долго я могу это делать?
Мы будем говорить о жилье человека.
Наверное, многие из вас слышали английскую поговорку: «Мой дом — моя крепость».
— Как вы понимаете её смысл?
Эту поговорку можно считать верным определением для слова «дом» и понятия значимости дома для каждого из нас. Где бы мы не были, нет ничего более близкого и более желанного и родного, чем собственный дом.
Но не всегда дом был таким, каким мы представляем его сейчас. Вот о том, каким был дом на Руси мы и поговорим на этом уроке.
— Кто знает, как назывался русский тип жилища? (изба)
Строительство и украшение дома
Поиск новых знаний.
Изба — этот древний вид жилища, который сохранился до наших дней. Сейчас это — сельский дом, но в средние века изба была и городским жилищем. Строились широко — ведь земли много.
— Какой материал использовали для строительства избы на Руси?
— Как вы думаете, почему избы строились из дерева, а не из камня, как это делали в Западной Европе?
Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох.
Называлось это — строить избу “во мху”.
А теперь попробуйте догадаться почему избу ещё называли срубом?
А сейчас мы узнаем с вами, какого размера были первые избы на Руси.
— Чтобы узнать это, надо вспомнить, как находят площадь и периметр квадрата и прямоугольника и что вообще это такое?
— В каких единицах измеряется периметр, площадь?(работа с карточкой №1)
Задание.
- 1 в – со стороной 3м,
- 2 в- со стороной 4м,
- 3 в – со стороной 5м (такие размеры имели первые избы)
Проверка
— Какова площадь избы со стороной 3м, каков периметр? Как узнали?
Как мы видим, небольшими были первые избы и невзрачными, Шло время. Изменились размеры избы и её внешний вид. Над окнами расположились резные наличники. Они защищают окно от дождя и снега. А закрывались окна ставнями.
Теперь войдём в избу.. Дверь в избу — низкая, а порог — высокий.
— Как вы думаете почему так делали?
Делали это для того, чтобы сохранить тепло( в холод с улицы меньше дуло).
Отгадайте. О чём идёт речь?
“Она и поилица, и кормилица, телосогревательница”.
Речь идёт о печи. Она и дала название всей постройке — “изба”.
Слово “изба” — это видоизмененное “истба”, “истопка” (бревенчатый сруб с печью).
В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка
“Без печки изба — не изба”
— Как вы понимаете это выражение русского народа?
Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности — коров, коз, свиней — готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувку, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, — жар до костей пронимал.
Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем.
— А какие сказки знаете вы, где упоминается печь? Давайте вспомним эти сказки.
Ребята вспоминают: Емеля-“По щучьему велению”; Илья Муромец; Колобок; “Гуси- лебеди”, Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.
— Как называлось жилище Бабы Яги? Проводим глазами Бабу Ягу до своей избушки, заодно потренируем глаза.
Физминутка. Зарядка для глаз “Баба-Яга летит к своей избушке”
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой- хранитель домашнего очага.
Сегодня к вам на урок пришёл домовёнок Кузя с просьбой найти площадь печи. Кузя сказочный герой и печь у него небольшая.
— Знаем ли мы формулу, по которой смогли бы сразу найти площадь данной фигуры? (Нет.)
— Как же помочь Кузе найти площадь печи, рисунок которой вам дан. Предложите свой вариант.
Работа с карточкой №2 в парах по плану.
1. Измерить длину и ширину каждого прямоугольника.
2. Найти их площадь.
3. Найти площадь печи, сложив площади каждого прямоугольника.
Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, ушат
Давайте прочитаем для чего они служили, и попробуем изобразить их по описанию (кочерга, ухват, ушат, чугунок)
— А теперь сравним ваши рисунки с настоящими изображениями. Смогли ли вы представить их по описанию.
Работа с пословицами
Русские люди сложили немало пословиц и устойчивых выражений о печи, смысл некоторых из них попробуйте определить. Найдём соответствие между выражениями и их значениями.
- “Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!”
- Из избы сор не выноси. (а сожги в печи)
Переносное значение его, надеюсь, известно каждому: не следует разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми, или тайны узкого круга лиц.
– А кто из вас знает, что обозначает это выражение “Начни танцевать от печки”
Его обычно используют в речи, когда берутся за какое-то дело и обозначает оно, что начинать нужно с главного, с самого начала.
Теперь мы знаем, что самое главное в избе – это печь.
Наискосок от печи находился “Красный угол”. Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь всегда горел “небесный” огонь – лампада.
В доме всегда горели два огня– земной и небесный .Один — для души, другой — для тела. Святое и простое никогда не находились рядом.
Объединял эти два мира стол.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
Одежду крестьяне хранили в сундуках.
Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.
Видеосюжет о внутреннем убранстве избы.
Вопросы после просмотра на внимание.
— Сколько окон в избе? Что лежит на полу?
— Где стоит сундук? Ухват? Ушат?
— Что увидели в сюжете, о чём не говорили на уроке?
— Кто догадался какая музыка звучала на протяжении сюжета?
Сени — неотапливаемая пристройка к избе, которая соединяла жилую и хозяйственную части дома, через которые можно было выйти в сарай или на скотный двор. Любая крестьянская семья имела свое хозяйство, огород, сад, охранять которые помогала собака. Собака считалась хозяйкой во дворе.
Домашнее задание. Вы проведём исследование связанное с собакой.
На дворе квадратной формы, периметр, которого — 40м, посадили собаку. Эту собаку посадили на цепь, которую прикрепили к столбу, вбитому в самом центре двора. Длина цепи 5 м. Остались ли на дворе места, не охраняемые собакой.
— Чтобы начать исследование, нужно представить как выглядел двор.
— Какой форму он имел? Чтобы начертить его, что нужно узнать?
Что нужно изменить?(Нужно освободить собаку и построить ей конуру)
Домашнее задание. Найдите площадь собачьей будки (карточка №6)
А теперь немного отдохнём
Физминутка
Собака – хозяйка во дворе, а кошка в избе.
Кот Тимоша жил на крыше. (руки поднять вверх)
Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)
По стене взбирались мыши, (руками “шагать” от щиколотки- вверх по голени к коленям — по бедру)
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть “мышеловка”)
Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)
Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)
В прятки с ним играли мышки.
— О чём говорили на уроке?
— Что узнали нового ?
Давайте вспомним и повторим новые слова, связанные с избой, которые узнали на уроке
— В каких домах жили люди в старину? (в небольших деревянных избах)
— Что обозначает слово изба?
— Как по-другому можно назвать избу? Почему?
— Без чего изба считалась нежилой? (без печи)
— Как называлось место, где висели иконы?
Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса. (Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом.
— Где же мой дом? Ищут водители:
— Где наш гараж? Мечутся жители:
Всё перепуталось, всё заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось,
Я рассказала про это нарочно
Чтобы проверить, знаешь ли точно
Где ты живёшь, где построен твой дом,
И хорошо ли ты с домом знаком.
— Назовите улицу, на которой вы живёте.
— Как называется наш посёлок?
— Назовите наш районный центр.
— Назовите область, в которой мы живём?
— Как называется наша страна?
— На каком материке она находится?
— Как называется наша планета?
Это наш общий дом, и надо, чтобы он оставался всегда целым и невредимым. Тогда будут целы и невредимы дома каждого из нас.
Источник: urok.1sept.ru
Конспект урока технологии «Городские постройки. Дом» УМК «Школа России» 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс)
Оборудование: программа: «Перспектива»; Учебник: Роговцева Н.И. Технология. 3 класс, раздаточный материал, инструменты (образец-эталон, картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, линейка, карандаш), презентация.
Скачать:
Конспект урока технологии «Городские постройки. Дом» | 199.07 КБ |
Презентация «Дом» | 349.44 КБ |
Раздаточный материал | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
Разметка и раскрой развертки стен.
Разметка и раскрой крыши и подставки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс » Имя прилагательное», конспект урока по математике 4 класс «Деление многозначного числа на однозначное»
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника — Рамзаева. Тема урока — » Имя прилагательное». Тип урока — открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -.
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе .»Школа 2100″
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: — форм.
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир — математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор.
Конспект и презентация по русскому языку 2 класс на тему ««Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». Конспект по обучению грамоте 1 класс «Буква Я обозначает один звук»
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс.
Конспект открытого урока во 2 классе по ИЗО. Тема: «Постройка и реальность».
Конспект открытого урока во 2 классе по ИЗО. Тема: «Постройка и реальность».
Конспект урока технологии в 3 классе на тему: Городские постройки. Изделие «Телебашня».
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городскими постройками, их архитектурными особенностями; познакомить с конструкцией телевизионной башни и её основным значением; закрепить навыки соз.
Источник: nsportal.ru
Конспект урока технологии для 3 класса. Дом своей мечты
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста представление о составляющих семейного очага, дома, как основы любой семьи.
Задачи: формировать умения и навыки организации быта, домашнего уюта на уровне своего возраста; совершенствовать умение работать в группе, индивидуально; познакомить с комфортной составляющей любого дома;
развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук; воспитывать нравственно здоровую и духовно богатую личность в счастливой семье;осуществлять социально – нравственную потребность к формированию ребёнком в будущем собственного семейного очага; обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия;закреплять знания пословиц и поговорок о семье, родном доме.
Оборудование: музыка Ю. Антонова «Под крышей дома твоего», готовые макеты домов, пластилин, рисунки с изображением кирпичей «любовь», «уважение», «понимание», «здоровье», «традиции», «чистота», «красота», «труд», «дружба» и крыша «хорошего настроения» (2 комплекта»).
Результаты:
Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
умение определять свое отношение к миру;
формируем любовь к семье и ее взаимосвязи с обществом, бережное отношение ко всем членам семьи;
проявление заинтересованности к изучаемому материалу.
Метапредметные: Регулятивные УУД:формируем умение определять цель деятельности на уроке; формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные: — различать (узнавать) организацию домашнего быта, домашнего уюта на уровне своего возраста;
осуществлять социально – нравственную потребность к формированию ребёнком в будущем собственного семейного очага;
обнаруживать комфортную составляющую любого дома; знать пословицы и поговорки о семье, родном доме.
Организационный момент:
Фоном звучит музыка Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это – твой дом.
Учитель: Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. В нём мы спим, едим, работаем, огорчаемся, смеемся. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», — утверждал Л.Н. Толстой.
— Как вы понимаете слова писателя?
— Когда человеку будет дома хорошо?
— Когда он будет дома счастлив?
Знакомство с темой занятия:
— Мечтаете ли вы о своём доме? Почему?
Учитель: Любой дом индивидуален, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в наполняемости его своим теплом, уютом, созданными вашими руками. Сегодня строим дом вашей мечты!
Неожиданно в классе появляется Домовёнок Кузька.
— Ты кто такой? (Я домовёнок Кузька, добрый дух семьи)
— Зачем ты к нам пожаловал? (вместе с вами узнать о доме то, чего ещё не знаю,
помочь, если нужно, да и свои задания вам предложить).
— Вот, здорово, Кузька. Ты нам как никто другой сегодня помощник!
Народная мудрость о доме:
Кузька: Ещё в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому на Руси семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются поговорки и пословицы. В них сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг.
«Дом вести – не бородой трясти»
«Дом построить – не шапку на голову надеть»
А сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы о доме, но они искажены. Вам нужно найти ошибку, исправить её и объяснить значение, смысл правильной пословицы.
Мой дом – мой тыл
Мой дом – моя крепость
Не дом хозяина красит, а калитка.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
В гостях хорошо, не то что дома.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены лечат.
Дома и стены помогают.
Семья сильна, когда крыша цела .
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Задание на развитие мышления:
Учитель: Аня живёт между домиками Кати и Алёны. А дом Кати справа от домика Ани. Кто в каком домике живёт?
Групповая работа:
Учитель: Дом – для каждого из нас самое нужное и дорогое. И только от нас зависит, каким будет он. Мы предлагаем построить ваши дома, наполнить их тем, что считаете нужным. А работать вы будете в группах. Для строительства мы закупили такие «кирпичи»: «любовь», «уважение», «понимание», «здоровье», «традиции», «чистота», «красота», «труд», «дружба» и крыша «хорошего настроения» (2 комплекта»).
— А теперь строим свои дома. Подумайте, что для вас главное, а что – второстепенное, что положите в основу?
— И не забывайте о крыше «хорошего настроения». Помните пословицу, которую вы исправили: «Семья крепка, когда над ней крыша одна».
Во время выполнения работы в группах звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».
После работы:
Учитель: Теперь объясните, почему вы таким образом построили, а не иначе? (защита готовых моделей домов у доски).
Вывод: Каким будет ваш дом, зависит только от вас, членов вашей семьи: как вы друг друга любите, относитесь друг к другу. Это строительство не заканчивается в один день, это большая работа.
Работа с пластилином (индивидуальная работа):
Учитель: Дом — это не только стены и крыша, которые вы уже сделали.
Важным, без сомнений, будет и то, из каких кирпичиков будет выстроен ваш дом. А что ещё делает дом уютным? (мебель, обстановка).
— А теперь закройте глаза и представьте себе свой дом. Каким он будет?
— Перед работой, давайте вспомним правила работы с пластилином.
1. Разомни, сделай мягким кусочек пластилина, с которым будешь работать.
2. Вспомни разные приёмы лепки:
прищипывание; оттягивание; приглаживание; примазывание; приплющивание.
3. Не забывай о гигиене! Вытирай руки салфеткой.
Перед детьми памятка «Правила работы с пластилином»
— А теперь приступаем к обустройству своих домиков.
Педагоги оказывают индивидуальную помощь нуждающимся.
Во время выполнения работы в группах звучит фонограмма песни
«Шёл по дороге человек».
Итог мероприятия. Защита проектов:
Учитель: Какие вы молодцы! А кто хочет нам рассказать о своём доме, показать его?
Защита проектов (несколько человек)
Учитель: Молодцы, ребята. Мне кажется, что у вас получились замечательные дома для вашей будущей жизни. Я хочу, чтоб ваши мечты сбылись! Спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Мир вашему дому!
Источник: ped-kopilka.ru
Урок 9. Строительство и украшение дома
Строители возводят здания различного назначения, от чего зависит способ их постройки и облик. Например, крепость должна быть неприступной, стадион удобным для спортсменов и зрителей, жилой дом – тёплым и уютным, театр – красивым.
Но есть у этих зданий и общие конструктивные особенности. У любого здания есть фундамент, крыша и стены.
Произнося слово «крепость», сразу представляется средневековый замок с рыцарями, одетыми в тяжёлое вооружение, бойницы, рвы с водой, земляные валы. Крепость – это одиночное оборонительное сооружение или комплекс строений. Чаще всего крепость обнесена крепостной стеной. Там находился постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде.
Хороший пример типичного средневекового города-крепости, окружённого крепостной стеной — Иерусалим с полностью сохранившейся городской стеной старого города. Известны города-крепости в средневековой Европе, из которых сохранилось не так много, например, старый город с крепостной стеной в Авиле. В древнем и средневековом Китае также строились города-крепости, из которых также сохранилось немного, например, территории старых городов с крепостными стенами в Сиане, Датунеи
Наиболее известные примеры города-крепости в нашей стране – Москва и Калининград, бывший Кёнигсберг. Это два города с типичной кольцевой застройкой. Многие крепости получали историческую известность в результате их упорной обороны (Измаил, Брестская крепость).
Многие крепости сохранились до сих пор и являются историческими памятниками.
Для любого современного города стадион служит не только спортивной ареной, но и гордостью и своеобразной достопримечательностью. В зависимости от видов спорта, планируется сооружение. Это будет ровный газон для проведения футбольных матчей, либо беговая дорожка, в центре которой расположена секция для метания копья или молота. Будет ли он открытым или закрытым.
Для закрытого стадиона нужна стационарная или раздвижная кровля. Для основания используются прочные железобетонные и металлические материалы.
Коттедж (от англ. cottage) —городской или сельский жилой дом (обычно двухэтажный) с небольшим участком земли для проживания семьи. Коттедж предназначен как для постоянного, так и для временного проживания. Материалы из которого чаще всего строятся коттеджи: газобетон, дерево, кирпич. Второй этаж занимает спальня, первый — гостиная, кухня, санузел, котельная. Нередко коттедж включает в себя гараж для легкового автомобиля.
Для музеев часто используют исторические объекты с подходящими помещениями. Помещения, которые используют для музеев, должны соответствовать определенным требованиям:
1. предохранять экспонаты от разрушения и кражи, защищать от воздействия огня, сырости, чрезмерной сухости, солнечных лучей, пыли;
2. обеспечивать наилучшие условия их обозрения: каждая группа картин или экспонатов должна размещаться в отдельной комнате, важным вопросом является качество освещения;
3. в планировке музеев лучше, чтобы комнаты находились не в круговой последовательности, а расходящимися лучами от входа.
Необходимо продумать условия хранения всех др. экспонатов, реставрационных мастерских.
Пустующие замки, монастыри и т.п. обычно вполне пригодны для устройства музеев.
Какого бы вида не было здание: крепость, стадион, коттедж, музей, в первую очередь, оно должно быть прочным, комфортным, долговечным, огнестойким, удобным в эксплуатации и архитектурно выразительным.
Для каждой конструкции сооружения характерен свой декор или отделка.
У кочевых народов жилища имеют особую конструкцию – разборную: юрта и чум.
Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.
Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.
Чум используется народами, занимающимися оленеводством: коми, ненцы, ханты. Чум очень похож на юрту тем, что тоже имеет округлую форму. Только шесты покрываются не войлоком, а оленьими шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры.
Недаром говорят: «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, в каких краях ты живешь».
Стиль «русской избы» предполагает естественность и уют. Красиво смотрятся детали декора из различных пород деревьев в естественном цвете или покрытые лаком. Крыльцо, окна с резными наличниками, бревенчатые стены-особенности русского стиля.
Для строительства домов выбирались хвойные деревья, чаще всего сосна и лиственница. Брёвна, очищенные от коры и сучьев, должны были просохнуть, избавиться от древесных духов, и только тогда принимались «рубить избу».
Фасад дома разделён на 2 части: сруб и кровлю. Вдоль сруба окошки с резьбой. Фасад завершается узором лобовой доски с орнаментом.
Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур, которые являлись оберегом от дурного глаза всех живущих в доме.
Сегодня на уроке вы познакомились со строительством и украшением домов, а также технологиями обработки гофрокартона.
Разбор типового тренировочного задания
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Впишите в текст пропущенное слово.
… – это одиночное оборонительное сооружение или комплекс строений.
Стратегия выполнения задания:
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем впишите в текст пропущенное слово.
Установление соответствий
Установите соответствие между изображением и видом жилища.
Стратегия выполнения задания:
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
Источник: resh.edu.ru