Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который, в свою очередь, включает ряд подотраслей и хозяйств (рис. 1):
— жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;
— инженерное обеспечение (ресурсообеспечение) города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;
— общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т. п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.
Рис. 1.Состав жилищно-коммунального комплекса города
Жилищное хозяйство.Жилищное хозяйство города включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.
ВЕБИНАР ИЭГ «Моделирование инфраструктурных облигаций»
В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд города представляет собой совокупность жилых помещений независимо от форм собственности: жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т. п.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда города повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.
Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением насыщенным различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т. п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то для мест общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) необходимо специальное обслуживание. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.
Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобства для жильцов.
Инженерное обеспечение поселений.Инженерное хозяйство — одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.
Инфраструктура от 20.05.2019
Водоснабжение и водоотведение.Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности.
На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.
Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.
Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.
Теплоснабжение.Система теплоснабжения города решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий.
Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения — химводоочистки.
Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения.
По одной схеме горячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах — бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.
Газоснабжение.Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.
Электроснабжение.Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.
Общегородское коммунальное хозяйство включает в себя ряд подсистем.
Дорожное хозяйство.Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия.
Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.
Санитарная очистка территории городавключает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.
Ливневая канализациядля сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические требования не позволяют смешивать ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая общесплавная система канализации.
Инженерная защитатерритории необходима городам, расположенным на заболоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты территории — ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в периоды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмичности.
Уличное освещение и малые архитектурные формы(памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.
Зеленое хозяйство.Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей.
Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.
Гостиничное хозяйство.Большинство гостиниц в российских городах частные. К задачам городской власти относится обеспечение достаточного количества гостиниц.
Банно-прачечное хозяйство.Потребность в его услугах снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т. п.
Источник: mydocx.ru
Тема. Управление строительством и ЖКХ
Строительство – это сфера экономической деятельности, которая обеспечивает сооружение новых и реконструкцию действующих производственных объектов, строительство жилых домов, культурно-бытовых и административных зданий и сооружений. Основной задачей строительства является создание материальной основы базы для развития экономики и отраслей социальной сферы.
Строительный комплекс объединяет строительные подрядные организации, имеющие статус предприятия, а также проектные организации.
Жилой фонд – это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специальные дома (общежития, гостиницы, дома-интернаты, приюты и т.д.), квартиры, служебные помещения и т.д. В зависимости от формы собственности различаются следующие виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный. В настоящее время более 63% всего жилого фонда России находится в частной собственности.
Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов:
— санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов);
— энергетические (электростанции, котельные, электрические, газовые, тепловые сети);
— транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи);
— объекты внешнего благоустройства (зеленные насаждения, водостоки, тротуары, уличное освещение им т.д.)
В настоящее время ЖКХ находится в кризисном состоянии. Это вызвано переходом государства от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли собственника в сфере жилья, резким ростом цен на строительную продукцию, спадом платежеспособности населения при оплате коммунальных услуг, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, высокой степенью износа основных фондов и т.д.
В связи с этим государство всемерно содействует развитию предпринимательской деятельности в этой сфере, создает условия для развития здоровой конкуренции, привлечению инвестиций в строительство и ЖКХ, оказанию финансовой помощи населению в виде предоставления субсидий при оплате услуг ЖКХ.
Согласно Конституции РФ строительство и жилищно-коммунальное хозяйство относятся к совместному ведению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации.
Строительство и ЖКК являются обособленной системой управления, т.к. практически все вопросы организации управления этой сферой находятся в ведении муниципальных органов. Органы государственной власти осуществляют только функции общего регулирования этой сферы.
Муниципальные органы являются основным звеном в системе управления строительством и ЖКХ. На муниципальном уровне управление ЖКК осуществляют местные администрации, в системе которых создаются управления и отделы. К функциям муниципальных органов относятся: строительство и эксплуатация жилого фонда, его распределение; разработка правил пользования жилищным фондом; управление дорожно-транспортным хозяйством; регулировании движения муниципального транспорта; организация работ по сбору, вывозу и утилизации мусора и иных отходов жизнедеятельности; управление банно-прачечным, гостиничным хозяйством; осуществление лицензирования в данной сфере; управления кладбищами и захоронениями; организация предоставления ритуальных услуг; установление удобного для граждан режима работы коммунальных служб; организация работы аварийных служб.
В системе органов местного самоуправления создаются ремонтно-эксплуатационные управления, жилищно-коммунальные управления, домоуправления дирекции по эксплуатации зданий, которые непосредственно управляют подведомственным им муниципальным жилым фондом.
На федеральном уровне управление строительством и ЖКХ осуществляет
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ
Министерство строительства и ЖКХ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
строительства, архитектуры, градостроительства,
промышленности строительных материалов,
в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений,
в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Министерство строительства и ЖКХ принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
форма градостроительного плана земельного участка;
форма разрешения на строительство;
форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
порядок внесения изменений в проектную документацию;
перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства;
методика расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства;
акты об определении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации,
правила пользования жилыми помещениями;
порядок государственного учета жилищного фонда;
форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения;
порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации;
требования энергетической эффективности зданий, строений и сооружений.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.
Источник: megaobuchalka.ru
КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА
Коммунальный комплекс — один из самых сложных в системе городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб.
Инженерные сети города классифицируются на сети:
- • общегородского значения;
- • районного значения;
- • микрорайонного значения.
Современные города насчитывают тысячи километров подземных трубопроводов различного назначения, образующих коммунальную инфраструктуру города.
Система коммунальной инфраструктуры города — это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Коммунальная инфраструктура города имеет четко выраженный сетевой характер, т.е. она расположена на территории города как «кровеносная система», обеспечивающая видами благоустройства жилые дома, учреждения культурно-бытового назначения, производственные здания и т.д.
Выделяют следующие отрасли коммунальной инфраструктуры города:
- 1) ресурсоснабжение:
- • водоснабжение и водоотведение;
- • теплоснабжение;
- • энергоснабжение;
- • газоснабжение;
- • дорожно-мостовое хозяйство;
- • санитарная очистка территории города и утилизация отходов;
- • уличное освещение и размещение малых архитектурных форм;
- • зеленое хозяйство.
По конкурентному потенциалу все сферы ЖКХ делятся на три сектора:
- • локально-монопольные (отрасли и предприятия — поставщики тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения, а также организации, обслуживающие жилищное хозяйство — лифтовое хозяйство (более 10% в общей стоимости жилищных услуг в среднем по России));
- • потенциально-конкурентные (управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства; организации, использующие альтернативные формы предоставления коммунальных услуг (автономные системы жизнеобеспечения — крышные котельные, системы газоснабжения от емкостного и баллонного газа и др.); выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.д.), проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения;
- • рыночные — жилищное хозяйство (внутридомовое обслуживание, жилищное строительство).
Конкурентная среда в жилищно-коммунальном комплексе города формируется по мере разграничения функций собственников жилья, управляющей организации и предприятий — производителей услуг.
Управляющая организация получает заказ от собственника жилья на управление жилищным фондом, а подрядчики — заказ от управляющей компании на обслуживание жилья.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов в коммунальном хозяйстве являются муниципальные унитарные предприятия.
Преобладающая структура в жилищно-коммунальном обслуживании — многоотраслевые предприятия.
В муниципальной собственности находится около 30% объектов коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальные услуги отличаются высокой социальной значимостью, принадлежностью к группе жизнеобеспечения; они практически не взаимозаменяемы и не могут запасаться впрок, т.е. производство услуг совпадает с их потреблением. Объем услуг и их качество непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту водного и воздушного бассейна, уровень производительности труда.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам [1] определяют коммунальные услуги как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При отсутствии приборов в многоквартирном или индивидуальном жилом доме устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии). Нормативы предназначаются для определения размера платы за коммунальные услуги и устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций едиными для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства. Срок действия нормативов — не менее 3 лет.
При исчислении нормативов применяют метод аналогов, экспертный и расчетный методы. Методы аналогов и экспертный базируются на выборочном наблюдении потребления услуг.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают, как правило, субъекты Российской Федерации (табл. 8).
Нормативы потребления коммунальных услуг в Московской области
Водоснабжение и водоотведение
Накопление ТБО (утилизация, захоронение)
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг могут также быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Иначе говоря, исполнитель не обязательно должен быть производителем коммунальных ресурсов.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», организация коммунального комплекса — это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Для обеспечения координации ответственности ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого исполнителем (ТСЖ) с ресурсоснабжающими организациями, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации.
Это касается условий договоров ТСЖ с гарантирующими поставщиками коммунальных услуг о параметрах качества, условиях и порядке ограничения или приостановления подачи коммунальных ресурсов, которые не должны приводить к непредоставлению коммунальных услуг или к несоответствию требований к качеству коммунальных услуг, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а условия договоров о порядке оплаты должны соответствовать обязательствам исполнителя (ТСЖ) и потребителя (собственников помещений) в соответствии с Правилами.
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса городского хозяйства являются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Потребителями этих ресурсов на территории муниципального образования являются предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане, т.е. и юридические, и физические лица.
Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ в жилищном секторе городского хозяйства потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
- а) в многоквартирных домах — ТСЖ, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
- б) в жилом доме — собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Это положение получило развитие и в Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
Согласно п. 3 указанных Правил потребители электрической энергии и исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг, являются субъектами розничных рынков.
Покупателями электрической энергии являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг).
Для обеспечения населения города коммунальными услугами органы местного самоуправления осуществляют совокупность мер, которые включают определение:
- • структуры и объемов предоставляемых услуг и выполняемых работ;
- • размеров и условий их финансирования;
- • источников финансирования;
- • параметров надежности, устойчивости и качества;
- • нормативов потребления;
- • тарифов на услуги ЖКХ и порядка их изменения;
- • условий взаимодействия муниципального заказчика с субъектами хозяйствования.
Орган местного самоуправления или уполномоченная им служба (учреждение, подразделение) выполняют функции заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание исходя из реального состояния жилищного фонда на своей территории и количества проживающего населения.
При этом муниципалитет, формируя муниципальный заказ на оказание ЖКУ, представляет интересы потребителей ЖКУ.
Критерии качества, надежности и устойчивости предоставления ЖКУ определяются в соответствии с правилами предоставления ЖКУ. Они опираются на установленные стандарты (ГОСТ, СНиП, нормативы потребления, регламент выполнения работы и др.), отражающие гарантируемый минимально необходимый уровень обслуживания.
Реальное обеспечение такой гарантии подкрепляется соответствующими финансовыми ресурсами.
Основными снабжающими организациями города по отдельным видам коммунальных ресурсов являются:
- • электроэнергия — централизованные региональные энергосистемы, образованные в процессе реструктуризации ОАО РАО «ЕЭС России» (ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»; ОАО «Русгидро»; тепловые генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК); территориальные генерирующие компании (ТГК); ЗАО «Интер РАО ЕЭС» и т.д.), а в удаленных районах — местные электростанции;
- • природный газ — организации, входящие в состав ОАО «Газпром»;
- • теплоэнергия — ТЭЦ, принадлежащие региональным энергосистемам, и местные котельные, значительная часть которых находится в муниципальной собственности;
- • водоснабжение, водоотведение — организации типа «Водоканал», в большинстве своем государственные и муниципальные предприятия, в отдельных городах — акционерные общества. Предприятия, обеспечивающие поставку перечисленных ресурсов по распределительным сетям, относятся к числу естественных локальных монополистов.
В период активного развития реформы ЖКХ 29 мая 2003 г. для формирования нового рынка коммунальных услуг была создана крупнейшая частная федеральная компания, работающая в коммунальной сфере — ОАО «Российские коммунальные системы».
ОАО «Российские коммунальные системы» работает на территории более 200 муниципальных образований России, оказывая услуги более 4,5 млн потребителей. В настоящее время РКС — это крупнейший федеральный оператор в коммунальной отрасли с годовым объемом оказываемых услуг около 29 млрд руб. Цель компании — развитие коммунальной инфраструктуры российских городов и предоставление качественных услуг потребителям.
РКС являются активным участником процесса реформирования отрасли и выступают за формирование конкурентной среды в коммунальной сфере, создание эффективных и прозрачных методов работы в отрасли.
Основными видами бизнеса компании ОАО «РКС» являются:
- 1) теплоснабжение: производство тепловой энергии; транспортировка тепла до потребителей; реализация тепловой энергии;
- 2) электроснабжение: транспортировка электроэнергии до потребителей; реализация электроэнергии;
- 3) водоснабжение: организация водоснабжения; оказание услуг по водоотведению; реализация воды.
В ведении РКС находятся 798 котельных (2746 котлов), 1006 ЦТП и насосных станций, 4418 км тепловых сетей, 9166 трансформаторных подстанций, 34 457 км воздушных и кабельных линий электропередач, 60 очистных сооружений водопровода и канализации. «Сопутствующим» бизнесом ОАО «РКС» являются:
- • развитие и внедрение ресурсосберегающих технологий;
- • предоставление комплексных инжиниринговых услуг;
- • технологический и энергетический аудит и консалтинг.
В основу модели ведения бизнеса ОАО «Российские коммунальные системы» заложена схема аренды инфраструктуры ЖКХ у муниципальных образований.
Заключая договор с муниципалитетом, ОАО «РКС» берет на себя ответственность за поддержание и развитие ЖКХ региона.
Компания выстраивает взаимовыгодные отношения с администрациями муниципалитетов. Сроки договоров между ОАО «РКС» и администрациями муниципалитетов — от 1 года до 49 лет, что позволяет ей оптимизировать систему управления финансами и сбытовой деятельностью, а также проводить эффективную инвестиционную политику.
Как хозяйствующий субъект «Российские коммунальные системы» заинтересованы в переходе на долгосрочное тарифное регулирование — установление тарифов на 3—5 лет вперед.
Только в этом случае коммунальные предприятия смогут планировать свою деятельность на среднесрочную перспективу; это также даст возможность избежать резкого повышения тарифов.
Отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителями ресурсов регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), определяющими правила заключения договоров энергоснабжения, и распространяются на поставки ресурсов как юридическим лицам, так и гражданам города.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (действуют с 9 июня 2006 г.) в случае, если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем (у ресурсоснабжающих организаций) коммунальных услуг осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с российским законодательством и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами города.
Стороны отношений ресурсоснабжения установлены Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Необходимо отметить, что нормы жилищного законодательства, регулирующие отношения по предоставлению и оплате коммунальных услуг, имеют приоритет перед нормами ГК РФ.
В соответствии со ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила § 6 ГК РФ «Энергоснабжение» применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Поэтому требования ст. 539 ГК РФ о необходимости присоединения энергопринимающего устройства абонента к сетям энергоснабжающей организации не могут применяться к отношениям по предоставлению коммунальных услуг.
Во многих городах между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями ресурсов находятся муниципальные предприятия, ведающие распределительными внутриквартальными и внутридомовыми сетями и сооружениями.
Они действуют на основе договоров с конечными потребителями и с ресурсоснабжающими организациями, выступая в роли посредников в поставке ресурсов, собирают с населения и других конечных потребителей плату за потребляемые ресурсы и расплачиваются с их поставщиками.
В расчет цены ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями, включаются расходы с учетом затрат по транспортировке ресурсов до конечного потребителя либо до границы балансовой принадлежности с муниципальной распределительной организацией.
В последнем случае тариф для конечных потребителей устанавливается с учетом расходов муниципальной организации по обслуживанию распределительных сетей и сооружений.
Рассмотрим более подробно развитие коммунальной инфраструктуры в городах Российской Федерации.
Источник: studref.com