Строительство искусство или наука

В начале XX в., когда архитекторы отказались от стилевой архитектуры в пользу архитектуры «современного движения», когда архитектор Фрэнк Ллойд Райт стал всемирно известным представителем этого направления и убедительно доказал преимущества этого стиля перед классицизмом, стали активно писать о том, что архитектура скоро исчезнет как специальность. Особенно серьезно об этом говорили в России, в период отрицания всякой декоративности, борьбы «с излишествами в архитектуре» (60-е гг.

XX в.). Но вот что интересно. О том, что архитектура исчезнет, говорят уже более 500 лет. Леон-Батиста Альберти в 1471 г. писал: «Те, кто строит в наши дни, прельщаются новыми безумствами суетности, а не прекраснейшими чертами прославленных произведений. Поэтому, и этого никто отрицать не будет, вскоре архитектуры — совершенно не будет» [1].

Почему все время об этом говорят и почему она никуда не исчезает? Очевидно, существуют объективные причины для таких высказываний. А может быть, теоретики не нашли правильных путей трансформации архитектуры? Может быть, мы сами упустили что-то главное, любим все время возвращаться к прошлому опыту и не научились прогнозировать теоретические концепции?

НАУКА И ИСКУССТВО Станислав Дробышевский об искусстве

Архитектура первоначально создана «для» и «ради» человека. Мы создали искусственную среду обитания человека для его комфортности. Эта комфортность во все времена определялась обстоятельствами, в которые человек погружен. С развитием цивилизации усилились сегрегационные процессы общества. Архитектура чутко реагировала на все социальные изменения.

И во всех ситуациях архитекторы создавали искусственную среду обитания для человека.

Важно подчеркнуть, что представления об архитектуре меняются очень медленно: архитектура — инертное искусство. Кроме того, архитектуру сопровождает целый арсенал правил, условий, привычек, традиций, систем ценностей, норм, конструктивных возможностей и пр. А человек мобилен.

Градостроители пытаются создать города, максимально вписанные в окружающую среду, активно «привязывают» их к природной местности, им кажется, что это очень важно. С одной стороны, все так. А человек может спокойно уехать из этого города. Что-то важное ускользает. Мы же все делаем для него.

Может быть, архитектура должна быть столь же мобильной? Сколько времени потребовалось Чехову, чтобы добраться до Дальнего Востока и обратно? А сколько времени требуется для этого сегодня? Если человек другой, он нуждается и в другой архитектуре. Архитектура обязана обеспечивать комфортность жизни человека.

Раз уж мы обратились к Альберти, то процитируем его еще раз. В первой книге читаем: «. во-первых, лучшей местностью из всех будет та, которая не слишком сыра и тепла, ибо она будет производить стройных, прекрасных и жизнерадостных людей. Во-вторых, наиболее пригодной будет та местность, где в частях, обильных снегом, будет солнца больше, чем в остальных, а в части, выжженной солнцем, будет больше влаги и тени» [1].

Мы видим, что заботы у тех архитектора были совсем другие, нежели у современных нам. Одно дело — освоение земли, другое дело — застройка современных городов. Приведем еще один пример из Альберти. В книге десятой есть главы: «О том, что вода особенно необходима для жизни, и о том, каковы ее различные виды» и «о том, откуда вода рождается и пробивается и куда она стекает» [2].

Искусство или Наука?

Просмотрев все десять книг Альберти о зодчестве, мы понимаем, как примитивно с позиций современной фундаментальной и даже прикладной архитектурной науки, автор рассуждает. Все, чему он обучает, современному человеку уже дано на основе общих знаний или частично профессиональных знаний (например, «как укрепить стену»). Изменилось очень многое, но это не дает нам права считать, что архитектуры больше нет. И мы продолжаем создавать искусственную среду для человека.

Художественные приемы, разработанные в архитектуре, применялись всюду. Очень показательно, что такие приемы использовались при создании первых пассажирских пароходов, которые украшались ордером, декоративными элементами, т.е. арсеналом декоративных средств, применяемом в архитектуре зданий. То же мы видим на первых конных повозках (рис. 1).

При сравнении колес повозок и колеса современного автомобиля мы ощущаем прогресс образа жизни человека (рис. 2). Изменилось представление о красоте.

Разница очевидна. Но вот что интересно: стилевая архитектура интересует нас до сих пор не только с позиций истории архитектуры, что само по себе важно и ценно, но и с оттенком приятных воспоминаний. В период царствования стилевой архитектуры не было ярких споров

Эрмитаж. Парадная карета. XIX в

Рис. 1.1. Эрмитаж. Парадная карета. XIX в.

Современный автомобиль

Рис. 1.2. Современный автомобиль

о гармонии, эстетической целостности, художественной интеграции, к которым призывают теоретики и критики современных архитекторов. Все это было само собой, так как подчинялось законам архитектурного творчества определенных направлений. Значит, что-то ускользает. Все время хочется видеть что-то прекрасное, содержащее сложную информацию, заставляющую думать и восхищаться.

Известный искусствовед С.О. Хан-Магометов писал, что в мире существуют два глобальных стиля: классицизм и современное движение. Он сделал прогноз о дальнейшем их сосуществовании: они будут либо развиваться, сменяя друг друга (по мере «уставания»), либо существовать одновременно [3]. Однако, с нашей точки зрения, такой прогноз сомнителен: если возник второй глабальный стиль, значит, может возникнуть третий, четвертый и т.д. [4].

В основе архитектуры всегда человек: это для него создается искусственная среда. Отмена эксплуатации стилевой архитектуры — первого глобального стиля, развитие и закат «современного движения» — второго глобального стиля, становление модернизма во всех его проявлениях свидетельствуют об активном реагировании художественной стороны архитектуры на изменения в организации жизненной среды человека цивилизованного. Архитектура для человека XXI в. по определению не может быть той, о которой мы иногда сожалеем как об уходящей, архитектуре XIX-XX вв. Архитектура есть и будет, но другая.

Человек — центральное понятие и в философии. Сквозным вопросом для всей истории философии является рассмотрение альтернативных подходов в понимании человека — рационалистического и иррационали- стическош. Философы рационалистического направления рассматривают человека как упорядоченное, детерминированное существо, а философы, склонные к иррационалистическому толкованию человеческой природы, делают упор на то, что человек является недетерминированным, свободным существом. Иррационалистический подход позволяет расширить границы толкования человеческой природы, предполагая, что феномен человеческой жизни включает не только разумное освоение человеком окружающего мира, но и различные нерациональные силы: чувства, инстинкты, эмоции, страсти и т. п., а процесс познания носит не только рефлексивный, но и интуитивный характер [5].

Как нам, архитекторам, близок интуитивный метод проектирования. Как порою трудны для понимания научные методы архитектурного проектирования, которые в последнее время льются как из рога изобилия. Сегодня мы отмечаем устойчивую тенденцию к взаимопониманию представителей рационалистического и иррационалистического направлений в истолковании человеческой природы. Философы обоих направлений приходят к заключению, что создать целостный образ человека невозможно, не учитывая все формы его жизнедеятельности, не только разумные, но и внеразумные (эмоциональные, чувственные, волевые и т.п.), не только духовные, но и природные, социальные. Вот для этого человека, самому себе непонятному, мы создаем архитектуру.

На рис. 3 представлена картина А.Г. Веницианова «Спящий пастушок». Какие мысли вызывает это произведение? Умиротворение и гармония, ощущение покоя и бесконечного пространства, устойчивость мира и вечность, естественная красота и мир в душе.

На рис. 5 — фотография космонавта, вышедшего в открытый космос. Какие здесь возникают мысли о человеке? Опасность, тревога, стресс,

А.Г. Веницианов (1780-1847). Спящий пастушок

Рис. 1.3. А.Г. Веницианов (1780-1847). Спящий пастушок

Космонавт. Источник

Рис. 1.4. Космонавт. Источник: http/Zwww. bing/сот/images

изменчивость, одиночество, дискомфорт. И в то же время — прогресс, достижения современных ученых, ощущение внешней красоты и ее агрессивность для человека, усилия воли человека, торжество победы.

Читайте также:  Подать заявление на долевое строительство

Казалось бы, сравнение и некорректное, и слишком очевидное. Да, жизнь сильно изменилась за два века. Но почему архитектура не изменилась так радикально? Для строительства используется все тот же камень, жилье имеет те же параметры, так как физически человек не изменился. Вот здесь и кроется ошибка. Мы делаем архитектуру не для современного человека, а для его физического тела.

Мы не учитываем самое главное — изменение его духовности. Не может современный горожанин быть счастлив, как «спящий пастушок». Его мозг находится в совершенно другом мире.

Не может быть комфортно современному человеку в квартирах, не адаптированных к нашему веку. Это требование реализовалось в появлении такого понятия, как «умный дом». Так же, как в свое время рассуждал Альберти о комфортности жизни, мы должны рассуждать о современном жилище и других сооружениях.

Автоматическое включение всей инфраструктуры жизнеобеспечения может быть направлено и на обеспечение эстетических, постоянно изменяющихся, качеств среды. Уже существует индустрия строительства «умного дома». А где реализованы «умная улица», «умный город»? Хотя уже предложен В. Рыбчинским «городской конструктор» [6]. Все это отсылает нас к принципиально новой теории архитектуры.

Но вот что интересно. Витрувианская триада «польза, прочность, красота», которую мы не забываем и часто эксплуатируем в своих научных работах, бесконечно устарела. «Польза» и «прочность» вряд ли теперь всецело зависят только от архитектора. Появились другие специальности и специалисты, и архитектор с ними сотрудничает.

Вспомним, сколько сопутствующих знаний архитектор получает в вузе. Инженеры-строители вполне обходятся без архитектора для возведения «серии №. ». «Красота» — вот, казалось бы, что осталось архитектору. Но теперь нередко разработка интерьеров зданий поручается дизайнеру. Таким образом, мы доказали, что архитектура не нужна.

Нет, как раз это — нелогичная конструкция, мы доказали, что известная триада просто устарела. Остается «мятежный» человек, для которого необходимо создать искусственную среду обитания. И кроме архитектора никто создать ее не может. Но сначала необходимо создать модель нового человека разумного, человека информационной эпохи с новыми привычками, новым стилем общения,

и стилем жизни. Человек стал мобильным, вненациональным, внетерри- ториальным, жаждущим новых открытий, активно использующим всю бытовую, и не только, технику, погрузившимся в информационную сеть, рвущимся в космос. Архитектура должна соответствовать такому человеку. Аналогов нет. Ее надо создать заново.

Но это будет именно архитектура. Очень хорошо, что настоящие ученые никогда не стремились сформулировать, что такое архитектура. Архитектура обязана обслуживать человека, а он все время разный.

В современном мире человека надо защитить от стресса и неустойчивости мира. Защитить, а не изолировать. На первый план выдвигается комфорт. Комфорт, по Далю, — «удобство, уютство, уют, холя, приволье, домашний покой, удобства и избыток» [7]. Если сравнивать с триадой Витрувия, то уют можно рассматривать вместо «красоты», а удобство вместо «прочности».

Человеку должно быть комфортно везде: дома, на работе, в путешествии, на отдыхе, в любой точке земного шара. Такой архитектуры, т.е. искусственной среды, на Земле нет. Ее надо создавать на основе новой архитектурной науки.

Архитектурную науку, без которой не может произойти прорыва в области обустройства жизни современного человека и человека будущего, нельзя назвать «продвинутой». В списке приоритетных наук Российской академии наук архитектурная наука нигде не упоминается. Вот перечень отделений РАН: отделение математических наук, нанотехнологий и информационных технологий, энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, химии и наук о материалах, биологических наук, физиологии и фундаментальной медицины, наук о земле, общественных наук, глобальных проблем и международных отношений, историко-филологических наук.

Архитектурная наука относится как к техническим, так и к общественным наукам. Создание искусственной среды обитания — задача комплексная. Архитектурная наука не может быть «придатком» какой-либо науки из приведенного списка.

Она входит и в медицину, и в общественные науки, и в технические науки, и в биологию, и в нанотехнологии и т. д. Архитектурная наука должна иметь свое место в ряду академических наук России. Некоторые считают, что градостроительство — это и есть наука о земле. Может быть. Но тогда отделение должно называться «отделение наук о земле и градостроительстве».

Звучит не убедительно и, кроме того, не исчерпывает весь спектр архитектурной науки. Архитектурная наука, которая занимается вопросами искусственной среды обитания человека, должна занимать свое место в ряду других наук РАН.

Постараемся выяснить, почему самим человеком с его искусственной средой обитания архитектурная наука не занимается? С нашей точки зрения, архитектурная наука долгое время была в плену лишь у прикладной науки, это с одной стороны; а с другой — архитектурное сообщество очень странно относится к развитию самой архитектурной науки, считая, что архитектор должен просто проектировать нужные здания или генеральные планы. Даже градостроительная наука, которая активно развивалась в 70-е гг. XX в. как теоретическая составляющая, постепенно развернулась в сторону прикладной составляющей архитектурной науки. Достаточно много ученых архитекторов до сих пор считают, что теоретическая составляющая архитектурной науки — это история архитектуры и только.

Стоит вернуться к витрувианской триаде: польза, прочность, красота.

Кто «работает» на поле «польза»? В настоящее время архитектор начинает свою работу после получения технического задания от заказчика. Кроме того, у архитектора есть план перспективного развития территории, разработанный, как правило, не архитектором (или с участием другого архитектора), а специальным отделом.

Кто «работает» на поле «прочность»? Вот перечень специальностей, указанных в Высшей аттестационной комиссии (ВАК): строительные конструкции, здания и сооружения; основания и фундаменты, подземные сооружения; теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение; водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов; строительные материалы и изделия; гидротехническое строительство; технология организации строительства; проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей; гидравлика и инженерная гидрология; строительная механика.

Кто «работает» на поле «красота»? Мы уже упоминали дизайнеров, которые не без успеха освоили специальность «дизайн интерьера». Но есть и специалисты в области монументального искусства, в области декоративно-прикладного искусства, скульпторы и т. п.

Обратим внимание на перечень ВАК специальностей по архитектуре:

— теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия;

  • — архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности;
  • — градостроительство, планировка сельских населенных пунктов.

Этот перечень специальностей не соответствует тем задачам, которые стоят перед человечеством в плане обеспечения комфортности проживания человека. Даже «кондиционирование воздуха» выделено в отдельную специальность в рубрике технических наук «строительство». Поскольку архитектурная наука связана с условиями самой жизни человека, с обеспечением его жизнедеятельности, с обеспечением его продуктивной работы во всех областях науки и практики, она должна развиваться также активно, как сейчас развиваются технические науки.

На наш взгляд, первое, что необходимо сделать, — выделить теорию архитектуры в отдельную специальность. Главное, отделить ее от истории архитектуры, да и реставрация нуждается в отделении в связи с актуальностью реставрационных изысканий. Теория архитектуры качественно продвинулась. На первое время этот список можно представить таким образом: теория архитектуры, теория градостроительства, история архитектуры, реставрация и реконструкция зданий и сооружений, архитектура зданий и сооружений, творческие концепции архитектурной деятельности, градостроительство, планировка населенных мест, дизайн среды, искусство интерьера, благоустройство территорий.

Взаимосвязь архитектурной науки с другими фундаментальными науками многократно доказана. В печати имеется достаточно доказательств. Архитекторы взяли на вооружение такие науки, как математика, синергетика, фрактальная геометрия, философия, социология, медицина, психология, экология и др. науки. Исследования по теории архитектуры приобретают системный характер. Особенно важны изыскания в области инновационных аспектов архитектурной деятельности, так как именно там намечается архитектура третьего глобального стиля [8, 9].

Читайте также:  Соглашение об изменении условий договора участия в долевом строительстве

На рис. 5, 6 показаны жилые дома XIX и XXI вв. Противопоставление очевидно: появились новые материалы, новые возможности строительной техники и пр., но главное — новый образ жизни человека. Кроме того, обратитм внимание на ухоженность территории (рис. 1.6). Сам дом напоминает живое дерево.

Желание вписаться в окружающую среду осталось: мечта о земной природе воплощена максимально.

В течение всего XX в. человечество сделало много открытий для преодоления зависимости человека от земной природы, как ни парадоксально это звучит. Но мы еще не осознали, что придумано все, что

Жилой дом XIX в. Дом Калашникова. Источник

Рис. 1.5. Жилой дом XIX в. Дом Калашникова. Источник: httpVbing. сот images

Жилой дом XXI в. Источник

Рис. 1.6. Жилой дом XXI в. Источник: http//bing.com/imagts

человеку нравится: изумительные по красоте искусственные цветы, искусственные деревья, из которых можно создать парк, искусственные водоемы, можно сделать даже искусственное небо. Тем не менее, мы постоянно пытаемся связать человека с естественной природой, в городах установить гармонию с окружающей средой.

На рис. 1.7 продемонстрирован контраст между архитектурой прошлого века и архитектурой будущего. Новые по архитектуре сооружения вписаны в существующую городскую ткань. Но на рис. 1.8 показано другое отношение архитектора к окружающей среде, что заставляет думать об искусственной архитектуре, независимой от окружающей среды.

Не идет речь ни о каком «вписывании в среду». Человек изолировался от окружающей природы, создал микроклимат в зданиях, там сады и

Архитектура будущего. Источник

Рис. 1.7. Архитектура будущего. Источник: http//bing. сот images

Архитектура будущего, http/7bing.com/ images

Рис. 1.8. Архитектура будущего, http/7bing.com/ images

бассейны, там искусственно созданный и регулируемый состав воздуха, транспорт и зоны отдыха, а также весь комплекс жизнеобеспечения.

Эти примеры приведены, чтобы осознать всю глубину изменения образа жизни человека, его независимость от окружающей среды, что порождает осознание направления новой архитектурной науки.

Архитектурная наука должна выбрать путь, который позволит ей встать в ряд академических фундаментальных наук. Задачей архитектора является вникнуть во все формы человеческой деятельности. Физически человек изменился мало, но духовно его никак нельзя сравнить с человеком XIX в. Новая архитектура должна ему соответствовать. Чтобы создать новую архитектуру, надо создать развитую архитектурную науку, тесно связанную с другими фундаментальными науками.

Источник: studref.com

Архитектура: наука или искусство?

О том, как обстоят дела в современной дагестанской архитектуре, мы поговорили с заслуженным деятелем искусств, членом Союза архитекторов России, почётным архитектором России Гасаном Халидовичем Газаевым. В настоящее время они вместе с Ибрагимом Нухбалиевичем Ибрагимовым успешно руководят архитектурным бюро «Три А», образуя творческий тандем.

— К сожалению, профессию архитектора вывели из числа лицензированных. — сетует Гасан Халидович, — В связи с вступлением страны в ВТО, наши архитекторы оказались незащищенными перед представителями других стран. Мы об этом много говорили, били во все колокола. Пока только принято решение о создании архитектурной палаты на основе Союза архитекторов.

Действительно создаётся впечатление, что такая ситуация сложилась не самостоятельно, а под мощным лобби западных компаний. Ведь иностранные специалисты будут внедрять свои, в общем неплохие, но не всегда подходящие для нашей местности технологии. Соответственно с технологиями придут и их компании, вытесняя отечественные.

— Также вызывает сожаление то, что сейчас очень мало подготовленных специалистов. Ведь архитектура – профессия на стыке науки и искусства. Настоящий архитектор должен обладать художественным вкусом, уметь рисовать. Компьютерная графика выхолащивает смысл профессии. И опытные заказчики всегда требуют эскизы, сделанные от руки.

Это как раз выявляет уровень специалиста.

Когда речь зашла об эстетико-воспитательной роли зодчества, Гасан Халидович привёл пример, часто рассказываемый студентам:

— Представьте человека каждый день проходящего по одной и той же дороге. Однажды он видит на своём пути красивый дворец. Человек сильно удивляется, но через некоторое время привыкает к нему. В другом случае человеку попадается на пути страшный сарай. Он также удивляется, но через некоторое время привыкает.

Вопрос в том, к чему человек привыкнет – к хорошему или плохому.

Напоследок хочется привести слова Дени Дидро:

«Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру – разбить, но как поступить с уродливым зданием?»

Источник: chernovik.net

Архитектура: творчество на стыке науки и искусства

Каждый год в первый понедельник октября отмечается профессиональный праздник архитекторов — Всемирный день архитектуры.

С одной стороны, архитектура — это настоящее искусство, с другой — целая наука, требующая обширных познаний в области проектирования и строительства. Архитектору необходимо придерживаться строгих правил; в то же время в его работе всегда остается место для творчества и полета фантазии.

Архитектурные произведения разных эпох имеют свои отличительные признаки и характерные черты: это может быть определенная форма или конструкция здания, цветовая гамма, наличие или отсутствие декоративных элементов и т. д. Совокупность этих признаков называют архитектурным стилем. Всего в истории европейской архитектуры насчитывается восемь основных стилей: романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир и модерн. Расскажем подробнее о каждом из них.

Романский стиль (X–XII вв.)

Романика — первый архитектурный стиль, распространившийся на всю Европу и ставший интернациональным. Основная черта, присущая романскому стилю, — монументальность и массивность. Здания должны были дарить ощущение безопасности и защищенности.

Постройки романского стиля отличают простые формы, толстые стены, цилиндрические пропорции, минимум или полное отсутствие декоративной отделки. Для зданий этой эпохи характерны большие башни, полукруглые арки, балочные или сводчатые потолки, тяжелые массивные двери с замками и засовами. Окна — узкие, небольших размеров, обычно круглой или четырехугольной формы; такие, чтобы из них было удобно целиться.

В Раннем Средневековье полы в замках были земляными. Позднее их стали застилать керамической плиткой и коврами. Потолки, в свою очередь, начали украшать фресками. В орнаментах использовались геометрические или растительные мотивы — например, вьющиеся стебли или листья. Иногда рисовали людей, зверей и фантастических существ.

Основные цвета — красный, зеленый, белый, коричневый.

Нотр-Дам-ля-Гранд, Пуатье, Франция

Среди наиболее известных архитектурных сооружений в романском стиле — Лаахское аббатство и Лимбургский собор в Германии, Приорат Серрабоны во Франции, Пизанский собор в Италии, Уинчестерский собор в Англии, Кафедральный собор Лиссабона.

Готика (XII–XV вв.)

Готический стиль, развившийся из романской архитектуры, зародился на севере Франции и получил широкое распространение в Европе в середине XII века. Готическая архитектура — это, в первую очередь, архитектура кафедральных соборов в европейских городах. В Средние века соборы имели не только религиозное значение: они использовались для собраний жителей, для заключения торговых сделок и даже для театральных представлений.

Конструктивная особенность готических сооружений — каркасная система. Она позволила облегчить стены и перекрытия, перераспределить нагрузки, и, как следствие, — значительно увеличить высоту и площадь зданий. Готические соборы были вдвое больше романских, при этом выглядели легкими и ажурными. Все части сооружения как будто стремятся ввысь, к небу.

Характерные черты готики — подчеркнутые вертикали тонких опор, стрельчатые арки, остроконечные фронтоны, колоннады, башни и шпили, мозаичные полы и цветные витражи. Часто соборы украшали статуями святых и исторических деятелей, горгульями и гротескными фигурами. Позднюю готику отличает богатое убранство: скульптурная лепнина, барельефы, сложные орнаменты типа «рыбий пузырь» и масверк, витиеватые закрученные шпили и декоративные навершия — крестоцветы.

Собор св. Вита, Прага, Чехия

Образцы готической архитектуры можно встретить практически во всех европейских городах. Образцами французской «лучистой» или «пламенеющей» готики считаются Амьенский собор и Святая капелла Людовика IX в Париже. Немецкий архитектурный шедевр — Кельнский собор, это самый большой готический собор в Северной Европе и второй по высоте в мире. Говоря о готике, нельзя не вспомнить Собор Святого Вита в Чехии, Кафедральный собор Страсбурга, Бургосский собор в Испании, Антверпенский собор в Бельгии и Вестминстерское аббатство в Великобритании.

Читайте также:  Производственная практика по строительству пгс

Ренессанс (XV—XVI вв.)

Стиль Ренессанс, в основе которого лежат традиции античной архитектуры, зародился в Италии, а затем распространился по всей Западной Европе. Эпоха Возрождения считается переломным моментом в истории архитектуры — приходит интерес к античной культуре, возрождается гуманизм, культ красоты и стремление к познанию. Кроме того, именно в эпоху Ренессанса труд архитекторов перестал быть анонимным: зодчие больше не скрывали свои имена.

В этот период в архитектуру возвращается античная ордерная система, основной формой которой является несущая колонна. Здания эпохи Ренессанса отличают симметричность, упорядоченность и четкие пропорции. Для построек характерна строго горизонтальная структура, квадратные, кубические и прямоугольные формы. Также в конструкции присутствуют закругленные элементы: арки и ниши, полусферические купола, колонны и пилястры.

В эпоху Возрождения в строительстве начинают применять новые материалы и технологии — глазурованный кирпич, майолику и терракоту; в отделке появляется декоративная штукатурка.

Монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал, Испания

Самые яркие памятники архитектуры Ренессанса можно увидеть в Италии: это Дворец дожей в Венеции, Собор святого Петра и церковь Иль-Джезу в Риме, Здание Уффици во Флоренции. Среди образцов архитектуры Возрождения в других европейских странах — Экуаннский замок (Франция), Гейдельбергский замок (Германия), монастырь Эскориал (Испания), ратуша Антверпена (Бельгия).

Барокко (XVI—XVII вв.)

В конце XVI века на смену Ренессансу приходит барокко — архитектурный стиль, характеризующийся причудливыми декоративными элементами, пышным убранством, обилием скульптурных композиций и яркими цветами. Основателем барокко считают Микеланджело Буонарроти.

Отличительные черты барокко — купола грушевидной формы, витые колонны, ярко расписанные потолки, фрески, скульптуры с позолотой. На фасадах и потолках появляется лепнина. В оформлении интерьеров часто используется живопись Тромплей («обманка»): художественный прием, с помощью которого мастера создают на плоскости реалистичное объемное изображение. Живопись сочетается со скульптурными элементами, что зачастую создает впечатление избыточного декора. Центральный элемент барочных дворцов — парадные лестницы.

Базилика Санта-Кроче, Лечче, Италия

Середина XVII века считается расцветом эпохи высокого барокко. Всемирно известные архитектурные шедевры этого времени — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче. В Россию стиль барокко приходит позднее, на рубеже XVII и XVIII веков. Русское барокко — это, в первую очередь, творения Бартоломео Растрелли — автора проектов Зимнего дворца и Смольного собора в Санкт-Петербурге, Екатерининского дворца в Царском Селе, Большого Петергофского дворца.

Смольный собор, Санкт-Петербург, Россия

Рококо (XVIII в.)

Стиль рококо часто называют не самостоятельным архитектурным стилем, а своеобразной вариацией барокко. В то же время рококо имеет множество отличительных особенностей: для него характерны более плавные формы, пастельные тона, асимметричные элементы.

Архитектура становится менее тяжеловесной. На смену пышным барочным принципу анфиладности приходит рациональное расположение внутренних помещений. В оформлении стен, потолков и молдингов присутствуют изящные интерьерные украшения и витиеватые орнаменты, главным из которых является «рокайль» (морская раковина). Обилие зеркал в залах усиливает ощущение открытого пространства.

Всемирно известные образчики стиля рококо сосредоточены в Германии — это малый дворец Амалиенбург, церковь Азамкирхе, базилика Фирценхайлиген, дворцы Шарлоттенбург и Сан-Суси. Также внимания заслуживают дворец Чапских в Варшаве и дворец Келуш в Синтре (Португалия). Знаменитый пример Елизаветинского рококо — Китайский дворец в Ораниенбауме.

Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия

Классицизм (XVIII—XIX вв.)

В основе классицизма лежат архитектурные нормы и традиции античности. Это стиль, характеризующийся простотой и ясностью классических форм, возник в эпоху итальянского Возрождения, быстро завоевал популярность в Италии, после чего получил широкое распространение во Франции, Германии, Англии, Российской Империи и других странах.

Отличительные особенности зданий в стиле классицизма — монументальность, строгость линий и форм, симметрия фасадов, выверенные пропорции, отсутствие декора, большие окна с мелкой расстекловкой. Главные архитектурные элементы — колонны, полуколонны и пилястры, круглые барельефы, ротонды, фронтоны и портики треугольной формы. На фасадах зданий часто можно увидеть статуи, в т. ч. атлантов и кариатид.

Дом Пашкова, Москва, Россия

Среди наиболее ярких примеров классицизма в мировой архитектуре — храм Сан-Франческо ди Паола в Неаполе, Берлинский драматический театр и Казанской собор в Санкт-Петербурге.

Ампир (XVIII–XIX вв.)

Так же, как рококо называют разновидностью барокко, ампир («имперский стиль») часто относят к позднему классицизму. Это направление искусства возникло во Франции в эпоху правления Наполеона, в начале XIX века получило широкое распространение в Западной Европе, а впоследствии и в России.

Для ампира характерны классические архитектурные формы, четкие линии, геометрические орнаменты (ромбы и круги), обилие колонн, пилястр и карнизов, контрастные цветовые решения. Основные цвета — красный, синий, белый, золотой. В этот период в моду снова возвращается лепнина. В декоре интерьеров и экстерьеров особое место занимает военная атрибутика: доспехи, мечи и шиты, копья, лавровые венки и т. д.

Наиболее яркие примеры стиля ампир во Франции — Церковь Мадлен в Париже, монумент Витториано в Риме, Триумфальная арка на площади Карузель, усадьба Мальмезон (резиденция Наполеона). В России главные архитектурные шедевры стиля ампир находятся в Санкт-Петербурге. В первую очередь, это ансамбль здания Главного штаба с аркой проекта Карла Росси и Исаакиевский собор — великое творение Огюста Монферрана.

Монумент Витториано, Рим, Италия

Модерн (рубеж XIX—XX вв.)

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и ХX веков, очень быстро «захватил» Европу. Отличительная особенность архитектуры модерна — отказ от простых классических форм и прямых линий. На смену строгой классике приходят плавные, волнистые линии, в оформлении зданий появляются необычные изогнутые элементы, в декоре преобладают природные мотивы — флористические и анималистические.

В строительстве эпохи модерна широко применяются новые материалы — металл, стекло, бетон и железобетон. Новые инженерные решения позволяют увеличить этажность строений, возводить здания с большими арками и окнами. Для архитектуры модерна характерны кованые декоративные элементы, плиточная облицовка, мозаики и витражи.

Дом Зингера, Санкт-Петербург, Россия

В разных странах стиль модерн имеет свой «национальный колорит». Так, в Германии и Австрии его знают как югендштиль, во Франции и Бельгии — как ар-нуво, в Италии — как цветочный стиль или стиль либерти. Яркие примеры архитектуры модерна — здания, построенные в Барселоне знаменитым Антонио Гауди, входы на станции метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром, а также знаменитая Эйфелева башня.

Образцами русского модерна являются Дом компании Зингер и Елисеевский магазин на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Другие архитектурные стили

Помимо основных архитектурных стилей широкое распространение в Европе получили такие направления, как ультрабарокко, романтизм, неоготика, неоклассицизм, эклектика. Минувший двадцатый век подарил миру модернизм и постмодернизм, баухаус, столь популярный в раннесоветское время конструктивизм и деконструктивизм, экспрессионизм, хай-тек и органическую архитектуру.

Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания – стиль деконструктивизм

Самым молодым архитектурным стилем является блоб (англ. blob или blobitecture). Здания, построенные в этом стиле, имеют текучие, мягкие формы; внешне они напоминают каплю, кляксу или амебу. Также к признакам блобитектуры можно отнести большие размеры построек, использование легких конструкций из стекла и металла. Считается, что сейчас блоб-стиль еще только формируется — и кто знает, какие сюрпризы готовят для нас архитекторы будущего?!

Здание Оперного театра, Сидней, Австралия – пример экспрессионизма в архитектуре

Источник: mrg-online.ru

Рейтинг
Загрузка ...