Строительство казанского вокзала кто

город Москва

А 40, 122;
Тм 7, 37, 50;
Тб 14, 22, 41, 88

Казанский вокзал (до 1894 г. — Рязанский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Казанская, расположенный по адресу: Комсомольская площадь, д.2. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.

История

Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Рязанского вокзала 20 июля 1862 года.

Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым с авторским коллективом.

В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами.

Строительство Казанского вокзала в Москве (1918), РАСКРАШЕНО НЕЙРОСЕТЬЮ

Современность

Сегодня Казанский вокзал является одним из крупнейших в Европе и самым загруженным по пассажиропотоку среди московских, так как обслуживает целых три направления — восточное, юго-восточное и южное. В последние годы вокзал работает на пределе пропускной способности. В связи с этим выдвигаются предложения передать часть поездов южного направления на менее загруженные Павелецкий и Курский вокзалы [источник не указан 246 дней] .

Направления

С Казанского вокзала отправляются скорые и пассажирские поезда, а также пригородные поезда (электрички) в двух направлениях — на Муром (Казанское направление) и на Рязань (Рязанское направление). Разветвление по направлениям — в городе Люберцы, на станции Люберцы I.

Также с вокзала следуют пригородные электрички до станций: Люберцы, Панки, Гжель, Куровская (в том числе экспресс), Егорьевск, Шатура, Черусти, Вековка, Быково, Отдых (г. Жуковский), Раменское (экспресс), 47 км, Бронницы, Виноградово, 88 км (г. Воскресенск), Воскресенск, Шиферная, Голутвин (в том числе экспресс) (г.Коломна), Рязань (в том числе экспресс) и др.

По состоянию на декабрь 2011 года с Казанского вокзала отправляются следующие поезда дальнего следования:

Источник: dic.academic.ru

Казанский вокзал

Казанский вокзал построили в 1862-1864 годах для Рязанской железной дороги. Сначала пути тянули английские инженеры, поэтому здесь сохранился единственный в России участок с левосторонним движением поездов.

Казанский вокзал, фото 2018 года

Первый участок Рязанской железной дороги (до Коломны) открыли 20 июля 1862 года.

Газеты писали, что вокзалов на станциях нет, а пассажиры жаловались, что платформы не готовы, и из поездов приходится выпрыгивать.

Первое одноэтажное здание Казанского вокзала с башенкой в центре построили по проекту М.Ю. Левестама. Вскоре оно стало тесным. Поэтому в 1913 году начали строить новое здание по проекту А.В. Щусева.

Казанский вокзал: венецианская часовая башня, культурное просвещение и другие секреты

Новый Казанский вокзал, сооружаемый по проекту и под наблюдением А.В. Щусева, будет грандиозным сооружением, выходя фасадами на Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Рязанскую улицу. Общий объем всего помещения составит 60 тыс. куб. сажен. Постройка вокзала с полным его оборудованием исчислена по смете в 7 млн.

Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, будет увенчан башней — башней княжны Сююмбике в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком, тут же под башней — громадные часы. Обширный вестибюль будет отделан с роскошью, стены украсят панно работы Н.К. Рериха, изображающие битву с татарами при Керженце и покорение Казани.

Читайте также:  Принцип открытой книги в строительстве

Пол в вестибюле из черного и красного порфира. Расположенный рядом с перронным залом зал ожидающих 8-мигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом, просветы которого будут расписаны в восточном вкусе. Из вестибюля и перронного зала выходы ведут в громадный зал-ресторан I и II кл. Он будет обставлен в стиле Петровской эпохи. Стены затянуты зелеными с розовым шпалерами.

Деревянный резной плафон будет изображать в аллегорическом виде города и народности тех губерний, с которыми соприкасается линия Московско-Казанской железной дороги. Особый вестибюль для прибывающих пассажиров, отделенный от зала-ресторана служебными помещениями, выводит с платформы приходящих поездов прямо на Рязанский проезд.

Правая часть здания вокзала по Каланчевской площади отводится под багажный зал и зал III кл. Вход в багажный зал расположен вблизи центрального входа и будет украшен гербами Москвы, Рязани и Казани. Для пассажиров IV кл. и воинских команд отводится особое помещение. Центральную часть вокзала займут 6 крытых платформ, длиной по 80 саж., с 12-ю подъездными к ним путями.

Здание Казанского вокзала завершили в 1940 году, так как из-за отсутствия рабочих рук работы несколько раз останавливались.

Щусев пошел на смелый ход и перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади. Мотивы декора портала арочного проема башни вокзала он позаимствовал у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани. Фасад здания украсили часы со знаками зодиака на циферблате по рисункам Щусева, а башня Казанского вокзала, высотой 73 метра, стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. Венчает ее шпиль с драконом Зилантом с древнего герба Казани.

Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере. Кстати, в строках Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.

А осенью 1941 года взрыв фугасной бомбы повредил колокола на часах работы В. Пушкарева. До 1970-х годов они молчали, а потом колокол вернули.

Рязанский вокзал

Казанский вокзал занимал в жизни Москвы особую роль.

Здесь часто балагурил Есенин, собираясь домой в Константиново. А однажды сам был провожающим, когда Айседора Дункан отправилась на гастроли на Кавказ. На Казанском вокзале Ленин и Крупская встречали гроб с умершей в Нальчике Инессой Арманд.

Отсюда же отправились на историческую «смычку» Остап Бендер и другие герои «Золотого Теленка». А Ильф и Петров и вовсе уверяли, что часы на Казанском вокзале отстают минут на 10, а в его ресторане поместится весь Ярославский вокзал.

После недавней реконструкции Казанский вокзал преобразился. К старому зданию со стороны Рязанского проезда и Новорязанской улицы пристроили новое по проекту В.М. Батырева, над железнодорожными путями появилось застекленное покрытие площадью более 19 000 м 2 . Оно опирается лишь на 8 опор.

Источник: liveinmsk.ru

Казанский вокзал

Зал ожидания повышенной комфортности. Росписи Е.Е.Лансере после реставрации, 2016 г.

Автор : Департамент культурного наследия города Москвы

Зал ожидания повышенной комфортности. Росписи Е.Е.Лансере после реставрации, 2016 г.

Автор : Департамент культурного наследия города Москвы

Интерьер зала ожидания после реставрации, 2016 г.

Автор : Департамент культурного наследия города Москвы

Казанский вокзал

17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани.

Информация о здании

17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани.

Движение по участку от Москвы до Коломны открылось 20 июля 1862 года, до Рязани поезда пошли в 1865 году. Казанский вокзал строился на Каланчёвской площади одновременно с Ярославским вокзалом. Автором его проекта был архитектор М.Левестам, проектировавший и Ярославский вокзал. Дорабатывал проект Казанского вокзала архитектор Р.И. Кузьмин.

Читайте также:  Как используется сера в строительстве

Главное здание вокзала было «берегового» типа – размещалось не в конце путей, а сбоку, параллельно им. Вокзал имел общую кровлю с дебаркадером над путями и платформами. В центре здания находилась башня с часами и шатровой крышей.

В 1890 – 1894 году Общество Московско-Рязанской железной дороги продлевает её до Казани, а не до Саратова, как было решено раньше. Вокзал получает название Казанского.

В 1911 году был объявлен конкурс на постройку нового вокзала, на котором были представлены три проекта – архитекторов А.В. Щусева и Ф. О. Шехтеля и художника Е. Н. Фелейзена.

Поразительно, но Щусев и Шехтель решили основную идею Казанского вокзала совершенно одинаково – как композицию из многих строений разного объёма и этажности, построенных в стиле русской национальной архитектуры, с высокой башней в центре.

Вокзал являлся грандиозным сооружением, выходившим тремя фасадами на Каланчёвскую площадь, Рязанский проезд и Новорязанскую улицу. Строительство его пришлось на сложные для России годы войн и революций. Временами работы останавливались из-за отсутствия рабочих рук. Щусев лично руководил строительством, его мастерская располагалась в недостроенном здании вокзала.

Главной доминантой вокзала является башня высотой 73 метра, аналогичная башне Сююмбике Казанского Кремля. Башня увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани. Слева от главной башни находится невысокая башня с часами, на циферблате которых изображены знаки Зодиака.

За часовой башней, параллельно Рязанскому проезду находились тёплый перрон — сейчас зал ожидания, и ресторан — ныне зал повышенной комфортности. Интерьер ресторана был оформлен в стиле дворцов русского барокко XVIII века — в нём Щусев использовал монументальную живопись, выполненную по эскизам художника Е.Лансере.

Основные работы по строительству вокзала завершились в 1926 году, однако, достройки продолжались до 1950-х годов, а комплекс Царской башни был закончен к концу 1980-х годов.

В 2016 году прошла реставрация здания вокзала в отношении фасадов и интерьеров периода 1940-х годов. Помимо основных работ проведена реставрация настенных фонарей, светильников и флагштоков из бронзы. Реставрации подлежали также исторические дубовые двери. В главной башне заменены металлические решетки ограждения балконов и ярусов.

Работы по реставрации интерьеров Казанского вокзала затронули часть залов правого крыла исторической части здания. Были проведены работы над живописными плафонами и панно зала бывшего ресторана (сейчас — зал ожидания повышенной комфортности), зала ожидания восьмигранной формы №5.

Источник: um.mos.ru

Шедевр русского зодчества. История создания Казанского вокзала

Здание Казанского вокзала, архитектор Алексей Щусев.

3 млн руб. золотом — такой сметы не было ни у одного вокзала. Разновысотные палаты с башенками, козырьками и пышными наличниками во­брали в себя лучшее от русской и восточной архитектуры одновременно.

К созданию декора зодчий привлёк своих друзей из объединения «Мир искусства» — Бенуа, Добужинского, Серебрякову, Кустодиева, Лансере… Оформленный ими вокзальный ресторан (помните, у Ильфа и Петрова: в него поместились бы Ленинградский с Ярославским, вместе взятые) не может не восхищать.

Первая мировая заставила упростить проект: поперёк Каланчёвской (ныне Комсомольской) площади не протянулся облицованный серым гранитом виадук. Впрочем, и то, что построено (Щусев аж до 1930 г. курировал своё детище), — шедевр русского зодчества.

Ступенчатая башня Казанского вокзала - гибрид Боровицкой в Московском Кремле и башни Сююмбике в Казанском кремле - превратилась в эмблему восточных ворот столицы

Ступенчатая башня Казанского вокзала — «гибрид» Боровицкой в Московском Кремле и башни Сююмбике в Казанском кремле — превратилась в эмблему «восточных ворот» столицы. Фото: — / РИА Новости (фото слева) и Эдуард Кудрявицкий

А прежде автор этих сказочных теремков проектировал в основном церкви! На Большой Ордынке, 34, ➋ всего за год до начала строительства вокзала выросла Марфо-Мариинская обитель, строительство Покровского собора в которой знаменитый художник, императорский любимец Михаил Нестеров поручил своему другу — Алексею Щусеву. И появилась маленькая, но величественная церковка, формами напоминающая псково-новгородские храмы XIII-XIV вв., а белокаменным декором — храмы Суздаля и Юрьева-Польского.

Читайте также:  Единые технические условия в строительстве

После революции, когда «служителю культа», казалось бы, было не на что рассчитывать, Щусев с оптимизмом по­обещал: «Я умел ладить с попа`ми, слажу и с комиссарами».

Его прогноз оправдался в январе 1924-го, когда архитектора подняли среди ночи и, не дав толком одеться, повезли к центру Москвы. Лубянка, холодея от ужаса, предугадывал маршрут Щусев. Но отлегло, когда автомобиль затормозил у Дома союзов. Первые лица новой власти сообщили о кончине вождя и велели к утру набросать эскиз усыпальницы.

Через четыре дня и пять ночей на геометрической оси Красной площади, прямо под куполом Сената и невысокой Сенатской башней, появился первый, деревянный, Мавзолей. Весной его заменили другим, тоже деревянным, уже с лестницей и трибунами. А через пять лет по проекту того же Щусева возвели облицованный мрамором, порфиром и лабрадоритом окончательный Мавзолей ➌, ставший неотъемлемой частью кремлёвского ансамбля.

Индульгенция от Сталина

Эта работа на долгие годы стала для Щусева охранной грамотой. Она сыграла свою роль в памятном 1937-м. К тому времени уже два года как Манежную площадь замкнуло массивное здание гостиницы «Москва» ➍, первоначально строившееся по проекту молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана.

Приверженцы конструктивизма, они словно не заметили вопиющего контраста своей постройки с классическим окружением центра Москвы. Зодчих отстранили от работ. Спасать незавершённый объект выпало маститому к тому времени Щусеву. Он оснастил конструктивистскую основу восьмиколонным портиком высотой в шесть этажей с открытой террасой, лоджиями-аркадами по центру фасада и многочисленными балконами, углы завершил башенками — и здание «оделось» в классические одежды.

Потерпевшие неудачу Савельев и Стапран, воспользовавшись тем, что председатель Совнаркома В. Молотов покритиковал мэтра Щусева, написали письмо в газету «Правда», где упрекали коллегу в том, что он будто бы украл у них проект. «Человек морально нечисто­плотный, живущий чуждыми социализму интересами (видно, авторы намекали на прежний опыт Щусева проектирования церквей. — Авт.), не может участ­вовать в создании величайших памятников истории…»

Таким стилем и тоном писались доносы в 1937-м, следствие которых — камера на Лубянке, автофургон с надписью «Хлеб» и расстрел. Царского академика с его «несоветской физиономией» вывели из правления Союза архитекторов СССР, лишили руководства мастерской…

Прежде Наркомзем, ныне Минсельхоз - редкий экземпляр конструктивизма, доживший до наших дней в хорошем состоянии

Прежде Наркомзем, ныне Минсельхоз — редкий экземпляр конструктивизма, доживший до наших дней в хорошем состоянии. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Но ареста не последовало. Видно, решили просто попугать, чтобы знал: незаменимых нет. А вскоре Берия, сам дипломированный архитектор, милостиво пригласил Щусева возглавить реконструкцию зданий на Лубянке ➎ — тех самых, которые все обходили за километр.

Большой Москворецкий мост стал для своего времени инженерным шедевром

Большой Москворецкий мост стал для своего времени инженерным шедевром. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Это был ещё один из десятков осуществлённых четырежды лауреатом Сталин­ской премии проектов (всего их у Щусева за полвека творческой работы более 150). Кроме перечисленного Щусев возвёл в Москве здания Коммерческого института, 1914 г. (ныне РЭУ им. Плеханова на ул. Зацепа, 41/12) ➏, Наркомзема, 1928-1933 гг. (ныне Минсельхоз на ул.

Садовой-Спасской, 11/1) ➐, Механический институт, 1929-1934 гг. (ныне Военный университет на ул. Б. Садовой, 14) ➑, жилые дома в Брюсовом пер. для артистов МХАТа, 1928 г., № 7 ➒ и Большого театра, 1933-1935 гг., № 17 ➓, Дом архитекторов на Ростовской наб., 1934-1935 гг. ­­, Большой Москворецкий мост, 1935-1937 гг. , жилой дом Академии наук по Б. Калужской ул. (ныне Ленинский пр-т, 13), где поселился и сам, 1938-1939 гг. . И даже подземный вестибюль красивейшей ст. м. «Комсомольская»-кольцевая (конец 40-х гг.) — дело рук знаменитого архитектора.

Источник: aif.ru

Рейтинг
Загрузка ...