Московский Кремль, которым мы можем любоваться в наши дни, построили итальянцы из красного кирпича в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича. Его не штукатурили и не красили, поэтому изначально цвет стен и башен был красным.
Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами — так в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.
В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.
Строительство Московского Кремля
Москва белокаменная
Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.
В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.
В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть, его белили к различным событиям, но большую часть времени кремлевские стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.
Когда Кремль стал красным?
В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.
К 800-летию Москвы в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.
Источник: puls-msk.ru
Московский дом: краснокирпичные здания
Как , когда и кем был построен Московский кремль ..
Кирпич на Русь пришел в конце X столетия вместе с кирпичных дел мастерами, прибывшими из Византии. Сперва это был брусок, с помощью которого пока не строили, но чаще ремонтировали. Серьезное отношение к кирпичу как к строительному материалу началось с возведением московского Кремля.
С европейскими строительными приемами москвичей познакомил итальянский мастер Аристотель Фиораванти, внедрив в практику качественный кирпич. Он был выходцем из Ломбардии, одного из центров романской архитектуры, области, отменно владеющей технологией кирпичного строительства.
Особняк Цветкова на Пречистенской набережной
В селе Калитниково, чьи почвы были насыщены значительными залежами глины, Фиораванти в 1475 году основал первый московский кирпичный завод с особой обжиговой печью. Мастер предложил габариты 289×111×67 мм для строительного материала. Вытянутый кирпич, суливший рисунку кладки большое разнообразие, чья длина в два раза превышала ширину, получил название «Аристотелев».
На возведение новых краснокирпичных взамен отслуживших свое белокаменных стен и башен Кремля пошел полупудовый (весом до 8 кг) двуручный кирпич размером 31×15×9 см. Стандартизация пришла в строительную отрасль с появлением Приказа каменных дел в XVI веке. Тогда ввели единый размер 312×134×89 мм так называемого государева кирпича.
Кирпич применяли при строительстве таких знаковых для Москвы сооружений, как собор Василия Блаженного, стены и башни Симонова монастыря.
Новый Манеж — бывшая Георгиевская электростанция
С влиятельным родом Нарышкиных, к коему относилась мать Петра I, связывается так называемое нарышкинское барокко —стилистическое направление в русской архитектуре конца XVII —начала XVIII века, где на первых ролях был красный обожженный кирпич. Эталонные образцы нарышкинского барокко, исполненные в кирпиче и украшенные белокаменным декором: храм Покрова в Филях, храм Иоанна Воина на Якиманке, храм Троицы в Хохлах, Большой собор и колокольня Новодевичьего монастыря.
Дом купца Игумнова на Якиманке
Стойкую популярность краснокирпичные здания обрели во второйполовине XIX века. Купцы, главным образом занимавшиеся строительством, люди деловые, были заинтересованы во вложении средств в то, что долго не будет нуждаться в ремонте и отделке.
Доходный дом Перцовой
Кирпичный стиль с его ложковой, тычковой, верстовой и иными видами кладки срифмовался, практически став синонимом псевдорусского стиля, доминировавшего в эпоху историзма, и был обласкан и модерном. Из неоштукатуренного полихромного кирпича, материала недорогого, неприхотливого к климатическим особенностям, сооружались не только жилые дома, музеи (нередко с заимствованием приемов из арсенала ярославского теремного зодчества), но заводы, фабрики, газгольдеры, рабочие казармы, гимназии, больницы: Исторический музей на Красной площади и выставочный зал «Новый Манеж» в здании бывшей Георгиевской электростанции, дом Игумнова на Большой Якиманке, где сегодня находится посольство Франции, особняки Цветкова и Перцовой на Пречистенской набережной, Преображенская больница, Бадаевский пивоваренный завод, завод «Арма» в Нижнем Сусальном переулке, Фабрика А. Сиу и Ко («Большевик») на Ленинградском проспекте, водочный завод Смирновых на Садовнической улице, Электрозавод и другие.
Подробные рассказы о знаковых краснокирпичных зданиях будут появляться на странице нашего проекта «Московский дом».
Источник: moskvichmag.ru
Московский Кремль: почему он красного цвета
Московский Кремль со времен постройки был красным. И только в XVIII веке его стены были побелены, согласно моде того времени. Чем оправдан такой выбор цвета?
Красный цвет
Дело в том, что изначально Кремль, построенный при Иване III приглашенными итальянскими мастерами, был сложен из красноглиняного кирпича. Это был новейший для того времени строительный материал, крепкий, несложный в изготовлении и легко поддающийся ремонту.
Белый цвет
Белая краска долго скрывала трещины в кремлевских стенах. Их белили перед большими праздниками. Под влиянием осадков побелка быстро смывалась, и стены становились грязно-серого цвета. Москвичи называли этот невнятный оттенок «благородной патиной».
Заграничные гости столицы иначе видели крепость. Жак-Франсуа Ансело, посетивший Москву в 1826 году, описывал его, как печальное зрелище, не соответствующее его историческому содержанию. Он считал, что пытаясь придать крепостным стенам видимость молодости, москвичи «зачеркивают их прошлое».
Кремль в годы войны
В начале Великой Отечественной войны было принято решение о том, что кремлевские стены нужно перекрасить в целях маскировки. Разработка и воплощение проекта было поручено академику Борису Иофану. И Красная площадь и крепостные сооружения были замаскированы под обычные жилые дома.
За кремлевскими стенами были выстроены «улицы», а на стенах зданий нарисованы черные квадраты окон. Мавзолей с воздуха казался обычным жилым домом с двускатной крышей. Стратегически это решение было самым мудрым. Но оно показывает, что уже в 1941 году Сталин был готов к тому, что над Москвой будет кружить вражеская авиация.
Красный цвет
Красными стены древнего сооружения снова стали уже после окончания войны. В 1947 году Сталин приказал отреставрировать древние стены. Старинные красноглиняные кирпичи были подкрашены, доработаны крошкой или вовсе заменены на новые, изготовленные по спецзаказу.
Источник: cyrillitsa.ru
Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы
Московский Кремль, которым мы можем любоваться в наши дни, построили итальянцы из красного кирпича в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича. Его не штукатурили и не красили, поэтому изначально цвет стен и башен был красным.
Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами — так в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.
В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.
Сколько лет городу Москва?
Москва белокаменная
Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.
В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.
В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть его белили к различным событиям, но большую часть времени его стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года, он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.
Где находится центр Москвы?
Когда Кремль стал красным?
В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.
К 800-летию Москвы, в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор, цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.
Правда ли, что Кремль раньше был белым?
Мы привыкли видеть Московский Кремль красным — с красными стенами, башнями, зубцами — и многими кирпичная расцветка главной крепости страны воспринимается как нечто неотъемлемое, мол, на Красной площади — красная стена. Но так ли это на самом деле?
На самом деле, нет: в прошлом стены и башни Кремля было принято белить.
Но белить Кремль стали далеко не сразу. В 1482-1495 годах, когда итальянские зодчие возводили московскую крепость, мыслей сделать её белой ни у кого не возникло: тогда кремлёвские стены и башни рассматривались как в первую очередь фортификационное сооружение, и белить их было бы стратегически неправильно — ведь при попадании в стену любого снаряда степень её повреждения сразу стала бы заметна противнику. Кроме того, строить краснокирпичные крепости было просто в традициях итальянцев: например, в Милане незадолго до этого был построен в целом похожий на Московский Кремль кирпичный замок Сфорца (Кастелло-Сфорцеско) — и даже зубцы на его стенах были точно такими же.
Перекрасить Кремль в белый цвет решили много позже — на рубеже 17-18 веков, когда его стены и башни утратили фортификационное значение. Из соображений красоты и следуя веяниям моды того времени, крепость побелили — как и многие прочие российские кремли.
Впрочем, это вовсе не означает, что Кремль постоянно был белоснежным: стены крепости белили по случаю праздников, торжеств и различных важных событий (коронации царей, например), в остальное время они могли быть облезлыми и, опять же, выглядеть скорее красными, чем белыми. Кроме того, отдельные башни — например, Спасскую и Никольскую — не всегда красили в белый и оставляли в красном цвете с декоративной целью, то есть в некоторые периоды своей истории Кремль мог быть частично белым и красным одновременно.
Белый Кремль на фотографиях
К счастью, времена побелки застала фотография, и современным москвичам доступно достаточное количество фотосвидетельств, на которых башни и стены Кремля запечатлены и белыми, и красными.
На раскрашенном дагеротипе Ноэля Леребура, который сделан в 1842 году и считается старейшей из известных фотографией Москвы, стены и башни — Боровицкая, Водовзводная и Благовещенская — Кремля запечатлены в чистом белом цвете.
Фото: дагеротип Леребура, 1842, pastvu.com
На снимке 1856 года Водовзводная башня Кремля предстаёт ярко белой — возможно, побелена незадолго до этого по случаю коронации Александра II.
Фото: Водовзводная башня и Храм Христа Спасителя, 1856, pastvu.com
На фото 1895-1897 года Кремль уже разноцветный: Водовзводная башня по-прежнему ярко выбелена, Благовещенская и Тайницкая — а также стена вдоль Москвы-реки — выглядят облезлыми, а вот Боровицкая башня и прилегающая стена словно вовсе не имеют следов побелки, либо она полностью сошла или была вычищена.
Фото: вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, 1895-1897, pastvu.com
Спасская башня на открытке примерно тех же лет — 1895-1903 — имеет красный цвет с декоративными белыми элементами: судя по всему, её в те годы не белили из эстетических соображений. Прилегающая к башне стена при этом выглядит облезлой, то есть красной оставили только башню — стена вокруг неё побелена.
Фото: Красная площадь и Московский Кремль (Спасская башня), 1895-1903, pastvu.com
Снимок 1908 года вновь демонстрирует Водовзводную, Благовещенскую, Тайницкую и Боровицкую башни и прилегающие к ним кремлёвские стены облезлыми: они явно побелены, но довольно давно.
Фото: вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, 1908, pastvu.com
Белый Кремль на картинах художников
Помимо фотографий, белые кремлёвские стены можно увидеть на картинах художников разных лет.
Раскрашенный рисунок Фридриха Гильфердинга «Спасские ворота и Покровский собор» (оригинал — 1787) представляет зрителю красную Спасскую башню с декоративными белыми элементами и белые прилегающие стены. Вершина Набатной башни также выкрашена в белый цвет.
На рисунке художника итальянского происхождения Джакомо Кваренги (1797) Спасская башня и прилегающие к ней стены изображены белыми.
На ведуте Фёдора Алексеева «Красная площадь в Москве» (1801) — одном из наиболее известных и обсуждаемых изображений Красной площади — Спасская башня и кремлёвские стены изображены белыми, но уже изрядно потемневшими.
Интересным образом Кремль подан на картинах Максима Воробьёва, написанных в 1818 и 1819 годах: живописец изображает его со стороны Устьинского моста (1818), затем со стороны Большого Каменного моста (1819) — фактически, с противоположных ракурсов. Все видимые на картинах башни и стены белые, слегка облезлые.
Одним из наиболее известных изображений белого Кремля стала картина Петра Верещагина «Вид на Кремль» («Вид Московского Кремля»), написанная в 1879 году. На ней изображён вид крепости со стороны современной Софийской набережной: все видимые башни и стены Кремля ярко выбелены.
Когда Кремль перестали белить?
Когда и почему Московский Кремль перестали белить — достаточно спорный вопрос, по которому можно однозначно ответить лишь то, что это произошло в советские годы.
Есть мнение, будто бы Кремль покраснел из идеологических соображений — мол, «красному» правительству — красный Кремль. Также высказываются догадки, что стены перекрасили по особому распоряжению Иосифа Сталина после окончания Великой Отечественной войны.
В действительности же белый цвет Кремля не слишком смущал новое правительство: во всяком случае, сразу после Революции перекрашивать стены никто не собирался, и они продолжали невозбранно облезать вплоть до начала войны, когда с целью маскировки крепости их раскрасили под городскую застройку. После расчистки «камуфляжа» Кремль просто не продолжили белить: было ли это продиктовано банальной простотой (ведь оставить красным и слегка подкрасить для реставрации — гораздо проще, чем белить), стремлением к исторической эстетике (ведь изначально Кремль всё-таки был красным) или идеологическими соображениями — неизвестно.
Так или иначе, с реставрации по случаю 800-летия Москвы в 1947 году до наших дней крепость остаётся красной.
Забытая реальность
Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей.
Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.
Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>
Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.
Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.
Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году. Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…» Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.
1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.
1797, Жерар Делабарт.
1819, художник Максим Воробьёв.
В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».
1830-е, художник Раух.
1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.
1850, Йозеф Андреас Вейс.
1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.
1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.
Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.
Фотография 1860 года.
Фотография 1866 года.
1866-67 год.
1879 год, художник Пётр Верещагин.
1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.
1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.
1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.
1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.
1909 год, облезные стены с остатками побелки.
Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.
1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.
С.Виноградов. Московский Кремль 1910-е гг.
1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.
1914, Константин Коровин.
Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.
Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.
А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.
Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез — маскировка спутала фашистским летчикам все карты.
«Замаскированная» Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.
«Замаскированный» Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – что б все звучало в унисон и идеологически верно. Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.
Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.
И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.
1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: https://humus.livejournal.com/4115131.html
Спасская башня
Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.
1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.
1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.
А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.
1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.
Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.
Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.
Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.
Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.
1870-е. Башня красная.
1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.
Никольская башня
1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.
1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.
1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.
1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.
1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.
Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля
Троицкая башня
1860-е годы. Башня белая.
На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.
И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.
Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.
Стены Кремля сегодня
фото: Илья Варламов
На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.
Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова
Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта https://pastvu.com/
Над публикацией работал Александр Иванов.
Белый цвет
Белая краска долго скрывала трещины в кремлевских стенах. Их белили перед большими праздниками. Под влиянием осадков побелка быстро смывалась, и стены становились непонятно-грязного цвета. Москвичи называли это благородной патиной.
Заграничные гости столицы иначе видели крепость. Жак-Франсуа Ансело, посетивший Москву в 1826 году, описывал его, как печальное зрелище, не соответствующее его историческому содержанию. Он считал, что пытаясь придать крепостным стенам видимость молодости, москвичи «зачеркивают их прошлое».
Кремль в цифрах
Московский Кремль является самой большой функционирующей крепостью в мире. К тому же он находится под эгидой ЮНЕСКО
Площадь его превышает половину площади Ватикана и равна 28 гектарам.
Общая протяжённость стен крепости превышает 2.2 километра
, в самой высокой точке достигает 19 метров, ширина их колеблется от 3.5 до 6.5 метра, а количество зубцов на них равняется 1045.
Что касается башен, то самой высокой считается Троицкая, высота которой 79.3 метра.
LiveInternetLiveInternet
65 лет назад Сталин приказал перекрасить Московский Кремль в красный цвет. Здесь собраны картинки и фотографии с изображением московского Кремля разных эпох.
Вернее, красно-кирпичным Кремль был изначально – итальянцы, построившие в 1485–1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного кирпича – как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско.
Белым же Кремль стал только в XVIII веке, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей — в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.).
Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.
Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».
С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?) год
П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год
Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.
Белая Спасская башня Кремля, 1883 год
Белая Никольская башня, 1883 год
Москва и Москва-река. Фото Мюррея Хоу (США), 1909 год
На фото Мюррея Хоу: облезлые стены и башни, покрытые «благородной городской патиной». 1909 год
Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено — с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.
Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля
Москва, 1934- 35 год (?)
Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез — маскировка спутала фашистским летчикам все карты.
Замаскированная» Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.
«Замаскированный» Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год
При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – чтобы все звучало в унисон и идеологически верно.
Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.
Серия сообщений «Россия»:
Часть 1 — Помни август 91! Часть 2 — Почему на съезде нет Хуссейна? Где же демократия? … Часть 15 — Старейшие фотографии Александро-Невской лавры Часть 16 — Старая Москва в фотографиях Наума Грановского, часть 1 Часть 17 — Белый Кремль. История вопроса Часть 18 — Россия, которую стоило потерять Часть 19 — Царская Россия в конце 19 века Часть 20 — Зимний Дворец и Эрмитаж в акварелях Э.П.Гау Часть 21 — Москва и ее окрестности
Серия сообщений «Крепости»:
Часть 1 — Tomar. Твердыня тамплиеров. Часть 2 — Белый Кремль. История вопроса
Серия сообщений «Государственные и правительственные строения»:
Часть 1 — Белый Кремль. История вопроса Часть 2 — Москва и ее окрестности Часть 3 — Дворец Советов
Почему кремлевские стены красили в белый цвет
Сегодня Московский кремль является одним из самых ярких культурных достояний столицы России. «РГ» собрала пять малоизвестных и любопытных фактов о нем.
Московский кремль является самой крупной крепостью на всей территории России, а также самой крупной действующей крепостью Европы на сегодняшний день.
В мировой истории были сооружения и больше, но только он сохранился достаточно хорошо и до сих пор выполняет свои функции.
Общая протяженность стен Кремля — 2235 метров, они образуют неправильный треугольник. Вдоль них расположено 20 башен, из которых самая высокая -Троицкая, вместе со звездой она имеет высоту 80 м.
Секрет абсолютно точного времени кремлевских курантов сейчас кроется под землей: куранты соединены кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени Штернберга.
В середине 19 века на Спасской башне были установлены куранты, исполняющие «Марш Преображенского Полка» Дмитрия Бортнянского. Эта мелодия звучала до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана музыка Интернационала.
При Ельцине куранты исполняли Глинку, а теперь играют Александрова — гимн Российской Федерации.
Во время Великой Отечественной войны, а, точнее, в 1941 году, Кремль стали маскировать: все старинные здания стилизовали под обычные дома, закрасили зеленые крыши, нанесли темную краску на позолоченные купола, сняли кресты, зачехлили звезды на башнях. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери, а зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши домов.
Интересно, что во время Великой Отечественной войны Кремль практически не пострадал, несмотря на массивные бомбардировки, обрушивавшиеся на Москву в 1941 и 1942 годах. Сокровища Оружейной палаты власти эвакуировали, а в случае сдачи столицы немецким войскам был предусмотрен план минирования основных зданий комплекса.
В 1935 году Кремль лишился своих двуглавых орлов, на их место было решено установить советские символы. В 1937 году на Спасской, Боровицкой, Никольской, Троицкой и Водовзводной башнях были установлены светящиеся рубиновые звезды.
Кремлевские звезды выдерживают максимальное давление ураганного ветра, каждая примерно до 1200 кг. Вес же каждой звезды достигает одной тонны. Во время ветреных дней звезды вращаются, меняя свое положение таким образом, чтобы они были обращены к ветру своей боковой стороной.
Почти до конца XIX века Москва была «белокаменной». Следуя сложившейся традиции, кремлевские красно-кирпичные стены белили почти четыре века. При этом беспокоились не только о памяти белокаменного Кремля Дмитрия Донского, но и о сохранности кирпича. Это можно подтвердить многочисленными описаниями и изображениями.
Сегодня стены Кремля регулярно подкрашиваются, чтобы красно-кирпичный цвет был всегда насыщенным.
Почему Кремль из белого стал красным?
Многим, наверняка, встречалось выражение «Кремль белокаменный». Да и на полотнах русских художников часто можно увидеть белые кремлевские стены и башни.
Ходит множество мифов о нынешнем – красном – цвете. Согласно одному из них, Кремль выкрасили такой краской после прихода к власти большевиков, якобы, по образу кумачового стяга. Другие же называют 1947-й год и связывают это с тогдашней советской идеологией.
Многие удивятся, но нынешние кремлёвские стены были красными … всегда!
Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы
Последствие градостроительного успеха Дмитрия Донского ощущается по сей день: оно впиталось в коллективную память и превратилось в мем. Москву с середины XIV века называют белокаменной — и это название сохранилось, несмотря на кардинальную перестройку кремля в XV веке Иваном III.
Быть белокаменным для древнерусского города — достижение: одновременно с москвичами улучшить свой кремль попытались нижегородцы, но дело не увенчалось успехом, а цитадель при впадении Оки в Волгу увязла в долгострое. Еще хуже дела обстояли у главного конкурента Москвы — Твери. Там довольствовались бревенчатым кремлем, обмазанным глиной. В столкновениях с ордынцами и москвичами эти крепостные сооружения зарекомендовали себя с самой худшей стороны.
Зато обеспечивший свой тыл Дмитрий Донской получил возможность сделать следующий шаг: испытать на прочность власть Орды, рассчитывая в случае неудачи отсидеться за стенами. В 1380 году великому князю удалось нанести поражение темнику Мамаю, но в 1382 году успех сопутствовал сменившему того хану Тохтамышу. Крепкие стены Москвы (чего нельзя было ожидать от дубовых) выдержали даже разгром, учиненный Тохтамышем, когда тот ворвался в столицу Дмитрия Донского в 1382 году. События развивались катастрофическим образом не по причине слабости укреплений, а из-за предательства и неосторожности: москвичи сами впустили ордынца в город.
Создатель первого каменного московского кремля скончался спустя семь лет, в 1389 году. В наследство своему сыну Василию I он оставил город, черты которого узнаются и в наши дни. «В XIV веке уже знали улицу, по которой ехали в Тверь и далее, в Великий Новгород, — ныне она Тверская. Направление на Переславль-Залесский и Ростов также было известно — теперь это Никольская улица.
Во Владимир, Коломну, Рязань вела от Кремля улица Всехсвятская, так называлась она в прошлом — ныне Варварка. Если бы Дмитрий Донской оказался в современной Москве, то, я думаю, он узнал бы Соборную площадь, хоть и был бы сильно удивлен ее красоте, ведь только при его правнуке — Иване III был обновлен облик Соборной площади — построены новые высокие, красивые, более крупные соборы на месте стоявших при Дмитрии старых белокаменных соборов постройки времени княжения его деда — Ивана Калиты. Ну и, конечно, удивился бы не существовавшим в его время колокольне Ивана Великого со звонницей, Грановитой палате, церкви Ризоположения», — рассказал ТАСС Александр Колызин.
Игорь Гашков
Первые сооружения
На территории Кремля еще во II тысячелетии до н. э. уже жили люди. Неподалеку от Архангельского собора было открыто поселение финно-угорских народов, которое датируется второй половиной I тысячелетия до н. э. Археологи нашли кремниевые наконечники для стрел, топоры из камня и черепки, оставшиеся от глиняной посуды. Постройки были защищены двумя оврагами, что значительно повышало оборону в то далекое время.
В X веке славяне начали заселять земли, расположенные между бассейнами Москвы-реки и Оки. Предполагают, что вятичи построили на Боровицком холме два укрепленных центра. Они были защищены кольцом из частокола и укреплены вырытым вокруг него рвом и высоким валом. К этим сооружениям были присоединены два оврага, глубину которых довели до 9 м, а ширину — до 3,8 м. Быстрому развитию поселения способствовали оживленные торговые пути между Востоком и Западом, пролегающие по Москве-реке, и две большие сухопутные дороги. Одна из них вела в Новгород, а другая соединяла Киев, Смоленск и северо-восточные земли.
Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году. А в 1156 году по приказу Юрия Долгорукого на месте современного Кремля уже были возведены военные укрепления, жилые и хозяйственные постройки. Занимаемая ими площадь предположительно равнялась 3 га. В 1264 году Кремль стал резиденцией московских удельных князей.
В XIV веке на территории Кремля построили пять монастырей. Самым старым из них считается Спасо-Преображенский монастырь на бору, который был возведен в 1330 году, в год празднования тысячелетия Константинополя. Однако он был разрушен в 1933 году. Чудов монастырь основал митрополит Алексий в 1365 году. Название было дано в честь церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех.
В 1929 году все постройки, которые входили в комплекс монастыря, были снесены.
Источник: posmos.ru