Кафедра строительного производства является выпускающей для следующих образовательных программ.
Cпециальность 08.05.01 –«Строительство уникальных зданий и сооружений» (специалитет)
• специализация «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений»
Направление подготовки 08.03.01– «Строительство» (бакалавриат)
• профиль «Промышленное и гражданское строительство» (академический бакалавриат)
• профиль «Промышленное и гражданское строительство» (прикладной бакалавриат)
Направление подготовки 08.04.01 – «Строительство» (магистратура)
• магистерская программа «Технология, организация и управление на предприятиях строительной отрасли» ;
• магистерская программа «Эффективные вяжущие и бетоны на их основе»
• магистерская программа «Организационно-технологическое и конструктивное обеспечение работоспособности зданий и сооружений»
Направление подготовки 08.06.01. «Техника и технологии строительства» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Человек, который этически нездоров, непременно болен и психически
Направленность «Технология и организация строительства»
Направления подготовки:
• Профиль «Промышленное и гражданское строительство», направление «Строительство» 08.03.01.
Программа предполагает владение выпускниками вопросами изысканий, проектирования, технологии, организации, планирования, управления и экономики при новом строительстве, реконструкции, реставрации и эксплуатации различных объектов промышленного и гражданского назначения и инженерных сооружений, осуществления контроля и надзора за строительством, выполнения функций инвестора, заказчика, застройщика, подрядчика, выполнение экспертизы проектной документации, обследование технического состояния зданий и сооружений, формирования цены строительной продукции, налогообложения в строительстве. Изучаются специфические особенности осуществления профессиональной деятельности в различных гидрогеологических, климатических, сейсмических условиях.
Обязательны требования к экологической безопасности и энергосбережению. Большое внимание в программе обучения уделяется вопросам обеспечения качества строительной продукции, а так же охране труда. В дисциплинах учебной программы отражаются как современный уровень так и перспективы развития строительной отрасли. Обучающиеся приобретают навыки научно-исследовательской деятельности.
Квалификация — академический бакалавр.
Профиль «Промышленное и гражданское строительство» прикладной бакалавриат
В отличии от академического бакалавриата обучающихся по программе прикладного бакалавриата значительно большее внимание уделяется организационно- технологической и управленческой подготовке, адаптации студентов к реальным условиям строительного производства, в том числе за счет увеличения продолжительности производственных практик.
Специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» 08.05.01.
Специализация- «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений».
Направление подготовки «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификация — техник
Предполагается приобретение теоретических знаний и практических навыков в профессиональной деятельности начиная от изысканий и проектирования и заканчивая сдачей объектов и их технической эксплуатацией.
Все циклы обучения: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный; — ориентированы на особенности возведения и эксплуатации уникальных объектов — большепролетных и высотных зданий и сооружений с учетом урбанистических тенденций развития строительства, повышенной технической сложности и архитектурной выразительности, обеспечения динамической и сейсмической надежности и устойчивости. Предусматривается освоение передовых технологий проектирования с использованием новейших информационных систем. Рассматривается применение современных традиционных и авангардных технологий производства строительно-монтажных работ, эффективных организационных схем, вопросы планирования, ценообразования, экономического обоснования и учета, а так же особенности профессиональной деятельности инвесторов, застройщиков, подрядчиков, работников надзорных и контролирующих органов и вопросы нормативно-правового регулирования строительной деятельности, экологической безопасности и энергосбережения.
В процессе обучения обязательной составляющей является научно-исследовательская работа.
· Магистерская программа «Технология, организация и управление на предприятиях строительной отрасли».
Программа предусматривает углубленные знания строительного производства на основе потенциала первого уровня образования. Тенденции и перспективы развития технологии строительных процессов, организации производства, управления предприятием рассматриваются с учетом новейших достижений строительной науки и практики – эффективных строительных материалов и конструкций, высокопроизводительных машин и оборудования, авангардных технологических решений, современных организационных структур. В программе рассматриваются вопросы экологической безопасности, энергосбережения, нормативно-правовое регулирование строительной деятельности, кадастра и паспортизации объектов недвижимости, а так же вопросы управления производством с учетом сбалансированного развития инвестиционной и инновационной деятельности экономических систем. Информация актуализируются к региональным условиям Восточной Сибири.
Выпускная квалификационная работа — магистерская диссертация посвящена актуальной проблеме строительного производства, включает теоретический и практический научно –исследовательский материал, выполняется с использованием современных информационных технологий, математического моделирования и планирования эксперимента и, в результате, в выводах представляется реальный практический материал по совершенствованию строительного производства. Магистры приобретают навыки преподавательской деятельности по избранной специальности.
· Магистерская программа «Организационно-технологическое и конструктивное обеспечение работоспособности зданий и сооружений»
· Магистерская программа «Эффективные вяжущие и бетоны на их основе».
Программа подготовки учитывает наличие базовых знаний, приобретенных на первом уровне высшего образования. Большое внимание уделяется изучению физических и химических процессов при образовании искусственных строительных материалов, методам исследования физико-механических и химических свойств материалов и их структуры, методам активации твердого тела.
В подготовке основное внимание уделяется минеральным м органическим вяжущим, различным композиционным материалам, в том числе на основе местной сырьевой базы и техногенных отходов. Изучаются передовые технологии получения эффективных бетонов с использованием полимерных и минеральных добавок.
Выпускник данной магистерской программы владеет современными информационными технологиями, математическим моделированием, теорией планирования эксперимента. Большое внимание уделяется экологической безопасности производств, энергосбережению и контролю качества.
Требование к выпускной работе – магистерской диссертации: актуальность, научная новизна, практическая значимость. Работа содержит в обязательном порядке теоретические исследования, результаты лабораторных испытаний, апробацию в натурных условиях и экономические показатели. Исследования проводятся в интересах развития отрасли стройматериалов Восточной Сибири. Магистры приобретают навыки преподавательской деятельности по избранной специальности.
• Аспирантура. Направление 08.06.01. «Техника и технологии строительства».
Направленность 05.23.08 «Технология и организация строительства».
Срок обучения: 4 года – очно, 5 лет – заочно.
Направление научных исследований чрезвычайно широкое. Предметом исследований может быть различные проблемы связанные с организацией строительного производства и технологическими регламентами использования новых или модифицированных строительных материалов, изделий, конструкций, машин, механизмов, оборудования, конструктивных схем зданий и сооружений на этапах нового строительства, реконструкции, реставрации, технического перевооружения, капитального и текущего ремонтов с учетом различных гидрогеологических, сейсмических, климатических условий, а так же проблемы технологического проектирования.
Достижение поставленных в диссертации задач реализуются путем проведения масштабных теоретических и лабораторных исследований с использованием теории планирования эксперимента, математического моделирования и современных информационных технологий. Исследования затрагивают как правило смежные науки – теплофизику, гидравлику, электротехнику, термодинамику, акустику, геодезию, химию, физику, экологию и другие. Необходимо экономическое обоснование предлагаемых к применению новых технологий и организационных решений. Применительно к работам, связанным с организацией строительства используется несколько иной подход, где предметом исследования служат дополнительно различные организационные схемы производства работ, организация строительной площадки, оптимизация производственных графиков, эффективность использования трудовых ресурсов, машинного парка, экономия энергоносителей и материалов, вопросы экологии, охраны труда. При этом вопросы организации всегда тесно связаны с технологией строительного производства.
Законченная диссертационная работа на соискание учебной степени кандидата наук защищается в одном из Диссертационных Советов ведущих вузов Российской Федерации.
Аспиранты приобретают навыки преподавательской деятельности на кафедре строительного производства.
Источник: www.istu.edu
Направления подготовки (бакалавриат и специалитет)
Строительство высотных и большепролётных зданий и сооружений (УЗ)
В рамках освоения образовательной программы, студенты обучаются проектирование и строительству высотных и большепролетных зданий и сооружений; навыкам сбора, систематизации и анализа исходных данных для проектирования сооружений, инженерных систем и оборудования; подготовке проекта в соответствии с заказом, нормами и стандартами; совершенствованию производственного процесса на строительном участке, контролю над ним; составлению технической документации; монтажу, испытаниям и сдаче в эксплуатацию конструкций строительных объектов.
Выпускники работают специалистами строительных лабораторий, инженерами-проектировщиками, главными инженерами проектов (ГИП), прорабами, начальниками участка, главными инженерами, директорами строительных и проектных организаций.
Основные работодатели — проектные и строительные организации, предприятия по производству строительных материалов.
Экзамены для поступления: Физика (Информатика и ИКТ), Математика (профильная), Русский язык
Срок обучения: 6 лет (очная форма)
Промышленное и гражданское строительство (СП)
Студенты в рамках направления обучаются проектированию и строительству всех видов промышленных и гражданских зданий и сооружений: навыкам сбора и систематизации исходных данных для проектирования зданий, планировки и застройки населенных мест; подготовке проекта в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами; составлению строительной документации; технологии и организации строительных процессов; сдаче в эксплуатацию строительных объектов, инженерных систем и оборудования.
Выпускники работают специалистами-строителями, проектировщиками, экспертами, прорабами, преподавателями вузов, главными инженерами, специалистами на предприятиях по производству строительных материалов.
Основные работодатели — организации, занимающиеся проектированием и строительством промышленных и гражданских сооружений, в вузах, в экспертных центрах, а также на предприятиях по производству строительных материалов.
Экзамены для поступления: Физика (Информатика и ИКТ), Математика (профильная), Русский язык
Срок обучения: 4 года (очная форма), 5 лет (заочная форма)
Водоснабжение и водоотведение (ВВ)
В ходе освоения программы студенты будут обучаться строительству (согласно всем государственным стандартам), ремонту и правильной эксплуатации инженерных коммуникаций по водоснабжению и водоотведению на различных объектах, оформлению проектной документации, выбору оптимальных схем водоснабжения и водоотведения населенных мест и городов.
Выпускники высоко востребованы в организациях по проектированию сетей водоснабжения и водоотведения, в строительных организациях, занимающихся монтажом сетей
водоснабжения и водоотведения, лабораториях по очистке воды, работая в качестве инженера-проектировщика, прораба, технолога, инженера-химика и руководителя.
Экзамены для поступления: Физика (Информатика и ИКТ), Математика (профильная), Русский язык
Срок обучения: 4 года (очная форма)
Автомобильные дороги (СД)
Обучаюсь по программе, студенты получают навыки проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; организации строительного производства, метрологического обеспечения рабочих процессов и качества производства дорожно-строительных работ; разработки мероприятий по обустройству автомобильной дороги и организации дорожного движения.
Выпускники работают служащими в области управления жилищно-коммунальным и дорожным хозяйством, инженером-проектировщиком, инженером-технологом, инженером-лаборантом, инженером-сметчиком, специалистом по обеспечению качества продукции и получению дорожно-строительных материалов; служащим в государственных органах обеспечения безопасности дорожного
движения.
Основные работодатели: государственные и муниципальные органы власти и управления объектами жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, организации, осуществляющие свою деятельность
в области проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и
инженерных сооружений на них, а также смежных областях; государственные органы обеспечения безопасности дорожного движения.
Экзамены для поступления: Физика (Информатика и ИКТ), Математика (профильная), Русский язык
Срок обучения: 4 года (очная форма), 5 лет (заочная форма)
Городской кадастр (ГК)
В рамках направления «Городской кадастр» ведется обучение правилам мониторинга и управления земельными ресурсами и объектами недвижимости; порядку выполнения кадастровых работ, оценке кадастровой стоимости объектов недвижимости и постановке их на государственный кадастровый учет; организации и проведению инженерно-геодезических изысканий для всех видов строительства; разработке рабочей документации по планировке и застройке населенных мест и территорий освоения недр, а также их рекультивации.
Выпускники работают государственными и муниципальными служащими в области управления объектами недвижимости и постановки их на государственных кадастровый учет, кадастровыми инженерами, специалистами по проведению инженерно-геодезических изысканий и геодезических работ, специалистами отделов земельно-имущественных отношений, планировки и застройки территорий и их рекультивации.
Основные работодатели: государственные и муниципальные органы власти и управления объектами недвижимости и постановки их на государственный кадастровый учет (Администрации органов власти, Росреестр, Комитет по управлению государственным имуществом, Комитет по управлению муниципальным имуществом, Кадастровая палата); организации, оказывающие услуги по подготовке документации для постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, организации, занимающиеся изысканием, проектированием и строительством промышленных предприятий и участков освоения недр, а также любых объектов недвижимости (промышленные и гражданские здания и сооружения, автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередач и др.), организации, выполняющие инженерно-геодезические изыскания и инженерно-геодезическое сопровождение строительных процессов.
Экзамены для поступления: Физика (Информатика и ИКТ), Математика (профильная), Русский язык
Срок обучения: 4 года (очная форма)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»
Источник: kuzstu.ru
Каталог профессий
Медицина всегда была крайне важной сферой для человека, однако ее значение в будущем будет только расти: уже сегодня мы наблюдаем растущую продолжительность жизни, что означает и растущее внимание к здоровью человека от зачатия и на протяжении всей жизни, при этом акцент внимания медицины смещается в сторону лечения возрастных заболеваний и поддержания здоровья. Исследования ДНК открыли в медицине новую эру – от диагностики и лечения болезней отдельных органов и тканей врачи переходят к системной работе со здоровьем человека.
Анализ генов уже сейчас становится доступной услугой, а в ближайшем будущем каждый пациент сможет предъявить врачу «природную амбулаторную карту» – свой собственный генетический код, расшифрованный специалистами. Это, во-первых, дает толчок к развитию превентивной медицины, задача которой – выявить возможные заболевания и предотвратить их на ранней стадии.
А во-вторых, на смену методикам массового лечения приходит индивидуальная терапия – на уровне генома пациента. Кроме того, в медицине уже сейчас активно используются биотехнологии — они помогают в разработке лекарств и создании пересаживаемых тканей и органов. Робототехника тоже вносит свой вклад: автоматические устройства превосходят в точности обычных хирургов, а тщательно продуманные киберпротезы могут не просто скомпенсировать физические изъяны, но и открыть перед человеком новые возможности. Медицина будущего принесет с собой сверхточную диагностику состояния здоровья на протяжении всей жизни и возможность прогнозировать свои заболевания и заболевания потомков.
Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Сейчас в медицине происходит «революция больших данных» – у исследователей появилась бесценная возможность быстро собирать и анализировать огромное количество информации. А значит, человек, способный управлять медицинскими базами данных, точно не останется без работы.
Специалист в области инженерной и компьютерной графики, материаловедения, сопромата, деталей машин, электротехники, обладает пространственным мышлением, понимает анатомию и физиологию человека, разбирается в биосовместимости материалов и приборов, является экспертом в области медицинской и технической безопасности.
Специалист, обеспечивающий нормативно-правовые и этические рамки деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование. Без консультаций с биоэтиком не обойдется ни одна передовая лаборатория – особенно когда дело дойдет до клонирования органов и серьезного вмешательства в гены эмбрионов. Неслучайно один из ведущих американских вузов – Йельский университет – уже запустил программу по биоэтике на медицинском факультете.
Проводит первичный и плановый генетический анализ в диагностических центрах, обрабатывает данные с диагностических устройств и дает заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения. С помощью генетического анализа можно выявлять онко-маркеры, диагностировать наследственные заболевания, определять специфику обмена веществ пациента и исследовать болезни, вызванные вирусными и бактериальными инфекциями. На данный момент самый известный сервис генетического скрининга – американская компания 23andMe. В России коммерческие исследования генома также проводятся (хотя пока и стоят дороже) – например, в компаниях «Геноаналитика» и «Ген здоровья семьи».
В случае нестандартного течения болезни строит компьютерную модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания (выявляет нарушения на клеточном и субклеточном уровнях). На Западе эта cпециальность существует уже не первый год и направлена на то, чтобы по максимуму использовать весь багаж накопленной информации – генетической, биологической и медицинской для того, чтобы подобрать индивидуальный метод лечения для конкретного пациента. Трансляционная медицина есть и в России, и специалисты прогнозируют появление большого количества рабочих мест в этой области.
Специалист по программированию диагностических, лечебных и хирургических роботов. Роботизированная хирургия начала развиваться еще в 1980-х годах. Самый известный робот-хирург – Da Vinchi – уже используется по всему миру
и позволяет проводить разнообразные операции: от восстановления митрального клапана до операций на позвоночнике. По данным 2013 года, в мире используется уже около 2000 таких хирургических систем.
Специалист по разработке индивидуальных схем питания, основанных на данных о молекулярном составе пищи, с учетом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов.
Специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры. В последнее десятилетие одним из бурно развивающихся направлений в медицине стала генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с заболеваниями. Пока этот метод в основном тестируют на животных, однако есть уже и успешные случаи применения генотерапии и для людей.
Например, в 2014 году в Великобритании объявили, что у 6 пациентов, больных хороидеремией (наследственным генетическим заболеванием, до настоящего момента неизлечимым и ведущим к слепоте), в результате генотерапии улучшилось зрение. Но это лишь первый шаг. Следующий шаг — модификация генома: эксперимент с целенаправленным изменением двух генов уже провели на обезьянах.
Будет заниматься разработкой функциональных искусственных устройств (киберпротезов) и органов, совместимых с живыми тканями. Эта сфера развивается очень быстро – разрабатываются имплантаты-электростимуляторы для парализованных пациентов, относительно недавно появился биоимплантат, работающий как искусственный глаз, а протезы конечностей выполняют все более сложные функции. При этом если разработкой протезов и имплантатов, скорее всего, будут заниматься отдельные специалисты, то для операций по вживлению будут перепрофилировать хирургов, лоров и офтальмологов.
Профессионал, разрабатывающий технологический процесс и подбирающий материалы и условия для формирования конкретной ткани или органа. Потребителем его труда является хирург-трансплантолог.
Профессионал, занимающийся разработкой жизненного цикла медицинского учреждения и его управлением – от проектирования до закрытия. Сегодня больницы – это уже не просто заведения, где оказывают определенный спектр медицинских услуг. Все большую роль в развитии медучреждений начинает играть деятельность, связанная с RWittney, Rolls-Royce), компании, занимающиеся рециклингом, и множество других.
Специалист, который проектирует аэродромы, ангары, станции технического обслуживания и элементы навигационной инфраструктуры для дирижаблей. Дирижабли могут оказаться привлекательными, поскольку позволят осуществлять доставку грузов и людей в места, труднодоступные из-за плохой транспортной инфраструктуры. Например, российская Amur Minerals Corporation рассматривает вариант доставки дирижаблями тяжелого оборудования в место строительства дороги, стоимость которой составит свыше 150 млн долл.
Профессионал, который занимается разработкой программных решений для управления движением в воздушном пространстве городов и регионов с интенсивным движением (в ситуации бурного развития беспилотной и малой авиации,
когда резко возрастает загрузка воздушного пространства и происходит переход к гибкому управлению транспортными потоками).
Культура и искусство
Культура – одна из самых древних сфер человеческой деятельности, но постепенно она стала прерогативой узкого круга профессионалов. Однако по мере того, как рутинные функции в работе будут переходить к машинам, все больше людей начнут заниматься творческой деятельностью и станут авторами художественных произведений – как из-за доступности изобразительных технологий (специальные фотофильтры для iPhone позволяют создавать художественные
фотографии буквально на ходу, а программа Garage Band может заменить запись в музыкальной студии), так и из-за размытости критериев искусства.
Развитие технологий может вывести человечество как на новый уровень восприятия искусства, так и на новый уровень креативности: можно будет не только создавать более сложные арт-объекты с помощью 3D-принтеров, роботов и нейроинтерфейсов, но и научиться лучше управлять творческими состояниями.
Уже сейчас мы наблюдаем уход от классических способов взаимодействия искусства со зрителем – все чаще используются интерактивные форматы. Создаются интерактивные книги для iPad, набирает популярность иммерсивный театр, где не существует деления на зал и сцену, и зритель оказывается максимально вовлечен в происходящее.
Взаимопроникновение искусства в другие сферы дает интересные сочетания – например, Science Art, вид современного искусства, где художники используют достижения науки и часто сами являются учеными. Искусство начнет играть большую роль и в образовании – могут появиться арт-университеты, где студенты будут учиться, в том числе, через разные формы творчества.
Специалист, который собирает арт-группы для реализации конкретного творческого проекта. В эти арт-группы могут входить как художники разных профилей, так и ученые, программисты, инженеры и специалисты из других отраслей.
Специалист по майнд-фитнесу, умеющий приводить людей творческих профессий в «состояние потока» и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. Он также занимается и развитием осознанности, поскольку
одна из важных задач художника – постоянное переосмысление реальности.
Человек, который строит для потребителя индивидуальную траекторию взаимодействия с продуктами искусства. Он прекрасно ориентируется в культурном поле и может создать программу эстетического развития в соответствии со вкусами, запросами и возможностями клиента: например, проследить развитие разных аспектов готического стиля от Средневековья до наших дней как в архитектуре, так и в дизайне, литературе, музыке и кино.
Человек, который в своей творческой практике использует научные данные и знания. Science-art не только активно практикуется отдельными художниками, но и поддерживается серьезными учебными заведениями – например, в MIT существует Центр науки, искусства и технологии, а Нью-Йоркская школа визуальных искусств в прошлом году запустила программу по биоарту.
Специалист, способный оценивать новые форматы произведений искусства, которые состоят из разнородных элементов, отличаются сложностью и/или недолговечностью (например, сайнс-арт, стрит-арт или перформанс).
Образование
Образование традиционно считается очень консервативной сферой, но развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными.
Во-первых, в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ – онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности – ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. А также учатся входить в продуктивные состояния сознания, позволяющие лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи. Например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала.
Во-вторых, новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным. Больше нет необходимости подстраиваться под общие расписания и пожелания группы – теперь процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Можно выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу.
Расстояние тоже больше не играет роли – курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу.
Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет.
Мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое-то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Кроме этого, развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать.
Специалист внутри образовательного учреждения или независимом образовательном проекте, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам / дисциплинам, организует
и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы. В некоторых российских вузах появились целые подразделения, отвечающие за эти функции – например, в МФТИ существует Лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды. Это, в частности, позволило вузам разработать собственные онлайн-курсы для платформы Coursera. Развиваются и российские онлайн-платформы, например, ≪Универсариум≫ и ≪Eduson≫.
Это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности. На Западе ментор — уже сложившаяся профессия, а в России, в связи со слабым развитием малого бизнеса, она только набирает популярность. Тем не менее уже сейчас в бизнес-инкубаторах и акселераторах (например, бизнес-инкубатор ВШЭ, Стартап Академия
≪Сколково≫ и Венчурная академия LaunchGurus) существуют менторские программы. Услуги независимых специалистов также пользуются спросом.
Специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности. Набор навыков, востребованных в социологии, психологии и маркетинге, становится актуальным и в сфере образования. Например, американская компания Corporate Education Group, специализирующая на консалтинге и корпоративных тренингах, в 2014 году опубликовала вакансию «модератора виртуальных курсов», а компания ATIM разработала серию обучающих курсов для менторов и модераторов – в том числе и курс по онлайн-модерации. Модераторы активно используются и в российском образовании, например, большая часть образовательных программ Московской школы управления «СКОЛКОВО» проходит с участием модераторов.
Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использование симуляторов. Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала нулевых (в 2001 году MIT и Microsoft запустили совместный проект Games-to-Teach), а в последние годы геймификация (применение игровых механик в неигровых процессах) стала заметным трендом. В 2013 году на образовательном портале Coursera появился курс «Компьютерные игры и обучение», а Нью-Йоркский университет даже предлагает магистерскую программу для игромастеров. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании.
Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.
Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является
необходимой поддерживающей деятельностью.
Специалист , который разрабатывает и проводит образовательные и просветительские программы для детей и взрослых по образу жизни, связанному со снижением нагрузки на окружающую среду (отказ от избыточного потребления, раздельный сбор мусора, экологически-осознанный образ жизни и др.), а также программы для производственных предприятий по более экологичным практикам производства.
Cпециалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков.
Профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.
Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя. В России традиционно существуют развитые традиции игропедагогики в школах. И проникновение игр в школы сейчас в основном ограничено нормативно-правовой базой.
Cоздает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).
Например, компания Wild Divine продает устройства и программы по обучению пользователей концентрации, релаксации и осознанности. Существуют и приборы биологической обратной связи, разработанные специально для осознанных
сновидений.
Туризм и гостеприимство
Сектор гостеприимства остается одной из отраслей с существенным потенциалом развития, как за счет спроса со стороны российских туристов, так и за счет интереса иностранных гостей. Возможности для роста имеются, в первую очередь, за пределами мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга – в крупных промышленных центрах, малых городах с большой историей и природных заповедниках.
Развитие транспортных систем и растущая мобильность позволят путешественникам быстрее и проще добираться до интересующих их мест. А это означает, что сфера туризма и гостеприимства столкнется с новыми вызовами, связанными как с ростом числа туристов, так и с их взыскательностью.
Этот сектор – один из первых, где заметна тенденция по снижению числа посредников между потребителем и интересующей его услугой. Поэтому многие сервисы массового использования будут упрощаться и автоматизироваться: единые транспортные системы и проездные билеты, инструменты для выстраивания логистики индивидуальных поездок, автоматизированные диспетчерские для синхронизации индивидуального общественного транспорта, сервисные роботы, электронные гиды и устройства для синхронного перевода. В этом сегменте появится много профессий-пенсионеров – заметное количество дел возьмут на себя машины.
Поскольку разнообразие выбора сделает туристов более привередливыми, будут появляться новые туристические форматы и возможности для кастомизации отдыха под запрос пользователя – в соответствии с его физической формой, вкусами и интересами.
С развитием технологий виртуальности одним из вызовов для отрасли станет конкуренция за внимание пользователя со сферой медиа и развлечений – ведь клиент сможет выбирать, скажем, между поездкой в США на реальный рок-фестиваль и виртуальной многопользовательской ролевой игрой «Вудсток». Поэтому отрасли придется расширять спектр услуг с учетом этих технологий, например, у туристов появится возможность участвовать в экскурсиях и шоу с дополненной реальностью, играх и реконструкциях исторических событий.
В условиях жесткой конкуренции удержать внимание потенциального клиента можно, только предложив ему уникальные впечатления. Поэтому большое значение приобретет процесс брендирования территории – наполнения ее объектами и игровыми форматами, позволяющими туристу оказаться сопричастным к историческому событию и пережить ни с чем не сравнимые эмоции. Уже сейчас развиваются разные аспекты туризма впечатлений – гастрономический туризм, агро- и экотуризм, духовный туризм.
Источник: atlas100.ru