Строительство персеполя в какой стране относится к периоду

В честь завоевания большого количества стран, Дарий приказал возвести великий город Персеполь, который в будущем планировал сделать центром всего мира. Происходило это в середине I тысячелетия до нашей эры, у горы Рахмат. Шестьдесят лет рабского труда возвели этот огромный город.

Персеполис — древнеперсидский город, возникший в VI—V вв. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов. Находится на расстоянии 60 км к северу от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. В Персеполе сохранились остатки дворцового комплекса, культовых сооружений и многое другое. Сейчас развалины Персеполя представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135000 м2 на высокой платформе.

Здания, построенные в этом античном городе, стоят на огромной монолитной платформе. Для вашего представления: 300 метров в ширину, и 455 в длину, покрывает эта платформа 125.000 метров квадратных площади Персеполя

Древнейшая религия. Огнепоклонники, кто это? Столица Древней Персии. Гробницы царей. Язд. Шираз.

Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, город был основан около 560 до н. э.. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 до н. э., затеяв массивное строительство. Город был занят Александром Македонским в 330 до н. э. молниеносным ударом с гор, через несколько месяцев Александр разрешил войскам грабить город. Восточный дворец Ксеркса был подожжён (пьяным Александром), и пожар распространился на весь город.

Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн. Были уничтожены драгоценные экземпляры Авесты, написанные на бычьих шкурах золотыми чернилами. В 318 до н. э. Персеполь был столицей Персии как провинции Македонской Империи (Диодор, xix, 21 seq., 46). Однако город потерял своё могущество.

В 1767 году вернувшийся из семилетнего путешествия по странам Передней Азии ганноверец Карстен Нибур, состоявший на службе у датского короля Фредерика I, привез в Европу множество сенсационных по тем временам сведений о древностях «Аравии и других прилегающих к ней стран». В их числе были копии клинописных текстов, обнаруженные им в семи милях северо-восточнее Шираза. Здесь находились гигантские развалины города, в котором Нибур, вслед за побывавшим в этих местах в 1620 году испанским путешественником Дон Гарсиа, опознал Персеполь — знаменитую столицу персидской державы, сожженную Александром Македонским.

…36 лет правил Персией «царь царей» Дарий I из династии Ахеменидов. В 500-х гг. до н. э. его власть достигла апогея. Персидское царство утвердилась в Передней Азии и распространилось далеко за ее пределы. Вавилония, Ассирия, Малая Азия, Египет, Мидия, Армения, Сирия и Средняя Азия вошли в ее состав. Подобно ассирийскому и вавилонскому, владычество ахеменидского Ирана было кратковременным (539–330 гг. до н. э.), но грозным и блистательным.

Около 515 года до н. э. по повелению Дария на плоскогорье Мерв-Дашт, в 80 километрах к северо-востоку от Шираза, у подножия горы Кух-и Рахмат («Гора Милосердия») была заложена новая столица страны — Парса, или, как ее называли греки, Персеполь — «город персов», призванная символизировать мощь и блеск огромной державы Ахеменидов. По имени этого города сначала греки, а затем и весь мир стали именовать Иран Персией — до тех пор, пока в 1936 году иранское правительство не обратилось ко всем странам с просьбой называть страну Ираном. В Средние века руины Персе-поля назывались Тахт-и Джемшид — «Трон Джемшида», по имени мифического героя иранского эпоса.

Путешествие в Персеполь дворец ЦАРЯ ЦАРЕЙ. Дария владыки древней Персии

Более полувека строился город. Ежегодно здесь трудилось более трех тысяч человек, в том числе сотни военнопленных. Со всех концов огромной империи — Вавилонии, Малой Азии, Египта и Мидии — в Персеполь были свезены лучшие каменотесы, кирпичники, скульпторы, резчики. В результате столица Персии затмила своим размахом и роскошью все, что было создано в былые века в других странах Востока.

Постройки Персеполя занимали территорию в 135 тыс. кв. м. С трех сторон город был окружен мощной двойной крепостной стеной (с четвертой стороны находилась неприступная горная скала), за которой располагались построенные из темно-серого известняка резиденция царя, многочисленные парадные и хозяйственные помещения, казармы гвардии «бессмертных», конюшни Все эти постройки возведены на гигантской искусственной террасе размерами 500×300 м, облицованной громадными блоками, которая возвышается над окружающей равниной на 13 м.

Перед входом нас ждет большая, двухсторонняя лестница, которая имеет 110 ступеней. Левая сторона лестницы предназначалась исключительно для персов, а правая для представителей других народов. Поднявшись мы открываем перед собой вход, который охраняется крылатыми быками «поставленными» Ксерксом I с двух сторон. Эти ворота имеют высоту 25 метров, так же они расписаны клинописью.

Учитывая тот факт, что персы очень трепетно относились к астрологии и ко времени, здания в городе построены вдоль ровных линий, что с точностью позволяет определить время

Поскольку этот город должен был стать центром всего мира, Дарий не жалел на него никаких средств. Дворцы Персеполя были украшены самыми изысканными драгоценностями

Шествие подданных на фресках Персеполя

Вид на гробницы

В одном из дворцов (Ападан) была найдена тайная комната, в которой обнаружен деревянный саркофаг. В нем долгое время хранились золотые и серебряные дощечки с клинописью и монеты. На территории всего города было обнаружено множество дощечек с клинописью, и они, безусловно, являются очень сенным материалом для исследователей.

Персеполь был светским местом. В этом городе часто бывали представители элиты других народов. Последний монарх империи Ахеменидов, Дарий III, был разгромлен в битве при Гавгамелах армией Александра Македонского в 330 году до н.э. Дарий смог скрыться с поля боя, после чего за этот позорный поступок ему пришлось поплатиться жизнью.

Александр, которого персы, кстати, называли «проклятым». Позволили своим воинам бесчинствовать и грабить город.

Стены Персеполя имели толщину 4,5–5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. В город можно было подняться по широкой парадной лестнице из двух маршей в 111 ступеней, сложенных из массивных каменных блоков белого известняка. Лестница вела к «Вратам всех стран» («пропилеям Ксеркса»), украшенным изображениями четырех колоссальных человеко-быков. Над их головами имелись надписи на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, сообщавшие о царях-строителях — Дарии и Ксерксе. В юго-западном углу террасы располагался другой вход — служебный, по которому доставляли животных, продукты и т. д.

Пройдя через «Врата всех стран», можно было попасть в центральное сооружение Персеполя — его знаменитую ападану, стоявшую на платформе высотой 2,5 м. Такое название получило оригинальное творение персидских зодчих: многоколонный парадный зал с целым лесом легких, стройных колонн, увенчанных тяжелыми капителями в виде бычьих фигур.

Ападану в Персеполе, которую часто называют одним из самых величественных зданий Древнего мира, начали сооружать в 492 году до н. э. при Дарий I, а завершена она была лишь в 481 году до н. э. уже при новом царе, Ксерксе I Впоследствии в фундаменте здания археологи нашли два каменных ящика с золотой и серебряной закладными табличками весом по 9,6 кг каждая, на которых на трех языках начертаны клинописные надписи. Эти тексты говорят, что здание было заложено Дарием, хотя в надписях на лестнице ападаны ее сооружение приписывается Ксерксу. На глазурованных кирпичах, украшающих внешнюю стену ападаны, Ксеркс заявляет, что он завершил работу, начатую отцом.

Читайте также:  Как начинать строительство крыши

После чего город был сожжен и не восстанавливался. Таким образом, с лица земли исчез великий свидетель персидского величая и могущества — Город Персеполь

Ападана, толстые стены которой были сооружены из кирпича-сырца, представляла собой квадратный зал размером 60×60 м (3600 кв. м). Он мог одновременно вместить 10 тыс. человек. В зал вели деревянные, обшитые золотом входные двери (во время раскопок был найден кусок золотой пластинки, содранной с двери).

С трех сторон ападану окружали две-надцатиколонные (по шесть в два ряда) портики, по углам возвышались массивные четырехугольные башни с лестницами, которые вели на крышу. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные каменные колонны высотой более 20 м (в других зданиях города колонны были деревянными, высотой до 7-11 м). До нашего времени от этого леса колонн уцелело лишь 13.

Пол ападаны поднят на 4 м выше уровня террасы, поэтому в зал вели две широкие лестницы, украшенные многочисленными рельефами. Рельефами украшены и другие дворцы Персеполя. Среди этих изображений — Дарий I на троне, за которым стоят его сын и наследник Ксеркс и жрецы-маги; сцена торжественного приема Дарием сатрапа Мидии; сцены борьбы царя с крылатыми грифонами. Когда-то эти рельефы имели вставки из бронзы и пасты и были раскрашены в яркие цвета.

Ападану украшал и знаменитый майоликовый фриз с изображением царских телохранителей, ныне находящийся в Лувре. Греки называли этих гвардейцев Дария «бессмертными», так как их всегда было ровно десять тысяч. Образы этих могучих и бесстрастных воинов празднично-торжественны. Они, как и все искусство ахеменидского Ирана, начисто лишены той жестокости, которая присуща дворцовому искусству древней Ассирии.

Так же статично и торжественно выполнены рельефы, украшающие лестничные марши. Их заполняют практически одинаковые, вырезанные будто по трафарету, воины Дария: солдаты эламских полков с копьями и луками, персидские «бессмертные» с копьями и щитами, мидийцы с короткими мечами-акинаками и луками. За эламской гвардией изображены воины, которые несут царский трон, ведут царских коней и царские колесницы.

На других рельефах в несколько ярусов изображено шествие 33 покоренных народов, каждый из которых ведет сатрап — глава провинции, назначавшийся из числа знатных персов. Если эти рельефы растянуть в одну линию, они заняли бы 400 м в длину. Это настоящий этнографический музей с изображением всех характерных особенностей одежды и черт лица различных племен и народов. Здесь мидийцы, ведущие под уздцы коней, несущие золотые вазы и кубки, эламиты с прирученными львицами и золотыми кинжалами, нубийцы с жирафами, вавилоняне с быками, армяне с конями и пышно украшенными пиршественными рогами — ритонами, арабы с верблюдами.

Центральную часть лестницы занимает большая надпись с крылатым солнечным диском над ней и фигурами воинов по сторонам. По бокам изображены одинаковые символические сцены — нападение льва на быка (древневосточный символ равноденствия).

Специальные коридоры связывали ападану с личными дворцами Дария и Ксеркса (в надписи Дария его дворец назван «тачара», а в надписях Ксеркса употребляется название «хадиш»). Дворец Дария I, квадратный в плане, состоит из центрального зала и множества отдельных помещений, связанных между собой открытыми двориками и воротами.

Как и дворцы Ассирии, резиденция персидских владык была украшена огромными рельефами. У входа во дворец стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Дур-Шаррукине (Хорсабаде). Золотые обшивки и много-Цветные изразцы украшали залитые светом покои.

На рельефах у стен перед лестницами изображены слуги (в 6 рядов по 19 человек), несущие кубки, чаши, бурдюки с вином, ягнят, молодых оленей для царского стола. Судя по одежде, это персы и мидийцы. Здесь же сохранилось и изображение самого Дария в длинной одежде и высокой зубчатой тиаре, которая когда-то была покрыта листовым золотом. Рядом с Дарием изображены два придворных перса в такой же длинной одежде и в тиарах, но более коротких, чем у царя.

Восточную часть резиденции занимает дворец Ксеркса. По своей архитектуре он похож на дворец Дария, и украшающие его стены изображения слуг, несущих еду, мало чем отличаются от тех, которые изображены на фасаде дворца Дария. При Ксерксе в Персеполе было сооружено также здание гарема, где жили женщины царской семьи.

В 466 году до н. э. в Персеполе был построен Тронный зал (его называют еще Стоколонным залом), который считается одной из самых совершенных построек Персеполя. Он является самым большим после ападаны зданием в Персеполе, его размеры составляют 70×70 м. Потолок зала держался на ста колоннах высотой 20 м. Это здание, вероятно, было начато еще Дарием, хотя надпись на аккадском языке, найденная там, относит его сооружение ко времени правления внука Дария Артаксеркса I. В этом зале располагался дворцовый «музей», где были выставлены наиболее ценные царские сокровища Здесь же происходили царские приемы и пиршества. Как полагают, именно сюда складывали в торжественной обстановке подарки, преподнесенные царю.

У восточной двери в зал изображен восседающий на троне Дарий I, а за ним стоит наследник престола Ксеркс. В правой руке Дарий держит золотой скипетр. У северного входа в Тронный зал изображен царь, борющийся с чудовищем, у которого голова, туловище и передние лапы льва, шея. крылья и задние ноги птицы, а хвост скорпиона. Таких изображений в Персеполе много, и они символизируют борьбу с созданиями Аримана, олицетворявшего зло (в противоположность солнечному божеству Ахура-Мазде, олицетворявшему добро).

Хотя при Артаксерксе I строительство в Персеполе в основном закончилось, сотни мастеров должны были постоянно следить за сохранностью зданий из сырцового кирпича, чтобы стены не обвалились от частых между декабрем и мартом ливневых дождей, предохранять дренажную систему от наносов, а также ухаживать за садами, разбитыми на террасе и в окрестностях. Только при Артаксерксе III в Персеполе был возведен еще один царский дворец.

Несмотря на неслыханную роскошь и поистине царское величие, весь этот гигантский ансамбль оживал только один раз в году: весной, в день празднования иранского Нового года — Навруза, совпадавшего с днем весеннего равноденствия. Все остальное время царь проводил в двух других своих столицах — Сузах или Пасаргадах. Тем пышнее и торжественнее были церемонии, устраивавшиеся в Персеполе, когда 21 марта в этот храм-город прибывал сам царь в сопровождении обширной свиты и десяти тысяч «бессмертных», съезжались все вельможи огромной империи, вожди племен, военачальники и знать, депутации от многочисленных народов, входивших в империю Ахеменидов, — каждая с подарками, символизирующими богатства их стран.

Огромная процессия поднималась на террасу дворца по величественным лестничным маршам к подножию ападаны, и этой процессии вторило такое же ритмичное, торжественное и пышное шествие сотен солдат, вельмож, чиновников, жрецов, представителей различных народов, высеченных на боковых стенах лестницы, на стенах ападаны, на стенах дворца. Ритуалу новогоднего праздника вторили и рельефы персепольских дворцов, на которых запечатлены мифы и обряды древних иранцев: борьба между старым и новым годом, между добром и злом, символизируемая битвой царя с чудовищами, надежды на благополучие в наступающем году, праздничные пиршества…

Читайте также:  Как вести процесс строительства

Александр Македонский, завоевав Персеполь в 330 году до н. э., сжег дотла столицу побежденного Персидского царства. Это произошло во время одного пиршества, «когда он, как говорит Диодор Сицилийский, уже не владел собой». Предание рассказывает, что во время этого пира афинская блудница Таис в неистовстве схватила с алтаря факел и швырнула его между деревянных колонн дворца, а пьяный Александр и его свита последовали ее примеру.

Рассказы древних авторов об этом пожаре подтверждаются и археологическими раскопками, в руинах ападаны, Тронного зала и царской сокровищницы отчетливо видны следы катастрофы — обожженные стены и обугленные остатки различных предметов, а пол Тронного зала покрыт пеплом почти метровой толщины. Это — пепел от кедровых балок, когда-то поддерживавших потолок.

В Средние века остатки Персепольского дворца еще кое-как поддерживались и даже одно время служили резиденцией для местных эмиров, но затем они окончательно пришли в запустение, и среди величественных руин бродили только овцы. Подобно многим другим древним постройкам, дворец Дария служил каменоломней для местных жителей.

С каждым десятилетием он разрушался все больше и больше и только в 1931–1934 гг. Эрнст Херцфельд произвел по поручению Восточного института Чикагского университета первое настоящее обследование развалин дворца. Благодаря этому обследованию были приняты эффективные меры к предохранению остатков дворца от дальнейшего разрушения. Сегодня Персеполь является одним из наиболее хорошо изученных древних городов. В настоящее время его раскопки практически завершены, ведутся работы по реставрации и укреплению зданий.

Источник: stomaster.livejournal.com

ПЕРСЕПОЛЬ

ПЕРСЕПОЛЬ, древний персидский город, основанный Дарием I Великим (правил в 522–486 до н.э.), куда он перенес столицу Ахеменидов из Пасаргад, столицы Кира Великого, основателя Персидского государства.

Персеполь располагался примерно в 80 км к юго-западу от Пасаргад, недалеко от места впадения небольшой речушки Пулвар в р.Кур. Персеполь расположен на отрогах Кухе-Рахмат (горы Милосердия), возвышающейся над равниной Мерв-Дешт. Город был защищен тройной системой укреплений, в том числе линией стен и башен, проходивших по гребню горы. Основные строения располагались на большой, имеющей почти прямоугольную форму платформе, которая была сооружена Дарием Великим между 520 и 515 до н.э. Здания, развалины которых сохранились до наших дней, возведены Дарием и его преемниками: Ксерксом (правившим в 486–465 до н.э.) и Артаксерксом I (правившим в 465–424 до н.э.).

У северной оконечности западной стороны платформы находилась большая лестница, которая вела на равнину. Над лестницей возвышались Ворота Ксеркса, портал которых охраняли гигантские быки из камня – деталь, характерная для большинства дворцов Ассирии. Надпись на воротах гласит: «Так сказал Ксеркс царь: Милостью Агурамазды я построил эти ворота, названные Всемирными».

С правой стороны от дворца сохранились развалины огромного парадного зала, ападана, строительство которого было начато Дарием I, а закончено Ксерксом. Само здание располагалось на приподнятой платформе, к которой вели две монументальные лестницы – одна с северной стороны, а другая с восточной. Лестницы были украшены искусными рельефными изображениями, особенно хорошо сохранившимися на восточной лестнице. На последней изображена та же самая процессия, что и на северной лестнице, но с противоположной стороны. Основные фигуры представляют посланцев 23 народов, которые сделали персидскому царю подношения по случаю Нового года.

Сама ападана представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились.

Справа от ападаны находился дворец Дария I, известный как Тахара. Дворец был украшен рельефными изображениями. Во дворце имеется надпись их создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец».

Приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса.

Далее располагался стоколонный зал, начатый Ксерксом и завершенный Артаксерксом I. В центральной части этого сооружения находился зал, крыша опиралась на 100 колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами.

Среди зданий, построенных в южной части платформы, были дворец Ксеркса, его гарем и царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса, такими же, как и на Трипилоне.

На месте раскопок найдено большое количество клинописных надписей и табличек, являющихся бесценными историческими свидетельствами о периоде царствования Ксеркса. В двух из них сказано: «Так сказал Ксеркс царь: Моим отцом является Дарий, отцом Дария был человек по имени Виштаспа (Гистасп), отцом Виштаспы был человек по имени Ршама (Арсам). Оба, Виштаспа и Ршама, были живы, когда по воле Агурамазды Дарий, мой отец, стал царем всей Земли»; «Так сказал Ксеркс царь: По воле Агурамазды, я стал царем стран за пределами Парсы; я повелевал ими; они платили мне дань; они выполняли то, что было приказано им мною; мой закон распространялся на них: Мидию, Элам, Арахосию, Армению, Дрангиану, Парфию, Ариану, Бактрию, Согдиану, Хорасмию, Вавилонию, Ассирию, Сатагидию, Египет, ионийцев, живущих на море и живущих за морем, жителей Маки, Аравии, Гандхары, земель по реке Инд, Каппадокии, дахов, саков-амюргиев, саков с остроконечными шапками, карийцев, кушан».

На склонах горы, за Персеполем, были найдены высеченные в скале гробницы Артаксеркса II и Артаксеркса III, а также недостроенная гробница Дария III. В нескольких километрах к северу, на другом берегу реки Пулвара, на отвесном утесе находятся гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. Это место называется в настоящее время Накши-Рустем (Рисунки Рустема).

В 331 до н.э. Персеполь был захвачен Александром Македонским, прекрасные дворцы, стоявшие на царской платформе, были сожжены, что, очевидно, должно было символизировать конец державы Ахеменидов. Согласно Плутарху, чтобы перевезти богатства, награбленные Александром в городе, потребовалось 10 тыс. пар мулов и 5 тыс. верблюдов. Во времена Сасанидов столицей вместо Персеполя стал Истахр (Техте-Таус), расположенный в нескольких километрах к северо-востоку.

Источник: www.krugosvet.ru

Персидский город Персеполь

Персидский город Персеполь

Персеполь – древняя столица Ирана, настоящее чудо света и один из самых известных городов старины. Это поселение многие годы раскапывали археологи, изучали представители науки из разных стран, но и по сей день, несмотря ни на что, Персеполь – полон загадок и тайн. Сегодня наша статья посвящена этому архитектурному чуду.

Вот уже прошло более двух тысяч лет, когда Персеполь был священным городом и ритуальной столицей державы Ахеменидов – самой древней в мире. Он являлся символом ее величия и великолепия, но именно Персеполь был и символом падения этой могущественной империи. Городу была отведена участь быть поворотным пунктом истории в период бесчисленных войн между Западом и Востоком и во время победоносных военных походов великого воина Александра Македонского.

Персидский город Персеполь

История Персеполя. Город Персеполь – древняя столица Ирана, хранит значение зороастрийского духовного святилища, по сегодняшний день. Очень интересный факт – самые первые исследователи города, нашли в его архитектурных рельефах — элементы христианства.

Читайте также:  Что такое жилая площадь в строительстве

Но, изучая историю зороастризма, сделали вывод, что это одно из корней древа христианства и ислама, поэтому посчитали все естественным и закономерным. Комплекс построек Персеполя относят к пятьсот двадцатым – пятьсот сороковым годам до нашей эры. Они возводились при трех поколениях ахеменидских царей.

Началось строительство при царе Дарие Первом, который звался – «Дараявауш» – «держащий добрую мысль». Воздвигая город Парсу, в греческой трактовке «Персеполь» — новую столицу Персии, сегодняшнего Ирана, Дарий имел цель – стать бессмертным в веках, нужно сказать, что это ему удалось. Ведь, даже не принимая во внимание тот факт, что держава Ахеменидов пала от македонцев, руины этого великолепного древнего города, с его чудесными рельефами, протяженностью в сотни метров, надписями, высеченными на памятниках, сквозь тысячелетия способны рассказать нам о важных событиях древней страны, о ее религии, о богатой духовной жизни и материальной культуре.

Величественный город строили полвека лучшие строители громадной Персидской империи. Огромную дань уважения стоит отдать архитектору царя Дария, к сожалению, имя его затерялось в веках, но смело задуманный и мастерски исполненный план сооружений, поражает по сей день. План будущего Персеполя – древней столицы могущественной империи, в самом расцвете могущества был тщательно продуман до мелочей, вплоть до того, куда будут идти дренажные и водопроводные системы, а каждое последующее сооружение имело строгую ориентацию по оси «с севера на юг». Обязательно нужно упомянуть мастерство скульпторов, которые довели грандиозные здания до совершенства: украсившие их детали отделки и изображения исполнены реалистично настолько, что и сегодня понимаешь, насколько высоко было развито декоративно-прикладное искусство при империи Ахеменидов.

Персидский город Персеполь

Загадки Персеполя. Самой большой загадкой, вставшей перед учеными, стал вопрос: С какой целью был сооружен Персеполь?

Ведь административной столицей и резиденцией царей великой империи Ахеменидов в те времена был город Сузы, где цари жили весной, летом царский двор переезжал в город Экбатанам, чтобы укрыться от жары и дышать свежим горным воздухом, зимой он перебирался в самый богатый город страны – Вавилон. Как сюда вписывался Персеполь, где археологи не смогли отыскать следов износов на ступенях, порогах, полах, царской домашней утвари из камня?

Многие ученые выдвинули версию, что это был священный город, где проходили коронации ахеменидских царей, и их похороны. Это подтверждалось тем, что в окрестностях Персеполя, в скале Накш-и Рустам были найдены погребения всех ахеменидских царей, начиная с Дария Первого. Но, изучив труды Плутарха, написавшего биографию царя Артаксеркса Второго, сделали вывод, что обряд коронации проводился в городе Пасаргадах. Тогда был сделан новый вывод, что Персеполь — был городом праздника Нового Года, символизирующего для персов победу весны над зимой, тепла над холодом, света над тьмой, и обновления мира.

Главный религиозный праздник персов — Новруз, отмечали в день весеннего равноденствия, приходившийся на двадцать второе марта. И праздновать его, ахеменидские цари были обязаны в возведенном городе-храме. В Персеполе проводились торжественные новогодние ритуалы, а монументальный ансамбль города создавали лишь с этой целью, с учетом, что каждое здание и каждый рельеф несли свою смысловую нагрузку и имели определенное ритуальное значение. Некоторые ученые, считают, что в Персеполе находилась астрономическая обсерватория для точного определения дня весеннего равноденствия, а здания расположены так, чтобы было удобно вести постоянные наблюдения за движением светил на небе. То есть, Персеполь был религиозной столицей древней Персии, и ее духовным святилищем.

Персидский город Персеполь

Сооружения Персеполя. Город занимал площадь в сто тридцать пять тысяч квадратных метров, с трех сторон его охраняла пятнадцатиметровая стена, имевшая толщину – пять метров, а четвертая сторона охранялась скалой. На территории Персеполя было огромное число разного рода сооружений: от казарм, конюшен до величественного царского дворца.

Основное место Персеполя отведено для Ападана – парадного зала с бесконечными колоннами, строить его начали при Дарии Первом, а окончили при Ксерксе – его сыне. Ападан имеет квадратную форму, каждая из его сторон равняется шестидесяти метрам, с трех сторон его окружают двенадцатиколонные портики, в углах находятся башни с лестницами. В сооружение гостей вели две изящные лестницы, украшенные изумительными рельефами.

Следующими важными постройками Персеполя были царские дворцы: Дворец Дария и Дворец Ксеркса. Их украшали прекрасные рельефами и золотые обшивки. При царе Ксерксе в городе Персеполь – древней столицы Ирана, появилось новшество — Здание гарема, названный – Гарем Ксеркса. Сооружение состояло из двадцати двух двух- или трехкомнатных помещений, обустроенных для проживания множества женщин-наложниц с малолетними детьми.

Персидский город Персеполь

Очень интересным местом города являлся – «Зал Ста колонн», который бал еще Тронным залом. Он строился, приблизительно в 466 году до нашей эры. Он нес функцию царской сокровищницы, тут хранились самые ценные экспонаты персидских правителей и преподносимые ему подарки. Основной этап строительства был закончен при Артаксерксе Первом – внуке Дария, но при Артаксерксе Третьем был воздвигнут еще один великолепный царский дворец. Для поддержания в порядке города Персеполя было задействовано большое число служащих, и все эти затраты совершались лишь для того, раз в году царь с придворной свитой и гвардией «бессмертных», встретил тут Новый Год.

Гробницу Дария Третьего – печально известного, последнего ахеменидского царя Персии, археологи обнаружили на окраине Персеполя. Она так и осталась незавершенной и была сильно подпорчена природными условиями. К сожалению, в ней так и не упокоилось тело бесславного Дария, рельефы гробницы не завершены и совершенно схематичны. Этот печальный монумент напоминает нам грустном и трагичном финале империи, прославленной в веках.

Конец великолепию древнего Персеполя положил грандиозный пожар, который устроил лично Александр Македонский, завоевавший город в 330 году до нашей эры. Город пропал в веках, а широкая общественность узнала о нем только в 1767 году. Серьезное обследование руин Персеполя – старинной персидской столицы, было проведено только в тридцатые годы двадцатого века: началось тщательное обследование, изучение и реставрация.

Сегодня, Персеполь входит в список объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО и, входящих в список Всемирного наследия. Древний город расположен в шестидесяти километрах севернее города Шираз и в девятистах километрах южнее Тегерана. В Персеполе можно увидеть руины дворцового комплекса, множества культовых сооружений. За Персеполем находятся высеченные в скале гробницы персидских царей Артаксеркса Второго и Артаксеркса Третьего, а севернее, по другому берегу реки Пулвар, в месте, именуемом Накше-Рустам, на отвесном утесе — гробницы царей Дария Первого, Ксеркса, Артаксеркса Первого, Дария Второго.

Персеполь – место, где каждый камень является свидетелем и современником великих исторических событий, веками, обраставших мифами и легендами. Даже через две с половиной тысячи лет, развалины древнего Персеполя выглядят величественно, там и поныне чувствуется дух давности. Комплекс Персеполя, имеет огромную историческую и культурную ценность, позволяя нам узнать больше об обыденной жизни древних персов. В то же время, это настоящее произведение искусства и один из роскошнейших городов, существовавших на Земле.

Источник: puteshestvie.net

Рейтинг
Загрузка ...