Исторический период, который охватывает цивизизацию Древнего Египта, насчитывает более, чем три тысячелетия. И тяжело найти человека в мире, который не слышал о великолепии и величии египетских пирамид, эти удивительные сооружения проиводят неизгладимое впечатление на людей и по сей день.
Появление пирамид в ДревнемЕгипте
Напротяжении столетий египетские пирамиды остаются неповторимым шедевром архитектуры мирового масштаба, так как не имеют аналогов. Одновременно с этим пирамиды Древнего Египта являют собой одну из самх больших загадок для всего человечества.
Если говорить о первых известных нам пирамидах, то стоит вспомнить о тех, которые были построены в виде ступенек. Единственная дошедшая до нашего времени ступенчатая пирамида – это пирамида Джосера. Спуск от ее входа ведет в погребальную камеру, а ее высота представляет собой приблизительно 62 метра. Строительство же более привычной формы пирамид началось в эпоху четвертой династии. Первой настоящей пирамидой называют пирамиду Снофру, другие известные названия – «Красная пирамида», «Северная пирамида».
Как строили египетские пирамиды? — Научпок
Пирамиды Гизы
Пирамида Хеопса, возведенная приблизительно в 2550 году до нашей эры, является самой большой и, наверное, самой знаменитой пирамидой Древнего Египта. Она стала пирамидой второго фараона IV династии. Она покрывает площадь в 52 тысяч квадратных метров, а ее высота составляет 138 метров. Другие знаменитые пирамиды Гизы – это пирамиды поздних фараонов Хефрена и Менкаура, и в отличии от пирамиды Хеопса, в них есть маленькие храмы и погребальни.
Сфинкс
Возле пирамиды Хефрена, считающей вторым по величине сооружением, находится знаменитый Сфинкс – один из древнейших монументальных скульптур, которые сохранились до нашего времени. Эта скульптура представляет собой льва, а его лицо – чем-то напоминает лик фараона Хефрена. В 1837 году в ней был обнаружены базальтовый саркофаг, крышка гроба из дерева и человеческие кости, но все эти исторически важные находки утонули вместе с кораблем ученых при перевозке в Англию.
Пирамида Менкаура
Другой примечательной пирамидой называют пирамиду Менкаура, которая меньше предыдущей пирамиды в десяток раз. Это сооружение примечательно тем, что для его постройки использовался такой материал, как гранит, а с гранитом работать намного сложнее. Также у этой пирамиды куда более сложная система погребальных помещений, особенно привлекает внимание большое количество туннелей.
Загадки пирамид
Со времен пятой династии размеры пирамид становятся куда менее внушительным и большими. Но независимо от своего размера и формы, все пирамиды имеют огромное историческое значение для человечества. Из этого временного периода выделяют пирамиду Унаса, так как именно в ней были впервые найдены погребальные тексты, которые были вырезаны на стене. Это было удивительным открытием для ученых.
Пирамиды Древнего Египта – это удивительнейшее изобретение человечества, которое до сих остается одной из наиболее важных и больших загадок. До сих остается непонятным, как можно было построить такие огромные сооружения без использования какой-либо техники и тех ресурсов, которые есть на сегодняшний момент. Тем не менее, прекрасные пирамиды до сих пор поражают человечество своей масштабностью и величием. Пирамиды Древнего Египта являются единственным из семи чудес света, которые были сохранены до наших дней.
Источник: www.nado5.ru
Гробницы Египта
Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.
По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.
Гробницы правителей архаичного периода
В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.
С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.
В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада .
После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи.
Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.
«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.
Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.
Мастабы
В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой
Мастабы состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником.
Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Пирамида Джосера
Такие гробницы строили фараоны I и II династий Древнего царства. Всё изменилось при первом фараоне III династии Джосере. Для своей усыпальницы он поставил всё убывающие в размерах мастабы друг на друга, получив ступенчатую пирамиду.
Другим новшеством стало то, что фараон отказался от недолговечного необожженного кирпича, и приказал построить свою гробницу из камня. Таким образом, ступенчатая пирамида в Саккаре стала первым в мире каменным архитектурным сооружением. Её же считают первой египетской пирамидой.
Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и мастабы, возводимые до этого. В более поздних пирамидах хоронили только одного фараона. Для членов семьи в пирамиде Джосера было приготовлено в тоннелях пирамиды 11 погребальных камер. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет.
Пирамида была ограблена в древности, причем имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями. Поэтому не удивительно, что мумию самого Джосера не нашли (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).
Территория для строительства комплекса пирамиды Джосера, выбранная Имхотепом, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис.
Медумская пирамида
Сначала фараон Снофру, осуществил переход к правильной форме пирамиды, перестроил ступенчатую пирамиду в Медуме, заложив ступени каменной кладкой, и придав пирамиде правильную геометрическую форму. Со временем эта кладка обвалилась, засыпав нижние ступени, и пирамида приобрела совершенно необычную форму.
Форма правильной пирамиды, т. е. имеющей квадратное основание, может быть изучена не только с технической стороны. На развитии формы пирамиды сказались изменения общественной структуры Древнего Египта и религиозных концепций.
Новые идеи изменили не только форму пирамиды, они привели к созданию целых комплексов культовых сооружений, необходимых для проведения ритуальных церемоний. Комплекс пирамиды в Медуме, ставший классическим, был построен в одно время с самой пирамидой. Он был возведен на границе пустыни и плодородной земли и состоял из двух храмов — нижнего и заупокойного. Оба храма были соединены дорогой восхождения. Главным элементом комплекса была пирамида — гробница фараона.
Маленький заупокойный храм находился у восточного склона медумской пирамиды. Дорога в него проходила через два полностью закрытых, темных и длинных помещения, расположенных у самого подножия пирамиды. Во дворике заупокойного храма стояли две каменные стелы без надписей, между ними находился жертвенный алтарь. Сюда приносили жертвенные дары, еду и питье для умершего фараона: От нижнего храма остались лишь незначительные следы, дорога восхождения хорошо сохранилась на всем своем протяжении. К комплексу пирамиды фараона Снофу в Медуме принадлежат и маленькие пирамиды-спутницы.
Ломаная пирамида
Две другие пирамиды фараона Снофру находятся к западу от нынешней деревни Дашур. Первая — это пирамида с ломаными гранями, или Ломаная пирамида. Стены ее нижней части наклонены под углом 54° ЗГ к линии горизонта, примерно с середины высоты пирамиды наклон стен становился 43° 21′.
Для объяснения причин, вызвавших строительство пирамиды с такими ломаными гранями, существует несколько теорий. Одни специалисты считают, что во время строительства пирамиды произошло землетрясение, ее верхняя часть была слишком отвесной и была разрушена. Поэтому строители продолжили работы под другим, более пологим углом.
Другие ученые видят здесь одно из доказательств взаимосвязи обелиска и пирамиды Нижний храм Ломаной пирамиды — самый древний из известных нам. Он расположен не на краю плодородных земель, как другие, более поздние храмы, а построен в пустыне. Дорога восхождения, соединяя его с культовыми постройками у пирамиды, продолжается дальше на восток, в сторону реки.
Многие египтологи считают, что существовал еще один, настоящий нижний храм, построенный на границе пустыни и плодородной земли, но он не сохранился. Сохранившийся нижний храм, имея прямоугольник в плане, состоит из трех основных частей: входного зала-вестибюля, четырех помещений рядом с ним и большого двора, в глубине которого стояли две колоннады (по 10 колонн пятиметровой высоты в каждой). Они образовывали открытый дворик. За ним находились шесть камер со статуями фараона Снофру больше натуральной величины. Стены храма были украшены прекрасными барельефами.
Розовая пирамида
Вторая пирамида Снофру в Дашуре называется Розовой пирамидой. Этот цвет придает ей камень, из которого она построена. Угол наклона пирамиды примерно такой же, как в верхней части Ломаной пирамиды.
До сих пор остается неясным, для чего фараону Снофру потребовались сразу две рядом стоящие гробницы? Этот факт, как и многие другие, подтверждает гипотезу о том, что самые грандиозные пирамиды никогда не были гробницами фараонов.
Великие пирамиды
Самыми грандиозными гробницами фараонов были три пирамиды в Гизе, которые получили название Великих. Их считают одним из Семи чудес света. Они расположены на кромке пустынного плато Гиза, на границе с зеленой долиной Нила, на окраине Каира.
Этот древнеегипетский некрополь состоит из пирамиды Хеопса, несколько меньшей по размерам пирамиды Хефрена и относительно скромных размеров пирамиды Микерина, а также ряда менее крупных пирамид-спутников.
Пирамида Микерина ознаменовала конец эпохи больших пирамид. Все последующие сооружение были небольших размеров.
Во времена пятой династии в Египте пирамиды строились намного меньшего размера. Их возводили из каменных блоков меньшего размера и недорогих строительных материалов. Намного короче оказалось и время их существования. Большинство из них сейчас в руинах.
Пирамиды V и VI династий Древнего царства
Фараоны пятой династии построили пять относительно небольших пирамид в Абусире, примерно в девяти километрах южнее Гизы, а кроме них ещё три пирамиды в Саккаре. Рядом с пирамидой Джосера, с восточной стороны, фараон Усеркаф возвел свою пирамиду. Она была сооружена из огромных блоков грубо отесанного известняка.
Пирамида Унаса – последнего фараона пятой династии – была возведена к юго-западу от пирамиды Джосера. В настоящее время она довольно сильно разрушена.
В Саккаре во времена шестой династии было построено четыре небольшие пирамиды, но они сейчас имеют еще более плачевный вид.
Пирамиды Среднего царства
В период Среднего царства произошли значительные изменения в строительстве пирамид. В качестве строительного материала стали использовать не камень, а необожженный кирпич. Пирамиды опять увеличились в размерах, сложнее стала архитектура погребальной камеры, и заупокойный храм достиг максимальных размеров.
Правители тринадцатой династии прекратили строить этот тип усыпальниц для фараонов. Вместо пирамид в Древнем Египте стали возводиться гробницы, которые вырубались в скалах.
Долина Царей
Долина Царей — отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры.
Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз.
Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного. Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни.
Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.
Гробница фараона Тутанхамона
Гробница фараона Тутанхамона — самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером — ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона.
Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.
Гробница фараона Сети I.
Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком — «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.
Долина Цариц
Долина Цариц — располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами.
На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности.
В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.
Гробница царицы Нефертари
Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари — любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта».
Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими.
Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса.
Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли — директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души:
«Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце! »
Гробница царицы Тити
Славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.
Египет – загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор. И
Видео
Источник: lifxil.ru
Древний Египет кратко
В наше время Древний Египет хорошо изучен – его природно-климатические условия, религия, занятия жителей, особенности, искусство, политика и история в целом. Это было могучее государство, и даже не одно, так как в разные исторические периоды царства здесь сменяли одно другое. История Древнего Египта кратко изучается в рамках школьной программы, начиная с 5 класса.
История Древнего Египта кратко
Несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, нам известно, что история Древнего Египта насчитывает около 4000 лет, с середины 4-го тысячелетия до н. э. и до IV века нашей эры (или до VII, в зависимости от подхода).. Она разделяется на 4 основных периода, каждый из которых имеет свои особенности. Египтяне создали письменность, уникальную религию, искусство и добились ряда достижений в медицине и науках. Внутренняя и внешняя политика Древнего Египта разнилась в зависимости от конкретного периода, но занятия жителей оставались в целом теми же – они занимались в основном земледелием.
Очень краткая история Древнего Египта
Основным периодом истории Древнего Египта является династический (эпоха династий), он продлился дольше всего, около 2700 лет. После этого началось слияние древнеегипетской культуры с греко-эллинистической, а в 30-м году до н. э. египетское царство попало под власть Древнего Рима, в конечном счёте превратившись в одну из его провинций. В IV веке Древний Египет попал под власть Византии, а в VII веке был завоёван арабами. Современное арабское население Египта не имеет с древними египтянами ничего общего.
Природно-климатические условия Древнего Египта
Развитие первых государств здесь было обусловлено особенными природно-климатическими условиями Древнего Египта. Эта цивилизация зародилась на берегах реки Нил, потому что только там была пригодная для земледелия почва – остальная часть египетской территории представляет собой пустыню. Плодородность почвы на берегах Нила напрямую связана с его разливами. Это очень засушливая местность, в которой исключительно редко идут дожди.
Природные условия Древнего Египта кратко
Подобные условия оказали заметное влияние на развитие древнеегипетской цивилизации – основным занятием жителей стало земледелие, а в архитектуре использовались в основном легко поддающиеся обработке породы камня. Недостаток древесины также повлиял на развитие торговли с другими государствами Древнего Мира. А развитие земледелия, в свою очередь, повлияло и на появление других отраслей – выращивание льна, ткачество и виноделие.
Культура Древнего Египта
Благоприятные условия развития позволили египтянам создать сложную культуру, добившуюся множества достижений в разных областях. Важнейшей её частью была религия – боги Древнего Египта, по мнению жителей этой страны, были всемогущи. Также египтяне разработали уникальную собственную письменность, и, так как до наших дней дошло немало её образцов, это помогло учёным достаточно хорошо изучить древнеегипетскую культуру.
Кратко о культуре Древнего Египта
Египетская цивилизация является одной из древнейших в мире, и она достигла высокого для своего времени уровня развития. После себя она оставила огромное культурное наследие, которое оказало дальнейшее влияние на развитие всех цивилизаций Европы и Средиземноморья. Важными её атрибутами были религия, искусство и живопись. Особенное внимание египтяне уделяли загробной жизни и погребальным обрядам.
Религия Древнего Египта кратко
У египтян существовала сложная система религиозных верований, и в неё входило множество богов. Важнейшей частью религии Древнего Египта была вера в загробную жизнь – само её существование считалось непреложным и неоспоримым фактом, поэтому погребальным ритуалам и обрядам уделялось огромное значение. Египетские цари (которых позднее стали называть фараонами) также почитались за наместников богов на земле и единственных посредников между миром живых, с одной стороны, и миром богов и умерших, с другой.
Древнеегипетская религия кратко и понятно
Большое влияние на религию Древнего Египта оказал Нил, разливы которого бывали то хуже, то лучше. От разливов Нила напрямую зависело выживание египтян, и они тоже напрямую связывались с проявлениями божественной воли. Наблюдение за разливами позволило египтянам создать свой календарь и развить астрономию, что также нашло отражение в их религии. Нельзя не упомянуть и мумификацию – особую обработку тел умерших и их превращение в мумии. Считалось, что это необходимо для дальнейшего существования человека на том свете.
Искусство Древнего Египта
Основными направлениями искусства в Древнем Египте были архитектура, скульптура, живопись, литература и музыка. Театров у египтян не существовало, они были изобретены позднее, в Древней Греции, но прообразами театральных представлений были древнеегипетские фестивали. Архитектурные достижения той эпохи мы можем увидеть своими глазами – например, знаменитые египетские пирамиды.
Древнеегипетское искусство
Основными литературными жанрами в Древнем Египте были гимны, сказки, заупокойные и поучительные тексты, а также любовные песни. Музыка также занимала важное место в культуре египтян, хоть поначалу она и была вторичной – музыканты лишь аккомпанировали певцам, но позднее она стала самостоятельным видом искусства. Особенно популярны были такие музыкальные инструменты, как арфа и флейта.
Достижения Древнего Египта кратко
За тысячелетия своего существования египтяне многого добились в разных областях. Наиболее значительными достижениями Древнего Египта являются, несомненно, письменность и архитектура. Известно также, что египтяне были весьма сведущи (по меркам своего времени, конечно) в медицине, чему немало поспособствовали их погребальные ритуалы, связанные с бальзамированием и обработкой тел умерших – это подтолкнуло вперёд развитие анатомии.
Древнеегипетские достижения были весьма обширны
Благодаря наблюдениям за разливами Нила развивалась астрономия, и египтяне даже создали свой календарь. Необходимость разделять участки для земледелия и возводить массивные здания стала причиной быстрого развития математики (в основном геометрии). Из-за пустынных климатических условий жители Древнего Египта также разработали сложную систему ирригации (орошения) полей, которая была очень эффективна. Когда начала развиваться торговля, на потянула за собой и развитие судостроения.
Письменность Древнего Египта
В Древнем Египте письменностью владели далеко не все, это была привилегия и прерогатива писцов, особой прослойки населения. Интересно, что устный древнеегипетский язык постепенно менялся с течением времени, но писцы успешно ограничивали его влияние на письменную форму. Его изучением в наши дни занимается особая наука – лингвистическая египтология. Египетские иероглифы были расшифрованы в 1822 году, после чего началось глубокое научное изучение этого языка.
Древнеегипетская письменность кратко
Существовало три формы древнеегипетской письменности – иероглифическая (самая первая), иератическая (скоропись) и демотическая (лигатуры наподобие тех, что используются в наши дни в хинди и других языках Индии). Все три вида письма дополняли друг друга, хотя иератика развилась из иероглифики, а демотика развилась уже из иератики, став наиболее «быстрым» видом египетского письма. Письменность Древнего Египта пришла в упадок и прекратила использоваться после падения древнеегипетской цивилизации и вхождения её территорий в состав Византии в IV-V веках н. э.
Последствия промышленного переворота 19 века в России кратко в таблице
7 основных реформ Екатерины II
Медицина Древнего Египта
Древнеегипетские врачи неплохо разбирались в устройстве человеческого тела, получая эти знания во многом благодаря бальзамированию умерших. Точнее, не врачи, а жрецы, потому что именно они занимались медициной в древнеегипетском царстве. Правда, медицина в Древнем Египте представляла собой эдакую смесь лечебной терапии и магии, так что обрядам и ритуалам уделялось не меньшее внимание, чем собственно врачеванию. Так, египтяне считали, что заболевания вызываются демонами, засевшими в человеческом теле, а потому применяли одновременно и лекарства, и заклинания, чтобы изгнать демонов.
Древнеегипетская медицина была хорошо развита по меркам той эпохи
Все медицинские данные записывались и систематизировались, что постепенно продвинуло древнеегипетскую медицину на высокий для того времени уровень. Врачам (жрецам) была известна связь между пульсом и сердцем, которое они полагали главным органом в человеческом теле. При этом функции большинства органов им известны не были. Ряд заболеваний в Древнем Египте лечился хирургическим путём, и врачи проводили полноценные операции.
Политика Древнего Египта
На протяжении столетий внешняя политика Древнего Египта была завоевательной. Впрочем, это было нормой и для других государств Древнего мира, но и египтянам приходилось воевать часто – как для захвата новых земель, так и для обороны своих собственных. Интересно, что при этом на протяжении большей части своей истории они не строили защитных стен и крупных оборонительных сооружений вроде крепостей.
Внутренняя и внешняя политика Древнего Египта
Внутренняя политика Древнего Египта была направлена на объединение и укрепление страны. В XXVIII веке фараон Джосер, основатель третьей династии, объединил египетские царства под своей властью и начал прилагать усилия, чтобы связать их в единое целое. Для этого он прибегал к самым разным средствам – строительство единой ирригационной (оросительной) системы, укрепление единоличной царской власти и ослабление власти местных династий. Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обоготворения царя – фараоны (цари) считались наместниками бога Ра (бог Солнца в Древнем Египте, верховное божество) на земле.
Пелопоннесская война. Причины, ход событий, итоги, этапы.
Правление Екатерины II. События. Политика. Итоги.
Занятия жителей Древнего Египта
Основными занятиями жителей Древнего Египта были земледелие и ремёсла. Земледельческое хозяйство у них было развито хорошо, чего в значительной степени поспособствовало строительство ирригационной системы. Египтяне выращивали злаки, чеснок, кабачки, дыни, салат, бобовые растения и другие культуры.
Животноводство в Древнем Египте имело очень важное значение
Занятие земледелием повлияло и на развитие ремёсел – так, египтяне выращивали лён, из которого затем изготавливали ткани. Развивалось и гончарное дело. Животноводство тоже процветало, люди в Древнем Египте разводили свиней, кур, коз и крупный рогатый скот. Ослы и волы использовались в качестве тягловых животных, которые помогали перевозить грузы и вспахивать поля. Рыболовство также развивалось благодаря близости Нила, богатого рыбой.
Краткая характеристика Древнего Египта
Древнеегипетское царство было одним из первых государств в истории. После объединения разрозненных владений в единое царство оно стало доминирующей силой в своём регионе, и впоследствии оказало огромное влияние на развитие других средиземноморских цивилизаций, в частности, древнегреческой и древнеримской. Некоторые достижения египтян используются людьми до сих пор.
Характеристика древнеегипетской цивилизации кратко
Древний Египет был в основном аграрной земледельческой страной, которая на протяжении многих столетий оставалась единым мощным государством. Религия и культура в значительной степени сплотили его, позволив просуществовать на протяжении почти четырёх тысячелетий – очень, очень долго. Важно отметить также, что Древний Египет представлял собой цивилизацию речного типа, так как он развивался в дельте Нила и на его берегах.
Источник: faktrus.ru
Строительство в Древнем Египте.
Подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта – сооружения культурного значения: храмы и погребальные комплексы. Однако, жители древнейших землевладельческих поселений в V-IV тысячелетии до н.э. строили также и другие сооружения, например, каналы и плотины для орошения полей.
Архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов:
— архитектура Раннего царства (3120-2649 гг. до н.э.)
— архитектура Древнего царства (XXVIII-XXIII в. до н.э.)
— архитектура Среднего царства (2040-1640 гг. до н.э.)
— архитектура Нового царства (1552-1069 до н.э.)
— архитектура Позднего царства (664-332 до н.э.)
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной лишенной строительного леса. Основная растительность – пальмы. Дающее дерево плохого качества и тростник. Основными строительными материалами были необожженный кирпич – сырец и камень (в основном известняк, добываемый в Нильской Долине, а также песчаник и гранит). Камень использовался для гробниц и захоронений, кирпич – на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, вспомогательных сооружений для храмов.
Обычные дома строились из грязи и ила, добываемой в Ниле. Ее оставляли на Солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.
Некоторые сооружения из кирпича – сырца сохранились и по сей день – деревня Дэйр эль Недина, Кахун (современный город Эль-Кахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.
Архитектура раннего царства:
Строительный материал: кирпич-сырец, глина, тростник и дерево (сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий – сфера искусства Раннего царства). Камень применялся лишь как отделочный материал.
К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов — «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов.
В декорировании святилищ использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.
В период Раннего царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.
Архитектура древнего царства
Одним из ранних памятников каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера (построенный под руководством египетского зодчие Имхотена). Отказавшись от традиционной формы мастабы (усыпальницы). Имхотен остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. (Форма усеченной пирамиды). Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.
Розовая пирамида в Дахшуре
Пирамида в Медуме
Идея гробницы – пирамиды была также использована при строительстве усыпальниц в Гизе (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Пирамида Хеопса (Хуфу)
Пирамида Хефрена (точнее —Хафры)
Пирамида Микерина (известна также как «ПирамидаМенкаура»)
При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамиды рядами располагались мастабы. (Колоссальные размеры пирамид).
В этот же период построена Ломаная пирамида в Дахтуре (имеет разные углы наклона граней).
Ломаная (ромбовидная) пирамида в Дахшуре
К концу эпохи Древнего царства появляется новый тип зданий- солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. (напр. Храм Аллусира в Абидосе).
Архитектура нового царства
В Фивах строятся пышные дома и дворцы, храмы. Строительство велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
Наземные: Карнакский и Луксорский храмы Амона в Фивах.
Скальные: Храм Рамзема II в Абу- Симбеле.
Полускальные: Храм царицы Хатшепсут в Дэйр- эль- Бахри.
Храмы Атона: не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены были из кирпича и до наших дней не сохранились.
Храм Амона в Карнаке
Луксорский храм — центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Полускальный заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Древняя Индия.
Древние памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией. Об этом свидетельствуют раскопки городов Харрапа и Махёджо-Дар.
Раскопки древнего города Хараппа
Руины древнего города Мохенджо-Дар
В последние столетия перед новой эрой в Индию проникает зрелая культура Ирана, а в ½ III в.до н.э. появляются первые буддийские архитектурные памятники-сооружения из долговечных материалов. Более ранние архитектурные постройки были главным образом из дерева. К основным строительным материалам относятся также камень и глина. В более ранний период очень популярным был бамбук, из которого сооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, формы которых позднее воссоздавались в других материалах.
В III в.до н.э. строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения, символы буддизма (ступы).
Ступа — строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.
Монастыри — вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.
В одном из поэтических описаний столицы Айодхьи: «Город походил на рудник драгоценностей,… его стены, как квадраты шахматной доски, были испещрены различными самоцветными камнями».
В IV-V вв. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Будда признается воплощением индуистского божества Вимну. В это время в искусстве, особенно живописи, помимо религиозных широко распространяются светские мотивы и настроения. Они пронизывают даже искусство храмовых пещерных комплексов, сочетающих в себе архитектуру, скульптуру, живопись.
Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включающий в себя двадцать девять пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Росписи Аджанты – выдающийся художественный памятник прошлого.
Комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты
Храмы
В своей основе тип индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-го столетия н.э. до нашего времени.
Самой важной частью храма является гарбхагриха, т.е. святилище, святая святых. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон, за исключением естественного низкого и узкого входа. Изображение божества находится в геометрическом центре. Это абсолютно темное место. Над гарбхабрихой находится храмовая башня (вимана).
Вокруг святилища обычно есть круговой проход (закрытый с трех сторон проход), по которому верующие обходят Божество. Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом – мукхамандапа. Кроме функции прохода, мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения (пища, подлежащая предложению Богу, прочие предметы культа). Есть еще узкий проход, соединяющий гарбхагриху и мантапу.
Мантапа – большой зал используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. В зависимости от размера, он может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаментальными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.
Перед входом в храм располагается флагшток, который находится по центральной оси храма напротив святилища. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, также как и вахана, то есть ездовое животное Бога, которое находится здесь же, напротив храма. Напротив храмов Шивы мордой к храму лежит Нандин, бык. В храмах, посвященных Богине-Матери, это — лев, вахара Дурги, в храмах Вишну это Гаруда — человек с птичьей головой.
Балипитха пьедестал для жертвенных приношений с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества.
Храм окружен невысокой стеной или забором. В стенах могут находится небольшие храмы или святыни божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвящены Ганеше, супруге Шивы Парвати. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде. В храме Дурги — Шиве, Ганеше.
Храм Шивы Статуя посвященная супруге Шивы Парвати
Древний храм Вишну
Храм Дурги в Индии
Одним из самых любопытных образцов архитектурных памятников из камня, выполненных в приемах деревянной конструкции, является ограда ступа в Санчи, которая датируется II в. до н. э. и считается одним из древнейших памятников Индии. Каменными являются и стойки, представляющие собой столбы, вбитые в землю, и верхняя обвязка, состоящая из брусьев, связанных шипами между собой и со стойками, и брусья, заполняющие пролеты между столбами и пропущенные в сквозные гнезда, как если бы это было в деревянной конструкции.
В пещерах Карли и Аджанты все части деревянных конструкций, которые могут быть воспроизведены скульптурно, высечены в самой толще скалы; что касается частей, не выполненных в камне, строитель их просто вытачивает из дерева и прикрепляет к своду, который они якобы поддерживают. И эти бесполезные фермы вовсе не являются продуктом чисто декоративной фантазии; их искусное построение доказывает, что они являются настоящими фермами, удовлетворяющими своему назначению, фермами, в которых умелое применение дерева и всего оборудования свидетельствует о многовековом опыте. Именно здесь обнаруживаются следы древней индийской архитектуры; остальное — наносное, полученное из Греции, Персии или Китая.
Пещерные храмы Карли. Индия, Махараштра.
Пещерные храм Аджанты.
Храм Аджанты. Индия.
Древний Китай.
Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом.
Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская резиденция Запретный город в Пекине, общей площадью 720 тысяч квадратных метров был построен всего за 13 лет.
Поскольку дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, то по сравнению с каменными сооружениями, деревянные более стойки к землетрясениям. Но имеются и существенные недостатки, главное из которых – недолговечность и пожароопасность.
Дворцовая архитектура:
· Горное убежище от летнего зноя.
· Алтарь Земли и Злаков
Марка с изображением алтаря Земли в Пекине
· Пагода Шести Гармоний
· Храм Истинного Единства
Лунхушань, Храм Истинного Единства
· Дворец Высшей Чистоты
Вход во дворец Высшей Чистоты — Ворота Фуди (Счастливой Земли)
Главный храм комплекса Наньюэ Дамяо
Общий вид на храм
· Резиденция Небесных Наставников
· Пещерные храмы Фэнсяньсы
17-метровая статуя Будды у входа в пещеру Фэнсяньсы
· Пещерные храмы Лунмэнь
Пещерные гроты Юньган
Храм Неба
Храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе. Площадь комплекса составляет 267 га. Построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли.
Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли.
Фарфоровая погода.
Не сохранившийся до наших дней буддийский храм в Нанкине. Храм строился с 1412 по 1422, когда Нанкин был столицей китайской династии Мин, силами более 100 тысяч солдат и рабочих под прямым указанием императора Чжу Ди. Во времена династии Мин он был одним из трёх знаменитых храмов города, наряду с Тяньцзе и Лингу.
Восьмигранная 78-метровая пагода храма — так называемая Фарфоровая башня — в течение нескольких столетий являлась архитектурной доминантой Нанкина. Была сложена по проекту императора Юнлэ из белого «фарфорового» кирпича. Европейские путешественники описывали башню как одно из главных чудес Китая. В 1801 г. ударом молнии были уничтожены три верхних яруса, но вскоре башня была восстановлена. В 1856 г. сооружение было снесено тайпинами, стремившимися не допустить его использования врагом в качестве наблюдательного пункта.
Мемориальные сооружения.
Храм Конфуция в Шанхае
· Могила Цинь Ши Хуана
· Минская гробница Чанлин
Главный поминальный зал гробницы Чанлин
· Гробницы императоров династии Мин
Комплекс Шисаньлин или 13 гробниц императоров Мин
Висячие гробы
Гробницы династии императоров Мин. Комплекс мавзолеев тринадцати императоров китайской династии Мин. Расположение императорских могил также является классическим воплощением принципов фэншуя.
Тринадцать мавзолеев расположены на одном участке, отгороженном от посторонних глаз высокой стеной, и имеют общую «священную дорогу» (шэньдао), уставленную статуями реальных и мифических животных.
Погребальные сооружения в виде гробов, размещающихся на скалах, высоко над землёй.
Захоронение в висячих гробах — древний погребальный обычай некоторых национальных меньшинств Китая, особенно народа Бо, впервые упоминаются в хрониках династии Мин. Полые гробы разной формы высекались из цельных кусков дерева нану. После помещения внутрь трупа покойного их располагали на высоких (до 100 м) скальных уступах и пещерах, чаще группами.
Парк Ихэюань (Летний императорский дворец)
· Западное озеро в Ханчжоу
Парк Бэйхай
Императорский сад к северо-западу от Запретного Города вПекине. Первоначально заложен в Х веке. Содержит множество исторически значимых построек, дворцы и храмы. Во времена правления династий Ляо, Цзинь, Юань, Мин и до падения династии Цин в1911 году был императорским парком. Это место было связано с Запретным Городом, но с 1925 года сад был открыт публике.
Парк имеет площадь более 69 гектаров; озеро Бэйхай занимает более половины территории парка.
Парк Бэйхай, как и многие китайские сады, был построен для подражания знаменитым живописным местам и архитектурным объектам разных частей Китая; озеро Тайху, искусно сделанные павильоны и каналы в Ханчжоу и Янчжоу, изысканные постройки китайского сада в Сучжоу и другие служили вдохновением для творцов многочисленных достопримечательностей этого императорского сада. Постройки и пейзажи этого парка являются шедеврами ландшафтного дизайна, отображающими стиль и великолепные архитектурные навыки и богатство искусства создания традиционного китайского сада.
Достопримечательности:
· Бай Та (Белая ступа) – 40-метровая ступа, сделана из белого камня. Гравюры солнца, луны и пламени украшают поверхность башни. Уничтожена землетрясением в 1679 и отстроена в следующем году и снова восстановлена.
· Буддийские храмы (реконструкция): Юйнань (Храм Вечного мира) и Чаньфу.
· Павильон 5 драконов: 5 соединенных павильонов со шпилями и традиционными китайскими карнизами, построенные во времена династии Мин.
Один из павильонов 5 драконов
· Дзинсинь (зал успокаивающегося сердца). Сад в саду площадью более 4 000 м².
Мосты
Мост Баодай (Баодайцяо «Мост Драгоценного Пояса»)
· мосты типа «лунный мост»
Мост Нефритового Пояса, или Мост Верблюжьего Горба, в Пекине
Мост Аньцзы (Большой каменный мост)
Самый древний мост, сохранившийся в Китае. Построен в 605 году во времена династии Суй. Дошел до нашего времени в первозданном виде.
Длина строения – 50 метров, пролета – 37 метров, ширина – 9 метров, высота – 7,3 метра.
Это древнейший в мире мост с открытыми перемычками. Введение боковых арок позволило значительно уменьшить вес сооружения, сделать более устойчивым к частым наводнениям, а также сэкономить на материалах. В Европе эта техника строительства стала известна не ранее 14 века. Мост выдержал восемь вооруженных смут, десять разрушительных наводнений и многие землетрясения, последнее из которых было магнитудой в 7,2 баллов.
Жилые постройки
— жилые комплексы сыхэюань
— жилые комплексы крепостного типа – тулоу
— укрепленные особняки дяолоу
— фанза — типичный крестьянский дом Северного Китая
— кан – обогреваемая лежанка
Сыхэюань
Тип традиционной китайской застройки, при котором четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. По такому типу в Китае строились усадьбы, дворцы, храмы, монастыри и т.д.
Здания размещались на севере и юге, считались главными, на западе и востоке вспомогательными. Входные врата обычно располагались в юго-восточном углу. Позади северного здания часто помещалось еще одно («тыльное») – единственное двухэтажное здание, дозволяемое правилами традиционного сыхэюань. Болшьшие окна в здании выходили во двор, в стенах, обращенных к улицам, делались лишь маленькие окошки на большой высоте (а когда и без окон). В усадьбах больших и богатых семей могло быть два и более дворов.
Части здания, стоящие по разным сторонам света имеют разную освещенность в течение дня, и соответственно различное назначение помещений.
Северное здание получало больше всего света, поэтому там размещались спальни и жилые комнаты хозяина или главы семьи. Восточное и западное здание получали меньше света, поэтому там размещались менее важные члены семьи или дети. Южное здание получало меньше всего света и поэтому обычно служило как приемная или как помещение для слуг. Тыльное здание предназначалось для незамужних дочерей и служанок; т.к. незамужним дочерям не дозволялось появляться на публике, то им отводили наиболее удаленное от входа строение.
В Северо – западных районах Китая, где часты пыльные бури, окружающие сыхэюань стены более высокие. Планировка сыхэюань в северо-западном Китае более вытянута по оси север-юг, в то время как, к примеру, в провинции Сычуань вдоль оси запад-восток. В южном Китае обычно строят многоэтажные дома. На северо-востоке (много земли, холодные зимы) дворы делают более широкими, чтобы увеличить количество поступающего солнечного света.
Группа Тулоу «Тяньлокэн» (поселок Шуян, уезд Наньцзин) включает 4 тулоу круглой формы и 1 квадратной
Башни
Самые известные башни в Китае –Хуанхэлоу, Юеянлоу, Тэнвангэ.
Башня Тэнвангэ г.Наньчана
Древний Рим.
Развитие римской архитектуры делится на два главных периода: республиканский и императорский.
С 4 века до 30 г до н.э. Римская республика – мировая рабовладельческая держава.
Возникло множество городов и военных лагерей, строились военные сооружения, крепости, мосты и дороги, гавани, склады, магазины, рынки, здания для торговых сделок, акведуки (система водоснабжения), площади, театры и амфитеатры, цирки, канцелярии, архивы, базилики, триумфальные арки, колонны, мавзолеи, гробницы.
В период республики сформировались основные черты римской архитектуры. Она складывалась на основе древнейшей культуры этрусков и влияния греческой архитектуры.
Императорский период (30 г до н.э. — 5 век н.э.).
Культ императора, прославление его личности средствами искусства и монументальной архитектуры. Демократичность архитектуры сменяет пышность, помпезность.
Особое значение придавалось строительству роскошных дворцов, форумов, амфитеатров, терм. Рядом с грандиозными императорскими постройками стихийно росли тесные жилые кварталы с домами-трущобами для городской бедноты и рабов.
Римские ордера
Тосканский ордер – массивные колонны, деревянный антамблемент.
Римско-дорический ордер – стройные пропорции колонн, меньшая высота антамблемента, карниз нашел более развитую поддерживающую часть.
Римско-ионический ордер – наследовал формы и пропорции греческих образцов.
Корифский ордер – стройные пропорции, декоративное богатство его пышная удлиненная капитель с изящными угловатыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьевкак бы вырастает из колонны.
Композитный ордер – сочетает в себе ионический и корифский.
Термы
«Римские бани» предназначенные для,занятий связанных с отдыхом. Зал с различными температурами (от низкой до высокой: фригидария, тепидарий, кальдарий).
Пантеон (около 125г)
Храм-ротонда, диаметр купола 43,2 м. Важное место в строительстве занимали крытые залы – базилики, служившие для различного рода собраний. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства – нефы.
Трехнефная базилика Константина – одна из крупнейших базилик мира.
Храмы
Храм Портуна, храм Всета, храм Марса, храм Кастора и Полаунса, храм Венеры и Рома и т.д.
Храм Портуна. Рим.
Храм Кастора и Полаунса.
Храм Марса Мстителя
Храм богинь Венеры и Ромы
Древняя Греция.
Арочные фермы — Дугообразные фермы, высеченные из камня или подвешенные к сводам пещерных храмов, бывают двух видов. Это либо подражание дощатым кружальным ребрам, либо фермы, составленные из нескольких одинаковых закрепленных дуг.
Первый (Карли) относится к случаю, когда доски соединяются при помощи, вероятно, зубчатых связей, изображенных пунктиром. Брусок, пришитый с внешней стороны опалубки, вполне достаточен для того, чтобы предупредить прогибы в местах раскрытия швов.
Второй (Аджанта): швы соединения ребер скреплены зажимами (брусками), которые их сдерживают.
Нужно отметить простой способ, при помощи которого фермы укреплены на закладном брусе: основание каждой дуги слегка скошено, и внутренняя сторона свода дуги оказывается отклоненной к внутренней части корабля, что сокращает пролет. Конец свешивается с закладного бруса, что дает оригинальный декоративный эффект.
Также нужно отметить еще изгиб арки в виде подковы, препятствующий частям конструкции встречаться под слишком острыми углами. Тот же профиль арки повышенного типа наблюдается в сводах на простых фермах; он свидетельствует об очень правильном понимании условий равновесия: фермы в виде повышенных арок могли бы в крайнем случае держаться без поддержки, только в силу своей эластичности.
Древнегреческий ордер
В греческом ордере отразилась зависимость характера пластики и пропорций системы от двух неразрывных сторон ее тектонического строя – художественной и конструктивной. Различие систем-два ордера: дорический и ионический.
Дорический — прост, массивен, монументален, нагружен, внутреннее напряжение.
Ионический – более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен.
В пластике и пропорциях ордеров нашел известное стилистическоеотражение поиск образов по подобию строения человека-антропоморфизм, свойственный в целом греческому искусству.
Дорический – три основные части: основание – стереобат; несущие опоры – колонны; несомая конструкция – антабаемент. Ствол колонны в целях устойчивости сужается к верху и увенчан капителью. Назначение последней – создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн. Квадратная пантакапители поддерживается круглой пантой в виде перевернутого усеченного конуса, который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну, по всему ее сечению.
Антамблемент также делится на три основные части: нижняя-передняя несущая балка (архитрав). На нее опирались концы поперечных балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались деревянными планками, а промежутки иногда заполнялись терракотовыми пантами с нанесенной на них живописью или барельефом. Эта горизонтальная полоса нашла пластическое отражение и в антаблементе каменного ордера в средней полосе фриза, в котором чередуются плиты с вертикальными врезами – триглифами, и промежутки – метопы, иногда украшенные барельефами. Верхняя часть ансамбля – карниз нависает над всей конструкцией, предохраняет ее то дождевой влаги и своей четкой горизонталью завершает композицию.
Готические церкви Венгрии
Готическая система погашенная распора сводов аркбутанами не привилась в Венгрии. Новая эпоха наряду с изменением декора знаменуется увеличением проемов, уменьшением толщины стен. Одновременно с базиликальным построением применяется и зальное. В интерьере по высоте большие церкви имеют двучастное деление.
Готические сельские церкви уцелели в Венгрии. В большом количестве. Это двухчастные или трехчастные сооружения, в которых сводом перекрыт чаще всего алтарь, как правило многоугольный в плане.
В церкви Ноградшапе XV веке неф и алтарь перекрыты крестовыми сводами, пяти которых расположены очень низко. Снаружи церковь очень привлекательна благодаря изящной колоколенке венчающей щипец. В связи с угрозой турецкого нападения церковь была окружена оборонительной стеной. Подобные стены превращали в узел обороны и ранее построенные церкви и монастыри (Надьбёржёнь).
В пограничных областях (Трансильвания) строились церкви-крепости. Самые небольшие культовые памятники — придорожные поклонные кресты. Это небольшие сооружения со статуей святого, водруженные на высокие основания (крест покоя XIII, крест булочника (1484 г) около Шопрона).
Первые Венгерские города
Города располагались обычно на судоходных реках. Близ переправы, для ее защиты, строили замок-крепость. В гористых областях замок занимал вершину возвышенностей, на равнинах он был окружен рвом, наполненным водой. Город развивался всегда так, что замок оставался на его краю, а если город обносился укреплениями, то замок включался и в их цепь.
Главная площадь-рынок располагалась в зависимости от подходивших торговых путей: она могла находиться перед воротами замка, могла и отстоять от них.
Венгерские дома
Отсутствие плотной застройки городов приводило к расположению домов длинной стороной к улице. Примером могут послужить сохранившиеся до наших дней дом на Новой улице в Шопроне и дом из крепости Буда на улице Тарнок, оба построены в конце XV в.
Замок Буда (Будайская крепость)
Обычно дома имели один-два этажа, примыкали вплотную друг к другу, верхний этаж, поддерживаемый арками на консолях, несколько выступал над нижнем. Окна имели каменные переплеты, стены штукатурились и иногда расписывались геометрическим орнаментом. В нижнем этаже находились мастерские, лавки и сводчатый вестибюль или проезд, пересекавший все здания с лестницей на второй этаж и нишами для сидения по его продольным стенкам.
В зимние ночи во дворе разводили костер, ворота в проезды закрывались, и ожидающие (слуги, посетители) не мерзли.
Обычно первый этаж был сводчатым, а второй часто имел деревянные перекрытия. На втором этаже располагались жилые комнаты, самой парадной из них была столовой с деревянным, нередко расписным потолком.
Средневековая Чехия
Карлов мост
Карлов мост – самый старинный мост Праги, одной из самых красивейших готических инженерных сооружений в мире.
Его сооружение началось в 1357 г по приказу Карла IV. Мост, охраняемый с двух сторон мощными и богато украшенными сторожевыми воротными башнями. Полотно моста поддерживают 16 опорных быков, соединенных арочными пролетами, его длинна 516 метров, ширина 9,5 метров. Строительство завершено 1406 г.
Мост со стороны старого города начинался Мостовой готической башней (одна из самых красивейших) которая являлась не только украшением Карлового моста, но и частью укреплений Старого города. Ворота башни закрывались опускающейся железной решеткой, богато украшенной скульптурными изображениями святых и королей, гербами земель, входивших в империю Карла IV.
Восточная стена башни разделена карнизами на ярусы, символизирующие сферы: подземную, лунную солнечную и звездную, при чем в «преисподней» — в подвальном помещении, приходящемся на мостовую опору, находилась тюрьма.
Нижний этаж башни был выполнен при Карле IV и образует ворота 8-ми метровой ширины с проемом в виде готической стрельчатой арке и специфическим сетчатым сводом в проезде, украшенным фресками. В помещении на втором этаже с балочным перекрытием располагалась караульная служба, откуда спускали железную решетку, закрывающую ворота башни.
Фасад второго яруса украшен трехлепестковой декоративной аркой, под общим треугольным декоративным фронтоном. В центре фронтона размещены стоящая скульптурная фигура святого Вита и две фигуры, восседающих на троне слева Карл IV справа Вацлав IV, и знаки святой империи Римской и Чешского королевства по обеим сторонам. Скульптурные изображения правителей работы мастерской Петра Парлержа уникальны тем, что обладают портретным сходством. Над Святым Вита расположен знак Святовяцковской флице, а выше над консолей – лев (тень от головы которого согласно астрологическим расчетом, падает на грудь орлице в день Святого Вита – 15 июня).
Источник: infopedia.su
Архитектура древнего Египта
Благодаря своим загадкам истории, неповторимой культуре, смеси архитектуры и завораживающей природы на востоке Средиземного и Красного морей, в Египет сегодня приезжают множество учёных-египтологов, историков и просто любопытных туристов со всего мира.
Но самое главное – это внушительное историко-культурное наследство Египта: памятники культуры, руины, монументальные сооружения, которые олицетворяют прошлые эпохи человечества. Древнеегипетская цивилизация была одной из самых развитых и прогрессивных.
Её значение для мировой культуры и влияние на последующее формирование всего мирового изобразительного искусства невозможно переоценить. Архитектура Древнего Египта уникальна и не имеет исторических аналогов. На неё воздействовали климатическая обстановка и особые религиозные представления. В результате возникали архитектурные произведения для умерших, а не для живых.
Храм Хатшепсут в Луксоре
В чём проявлялась уникальность древнеегипетской архитектуры?
Типичным древнеегипетским сооружением являются храмовые постройки со множеством крупных колон в просторных галереях. Колонны, на которых изображены фараоны, выступают частью интерьера.
Специфика всего египетского зодчества в деталях и необычных формах: статуях сфинксов и древнеегипетских богов, обелисках, настенных росписях, пилонах. В настенных росписях использовались очень яркие краски из минеральных веществ и материалов животного происхождения. Основополагающим сюжетом становилась жизнь фараонов и богов.
Вот главные специфические черты древнеегипетского зодчества:
- грандиозность и основательность;
- культовый характер и религиозные мотивы всех известных архитектурных памятников;
- жёсткая симметрия;
- геометричность;
- применение камня как строительного материала (самый распространённый камень – асуанский гранит) и отделочных плит из турского известняка;
- ритмика.
Раннее Царство
Мало что сохранилось до нас с той поры. Египтяне в постройках применяли кирпич-сырец, который быстро разрушался. Главными постройками были молельни, мастабы (пирамидовидные гробницы с подземными камерами для погребения), святилища. При оформлении построек применялись вогнутые карнизы и узорные фризы. Основное предназначение построек – облегчение посмертной участи души усопшего.
Древнее Царство
Это эпоха пирамид. Форма пирамид обусловлена мифом о прахолме, который был образован во время сотворения мира. Древние египтяне верили, что по ступенькам пирамид могли сходить и восходить их боги.
Самые узнаваемые постройки – это пирамиды Гизы около Каира. Новым типом постройки в архитектуре древнего царства является храм солнца. Он расположен на возвышенности, обнесён стеной и в середине находится обелиск.
Среднее Царство
В это время фараоны максимально сконцентрировали власть в своих руках под эгидой Фив. Это привело к формированию духовного индивидуализма египтян, т.к. теперь все старались при жизни готовиться к личному бессмертию. Главный акцент теперь делается на строительство храмов и внутреннее убранство зданий, их сюжетные мотивы, которые должны были напоминать египтянам об их посмертной участи. Тогда же развиваются города с водостоками, широкими улицами.
Новое Царство
Этот период характеризуется культом бога Амона, ради которого возводились Луксорский и Карнакский храмы, храм Хатшепсут. Большинство сохранившихся построек относятся именно к этой эпохе.
Позднее Царство
Этот период характеризовался децентрализацией власти, иностранной интервенцией и полным захватом государства Александром Македонским. Тут обнаруживается синтез двух культур: греческой и египетской (яркий пример – храм Гора в Эдфу). Элементы традиционной египетской культуры (гипостили, пилоны) сберегались. В период персидского управления храмам придаётся меньшее значение, они уменьшаются, акцент смещается на декор.
Топ-10 древнеегипетских памятников
Какие архитектурные сооружения Древнего Египта самые знаменитые? Самые масштабные архитектурные шедевры Древнего Египта – это, безусловно, пирамиды. Также к популярным постройкам относятся статуи и храмы.
- Ступенчатая пирамида Джосера
Это одна из древнейших пирамид. При её постройке Имхотепом впервые реализована идея вертикальной гробницы со ступенями (самое древнее каменное здание в мире). Её высота – 62,5 м. Имеет 6 ступеней-оснований размером 121х109 м. Есть глубокая шахта, которая сверху перекрывается куполом. С ней связана легенда о подземном городе, путь в который открывается только через неё.
Это заупокойный скальный храм, представляющий собой 3 ступени, которые соединены друг с другом пологими пандусами. На ступенях ранее размещались цветочные оранжереи с прудами. В храме большое количество колон и содержательных рельефов.
Наиболее известные, внушительных размеров пирамиды в мире – пирамиды Гизы (по возрастанию размеров): пирамиды Микерина, Хафра, Хуфу и самая известная – Хеопса. Высота пирамиды Хеопса – 140 м. Внутри неё 3 усыпальницы и погребальные помещения для фараона и царицы. О ней нет никаких сведений в древних папирусах (1-е упоминание сделал греческий историк Геродот). В пирамиде много загадочных коридоров, которые так и не удаётся окончательно исследовать.
Они представляют собой совокупность храмов, статуй и поразительных резных фигур. Этот комплекс делится на 4 отдельных участка, посвящённых разным богам. В комплексе полно лабиринтов, пилонов и сфинксов, создающих иллюзию среды животного мира. В Луксорском храме, сделанном в прямоугольном виде, с абсолютно симметричными формами и пропорциями есть обилие колон, а при входе находится статуя Рамзеса II и крупнейший обелиск.
Её отличительная характеристика – неповторимые формы: высота более 100 м., основа увеличивается под 54 градуса, а верхняя часть – под 43 градуса.
Они построены из камня и имеют огромные размеры. Храм Рамзеса II окружён 4-мя грандиозными статуями, а королевы Нефертари – 6-ю. Внутри много каменных резных фигурок и статуй.
Это целый комплекс зданий, статуй и храмов. Самая очаровывающее в нём – центральный коридор со сфинксами, создающий аутентичную атмосферу.
Её высота – 104 м. и это 3-я пирамида по высоте в мире. Она имеет красноватый яркий окрас.
Тут расположены кладбища египетских фараонов 1600-1100 гг. до н.э. Тут же есть известная гробница Тутанхамона, сидячие титаны Мемнона и др. Это архитектурное воплощение идеи вечной жизни.
Это самая огромная в мире монолитная статуя (длина – 70 м., высота – 20 м.) и представляет собой смесь человека и льва.
Источник: archeonews.ru