Строительство по 44 фз это

Содержание

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта — это процедура расчета и документального оформления предельной стоимости закупаемых товаров, работ или услуг. Для определения НМЦК утверждены методические рекомендации.

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ представляет собой действия заказчика по расчету стоимости конкретной закупки.

Процедура определения начальной цены регулируется статьей 22 Федеральной контрактной системы. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ:

  • метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • нормативный;
  • затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 16 44-ФЗ). НМЦК на приобретаемые товары, работы и услуги необходимо рассчитать при подготовке плана-графика. В Федеральной контрактной системе не указано, нужна или нет дата обоснования НМЦК, но ее следует поставить для выявления актуальности рыночных цен.

Схема – огонь! Строительство в обход 44 ФЗ

Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности формирования НМЦД по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Если заказчик нарушит требования и не предоставит в качестве приложения к плановой документации ценовое обоснование, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017). За отсутствие расчета ответственный специалист получит штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей ( ст. 7.29.3 КоАП РФ ).

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную стоимость контракта. Выбранная методология зависит от закупаемого объекта и специфики предмета закупки. К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применяется для тех ТРУ, стоимость которых регулируется государством.

Если все вышеуказанные методы нельзя использовать для расчета НМЦК, заказчик применяет затратный способ. В таком случае заказчик составляет обоснование невозможности применения других методов расчета НМЦК (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017). А если определить количество приобретаемых товаров, работ и услуг невозможно, приводится обоснование начальной единицы цены ТРУ.

При определении и обосновании НМЦК нельзя использовать иностранную валюту. Исключение — заказчики, которые работают на территории иностранного государства. Это указано в ч. 18.1 ст. 22 44-ФЗ.

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.

44-ФЗ | Особенности закупок при строительстве

Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или продукцию, которая заменяет предмет закупки.
  2. Исследовать конъюнктуру рынка и получить ценовую информацию.
  3. Указать однородность таких цен.
  4. Определить НМЦК по формуле.

Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик воспользуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013 .

Для расчета НМЦК и ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы из приказа Минэкономразвития № 567. Но Минфин планирует обновить действующий порядок и принять новый. Проект обновлений уже готов.

Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. Использовать ценовую информацию от исполнителей, включенных в РНП, не рекомендуется. Заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (п. 3.13 Методических рекомендаций № 567, письма Минфина № 24-01-08/95232 от 02.11.2020, № 24-01-08/84885 от 29.09.2020, № 24-01-08/13316 от 25.02.2020, письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.

Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:

таблица обоснования цены контракта по 44-фз

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения ( 416-ФЗ от 07.12.2011 );
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010 );
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003 );
  • электросвязь, почтовая связь ( ПП РФ № 637 от 24.10.2005 ).

Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  • строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
  • сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, составленная согласно методике применения сметных норм ( приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 ).

С 01.07.2019 изменилась редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента в проектную документацию необходимо включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

расчет НМЦК проектно-сметным методом

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный способ используется, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельной стоимости находится в открытом доступе. Пользователи просматривают сведения в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» — в блоке «Правила нормирования в сфере закупок».

Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.

Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены обосновываются вышеуказанными пятью методами расчета. Для некоторых заказов используют иные виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44, которые зависят от отраслевых особенностей закупки. Вот основные нормативы:

  1. Градостроительная сфера. Стоимость строительных работ определяется по приказу Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.
  2. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования по ПП РФ № 1465 от 02.12.2017 .
  3. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010 .
  4. Отдельные виды медицинского оборудования ПП РФ № 881 от 03.11.2011 , лекарственные препараты для медицинского использования ( приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019 ), медицинские изделия (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
  5. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008) .
  6. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса от 20.10.2021 № 351).
  7. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).
  8. Работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта, включенные в один лот по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. НМЦК рассчитывают по методам из ст. 22 44-ФЗ и получают аудиторское заключение обоснования предполагаемой стоимости капитального строительства (ПП РФ № 563 от 12.05.2017). Для контрактов, предметом которых является и подготовка проектной документации, инженерных изысканий и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цену определяют по приказу Минстроя № 175/пр от 30.03.2020 .
  9. Охранные услуги. НМЦК рассчитывают по приказу Росгвардии № 45 от 15.02.2021 .

Когда НМЦК не обосновывают

В ст. 93 Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заказчик проводит закупку у единственного поставщика. Когда организация заключает контракт с единственным исполнителем на сумму до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, документально обосновывать начальную цену контракта не требуется.

Читайте также:  Как подготовить техническое задание в строительстве

Если заказчик проводит электронную закупку малого объема на сумму до 3 миллионов рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, ему в обязательном порядке потребуется обоснование НМЦК с единственным поставщиком для торгов на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используют форму из приказа № 567. Обосновывать НМЦК для всех остальных закупок малого объема — это права, а не обязанности заказчика.

Источник: ppt.ru

Изменения в 44-ФЗ. Закупки строительных работ

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рассказывают об изменениях в Федеральном законе « О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ), касающихся закупки работ в сфере капитального строительства и ремонта.

ВКЛЮЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ДОКУМЕНТАЦИЮ О ЗАКУПКЕ

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ был введен пункт 8, согласно которому при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства в документации о закупке должна присутствовать проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Исключения из этого правила возможны только в следующих случаях:

— подготовка проектной документации в соответствии с Градостроительным Кодексом не требуется;

— предметом закупки является заключение контракта жизненного цикла или строительство «под ключ», при этом предусматривается, в том числе, проектирование объекта капитального строительства.

Включение в документацию о закупке проектной документации будет признаваться надлежащим исполнением требований пунктов 1–3 части 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, включенная в документацию о закупке проектная документация будет считаться полноценным описанием объекта закупки.

При этом существенно упрощается подача заявок на участие в таких закупках. При включении проектной документации в состав документации о закупке, первая часть заявки на участие в аукционе должна будет содержать только согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (часть 3.1 ст. 66).

Участник закупки, первая часть заявки которого содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Отклонение первой части заявки со стороны заказчика не допускается. Оформление протокола, рассмотрения первых частей заявок при этом не требуется (часть 10 ст. 67).

Коротко перечислим возможные основания возврата заявок электронной площадкой (часть 11 ст. 66):

— документы не подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки;

— участником подано более одной заявки на участие в данном аукционе;

— заявка подана после даты или времени срока окончания подачи заявок на участие;

— заявка подана участником, до окончания срока регистрации которого в ЕИС осталось менее 3 месяцев.

В указанных случаях заявка возвращается участнику оператором электронной площадки в течение 1 часа с момента ее получения.
Электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок (часть 3 ст. 68).

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ

С 1 июля 2019 года в статье 95 закона «О контрактной системе» расширен перечень случаев, в которых возможно изменение существенных условий контрактов при их исполнении. Изменение условий будет дополнительно возможно в случаях:

— изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение не более чем на 10% от его цены;

— если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

В этом случае изменение условий контракта осуществляется при наличии обоснования такого изменения и на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации, при осуществлении закупки соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд. Обязательное условие — такое изменение не должно повлечь за собой увеличение срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
При этом в указанный срок не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

— если контракт на выполнение строительных работ или работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения, либо по вине подрядчика в установленный контрактом срок.

В этом случае заказчик вправе однократно продлить срок исполнения контракта на срок, не превышающий указанный при заключении контракта срок его исполнения, при условии предоставления нового обеспечения исполнения контракта (если были внесены денежные средства — определяется новый срок их возврата). Если неисполнение произошло по вине подрядчика продление будет возможно при условии отсутствия у подрядчика неисполненных требований по уплате неустоек.

ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НМЦК

С 1 июля 2019 года в п. 9 ст. 22 добавлена обязанность заказчика применять проектно-сметный метод определения начальной (максимальной) цены контракта с единственным поставщиком на проведение работ по сносу объектов капитального строительства.

Ранее указанный метод применялся при определении НМЦК контракта с единственным поставщиком на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на текущий ремонт зданий и сооружений.

ПРОВЕДЕНИЕ «КОРОТКИХ» АУКЦИОНОВ

С 1 июля 2019 года существенно изменились условия проведения так называемых «коротких» аукционов. Извещения о проведении таких процедур размещаются в ЕИС не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно поправкам, внесенным в часть 2 ст. 63, проведение таких процедур возможно при закупках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объектов капитального строительства при условии, если НМЦК не превышает 2 млрд. рублей.

Напомним, что ранее проведение «коротких» процедур было возможно для закупок с начальной ценой, не превышающей 3 млн. рублей.

Для обычных закупок извещения размещаются в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Банковские гарантии для участников госзакупок

Быстро, небольшой пакет документов, высокий процент одобрения

ДОПОЛНИТЕЛОНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК

С 1 июля 2019 года без регистрации в ЕИС стало невозможно принимать участие в закупках отдельных видов товаров, работ или услуг, если в закупочной документации установлены дополнительные требования к участникам (части 2 и 2.1 статьи 31).

Согласно изменениям, внесенным в марте 2019 года в Постановление Правительства РФ № 99 от 4 февраля 2015г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг» заказчик обязан установить дополнительные требования в случае закупки работ:

— по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства;

— по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территорий;

— содержанию автомобильных дорог.

Обязательным условием для применения дополнительных требований к участникам закупок этих видов подрядных работ является превышение НМЦК 10 млн. рублей.

Одновременно отменяется привязка строительных работ, при проведении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам, к кодам ОКПД2. При этом также отменяется требование о наличии необходимого опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

С 1 июля 2019 года на операторов электронных площадок возложена обязанность ведения реестра участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке. Необходимость такого реестра, в первую очередь, обусловлена необходимостью подтверждения опыта участников.

В реестр включаются сведения об участниках закупок, а также информация и документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.

Оператор электронной площадки обязан включить их в реестр в течение 5 рабочих дней со дня получения.

Подавать заявки на участие в закупках с установленными дополнительными требованиями к участникам закупок теперь могут только те поставщики, которые разместили в реестре свои сведения. При этом данные из реестра направляются оператором электронной площадки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, а при отсутствии документов в реестре, заявка отклоняется.

Перед участием в таких закупках участникам необходимо подгрузить на электронную площадку документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Перечень документов определяет Правительство РФ (постановление № 99 от 04.02.2015г. в ред. от 21.03.2019г.).

С дополнительными требованиями к участникам закупок можно ознакомиться в статье на нашем сайте.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство — Ваш надежный партнер в мире закупок !

Источник: kb52.ru

Строительство по 44 фз это

ООО «ИЦ Консультант» г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4 телефон / факс: (861) 2-555-111

главная Новости Информера Специалисту по госзакупкам Какие особенности учесть при закупке работ по текущему ремонту в соответствии с Законом N 44-ФЗ

Какие особенности учесть при закупке работ по текущему ремонту в соответствии с Законом N 44-ФЗ

Для закупки работ по текущему ремонту не требуется проектная документация, проводите закупку таких работ в общем порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. При определении НМЦК помимо анализа рынка можете использовать проектно-сметный метод. При определении способа закупки учтите возможность закупки работ у учреждений и предприятий УИС.

В ряде случае необходимо установить дополнительные требования к опыту участника закупки. При этом не устанавливайте требований о наличии строительной СРО.

1. Как описать объект закупки и определить НМЦК на выполнение работ по текущему ремонту

К текущему ремонту, как правило, относятся работы по устранению мелких неисправностей, которые выявляются при повседневной эксплуатации здания, работы по систематическому и своевременному предохранению здания от преждевременного износа. При таком ремонте объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются ( Письмо Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08).

Составьте описание объекта закупки (техническое задание) по общим правилам, изложенным в ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Проектная документация для проведения закупки не требуется, текущий ремонт зданий, сооружений не относится к работам, которые проводятся только на основании проектной документации или сметы на капитальный ремонт ( ч. 1 ст. 48 ГрК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

НМЦК определите в общем порядке, предусмотренном ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Используйте метод сопоставимых рыночных цен или проектно-сметный метод ( ч. 6 , 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

2. Как подготовить проект контракта на текущий ремонт

Проверьте наличие типового контракта или типовых условий. Так, например, Приказом Минтранса России от 05.02.2019 N 37 утверждены Типовые условия контракта, которые применяются в том числе для ремонта дорог и искусственных дорожных сооружений.

Типовые контракты и типовые условия контрактов, утвержденные до 1 января 2022 г., применяйте в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ. Они действуют, пока Правительством РФ не приняты типовые условия в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ ( п. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ).

Читайте также:  Строительство храма христа спасителя при ком

В остальном подготовьте проект контракта по общим правилам, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

3. Какой способ закупки выбрать

Если планируете работы по текущему ремонту, которые относятся к коду ОКПД 2 41.20.40 , закупку можно провести у единственного поставщика — учреждения и (или) предприятия уголовно-исполнительной системы ( п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292).

Если вместе с работами по текущему ремонту предусмотрена поставка товара из аукционного перечня и вы не проводите запрос котировок или закупку у единственного поставщика, проводите электронный аукцион ( Письмо ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).

Закрытый конкурентный способ может быть выбран в случае закупки текущего ремонта заданий и сооружений для обеспечения деятельности органов принудительного исполнения РФ ( п. 4 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

В случае закупок для нужд Республики Крым и г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ до 31.12.2022 заказчики вправе выбирать способ закупки в особом порядке. Он должен быть согласован с Минфином России и установлен НПА этих субъектов РФ ( ч. 66 , 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

4. Как провести процедуру определения поставщика

Проведите процедуру в порядке, соответствующем выбранному вами способу закупки. При этом учтите следующие особенности:

  1. Не требуйте от участников закупки членства в СРО, работы по текущему ремонту не относятся к строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капстроительства, для которых такое членство обязательно ( ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
  2. При НМЦК более 1 млн руб. установите дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12021 N 2571. В частности, принимается опыт по исполнению контракта или договора, заключенного в рамках Закона N 223-ФЗ, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, и опыт по капитальному ремонту объекта капстроительства. Цена выполненных работ по контракту (договору) должна быть не менее 20% НМЦК вашей закупки. Документами, подтверждающими опыт, являются исполненный договор и акт, подтверждающий цену исполненных работ, подписанный не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Учтите, если сведения о контракте и акте выполненных работ доступны в реестре на официальном сайте ЕИС, участник вместо документов вправе направить оператору электронной площадки номер реестровой записи из соответствующего реестра ( п. 12 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ, пп. «а» , «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12021 N 2571).
  3. При проведении конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений не используйте критерии оценки «расходы» и «характеристики объекта закупки». При оценке по критерию «Квалификация участников закупки» в качестве показателя используйте исключительно опыт выполнения работ, связанный с предметом контракта. Установите, что к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, предусматривающие выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капстроительства (за исключением линейного объекта). В случае если приложением к договору является проектная документация, к оценке принимаются договоры и акты выполненных работ в том числе и без приложения проектной документации ( п. 33 Положения об оценке заявок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604). Учтите, что для текущего ремонта минимальная значимость ценового критерия составляет 60%, а максимальная значимость квалификационного критерия — 40% ( п. 5 Приложения N 2 к Положению об оценке заявок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Источник: www.cons.ru

Каталог статей

Войти

войти

Бесплатный контент

Контент по подписке

Ограничение конкуренции сроками поставки в госзакупках по 44-ФЗ

Срок государственного контракта

Очень часто наши клиенты, участвующие в государственных закупках и обращающиеся к нам за тендерным консалтингом, жалуются нам, что заказчиком установлены слишком маленькие сроки поставки товара, которые невозможно выполнить. О том, чем чревато несоблюдение сроков выполнения государственного контракта и как сроки выполнения контракта можно законно увеличить, мы рассказываем в других статьях.

Конечно, теоретически можно обратиться в ФАС, утверждая, что такие условия существенно ограничивают конкуренцию, что противоречит статье 8 44-ФЗ. Однако, доказать этот факт на самом деле очень сложно. Действительно, как доказать, что что-то выполнить невозможно, ну или хотя бы крайне сложно? Является ли указание минимальных сроков исполнения контракта ограничением конкуренции в госзакупках?

Реальные сроки исполнения государственного контракта

Необходимо документально подтвердить реальные сроки изготовления товара и сроки его поставки. Причем подтвердить это могут только компании-поставщики и перевозчики, но справки или официальные письма от таких компаний не будут исчерпывающими доказательствами, так как нет никакой гарантии, что документы получены от самых быстро работающих фирм и у них нет конкурентов, способных выполнить это быстрее. Заказчику в этом случае доказать реальность такого срока гораздо легче: достаточно официального письма-подтверждения от одной компании. Эти письма, как правило, собираются на стадии обоснования начальной максимальной цены контракта.

Вправе ли заказчик устанавливать сжатые требования по срокам исполнения госконтракта

Скорее всего, антимонопольные органы или суд Вам ответят, что заказчику товар нужен срочно, и это его право требовать такие сроки, а в процедуре государственной закупки должна выиграть наиболее сильная компания, которая имеет ресурсы и возможности поставить товар быстро. Доказать необоснованность такого срока для нужд заказчика тоже весьма проблематично: необходимо смотреть уставные цели заказчика, его нормативно-правовое окружение и находить причинно-следственные связи, доказывать, что и при большем сроке поставки заказчик сможет выполнить свои задачи. В данном контексте ситуация, в которой заказчик приобретает скоропортящиеся лекарства для оказания экстренной медицинской помощи в корне отличается от ситуации, при которой в начале длительных летних каникул школа приобретает мебель в классы. Хотя и это не означает, что заказчику не может захотеться лучшего.

Какие требования вправе устанавливать государственный заказчик

Ч.1 п.1 статьи 33 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам и услугам, влекущие за собой ограничение числа участников. Однако сроки поставки в данном списке вовсе не перечислены, так как они являются условием исполнения контракта, а не товаром или услугой как таковой (ведь код ОКПД заказчики, как правило, устанавливают именно как код товара). Согласно ст.421 ГК РФ о свободе договора, данные условия могут быть любыми, удовлетворяющими обе стороны. Кроме того, потребуется доказать, что заказчик ввел данные сроки с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных целей организации, а это уже уголовно наказуемое деяние, доказать которое крайне сложно.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 No 11017/10 по делу №А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Более того, п.2 статьи 8 44-ФЗ говорит о том же: цель обеспечения конкуренции – выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. То есть минимизация срока поставки – это вовсе не ограничение конкуренции, а выявление лучших условий.

Является ли сужение срока исполнения государственного контракта ограничением конкуренции

Прямого нарушения законодательства в требовании минимальных сроков поставки действительно нет. Признаки ограничения конкуренции перечислены в ч.17 ст.4 и ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции», и такое требование там не значится. Заказчик имеет право объективно описать то, что он хочет получить, и наверняка найдутся те организации, которые подадут заявку и волшебным образом выполнят все условия, доказав Вашу неправоту. Суды при рассмотрении дел о признании решений антимонопольных органов незаконными часто обращают внимание и на тот факт, что если при исполнении предписания ФАС и повторном проведении данной закупки с указанием более длительного срока поставки товара число участников размещения заказа не увеличилось, то ограничения конкуренции никакого и не было.

На этот счет есть и практика рассмотрения жалоб антимонопольными органами, и судебная практика:

  • Определение ВАС-4795/13 от 23 апреля 2013, подтвердившее законность решения 17ого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-6077/2012, в котором предписание УФАС по Удмуртской Республике от 16 марта 2012 года по делу СЮ 07-06/2012-36 З по устранению ограничивающего конкуренцию сжатого срока поставки товара в течение 10 рабочих дней признано незаконным на том основании, что ограничение конкуренции в данном случае ничем не обосновано. По мнению суда, обосновать такое ограничение можно было, проанализировав сроки перевозки различными видами транспорта и аналогичные сроки, установленные другими заказчиками. Суд также указал на тот факт, что минимальные сроки поставки ни законом о размещении заказов, ни Гражданским кодексом не определены и устанавливаются на усмотрение заказчика.
  • Абсолютно аналогичное определение ВАС-7089/2013 от 17 июня 2013.

Примеры решений, в которых ограничение сроков было признано незаконным

  • Любопытно другое: годом ранее тот же заказчик (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики) обращалось в те же суды (Арбитражный суд Удмуртской Республики и затем 17й Арбитражный апелляционный суд, в котором из трех членов судебной коллегии двое были теми же судьями) с абсолютно такими же доводами и требованиями отменить два аналогичных постановления того же УФАС по Удмуртской Республике, признавшее ограничивающими конкуренцию требования сроков поставки даже аналогичного товара (дорожной техники), и проиграл суд в обеих инстанциях (объединенное дело №А71-6674/2011, А71-6675/2011). Единственная разница между этими двумя случаями заключалась в том, что в 2011 году срок поставки товара составлял не 10, а 3 рабочих дня. Суд в данном случае счел, что несмотря на отсутствие законодательных требований к минимальным срокам поставки товара, заказчику следует подходить к этому вопросу разумно и не устанавливать явно несоразмерные сроки, так как срок поставки товара является существенным условием контракта и может влиять на число участников закупки.
    Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа по делу №А32-43306/2011, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июня 2012 о признании решения антимонопольной службы по Краснодарскому краю №11945/5 от 1.09.2011 незаконным. По мнению ФАС Северо-Кавказского округа установление условий, исключающих из круга потенциальных поставщиков лиц, не отвечающих целям наиболее эффективного использования бюджетных средств с учетом качества товара и условий поставки, является не ограничением конкуренции, а напротив, методом повышения эффективности расходования средств. Такое условие может быть признано нарушающим конкуренцию только в том случае, если будет прямо доказано, что оно введено с целью обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту. Более того, в данном конкретном случае необходимость экстренной поставки товара была продиктована реально обоснованной потребностью, а требования соблюдения срока поставки вовсе не является требованием к товару.

Ограничение сроков рассматривается как дополнительный довод при других признаках ограничения конкуренции

  • Решение УФАС по Ставропольскому краю по делу №РЗ-170-2013 от 2 апреля 2013, в котором положения документации открытого аукциона были признаны ограничивающими конкуренцию. Правда, в жалобе ООО «ПротексФарм» было достаточно много пунктов, которыми они обосновывали ограничение конкуренции, и ограничение срока поставки, на наш взгляд, было там неосновным. Более важным доводом было объединение в один лот лекарственных средств разных фармакологических групп.
    Решение, принятое УФАС по Самарской области, о необоснованности жалобы ООО «ВРТ» на действия МБДОЦ Детский сад №210 от 27 сентября 2012 по указанию крайне сжатых сроков поставки товара. Однако у нас вызывает большое удивление мотивировочная часть данного решения, в которой сказано, что в связи с тем, что контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после опубликования протокола, поставка сроком в один день является возможной. В данном решении не учтено, что фактически поставщик, начиная выполнять контракт до его подписания, несет высокие риски, так как срок 10 дней дан именно для того, чтобы другие участники размещения заказа могли опротестовать действия заказчика, и если поданная ими жалоба будет признана обоснованной, результаты закупки могут быть вовсе отменены. Более того, согласно п.2 ст.307 ГК РФ, (а законодательство о контрактной системе в сфере закупок базируется на его положениях в соответствии с п.1 статьи 2 44-ФЗ), обязательства вытекают из договора, то есть до подписания контракта у поставщика не возникает обязательств товар поставить, равно как и у заказчика не возникает обязательств его впоследствии оплатить, то есть до подписания контракта поставщик исполнять контракт в принципе не может.
Читайте также:  Как применять коэффициент на стесненность в строительстве

Проведение уголовных расследований при уменьшенных сроках исполнения государственного контракта

  • Постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа №Ф03-1824/2013, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-3533/2012, согласно которому решение УФАС по Сахалинской области по делу №05-10/12 признано законным. Однако в рамках данного дела решение было принято на основе прокурорской проверки по факту сговора между заказчиком и поставщиком, установленного на основе показаний третьих лиц, содержания технических требований к товару и, среди прочего, также установлением срока поставки в течение одного дня. То есть при наличии доказательств сговора между поставщиком и заказчиком короткие сроки поставки товара принимаются контролирующими органами как дополнительное подтверждение.

По статистике 2013 года одной из наиболее популярных уловок заказчиков по формированию закупок для «своих» поставщиков было установление минимальных сроков поставки при минимальных же штрафных санкциях за их невыполнение и максимальных баллов за критерий срока поставки на конкурсах. Однако по сей день данный вопрос не урегулирован. Как видим, антимонопольные органы не имеют единого мнения на этот счет, однако суды, в частности Высший арбитражный суд все-таки чаще принимают решение о том, что данные меры не являются ограничением конкуренции. О других способах ограничения конкуренции на рынке государственного заказа Вы можете прочитать здесь.

Какова бы ни была Ваша ситуация, в рамках консультаций по госзакупкам мы сможем помочь Вам обосновать юридически Вашу точку зрения и отстоять Ваши интересы в ФАС и суде.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 5 ноября 2014.

Источник: makfin.ru

Как стать единственным поставщиком в закупках по 44-ФЗ

Как стать единственным поставщиком в закупках по 44-ФЗ

Закупка у единственного поставщика — это вид госзакупки, при котором заказчик — бюджетное учреждение (например, больница или школа) — заключает контракт с поставщиком на поставку товаров или оказание услуг без проведения конкурса. Такие закупки возможны по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этом материале мы поговорим о первых.

Александр Кирьяков

Ирина Пушкарева

Эксперты — Александр Кирьяков, руководитель блока гарантий АО КБ «Модульбанк», и Ирина Пушкарева, руководитель группы партнерских программ Модульбанка. Записалa Мария Лебедева.

Кто может быть единственным поставщиком

44‑ФЗ регулирует закупки организаций, которые полностью принадлежат государству, а 223‑ФЗ — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше.

Единственным поставщиком чаще всего выступает ИП или юрлицо. Хотя физлица (в том числе самозанятые) тоже могут участвовать в госзакупках — правда, на небольшие суммы и не на любой предмет контракта. Например, они могут оказывать преподавательские услуги или услуги экскурсовода (п. 33 ст. 93 44-ФЗ).

Эта статья именно для ИП и юрлиц. К единственным поставщикам 44-ФЗ предъявляет такие же требования, как и ко всем участникам госзакупок, например:

  • они не находятся на стадии банкротства, не имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости своих активов или налоговые задолженности;
  • не являются офшорными компаниями;
  • не числятся в реестре недобросовестных поставщиков.

А еще они должны быть зарегистрированы в ЕИС — портале с информацией обо всех госзакупках.

Новое в госзакупках в 2022 году

Как правило, госзакупки организуют через аукционы и конкурсы на электронных торговых площадках (ЭТП). В них выигрывает тот участник, который предложил наименьшую цену за свою работу. А вот закупки у единственного поставщика на ЭТП не проводят: в них контракт подписывают напрямую. Это экономит время обеим сторонам сделки, а для бизнеса быть единственным поставщиком выгодно еще и потому, что не нужно торговаться с конкурентами.

Рассмотрим случаи, когда это возможно.

Когда возможна закупка у единственного поставщика

Таких случаев в законе почти шестьдесят: от закупок товаров и услуг в сфере естественных монополий (например, электроснабжения) до приобретения всего необходимого для российских олимпийских команд. Но для бизнеса, на наш взгляд, актуальнее всего два варианта.

1. Если госзакупка не состоялась (п. 24 и 25 ст. 93 44-ФЗ). Например, городской детский сад организовал закупку, чтобы сделать ремонт детской площадки, но ни одной заявки на аукцион не поступило. Вот еще пять условий, при которых закупка считается несостоявшейся:

  • подана всего одна заявка;
  • только одна заявка допущена;
  • комиссия отклонила все заявки;
  • все участники признаны уклонившимися;
  • заказчик отказался заключить контракт с единственным участником.

2. Если размер контракта не превышает 600 тыс. руб. (п. 4 ст. 93 44-ФЗ).

Предположим, клининговая компания «Идеал» уже работает по контракту с двумя больницами — убирает их помещения, крыши и прилегающую территорию. Она хочет еще одного клиента, чтобы увеличить оборот, но опыт участия в тендерах показал, что на их рынке большая конкуренция. Найти медучреждение и заключить с ним контракт единственного поставщика для «Идеала» было бы идеально. Рассказываем, что компания может предпринять.

Найти несостоявшуюся закупку и предложить заказчику свои услуги

Если аукцион или конкурс не состоялся, заказчик вправе выбрать поставщика напрямую. Бизнес может подсуетиться и самостоятельно найти такого заказчика.

Работать с госзакупками на «РТС-тендер»

Для этого нужно зайти в ЕИС или на любую ЭТП, например, на «РТС-тендер» или на «Сбер-АСТ», и с помощью фильтров площадки поискать релевантные по региону, цене и предмету контракта закупки. Потом отфильтровать их по статусу — выбрать только несостоявшиеся — и рассмотреть, что осталось.

Пример поиска на «РТС-тендер». Вводим в поисковую строку предмет контракта «Уборка снега», выбираем раздел «Контракты / Договоры», а в графе «Правило проведения» — 44-ФЗ.

В результатах поиска нужно выбрать только несостоявшиеся закупки и рассмотреть, что осталось.

Найдя заказчика с приемлемыми условиями контракта, компания отправляет ему коммерческое предложение. В нем прежде всего нужно указать, какой объем работы и за какую цену она готова выполнить: «Добрый день! Мы знаем, что вы проводили закупку услуг уборки снега, но она не состоялась. Мы можем предложить вам эту услугу в таком-то объеме за такую-то стоимость».

У «Идеала» из нашего примера есть успешный опыт работы по аналогичным контрактам, он может упомянуть его — это будет плюсом. Или можно предложить за ту же стоимость не только уборку снега, но и удаление сосулек с крыш — это тоже сыграет в пользу поставщика.

Не предлагайте цену больше начальной максимальной цены контракта (НМЦК) — то есть той, с которой должен был начинаться торг. Такие предложения вряд ли будут рассматривать, ведь госучреждение не может заплатить больше, чем предусмотрено бюджетом.

Если заказчику подходит коммерческое предложение, он заключает контракт с поставщиком и не позднее одного рабочего дня загружает документ в ЕИС.

Банковская гарантия для госзакупок за 15 минут

Важный момент: до подписания контракта компания должна обеспечить его исполнение деньгами или независимой гарантией (ее предоставляют банки, в том числе Модульбанк). Так бизнес подтвердит, что действительно намерен выполнить условия контракта. Размер обеспечения определяет заказчик — оно может быть от 0,5 до 30% от цены контракта с единственным поставщиком.

Использовать метод «холодного обзвона» для поиска контрактов до 600 тыс. руб.

В этом случае компания выходит на связь с потенциальными заказчиками, которые, возможно, пока даже не нуждаются в ее услугах. Бизнес рассылает им коммерческое предложение, где перечисляет, что может сделать для них.

Вот два варианта, как найти подходящих заказчиков.

Первый. Так же вводим в поиск предмет контракта, выбираем раздел «Контракты / Договоры» и выставляем галочки в «Способе определения поставщика» напротив закупок у единственного поставщика. Узнаем, какие учреждения в принципе заключает такие контракты, — им можно отправить предложение.

Второй. Указываем предмет контракта и регион и смотрим, какие учреждения сегодня нуждаются в нашей услуге.

Контакты учреждения, куда можно написать или совершить холодный звонок, указаны в лотах.

Если заказчику понравится цена и условия, он может взять компанию на заметку и обратиться к ней напрямую. Заключенный контракт при этом сценарии тоже публикуется в ЕИС, и его обеспечение от поставщика так же нужно.

В основном сумма контракта в таких закупках ограничена 600 тыс. руб. Но можно договориться с заказчиком о том, чтобы разделить несколько услуг (например, больница согласна, чтобы «Идеал» и снег чистил, и кабинеты убирал) на несколько контрактов, не превышающих допустимые рамки.

Иногда этим способом бизнесу удается получить двух-трех клиентов и регулярно заключать с ними контракты. Кстати, единственному поставщику заказчик платит в течение семи рабочих дней после принятия работы. А с какой регулярностью и в какой форме ее будут принимать, стороны прописывают в договоре.

Например, «Идеал» может договориться о том, чтобы больница перечислила ему оплату после истечения срока контракта (когда весь объем работ выполнен). Или разбить всю работу на этапы и получать оплату после каждого: скажем, контракт на три месяца, приемка работы происходит ежемесячно, и оплата тоже поступает в конце каждого месяца.

Хорошо выполнить контракт, чтобы заказчик захотел продолжить сотрудничество

Тест: угадайте госзакупку по сумме

Нередко заказчики, поработав с поставщиком, который однажды выиграл тендер, предлагают ему напрямую подписать следующий контракт. Ведь никто на самом деле не хочет тратить время на конкурсы, а потом срабатываться с новым поставщиком, который может оказаться недобросовестным.

В большинстве случаев сумма такого контракта тоже будет ограничена 600 тыс. руб. Он также размещается в ЕИС и требует от заказчика обеспечения в виде денег или независимой гарантии.

Советы тем, кто хочет стать единственным поставщиком

  1. Следите за документооборотом: исполнение вами условий договора должно фиксироваться на бумаге или через формы ЭТП или ЕИС (для этого понадобится обоюдное согласие сторон на подписание таких актов в электронном виде — оформить его можно в личном кабинете участника закупок).

Если уборка медицинского помещения предполагает чек-лист, следите за тем, чтобы он заполнялся и сохранялся. Еще можно фотографировать результат работы: убрали снег — сделали фото и сохранили его с датой.

Источник: delo.modulbank.ru

Рейтинг
Загрузка ...