После Второй мировой войны образовался социалистический лагерь: ряд государств, по примеру СССР, приступил к строительству социализма.
Основные направления преобразований были те же, что и в СССР, но их конкретное проявление существенно отличалось, (определялись как новой исторической обстановкой и особенностями предшествующего экономического развития данной страны).
два этапа преобразований.
1) «революционные преобразования в экономике», т. е. аграрная реформа и национализация — ликвидировалась основа капиталистического строя — частная собственность на средства производства. разрушения старого, на развалинах которого предполагалось строить новое.
2) строительство социалистической экономики, социалистическая реконструкция: индустриализация и кооперирование крестьянства.
особенности выделенных этапов в странах Восточной Европы.
1. Национализация банков, транспорта и промышленности в Советском государстве проводилась в форме конфискации без возмещения и являлась революционным актом ликвидации буржуазного строя. В ВЕ национализировались только предприятия, которые в годы войны стали немецкими, предприятия коллаборационистов и монополий. и не имели четкого антикапиталистического содержания. Лишь после социалистического переворота правительства переходили к национализации всей промышленности. Но при этом мелкие предприятия, особенно в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания, как правило, не национализировались.
Как восстанавливали СССР после войны?
Особое положение сложилось в Польше. К моменту освобождения большая часть промышленности уже не была в собственности польских капиталистов. Была у гитлеровских оккупационных органов. в других странах буржуазия боролась за сохранение своей собственности от национализации, то в Польше она должна была добиваться возвращения собственности. И в Польше действительно проводилась частичная реприватизация.
2. Аграрной реформой — в новых странах, вступивших на путь социализма, национализация земли не проводилась (в СССР была национализация, крестьянам ничего не принадлежало). У крупных землевладельцев земля отбиралась и продавалась на льготных условиях крестьянам. При этом отбиралась иногда не вся земля, а только излишки земли сверх установленной нормы, причем в некоторых случаях получали частичную компенсацию. Поскольку преобладающими становились мелкие, мелкотоварные и натуральные, негативные последствия такой реформы для с/х были очевидны. Революционные происходили более мягко чем в Советской Рос.
3. Кооперирование крестьянства. Переход от индивидуальных крестьянских хозяйств к кооперативам должен был обеспечить подъем с/х и облегчить контроль государства за этой сферой экономики. в новых государствах разрабатывалось несколько видов производственных кооперативов.
a. В кооперативах низшего типа объединялся только труд, т. е. коллективно проводились основные сельскохозяйственные работы, а земля и другие средства производства оставались в частной собственности.
СИМУЛЯТОР СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ОТ ПОЛЬСКОЙ СТУДИИ — ПОЛУЧИЛОСЬ ИНТЕРЕСНО!
b. В кооперативах среднего типа земля и другие средства производства объединялись, но часть доходов делилась в соответствии с внесенными в кооператив паями земли
c. высшего типа доходы делились по труду.
4. Индустриализация проводилась для обеспечения экономической независимости страны от капиталистического мира исоздания мощного военно-промышленного потенциала. В новых условиях не надо было обеспечивать независимость каждого государства от других социалистических стран => Можно было развивать лишь некоторые отрасли, получая продукцию из других социал. стран.
Чехословакия состояла из двух частей — индустриальной Чехии и аграрной Словакии. В соответствии с программой строительства социализма было решено провести индустриализацию Словакии. Там не только строились новые заводы, но три с половиной сотни действующих предприятий были переброшены из Чехии в Словакию. В Чехословакии стали спешно создавать недостающие отрасли промышленности, продукция которых прежде импортировалась.
Наиболее слаборазвитыми из стран Восточной Европы были Болгария и Румыния, поэтому здесь — создавалась фабрично-заводская промышленность.
В Болгарии в промышленности было занято лишь 7% населения. Тяжелой промышленности почти не было. Преобладающей формой промышленности были кустарные мастерские. В Болгарии, индустриализация приносила наиболее ощутимые плоды: к 1985 г. промышленность здесь давала свыше 60% национального дохода.
Польша и Венгрия не были аграрными странами. Польша уже в составе Российской империи была районом текстильной, угольной и металлургической промышленности. В Венгрии также были развиты текстильная, металлургическая промышленность, некоторые отрасли машиностроения. В качестве социалистической индустриализации для этих стран было намечено создание ряда «недостающих» отраслей => создание новых отраслей тяжелой промышленности. Стала отставать легкая промышленность, понизился материальный уровень жизни.
Вся промышленность стран находилась в тепличных условиях, что снижало их конкурентоспособность. Это означало, что индустриальные страны, чтобы помочь отстающим, должны были покупать у них такие товары, которые дешевле было бы производить у себя. Тепличные условия создавались не только для самых отсталых стран.
Большую часть советского экспорта в страны СЭВ составляли сырье и топливо (70—80% состава экспорта). К тому же цены топлива и сырья в рамках СЭВа были установлены ниже мировых цен. Это снижало стимул к их экономии. На единицу продукции в социалистических странах тратилось топлива и сырья на 20-30% больше, чем в индустриальных странах капиталистического мира. Дешевые ресурсы тормозили переход к ресурсосберегающей технологии. страны СЭВ ограждались от международной конкуренции, а по этой причине здесь замедленно шла научно-техническая революция.
цве – высок ур зависимости эк-ки от зап стран и притока и захвата эк-ки иностр капиталом из-за отсутствия гос регулирования эк-ки, спад спроса на отеч товары, низ кур новых технолог, инноваций, инфрастр, займы у зап банков, снижение деловой активности, безработица и миграция.
Причины экспансии США после Второй мировой войны.
1) нужду самих США и стран Западной Европы в обеспечении безопасности и защите демократии (от коммунизма в первую очередь);
2) потребность капитализма в расширении рынков сбыта, экспорта и импорта товаров, необходимости защиты инвестиций, — чисто экономическая сфера.
3) Расширение влияние Америки на Европейском континенте - поддержка американских экономических интересов. Европа как проект Америки
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. (согласование с представителями крупнейших монополий и банков). Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла нашей страны был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией. Цель – обеспечить американскому капиталу возможность закупать в этих странах сырье по низким ценам. Оказание экономической «помощи» осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий:
1) отказ от национализации промышленности,
2) предоставление полной свободы частного предпринимательства
3) модернизация промыш евростран,
4) одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров,
5) ограничение торговли с социалистическими странами и др.
Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.
За 4 года выполнения плана Маршалла (1948—1951 гг.) помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. — почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе взятые, почти в три с половиной раза больше, чем Италия (0.704 млрд. долл.)
главный смысл плана заключался:
1) в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения:
2) быстрое развития внутриевропейской торговли,
3) активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию,
4) укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
Так, все поставки были разделены на три основных вида.
1) предметы важнейшей жизненной необходимости — продукты питания, топливо, одежду.
2) промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.
3) сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части — финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.
Итак, плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения привели к росту производства
· калийных удобрений — на 65%, стали — на 70%, цемента — на 75%, транспортных средств — на 150%, нефтепродуктов — на 200%.
· рост экспорта. За 1948—1952 гг. он увеличился в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде — даже на 60 пунктов.
· послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости западноевропейских государств от США.
· страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз
· прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическим» странами.
Результаты: реструктурированы отрасли промыш, котор казались безнадежными, евространы смогли расплатиться по внеш долгам, ослабление влияния коммунистов и СССР.
38. Экономическая политика «Народного фронта» во Франции в межвоенный период и её последствия.
· Франции удалось вернуть Эльзас и Лотарингию
· репарации от Германии
· Получала большую поддержку от США (техническую, технологическую)
· Дирижиская модель (активное вмешательство государства в экономику)
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг., носивший затяжной характер во Франции, резко обострил социально-экономические проблемы в стране. — отчетливая тенденция к фашизации Франции (по примеру Германии и Италии). Наиболее активными противниками французских фашистов оказались левые партии и движения. Постепенное сближение различных левых сил на антифашистской основе привело к созданию Народного фронт
В целом программа Народного фронта была ориентирована на удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны (Блюм):
1) требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром — Французским банком.
2) требование создания национального фонда безработицы,
3) Матиньонские соглашения» предусматривали введение 40-чдсовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков. признавали принцип коллективных договоров. (сокращение раб недели без сокращения содержания, система оплачиваемых отпусков + об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост)
4) увеличения числа рабочих мест в основном за счет снижения пенсионного барьера.
5) предусматривались широкая организация общественных работ,
6) регулирование закупочных цен на с/х продукцию в интересах производителей (покупали дороже, чем продавали)
7) поддержка крестьянских кооперативных обществ, (налоги были меньше)
8) пересмотр закона о плате за торговые помещения,
9) защита интересов мелких рантье,
10) радикальные реформы системы налогообложения: особая форма налога на наследство (20% наследнику, 80% государству); увеличение подоходного налога на богатых, уменьшение на бедных
11) увеличение сроков обучения студентов
результаты уже были через 2 месяца. Где взять деньги? Путем увелич налога на богатых и его сниж на бедных.
Ø правительство столкнулось с острейшей проблемой дефицита государственного бюджета.
Ø Непомерные расходы на социальные выплаты заставило пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по широким слоям граждан
Ø усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства.
1938 год популярный лозунг «Лучше Гитлер, чем Народный фронт». Народный фронт уходит в отставку вместе с Блюмом
Его сменил кабинет Э.Даладье (1884—1970), окончательно свернувший политику Народного фронта. Именно Даладье поставил подпись под Мюнхенским соглашением европейских держав о разделе Чехословакии, тем самым открыто присоединившись к политике «умиротворения» Германии, политике соглашения с фашистской агрессией.
В социально-экономич политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен частичный контроль над Франц банком, проведена частичная национализация военной пром-ти. В 1937 гос-во стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Нац зерновое бюро, покупавшее зерно у крестьян по твердым ценам, осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике — закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.
39. Экономическая политика Германского фашизма.
Мировой экономический кризис 1929—1933 г., поразило глубоко и серьезно германскую экономику. Это объясняется в первую очередь ее значительной зависимостью от иностранного капитала США.
Кризис достиг кульминации к 1932 г.
1) производство в Германии упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г.
2) 68 тыс. предприятий потерпели крах. Особенно пострадали отрасли тяжелой промышленности.
3) Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств.
4) Массовые стачки охватили страну. Усилилось национально-освободительное движение в колониях и полуколониях. На 60% сократилась внешняя торговля.
5) Вновь обесценилась валюта, произошел крах ряда крупных банков.
6) 8 млн. полностью и частично безработных.
Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции — фашизм. Монополистическая буржуазия не смогла больше господствовать при помощи старых парламентских методов. Ее руководители, склоняясь к мысли о необходимости военной диктатуры. Крупнейшие финансовые магнаты стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры.
В годы кризиса в Германии обстановка заметно изменилась: росла безработица, падала заработная плата, распродавались с молотка крестьянские хозяйства, сокращались обороты мелких торговцев и ремесленников, увеличивалась заболеваемость в связи с недоеданием и плохими жилищными условиями, росло число самоубийств — все это было на руку фашистам, а Гитлер мессией, явившимся спасти немецкий народ и избавить его от страданий. Великобритании, Франции, США обильно финансировали фашистскую Германию
Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический. объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы.
Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья.
Поскольку одной из труднейших хозяйственных задач гитлеровской Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов (нефти, хлопка, большинства цветных металлов), то принимались энергичные меры по налаживанию производства синтетических материалов — искусственного каучука, ива, пластмасс, химического волокна и т.д. Накоплению дефицитного сырья способствовали усиленные закупки его вплоть до начала второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и других странах.
В стране приходят в выводу, что воен диктат – единственный СП решения проблем и делают ставку на Гитлера. Январь 1932 г. еще до прихода к власти Гитлер проводит экономическое совещание, основа Третьего Рейха:
• Борьба с большевизмом -> уход от национализации крупного капитала
• Помощь исключительно крупному капиталу
• Государственные заказы, как помощь промышленности
• Немедленный разрыв Версальского договора => Усиление военной мощи Германии
• «Война за жизненное пространство» + План подготовки к войне (война за жизненное пространство)
• Полное обеспечение собственным сырьем
• Милитаризация — основа экономики
Специальная программа национал-социализма (активная поддержка граждан, причины):
• Введение оплачиваемых отпусков + Выходные + Развитие массового туризма особенно рабочего
• Создание первого дешевого автомобиля
• Поощрение семей с детьми, налог на холостяков
• Зачатки системы пенсионного обеспечения
• Система прогрессивного налогообложения. Отмена налогов для рабочих и мелких служащих.75% налогов — крупные предприятия
• Защита крестьян и должников нельзя выселить
• Продовольственное снабжение населения
• Поддержка денежной единицы
• Поддержка семей солдат деньгами (85% чистого заработка кормильца до призыва — семье). Военнослужащие могли присылать посылки из оккупированных стран -> благодаря чему многие немцы во время войны жили лучше, чем до неё
• 1939 г. — план освоения новых территорий — вытеснение населения СССР из европейской части в сторону Сибири
Нацизм обеспечил социальное равенство, благосостояние, вертикальную социальную мобильность и т.д.
На промышленных предприятиях фюррер принцип: руководитель — вождь
Переход к двусторонней внешней торговле
Протекционистские меры для экономики Германии
Ариизация капитала (забирали предприятия у евреев)
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: cyberpedia.su
Экономика стран восточной Европы в 1945-1990 гг.
После Второй мировой войны образовался социалистический лагерь: ряд государств, по примеру СССР, приступил к строительству социализма. Поскольку экономическое развитие этих стран, составляющих существенную часть мирового хозяйства, на протяжении более сорока лет определялось действиями по строительству социализма, необходимо проанализировать исторический опыт социалистических преобразований в этих странах. Рассмотрим этот опыт па примере стран Восточной Европы, поскольку преобразования в странах Азии и на Кубе имели слишком большую специфику.
Первоначально предполагалось, что новые социалистические государства будут точно повторять путь Советского Союза, копируя советский опыт, но многое оказалось неприемлемым для других стран. Основные направления преобразований были те же, что и в СССР, но их конкретное проявление существенно отличалось. Эти отличия определялись как новой исторической обстановкой, так и особенностями предшествующего экономического развития данной страны. Отход от советского опыта первоначально не поощрялся, его старались даже подавить силой. В дальнейшем была признана возможность многообразия путей строительства социализма.
Следует выделить два этапа преобразований. На первом проводились революционные преобразования в экономике, т.е. аграрная реформа и национализация – ликвидировалась основа капиталистического строя – частная собственность на средства производства. Это был этап разрушения старого, на развалинах которого предполагалось построить повое.
Вторым этапом было строительство социалистической экономики, социалистическая реконструкция, главными составными частями которой должны были стать индустриализация и кооперирование крестьянства. Рассмотрим особенности перечисленных этапов социалистических преобразований в странах Восточной Европы.
1. Национализация банков, транспорта и промышленности в Советском государстве проводилась в форме конфискации без возмещения и являлась революционным актом ликвидации буржуазного строя. Но новые государства не сразу после окончания войны становились социалистическими.
Сначала там устанавливался демократический строй с участием буржуазных партий, строй «народной демократии». Лишь в результате борьбы между буржуазными и социалистическими силами происходил социалистический переворот – переход на путь строительства социализма. Например, в Чехословакии таким переворотом стали февральские события 1948 г., когда представители буржуазных партий были вынуждены выйти из правительства, а президент Эдуард Бенеш ушел в отставку. На первых послевоенных выборах в Венгрии победила аграрная партия, которая выражала интересы крупных землевладельцев и фермеров, а коммунисты на этих выборах получили только 17% голосов. Лишь в 1947 г. победу одержал левый блок во главе с коммунистами.
Естественно, до социалистических переворотов не могло быть речи о полной национализации. Пока национализировались только предприятия, которые в годы войны стали немецкими, предприятия коллаборационистов (лиц, сотрудничавших с фашистами) и монополий. Эти действия пока не имели четкого антикапиталистического содержания.
Лишь после социалистического переворота правительства переходили к национализации всей промышленности. Но при этом мелкие предприятия, особенно в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания, как правило, не национализировались.
Например, в ГДР первоначально национализировались предприятия, принадлежавшие нацистам, а также входившие в состав монополистических корпораций. Это рассматривалось как процесс денацификации, происходивший в соответствии с Потсдамскими соглашениями (1945). Остальные предприятия оставались в собственности прежних владельцев. В основном уже в 1950-е гг., эти предприятия начали превращаться в смешанные, государственно-капиталистические, в соответствии с ленинской теорией государственного капитализма. Государство оказывало помощь в послевоенном восстановлении и реконструкции предприятий, выделяя для этого денежные и материальные средства.
Как известно, в Западной Германии послевоенное обновление основного капитала тоже проводилось с помощью государства, но только в ГДР в результате такой помощи государство становилось совладельцем предприятия. Такое государственно-капиталистическое предприятие включалось в систему государственного планирования и материально-технического снабжения. Капиталист иногда оставался руководителем предприятия, но теперь он все в большей степени превращался в государственного директора, а предприятие постепенно из смешанного превращалось в государственное.
Особое положение сложилось в Польше. К моменту освобождения страны бо́льшая часть промышленности уже не была в собственности польских капиталистов. Не новая власть отобрала у них предприятия, а гитлеровские оккупационные органы.
Поэтому если в других странах буржуазия боролась за сохранение своей собственности от национализации, то в Польше она должна была добиваться возвращения собственности, отобранной нацистами, из рук нового государства. И в Польше действительно проводилась частичная реприватизация.
Однако в большинстве случаев предприятие не возвращалось прежнему владельцу, потому что оно уже не являлось тем предприятием, которым он когда-то владел. Например, цинковый завод был преобразован гитлеровцами в авторемонтную мастерскую, и того цинкового завода, который принадлежал прежнему владельцу, больше не было. В других случаях к моменту освобождения предприятие лежало в развалинах и было восстановлено на государственные средства. Естественно, оно и оставалось государственным.
В Чехословакии и Болгарии национализация проводилась в три этана, а в Венгрии – даже в пять. Вначале она имела не столько социальный, сколько национальный характер: в собственность государства переходили предприятия иностранного (немецкого) капитала и коллаборационистов, т.е. лиц, сотрудничавших с фашистами.
2. Аграрной реформой в странах, вступивших на путь социализма, принято называть конфискацию земли у крупных землевладельцев с передачей ее крестьянам. В СССР она проводилась в форме национализации земли.
Эта особенность аграрной реформы (по декрету о земле) была следствием общинного землевладения русских крестьян: русский крестьянин не привык иметь землю в частной собственности. В странах, вступивших на путь социализма, национализация земли не проводилась. У крупных землевладельцев земля отбиралась и продавалась на льготных условиях крестьянам. При этом отбиралась иногда не вся земля, а только излишки земли сверх установленной нормы, причем бывшие ее владельцы в некоторых случаях получали частичную компенсацию. Поскольку ликвидировались крупные товарные хозяйства и преобладающими становились мелкие, мелкотоварные и натуральные, негативные последствия такой реформы для сельского хозяйства были очевидны.
Например, в Венгрии аграрная реформа была направлена против помещиков, но не против кулаков, т.е. крупных фермеров из крестьян. Следует заметить, что помещики там уже давно не были помещиками, не получали феодальную ренту с крестьян. Они перестроили свои хозяйства на капиталистические рельсы и от остальных фермеров отличались лишь социальным происхождением. Тем не менее для помещиков был установлен максимум землевладения 50 га, а для «кулаков» – 100–150 га. Этот дифференцированный подход расколол аграрную партию, победившую на послевоенных выборах, обеспечил поддержку новых порядков со стороны зажиточной верхушки деревни.
Очень высокий максимум землевладения, 100 га, был установлен в ГДР. Капитализм в сельском хозяйстве здесь развивался по «прусскому пути», помещичье землевладение преобладало, а 70% сельских хозяев, т.е. подавляющее большинство крестьян, имело 17% земли. Реформа была явным компромиссом: она не уничтожала полностью крупных товарных хозяйств, но в то же время удовлетворяла потребности беднейшей части деревни в земле.
В Болгарии был установлен максимум землевладения всего 20 га. Здесь не было помещиков. Долгое время Болгария была под властью Турции, поэтому феодалов здесь заменяла турецкая администрация. Когда в конце прошлого века
Болгария с помощью русского оружия освободилась из-под власти Турции, земля оказалась в собственности крестьян. Конечно, здесь происходила дифференциация крестьян, но в ходе аграрной реформы богатейшая верхушка деревни потеряла только 16% земли, т.е. лишь 16% земли превышало норму земельных владений 20 га.
Поскольку в новых странах сохранялась частная собственность на землю, крестьяне получали конфискованную у крупных землевладельцев землю не совсем бесплатно. Правда, эта плата была чаще всего номинальной. Например, в Польше за полученную из фонда аграрной реформы землю крестьянин должен был заплатить в рассрочку на 10–20 лет стоимость одного урожая с этой земли.
Таким образом, в новых странах революционные преобразования в экономике имели компромиссный характер и проводились гораздо осторожнее, чем в Советской России. Был учтен опыт нашей страны, который показывал, что крайние меры ведут к разрушению хозяйства. Этана «военного коммунизма» в новых странах не было. Социалистическая реконструкция хозяйства в новых странах еще больше отличалась от аналогичного процесса в СССР.
- 3. Кооперирование крестьянства здесь имело несколько иные цели, чем советская коллективизация. Реальной задачей коллективизации в СССР было получение накоплений для индустриализации за счет деревни. В новых государствах на первый план выступала программная задача строительства социализма, обобществление производства. Переход от индивидуальных крестьянских хозяйств к кооперативам должен был обеспечить подъем сельского хозяйства и облегчить контроль государства за этой сферой экономики. Но если в СССР общинные отношения облегчили коллективизацию, то здесь требовалось переходить от частной к коллективной собственности на землю, а крестьяне неохотно отдавали свою землю в общественную собственность. Поэтому если наша коллективизация проводилась в единообразной форме сельскохозяйственной артели, то в новых государствах разрабатывалось несколько видов производственных кооперативов. В кооперативах низшего типа объединялся только труд, т.е. коллективно проводились основные сельскохозяйственные работы, а земля и другие средства производства оставались в частной собственности. В кооперативах среднего типа земля и другие средства производства объединялись, но часть доходов делилась в соответствии с внесенными в кооператив паями земли. Это рассматривалось как выкуп земли в кооперативную собственность. И только в кооперативах высшего типа доходы делились по труду. Так, в Венгрии было разработано два вида кооперативов: производственно-кооперативная группа, где объединялся только труд, и производственный кооператив, где объединялись основные средства производства, но 25% доходов делились пропорционально внесенным паям земли. Здесь в результате попыток форсировать кооперирование по образцу советской коллективизации кооперативы рассыпались, и кооперирование пришлось начать сначала, отменив обязательные государственные поставки и увеличив хозяйственную самостоятельность кооперативов. В ГДР было разработано три вида кооперативов, причем далее в кооперативах высшего типа 20% доходов распределялось по паям земли. В Болгарии подавляющая часть крестьян была объединена в кооперативы еще до Второй мировой войны. Здесь крестьянам нс надо было доказывать преимущества кооперативного хозяйства. Поэтому новая власть не стала строить искусственную «лесенку» из видов кооперативов, а использовала традиции и стала сводить существовавшие кооперативы к единому виду – трудовому земледельческому хозяйству. Совсем не получилось кооперирования крестьянства в Польше. Это была страна острого крестьянского малоземелья. Недостаток земли был причиной массовой эмиграции польских крестьян в США. Крестьяне получили конфискованную у помещиков землю от новой власти и очень ревниво относились к ней. Поэтому в Польше производственные кооперативы объединили лишь незначительную часть крестьян. Правда, эти крестьяне активно участвовали в снабженческо-сбытовой кооперации, той кооперации, которая у нас преобладала в годы нэпа.
- 4. Индустриализация только в начальный период существования социалистического лагеря считалась обязательной закономерностью социалистического строительства. Позже было признано, что в индустриальных странах, к которым относились ГДР и Чехословакия, проводить индустриализацию не было необходимости. Для этих стран она заменялась более расплывчатым понятием социалистической реконструкции промышленности.
Чехословакия состояла из двух частей – индустриальной Чехии и аграрной Словакии. В соответствии с программой строительства социализма было решено провести индустриализацию Словакии. Там не только строились новые заводы, но три с половиной сотни действующих предприятий были переброшены из Чехии в Словакию. Объяснялось это тем, что в Словакии много горных рек, на которых выгодно строить гидроэлектростанции, поэтому в Словакию переводились энергоемкие производства. В Чехословакии, как и в ГДР, стали спешно создавать недостающие отрасли промышленности, продукция которых прежде импортировалась.
Наиболее слаборазвитыми из стран Восточной Европы были Болгария и Румыния, поэтому здесь проводилась индустриализация в прямом смысле этого слова – создавалась фабрично-заводская промышленность. В Болгарии в промышленности было занято лишь 7% населения. Тяжелая промышленность почти отсутствовала.
Преобладающей формой промышленности считались кустарные мастерские. В маленькой стране невозможно создать все отрасли современной промышленности, поэтому здесь начали развивать отрасли, для которых в Болгарии имелись благоприятные условия.
Это означало специализацию пищевой промышленности (особенно производство овощных и фруктовых консервов), электроэнергетики (использование энергии горных рек), цветной металлургии (на базе месторождения руд цветных металлов в Родопских горах) и лишь некоторых отраслей машиностроения (в частности, на производстве некоторых сельскохозяйственных машин). С развитием международного разделения труда эти отрасли, определяемые природными условиями, стали дополнять другими, уже не связанными с этим фактором: было освоено, например, производство электрокаров и мотокаров, а также производство магнитных дисков для ЭВМ.
Именно в таких странах, как Болгария, индустриализация приносила наиболее ощутимые плоды: к 1985 г. промышленность здесь давала свыше 60% национального дохода. Польша и Венгрия не были аграрными странами. Польша еще в составе Российской империи была районом текстильной, угольной и металлургической промышленности.
В Венгрии также были развиты текстильная, металлургическая промышленность, некоторые отрасли машиностроения. В качестве социалистической индустриализации для этих стран было намечено создание ряда недостающих отраслей, как и в советской индустриализации, упор был сделан на создание новых отраслей тяжелой промышленности. Естественно, это потребовало огромных затрат.
Стала отставать легкая промышленность, понизился материальный уровень жизни. В Венгрии в начале 1950-х гг. в тяжелую промышленность было направлено свыше 90% капиталовложений. После признания допущенных перегибов было решено исправить диспропорции, причем в Венгрии решили почти отказаться от развития тяжелой промышленности, ограничившись легкой и пищевой. Промышленность была парализована противоречивыми указаниями, и в 1953–1954 гг. производство не увеличивалось.
Таким образом, несмотря на существенные коррективы первоначальной программы социалистической реконструкции, административные методы хозяйствования вели к крупным экономическим потерям.
Источник: studme.org
HiSoUR История культуры
Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.
Послевоенная современная архитектура
Современная архитектура или модернистская архитектура — это термин, применяемый к группе стилей архитектуры, которая возникла в первой половине 20-го века и стала доминирующей после Второй мировой войны. Он основывался на новых технологиях строительства, в частности на использовании стекла, стали и железобетона; и отказавшись от традиционной неоклассической архитектуры и стилей Beaux-Arts, которые были популярны в XIX веке.
Современная архитектура по-прежнему была доминирующим архитектурным стилем для институциональных и корпоративных зданий в 1980-х годах, когда она была в значительной степени свергнута постмодернизмом.
Известные архитекторы, важные для истории и развития модернистского движения, включают Фрэнка Ллойда Райта, Людвига Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Уолтера Гропиуса, Константина Мельникова, Эриха Мендельсона, Ричарда Нейтра, Луи Салливана, Геррита Ритвельда, Бруно Таут, Гуннара Асплунда, Арне Якобсен, Оскар Нимейер и Альвар Аалто.
Вообще говоря, современная архитектура до 1960-х годов состояла из прямоугольных зданий с прямыми линиями. После 1960-х годов проявились свободные плавные кривые. Одним из первых лиц, создавших такие проекты, был иранский архитектор Дариуш Борбор.
Вторая мировая война: военное нововведение и послевоенная реконструкция (1939-1945)
Вторая мировая война (1939-1945 гг.) И ее последствия были основным фактором вождения инноваций в строительной технике и, в свою очередь, архитектурных возможностей. Промышленные требования военного времени привели к нехватке стали и других строительных материалов, что привело к принятию новых материалов, таких как алюминий, война и послевоенный период значительно расширили использование сборного здания; в основном для армии и правительства. сборные здания; полукруглая металлическая хижина Ниссен Первой мировой войны возродилась как хижина Квонс. Годы сразу же после войны увидели развитие радикальных экспериментальных домов, в том числе дома Лустрон из эмалированной стали (1947-1950 гг.) И экспериментального алюминиевого дома Даймаксион Бакминстера Фуллера.
Беспрецедентное разрушение, вызванное войной, стало еще одним фактором роста современной архитектуры. Большие части крупных городов, от Берлина, Токио и Дрездена до Роттердама и восточного Лондона; все портовые города Франции, особенно Гавр, Брест, Марсель, Шербур были уничтожены бомбардировками. В Соединенных Штатах мало гражданское строительство было сделано с 1920-х годов; жилье понадобилось для миллионов американских солдат, возвращающихся с войны. Послевоенный дефицит жилья в Европе и Соединенных Штатах привел к разработке и строительству огромных финансируемых правительством проектов жилищного строительства, как правило, в разгрузочном центре американских городов, а также в пригородах Парижа и других европейских городов, где были доступны земли,
Одним из крупнейших проектов реконструкции был проект центра города Гавр, разрушенный немцами и бомбардировкой союзников в 1944 году; 133 гектаров зданий в центре были сплющены, уничтожили 12 500 зданий и оставили без крова 40 000 человек. Архитектор Огюст Перре, пионер в области использования железобетона и сборных материалов, проектировал и строил совершенно новый центр города, с жилыми домами, культурными, торговыми и правительственными зданиями. Он восстанавливал исторические памятники, когда это было возможно, и построил новую церковь, святой Иосиф, с маякой, подобной башне в центре, чтобы внушить надежду. Его восстановленный город был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.
Ле Корбюзье и Сите Радейз (1947-1952)
Вскоре после войны французский архитектор Ле Корбюзье, которому было почти шестьдесят лет, и не построил за десять лет здание, было поручено французским правительством построить новый жилой квартал в Марселе. Он назвал его «Unité d’Habitation» в Марселе, но он более популярен назвал Сите Радьюза после его книги о футуристическом городском планировании.
Следуя его учениям конструкции, у здания была бетонная рама, поднятая над улицей на пилонах. он содержал 337 дуплексных апартаментах, вписывающихся в рамки, как кусочки головоломки. Каждый блок имел два уровня и небольшую террасу. Интерьер «улиц» имел магазины, детский сад и другие сервизы, а на крыше с плоской террасой была беговая дорожка, вентиляционные каналы и небольшой театр.
Ле Корбюзье спроектировал мебель, ковры и лампы, чтобы пойти со зданием, все чисто функционально; единственным украшением был выбор внутренних цветов, которые дал Ле Корбюзье жителям. Unité d’Habitation стал прототипом для подобных зданий в других городах, как во Франции, так и в Германии. В сочетании с его столь же радикальным органическим дизайном для Часовни Нотр-Дам дю-Хаут в Роншаме, эта работа привела Корбюзье в первое место послевоенных современных архитекторов.
Послевоенный модернизм в Соединенных Штатах (1945-1985)
Международный стиль архитектуры появился в Европе в конце 1920-х годов, а в 1932 году он был признан и получил свое имя. В 1932 году на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной архитектором Филиппом Джонсоном и архитектурным критиком Генри-Расселом Хичкоком , но он был омрачен Art Deco и неоклассическими стилями. Однако из-за подъема Гитлера и нацистов в Германии, между 1937 и 1941 годами большинство лидеров движения «Баухаус» и «Новая объективность» нашли новый дом в Соединенных Штатах. Каждый по-своему, архитекторы, бежавшие из Германии, переопределили современную архитектуру и сделали ее доминирующим в Соединенных Штатах.
Фрэнк Ллойд Райт и Музей Гуггенхайма
Фрэнку Ллойду Райту было восемьдесят лет в 1947 году; он присутствовал в начале американского модернизма, и хотя он отказался признать, что он принадлежал к любому движению, продолжал играть ведущую роль почти до конца. Одним из его самых оригинальных поздних проектов был университетский городок Флоридского южного колледжа в Лейкленде, штат Флорида, начавшийся в 1941 году и завершенный в 1943 году. Он разработал девять новых зданий в стиле, который он назвал «Ребенком Солнца». Он писал, что хочет, чтобы кампус «вырастил из земли и на свет, ребенок солнца».
Он выполнил несколько известных проектов в 1940-х годах, в том числе штаб-квартиру Johnson Wax и башню цен в Бартлсвилле, штат Оклахома (1956). Здание необычно, что оно поддерживается его центральным ядром из четырех шахт лифта; остальная часть здания консольна к этому ядру, как ветви дерева. Райт первоначально планировал структуру для многоквартирного дома в Нью-Йорке.
Этот проект был отменен из-за Великой депрессии, и он адаптировал проект для нефтепровода и оборудования компании в Оклахоме. Он написал, что в Нью-Йорке его здание было бы потеряно в лесу высоких зданий, но в Оклахоме оно оставалось в одиночестве. Конструкция асимметрична; каждая сторона отличается.
В 1943 году он был заказан коллекционером Соломона Р. Гуггенхайма для создания музея для его коллекции современного искусства. Его дизайн был полностью оригинальным; здание в форме чаши со спиральной рампой внутри, что привело посетителей музея к восходящему путешествию искусства 20-го века. Работа началась в 1946 году, но она не была завершена до 1959 года, когда он умер.
Вальтер Гропиус и Марсель Брейер
Уолтер Гропиус, основатель Bauhaus, переехал в Англию в 1934 году и провел там три года, прежде чем был приглашен в Соединенные Штаты Уолтером Худнутом из Гарвардской школы дизайна; Гропиус стал главой архитектурного факультета. Марсель Брейер, который работал с ним в Баухаусе, присоединился к нему и открыл офис в Кембридже.
Слава Гропиуса и Брейера привлекала многих учеников, которые сами стали известными архитекторами, в том числе Иео Мином Пей и Филиппом Джонсоном. Они не получили важную комиссию до 1941 года, когда они разработали жилье для рабочих в Кенсингтоне, штат Пенсильвания, недалеко от Питтсбурга. В 1945 году Гропиус и Брейер связали с группой молодых архитекторов под названием TAC (The Architects Collaborative). Их заметные работы включали строительство Гарвардской школы дизайна, посольства США в Афинах (1956-57) и штаб-квартиры Pan American Airways в Нью-Йорке (1958-63).
Людвиг Мис ван дер Роэ
Людвиг Мис ван дер Роэ описал свою архитектуру знаменитой фразой «Меньше — больше». Будучи директором школы архитектуры того, что сейчас называется Технологическим институтом Иллинойса с 1939 по 1956 год, Миес (как он широко известен) сделал Чикаго ведущим городом для американского модернизма в послевоенные годы.
Он построил новые здания для Института в стиле модерн, два многоэтажных многоквартирных дома на Lakeshore Drive (1948-51), которые стали моделями для высотных зданий по всей стране. Другие крупные работы включали Farnsworth House в Плано, штат Иллинойс (1945-1951), простой горизонтальный стеклянный ящик, который оказал огромное влияние на американскую жилую архитектуру.
Чикагский конференц-центр (1952-54) и Crown Hall в Технологическом институте штата Иллинойс (1950-56) и The Seagram Building в Нью-Йорке (1954-58) также установили новый стандарт чистоты и элегантности. На основе гранитных столбов гладкие стеклянные и стальные стены придавали оттенок цвета с использованием бронзовых точечных I-образных балок. Он вернулся в Германию в 1962-68 годах, чтобы построить новую Национальную галлерею в Берлине. Его ученики и последователи включали Филиппа Джонсона и Ээро Сааринен, чья работа существенно повлияла на его идеи.
Ричард Нейтра и Чарльз Имс
Влиятельные жилые архитекторы в новом стиле в Соединенных Штатах включали Ричарда Нейтра и Чарльза и Рэя Имса. Наиболее знаменитой работой Имса был Дом Имса в Тихоокеанском Палисадесе, Калифорния, (1949) Чарльз Имс в сотрудничестве с Ээро Саариненом. Он состоит из двух структур, резиденции архитекторов и его студии, объединенных в форму Л. Дом , под влиянием японской архитектуры, сделана из прозрачных и прозрачных панелей, организованных в простых томах, часто с использованием натуральных материалов, поддерживаемых на стальных каркасах. Рамка дома была собрана шестнадцатью часами пятью рабочими. Он оживил свои здания панелями чистого цвета.
Ричард Нейтра продолжал строить влиятельные дома в Лос-Анджелесе, используя тему простой коробки. Многие из этих домов стерли различие между внутренним и наружным пространством со стенами из листового стекла. Дом Констанции Перкинса в нейтралитете в Пасадене, штат Калифорния (1962), пересматривал скромное односемейное жилище.
Он был построен из недорогого материала — дерева, штукатурки и стекла — и был завершен стоимостью чуть менее 18 000 долларов. Нейтра расширила дом до размеров своего владельца, маленькой женщины. В нем есть отражающий бассейн, который извивается под стеклянными стенами дома. Одним из самых необычных зданий Нейтра была Шепердская роща в Гарден-Гроув, Калифорния, где была прилегающая автостоянка, где поклонники могли следить за обслуживанием, не покидая своих автомобилей.
Скидмор, Оуингс и Меррилл и Уоллес К. Харрисон
Многие из известных современных зданий в послевоенные годы были созданы двумя архитектурными мега-агентствами, в которых собрались крупные команды дизайнеров для очень сложных проектов. Фирма Skidmore, Owings как советник по архитектуре семьи Рокфеллер, он помог разработать Центр Рокфеллера, главный архитектурный проект Ар-деко 1930-х годов. Он руководил архитектором в Нью-йоркской ярмарке в Нью-Йорке в 1939 году, а его партнер Макс Абрамовиц был строителем и главным архитектором здания Организации Объединенных Наций; Харрисон возглавлял комитет международных архитекторов, в который вошли Оскар Нимейер (который подготовил первоначальный план, одобренный комитетом) и Ле Корбюзье. Другие знаковые здания в Нью-Йорке, созданные Харрисоном и его фирмой, включали Метрополитен-опера, генеральный план Линкольн-центра, и аэропортом имени Джона Ф. Кеннеди.
Филипп Джонсон
Филип Джонсон (1906-2005) был одним из самых молодых и последних крупных фигур в современной американской архитектуре. Он обучался в Гарварде с Уолтером Гропиусом, затем был директором отдела архитектуры и современного дизайна в Музее искусств Метрополитен с 1946 по 1954 год.
В 1947 году он опубликовал книгу о Мис ван дер Роэ, а в 1953 году создал свое собственное жилище , Стеклянный дом в Новом Ханаане, Коннектикут в стиле, смоделированном после Дома Фарнсворта Миес. Начиная с 1955 года он начал идти в своем собственном направлении, постепенно продвигаясь к экспрессионизму, с проектами, которые все больше отходили от ортодоксалей современной архитектуры. Его окончательный и решающий разрыв с современной архитектурой был зданием AT он отделился от элегантных коробок, вдохновленных Мис ван дер Роэ и использовал вместо этого широкие кривые и параболы, как крылья птиц. В 1948 году он задумал идею памятника в Сент-Луисе, штат Миссури, в виде параболической арки высотой 192 метра, выполненной из нержавеющей стали (1948).
Затем он разработал Технический центр General Motors в Уоррене, штат Мичиган (1949-55), стеклянную модернистскую коробку в стиле Мис ван дер Роэ, а затем Исследовательский центр IBM в Йорктауне, штат Вирджиния (1957-61). Его следующие работы были основным уходом в стиле; он произвел особенно яркий скульптурный дизайн для Ингаллса Ринка в Нью-Хейвене, Коннектикут (1956-59), ледяного катка с параболической крышей, подвешенного от кабелей, который служил предварительной моделью для следующей и самой известной работы, Терминал TWA в JFK в Нью-Йорке (1956-1962).
Его заявленное намерение состояло в том, чтобы спроектировать здание, которое было своеобразным и запоминающимся, а также тот, который будет захватывать особое волнение пассажиров перед поездкой. Структура разделена на четыре белых бетонных параболических свода , которые вместе напоминают птицу на земле, взлетевшую для полета.
Каждый из четырех изогнутых крышных сводов имеет две стороны, прикрепленные к колоннам в форме Y непосредственно за пределами структуры. Один из углов каждой оболочки слегка поднят, а другой — прикрепленный к центру конструкции. Крыша соединена с землей занавесками из стекла. Все детали внутри здания, включая скамейки, счетчики, эскалаторы и часы, были подписанный в том же стиле.
Louis Kahn
Louis Kahn (1901-74) был еще одним американским архитектором, который отошел от модели стеклянного ящика Мис ван дер Роэ и других догм преобладающего международного стиля. Он заимствовал из самых разных стилей и идиом, в том числе неоклассицизм. Он был профессором архитектуры в Йельском университете с 1947 по 57 год, где его ученики включали Ээро Сааринен.
С 1957 года до своей смерти он был профессором архитектуры в Университете Пенсильвании. Его работа и идеи повлияли на Филиппа Джонсона, Минору Ямасаки и Эдварда Дюрелла Стоуна, когда они перешли к более неоклассическому стилю.
В отличие от Ми, он не пытался заставить свои здания выглядеть светло; он строился в основном из бетона и кирпича, а его здания выглядели монументально и сплошными. Он рисовал из самых разных источников; башни исследовательских лабораторий Ричардса были вдохновлены архитектурой городов эпохи Возрождения, которые он видел в Италии в качестве резидента-архитектора в Американской академии в Риме в 1950 году. Известные здания Кан в Соединенных Штатах включают в себя Первую унитарную церковь в Рочестере, Нью-Йорк (1962); и Художественный музей Кимбалла в Форт-Уорте, штат Техас (1966-72). Следуя примеру Ле Корбюзье и его конструкции правительственных зданий в Чандигархе, столице штата Харьяна и Пенджаб Индии, Кан разработал Джатыо Сангшад-Бхабан (здание Национального собрания) в Дакке, Бангладеш (1962-74), когда эта страна получила независимость от Пакистана. Это была последняя работа Кана.
IM Pei
IM Pei (родился в 1917 году) — крупная фигура позднего модернизма и дебют постмодернистской архитектуры. Он родился в Китае и получил образование в Соединенных Штатах, изучая архитектуру Массачусетского технологического института.
В то время как архитектурная школа все еще училась в стиле архитектуры Beaux-Arts, Пей открыл записи Ле Корбюзье, а двухдневный визит Ле Корбюзье в университетский городок в 1935 году оказал большое влияние на идеи архитектуры Пей. В конце 1930-х годов он перешел в Гарвардскую школу дизайна, где учился у Уолтера Гропиуса и Марселя Брейера и глубоко увлекся модернизмом.
После войны он работал над крупными проектами для девелопера недвижимости в Нью-Йорке Уильямом Зекендорфом, прежде чем отрываться и начать свою собственную фирму. Одним из первых зданий, созданных его собственной фирмой, было Зеленое здание в Массачусетском технологическом институте. В то время как чистый модернистский фасад восхищался, в здании возникла неожиданная проблема; он создал эффект аэродинамической трубы, и при сильном ветре двери не могли быть открыты. Пей был вынужден построить туннель, чтобы посетители могли войти в здание во время сильных ветров.
Между 1963 и 1967 годами Пей разработал лабораторию Mesa для Национального центра исследований атмосферы за пределами Боулдера, штат Колорадо, на открытой площадке у подножия Скалистых гор. Проект отличался от прежней городской работы Пей; он будет отдыхать в открытой местности в предгорьях Скалистых гор. Его дизайн был поразительным отходом от традиционного модернизма; казалось, что оно было вырезано со стороны горы.
Послевоенный модернизм в Европе (1945-1975)
Во Франции Ле Корбюзье оставался самым известным архитектором, хотя он построил там несколько зданий. Его наиболее выдающейся поздней работой был монастырь Сент-Мари де ла Турет в Эвре-сюр-л’Арбесле. Монастырь, построенный из сырого бетона, был строгим и без орнамента, вдохновленным средневековыми монастырями, которые он посетил при первой поездке в Италию.
В Великобритании основными фигурами в модернизме были Джеймс Стирлинг (1926-1992) и Денис Ласдун (1914-2001). Самая известная работа Ласдуна — Королевский национальный театр (1967-1976) на южном берегу Темзы. Его сырая бетонная и блохастая форма оскорбляла британских традиционалистов; Чарльз, принц Уэльский принц Чарльз сравнил его с атомной электростанцией.
В Бельгии важной фигурой был Чарльз Ванденхоув (род. 1927), который построил важную серию зданий для Центра университетской больницы в Льеже. Его более поздняя работа решилась на красочное переосмысление исторических стилей, таких как архитектура Палладио.
В Финляндии самым влиятельным архитектором был Альвар Аалто, который адаптировал свою версию модернизма к северному ландшафту, свету и материалам, в частности к использованию древесины. После Второй мировой войны он преподавал архитектуру в Соединенных Штатах. В Швеции Арне Якобсен был самым известным из модернистов, который проектировал мебель, а также тщательно распределенные здания.
В Италии самым выдающимся модернистом был Гио Понти, который часто работал со специалистом по строительству железобетона конструктором инженером Пьер Луиджи Нерви. Нерви создал бетонные балки исключительной длины, двадцать пять метров, что давало большую гибкость в формах и больших высотах. Их самым известным дизайном было здание Pirelli в Милане (1958-1960), которое на протяжении десятилетий было самым высоким зданием в Италии.
Самым известным испанским модернистом был каталонский архитектор Хосеп Льюис Серт, который работал с большим успехом в Испании, Франции и США. В своей ранней карьере он некоторое время работал под Ле Корбюзье и проектировал испанский павильон для Парижской экспозиции 1937 года. Его заметная более поздняя работа включала фонд Maeght в Сен-Поль-де-Прованс, Франция (1964) и Научный центр Гарварда в Кембридже, штат Массачусетс. Он служил деканом архитектуры в Гарвардской школе дизайна.
Известные немецкие модернисты включили Йоханнеса Крана, который сыграл важную роль в восстановлении немецких городов после Второй мировой войны, и построил несколько важных музеев и церквей, в частности святого Мартина, Идстейна, который искусно сочетал каменную кладку, бетон и стекло. Ведущими австрийскими архитекторами этого стиля были Густав Пейхль, чьи более поздние работы включали Художественный и выставочный центр Германской Федеративной Республики в Бонне, Германия (1989 год).
Латинская Америка
Бразилия стала витриной современной архитектуры в конце 1930-х годов благодаря работе Лусио Коста (1902-1998) и Оскара Нимейера (1907-2012). Коста лидировал, а Нимейер сотрудничал с Министерством образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1936-43) и бразильским павильоном на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. После войны Нимейер вместе с Ле Корбюзье задумал форму Штаб-квартиры Организации Объединенных Наций, построенной Уолтером Харрисоном.
Лусио Коста также несла общую ответственность за план самого смелого модернистского проекта в Бразилии; создание новой столицы, Бразилиа, построенной между 1956 и 1961 годами. Коста сделал общий план, представленный в виде креста, с главными правительственными зданиями в центре. Нимейер отвечал за проектирование правительственных зданий, включая дворец президента, Национальное собрание, состоящее из двух башен для двух ветвей законодательной власти и двух конференц-залов, один с куполом и другой с перевернутым куполом. Нимейер также построил собор, восемнадцать министерств и гигантские кварталы жилья, каждый из которых рассчитан на трех тысяч жителей, каждый со своей собственной школой, магазинами и часовней. Модернизм использовался как архитектурный принцип и как ориентир для организации общества, как исследовано в «Модернистском городе».
После военного переворота в Бразилии в 1964 году Нимейер переехал во Францию, где он сконструировал модернистскую штаб-квартиру Французской коммунистической партии в Париже (1965-1980), миниатюру своего плана Организации Объединенных Наций.
Мексика также имела видное модернистское движение. Важными цифрами были Феликс Кандела, родившийся в Испании, который эмигрировал в Мексику в 1939 году и участвовал в строительстве нового Университета Мехико; он специализировался на конкретных конструкциях в необычных параболических формах.
Другой важной фигурой был Марио Пани, который создал Национальную консерваторию музыки в Мехико (1949) и Torre Insignia (1988). Августо Х. Альварес разработал Torre Latinamericano, один из ранних модернистских небоскребов в Мехико (1956); он успешно преодолел землетрясение в Мехико в 1985 году, которое уничтожило многие другие здания в центре города. 1964.
Педро Рамирес Васкес и Рафаэль Михарес спроектировали Олимпийский стадион для Олимпийских игр 1968 года, а Антони Пейри и Кандела создали Дворец спорта. Луис Барраган был другой влиятельной фигурой в мексиканском модернизме; его сырая бетонная резиденция и студия в Мехико выглядят как блокхаус снаружи, а внутри него отличная простота в форме, чистых цветах, обильном естественном освещении и одна из подписи, лестница без перила. Он выиграл Притцкерскую премию архитектуры в 1980 году, и в 2004 году дом был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Азия и Тихий океан
Япония, как и Европа, имела огромную нехватку жилья после войны из-за бомбардировок многих городов. Необходимо заменить 4,2 миллиона единиц жилья. Японские архитекторы сочетали в себе как традиционные, так и стильные и технические приемы. Одним из ведущих японских модернистов был Кунио Макава (1905-1986), который работал в Ле Корбюзье в Париже до 1930 года. Его собственный дом в Токио был ранней вехой японского модернизма, сочетающей традиционный стиль с идеями, которые он приобрел, работая с Ле Корбюзье , Его знаменитые здания включают концертные залы в Токио и Киото и Международный Дом Японии в Токио, все в чистом модернистском стиле.
Kenzo Tange (1913-2005) работал в студии Kunio Maekawa с 1938 по 1945 год, прежде чем открыть свою собственную архитектурную фирму. Его первой крупной комиссией был мемориальный музей мира в Хиросиме. Он разработал множество примечательных офисных зданий и культурных центров. офисных зданий, а также Национальной гимназии Yoyogi для летних Олимпийских игр 1964 года в Токио. В спортзале, построенном из бетона, есть крыша, подвешенная над стадионом на стальных тросах.
Датский архитектор Йорн Утзон (1918-) работал кратко с Альваром Аалто, изучал работу Ле Корбюзье и отправился в Соединенные Штаты, чтобы встретиться с Фрэнком Ллойдом Райтом. В 1957 году он разработал одно из самых узнаваемых модернистских зданий в мире; Сиднейский оперный театр. Он известен своими скульптурными качествами своих зданий и их взаимоотношениями с пейзажем.
Пять бетонных оболочек конструкции напоминают морские ракушки у пляжа. Начав в 1957 году, проект столкнулся со значительными техническими трудностями, в результате чего корпуса и правильная акустика. Утзон ушел в отставку в 1966 году, а оперный театр не был закончен до 1973 года, через десять лет после его запланированного завершения.
От модернизма до хай-тек, постмодернизма и структурализма (1960-2000)
Начиная с конца 1960-х годов, международный стиль все чаще оспаривался критиками и архитекторами, которые хотели, чтобы архитектура имела более творческие и выразительные формы, а не всегда строго привязанные к функции. Не было ни одного нового стиля; некоторые новые здания были в стиле хай-тек, изучая новые и оригинальные материалы. Другие были неоклассическими, с элементами исторических региональных архитектурных стилей; и другие были поразительными гигантскими работами из стекла, стали и бетонной скульптуры, выдвигая границы возможностей строительства технологий. Очень часто новые музеи и концертные залы были самыми яркими примерами новых стилей.
Среди наиболее ярких примеров высокотехнологичной архитектуры — Центр современного искусства в Париже (1971-1977 годы), Жорж выдающихся архитекторов, в том числе Филипп Джонсон и Оскар Нимейер, рассмотрел 681 различные предложения и выбрал один из них два относительно неизвестных архитектора, Ренцо Пиано и Ричард Роджерс. Музей напоминает огромную машину. На самом деле у него две структуры; железобетонная внутренняя конструкция, а на внешней поверхности — сталь и стекло, где четко видны все функциональные работы зданий, от каналов кондиционирования воздуха до эскалаторов. Роджерс следовал за Центром Помпиду в здании Lloyds Building в Центральном Лондоне (1978-86), офисном здании в двадцать этажей, стальная конструкция которого напоминает промышленное здание, собранное из набора металлических и стеклянных деталей.
Британский архитектор Норман Фостер был еще одним важным новатором в высокотехнологичной архитектуре. Его здание HSBC в Гонконге, офисная башня высотой 78 метров, было изготовлено в Великобритании в виде пяти модулей, изготовленных из 30 000 тонн стали и 4500 тонн алюминия, которые были собраны как куски из набора в Гонконге. Хотя он был высокотехнологичным по форме, он также следовал традиционным китайским принципам фэн-шуй.
Движение постмодернистской архитектуры имело противоположную цель от архитектуры высокотехнологичной архитектуры; его целью было вернуть традиции и декоративные элементы прошлых стилей. Этот термин впервые был использован американским историком архитектуры Чарльзом Янксом в 1975 году, а затем стал титулом его книги 1977 года «Язык постмодернистской архитектуры». В своей книге он заявил, что современная архитектура умерла ровно в 3:32 днем 15 июля 1972 года, когда стареющий комплекс высотных общественных зданий в Сент-Луисе, штат Миссури, спроектирован и построен в соответствии с модернистскими предписаниями Ле Корбюзье, был разрушен и снесен. Он призвал вернуться к эклектике, разнообразию и орнаменту.
Другим важным сторонником постмодернизма был Роберт Вентури в книге «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966) и, в частности, в своей книге «Обучение в Лас-Вегасе» (в соавторстве с Дениз Скотт-Браун и Стивен Айзенур, 1972), в которой он отметил неоновые рекламные вывески и яркая архитектура казино в Лас-Вегасе, штат Невада. Он отрицал принцип Мис ван дер Роэ, что «Меньше больше», и призвал вернуться к сложности и украшению. Вентури создал множество зданий, чтобы проиллюстрировать его идеи, в частности Гильдейский дом в Филадельфии, с тонкими классическими элементами.
Филипп Джонсон, впервые вдохновивший Ле Корбюзье, также начал выходить за рамки модернизма за что-то новое. Его здание AT и Высокий художественный музей в Атланте (1980-83).
Известные архитекторы в Европе в конце 20-ого столетия включали Жан Нувель во Франции, отмеченный Фондацией Картье и институтом Монд Арабе; швейцарский архитектор Жак Херцог, который превратил станцию Bankside в Лондоне в галерею Tate Modern.
сохранение
Несколько объектов или коллекций современной архитектуры были обозначены ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. В дополнение к ранним экспериментам, связанным с модерном, они размещены в этой статье: дом Ритвельда Шредера в Утрехте, структуры Баухауза в Веймаре и Дессау, Берлинские монументальные жилые комплексы, Белый город Тел. Авив, город Асмэра, город Бразилиа, Сьюдад-Университет в УНАМ в Мехико и университетский город Каракас в Венесуэле и Сиднейский оперный театр.
Частные организации, такие как Docomomo International, Всемирный фонд памятников и Сеть недавнего сохранения, работают над защитой и документированием современной архитектуры. В 2006 году Всемирный фонд памятников начал модернизацию под угрозой, программа пропаганды и сохранения.
Источник: www.hisour.com
«Современное движение» после Второй мировой войны
Цветовая среда города
Ар-деко не смогли простить того, с какой легкостью этот стиль приспосабливался к потребностям тоталитарных режимов, поэтому в странах Западной Европы после победы над фашизмом модернизм становится практически единственным направлением, ассоциирующимся с демократическими ценностями, а следовательно, и единственно возможным. (К этому времени за модернизмом также закрепляются названия «Современное движение» (Modern Movement) и, учитывая его распространение на планете, «Интернациональный стиль».) Корифеи авангарда, уже отнюдь не юные, в том числе Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт, в 1950-1960-е гг. оказались завалены престижными заказами и окружены восторженными почитателями. Позже — после смерти Сталина — даже в СССР происходит настоящая архитектурная революция, и под предлогом борьбы с декоративными «излишествами» эстетика современности приходит и к нам.
Каноны «Современного движения» после Второй мировой войны в основном оставались теми же, что и во времена бескомпромиссного авангардизма 1920-1930-х гг. Никакого декора, особенно ордерного, никаких исторических реминисценций. Только чистая форма, на первый взгляд рассказывающая лишь о двух вещах: либо о функции, либо о конструкции. Но сама форма теперь была другой.
Как-то незаметно забылся один из главных эстетических постулатов — примат прямого угла. И мэтры, сделавшие себе имя в прошлом, и архитекторы, получившие мировую известность уже после победы над Германией, такие как Алвар Аалто (1898-1976), Ээро Сааринен (1910-1961), Оскар Нимейер (1907-2012) или Джо Понти (1891-1979), стали использовать округлые силуэты и криволинейные поверхности.
Это не случайная измена одному из основных принципов модернистской эстетики. Что-то поменялось в общем настрое.
К середине XX века только тоталитарные режимы с их упрощенным мышлением и примитивными рецептами, как осчастливить либо отдельный социальный класс (пролетариат), либо отдельную расу (арийскую), еще пытались перестроить мир и человеческое общество в нем в соответствии с теми или иными утопическими проектами. В архитектуре же по-своему повторялась ситуация, уже встречавшаяся нам при переходе от Ренессанса к барокко и классицизму.
Здания, выполненные талантливыми зодчими, все еще убедительно демонстрируют верность лучезарным идеалам, порожденным в начале столетия. Однако теперь это уже не искреннее стремление приумножить мировую гармонию, но, скорее, готовность с оптимизмом о ней рассказать.
Иными словами, архитекторы признались себе, что радикально помочь Творцу (не важно, Богу или природе) и принести порядок в целый мир они не могут. Остекленные призмы небоскребов, во множестве тиражированные в подражание блестящим проектам Миса ван дер Роэ, служат только символами высоких идеалов — прогресса, цивилизации, демократии, а также демонстрируют высокие технологии, доступные лишь передовым обществам. Но стать частями композиции мирового масштаба, реально, а не метафорически упорядочивающей данный человечеству мир, они теперь не стремятся. Здания уподобляются актерам: помимо того, что они существуют физически, как полезные и прочные объемы, они еще и «входят в образ», играют пафосные (и многословные) роли.
В 1950-е гг. люди почувствовали, что чистая форма — это слишком скучно, что призвание архитектуры — не единственно прочность и польза и даже не просто красота. Форма в зодчестве наполнена не только обитателями, но и смыслами. И если строится храм, то должно быть ясно, что это именно храм, а не фабрика и не гараж. А зал для торжественных собраний (скажем, для церемоний в престижном университете) обязан быть именно торжественным, даже если он трижды модернистский.
Одна из главных тем, «осмысливающих» форму, это, разумеется, история. Она стала постепенно возвращаться в архитектурные композиции, поначалу в виде арочных очертаний, часто выполненных все в том же железобетоне. Такие «формы из прошлого» любил, например, применять Луис Кан (1901-1974), когда строил здания, связанные с интеллектуальным наследием человечества, — музей или библиотеку.
Мысль «перезагрузить» государственную машину и очиститься от старой бюрократии периодически посещает правителей-реформаторов. Вспомним хотя бы Санкт-Петербург или Астану. Город Бразилиа не был бы так знаменит, если бы в его проектировании не принял участие выдающийся латиноамериканский архитектор Оскар Нимейер (1907-2012). Стиль, в котором он работал, иногда называют «необарокко».
Впрочем, и урбанистические, и архитектурные решения далеко не во всем получились удачными. Начав реально функционировать, город, задуманный как социально гармоничный, оказался весьма проблемным именно в плане равенства различных общественных слоев. У Нимейера тоже не все вышло правильно. Например, идея использовать в здании собора витражи, как в готике, в климате Бразилии привела к «парниковому эффекту», весьма мучительному для прихожан.
То, что модернизм не может являться единственно верным каноном на все времена, как думали его создатели, сегодня хорошо известно. Архитектура из коробок, стеклянных или железобетонных, когда ее много, оказывается слишком однообразной и безликой. Кроме того, олицетворяя демократические ценности Запада, она, говоря по правде, склонна к диктатуре.
Ее фасады требуют не только безупречности в отделке, но и безукоризненного единообразия огромных плоскостей. Однако чтобы жить за идеальными фасадами, нужны идеально стандартные люди. Лучше всего это понимали проектировщики советских домов- коммун 1920 — начала 1930-х гг., где все жильцы должны были вместе вставать, вместе питаться и по команде идти заниматься облагораживающим трудом. Это, конечно, экстремальный случай. Но и сегодня есть определенные противоречия между отдельным жильцом, желающим по собственному вкусу обустроить личный балкон или повесить на внешнюю стену так необходимый летом кондиционер, и намерением архитектора, мыслящего безукоризненными объемами, складывающимися в лучезарные градостроительные образования.
Источник: architecturalidea.com