Строительство резиденции в боголюбове кто

Сегодня Боголюбово — небольшое село, расположенное недалеко от города Владимира. Трудно представить, что много веков назад именно здесь вершилась судьба всей Руси, сюда приезжали иностранные послы, здесь разрабатывались планы войн и захватов, велись мирные переговоры.

А ведь именно так и было во времена правления Андрея Боголюбского — Владимир стал столицей древней Руси, а город Боголюбов — резиденцией князя.

Начало городу Боголюбов было положено в 1155 году. По легенде, молодой князь вез из Киева в свою суздальскую вотчину чудотворную икону Божьей матери, написанную в Византии, позже она получила имя Владимирской. Внезапно кони отказались идти дальше, продолжить движение не было никакой возможности. Пришлось раскинуть шатер и остановиться на ночь.

Князь всю ночь молился перед чудотворной иконой и Божья Матерь, по преданию, явилась ему. Андрей решил остаться здесь жить и построить для себя замок, в котором провел 17 лет владимирского княжения. Естественно, вокруг замка быстро сложился посад. Вновь образованный город стал на это время центром Руси. Кроме того, князь повелел написать образ явившейся ему Богоматери, икона получила название «Боголюбской Богоматери» и стала местной святыней.

Боголюбово. Дворец Андрея Боголюбского

Замок, построенный князем, был великолепен. Небольшой уютный комплекс отличался хорошим укреплением. Резиденцию окружили мощные оборонительные валы, поверх которых были выстроены высокие белокаменные стены с устрашающими боевыми башнями. Рядом с валами располагались рвы, заполненные водой.

Архитектура вновь построенного комплекса во многом напоминала нынешний Успенский Собор. У стен крепости протекала река Клязьма, из окон княжеских покоев открывались божественной красоты виды.

Дворец Андрея Боголюбского в те времена состоял из центрального храма Рождества Пресвятой Богородицы, который галереями и башнями соединялся с княжескими жилыми покоями и крепостью. Внутренне убранство храма, по свидетельствам исторических документов, было прекрасным и невероятно богатым. Медь и позолота, мраморные колонны, многочисленные фрески и резные рельефы. Белокаменным замком восхищались, он стал символом благополучия и рассвета Руси.

Время княжения Андрея Боголюбского по праву можно назвать временем смещения приоритетов и ориентиров. Кто-то такую политику поддерживал, кто-то нет. Немало противников было и среди ближайшего окружения князя, в 1174 году он был убит в своей боголюбовской резиденции. Виновниками мученической смерти князя историки называют бояр Кучковичей.

После смерти Андрея Боголюбского его резиденция неоднократно подвергалась многочисленным набегам и была безжалостно разграблена.

На сегодняшний день от дворца сохранилась лишь малая часть. Небольшая часть галереи и одна из башен с винтовой лестницей — именно здесь был убит Андрей Боголюбский. Всё остальное утрачено из-за неумелых перестроек в 17 веке. К сожалению, восстановить былое княжеское великолепие не представляется возможным.

Андрей Боголюбский — почему его считают первым самодержцем? // Is stories

Небольшая галерея и башня 12 века существенно выделяются среди роскоши монастыря. Нельзя сказать, что они скромнее остальных построек, но даже неопытным глазом можно увидеть почерк древних мастеров.

Сегодня в нише, где был жестоко убит Андрей Боголюбский, всегда стоят живые цветы, которые приносят паломники и туристы.

Источник: v-puty.com

На Андрея Боголюбского работали итальянские строители. XII век

Кафедральный собор в Ферраре, Эмилия-Романья, Италия / La Cattedrale di Ferrara. Source

Институт археологии РАН сообщает:

Археологи определили «домашние адреса» итальянских строителей владимирского храма XII века

« Ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбово (Владимирская область) — собранные во время этих работ данные и результаты раскопок в предыдущие годы позволили дополнить существующие представления об одном из важнейших храмов Руси и определить, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие его.

2.

Завершены раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбове Суздальского района Владимирской области. Фотография: Институт археологии РАН

«Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом.

3-4.

.

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина. Два классических варианта реконструкции, различающиеся завершениями башен. Опубликовано: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. М., 1961–1962. Т. 1. С. 252, 258. Source

Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи», — говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов.

5.

Один из вариантов реконструкции, 2012 год. Великокняжеский замок в Боголюбове. Реконструкция Заграевского Сергея Вольфганговича. Условно-цветной вариант. Источник: Заграевский С.В. Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции. В кн.: Материалы XVII межрегиональной краеведческой конференции.

20 апреля 2012 г. Т. 1. Владимир, 2013. С. 296–312. Source

Экспедиция под его руководством исследует храмовый комплекс в Боголюбово с 2015 года. Результаты работы в предыдущие годы были опубликованы во II части 249 выпуска «Кратких сообщений Института археологии» [pdf].

6.

С. 147 / Миниатюра Лицевого летописного свода. 1568-1576 гг. Факсимильное издание рукописи XVI века: электронная публикация. Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Народное издание – Издательство «Актеон», 2014 //Русская летописная история. Книга 2 (1152–1173).

Стр. факсимиле 147. Скриншот. Source. [Лицевой летописный свод дошел в 10 рукописях, хранящихся в Библиотеке академии наук, Санкт-Петербург; Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург; Государственном Историческом музее, Москва. Народное издание – дополнение научного аппарата эталонного факсимиле; полностью воспроизводит миниатюры и древнерусский текст каждого листа рукописи; при этом на внешнем поле приведены транслитерация и перевод на современный русский язык.]

Андрей Юрьевич Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством.

7.

С. 148 / Миниатюра Лицевого летописного свода. 1568-1576 гг. Русская летописная история. Книга 2 (1152–1173). Стр. факсимиле 148 из 544.

Разворот – стр. 148-149

С именем князя Андрея Боголюбского также связана история величайшей святыни – Владимирской иконы Божьей Матери, которую князь Андрей принес из Киева во Владимир.

8.

С. 317 / Миниатюра Лицевого летописного свода. 1568-1576 гг. Русская летописная история. Книга 2 (1152–1173). Стр. факсимиле 317 из 544.

Разворот – стр. 316-317

По преданию, во время путешествия князя с чудотворной иконой произошло чудо – лошади встали, и их нельзя было сдвинуть. Князь Андрей Юрьевич начал молиться, и ему явилась Богородица, повелевшая оставить ее образ во Владимире. На месте чуда явления Богородицы князь Андрей основал город, который впоследствии стал его резиденцией и получил название Боголюбово, а сам князь – прозвище Боголюбский.

9.

С. 363 / Миниатюра Лицевого летописного свода. 1568-1576 гг. Факсимильное издание рукописи XVI века: электронная публикация. Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Народное издание – Издательство «Актеон», 2014 //Русская летописная история.

Книга 2 (1152–1173). Стр. факсимиле 363. Скриншот. Source. Скриншот разворота – стр.

362-363.

Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя Андрея Юрьевича в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и каким-то другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви. Белокаменная стена ограждала не только церковный и дворцовый ансамбль, но и весь город.

Читайте также:  Бам какой год строительство

10.

Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского. Источник: пресс-релиз Института археологии РАН «Найден список убийц князя Андрея Боголюбского». Source

Летом 1174 года князь был убит заговорщиками [См.: ИА РАН: Найден список убийц князя Андрея Боголюбского]. В Ипатьевской летописи говорится не только о убийстве князя, но также описывается место, где он был убит: убийцы князя увидели его «за столпом всходным», то есть за лестничной башней.

11.

Церковь Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII веке. Реконструкция В.К. Емелина. Source

Лестничная башня и переход на хоры стала лучше всего сохранившейся частью памятника – как полагают ученые, благодаря тому, что считалась местом, хранившим память о мученической кончине князя, который был канонизирован в 1702 году.

12.

Лестничная башня и переход к церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Фотография: Институт археологии РАН

Судьба остальных частей храмового комплекса сложилась менее удачно: храм обрушился в 1722 году, и позже был заменен схожей по размерам, но довольно скромной по архитектуре барочной церковью. Сама лестничная башня также была надстроена в середине XVII века кирпичной колокольней с шатровым верхом.

В 1930-1950 годах археолог Николай Николаевич Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы с юга и запада, а также обнаружил основания столбов в южной части внутри храма и основание продолжения северного перехода, южного перехода, водосвятной чаши, а также башни или дворцового сооружения на южном склоне холма. Выяснилось, что нижние ряды белокаменной кладки из хорошо отесанных каменных блоков украшены профилированным цоколем, на выступающих частях которого стоят основания круглых колонок, украшавших фасад. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма.

Ученый составил аксонометрический план, описал внешний вид основания углов лестничной башни и основания стен башни: он впервые отметил, что базы колонн имеют сложный рисунок и предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, основания были по-прежнему скрыты толстым слоем земли, и свидетельством того, что когда-то у храма были развитые основания, стал лишь сделанный ученым чертеж. На сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытым музеефицированном раскопе в западной части собора.

13.

Раскоп вдоль западного фасада собора XII века, расположенный внутри западного притвора XIX века. Боголюбово. Фотография: Институт археологии РАН

В 2015 году сотрудники Института археологии раскопали ранее неизвестные части постройки: часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба.

14.

Северный портал церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Полуколонны, дополненные малыми колоннами. Фотография: Институт археологии РАН

Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый, на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. Эти декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.

15-16.

.

Слева: База с «когтями» (или «листьями»), Кафедральный собор в Граведоне, Ломбардия, Италия. Справа: База с «когтями» (или «листьями») западного фасада церкви Рождества Богородицы, Боголюбово. Фотографии: Институт археологии РАН

На первый «адрес» мастеров, работавших на строительстве храма, указали угловые колонны храма, поставленные по диагонали: подобные колонны есть в соборах Северной Италии: например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья, Италия, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья, Италия).

Второй «адрес» мастеров дали полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике Сан-Микеле в Павии.

17-18.

.

Слева: Кафедральный собор в Ферраре, Эмилия-Романья, Италия. Справа: Лестничная башня церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Фотографии: Институт археологии РАН

Эти особенности позволили предположить, что мастера, построившие храмовый комплекс в Боголюбове, пришли не из одного города, а из нескольких городов двух исторических областей Италии – Ломбардии и Эмилии-Романья. Сопоставление с другими памятниками белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси приводит к заключению, что Боголюбово строили две группы резчиков: первая группа — старых мастеров князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, и вторая — мастера из Северной Италии, которые принесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.

Раскопки 2018 года помогли представить более точно очертания древнего храма. Археологи открыли ранее не изучавшиеся участки на северо-восточном углу собора и в северной части центральной абсиды тройного алтаря и обнаружили новые детали, указывающие на сложную архитектуру комплекса.

Ученые обнаружили резной цоколь и мощную угловую колонну со скругленной «подушкой» базы, украшенной романскими «когтями» в переходе от северного фасада к боковому полукружию алтаря. В результате возникает целая «мелодия» белокаменных частей, объединенных общим стилем. В центральной части алтаря храма была открыта другая «мелодия», ранее известная только по фотографиям Н.Н. Воронина: резной цоколь, который перебивают основания тонких колонок.

19-20.

.

Слева: Раскоп центральной части алтаря снаружи и фрагменты мощения площади перед церковью Рождества Богородицы, Боголюбово. Справа: Раскоп северо-восточного угла церкви Рождества Богородицы, Боголюбово. Фотографии: Институт археологии РАН

Также археологи расчистили пространство перед стеной вровень с основаниями колонок и обнаружили мощение из блоков белого камня — часть площади, окружавшей собор. Возможно, оно сохранилось на всей площади, окружавшей собор, но, как отмечают ученые, без дальнейших раскопок выяснить это невозможно. Сейчас, по словам исследователей, не представляется возможным определить, какими были декоративные особенности древнего храма. Ученые не исключают, что обширные площадные раскопки позволят обнаружить не известные ранее конструкции вблизи храма, новые фрагменты его резного белокаменного декора и другие элементы, по которым можно будет говорить об особенностях архитектуры древнего Боголюбовского дворцово-храмового комплекса.

«По окончании работ шурфы были засыпаны, архитектура старого храма вновь скрылась под землей. Наверное, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей великолепного белокаменного сооружения и внутри и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому отсыревающих. Но это уже работы бо́льшого масштаба, требующие административной и финансовой поддержки», – отметил Владимир Седов. »

Пресс-релиз Института археологии РАН

Источник: gorbutovich.livejournal.com

dergachev_va

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Княжеская резиденция Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли, отражающая гармонию души человека dergachev_va 25 июля, 2021

Владимир Дергачев

https://554a875a-71dc-4f5f-b6bf-ae8967f137d5.selcdn.net/thumbs2/2603797c-8fcb-11ea-b174-025c4c6e7a28.800×600.jpg

Боголюбово (4,5 тыс. жителей, 2010) входит в число исторических городов России. Бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского основана в 1158 году в устье реки Нерли при её впадении в Клязьму, сегодня находится в 2 км к северо-востоку от Владимира. Нерль связывала Ополье с Окой и великим волжским торговым путем.

Основание Боголюбова увязывается с легендой о явлении Богоматери князю Андрею. Когда князь вёз икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в этом месте лошади встали, пришлось заночевать. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом месте были основаны Боголюбово с монастырём.

Читайте также:  Что такое сп в смете на строительство

При Андрее Боголюбским княжеская резиденция стало фактически столицей Северо-Восточной Руси с постоянным населением, самоуправлением, торговлей, ремёслами, ополчением и посадом. Внутри крепостных укреплений периметром 2,9 км располагался белокаменный дворцово-храмовый комплекс («замок») князя Андрея Боголюбского. После убийства князя в 1177 году его разорил и разграбил рязанский князь Глеб, после нашествия монголо-татар город окончательно потерял былое значение.

Частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений, остатки замка. Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи построены в XIX веке. Собор Боголюбовской иконы Богоматери в византийско-русском стиле построен в 1866 году.
Боголюбский женский православный монастырь Рождества Богородицы занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания домонгольской Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. После революции 1917 года монастырь был закрыт, и с1992 года возрождён.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/.jpg

Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1855—1866) и надвратная Успенская церковь-колокольня.

https://turistnnov.ru/upload/iblock/b3f/b3fa8893a3c9bd3aeb8f017d0bf2c4e8.jpg

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111 —1174) — князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150—1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157—1174). Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны. В 1108 году половецкий хан Аепа выдал свою 11-летнюю дочь, в крещении Анну, за 13-летнего Юрия Долгорукого. В 1148 году отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Кучки, красавице Улите, которая родила ему шестерых детей.

Андрей после смерти отца (1175) уступал в старшинстве обоим главным претендентам на киевское княжение черниговскому и смоленскому князьям. Желая править единолично, князь прогнал из Ростово-Суздальской земли вслед за своими братьями и племянниками и больших отцовых бояр. Он опирался на дружину, а также на владимирский люд и торгово-ремесленное сословие Ростова и Суздаля.

Дружинникам раздавал в условное владение земли, что стало прообразом формирования сословия будущих помещиков и дворянства. Проводившаяся им политика усиления самовластия предвещала формирование самодержавия в Московской Руси XV—XVI веков. Историк Василий Ключевский называл его первым великороссом: «В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным. В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные, досужие годы».

Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир, где в 1158—1164 годах пристроил к Владимирскому кремлю Новый город — земляную крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью.

Был построен великолепный Успенский собор, другие церкви и монастыри, а под Владимиром выросла укреплённая княжеская резиденция Боголюбово. При князе Андрее была возведена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Он основал большое количество храмов, посвящённых Богородице, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, его отец Юрий Долгорукий в это время находился в Киеве).

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества, было одним из сильнейших на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополии, но Константинопольский патриарх пресёк эту попытку.
В 1164 году князь провёл первый после Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар. Противник потерял много людей убитыми и знамёна, было сожжено несколько булгарских городов. По преданию Владимирская икона Богоматери помогала войску князя в этом походе. В память об этом Андрей учредил праздники, не принятые в Византии, — Покрова Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, которые вошли в литургический обиход Русской церкви.

Воспользовавшись междоусобной борьбой русских князей, Андрей Боголюбский послал на Киев войско во главе с сыном и союзниками. 12 марта 1169 года Киев был взят приступом. Два дня суздальцы, черниговцы, смоляне и полочане грабили «мати руских городов», чего прежде в княжеских войнах никогда не случалось. Множество киевлян были уведены в плен.

В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и иконы, кресты, колокола и ризы. «Митрополия» (Софийский собор) была разграблена наравне с другими храмами. В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб Юрьевич Переяславский.

В 1170 году был совершён неудачный поход на Великий Новгород, тогда князь Андрей решил взять «братьев славян» измором и блокировал им торговый хлебный путь из «низовских земель» (Владимирского Ополья). Наступивший голод вынудил новгородцев пойти на мир.
Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт князя с видными боярами и привело к заговору. В результате он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит в своей резиденции Боголюбово. В заговоре против мужа участвовала княгиня Улита и за это возможно была казнена.

Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени. Пока тело князя лежало на улице, очумевший люд грабил княжеские хоромы. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя, и он был похоронен в Успенском соборе Владимира. Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство.

Князь был канонизирован Русской православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

***
Владимирская икона Божией Матери (Богородицы) — самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви. По сказанию XV века икону написал евангелист Лука. Согласно преданию, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II.

На Русь икону доставили из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Сначала икона находилась в монастыре Вышгорода, удельного града Андрея Боголюбского, недалеко от Киева.

В 1155 году он взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой и получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. Икона сопровождала Андрея в походе 1164 года против волжских булгар. При взятии Владимира войском хана Батыя в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад.

Во время нашествия Тамерлана при великом князе Московском Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы. В XV века икона неоднократно «отпускалась» из Москвы во Владимир, а затем возвращалась. В 1480 году, в год освобождения Руси от монголо-татар, икона окончательно переносится в Москву, где устанавливается в новом кремлёвском Успенском соборе.

Читайте также:  Не дают разрешение на строительство участок в собственности что делать дальше

Здесь перед Владимирской иконой молился царь Иван Грозный накануне своих походов, Казанского в 1552 году и Полоцкого в 1563 году. Возвращаясь из походов, царь совершал перед иконой благодарственные молебны.

В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. При советской власти её в 1926 году передали в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Государственную Третьяковскую галерею. С 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.

https://pravlife.org/sites/default/files/field/image/vladimirskaja_ikona_bo-iej_materi.jpg

В XII веке Владимирская икона была покровительницей Владимиро-Суздальской Руси, прежде всего, жителей Владимира, святыней князя Андрея Боголюбского и его приближённых. Позднее икона становится главной святыней Руси. По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи. Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов.

Храм Покрова на Нерли: жемчужина архитектуры и туристическая Мекка.

Фото: Ляшко Ирина (CC by-sa 3.0) . http://st.rublev.com/news/85/885-2388-864.jpg

Белокаменный храм Покрова́ на Нерли́, расположенный в 1,5 км от бывшего княжеского дворца в Боголюбово, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы, был возведен в середине XII века. В летописи «Житие князя Андрея Боголюбского» (1702) следует, что храм построен не ранее 1165 года за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство вели отечественные мастера и присланные от императора Фридриха Барбароссы (1122—1190), короля Германии и императора Священной Римской империи.

Перед мастерами стояла непростая задача возвести храм не на красном месте (холме), а в пойме реки, на заливном лугу. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй и облицованные плитами. Образовался искусственный холм, на котором и была возведена церковь. Камень для строительства, видимо, добывали в окрестностях Москвы.
Первоначально церковь Покрова была собором небольшого укрепленного белокаменного монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли, перекрёсте средневековых водных торговых путей. Устье Нерли служило и воротами во Владимирскую землю, здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции в Боголюбово и на Владимир. Церковь должна была олицетворять парадный въезд в княжескую резиденцию. Ныне русло рек изменилось, и храм находится на берегу образовавшейся старицы.

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси по инициативе Андрея Боголюбского в середине XII века. Храм на Нерли стал первой Покровской церковью на Руси. Вскоре при храме возник женский, затем мужской монастырь. С учреждением патриаршества обитель стала патриаршим домовым монастырем.

Храм Покрова на Нерли олицетворяет расцвет Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. Возможно, храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя, когда окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы монголо-татарского нашествия.

Во второй половине XVII века монастырь получил крупные пожалования на сенокосы и рыбные ловли, что позволило поправить материальное положение и провести ремонтные работы. Храм иногда затоплялся во время разливов. В 1761 году близ храма была построена теплая Трехсвятительская церковь.

В последние годы существования обители имелись также две настоятельские кельи с амбаром, кладовой и погребом, братская келья, хлебопекарная келья, мучной амбар, погреб, сараи для лошадей и телег, огород и выгонный луг. Вокруг монастыря простирался саженей плетень со святыми вратами и шатровой колокольней на них.

В 1764 году при проведении екатерининской реформы по уничтожение монастырских вотчин монастырь был упразднен. В 1784 году игумен монастыря пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил это сделать. В начале XIX века древний храм вновь перешел в распоряжение Боголюбова монастыря. В 1884 году была построена новая каменная Трехсвятительская церковь.

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился небольшой, почти квадратный в плане четверик и глава. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены при ремонте 1877 года. Стены церкви украшены резными рельефами. Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями.
4 октября 2015 года после почти столетнего перерыва состоялось освящение всемирно известной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли называют самым красивым русским храмом, одними из величайших памятников мирового искусства. Храм входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.

Имеется несколько воспроизведений храма в России и за рубежом. Храм Святителя Николая при Военной академии РВСН имени Петра Великого в подмосковной Балашихе (открыт в 2006 году). В австрийском городке Ла-ан-дер-Тайя в 2018 году храм воспроизведен возле братских могил советских воинов. Строительство финансировал олигарх Олег Дерипаска, чей дед здесь похоронен.

Много на русской земли красивых храмов, но Церковь Покрова на Нерли — совершенство, воздвигнуто вопреки всем канонов православного зодчества не на красном месте (холме), а в пойме реки. Храм воздвигнут в гармонии между небом и землей, богом и верующим человеком.
В отличие от древнегреческого Афинского Парфенона, поражающим своими размерами и величием, зодчим на Владимирской земле удалось максимально лаконичным приемом выполнить ту же задачу — воплотить в камне гармонию человека с природой, гармонию души человека.

В мире воспроизведено множество копий храма, больше и меньше оригинала, однако ни один из них не производит такого впечатления, как сохранившиеся развалины Парфенона, отполированные временем, солнцем и ветром. Значит суть не только в физических размерах (высоте, широте, длине), а есть нечто, что волнует человека. Технически возможно воспроизвести идеальную копию Парфенона, но это и будет всего лишь холодная копия. Афинский Парфенон — не просто архитектурный памятник античности, а воплощенная в мраморе гармония человека с природой и политическим миром, гармония души человека, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. Уникальность Парфенона не в его размерах, а в пропорциях и воспроизвести их невозможно, если человек не познает самого себя.

В афинском Парфеноне древние греки закодировали модель мирового порядка созданного ими микрокосмоса. Древнегреческие храмы в отличие от христианских не были предназначены для совершения молебствий внутри их. Во время культовых действий в Парфеноне народ оставался вне помещений храма, обращенного архитектоникой вовне.

Таким образом, достигалась гармония между устройством души, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. При воспроизведении многочисленных копий Парфенона это соотнесение утрачивается. По аналогии с этим, демократия — всего лишь форма, а не предмет, который можно копировать.

Источник: dergachev-va.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...