Не все, что сделано руками человеческими, можно назвать подвигом или шедевром. Но и не все, что кажется нам обычным или непримечательным, ни не заслуживает считаться человеческим подвигом или шедевром. Понять весь глубокий смысл этой фразы, можно лишь узнав историю строительства простой железнодорожной дороги, которое началось еще в позапрошлом столетии. Хотя такая ли уж она и простая.
Строительство Транссибирской магистрали
Её начинали строить еще наши прапрадеды, а завершали стройку уже наши отцы. Транссибирская железнодорожная магистраль – дорога, соединившая все крупные части нашей большой России – европейский участок с ее серединным пунктом — суровой Сибирью и восточным регионами. Эту дорогу по праву называют Великим Сибирским Путем, ведь Транссиб проходит одновременно по двум частям света и является самой протяженной на всем белом свете. Её длина составляет 9288,2 км; и второй такой в мире вам не найти!
ЖД и метро ОТКАПЫВАЛИ, а не строили!
Впервые о строительстве дороги, которая бы соединила сибирские окраины нашего Государства с другими его частями, заговорил генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский в 1857 году. Но заниматься этим вопросом стали на три десятка лет позже. В начале 80-х годов XIX столетия, разрешив строительство Сибирской ЖД, правительство приняло еще одно важное решение – отказаться от помощи иностранных инвесторов и возвести Великий Путь своими усилиями и средствами. Именно это решение стало началом подвигов Транссибирской магистрали.
Официальным началом строительства Сибирского пути считается крайний день весны 1891 года. Наследник императора Николай II вблизи Владивостока заложил первый камень будущей железнодорожной магистрали. Но реальная стройка дороги началась ранее, в марте того же года. Годом позже началось возведение еще одного куска магистрали – от Челябинска до реки Оби. И Западно-Сибирская (1417 км.), и Уссурийская часть (729 км) были полностью закончены в 1897 году.
Реклама: Компания «АПМ Логистика» осуществляет комплексное обслуживание в области складского оснащения и обслуживания. Также компания предоставляет профессиональные услуги по логистике складирования.
Одним из самых трудных участков Транссиба считается строительство Среднесибирской ЖД. Её начали прокладывать в 1894 году. За 5 лет стройки были проложены 1830 км от Оби до Иркутска. Строительные работы велись по вечной мерзлоте, что принесло немало трудностей.
Строительство Транссибирской магистрали
Но самым героическим участком этой дороги можно назвать стройку Забайкальской железной дороги. На построение данного участка была потрачена четверть всей суммы ушедшей на строительство Транссибирской магистрали. Строительство, начатое в 1895 году, не раз останавливалось, и было полностью завершено только в 1905 году.
Транссибирская магистраль. Золотой глобус — 83
Последним этапом в строительстве Транссиба является возведение железнодорожного моста через реку Амур. Который был открыт для проезда 18 октября 1916 года. Но на этом история проведения строительных работ на магистрали не заканчивается. В период СССР работы над Великим Путем продолжались, было решено электрифицировать железную дорогу.
В 90-х — 2000-х годах была проведена модернизация дороги. А в 2002 году была закончена полная электрификация всей магистрали.
За цифрами, датами, километрами скрыт невообразимый человеческий труд, сотни тысяч рабочих, которые не жалея своих жизней, старались на благо Отечества.
Источник: etosibir.ru
Строительство транссибирской магистрали где и когда
В конце 1886 г. на совещании комитета министров Российской империи была признана необходимость строительства железнодорожной магистрали, соединяющей Европейскую Россию с портом Владивосток. В 1887 г. эту идею поддержал император Александр III. В том же году начались изыскательские работы для определения основных направлений железнодорожной линии и приблизительной стоимости постройки будущей магистрали. Для ведения изысканий были сформированы Среднесибирская, Забайкальская, Уссурийская экспедиции.
В начале 1891 г. началось само строительство дороги, которое одновременно велось с двух направлений — с запада (от железнодорожной станции Челябинск) и с востока (от Владивостока). Официальным началом строительства магистрали считается 19 (31) мая 1891 г., когда на закладке участка пути под Владивостоком, в местности Куперовская падь, присутствовал цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II).
Несмотря на то, что работы производились практически вручную, строительство магистрали было осуществлено в короткий по тем временам срок. В 1903 г. было уже установлено регулярное сообщение из Санкт-Петербурга до Владивостока и Порт-Артура. По отдельным направлениям работы продолжались до 1916 г.
Центральная часть Транссибирской магистрали прошла по территории Енисейской губернии. Еще в 1887 г. члены Красноярской городской думы, узнав о решении построить магистраль и начале изыскательских работ на участке Томск – Красноярск, писали иркутскому генерал-губернатору А.П. Игнатьеву «…это решение и … быстрое его осуществление произвели на г. Красноярск необычайно сильное и вместе необычайно отрадное впечатление. Железная дорога в Сибири – это та сила, отсутствие которой не дозволяло Сибири быть тем, чем она должна быть по своим естественным условиям…».
К декабрю 1895 г. были закончены работы на участке станция Обь (вблизи поселка Новониколаевск – ныне Новосибирск) — Красноярск и 6 декабря 1895 г. красноярцы встретили первый поезд. Поезд прибыл в 3 часа дня. Вокзал был празднично украшен зеленью, надписями, флагами. Играл военный оркестр. На торжество собрались тысячи горожан.
Появление поезда было встречено хлебом-солью и громогласным «Ура».
А в зимний полдень 16 февраля 1897 года на станцию Заозерная (восточнее Красноярска) прибыл первый поезд с востока. Это был товарно-пассажирский поезд № 4. В его составе находились багажный, почтовый, арестантский вагоны, пассажирский вагон, разделенный на первый и второй классы, и два вагона третьего класса. С открытия станции Заозерная началось регулярное пассажирское движение на участке между станциями Красноярск (правый берег Енисея) — Канск. Ходили поезда из Канска по средам, пятницам, воскресеньям, обратно по вторникам, четвергам и субботам. Однако отсутствие железнодорожного моста через Енисей делило Транссибирскую магистраль на две части.
30 августа 1896 г. такой мост был заложен в районе Красноярска. Строительство моста осуществлялось под руководством инженера-механика Е.К. Кнорре.
Спустя 4 месяца после открытия железной дороги Николай II, руководивший всем процессом от начала и до конца, был свергнут и казнен Февральской революцией.
Конечный пункт железной дороги — Владивосток, название которого означает «владение Востоком». Транссиб — продукт российской политики на Востоке и средство ее продвижения. Поэтому с самого начала строительства эта железнодорожная магистраль была тесно связана с народом Корейского полуострова.
Так, специальный посланник в Гааге Ли Джун Ын (Lee Jung Eun) 21-го мая 1907 года сел на поезд во Владивостоке и проделал полный путь до Санкт-Петербурга, куда прибыл 4-го июня.
В 1911-ом году предводитель повстанческой армии Ли Бом Юн был сослан в Иркутск, а расформированные части сражавшейся за независимость армии в 1921-ом году были взяты в плен и отправлены отбывать наказание именно по Транссибу.
В 1925-ом году Чо Бон Ам отправился по Транссибу в Москву, чтобы сообщить о создании Коммунистической партии Кореи в штаб Международной коммунистической партии. В 1927-ом году первая кореянка-западник, художница и борец за права женщин, На Хе Сок отправилась вместе с мужем по Транссибирской железной дороге в кругосветное путешествие.
Корейскому народу стал широко известен Транссибу после выхода в 1933-ем году романа корейского писателя Ли Гван Су «Нефтяная скважина». Главный герой отправляется покорять мир, и его путь лежит через Сибирь.
Главная героиня отправляется на его поиски и подробно описывает свою поездку на поезде и виды Байкала. Сам Ли Гван Су был опубликован в Америке и назначен главным редактором в Сан-Франциско.
Через Сибирь и Европу он отправляется к Атлантическому океану, но во время его поездки начинается Первая мировая война, и писателю приходится остановиться в Чите на полгода.
Сон Ки Джон и Нам Сын Йон, завоевавшие золотую и бронзовую медали на Олимпийский играх в Берлине в 1936-ом году, также путешествовали по Транссибирской магистрали. Еще более долгий путь проделал японский легкоатлет Сон Су Тан, отправившийся из Токио в Сеул на судне, затем через Синыйджу (город в КНДР — прим. ред.), Даньдун, Шэньян и Харбин в Читу и Берлин.
В 1937-ом году, во времена сталинского режима, произошло принудительное переселение около 2-х сот тысяч корейцев из приморья в Среднюю Азию. В процессе переезда в вагонах багажного отделения поезда погибло двадцать тысяч корейцев.
Официальной причиной переселения было «предотвращение проникновения японских шпионов», однако ученые предполагают, что на самом деле причиной являлась нехватка рабочей силы в Средней Азии, стремление не допустить сплочения корейской диаспоры и избежать конфликта с Японией.
Транссиб связан с Кёнъисоном, старейшей железнодорожной линией Кореи, через Маньчжурскую железную дорогу.
С начала 21-го века было выдвинуто множество проектов соединения Транссибирской магистрали и Синыйджу посредством Транскитайской или Транскорейской железных дорог.
Но для этого на китайском и корейском участках рельсы должны быть заменены со стандартных (1435 мм) на более широкие (1520 мм), при этом оси и колеса должны меняться в точках соединения.
В 2014 году Институт исследований железных дорог Кореи (KRII) разработал технологию с переменной скоростью, которая может работать без смены колес, даже если ширина колеи различна. Если железная дорога из Пусана в Европу будет построена, она, как ожидается, принесет огромные доходы в различных областях, а также сэкономит затраты на логистику.
23-его июля в 19:10 из Владивостока отправился Поезд Памяти о насильственном переселение корейцев в СССР.
86 человек отправились в путешествие до Алматы (6500 км) по следам истории в поисках плана установления мира на Корейском полуострове и объединения корейской нации.
Я искренне надеюсь, что Транссибирская магистраль, ставшая 80 лет назад «дорогой смерти», сможет на этот раз сыграть свою положительную роль в примирении Севера и Юга и в процветании Северо-Восточной Азии.
Транссибирская магистраль: дорога тысячелетия
go2allСейчас по Транссибу в плацкартных вагонах едут через всю страну туристы-иностранцы. Зачем им это надо? А затем, что Транссиб — это и есть Россия. Проехав по нему, понимаешь, на что ушли полтора миллиарда золотом, 34 года борьбы с вечной мерзлотой, непроходимыми горами и лесами, и что это такое — 9 тысяч километров до океана.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДОРОГИСудьба Транссибирской магистрали напоминает миф о Сизифе, которого боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. По логике этих самых богов, не было ничего ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд.
Понятно, что Транссиб для России — это больше, чем просто железная дорога, поэтому об ее бесполезности никто не говорит. Но нечеловеческий труд, с которым возводили Транссиб, можно было назвать сизифовым.
Судите сами: когда Александр III принял окончательное решение, что нельзя откладывать строительство дороги, которая свяжет Европу и Азию, от помощи западных промышленников отказались, так как боялись усиления влияния иностранных капиталов на Дальнем Востоке.
Строить решили на свои средства и своими руками, а точнее руками ссыльных арестантов, солдат, местных крестьян и тех, кто приезжал на стройку самой длинной железной дороги в мире из европейской части страны. В разгар работ в стройке участвовали около 90 тысяч человек.
Путешественник Андре, Польша: «Когда я смотрю на карту, то в моей голове не укладывается, как может быть страна такой большой. Хочу ее проехать от края до края»
Началось грандиозное строительство в 1891 году. За первые 12 лет было проложено 7,5 тысяч километров путей, причем практически вручную, без применения сложной техники.
По темпам строительства и объему работ Великий Сибирский путь не знал себе равных в мире. Мало того, сразу дорогу построить не удалось. Оставалось возвести последние 2 тысячи километров путей, которые соединили бы Хабаровск и Сретенск (Забайкальский край). Но из-за сложных климатических и геологический условий в Амурской области решили строить дорогу через Маньчжурию. Так в 1903 году появилась Китайско-Восточная железная дорога, и Европа получила выход к Тихому океану.
Однако история борьбы за стальную колею на этом не закончилась. После Японской войны стало понятно, что пропускная способность дороги слишком низкая. Решили менять рельсы на более тяжелые, класть дополнительные шпалы, перестраивать мосты.
Кроме того, нужно было достроить Кругобайкальскую дорогу, так как с западного на восточный берег озера поезда приходилось перевозить на пароме. А еще война с Японией показала, что железная дорога, пролегающая по территории другой страны, — это опасно, ненадежно и неудобно. И снова лопату в руки! С 1907 по 1915 возводили Амурскую железную дорогу, которая заменила стоившую стольких жизней и труда КВЖД. Сквозное движение от Челябинска до Владивостока открыли только в 1916 году, а сама магистраль была поделена на Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую железные дороги.
Но худшее было впереди: Гражданская война варварским ураганом прошлась по Транссибу. Была уничтожена большая часть вагонов, рельсы разворотили, сожгли мосты, в том числе и грандиозные переправы через Амур и Иртыш, разгромили станции и устройства водоснабжения.
Когда война, наконец, закончилась, стали срочно магистраль восстанавливать, причем совершенно безумными темпами. В марте 1925 года мытарства Транссиба закончились, и сквозное движение по нему осуществляется по сей день.
Однако «сизифов камень» нужно снова поднимать на вершину: на данный момент пропускная способность Транссиба полностью исчерпана, в проекте — очередная глобальная стройка, на этот раз — второй линии Байкало-Амурской магистрали.
ФАКТЫ О ТРАНССИБЕ• Самая западная станция Транссиба — Москва, самая восточная — Хабаровск (5 дней и 13 часов пути из Москвы), самая северная — Киров (12 часов от Москвы) и самая южная — Владивосток (6 дней и 2 часа пути).• Несмотря на то, что официально конечной станцией Транссиба является Владивосток, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции — Восточный порт и мыс Астафьева. Таким образом, Транссиб на самом деле доходит прямо до Тихого океана.
А на северной ветке можно считать конечной станцией Транссиба село Чугуевка.• На Транссибе расположены 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд «Россия» делает 64 остановки, среди которых затесалась станция Ерофей Павлович — по имени поселка городского типа, расположенного в 4,5 днях пути от Москвы.• На Транссибирской магистрали расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.
Это станция Слюдянка-1, которая находится недалеко от берега Байкала (от Москвы примерно 3 дня и 5 часов). Возведение помпезного вокзала стало финальным аккордом эпопеи со строительством Кругобайкальской железной дороги. Кстати, в России нет больше здания, кроме этого вокзала, которое полностью было бы построено из нешлифованного байкальского мрамора.
Добывают его в Слюдянке в открытом месторождении «Перевал».• Железная дорога пересекает 16 крупных рек, среди которых такие гиганты, как Волга, Кама, Енисей, Амур и Иртыш. Магистраль проходит по территориям 12 областей, 5 краев, 2 республик и 1 округа.• При строительстве Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки — прорывались через скалы.
Впоследствии дорогу прозвали «Золотой пряжкой стального пояса России».• До мая 2010 года самым дальним поездом в мире был поезд № 53/54 Харьков-Владивосток (время в пути составляло чуть менее 7,5 дней). Теперь он ходит только до Уфы, однако беспересадочные вагоны сохранили. Кстати о вагонах.
Самым дальним в мире является беспересадочный вагон Киев-Владивосток (время в пути также 7,5 дней).• Самый большой вокзал на Транссибе — Новосибирск-Главный. Он был построен в 1940 году.• Полюс холода Великого сибирского пути находится на участке Могоча-Сковородино (Забайкальский край и Амурская область соответственно).
Хоть это и не самые северные точки на карте Транссиба, зимой здесь временами доходит до минус 60 градусов. Кроме того, на этом участке расположена сплошная зона вечной мерзлоты.• Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913-1916 годах. «Амурский красавец», как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире.
Пальму первенства тогда взял мост через Миссисипи. Проект «Амурского красавца» в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке. Такая же есть у Эйфелевой башни. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещенный автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.• Общая длина только самых больших мостов Транссиба (мост через Амур, Зейский мост, Камский мост, Енисейский мост, Обский мост, Иртышский мост) составляет 7 километров 177 метров.
• Фирменный поезд Москва-Владивосток с именем «Россия» появился 30 сентября 1966 года. В этот день и под этим именем он отправился в первый рейс.
Окраска вагонов первоначально была вишнёвой, надпись выполнена большими металлическими буквами. Позже цвета вагонов менялись неоднократно.
Начиная с 2000 года вагоны поезда «Россия» окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.
В ПУТЬВариантов путешествия по Транссибу существует несколько.Самый быстрыйСамым скоростным на Транссибе является фирменный поезд 1/2 «Россия», который проходит путь от Москвы до Владивостока за 6 дней и 2 часа. Долго? А проводники поезда «живут» на маршруте по 2 недели — едут туда и обратно. Зато потом полмесяца отдыхают.Отправление «России» происходит с Ярославского вокзала, из Москвы — по нечетным числам, из Владивостока — по четным.
Вас интересует, какая самая высокая точка Транссиба, а есть ли в вагонах душ? Отвечаем — душ есть, но не всегда! Дело в том, что специальный бытовой штабной вагон, в котором имеется душ и стиральная машина, отправляется из Москвы только 3,7,17,21 числа, а из Владивостока 10,14,24,28 числа каждого месяца. А в остальные дни вместо бытового вагона цепляют штабной вагон с купе для пассажиров на колясках.
Самый туристическийТуроператоры разработали специальный маршрут на туристическом поезде «Золотой орел». Этот поезд по рейтингу Международного общества любителей железнодорожных путешествий (The Society of International Railway Travelers) входит в число 25 лучших поездов мира.Купе в «Золотом орле» просторнее и имеют все удобства.
Но самое главное, что по пути делаются остановки, и туристов возят на экскурсии: обзорные по крупнейшим городам Транссиба, в аутентичные деревни Бурятии, по берегу Байкала и так далее. Едет «Золотой Орел» из Москвы во Владивосток 14 суток. В тур также входит однодневное проживание в отеле во Владивостоке. Цена зависит от класса вагона. Кроме того, билеты «обратно» в стоимость не включены.Самый обычныйВажно
Сейчас между Владивостоком и Москвой из пассажирских поездов курсирует только «Россия». В принципе, существуют и нефирменные поезда (№ 918, 946, 904), но сейчас они не ходят. Такие поезда скорыми не были, и время в пути могло растянуться и до 9 дней с хвостиком.
Изучить магистраль еще более детально можно и на сайте веб-энциклопедии Транссиба. Выбирайте, что вам больше по душе — монитор или настоящее окно поезда — и в путь по самой главной дороге России. А забронировать гостиницы в посещаемых городах России вам поможет go2all.ru
Источник: polit-gramota.ru