Строительство успенского собора в кремле было при

Содержание

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

Успенский собор московского Кремля. Поражает величием и суровой простотой, 1964 год

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор в Кремле

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».

Успенский собор Московского Кремля. Белокаменная Москва.

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора. Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Успенский собор Московского Кремля

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников.

На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16-метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия.

В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

Успенский собор Московского Кремля

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Читайте также:  Образец заявления на получение леса на строительство

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Успенский собор Московского Кремля

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

Успенский собор Московского Кремля

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

  • риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
  • подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
  • частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
  • камень от гроба Богоматери;
  • десница апостола Андрея первозванного;
  • чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
  • святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
  • Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

Источник: www.9111.ru

6.1.1. Успенский собор

Успенский собор всегда был главным собором русского государства, рис. 6.2, 6.3. «Успенский собор занимает особое место в русской истории… НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ СОБОР БЫЛ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И КУЛЬТОВЫМ ЦЕНТРОМ РОССИИ: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, а позже короновали императоров» [103], с. 5. Считается, что первый Успенский собор был заложен на этом месте при Иване Калите и простоял здесь якобы до 1472 года [103], с. 6. Успенский собор, который сегодня стоит в Кремле, возведён при Иване III в 1472–1479 годах. «Государь Всея Руси, великий князь Иван III задумал создать резиденцию, соответствующую его положению. НОВЫЙ КРЕМЛЬ должен был олицетворять величие русского государства… Работы начались с возведения Успенского собора, который своим РАЗМЕРОМ И ОБЛИКОМ ДОЛЖЕН БЫЛ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР XII ВЕКА» [103], с. 6.

Рис. 6.2. Успенский собор Кремля. Вид с Соборной площади. Фотография 2003 года.

Рис. 6.3. Успенский собор Кремля. Вид от колокольни Ивана Великого. Фотография 2003 года.

Внутренне убранство Успенского Собора представлено на рис. 6.4–6.15.

Рис. 6.4. Внутреннее убранство Успенского Собора Московского Кремля. За колонной видно место патриарха. Фотография 2003 года.

Рис. 6.5. Царское место в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография 2003 года.

Рис. 6.6. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.7. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.8. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.9. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.10. Резное клеймо с надписью на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.11. Резное клеймо с надписью на царском место в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.12. Место цариц в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография 2003 года.

Рис. 6.13. Склеп патриарха Гермогена в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис 6.14. Роспись колонн Успенского собора Московского Кремля. Изображены «татарские» тамги. Фотография 2003 года.

Рис. 6.15. «Татарские» тамги на колоннах Успенского собора. Фотография 2003 года.

По нашей реконструкции, Москва стала столицей всей Руси лишь при «Иване Грозном», то есть в конце XVI века. Подробности см. в [1], [2], [9]. При столетнем хронологическом сдвиге эпоха «Ивана Грозного» накладывается как раз на правление Ивана III. Поэтому многие события эпохи XVI века попали, — в романовско-миллеровском учебнике по русской истории, — в конец XV века.

То есть, в эпоху правления Ивана III. Отсюда ясно, почему якобы именно Иван III НАЧИНАЕТ В МОСКВЕ СТОЛИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Возводит новый Кремль, строит главный собор ПО ОБРАЗЦУ ВЛАДИМИРСКОГО, а не прежнего московского, который якобы существовал на этом месте и якобы уже 250 лет был главным собором Руси. По нашей концепции, до XVI века столица Руси действительно была во Владимире.

А до этого — в Ростове, в Костроме = Хорезме арабских источников. Поэтому при переносе столицы естественно «перенесли» и главный собор. То есть, в Москве построили ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ, как и во Владимире.

Здесь уместно привести следующее утверждение археологов. «Фактов, неоспоримо свидетельствующих о наличии подворья в Кремле РАНЕЕ строительства 1460 г. — НЕТ» [28], с. 86. В частности «вкладная книга Троице-Сергиева монастыря, составленная в 1560 — 70 годах, НЕ ДАЁТ О НЁМ [о подворье в Кремле] сведений РАНЕЕ ЭТОГО ЖЕ ВРЕМЕНИ» [28], с. 86. Другими словами, в Троице-Сергиевом монастыре НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ о существовании княжеского двора на территории московского Кремля ранее 1460 года. Это очень хорошо соответствует нашей реконструкции. Москва была основана лишь после Куликовской битвы в конце XIV века, и только во второй половине XVI века сюда переносится столица Руси.

Читайте также:  Какой штраф за незаконное строительство на своем участке

Считается, что начиная с Ивана III, московский Успенский собор является главным собором русской Империи. Собору всегда уделялось особое внимание. «В 1481 году ЛУЧШИЙ ЖИВОПИСЕЦ этого времени Дионисий с артелью написал трёхъярусный иконостас и несколько крупных икон… а в 1513–1515 годах собор был украшен фресками» [103], с. 8.

Что же осталось от всего этого, и что можно узнать о средневековой Ордынской, до-романовской русской державе, посетив этот собор сегодня? К сожалению, почти ничего. Вот что сообщают нам. «НЕМНОГОЕ СОХРАНИЛОСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ от первоначального убранства собора: обветшалые иконы заменяли новыми… ДРЕВНИЕ ФРЕСКИ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА БЫЛИ СБИТЫ» [103], с. 8.

Этим якобы «древним» фрескам Дионисия было, следовательно, всего лишь 100–150 лет, КОГДА ИХ СБИВАЛИ. Для фресок — не возраст. Да и иконы вряд ли уж так сильно «обветшали» за столь короткий срок. Конечно, могло быть и так — именно в Успенском соборе протёк потолок, быстро пришли в негодность фрески и т. д. Но почему буквально то же самое, и В ТО ЖЕ ВРЕМЯ происходит и в московском Архангельском соборе, построенном в 1505–1508 гг.? Вот что нам сообщают. «Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах в правление царя Алексея Михайловича, который указал: „…писать церковь Михаила Архангела НАНОВО стенным письмом, А СТАРОЕ ЗБИТЬ“, так как стенопись XVI века, времён царя Ивана IV, к середине XVII столетия сильно обветшала» [102], с. 8.

Отметим, что фрески, написанные при Романовых в XVII веке, НЕ СБИВАЛИ затем ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX веке. Почему же в XVII веке понадобилось сбивать ещё сравнительно свежие фрески, исполненные ЛУЧШИМИ иконописцами XVI века?

Обратим внимание, что фрески были именно СБИТЫ, а не записаны новыми поверх якобы «обветшавших». Другими словами, в двух крупнейших кремлёвских соборах практически в одно и то же время была зачем-то проведена огромная работа по СБИВАНИЮ ШТУКАТУРКИ СО ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ СТЕН И СВОДОВ. После чего они были, следовательно, ЗАНОВО ОШТУКАТУРЕНЫ.

И лишь затем по новой штукатурке написали новые фрески. Если уж так хотели по каким-то соображениям покрыть стены и своды соборов новыми фресками, то почему их просто не написали поверх старых? Как это обычно делалось, и как это было сделано, например, в Благовещенском соборе Кремля, стоящем рядом.

Не потому ли, что Романовы хотели НАВСЕГДА уничтожить следы того, что было изображено на стенах кремлёвских соборов во времена предыдущей Ордынской династии? Ведь если написать новые фрески по старым, то старую роспись в принципе можно в какой-то степени восстановить, соскоблив верхний слой краски. Что и делают сегодня, раскрывая фрески XVI, XV, а иногда даже XIV века. А вот СБИТЫЕ фрески действительно восстановить уже невозможно.

Сегодня нас уверяют, будто перед тем, как сбить всю штукатурку в соборах, «было составлено описание первоначальных композиций… что помогло сохранить идейный замысел и композиционную схему росписей XVI века» [102], с. 8. Таким образом, современные исследователи признают утрату старых росписей, от которых уцелела лишь «композиция». Композицию Романовы действительно могли и сохранить. Дело было не в ней.

Оказывается, в XVII веке и в Успенском, и в Архангельском соборах БЫЛИ ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНЕНЫ ИКОНОСТАСЫ [103], с. 34; [102], с. 33. Тут уместно напомнить, что в это же время, при первых Романовых, были «существенно повреждены» и многие старые московские белокаменные саркофаги [28], с. 81. Тоже, что ли, «обветшали» именно к этому времени?

Далее, напомним, что именно в это время по приказу Романовых были сожжены и старые разрядные книги, рассказывавшие о происхождении знатных русских родов, см. выше. А под предлогом церковной реформы Никона при первых Романовых была проведена ЧИСТКА ВСЕХ РУССКИХ БИБЛИОТЕК. Оказывается, «ИСПРАВЛЯЛИ СТАРЫЕ КНИГИ» [77], с. 147. Сегодня нам говорят, будто изымали ТОЛЬКО церковные книги. Но так ли это?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить

Успенский собор в Москве

Успенский собор в Москве М.Ю. Лермонтов называл Московский Кремль «алтарем России». Эти слова можно с полным правом отнести к кремлевскому Успенскому собору. На протяжении веков храм был связан с важнейшими событиями в жизни страны. Успенский собор служил местом

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Успенский собор

Успенский собор Этот храм по праву считают одной из величайших святынь всей России.Несколько веков патриарший Успенский собор Московского Кремля был духовным и политическим центром страны. Ведь именно здесь венчали на царство великих князей, короновали императоров,

4.3.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — Успенский собор Кремля

4.3.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — Успенский собор Кремля После Оружейни на углу или «креплейшего угла» библейский автор подходит к Дому великого священника. Библия говорит: «От угла до дверей дома Елияшива, ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА… от дверей

6.1.1. Успенский собор

6.1.1. Успенский собор Успенский собор всегда был главным собором русского государства, рис. 6.2, 6.3. «Успенский собор занимает особое место в русской истории… НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ СОБОР БЫЛ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И КУЛЬТОВЫМ ЦЕНТРОМ РОССИИ: здесь поставляли великих

5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия

5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия Далее Флавий описывает три высокие башни, стоявшие внутри иерусалимских стен. Поскольку, как мы уже понимаем, говорится о Московском Кремле, то не исключено, что речь идет о

Успенский собор в Кремле

Успенский собор в Кремле Увенчанный пятью куполами, похожими на золотые шлемы, белый куб Успенского собора во времена царствования Ивана III был виден почти с любой точки Москвы. Он будто господствовал над городом своим величественным силуэтом, словно подтверждая слова

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор)

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

52. Как возводился Успенский собор

52. Как возводился Успенский собор Женитьба государя аукнулась неожиданным эхом. Разъяренный Бонумбре возвращался в Рим той же дорогой. Прибыл к ливонским крестоносцам и нашел внимательных слушателей. Плевался, честил русских свиньями и обманщиками, а Софью

4.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — это Успенский Собор в Кремле

4.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — это Успенский Собор в Кремле После Оружейни на углу или «креплейшего угла», библейский автор подходит к Дому великого священника. Библия говорит: «От угла до дверей дома Елияшива, ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА… от

Читайте также:  Наращивание в строительстве это

Источник: history.wikireading.ru

История создания Успенского собора

Первая «версия» Успенского собора в Московском Кремле была возведена 4 августа 1326 года при царе Иване Калите. Собор был основан Митрополитом Киевским Петром. Основной причиной для постройки собора стало обретение Москвы статуса столицы Руси.Первоначально здание собора представляло из себя одноглавый белокаменный храм. Собор строился по стандартной для тех веков технике: кладка из грубо обработанных белокаменных блоков сочеталась с гладкими, отшлифованными элементами архитектурного декора.
В 1470 году в Москве произошел сильный пожар, в результате которого пострадало здание собора и его необходимо было обновить. Роль инициатора реконструкции сыграл митрополит всея Руси Филипп. Для того, чтобы накопить денег на обновление собора, все монастыри были обложены налогами, а народ призывали к церковным пожертвованиям.
Обновление Успенского собора поручили мастерам из города Псков Кривцову и Мышкину, которые справились с работой и возвели обновленное здание. Но, через четыре года после окончания работ псковских мастеров (в 1474 году), из-за сильнейшего землетрясения оно рухнуло. Тогда царь Иван III пригласил известного архитектора из Италии — Аристотеля Фиораванти, под мастерским руководством которого и построен (1475-1479) собор, и сейчас украшающий Московский Кремль. Фиораванти должен был брать за образец Успенский собор во Владимире — этим Иван хотел подчеркнуть преемственность новой столицы по отношению к одному из самых древних городов Святой Руси.
В августе 1479 года митрополитом Геронтием было проведено освящение новопостроенного храма. Через некоторое время в Успенский собор перевезли мощи святого Петра, хранившиеся во время строительных работ в церкви святого Иоанна Богослова.

Роспись Успенского собора

С 1481 по 1515 проходила роспись помещений собора. В этой работе участвовал и знаменитый иконописец Дионисий. В 1642-1643 года собор расписала группа из 150 художников, руководство над которыми взяли на себя царские изографы Иван и Борис Паисеин и Сидор Поспеев.

Первоначальная роспись не пропала бесследно, сохранились некоторые ее элементы, которые являются самым древним образцом фресок на территории Кремля. Иконостас создали в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Большинство икон написаны мастерами в Москве в XIV и XV века, остальные привозили в Москву из других городов.
Самый древний сохранившийся элемент собора — его южные двери; на них золотом выписаны 20 изображений на темы Библии.
В 1326 в соборе совершили погребение святого Петра, и после этого до 1700 года храм постоянно являлся усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов, кроме Никона и Игнатия.
В 1547 году здесь венчали молодого Ивана IV, а в 1613 году здесь на Земском соборе решено назначить Михаила Романова царем. В последующие года в соборе продолжили короновать всех императоров России.
Во время войны с французами в 1812 году Успенский собор разграбила армия Наполеона.
Спустя век, в 1918 году здесь проводилось поставление в статус патриарха митрополита Москвы Тихона. Спустя немного времени, в этом же году, собор закрыли для посещения в связи с тем, что в Кремле разместилось правительство РСФСР.
В 1922 году Успенский собор был превращен в полноценный музей, как памятник древней архитектуры. В ходе реставрационных работ к середине 1950 годов большая часть элементов собора была восстановлена, и с 1954 года собор открыт для посещения. Но, после открытия реставрацию пришлось продолжить еще некоторое время, по причине чего Успенский собор был временно закрыт. В 1995 году экспозиция получила окончательное завершение.

Источник: www.istmira.com

1475-1479. Строительство каменного Успенского собора в Московском Кремле

Успенский собор является православным храмом на территории Московского Кремля. Он расположен в пределах Соборной площади. Это наиболее древнее здание Москвы, которому удалось полностью сохраниться до наших времен. Здание было построено в 1475-1479 гг. Руководил работами зодчий из Италии Аристотель Фиораванти.

Строительство каменного Успенского собора

История строительства

Первое здание собора, выполненное из камня, заложили еще в 1326 г. Связывают это событие с первым святителем Петром и князем Иваном Калитой. Собор был заложен в месте нахождения уже существовавшей церкви, выполненной из древесины. Поводом для начала строительства было то, что Москва стала первопрестольным городом. Однако сильный пожар 1470 г. в Кремле привел к разрушению северного придела храма, поэтому вскоре митрополит Филипп выступил с инициативой произвести обновление собора.

Проект обновленного собора должны были реализовывать мастера Кривцов и Мышкин под общим руководством В. Ховрина и И. Ховрина, а также В. Ермолина. Заложили новый храм в 1472 г., взяв за основу Владимирский Успенский собор. Чтобы не останавливать богослужения, возвели временную церковь из дерева. В ней прошла церемония бракосочетания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог.

Однако заново выстроенный собор долго не простоял и уже в 1474 г. рухнул. Предположительно причиной стало землетрясение в мае этого года. Свою роль в разрушении сыграло и несовершенство технологий строительства, на которые опирались русские архитекторы того периода. Для России это был начальный этап перехода от деревянного зодчества к каменному. В результате раствор для связки элементов здания был жидким и непрочным.

План собора

Иван III сначала решил воспользоваться услугами псковских мастеров, но те, посмотрев на фронт работ, отказались. Поэтому князь пошел по нетрадиционному для Руси пути и пригласил итальянского зодчего.

Выбор итальянского мастера

Выбор пал на Ридольфо Аристотеля Фиораванти. Это был в большей степени инженер, чем архитектор. Его работы были связаны с отливом и подъемом колоколов на звонницы. Итальянец имел огромный опыт при прокладке водных каналов, а также в строительстве и реставрационном обновлении мостовых сооружений. Работы по строительству Успенского собора начали в 1475 г.

Постройка Собора была завершена в 1479 г., а уже спустя 2 года храм покрыли росписью церковного типа. Со стороны русских архитекторов сначала слышались слова недоверия относительно итальянца. Особенно им были непонятны новые технологии строительства, применяемые Аристотелем Фиораванти. В частности, это относилось к специфике сооружения сводов.

Их толщина была незначительной – всего в 1 кирпич. Поэтому были подозрения на то, что потолок начнет протекать во время ливней. Но все опасения оказались напрасными. Сооружение получилось надежным. При этом впервые в каменном строении на Руси использовалась тяга из металла, а подача осуществлялась блоками на колесах.

Архитектурные особенности

Аристотелю Фиораванти удалось повторить взятый за основу образец – Успенский собор во Владимире. Ориентируясь на этот древний крестово-купольный храм, итальянец привнес принципиально новые решения. Трехнефный пятиглавый собор выложили с применением небольших блоков. Материалом был белый камень.

Особое внимание обращает на себя монолитность сооружения – равенство членений по размерным параметрам, утолщение алтарных апсидов и их сокрытие с помощью массивных лопаток, сближение крупных глав. Для подчеркивания глади стен были использованы узкие окна щелевидной формы. Воспользовался мастер и небольшим аркатурным фризом.

Если фасад смотрится достаточно сурово, то интерьер был очень просторным, что создавала эффектный контраст. За счет применения новых средств строительства получилось расширить все зоны собора. При этом пространство не стесняется круглыми столпами, наоборот, создается эффект большого зала во дворце. Успенский собор был ориентиром при сооружении большинства новых церквей допетровских времен.

Источник: dzodzo.ru

Рейтинг
Загрузка ...