Строительство в российской федерации проблемы

Прежде чем говорить о проблемах и способах их решения в сфере местного самоуправления, следует обратиться к трактовке термина «местное самоуправление» или сокращенно МСУ. По мнению Т.З. Алиева, именно органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения [1].

Федеральный закон № 131-ФЗ дает следующую трактовку термина «местное самоуправление»:

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2].

А.А. Шалыгин «Строительство скалодромов в России: проблемы и перспективы»

Местное самоуправление представляет интерес для науки уже давно. Роль МСУ нашла выражение и в широком интересе к термину. Так, само понятие и его особенности, связь органов МСУ с населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века, такие как: А. Д. Градовский, И. И. Евстихиев, Н.И. Лазаревский, М.И. Свешников и др.

Местное самоуправление в РФ наделено важной ролью, которая выражается в том, что именно оно объединяет личность, государство, государственную власть в рамках общности интересов государства и общества.

Деятельность местного самоуправления в РФ

Формирования местной власти являет собой процесс длительный и сложный. В современной России МСУ по-прежнему находится на стадии формирования. Путем проб и ошибок выбираются оптимальные для российских условий подходы к местному самоуправлению. В настоящее время деятельность органов местного самоуправления сталкивается со следующими трудностями:

  • проблемы, связанные с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления,
  • дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления,
  • недостаточность его собственной доходной базы,
  • отсутствие надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.

Реформирование деятельности органов местного самоуправление продолжается уже более 25 лет. Несмотря на положительные изменения, проблемы остаются. Они обусловлены, прежде всего, тем, что в процессе реформирования недостаточно учитывается разница в социально-экономическом развитии регионов и их значительные различия по иным признакам, таким как:

  • размеры территории,
  • освоенность территории,
  • плотность населения,
  • климатические условия и т.д.

В свете изучения деятельности органов МСУ и проблем функционирования местного самоуправления, большой интерес вызывает подход к выявлению проблем Л.В. Гильченко. Он выделяет систему факторов, препятствующих становлению МСУ в РФ. Они представлены на рисунке.

Круглый стол «Незавершенное строительство в России Проблемы и пути решения»

Проблемы в деятельности местного самоуправления

Проблемы в деятельности МСУ по Л.В. Гильченко

Государство упорно продолжает совершенствовать деятельность местного самоуправления, несмотря на активное сопротивление обленившихся и коррумпированных чиновников. Процесс продвигается очень медленно, так как население не в полной мере осведомлено о той деятельности органов МСУ, которую они должны реализовывать.

Для достижения поставленных перед новым этапом административной реформы целей необходимо заставить трудиться неустанно все уровни власти. Для того, чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера.

Деятельность органов местного самоуправления практически ни в одном регионе не оказывает положительный экономический эффект. Следует подчеркнуть, что проблемы экономического характера сдерживают поступательное развитие МСУ в России.

До тех пор, пока в стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, – это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления [3].

Деятельность органов местного самоуправления может стать эффективной только при наличии совместных усилий населения, органов МСУ и государственной власти.

Перечень основных проблем местного самоуправления в России

Для понимания всего масштаба проблемности реформирования сферы МСУ, следует рассмотреть ключевые проблемы местного самоуправления по отдельности. Так, прежде всего в глаза бросается несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Низкий уровень финансирования и недостаточная экономическая и финансовая грамотность ведет к банкротству регионов и превращению их в дотационные.

По-прежнему остается необеспеченной полная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как:

  • запрет на ограничение прав местного самоуправления,
  • обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления,
  • судебная защита местного самоуправления.

В настоящее время существуют проблемы с кадрами муниципальной службы. Их можно условно разделить на три блока. Подробнее можно увидеть на рисунке ниже.

кадровые проблемы местного самоуправления

Блоки кадровых проблем МСУ

Отраженные на рисунке проблемы отрицательно сказываются на имидже муниципальной службы. Очевидна необходимость повышения профессионализма государственных служащих на всех уровнях, в том числе и на уровне МСУ.

Отдельно остановимся на такой проблеме которая звучит следующим образом: большая часть передаваемых полномочий, исполняемых органами МСУ, не имеет единых методик расчета расходов на их обеспечение. Отсюда и усугубление дефицита местных бюджетов. В настоящее время ключевыми источниками доходов местных бюджетов остаются межбюджетные трансферты, в том числе в рамках действующих федеральных и региональных программ.

Нельзя пройти мимо таких серьезных проблем местного самоуправления, как:

  • Коррупция
  • Кумовство
  • Осознанное вредительство
  • Бездействие

С коррупций идет активная борьба, но до маленьких городов и сел, она почти не доходит. Там же процветает кумовство и банальная лень чиновников. Что касается осознанного вредительства, то оно пока остается на всех уровнях местного самоуправления.

Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Определим основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Прогрессивные муниципальные образования должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории – гарантии государственной поддержки[4].

Для решения заявленных ранее проблем рекомендуется адаптировать законодательство под различные особенности конкретных регионов РФ. Нужно избавиться от размытых формулировок и расширить понятийный аппарат в сфере правового регулирования МСУ.

В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко определить полномочия органов власти и самоуправления.

Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.

Необходимо совершенствовать процесс судебной защиты местного самоуправления. В этой связи нужно упорядочить судебную практику и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

Также следует увеличить уровень контроля за органами местного самоуправления. Нужна личная ответственность для каждого чиновника. При этом нужно усовершенствовать механизм контроля. К сожалению, органы государственного контроля и надзора, осуществляя проверки и вынося решения в отношении органов и должностных лиц МСУ, не всегда принимают во внимание условия, сложившиеся в муниципалитете, реальные возможности органов МСУ и актуальные потребности населения.

Что касается проблем в сфере кадрового обеспечения местного самоуправления, то следует усилить работу с профильными ВУЗами, снизив процент «низкосортных» или «неэффективных» выпускников. Рекомендуется проводить работу со студентами с целью повышения будущей профессиональной ответственности. Органы местного самоуправления должны обеспечить студентам условия для полноценного прохождения практики, а не формальное присутствие.

Защита дипломов в профильном вузе должна проходить в присутствии беспристрастных представителей органов местного самоуправления, чтобы снизить процент успешной защиты низкокачественных дипломных, магистерских и бакалаврских.

Кроме того, следует усовершенствовать процедуру создания и работы с кадровым резервом. Это нужно, чтобы появилось больше ответственных и готовых к эффективной работе муниципальных служащих.

Источник: odiplom.ru

Национальные проекты России: проблемы и решения

Проблема реализации национальных проектов, как в России, так и за рубежом является очень актуальной и, вместе с тем, имеет многовековую историю. При этом заметим, что общепринятого, устоявшегося понятия «национальный проект» на сегодняшний день нет. Как показывает международный опыт, под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств: развитие космоса, атомной и гидроэнергетики, вывод целых отраслей, как, например, здравоохранения, на новый уровень, в последнее время – развитие искусственного интеллекта и других стратегически важных направлений, в которых на начальной стадии невозможно обеспечить 100% частное финансирование.

Таким образом, национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат. Например, как это было в период индустриализации страны. В зависимости от этапа развития государства, состояния его бюджета и уровня развития предпринимательства к таким проектам могут привлекаться частные инвесторы, что выражается в развитии проектов по моделям государственно-частного партнерства.

Если говорить о сотрудничестве государства с частными инвесторами в процессе реализации масштабных национальных проектов, можно привести много успешных примеров такого партнерства из истории других государств. Например, уже в XVII в. во Франции прибегают к использованию концессии для строительства каналов (Canal du Midi). Примерно в это же время модели государственно-частного партнерства начинают применяться в Великобритании и на Северо-Американском континенте. В России данная форма реализации крупных инфраструктурных проектов начинает активно использоваться на рубеже XIX-XX вв., особенно в отношении строительства железных дорог (пример – Транссибирская магистраль).

В XX в. тема национальных проектов приобретает особый оттенок, связанный с тектоническими изменениями в политических системах стран, включая Россию, двумя мировыми войнами и необходимостью грандиозных вложений для восстановления народного хозяйства, зачастую непосильных для государств. Так, благодаря запуску национальных проектов с участием частного капитала (программа НЭП) молодое Советское государство смогло в 20-х гг. прошлого века модернизировать промышленность во всех отраслях народного хозяйства, поднять уровень квалификации рабочей силы, снизить безработицу. В 80-х годах XX в. в США реализуется масштабное обновление энергетической отрасли благодаря «соглашениям о покупке электроэнергии» (прообраз одной из моделей ГЧП – «Build-Transfer-Operate»). В Великобритании начинает повсеместно использоваться модель осуществления инфраструктурных проектов PFI (частной инициативы), которая быстро распространяется на другие развитые страны – страны Европейского Союза, США, Канаду, Японию, Австралию.

В наши дни тема национальных проектов за рубежом не менее актуальна и затрагивает как отрасли экономики, ставшие традиционными (развитие космоса, энергетики, социальной сферы), так и новые направления (как, например, развитие искусственного интеллекта). При этом, во многих странах повышается роль привлечения частного капитала через механизмы ГЧП.

В этом вопросе важно найти то оптимальное соотношение в распределении затрат между публичным и частным партнером, которое обеспечит финансирование проектов и которое может варьироваться от страны к стране, от отрасли к отрасли, с учетом соотношения рисков и доходности запускаемых проектов. В проектах, приближенных по своим условиям к рыночным, роль государства может быть ниже. В проектах, не позволяющих извлечь требуемую частным бизнесом доходность, роль государства повышается. Например, величина государственного финансирования национальных проектов в Индии находится на уровне 90%. На других, более продвинутых и менее рискованных рынках, она может быть существенно ниже.

Практика применения государственных программ и национальных проектов в современной России

В период развития Российской Федерации после распада Советского Союза тема национальных проектов принимала различные очертания и организационные формы управления. Государство постоянно пыталось найти оптимальные формы осуществления инвестиций в масштабные проекты и привлечь к этим проектам частных инвесторов:

  • с 2002 г. начали готовиться и приниматься Федеральные целевые программы (ФЦП);
  • в 2005 г. было объявлено о запуске четырех приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье» и «Образование»;
  • в 2010 г. ФЦП были преобразованы в государственные программы, в том числе по причине невыполнения многих из целевых показателей ФЦП;
  • в 2012 г. было подписано 11 «майских» указов Президента России, нацеленных на приоритетные сферы развития государства и определяющие целевые показатели, которые требовалось достигнуть к 2018 г. или 2020 г.;
  • в 2016 г. произошла реорганизация в области управления стратегическими проектами в виде создания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Департамента проектной деятельности Аппарата правительства РФ и упразднения двух других консультативных органов. Сформированный перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г. послужил основой для подготовки 29 приоритетных проектов. Ряд ранее принятых государственных программ также был переведен на проектное управление.

Анализ исполнения описанных выше национальных проектов и государственных программ свидетельствует о том, что независимо от формата, в котором они готовились, и от организационных структур, созданных для управления этими проектами / программами, целевые показатели, установленные в них, зачастую не достигались или достигались с большими задержками по срокам [1]:

  • рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ до 80 млн кв. м. в год был достигнут только в 2014 г., а не в 2010 г.;
  • национальный проект «Развитие АПК» по всем трем направлениям оказался не выполнен и преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства;
  • продолжительность жизни по итогам 2018 г. составила 72,84 года при целевом показателе 74 года;
  • доля продукции высокотехнологических и наукоемких отраслей в ВВП должна была составить 30% в 2018 г., а оказалась равна 21,7% в 2017 г.
  • численность высокопроизводительных рабочих мест в 2020 г. должна была составить 25 млн, а в 2017 г. составляла только 17,6 млн.
Читайте также:  Каньон в строительстве это

Казначейское выполнение национальных проектов и государственных программ носило и носит неритмичный характер, что также сказывается на достигаемых результатах и качестве выполняемых работ. При этом, конечно, нельзя полностью отрицать позитивный вклад государственных программ в социально-экономическое развитие страны и повышение ее обороноспособности [1]: многократно выросла доля современных образцов вооружений и техники в российской армии; превышен целевой показатель доли российских научных публикаций в международных научных журналах; по итогам 2018 г. Россия заняла 31 место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (в 2012 г. она была на 120 месте), что можно назвать успешным, несмотря на то, что целевой показатель был – 20 место; уровень оснащения образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, социальной поддержки населения в этих сферах также существенно улучшился.

Анализ исполнения национальных проектов и государственных программ является исключительно важным с точки зрения повышения эффективности государственного управления и показывает, что по многим направлениям по-прежнему существует большой потенциал. В этой связи представляется интересным как с научной, так и с практической точки зрения изучение факторов, влияющих на уровень успешности тех или иных национальных проектов / государственных программ. Такой факторный анализ позволит выйти на существенно более высокий уровень государственного планирования и управления, что должно позитивно сказаться на социально-экономической ситуации в условиях внутренних и внешних ограничений, привести к повышению уровня жизни граждан, независимо от этих ограничений.

Анализ успешности государственных программ и их инвестиционной привлекательности: проблемы и решения

На наш взгляд, можно выделить три основные группы причин невыполнения государственных программ / национальных проектов в Российской Федерации:

1.Системные управленческие проблемы.

Переход системы государственного управления с планового механизма на рыночную модель носил спонтанный характер, изменения осуществлялись стихийным образом. Сложившаяся система управления требует периодического вмешательства высшего руководства страны, в связи чем получила название «системы ручного управления». Поэтому, для успешной реализации национальных проектов требуется понимание того, как этот институт должен взаимодействовать с другими уже сложившимися институтами управления, как его «встроить» в имеющиеся управленческие связи.

Как было отмечено выше, 15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ. Однако, требуется не просто добавление новых звеньев в систему управления, а ее кардинальная реконструкция, учитывающая как собственный предыдущий опыт осуществления масштабных проектов (полученный в период существования СССР), так и зарубежный опыт (например, опыт Китая). Отсутствие полноценной сквозной системы стратегического планирования, учитывающей межотраслевые и межрегиональные связи, в настоящее время демонстрирует очевидную институциональную слабость системы управления.

2.Низкое качество планирования при формировании системы показателей программ и проектов.

Говоря о данной причине невыполнения государственных программ / национальных проектов, можно сказать, что она носит методологический характер и при наличии системного подхода легко исправима. Представляется целесообразным сделать отсылку к исследованию на эту тему, проведенному К.Я. Серковой [2], в котором достаточно полно описываются все составляющие проблемы и даются предложения по их решению. Также данные вопросы рассмотрены в [3, 4, 5].

3. Мотивационные проблемы.

Успешность реализации проектов национального масштаба, как показывает опыт, напрямую определяется тем, как их воспринимают основные группы акторов: национальная элита, население и бизнес. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что, в отличие от развитых стран, где активно формируется нетократия, интеллектуальная элита представлена слабо, доминирует бизнес-элита, не ассоциирующая себя и свои интересы с развитием страны. Именно это и демонстрирует процесс утечки умов и капиталов за границу.

Увеличивающееся экономическое неравенство разных слоев населения, на наш взгляд, препятствует повышению эффективности национальных проектов. На первый взгляд, решить данную проблему могло бы наличие объединяющей национальной идеи.

Как показывает история, объединяющая сила национальной идеи особенно сильно проявляется в критические для государства моменты, такие как революционные ситуации, периоды военных столкновений с другими государствами. Вряд ли сегодня, в эпоху глобализации, несмотря на международную напряженность, данный инструмент может быть применен к вопросу повышения эффективности осуществления национальных проектов. По крайней мере, попытка в последнее десятилетие в РФ активной выработки национальной идеи с привлечением большой группы представителей широкой общественности, несмотря на публикацию многотомного труда на эту тему, в итоге закончилась неудачей [6]. Выдвинутое в качестве национальной идеи утверждение «Россия должна существовать вечно» вряд ли можно считать удачным результатом.

В связи с этим, высокую важность в успехе осуществления национальных проектов и государственных программ играет мотивация бизнеса, как неотъемлемого и одного из ключевых участников, которая, в свою очередь, зависит от инвестиционной привлекательности национальных проектов и государственных программ. Следует отметить, что низкая инвестиционная привлекательность как страны, так и государственных инвестиционных проектов, носит глубокий и стратегический характер. Это те вопросы, которые детально обсуждались на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 г. и в предыдущие годы, во время других саммитов, а также в научной и периодической литературе.

С учетом всего массива имеющихся знаний и проведенного анализа представляется обоснованным обозначить следующие пять ключевых групп проблемных факторов, влияющих на уровень инвестиционной привлекательности государственных программ / национальных проектов, по которым государство должно активно работать: проблемы законодательства и судопроизводства; проблемы в области подготовки и запуска проектов; проблемы, связанные с государственным влиянием; проблемы, влияющие на развитие предпринимательства; проблема негативной геополитической обстановки. Рассмотрим их далее более детально.

Говоря о законодательстве, в контексте привлечения частных инвестиций к участию в проектах государственной важности, в первую очередь речь должна идти о регулировании государственно-частного партнерства. Качество законодательства в данной сфере требует существенного улучшения по таким направлениям, как права инвесторов, гибкость утвержденных моделей ГЧП и государственных органов власти, эффективность и скорость решения вопросов по запуску новых проектов, конкурсные процедуры, процедуры заключения, изменения и прекращения соглашений и др.

Зачастую принимаемые нормативно-правовые акты противоречат уже принятым нормам, что создает правовые коллизии и является причиной возникновения хозяйственных споров, повышая в целом риски работы на российском рынке. Экспертное сообщество занимает достаточно активную позицию в данной сфере и не раз высказывало предложения законодателям по сути данного вопроса. Достаточно детально данные предложения изложены в исследовании одного из авторов данной статьи [7]. К сожалению, несмотря на то, что многие из предлагаемых изменений положительно оцениваются практиками и исполнительными органами власти, очень небольшая часть из них находит свое отражение в новых законодательных актах.

Переходя к российской судебной системе, отметим, что ни для кого не секретом является тот факт, что она не является надежной в глазах инвесторов, в связи с чем многие сделки регулируются иностранным правом. Это невозможно либо ограничено при заключении сделок ГЧП, что существенно снижает интерес частных инвесторов к участию в национальных проектах. Институт права замещается «административным ресурсом», без которого большинство проектов не могут развиваться. Без приложения серьезных усилий, направленных на развитие институтов, регулирующих отношения экономических субъектов, никакие объемы инвестиций и человеческих ресурсов не приведут к достижению целей, ради которых запускаются проекты.

В этом же ряду проблем стоят такие вопросы, как силовое давление на предпринимателей и, как следствие, недостаточное доверие между бизнесом и государством. Как отметил на Петербургском международном экономическом форуме – 2019 Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского Фонда Прямых Инвестиций (РФПИ), «предпринимательский климат, уверенность предпринимателей в завтрашнем дне, силовое давление, которое резко усилилось в последнее время, – это большие проблемы, которые мы видим… Доверие – это ключевая история, над которой надо работать в ближайшее время» [8]. Для решения этих вопросов необходима ревизия правил уголовного преследования предпринимателей, что позволит повысить уверенность бизнеса в завтрашнем дне, а также сужение границ ответственности для конкретных нарушений во избежание коррупционных соблазнов. Бизнес должен рассматриваться как равноправный партнер. Данное отношение должно проявляться во всем, начиная с разработки нормативно-правовых актов и заканчивая судебными спорами.

Проработка и запуск проектов: решения по многим инвестиционным проектам принимаются в «ручном режиме», что может приводить к неоптимальному выбору проектов и лишним тратам государства, отсутствует прозрачность в вопросах запуска новых проектов, уровень подготовки многих инвестиционных проектов низкий и не отвечает ожиданиям инвесторов, отсутствуют другие суверенные фонды аналогичные РФПИ. Для решения данных вопросов, по мнению авторов, необходимо:

  • проведение более активной работы по предварительному анализу и рыночному продвижению «приоритетных» проектов, тестирование рынка;
  • создание механизма координации работы с проектами в разных министерствах, ведомствах и регионах, создание единого информационного портала, на котором будут представлены материалы по реализации проектов;
  • создание новых механизмов поддержки проектных инициатив, в том числе создание посевных фондов, которые бы финансировали деятельность по проработке новых идей и проектов;
  • создание новых инфраструктурных фондов, в том числе на базе ведущих финансовых институтов с участием государства.

Говоря о государственном влиянии на запускаемые проекты и частных инвесторов, речь мы должны вести о недостаточности / неоптимальности мер государственной поддержки и высокой налоговой нагрузке. Необходимо внедрение более системного подхода, предусматривающего учет взаимного влияния государственной поддержки в различных отраслях, с использованием моделей межотраслевых балансов, что должно приводить к оптимальному распределению средств государственной поддержки и большему экономическому эффекту. Невозможно не согласиться с Кириллом Дмитриевым, который отметил, что «для того, чтобы привлечь частные инвестиции в такие проекты, государство должно предоставлять такой уровень поддержки, который бы обеспечивал минимальный уровень доходности для инвесторов» [8]. Также стоит оптимизировать налоговую нагрузку для новых инвесторов и сбалансировать налоговую систему.

Следующая группа проблем – это проблемы, влияющие на развитие предпринимательства, которые включают в себя высокий уровень коррупции, низкий уровень предпринимательской активности, недостаточный уровень лидерства и командного подхода к реализации проектов. Для решения первой проблемы необходимо внедрение более жесткого законодательства по борьбе с коррупцией и его систематичное применение. А для развития предпринимательства нужно проводить системную работу, связанную с воспитанием нового поколения граждан, которые бы стремились стать предпринимателями и не боялись брать на себя ответственность за принимаемые решения.

С точки зрения негативной геополитической обстановки, как сказал на Петербургском международном экономическом форуме – 2019 Доминик Стросс-Кан, управляющий директор Parnasse SARL, тенденция «фрагментации глобализации» не закончится в обозримом будущем [8]. Несмотря на это, необходимо продолжать диалог со всеми сторонами, необходимо вырабатывать новые решения, способные снять искусственно созданные ограничения. Одновременно, необходимо развивать и запускать новые инструменты и технологии международных экономических отношений, обеспечивающие их развитие, невзирая на вводимые ограничения – как, например, уход от долларовой зависимости в международных расчетах, развитие финтех-технологий и другие шаги, направленные на рост финансовой суверенности, что способно кардинально изменить расстановку сил на мировом рынке товаров и инвестиций.

Проведенный авторами статьи анализ успешности государственных программ и национальных проектов в России показывает, что, несмотря на позитивный вклад в развитие экономики, существует огромный потенциал для повышения успешности осуществления стратегически важных для государства инициатив. Как показывает история России и зарубежных стран, немаловажную роль в этом должен играть бизнес. Для его привлечения должны быть созданы определенные условия, которые делают участие в таких проектах выгодным и безопасным. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность национальных проектов и программ, государству необходимо решать следующие задачи: повысить качество принимаемых нормативно-правовых актов, кардинально улучшить судебную систему, повысить качество подготовки проектов, снизить негативное влияние государства и оптимизировать государственную поддержку, развить предпринимательство и повысить уровень финансового суверенитета страны.

Источник: roscongress.org

Строительство в российской федерации проблемы

  • Главная
  • АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Читайте также:  Учет капитального строительства пбу

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.

Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Основные направления социальной политики в

Российской Федерации

Одним из важнейших направлений политики государства считается социальная защита. Она поддерживает материальное и социальное положение каждого человека в обществе. Другими словами, она помогает тем слоя населения, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно обеспечивать свое существование. Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая объявила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в Конституции проговаривается то, что каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Если говорить конкретней о самом определении социальной защиты, то можно сказать, что социальная защита, это особый вид социально-экономической деятельности, который ориентируется на различные слои населения. Социальная защита, это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита должна обеспечивать гарантированный промежуточный минимум, покупательную способность граждан, защиту здоровья, жизни и имущества. Необходимость социальной защити исходит из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, которые будут компенсировать социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.

Социальное обеспечение, это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Социальная защита и социальное обеспечение, это сфера таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм и моральные устои общества. Всеобщая декларация прав человека, объявила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Роль социального обеспечения состоит в том, что оно является особой формой удовлетворения тех или иных потребностей в источниках средств к существованию нетрудоспособных граждан и престарелых. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты:

— Общие, направленные на все население.

— Специальные или категориальные, направлены на отдельные категории граждан.

— Исключительные, предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов, поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и так далее.

Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование и социальное обслуживание.

Меры социальной защиты могут выражаться в виде денежных выплат или социальных услуг. Денежными выплатами являются пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации и компенсации. К услугам следует относить как натуральные виды содержания, например, лекарства, так и полезный эффект, возникший в результате труда, как целенаправленной деятельности человека, например, доставка лекарств. В числе средств социальной защиты находятся также преимущества и льготы.

Преимущества выражаются в предоставлении гражданам первоочередного или внеочередного права на получение социального блага, а льготы облегчают условия удовлетворения социальных потребностей и делают его бесплатным или со снижением стоимости, точнее говоря, они освобождают субъекта-получателя от выполнения каких-либо обязанностей. Преимущества и льготы могут распространяться и на трудоспособных граждан в качестве поощрения.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации, это, прежде всего, государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав, это закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

По способу осуществления можно выделить активную и пассивную социальную политику. Пассивная социальная политика предполагает искусственное сдерживание цен, стабилизацию или рост за счет этого уровня жизни, увеличение дотаций по всем направлениям социальной защиты. Но наиболее предпочтительна активная политика. В ней главное, это создание условий для проявления инициативы и повышение роли государства в поддержке уровня жизни пенсионеров и детей.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в двух видах:

1) денежные выплаты, то есть социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

2) натуральная помощь, а это топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.

Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.

Экономическая функция заключается в замещении заработка, дохода или содержания, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Социальная защита была, и будет играть самую важную роль в развитии и поддержке общества. Ведь если не будет социальной защиты, то малообеспеченный уровень населения будет на грани нищеты. Кто-то конечно сможет выжить, а кто-то нет, эти люди просто станут потеряны для общества. Можно привести пример, пенсионер, который живет один или человек, который слег и не может сам за собой ухаживать, как они будут выживать без социальной помощи? Они не смогут выжить.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Проблемы социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности. Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.

Социальная поддержка населения — это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны. В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан».

В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего, это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи.

И последняя задача, которая стоит в данной программе — повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению. До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства. На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей.

В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики. Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем.

Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее.

Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения. Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев.

Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию. Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством.

Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.

Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния. Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года:

Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны.

Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

Читайте также:  51 статья кодекс разрешение на строительство

В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей. В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина.

Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники.

Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством. Достойный труд, справедливая зарплата. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд.

Улучшение демографической ситуации. Социальная защита приблизится к человеку. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

Заключение

Важнейшим атрибутом демократической модели социальной защиты населения является ее многосубъектность и полиформизм экономических основ, которые обеспечиваются институтами гражданского общества, добровольческими, неформальными усилиями, корпоративными структу- рами, религиозными конфессиями. Негосударственные субъекты социальной защиты с их экономическими основами, творческим потенциалом должны всемерно интегрироваться в систему социальной защиты России.

Деятельность «третьего сектора» ограничивает монополию властных органов социальной защиты, поэтому его инициативы нередко встречают сопротивление. В то же время, многие виды, формы социальной защиты, особенно на местном уровне, могут быть реализованы негосударственными субъектами более эффективно и со значительной экономией средств, например, на конкурсной основе при исполнении государственных, муниципальных социальных заказов и т.п.

Система социальной защиты населения имеет решающую зависимость от экономики. Именно в этой сфере формируются ресурсы, перераспределяемые на социальную политику. В этой связи весьма важно существенно снизить объемы теневой экономики, в том числе теневого рынка труда. «Оптимизация», а то и просто уклонение от уплаты налогов, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы существенно снижают уровень социальных гарантий для трудящихся и ухудшают экономические возможности финансирования государственных внебюджетных социальных фондов.

В сфере экономики происходит и самореализация индивида как экономически самостоятельного, самообеспечивающегося субъекта. Поэтому эффективная занятость, рост национального производства, восстановление воспроизводственной и стимулирующей функции оплаты труда, рост реальных доходов – лучшие амортизаторы негативных влияний социальных рисков на трудящихся. Несомненно, что только по мере существенного роста реальных доходов всего населения, стабилизации механизмов и институтов социального страхования, расширения участия и ответственности негосударственных субъектов в системе социальной защиты, увеличения объема функций, выполняемых структурами гражданского общества, обеспечения самореализации индивида мы сможем построить свою систему социальной защиты населения вполне эффективную и отвечающую российской социокультуре и традициям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).

Послание президента РФ Федеральному собранию в 2016 году.

Закон о социальной поддержке отдельных категорий граждан от 27 декабря 2004 года № 68/2004.

Постановление от 15 апреля 2014 года № 296 «О социальной поддержке населения».

Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот”)» аналитического центра при Правительстве РФ.

Источник: school-science.ru

Рост опорных отраслей и минимальная безработица: что происходит в российской экономике

Президент России Владимир Путин в формате видеоконференции провел совещание по экономическим вопросам, в котором приняли участие премьер-министр Михаил Мишустин, члены правительства, глава Центробанка Эльвира Набиуллина и представители администрации главы государства. В ходе совещания обсуждалась текущая ситуация в экономике и дальнейшие пути ее развития. Кабинету министров, в частности, предстоит до конца июля представить предложения по новой конструкции бюджетных правил, которые позволят ускорить темпы экономического роста. Об итогах совещания у главы государства и о том, какое влияние они окажут на рост доходов граждан России, — в материале «Ленты.ру».

Доходы граждан в приоритете

Открывая совещание, Владимир Путин предложил проанализировать тенденции в ключевых отраслях и макроэкономические показатели в целом, а также обсудить результаты уже принятых мер и возможные дополнительные решения, направленные на поддержку доходов граждан и стимулирование деловой активности.

Ориентация на рост доходов россиян уже дала определенные результаты: по словам главы государства, в мае объем розничной торговли в номинальном выражении вырос на 5,4 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, а уровень безработицы в апреле снизился до минимальных значений — четыре процента. Кроме того, удалось затормозить инфляцию: в годовом выражении на 27 мая она составила 17,4 процента, при этом начиная со второй половины мая рост цен вообще остановился, и на данный момент инфляция находится на нулевой отметке.

Нужно активно стимулировать конечный спрос в экономике, обеспечить рост доходов граждан

Член Совета Федерации Константин Долгов отметил последовательность, с которой президент придерживается этой линии развития страны.

«Сегодня в очередной раз прозвучала установка президента о необходимости стимулирования внутреннего спроса, а также поддержки и повышения уровня доходов граждан. Это та линия, которую президент ведет очень последовательно, и это абсолютно правильная линия, потому что увеличение доходов, помимо улучшения жизни граждан, — это еще и повышение покупательной способности. Это дополнительное расширение внутреннего рынка для отечественной продукции, выпуск которой наращивается в рамках импортозамещения и реализации госпрограмм, а также национальных проектов. Для этого нужен сбыт», — пояснил сенатор.

По словам Долгова, на внешних рынках сложилась непростая ситуация, так как ряд стран резко ограничили, если не свели к нулю торговлю с Россией, зато появляются дополнительные возможности для насыщения внутреннего рынка.

«Вот об этом президент беспокоится и постоянно напоминает об этом правительству. Поэтому очень важные социальные меры, принятые в последнее время: повышение МРОТ, повышение прожиточного минимума, индексация пенсий и пособий в связи с повышением МРОТ, — все это в итоге работает на стимулирование отечественной экономики, которая в первую очередь работает в интересах повышения благосостояния граждан», — говорит Долгов.

Он подчеркнул, что это делается не за счет отъема средств у граждан, как достаточно часто происходит в других странах, а в прямо противоположном ключе — поддержки граждан и повышения их доходов. И за счет этого в значительной мере предполагается добиться наращивания темпов экономического развития, пояснил член Совета Федерации.

Фото: Михаил Метцель / РИА Новости

Опора для экономики

Еще одним положительным результатом, которого удалось добиться в последние месяцы, президент назвал рост опорных отраслей экономики России — строительства и сельского хозяйства, демонстрирующих позитивную динамику, несмотря на санкции.

Это важнейшие, опорные отрасли нашей экономики, где заняты миллионы людей, миллионы специалистов. Рост и укрепление этих отраслей играют определяющую роль для развития целых регионов и территорий страны, для повышения качества жизни наших граждан

По мнению Константина Долгова, принципиально важно, что продолжается системная работа под руководством президента и в соответствии с его установками по развитию экономики, по поддержке бизнеса — как системообразующих предприятий, так и малого и среднего бизнеса, по поддержке граждан в очень непростых условиях беспрецедентных антироссийских санкций.

«Кроме того, сейчас и в мировой экономике непростые условия, которые вызваны и ошибками западных правительств, и теми же антироссийскими санкциями. Перекосы накапливаются, и в итоге мы имеем очень серьезный энергетический кризис, продовольственный кризис, в котором пытаются обвинить нашу страну, перекладывая с больной головы на здоровую», — говорит сенатор.

В этих условиях президент систематически, очень педантично, в хорошем смысле этого слова, требует от правительства и работает вместе с правительством над формированием и формулированием дополнительных мер поддержки экономики и граждан, поделился мнением Долгов.

«Президентом сегодня были зафиксированы хорошие показатели: инфляция на данном этапе практически нулевая, наблюдается валютная стабилизация на рынке, и очень хорошо, что экономику сейчас в полном смысле слова «кочегарят» аграрный сектор и строительство. Обе отрасли не просто важны по количеству занятых граждан, у них очень сильный мультипликативный эффект — они тянут за собой целые сектора промышленности и экономики. Поэтому то, что они сейчас растут, — это хорошие предпосылки для дальнейшего роста, в том числе промышленного производства. Это взаимозависимые процессы», — рассказал член Совета Федерации.

Проблемы и их решение

Владимир Путин говорил не только о достижениях, но и о трудностях и путях их решения. Так, глава государства указал на некоторые проблемы в автомобильной промышленности, нефтепереработке и черной металлургии. «Мы уже провели ряд отраслевых совещаний, где вместе с представителями бизнеса и профильных ведомств обозначили приоритетные задачи и наши дальнейшие действия, договорились о конкретных мерах поддержки предприятий, компаний, трудовых коллективов в нынешних условиях», — рассказал президент.

Наличие сложностей в ряде отраслей не отрицает и Константин Долгов: по его словам, в последние дни в Совете Федерации активно занимались отечественным автопромом, и буквально сегодня были утверждены дополнительные рекомендации по активизации поддержки этого сектора экономики.

Центр занятости населения

Центр занятости населения

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

«Это очень важно не только экономически, но и в социальном плане: нужно дать гражданам возможность спокойно покупать автомобили, которые собраны и произведены здесь, внутри, тем более на фоне ухода из России ряда иностранных концернов. Теперь освободившиеся ниши нужно максимально заполнить, в первую очередь за счет отечественного производства. Очень здорово, что все это — и наши рекомендации, и слова президента — сплелось в одном моменте», — говорит сенатор.

Член Совета Федерации особо отметил, что президент говорит о проблемах спокойно и открыто на всю страну, даже на весь мир. Ничего не скрывается, все предельно транспарентно, ведь и скрывать-то нечего, полагает Константин Долгов.

«Ситуация у нас непростая, и глава государства прямо об этом говорит, не затушевывая проблемы и трудности, которые есть и которые создают в том числе санкции. В то же время у президента есть уверенность в том, что мы их преодолеем. Это очень важно, и это вселяет в граждан уверенность. Это показывают и социологические опросы: доля граждан, которые разделяют установки и путь президента, очень высока, люди достаточно спокойны за свое будущее. То, что он говорит о трудностях публично, в такой честной, откровенной манере обсуждает это с правительством и регионами, — это необходимо для консолидации общества, консолидации поддержки курса главы государства и правительства», — уверен сенатор.

Владимир Путин также потребовал от правительства не только принимать решения, но и максимально вдаваться в детали, чтобы понимать, как те или иные меры реализуются на практике. «Я обращаю внимание коллег из правительства: важно доводить эти решения до практической реализации, помогать отраслям преодолеть сегодняшние трудности, которые возникают по целому ряду обстоятельств», — обозначил свою позицию Владимир Путин.

Завершая вступительную речь, глава государства напомнил, что уже началась работа над проектом федерального бюджета на ближайшие три года. В связи с этим президенту кажется принципиальным вопрос о конструкции бюджетных правил, которые должны не только обеспечить стабильность государственных финансов, но и способствовать увеличению темпов роста российской экономики. По его словам, в данном случае нужны гибкие подходы и корректировки. Правительство должно будет представить предложения по новой конструкции бюджетных правил до конца июля.

«Я очень положительно оцениваю сегодняшнее совещание. Это важное звено в цепи тех шагов и мер, которые принимаются на основе указаний президента и лично им. Важно, что именно он как лидер нации играет такую мобилизующую и генерирующую роль в области поддержки граждан и экономики. Мы этого не видим ни от одного западного лидера.

На их фоне такая спокойная уверенность президента и выдерживание им важнейшей линии по укреплению экономике — это резкий, разительный контраст. Уверен, что это видят не только в России», — резюмировал Константин Долгов.

Источник: lenta.ru

Рейтинг
Загрузка ...