Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область
- Скважинный водозабор как недвижимое имущество. Можно ли рассматривать скважину в качестве недвижимости. Зачем это нужно
Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет?
Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы.
Оглавление
Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:
Примечание. Обращаем внимание, что данная статья в первую очередь рассматривает скважины, сооруженные для добычи воды для нужд централизованного водоснабжения или для снабжения водой промышленных предприятий. Рассуждения, приведенные в публикации, могут быть распространены на частные водозаборные сооружения, но с существенными оговорками.
Строительство водонапорной башни в Ромоданово
В первую очередь давайте разберемся в том, зачем вообще рассматривать водяную скважину как объект недвижимости. Этот вопрос возникает в двух случаях:
- Если необходимо продать или сдать в аренду скважинный водозабор;
- Если необходимо решить вопрос о платежах связанных с сооружением для добычи подземных вод.
В этих случаях вопрос регистрации водозаборного сооружения в качестве объекта недвижимости встает однозначно.
Есть еще ситуации, которые предполагают необходимость указания в кадастровой палате не только данных о скважинах, но и информации об объектах неразрывно связанных с водозаборными сооружениями (водонапорные башни, зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами и т.п.). Например, данные о зоне санитарной охраны целесообразно внести в кадастр недвижимой собственности с целью соблюдения особого статуса данной территории. Дело в том, что и рядом с СЗО, и тем более в границах 1, 2 и 3 поясов ЗСО есть существенные ограничения на хозяйственную деятельность, строительные работы и размещение опасных объектов.
Является ли скважина на воду объектом недвижимости?
Давайте посмотрим, что является объектом недвижимости по гражданскому кодексу. В статье 130 к недвижимым вещам причисляются объекты, которые нельзя перенести без причинения существенного ущерба их назначению. Точный текст определения смотрите на изображении ниже:
С учетом этого определения Гражданского кодекса РФ скважина может быть отнесена к объектам недвижимости.
Нужна ли государственная регистрация скважины как объекта недвижимости?
Согласно статьи 131 Гражданского кодекса права связанные с объектом недвижимости подлежат регистрации в государственном реестре. Цитату из кодекса читайте ниже:
Установка закладных и заливка фундамента водонапорной башни
Соответственно скважина, как и другие объекты недвижимости должна проходить процедуру регистрации.
- Рекомендуем почитать о процедуре регистрации скважины на воду в качестве объекта недвижимости
Какие платежи связаны со скважиной, как с объектом недвижимости?
Очевидно, что скважинный водозабор, являясь объектом недвижимого имущества оказывается одновременно и объектом налогообложения.
Примечание. При изучении этого вопроса нашим специалистам удалось найти интересную справку подготовленную на сайте КонсультантПлюс. В этом документе детально рассматривается вопрос необходимости уплаты налогов на имущество в отношении зарегистрированной водяной скважины применительно к садовому некоммерческому товариществу.
В справке получен весьма интересный вывод, что налоговые платежи в виде налога на имущество в отношении общей скважины в СНТ должны оплачиваться не самим садовым товариществом, а его членами.
Правда справка в основном ссылается на прекративший действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Мы попросили наших юристов изучить данный документ в свете нового закона о садовых некоммерческих товариществах. Результаты анализа опубликуем на нашем сайте в следующих публикациях.
Если ваше СНТ владеет скважиной, то эти статьи могут быть полезны:
Как зарегистрировать скважину на воду в качестве объекта недвижимости?
Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.
Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.
В рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.
Источник: wellex33.ru
Какие документы необходимы для установки новой водонапорной башни.
Какие документы необходимы для установки новой водонапорной башни.
Ответы на вопрос:
Прежде всего должны быть документы на земельный участок. Далее — градостроительный план. Следующий этап — разрешение на строительство, ст.51 Гр КРФ.
ГрК РФ, Статья 51. Разрешение на строительство
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Удачи Вам и всего хорошего.
Разрешение на строительство.
В районной администрации получите.
ГрК РФ, Статья 51. Разрешение на строительство
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
2.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
(в ред.
Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 — 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
(в ред.
Федеральных законов от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
В случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ иными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, чем органы, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 51 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ), такое разрешение признается действительным. В этом случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство.
5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), — федеральным органом управления государственным фондом недр;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объекта использования атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
3.1) объекта космической инфраструктуры — Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос»;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
—Наталия, смотрим сам закон. Водонапорная башня «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168)
2.12.7. В архиве учета и реализации воды должны храниться:
а) техническая документация и паспорта расходомеров и счетчиков воды;
б) картотека водопроводных вводов с указанием номера ввода и адреса местонахождения счетчиков воды;
в) наименования основных абонентов и перечня субабонентов (арендаторов);
г) диаметра ввода и условного диаметра расходомера или счетчика воды (с приложением карточки прибора);
д) документация по обоснованию, установлению лимитов расхода воды из системы водоснабжения населенных мест;
е) материалы отчетности по водопотреблению и оценки утечек воды.
2.12.8. Служба учета и реализации воды разрабатывает, а главный инженер организации ВКХ утверждает инструкции:
а) по учету подачи и реализации воды, а также по оценке всех видов потерь воды;
б) по эксплуатации, ремонту и поверке расходомеров и счетчиков воды.
2.12.9. Инструкция разрабатывается на основании настоящих ПТЭ, проекта и опыта эксплуатации системы водоснабжения, инструкций заводов — изготовителей приборов и рекомендаций.
2.12.10. Службой учета и реализации воды должно быть разработано положение о порядке установления лимитов водопотребления; при сверхлимитном водопотреблении предусматривается повышенная плата, которая производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение согласовывается с местным органом управления использованием и охраной водного фонда и утверждается органом местного самоуправления.
Организация учета, контроль сдачи и реализация воды
2.12.11. Подачу и реализацию воды определяют на основании данных измерений с помощью средств измерения, внесенных в Государственный реестр.
2.12.12. Подача воды в водопроводную сеть за отчетный период (месяц, квартал, год) должна учитываться:
а) при водоснабжении из поверхностного источника — на основании показаний за тот же период расходомеров, установленных на насосной станции второго подъема; при нескольких насосных станциях второго подъема — суммированием показаний приборов по каждой насосной станции;
б) при водоснабжении из подземных источников — путем суммирования показаний расходомеров или счетчиков воды, установленных на водозаборных узлах или отдельных скважинах.
2.12.13. Расходомеры, учитывающие подачу воды, должны быть снабжены устройствами для автоматической записи или суммирования расходов воды. Для этой же цели используются средства вычислительной техники, позволяющей автоматически обрабатывать, отображать и хранить информацию.
2.12.14. Реализацию воды за отчетный период (месяц, квартал, год) определяют путем суммирования потребления всеми абонентами за этот же период.
2.12.15. Водопотребление абонентами за отчетный период определяют на основании показаний расходомеров или счетчиков воды.
2.12.16. При отсутствии счетчиков расход воды у абонентов определяют в соответствии с Правилами [3].
2.12.17. Расход воды из водоразборных колонок определяют по нормам водопотребления, регламентируемым СНиП [27], исходя из фактической численности обслуживаемого населения.
2.12.18. Приборы, служащие для учета, подачи и реализации воды, должны быть своевременно предъявлены госповерителю и опломбированы.
Учет и оценка потерь воды
2.12.19. К потерям воды следует относить:
а) неучтенный расход воды до приборов учета при авариях на трубопроводах, утечках из сети и сооружений на ней, утечках из водоразборных колонок, хищениях воды;
б) утечки воды после приборов учета — все виды утечки воды через водоразборную, смесительную и наполнительную арматуру, вследствие ее неисправности, неправильной регулировки или чрезмерных напоров.
Примечания. 1. К потерям воды относят также перерасход воды на собственные нужды производственного предприятия.
2. К неучтенным относят, кроме того, расходы воды, не зарегистрированные водосчетчиками, вследствие их низкой чувствительности.
2.12.20. Расход воды на собственные нужды очистных сооружений складывается из промывных вод со сбросом первого фильтрата и производственных расходов, которые возникают в процессе ведения технологической подготовки.
Примечание. При производительности очистных сооружений от 50000 куб. м/сутки и выше расход воды на собственные нужды учитывают специальным расходомером.
2.12.21. Расход воды при обслуживании водопроводных сетей рассчитывают по фактическому объему выполненных работ.
2.12.22. Наличие и величину утечек воды из сети и сооружений на ней (до водосчетчиков) определяют с помощью специального оборудования и приборов.
2.12.23. Величину утечек воды в жилищном фонде после водосчетчика можно приближенно оценить по ночным расходам воды (от 1 до 5 часов).
2.12.24. В случае обнаружения самовольного присоединения, а также самовольных переделок на водопроводных вводах абонентов оценку потерь воды производят в соответствии с Правилами [3].
Эксплуатация расходомеров и счетчиков
2.12.25. Эксплуатация расходомеров и счетчиков воды осуществляется в соответствии с настоящими ПТЭ и инструкциями заводов-изготовителей.
2.12.26. В соответствии с законодательством Российской Федерации поверка приборов учета производится аккредитованными Госстандартом России метрологическими службами в составе организации ВКХ или других юридических лиц.
2.12.27. Для поверки и ремонта расходомеров и счетчиков воды служба учета и реализации воды имеет в своем составе водомерную мастерскую либо организует выполнение этих работ по договору со специальной организацией.
2.12.28. Штатное расписание и номенклатуру оборудования мастерской определяют в зависимости от числа обслуживаемых приборов.
2.12.29. Поверка приборов должна отвечать требованиям и проводиться в соответствии со стандартом.
Раздел 3. СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ
3.1. Основные положения
3.1.1. Основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются:
а) обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации — канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций;
б) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод;
в) осуществление лабораторно-производственного контроля за работой всех элементов системы;
г) технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию;
д) осуществление пробной или временной эксплуатации сооружений,
е) контроль за сбросом в городскую канализацию сточных вод промышленными абонентами.
2.11. Резервуары и водонапорные башни
2.11.1. Запасные и регулирующие емкости должны обеспечивать оптимальный технологический режим сооружений и устройств по обработке и подаче воды от источника водоснабжения до водоводов (магистралей), по которым вода подается потребителям (технологические емкости), и оптимальный режим системы подачи воды потребителям (распределительные емкости).
2.11.2. Технологические емкости должны иметь объем, достаточный для обеспечения оптимального режима работы сооружений и устройств каждого звена технологической цепочки. Распределительные емкости должны обеспечивать бесперебойность подачи воды потребителям как при нормальном техническом состоянии системы подачи и распределения воды, так и при возникновении аварийных ситуаций, а также оптимальный режим работы всего комплекса сооружений и устройств системы как единого целого.
2.11.3. При нормальном техническом состоянии системы должна обеспечиваться бесперебойная подача расчетных (проектных) расходов воды. При аварийных ситуациях снижение подачи воды не должно превышать допускаемого по проекту системы (в зависимости от ее категории). Системы хозяйственно-питьевого назначения должны обеспечивать круглосуточную подачу воды потребителям. При перерывах в работе насосов (допускаемых в пределах установленных проектом системы) подача воды должна обеспечиваться срабатыванием ее запаса, хранящегося в емкости, из которой она может поступать самотеком.
2.11.4. Система подачи и распределения воды должна быть оборудована автоматически действующими или дистанционно управляемыми устройствами, ограничивающими при аварийных ситуациях подачу в «благоприятно» расположенные районы и микрорайоны (на относительно низких отметках, вблизи насосных станций и напорных резервуаров) с тем, чтобы оказалась возможной подача минимальных требуемых расходов воды, обеспечивающих поддержание в сети свободных напоров, гарантирующих предотвращение опорожнения отдельных участков сети и образование в них вакуумных зон. Образование таких вакуумных зон создает непосредственную угрозу бактериального и химического загрязнения воды в результате проникновения в трубопроводы грунтовых вод и воды из подтопленных колодцев (камер), тоннелей и подвалов.
2.11.5. В случаях снижения подачи воды, вызывающего падение давления в трубопроводах ниже атмосферного, администрация предприятия ВКХ обязана уведомить население о том, что подаваемая вода может использоваться для питья только после кипячения. Одновременно с этим администрация обязана организовать проведение анализов воды.
2.11.6. При кратковременных отключениях насосов, вызванных нарушениями электропитания, разрешается, по согласованию с органами местного Госсанэпиднадзора, не уведомлять население о возможном загрязнении воды и ограничиться проведением контрольных анализов воды в течение периода времени, согласованного с органами Госсанэпиднадзора. Если анализ окажется отрицательным, то администрация предприятия ВКХ должна немедленно уведомить об этом население.
2.11.7. В качестве критерия оптимальности режима работы системы водоподачи при недифференцированном по часам суток тарифе на оплату энергии должен приниматься минимум затрат энергии на подачу. При дифференцированном тарифе (повышенном в часы энергетического максимума) критерием оптимального является минимум расходов по оплате затрат энергии.
Если вода подается в сеть самотеком из резервуара, то в нем может храниться как запас воды на технологические нужды, так и запас воды на покрытие неравномерности отборов воды из сети. Распределение между емкостями запаса воды на противопожарные нужды, предусмотренное проектом, может быть изменено по согласованию с местными подразделениями Государственной противопожарной службы.
В процессе хранения воды ее качество должно соответствовать требованиям стандарта.
2.11.8. При эксплуатации резервуаров и водонапорных башен персонал обязан:
а) вести контроль за качеством поступающей и выходящей воды;
б) осуществлять наблюдение за уровнями воды;
в) следить за исправностью запорно-регулирующей арматуры, трубопроводов, люков, вентиляционных стоков, фильтров-поглотителей, входных дверей;
г) периодически (по результатам бактериологического анализа воды) промывать резервуары и баки, очищать их днища от осадков, а стены и колонны от обрастаний;
д) систематически проводить испытания как на утечку воды из резервуара, так и проверять наличие активного обмена воды в резервуаре;
е) принимать меры к предотвращению инфильтрации воды в резервуар через стены и перекрытия;
ж) вести надзор за состоянием резервуара и башен и осуществлять их охрану.
2.11.9. Периодичность и метод контроля качества воды в резервуаре и баках устанавливают в зависимости от их объема и производительности системы по согласованию с местными органами Госсанэпиднадзора.
2.11.10. Режим пополнения-срабатывания резервуаров и баков должен определяться по условиям оптимизации работы системы подачи воды как единого целого с учетом того, что полный обмен хранящегося в каждом из них запаса воды должен производиться, как правило, в срок не более двух суток. В начальный период эксплуатации (до достижения проектного развития системы), а также при аварийных ситуациях этот срок может быть увеличен по согласованию с местными органами Госсанэпиднадзора.
2.11.11. Резервуары должны быть оборудованы контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими:
а) контроль за уровнем воды и передачу показаний в диспетчерский пункт или на насосную станцию;
б) возможность взятия проб воды без доступа в резервуар.
2.11.12. Периодичность проверки исправности люков, трубопроводов, арматуры, лазов, входных дверей, вентиляционных стояков или универсальных фильтров-поглотителей определяется местной инструкцией.
2.11.13. Входы в лазы, в подземные резервуары и водонапорные башни должны быть герметично закрыты и опломбированы. Порядок входа в резервуар и водонапорные башни устанавливается инструкциями по согласованию с местными органами Госсанэпиднадзора.
2.11.14. Окна водонапорных башен и вентиляционные стояки резервуаров чистой воды должны быть защищены мелкой (1 — 2 мм) металлической сеткой. Следует систематически проверять целостность сеток во избежание загрязнения воды насекомыми.
2.11.15. При ухудшении микробиологических и физико-химических показателей воды в резервуаре или водонапорном баке производят их промывку фильтрованной водой с обычной при эксплуатации дозой хлора. Промывка заключается в пропуске через резервуар (бак) повышенных расходов воды при поддержании постоянного уровня воды в них. Продолжительность промывки определяют по эффекту улучшения микробиологических и физико-химических показателей воды.
Примечание. Если промывка не дает положительного результата, необходимо провести очистку резервуара (бака).
2.11.16. Резервуары и баки водонапорных башен очищают от осадков (днища) и обрастаний (стены и колонны), устраняя обнаруженные дефекты. Периодичность очистки определяется результатами производственного контроля качества воды, но не реже одного раза в год.
2.11.17. Производство очистки, окраски или ремонта резервуаров и баков оформляют распоряжением (нарядом) структурному подразделению. Перед очисткой, окраской или ремонтом задвижки на подводящих и отводящих трубопроводах должны быть закрыты и опломбированы.
О выполняемых работах по санитарно-технической очистке и ремонте резервуаров чистой воды и баков водонапорных башен руководство ВКХ обязано поставить в известность органы Госсанэпиднадзора.
2.11.18. По окончании очистки, окраски или ремонта в резервуарах (баках) водонапорных башен составляют специальный акт, в котором указывают:
а) время снятия пломб;
б) перечень произведенных работ;
в) ответственного производителя работ;
г) характеристику санитарно-технического состояния резервуара (бака);
д) время окончания работ и описания проведенной дезинфекции.
2.11.19. После окончания работ или чистки обязательно выполняют дезинфекцию хлорной водой или раствором гипохлорита натрия методом орошения или объемным способом:
а) методом орошения — концентрация раствора по активному хлору должна быть не менее 200 — 250 мг/л (из расчета 0,3 — 0,5 л на 1 кв. м внутренней поверхности резервуара);
б) объемным способом — заполнение емкости дезинфицирующим раствором и доведение остаточного активного хлора 75 — 100 мг/л при контакте 5 — 6 часов или 20 — 25 мг/л — при суточном контакте.
Работа проводится в противогазе.
Через 1 — 2 часа после дезинфекции резервуары (баки) промывают водопроводной водой.
Резервуар (бак) может быть пущен в работу после трех удовлетворительных результатов бактериологических анализов, проведенных с интервалом времени из расчета полного обмена воды между взятием проб.
2.11.20. Инструменты для очистки резервуаров перед началом работы обрабатывают 1-процентным раствором хлорной извести.
2.11.21. При чистке резервуара в первую очередь удаляют осадок со дна, затем очищают стены и колонны до полного удаления слизи и создания гладкой поверхности, затирают трещины и обмывают стены и колонны из брандспойта за два раза. После этого отмывают днище резервуара, и все поверхности резервуара еще раз обмывают из брандспойта.
Осадок из резервуара удаляют в систему производственной канализации.
Сброс осадка в водный объект не допускается.
2.11.22. Перед входом в резервуар должен стоять бачок с раствором хлорной извести для обмывания резиновой обуви.
2.11.23. Допуск персонала в резервуары, башни и на территорию, занимаемую ими, должен быть ограничен случаями особой необходимости, которые следует оговорить в разрабатываемых на местах инструкциях. Допуск посторонних лиц на территорию расположения резервуаров категорически запрещен.
2.11.24. Двери камер и люки резервуаров чистой воды при очистных сооружениях должны быть опечатаны или опломбированы представителем охраны.
2.11.25. Один раз в два года производят испытание подземных резервуаров на утечку воды из них с определением ее величины.
2.11.26. Металлические баки водонапорных башен окрашивают изнутри не реже одного раза в три года антикоррозионными красителями, разрешенными Госсанэпиднадзором к применению в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.
2.11.27. В павильонах водонапорных башен и водозаборных скважин, кроме основного электроснабжения, должно быть аварийное.
2.11.28. Администрация организации ВКХ обязана сообщить местным органам Госсанэпиднадзора об окончании работ по очистке, окраске или ремонту резервуара.
2.12. Учет подачи и реализации воды. Снижение потерь воды
2.12.1. Одной из важнейших задач организации ВКХ является планомерное снижение потерь и нерационального использования воды, учет ее подачи и потребления.
С этой целью необходимо требовать от абонентов, присоединенных к системам водоснабжения населенного пункта, сокращения потребления питьевой воды на производственные нужды.
2.12.2. Организация ВКХ должна обеспечить бесперебойное водоснабжение абонентов при минимально необходимых свободных напорах для создания условий рационального использования воды в жилищном фонде и другими абонентами, систематически контролировать расход воды абонентами и требовать от организаций, эксплуатирующих внутридомовые системы водоснабжения, сокращения утечек и поддержания фактических расходов воды на уровне утвержденных нормативов водопотребления.
2.12.3. Для регулярного проведения мероприятий по учету подачи и реализации воды, снижению ее потерь и нерационального использования в составе организации ВКХ создается служба учета и реализации воды.
Состав и численность службы учета и реализации воды, а также ее функции зависят от масштаба и объема работ организации ВКХ.
2.12.4. Служба учета и реализации воды в практической деятельности должна руководствоваться Правилами [5] и другими законодательными и нормативными документами в области водного хозяйства и взаимодействовать с местными органами управления использованием и охраной водного фонда.
2.12.5. Задачами службы учета и реализации воды являются:
а) организация учета и контроля подачи и реализации воды, выявление, учет и оценка всех видов потерь воды;
б) организация или осуществление поверки и ремонта расходомеров и счетчиков воды;
в) предотвращение хищения воды;
г) лимитирование водопотребления производственными предприятиями и организациями;
д) согласование присоединений (врезок) к действующей системе водоснабжения в части соответствия диаметра (калибра) водосчетчика расходу воды абонентами, мест расположения и правильности монтажа водомерного узла;
е) организация систематической и целенаправленной рекламы по сокращению нерационального водопотребления и утечек воды.
2.12.6. Измерению и учету подлежат расходы и объемы воды:
а) забираемой воды из природных источников водоснабжения или систем районного водоснабжения;
б) подаваемой насосными станциями второго подъема;
в) потребляемой предприятиями и организациями;
г) потребляемой в жилых и общественных зданиях.
Учету подлежат также расходы и объемы сточных вод, сбрасываемых в водоемы.
2.12.7. В архиве учета и реализации воды должны храниться:
а) техническая документация и паспорта расходомеров и счетчиков воды;
б) картотека водопроводных вводов с указанием номера ввода и адреса местонахождения счетчиков воды;
в) наименования основных абонентов и перечня субабонентов (арендаторов);
г) диаметра ввода и условного диаметра расходомера или счетчика воды (с приложением карточки прибора);
д) документация по обоснованию, установлению лимитов расхода воды из системы водоснабжения населенных мест;
е) материалы отчетности по водопотреблению и оценки утечек воды.
2.12.8. Служба учета и реализации воды разрабатывает, а главный инженер организации ВКХ утверждает инструкции:
а) по учету подачи и реализации воды, а также по оценке всех видов потерь воды;
б) по эксплуатации, ремонту и поверке расходомеров и счетчиков воды.
2.12.9. Инструкция разрабатывается на основании настоящих ПТЭ, проекта и опыта эксплуатации системы водоснабжения, инструкций заводов — изготовителей приборов и рекомендаций.
2.12.10. Службой учета и реализации воды должно быть разработано положение о порядке установления лимитов водопотребления; при сверхлимитном водопотреблении предусматривается повышенная плата, которая производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение согласовывается с местным органом управления использованием и охраной водного фонда и утверждается органом местного самоуправления.
Организация учета, контроль сдачи и реализация воды
2.12.11. Подачу и реализацию воды определяют на основании данных измерений с помощью средств измерения, внесенных в Государственный реестр.
2.12.12. Подача воды в водопроводную сеть за отчетный период (месяц, квартал, год) должна учитываться:
а) при водоснабжении из поверхностного источника — на основании показаний за тот же период расходомеров, установленных на насосной станции второго подъема; при нескольких насосных станциях второго подъема — суммированием показаний приборов по каждой насосной станции;
б) при водоснабжении из подземных источников — путем суммирования показаний расходомеров или счетчиков воды, установленных на водозаборных узлах или отдельных скважинах.
2.12.13. Расходомеры, учитывающие подачу воды, должны быть снабжены устройствами для автоматической записи или суммирования расходов воды. Для этой же цели используются средства вычислительной техники, позволяющей автоматически обрабатывать, отображать и хранить информацию.
2.12.14. Реализацию воды за отчетный период (месяц, квартал, год) определяют путем суммирования потребления всеми абонентами за этот же период.
2.12.15. Водопотребление абонентами за отчетный период определяют на основании показаний расходомеров или счетчиков воды.
2.12.16. При отсутствии счетчиков расход воды у абонентов определяют в соответствии с Правилами [3].
2.12.17. Расход воды из водоразборных колонок определяют по нормам водопотребления, регламентируемым СНиП [27], исходя из фактической численности обслуживаемого населения.
2.12.18. Приборы, служащие для учета, подачи и реализации воды, должны быть своевременно предъявлены госповерителю и опломбированы.
Источник: www.9111.ru
Строительство и расчёт водонапорной башни для хозяйственных нужд
Насколько целесообразно устанавливать индивидуальный накопительный бак? Как построить водонапорную башню на собственном участке? Какие формулы следует применять для расчёта диаметра трубы и расхода воды? Какой выбрать фундамент? Обо всём этом расскажет наша статья.
В предыдущей статье мы рассказали о конструкциях, типах и функциях водонапорных башен (ВБ). Когда речь идёт о водоснабжении целого района или посёлка, установка такого серьёзного сооружения безусловно оправдана. Но будет ли она полезна частнику?
В каких случаях целесообразна установка собственной водонапорной башни
- При подключении к городскому водопроводу. Частный сектор с садами и огородами — стабильный и мощный потребитель воды, поэтому в пик сезона часто наблюдается падение давления в трубах.
- При наличии значительных площадей, подлежащих поливу. Запас воды позволит обеспечить своевременный полив и выдержать технологию выращивания растений.
- При занятии животноводством. Этот вид деятельности требует постоянного расхода чистой воды. В резервуаре вода будет отстаиваться и подогреваться естественным образом.
- При нестабильном водо- и электроснабжении. Вы сможете наполнять собственную башню во время наилучшего давления (напряжения), например, ночью. Установка простой автоматики обеспечит работу системы водоснабжения в автономном режиме.
- При использовании собственной скважины. ВБ позволит сэкономить электроэнергию и ресурс насосной станции благодаря оптимальному режиму работы.
Простой анализ показывает, что своя водонапорная башня не странная прихоть, а во многих случаях — насущная необходимость. Уменьшенная в десятки раз, она станет залогом надёжной работы насосов и постоянного бесперебойного водоснабжения отдельно взятого хозяйства или дома.
Как рассчитать водонапорную башню
Речь пойдёт скорее не о полноценной водонапорной башне, а о гравитационной гидравлической системе на её основе. Известное нам правило — «дно резервуара должно располагаться выше самой высокой точки потребления» — говорит о том, что достаточно установить резервуар на определённом уровне, который нетрудно вычислить.
Примечание. Исходным условием является наличие источника — собственной скважины с установленной насосной станцией или подключения к городскому водопроводу.
Допустим, имеется два потребителя — огород и коровник. Первый находится в 35, а второй в 25 м от источника. При этом поилки в коровнике установлены на уровне 1метр. Полив огорода осуществляется с уровня земли. Ветки трубопровода имеют минимальный общий участок магистрали (т. е. расходятся близко к резервуару).
Выясняем потребление воды
От этого показателя напрямую зависит объём резервуара. Здесь имеют место скорее не расчёты, а наблюдения. Необходимо установить счётчик воды на насосную станцию (источник) и опытным путём установить ежедневный расход. Допустим, средний расход составил 5 куб. м/сутки. Объём резервуара должен быть на 20% больше, принимаем 6 куб. м.
Рассчитываем высоту установки резервуара
Для выдержки давления значение имеет не только перепад высот, но и отдалённость потребителя от источника. 1 м перемещения воды по вертикали равен 15 м по горизонтали. То есть, для того, чтобы эффективно переместить «самотёком» воду на 15 м по горизонтали, необходим перепад в 1 м. В этом случае по совокупности вычисляется не длина, а сечение трубы. За расчётную берётся максимальная длина одной ветки трубопровода.
Расчётная высота столба для первой ветки (Нст1) будет равна:
Вторая ветка (коровник) имеет перепад уровня на повышение (поилки) и это необходимо учесть.
Расчётная высота столба для второй ветки (Нст2) будет равна:
Несмотря на то что второй потребитель располагается ближе, ему требуется более высокий столб из-за перепада уровней. Общее расчётное значение — наибольший показатель, т. е. 2,66 м. Добавляем 15% запаса и принимаем Нст = 3 м.
Расчёт показывает, что при данных условиях дно резервуара должно находиться на уровне 3 м, при этом начальное давление в системе (на дне бака) будет равно:
- Р = рхgхh, где
- р — плотность воды (1000 кг/куб. м)
- g — ускорение (9,8 м/ с 2 )
- h — высота водяного столба
- Р = 1000 х 9,8 х 3 = 29400 Па = 0,294 Мпа = 0,3 бар
Рассчитываем диаметр трубы
Здесь всё немного сложнее. Необходимый диаметр вычисляется через скорость потока и расход воды. По закону Торичелли:
- V 2 = 2gh, где V — скорость потока, и h — высота столба получаем:
- V 2 = 2 х 9,8 х 3 = 58,8
- V = квадр. корень из 58,8 = 7,66 м/сек
Вычисляем сечение трубы 50 мм по формуле S = Пr 2 :
- S = 3,14 х 0,0252 = 0,0019625 кв. м
Вычисляем расход воды (R) по формуле R = SV:
- R = 0,0019625 х 7,66 = 0,015 куб. м/сек = 15 л/сек = 900 л/мин
Если расход воды в час известен заранее, то диаметр трубы можно рассчитать по формуле:
- D = 2 квадр.корень из S/П, где S = R/квадр.корень из 2gh
В нашем случае расход воды 900 л/мин вполне приемлем — весь запас можно сбросить за 6–10 мин. При этом диаметр трубы 50 мм не должен уменьшаться.
Внимание! Каждое колено 90° даёт потерю давления 5–7%. Конструируйте систему с минимальным количеством углов.
Подбираем насос для резервуаров
Как правило, насосные станции устанавливают в кессоне скважины. Водонапорную башню разумно построить прямо над кессоном. Это позволит совместить все узлы в одном месте, что в свою очередь упростит ремонт и обслуживание. О том, как подобрать скважинный насос, мы рассказали в одной из предыдущих статей.
Объём подачи воды средней насосной станции колеблется от 4 до 9 куб. м/мин, что полностью удовлетворяет потребностям условного хозяйства. Стоимость оборудования (насос, фильтры, фитинги) будет составлять примерно 15 000 руб.
Подбираем резервуары
Ёмкости для воды могут быть любыми, но должны соответствовать требованиям герметичности и быть пригодными для питьевой воды:
- Лучшее решение — кубические резервуары объёмом 1 куб. м в металлическом каркасе. Их называют «еврокуб». В них, как правило, предусмотрены переливные, донные и боковые отверстия для объединения нескольких цистерн в одну систему. Благодаря кубической форме они устойчивы и занимают минимум площади. Каркас позволяет устанавливать их друг на друга, что даст увеличение столба. Стоимость одного нового еврокуба составляет 8000 руб., б/у — 4500 руб. Таких кубов понадобится 6 шт. — 48 000 и 27 000 руб. соответственно.
- Сплошной самодельный резервуар. Его можно изготовить на месте из листов металла с рёбрами жёсткости. Такой вариант может оказаться неприемлем из-за ухудшения свойств воды при окислении металла. Либо нужно использовать сталь более высоких марок.
- Сопряжённые бочки. Обычные металлические бочки 200–240 л могут стать выходом в условиях скромного бюджета. Они также позволяют многоэтажную компоновку и стоят недорого — 500 руб./шт. (новая). На 6 т понадобится 12 шт. общей стоимостью 6000 руб.
Подбираем систему опор для резервуаров
В любом из вышеописанных случаев подбора резервуара нам понадобится площадка 2х2 м на высоте 3 м. Расчётная масса воды при максимальной загрузке составляет 6 т. Для удержания такой массы необходима фундаментная конструкция и здесь есть два приемлемых варианта.
Стальная рама
Создаётся из металлических труб. Состоит из фундамента, стоек, диагональных тяг, материала плоскости площадки и по возможности козырька. Стойки из труб диаметром не менее 75 мм бетонируются с шагом 500 мм по всей плоскости площадки. Диагональными тягам (труба 1 дюйм, полоса, арматура и т. д.) создаётся пространственная жёсткость.
Площадка должна быть сварена из металлического уголка 45х45 мм и более. От края площадки до стенки резервуара оставьте запас 250–400 мм для возможного утепления.
Стены (коробка)
Вокруг кессона устраивается ленточный фундамент примерно 2,5х2,5 м, в который по углам забетонированы трубы 75 мм. Затем выкладываются стены из шлакоблока или кирпича (толщиной в 1 кирпич). На углах выкладываются каменные столбы. В качестве балок перекрытия используйте швеллер 85–100 мм с шагом 500–600 мм. Впоследствии конструкцию можно оборудовать для подсобных нужд.
Трубы
Как видно из условий задачи, общая длина основной магистрали составляет 25 + 35 = 60 м. 20% на расходы, итого принимаем 75 м. Цена полиэтиленовой трубы составляет примерно 60 руб./кв. м. Итого 4500 руб. за трубу + 500 руб. за фитинги = 5000 руб.
Обустраивая водонапорную башню для круглогодичного использования, помните об утеплении. Даже если зимой она будет пустовать, некоторый слой утеплителя убережёт резервуары (если только они не стальные) от температурных деформаций.
В следующей статье мы расскажем, как обустроить гидравлическую систему дома и как создать комбинированную водонапорную башню для дома и хозяйства.
Источник: www.rmnt.ru