Строительство железной дороги между Москвой и Петербургом при ком

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Aлексей Петровский перепечатал из govoritmoskva.ru 28 августа 2016, 02:34
8 оценок, 2115 просмотров Обсудить (17)

28 августа 1851 года было открыто сквозное железнодорожное движение между Санкт-Петербургом и Москвой

Самая первая российская железная дорога, протянувшаяся от Царского Села до Петербурга, служила скорее аттракционом, чем средством сообщения.

Поэтому уже в 1841 году Николай Первый приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Председателем комиссии был назначен знаменитый Александр Христофорович Бенкендорф, работой руководил управляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П.А. Клейнмихель.

Дорога проектировалась как ещё один вид путей сообщения, способный частично разгрузить водный и гужевой транспорт и обеспечить более быструю доставку грузов и пассажиров.

Палец императора! Или почему железная дорога между Петербургом и Москвой делала большой крюк

Строительство Николаевской железной дороги началось 27 мая 1843 года. Линия строилась двухпутной, под колею шириной 1524 миллиметра (т.е. 5 футов), ставшую впоследствии стандартной на русских железных дорогах. Стоит отметить, что Царскосельская дорога имела шестифутовую колею. Земляные работы велись вначале на участках от Петербурга до Чудова и от Вышнего Волочка до Твери, а с 1845 года — на всём протяжении трассы.

Н.А. Некрасов писал:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

. …Волосом рус,
Видишь, стоит изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь день…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Стихотворение «Железная дорога» (иногда исследователи называют произведение поэмой) было написано Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу произведения легли исторические факты. Речь в нем идет о строительстве в 1846–1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

Люди работали в тяжелейших условиях: тысячи умирали от голода и болезней, у них не было необходимой одежды, за малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми.

Мосты строились с каменными устоями и деревянными пролётными частями. Их опоры облицовывались кирпичом или гранитом. Для устройства деревянных частей применялась лучшая рудовая сосна, благодаря чему эти пролёты простояли довольно продолжительное время. Наиболее длинным был Мстинский мост на 117-й версте, построенный инженером Крутиковым.

Первая железнодорожная магисталь. Петербург — Москва

Он имел девять пролётов, почти по 29 саженей каждый. Напомним, что под мерной саженью принято понимать расстояние между кончиками пальцев раскинутых в стороны рук взрослого мужчины. Это около 176 сантиметров. Таким образом, длина каждого пролета Мстинского моста равнялась примерно пятидесяти метрам. Мост сохранился до сих пор, хотя в процессе эксплуатации и поменял свой первозданный вид.

Николаевский вокзал Санкт-Петербурга ныне Московский вокзал.

На Николаевской железной дороге было построено 34 станции четырех классов. Станции первого класса расположены на расстоянии примерно 160 километрах друг от друга, второго и последующих классов – на расстоянии от 80-ти до 20-ти километров. «Первоклассными» станциями были Петербург, Малая Вишера, Бологое, Тверь и Москва. В список станций четвертого класса входили Колпино и Химки. В Москве и Питере были построены идентичные вокзалы. И там, и там они назывались Николаевскими.

Читайте также:  Риски проекта в строительстве это

Первое время плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла 19 рублей в первом классе, 13 рублей во втором и 7 рублей в третьем. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом на открытых платформах. Поездка же в Москву в дилижансе стоила в те времена 95 рублей, в то время как сам дилижанс можно было доставить поездом за 75 рублей. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный — из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч.

Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время пути сокращалось. В 1913 г. поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии «С» преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за 7 часов 59 минут, развивая скорость на участках до 100 км/час.

27 февраля 1923 года Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую. Под этим названием она продолжает служить прочным связующим звеном между двумя столицами России.

В июне 1931 г. между Москвой и Ленинградом начал ходить скорый поезд «Красная стрела».

Блокада Ленинграда резко изменила характер работы дороги. Действующие линии использовались в основном для перевозок грузов к фронту и продовольствия в Ленинград. В сентябре 1941 года в пределах Ленинградского узла обращалось лишь 35 пар пассажирских поездов, а в январе 1942 года пассажирское движение почти прекратилось.

27 января 1944 года гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда. 23 февраля 1944 г. из Ленинграда в Москву по восстановленному главному ходу был отправлен первый после снятия блокады грузовой поезд, а 20 марта в столицу отправился поезд «Красная стрела».

Электрификация главного хода Октябрьской магистрали между Ленинградом и Москвой завершилась в декабре 1962 года. В 1963 году максимальные скорости были повышены до 160 км/ч, а в 1965 году впервые назначается дневной экспресс «Аврора», маршрутная скорость которого 130 км/ч (максимальная — 160 км/ч), что позволяет преодолевать 650 километровое расстояние не более, чем за 5 часов.

В сентябре 1995 года Коллегией Министерства путей сообщения Российской Федерации было принято решение о комплексной реконструкции магистрали.

Источник: maxpark.com

163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой

28 августа в 1851 году была построена Николаевская железная дорога (ныне — Октябрьская железная дорога), которая положила начало строительству железнодорожной сети общегосударственного значения. Николаевская дорога стала первой двухпутной железной дорогой в Российской империи длиной в 645 км. Время в пути — 21 час 45 минут.

Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Во время строительства было построено свыше 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов, сторожевые дома и переезды, между станциями провели телеграф. Спустя 163 года мы вспоминаем, как это было и во что это превратилось.

Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №1 - BigPicture.ru

Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №2 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №3 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №4 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №5 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №6 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №7 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №8 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №9 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №10 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №11 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №12 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №13 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №14 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №15 - BigPicture.ru Фотография: 163 года назад открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой №16 - BigPicture.ru

Октябрьская железная дорога прошла большой путь. В наши дни проходит по Ленинградской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Мурманской, Вологодской, Ярославской областям, по территориям Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Карелия, соединяет Россию с иностранными государствами. И кто бы мог подумать, что паровоз, преодолевающий это расстояние практически за сутки, превратится в скоростное чудо 21 века?

Источник: bigpicture.ru

Рейтинг
Загрузка ...