1. Содержание эксплуатационной работы железнодорожного транспорта
Эксплуатация железных дорог — производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех элементов и подсистем железнодорожного транспорта.
Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам ОАО «РЖД»:
• повышению доходности перевозок
• сокращению издержек на перевозки грузов
• повышению экономической ответственности и заинтересованности
всех структурных единиц в улучшении финансово-экономических ре-зультатов работы филиалов ОАО «РЖД» и корпорации в целом
• ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов
Основной задачей эксплуатации железных дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.
Почему Китайские Железные Дороги Так Развиты? Трудоёмкий Процесс Технологического Строительства.
Особенности эксплуатационной работы:
1. Осуществляется совместно различными подразделениями: дорогами, отделениями, станциями, депо и т.п.
2. Производственный цикл начинается на одних железных дорогах, а продолжается и заканчивается на других предприятиях железнодорожного транспорта.
3. Локомотивы закреплены за определенными депо, куда, как правило, и возвращаются.
4. Вагоны обращаются по всей сети железных дорог.
5. На ряде железных дорог погрузка значительно превышает выгрузку — основное внимание уделяется организации грузовой работы и формированию поездов.
6. На дорогах, где выгрузка превышает погрузку, большее место занимает организация выгрузки и возврата порожняка в пункты погрузки.
7. Ряд дорог имеет значительный объем транзитных перевозок, для которых большое значение имеет обеспечение повышенной скорости продвижения поездов.
Эксплуатационная работа железнодорожного транспорта включает: техническую эксплуатацию и коммерческую эксплуатацию.
Техническая эксплуатация — организация движения поездов, эксплуатация и проектирование железнодорожных станций и узлов, организация пассажирских перевозок.
Коммерческая эксплуатация — организация грузовой и коммерческой работы, фирменное обслуживание клиентуры.
Документы, регламентирующие эксплуатационную работу железных дорог:
1. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.
2. Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, .
3. График движения поездов, увязывающий работу и определяющий загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой.
4. План формирования поездов, представляющий систему организации вагонопотоков.
5. Система комплексного регулирования парка грузовых вагонов,
6. Единые технологические процессы работы станций и подъездных путей,
7. Единые технологические процессы работы железнодорожных станций, морских и речных портов, автомобильных транспортных предприятий и работы транспорта в пунктах перевалки грузов и пересадки пассажиров.
Этот современный метод строительства железных дорог Невероятное. Потрясающая строительная техника
Источник: studfile.net
Эксплуатация железных дорог
Эксплуатация железных дорог — производственная деятельность ж. д., их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех отраслей железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: высокопроизводит. и экономичное использование технических средств; внедрение прогрессивной технологии, науч. организация труда и управления во всех звеньях и чёткое взаимодействие их на основе единого плана; удойное Для пассажиров обслуживание; увязка с работой др. видов транспорта. При чёткой организации Эксплуатации железных дорог обеспечивается полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств.
Различают технического эксплуатацию, включающую организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станций и узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию, содержащую организацию грузовой и коммерческие работы.
Историческая справка.
Разработке отд. вопросов эксплуатации железных дорог началась с появлением заводских рельсовых дорог с конной тягой. В России П. К. Фролов в 1810 для построенной им Змеиногорской железной дороги разработал «график движения» составов из трёх повозок, согласно которому было установлено время оборота каждого такого поезда. При проектировании первой магистральной ж.д. между Петербургом и Москвой П. П. Мельниковым были выполнены расчёты по эксплуатации сооружаемых участков железных дорог В 1854 на этой железной дороги был введён в действие первый в России график движения поездов.
В начале период роль ж. д. в товарообороте страны была незначительной. В период 1861—80, когда началось быстрое развитие ж. д., их грузооборот возрос. Погрузка к 1880 составляла около 20 млн. т в год, или 880 т на 1 км железнодорожного пути; наибольшая часть товаров в стране перевозилась уже по железным дорогам, но система эксплуатации оставалась несовершенной.
Разработанные и введённые на дорогах правила движения, устанавливавшие порядок следования поездов и производства манёвров, представляли собой набор практич. и техн. указаний по движению поездов, изложенных без системы. Действовал участковый график движения поездов, составлявшийся для каждого тягового плеча без увязки со смежными плечами.
К.-л. специализация поездов отсутствовала, и в составы включались вагоны любых назначений, следующие в одном направлении. Формирование поездов сводилось к расстановке тормозов, постановке более тяжёлых вагонов в головную часть поезда. Число вагонов в составе колебалось от 25 до 50. Погрузочно-разгрузочные операции на станциях производились вручную.
Взаимоотношения между ж. д. и трансп. клиентурой не всегда были регламентированы. Провозная плата назначалась самостоятельно каждой дорогой. Только для небольшого числа определенные грузов повёрстные ставки не должны были превышать пределов, указанных в уставах акц. об-в. Скорости доставки грузов определялись соображениями конкуренции с др. видами транспорта. Существовавшая система перегрузки грузов на передаточных станциях из вагонов одной ж. Д. в вагоны другой не обеспечивала необходимой скорости продвижения и сохранности грузов, удорожала и осложняла перевозки.
Прямое бесперегрузочное сообщение впервые было введено на отд. дорогах России в 1868, единая для всех ж. д. система передачи вагонов на основе «Общего соглашения о взаимном пользовании товарными вагонами» начала действовать с 1889. Бесперегрузочный обмен вагонами был значительно позднее применён на мн. дорогах др. стран и стал известен в мировой технического литературе как русская система обмена вагонами.
С увеличением грузооборота на ряде ж. д. стали возникать серьёзные затруднения, вызываемые неудовлетворит, организацией эксплуатационных работы. В этой связи появилась необходимость создания системы организации перевозок, обеспечивающей более чёткую и бесперебойную работу ж. д. В процессе решения этой задачи в кон. 70-х гг.
19 в. начала создаваться теория Эксплуатации железных дорог В 1878 С. II. Кульжинский создал оригинальный метод расчёта потребного парка вагонов.
В 1879 разработаны основы первого Устава ж. д., в 1885 издан «Общий устав российских железных дорог», регламентировавший взаимоотношения ж.д. и трансп. клиентуры, который с внесением ряда поправок и добавлений просуществовал вплоть до 1920, когда был принят «Общий Устав железных дорог РСФСР». «Устав железных дорог Союза ССР» на всей территории страны начал действовать 1 окт. 1927.
Одной из первых организац. мер в Эксплуатации железных дорог явилось повышение качества использования вагона, в первую очередь по ускорению оборота вагона. Термин «оборот вагона» в качестве показателя работы железных дорог впервые применён в России на Юго-Зап. ж. д. в 1887. Здесь также впервые установили номерной учёт простоя вагонов (см. в ст. Простой подвижного состава) и ввели премию за сокращение их задержек на станции. Тогда же при учёте простоя вагонов введено разделение их на транзитные и местные, сохранившееся до наст, времени.
В начале 20 в. появились труды В. Н. Образцова, посвящённые вопросам пропускной способности и ускорения оборота вагонов. А. Н. Фролов положил начало созданию теории маневровой работы, определив факторы и установив основные зависимости, влияющие на продолжительность манёвров.
В 1910 он же впервые поставил вопрос о взаимодействии сортировочных станций и предложил технического маршрутизацию перевозок. Важную роль в решении отд. теоретич. вопросов по Эксплуатации железных дорог в России сыграли совещат. съезды начальников служб движения, которые созывались периодически для обмена опытом работы. Передовые рус. инженеры успешно занимались также созданием рациональных проектов железнодорожных станций и узлов. В 1897 были впервые разработаны основные принципы проектирования станций, полностью принятые впоследствии не только в России, но и за рубежом.
После Октябрьской революции и национализации промышленности и транспорта перед железнодорожный транспортом были поставлены новые задачи в области организации транспортного процесса. В условиях крайне тяжёлого состояния ж. д. решение этих задач1 сводилось главным образом к осуществлению перевозок, снабжению крупных центров продовольствием, восстановлению ж. д., налаживанию планирования и руководства эксплуатационной работой.
К числу более совершенных методов эксплуатации железных дорог относилась прежде всего маршрутизация перевозок. Первые отправительские маршруты были организованы в 1918 для перевозок хлеба из Царицына в Москву. В 1920 начали формировать маршруты с назначением на распределит, базы, откуда составы по возможности целиком заадресовывались в пункты назначения.
Постепенно во все сферы эксплуатационных работы стало внедряться планирование, основные на плановом ведении всего нар. хозяйства. В 1921 Образцов разработал единый проект размещения основные сортировочных станций на всей железнодорожной сети, который в последующие годы был в значит, степени осуществлён. В 1925 И. И. Васильев предложил методику расчёта выгодности специализации поездов по назначениям в соответствии с грузовыми потоками и принцип определения оптимальных варианта плана формирования поездов, которые действуют и в наст, время.
Исключительно важное значение для улучшения организации движения имели переход к диспетчерской системе руководства движением поездов и введение системы оперативного учёта, отражающей результаты эксплуатационных работы станций, отделений и дорог. Впервые диспетчерское руководство движением поездов в СССР было осуществлено в 1923 на Северной железной дороге. Начиная с 1935 на железных дорогах вводятся общесетевой график и расписание движения поездов. Это явилось базой для создания науч. теории графика, развития теории пропускной способности дорог на основе комплексного рассмотрения всех определяющих её элементов.
В 1935 был утверждён новый Устав железных дорог Союза ССР, коренным образом перестроивший всю организацию перевозочного процесса. Важным этапом в совершенствовании всей эксплуатационных работы на железнодорожный транспорте было введение в 1936 новых Правил технической эксплуатации (ПТЭ). В том же году на отечественных железных дорог впервые в мире была организована работа станции по единому технологический процессу, построенному на основе передовых методов труда. С июля 1939 вместо планов погрузки на сети железных дорог введены планы перевозок с указанием дорог отправления и назначения. Улучшение системы планирования перевозок открыло широкие возможности для устранения нерациональных перевозок и создало необходимые предпосылки для внедрения технического планирования, которое позволило перейти к разработке комплексных планов всей эксплуатационных работы железнодорожной сети.
Наряду с мерами по совершенствованию организации перевозок большая работа была проведена и по улучшению технического оснащённости ж. д.: пополнение парка подвижного состава новыми локомотивами и вагонами; оборудование подвижного состава автотормозами и автосцепкой; развитие ремонтной базы для локомотивов и вагонов; строительство новых линий и вторых путей, введение автоблокировки; развитие узлов и станций, внедрение на них новых технических средств и т. д.
Перед Великой Отечеств, войной железнодорожный транспорт стал одной из передовых отраслей нар. хозяйства, что позволило во время войны, освоить большой объём перевозок в трудных военных условиях. Большую роль в организации чёткой работы железных дорог в условиях войны сыграли новые методы форсированного использования пропускной способности и регулирования движения поездов; организация сдвоенных и спаренных поездов (т. и. караванное и колебат. движения); безостановочное скрещение поездов на не полностью восстановленных двухпутных участках; одностороннее движение поездов и следование их при помощи живой блокировки; применение блокированных порожних маршрутов и т. д.
В послевоенные годы на основе науч. обобщения прогрессивных методов труда разработаны сквозные графики движения поездов и уплотнённого оборота локомотивов на целых направлениях, технологические процессы работы отделений железных дорог; освоены единые технологические процессы работы железнодорожных станций и подъездных путей промышленных предприятий и т. д. Рост грузооборота потребовал коренного перевооружения ж. д., основные звеньями которого стали электрификация ж. д., внедрение тепловозной тяги, перевод рабочего парка вагонов на автосцепку, оборудование ж. д. полуавтоматической и автоматической блокировкой. Реконструкция ж. д. и прежде всего их электрификация потребовали новых методов эксплуатации. В условиях высокой грузонапряжённости ж. д. большое значение приобретают использование внутреннего резервов, повышение уровня эксплуатационных работы, эффективное использование транспортных средств и повышение производительности труда, увеличение массы и длины поездов (опыт Московской железной дороги) и др. мероприятия, направленные на сокращение простоев вагонов, ускорение доставки грузов, повышение производительности транспортных средств.
Важнейшее значение в дальнейшем совершенствовании эксплуатационных работы железных дорог имели широкое применение вычислит. техники, оптимизация перевозочного процесса, его учёта и анализа.
Организация движения поездов.
В основе организации движения на отечественных железных дорог лежат следующие важнейшие принципы
1. Разработка на плановый период графика и расписания движения поездов, устанавливающих технического нормы веса (массы) поездов и скорости их движения, порядок использования пропускной способности линий, согласованность в работе терр. подразделений и служб железнодорожного транспорта. Графиком определяется не только движение поездов, но и работа станций, депо и др. подразделений ж. д. Разработка графика на ЭВМ обеспечивает наилучшее использование пропускной способности ж. д., повышение скорости движения поездов. Макс, число поездов, т. е. линий хода, прокладываемых в графике движения, определяет пропускную способность участков, а кол-во грузов, провозимых в этих поездах,— провозную способность. Система организации движения направлена на повышение провозной способности путём значительного увеличения массы поездов.
2. Организация вагонопотоков в специализированным поезда на базе общесетевого плана формирования поездов, разрабатываемого на определенные период. План формирования поездов содержит план маршрутизации перевозок и план технического маршрутизации и устанавливает распределение работы по формированию поездов между сортировочными и участковыми станциями с учётом быстрейшего продвижения вагонов. Оптимизация распределения сортировочной работы между станциями достигается использованием при разработке плана формирования ЭВМ.
Организация работы станций по приёму, отправлению и пропуску поездов, формированию и расформированию составов, погрузке и выгрузке грузов, посадке и высадке пассажиров на основе тщательно рассчитанного технологического процесса работы станций, обеспечивающего наименьший простой вагонов на станции, наиболее полное использование их пропускной способности и высокую производительность труда. Технол. процесс устанавливает порядок выполнения отд. операций с поездами и вагонами на станциях с учётом макс, совмещения производств, операций во времени; порядок использования станционных устройств; организацию труда людей и технического нормы на отд. операции и обработку поездов в целом. Наилучшие условия реализации прогрессивных технологических процессов достигаются при внедрении автоматизированным систем управления станциями.
Техн. нормирование погрузки и выгрузки, размеров движения по участкам, передачи гружёных и порожних вагонов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями дороги, потребных парков подвижного состава и др. показателей в зависимости от установл. плана перевозок, оперативных задач по перемещению парков подвижного состава и сложившейся обстановки на сети или на железных дорогах
Оперативное планирование эксплуатационных работы, задачей которого является обеспечение выполнения плана перевозок, графика движения и др. технического норм в конкретных условиях данных суток, смены.
Диспетчерское руководство и контроль выполнения заданий по перевозкам технического норм. В целом по сети руководство организацией движения осуществляет МПС, в составе которого имеются оперативно-распорядительные отделы. Каждый из них объединяет группу дорог определенные направления.
Диспетчерский распорядит. отдел, располагая системой связи и данными отчётности, контролирует ход работы на станциях, отделениях и дорогах, своевременно принимает меры для выправления положения при затруднениях в работе. В управлениях железных дорог имеются службы дорог, осуществляющие руководство эксплуатационных деятельностью ж. д., в т. ч. служба движения, в составе которой для непосредств. руководства есть оперативно-распорядит. отделы. Непосредственно движением поездов на участках, доставкой на станции вагонов под погрузку и выгрузку и уборкой погруженных и выгруженных вагонов руководят поездные диспетчеры отделения или управления дороги, а на станциях — станционные и маневровые диспетчеры. Диспетчерская система развивается на основе использования ЭВМ для сбора информации, планирования пропуска поездов по участкам, регистрации проследования поездов по станциям и др. целей. Важным фактором в развитии диспетчеризации является укрупнение диспетчерских участков, организация управления движением поездов на направлениях большой протяжённости из единого центра.
Безопасность движения поездов, обеспечиваемая выполнением в эксплуатац. деятельности ПТЭ, Инструкции по сигнализации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе, а также др. нормативные документы.
Железнодорожные станции и узлы. Ж.-д. станции и узлы — важнейшие подразделения железнодорожного транспорта, обеспечивающие приём, отправление и пропуск поездов.
На железнодорожных станциях выполняются пасс, и грузовые операции, расформировываются и формируются поезда, производятся ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов и пасс, составов, осуществляется контакт ж. д. с населёнными пунктами и предприятиями, в т. ч. обеспечивается обслуживание подъездных путей предприятий. Часть станций являются стыковыми пунктами ж. д. с др. видами транспорта в единой транспортной системе.
Станции участвуют в организации перевозочного процесса на всех этапах. Выполнение железнодорожный транспортом основные показателя качества его работы — оборота вагона — решающим образом зависит от работы станции, т. к. вагон за время своего оборота находится на различных станциях около 80% времени. Значительная часть времени оборота (см.
Эксплуатация локомотивов) приходится на станции технического обслуживания. Важнейшим условием выполнения плана перевозок и эффективного использования подвижного состава, а также др. технических средств является их своевременным обслуживание, соблюдение плановых и текущих осмотров и ремонтов. Развитие железнодорожных станций и узлов осуществляется на базе внедрения новой, современные техники, позволяющей механизировать и автоматизировать трансп. процессы.
Организация пассажирских перевозок.
Гл. задача организации пассажирских перевозок— полное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в передвижении; Ж.-д. транспорту, располагающему мощными перевозочными средствами, принадлежит решающая роль в осуществлении междугородных перевозок, обеспечении наибольших удобств пассажирам, особенно при массовых перевозках на большие расстояния. Правильная организация пассажирских перевозок должна обеспечивать наиболее полное удовлетворение запросов пассажиров и наилучшее использование перевозочных средств. К основные мероприятиям, обеспечивающим решение этих задач, относятся следующие: сокращение времени проезда пассажиров в поездах в результате повышения скорости движения и увеличения доли беспересадочных сообщений; обеспечение необходимых удобств пассажирам в поездах и на вокзалах; составление наиболее рациональных расписаний поездов; организация продажи билетов с использованием ЭВМ (см. «Экспресс»); наилучшее использование пасс, подвижного состава, станционных устройств, вокзалов и т. д., позволяющее снизить себестоимость перевозок; рациональное сочетание пасс, и грузового движения, обеспечивающее наряду с пасс, поездами обращение необходимого числа грузовых поездов с высокой скоростью; координация работы различных видов транспорта, позволяющая обеспечить необходимые удобства и наиболее быструю доставку пассажиров в смешанных сообщениях; обеспечение безопасности движения и безопасности пассажиров на железнодорожный транспорте.
Техническое планирование эксплуатационной работы. Технический план работы железных дорог— это единый комплексный план организации эксплуатационных работы ж.-д. транспорта, предусматривающий решение следующих задач: размещение вагонного парка на железных дорогах как в целом, так и по отд. видам подвижного состава; рациональное распространение гружёных и порожних вагонопотоков по направлениям железнодорожной сети; распределение и рациональное использование технических средств.
Технический план устанавливает нормы работы дорог и отделений в отношении погрузки, выгрузки, передачи гружёных и порожних вагонов, передачи поездов и выдачи локомотивов, а также предусматривает измерители использования подвижного состава. Исходными данными для составления технического плана служат размеры погрузки по дорогам отправления и назначения, определяемые ежемесячно в соответствии с планом перевозок. В процессе планирования учитываются распределение парка вагонов по дорогам и отделениям дорог, необходимость создания и перераспределения резервов подвижного состава, сезонные, климатич. и др. условия. На основе технического плана осуществляется вся оперативная деятельность по организации выполнения плана перевозок в отделениях, на дорогах и в МПС.
Организация грузовой и коммерческой работы. Коммерческая эксплуатация определяет нормы и положения, регулирующие взаимоотношения железнодорожного транспорта с др. отраслями, предприятиями и отд. липами, пользующимися ж. д. К организации грузовой и коммерческие работы относятся планирование перевозок; приём к перевозке грузов и багажа от отправителей и выдача их получателям; оформление перевозочных документов; хранение прибывших грузов и багажа до выдачи их получателям; разработка правил и условий перевозок и контроль за их выполнением; механизация погрузочно-разгрузочных работ; эксплуатация складского, весового и холодильного хозяйств; организация транспортного, экспедиционного обслуживания, арендного и договорного дела; применение тарифов и производство расчётов по перевозкам; осуществление связи с промышленными предприятиями; организация перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях с участием др. видов транспорта и в междунар. сообщениях. Правовой основой коммерческой эксплуатации являются Устав ж. д., а также правила и условия перевозок, которые разрабатывает и издаёт МПС.
Система и практика грузовой и коммерческие работы железных дорог подчинены решению ряда задач, важнейшие из которых следующие: организация сохранной перевозки грузов; соблюдение установл. сроков доставки грузов, сокращение которых способствует ускорению оборачиваемости материальных средств; снижение трансп. издержек, особенно путём удешевления погрузочно-разгрузочных работ и операций по взвешиванию грузов, что обеспечивается макс, механизацией и автоматизацией погрузки и выгрузки, взвешивания и дозировки, а также применением нормирования простоя вагонов; рациональное использование подвижного состава, которое обеспечивается правильным распределением подвижного состава, соблюдением технического норм загрузки вагонов, наиболее целесообразным размещением груза и его рациональной упаковкой; обслуживание предприятий, организаций и отд. лиц, пользующихся железнодорожный транспортом, на высоком уровне, чему способствует своевременным информация о прибытии и следовании грузов, организация перевозок в контейнерах по принципу «от склада отправителя до склада получателя», создание трансп-экспедиц. организаций, освобождающих грузовладельцев от забот, связанных с упаковкой, доставкой груза на станции и вывозом со станций, оформлением документов на перевозку и т. д.
Грузовая работа производится на местах общего и необщего пользования. К местам общего пользования относятся грузовые районы станций и др. пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении ж. д. К местам необщего пользования относятся прирельсовые склады, площадки и др. пункты, находящиеся в ведении предприятий, организаций и учреждений. Основным часть грузовых и коммерч. операций, связанных с выполнением плана перевозок грузов, производится на ж.-д. грузовой станции.
Основные эксплуатационные показатели. Качество эксплуатационных работы как отд. подразделений, так и всей сети железных дорог определяется выполнением плана перевозок в целом и по каждому роду грузов, а также показателями использования подвижного состава, себестоимости перевозок и производительности труда, к числу которых относятся: скорости движения поездов; уровень выполнения графика движения и планов формирования поездов; время нахождения поездов и вагонов на станции; использование грузоподъёмности вагонов; оборот и среднесуточный пробег вагонов; среднесуточный пробег локомотивов; выполнение установленных весовых норм поездов.
Источник: lokomo.ru
Специальность «Эксплуатация железных дорог» (23.05.04) в вузах России 2022, специалитет: где учиться?
Специалист по эксплуатации железных дорог решает обширный спектр вопросов. Разрабатывать планы безопасного использования железнодорожного транспорта. Распределять людские и финансовые ресурсы. Проектировать инфраструктуру железнодорожных объектов. Составление нормативов использования оборудования.
И всё, связанное с планированием и разработками внутри железнодорожных сетей – задача специалиста по эксплуатации железных дорог. Студенты учатся основам логистики, проектного анализа, транспортного бизнеса, теплотехники. Осваивают правовые аспекты железнодорожного транспорта и его экономику. Изучают тонкости технической эксплуатации оборудования, транспорта, инфраструктуры. Учащийся приобретает навыки управления коллективом. *
* Набор учебных дисциплин и уклон обучения зависит от профиля, на который вы поступите
Источник: vuzopedia.ru
Эксплуатация железных дорог
Эксплуатация железных дорог — это производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех элементов и подсистем железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: высокопроизводительное и экономичное использование технических средств; внедрение прогрессивных технологий; научная организация труда и управления во всех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана-прогноза; удобное для пассажиров обслуживание; увязка с работой других видов транспорта. При четкой организации эксплуатации железных дорог обеспечивается полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств, а также повышается конкурентоспособность перевозок, экономическая устойчивость отрасли.
Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам ОАО «РЖД»: повышению доходности перевозок, сокращению издержек на перевозки грузов, повышению экономической ответственности и заинтересованности всех структурных единиц в улучшении финансово-экономических результатов работы филиалов ОАО «РЖД» и корпорации в целом, ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов.
В более узком смысле слова под эксплуатационной работой понимают только работу подвижного состава.
Главной особенностью эксплуатационной работы железнодорожного транспорта является то, что она осуществляется совместно различными подразделениями: дорогами, отделениями, станциями, депо и т.п.
Очень небольшое число технологических циклов, связанных с перевозкой грузов и пассажиров, начинаются и заканчиваются в пределах одной дороги, а тем более одного отделения дороги. Как правило, в выполнении перевозки участвуют несколько отделений и дорог. Связанные с этим проблемы по-разному проявляются в различных сферах деятельности железных дорог.
Различают техническую эксплуатацию, включающую в себя организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станций и узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию, к которой относятся организация грузовой и коммерческой работы, фирменное обслуживание клиентуры.
Важнейшее значение в совершенствовании эксплуатационной работы железных дорог имеют широкое применение информационных технологий, оптимизация перевозочного процесса, современных методов учета и анализа.
При организации эксплуатационной работы необходимо учитывать теснейшую связь и взаимодействие всех подразделений и производственных коллективов, занятых обеспечением перевозочного процесса. Основной задачей эксплуатации железных дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой, с обеспечением при этом безопасности движения поездов. Чем выше уровень эксплуатационной работы, тем полнее удовлетворяются потребности народного хозяйства и населения страны в целом, производительнее используются подвижной состав и постоянные устройства, меньше требуется провозной способности дорог.
Управление эксплуатационной работой железных дорог должно быть подчинено выполнению отраслевых стратегических задач. Это реализуется через формирование единой системы планирования, включающей в себя:
• стратегические планы (программы) на 7-10 и более лет;
• среднесрочные («скользящие») планы на 3 года;
• текущие планы и бюджеты — на год и квартал (с помесячной разбивкой).
Приоритетность разработки планов следующая:
1) стратегические (разрабатываются один раз на последующий период);
2) среднесрочные (разрабатываются на 3 года по «скользящей» схеме;
3) текущие (разрабатываются один раз на очередной период).
Среднесрочные планы должны детализировать стратегические. При этом
по основным показателям среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных плановых показателей.
Текущие планы на год должны соответствовать плановым показателям первого года среднесрочного периода, годового плана, при этом они должны обеспечивать последовательную реализацию годовых бюджетов.
Корректировка стратегических планов (программ) осуществляется в случае существенного изменения внешних или внутренних факторов деятельности железнодорожного транспорта.
Реализация системы бюджетирования на железнодорожном транспорте направлена на получение действенной системы корпоративного управления ресурсами. Эта система должна позволять в реальном режиме времени оптимизировать затраты для обеспечения финансовой состоятельности основных видов деятельности (бизнеса) компании с целью повышения их конкурентоспособности на рынке транспортных услуг и укрепления финансовой устойчивости отрасли в целом.
Отлаженная эффективная система бюджетирования позволит:
• на стадии планирования на каждом уровне управления обеспечивать первоначальную сбалансированность объемных показателей и затрат на их выполнение, прозрачность в отнесении расходов по видам деятельности;
• применять метод непрерывного составления бюджетов в автоматизированном режиме, что значительно упрощает процесс планирования и делает его итеративным;
• в процессе выполнения плана повысить уровень управляемости затратами и обеспечить должный контроль над целевым использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, заложенных в бюджетах. Своевременно принимать эффективные управленческие решения для устранения существенных отклонений (превышающих определенный предел, который устанавливается руководством, например, ± 1%) фактических показателей от плановых (нормативных), добиваясь при этом наилучшего использования ресурсов. В процессе применения системы управления по отклонениям на практике появляется реальная возможность оценить степень напряженности действующих норм и нормативов для разработки более прогрессивных. Это способствует оптимизации расходов на стадии их планирования.
В результате формируется гибкая система, обеспечивающая планирование будущих результатов деятельности и необходимых ресурсов, снижение риска непредвиденных расходов и экономию в расходах за счет координации всех сторон своей деятельности, многовариантное прогнозирование, контроль за достижением поставленных целей и своевременную их корректировку при изменении внешних и (или) внутренних условий.
В связи с этим эксплуатационная работа регламентируется рядом важнейших документов, имеющих единое для всей железнодорожной сети значение. К этим документам относятся:
• Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации — законодательный акт, регулирующий взаимодействие железных дорог и клиентуры по выполнению перевозок. Он определяет порядок выполнения перевозок, права, обязанности и ответственность железных дорог, организаций и лиц, пользующихся железнодорожным транспортом;
• правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, устанавливающие систему организации движения поездов, требования к подвижному составу, сооружениям и устройствам, порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта;
• график движения поездов, увязывающий работу и определяющий загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой;
• план формирования поездов, представляющий собой систему организации вагонопотоков. Он определяет объем работы станций по формированию и расформированию поездов, формирование поездов маршрутами без переработки на технических станциях и распределение маневровой работы между сортировочными станциями;
• система комплексного регулирования парка грузовых вагонов, которая определяет задания по ежесуточной сдаче груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам дороги и своевременный подвод порожних вагонов к местам погрузки по кратчайшим маршрутам. В настоящее время введены также соглашения, регламентирующие использование парка грузовых вагонов странами СНГ.
Вместе с тем, эксплуатационная работа на каждой железной дороге имеет свои специфические особенности, обусловленные природными и климатическими условиями, объемом и структурой перевозимых грузов и пассажиров, распределением их по направлениям и во времени, количеством главных путей на перегонах, размещением сортировочных и технических станций, видом тяги, средствами автоматики, телемеханики и связи, мощностью верхнего строения пути и другими факторами. На ряде железных дорог погрузка значительно превышает выгрузку, и на них основное внимание уделяется организации грузовой работы и формированию поездов.
На дорогах, где выгрузка превышает погрузку, большее место занимает организация выгрузки и возврата порожняка в пункты погрузки. Ряд дорог имеет значительный объем транзитных перевозок, для которых большое значение имеет обеспечение повышенной скорости продвижения поездов. Наконец, есть группа дорог с преобладанием перевозок в местном сообщении, у них свои специфические особенности в организации эксплуатационной работы и ее управлении. При формировании новой структуры сети дорог их протяженность и объем местного сообщения существенно повысятся, что предъявит новые требования к уровню технического, информационного и технологического обеспечения эксплуатационной работы.
Эксплуатационная работа железных дорог имеет ряд существенных особенностей, отражающих специфику транспорта как материальной инфраструктуры. Одна из них состоит в том, что производственный цикл начинается на одних железных дорогах, а продолжается и заканчивается на других предприятиях железнодорожного транспорта.
На первый взгляд, кажется, что в этом нет ничего специфического. Многие виды промышленной продукции так же последовательно обрабатываются на нескольких предприятиях. Но в отличие от промышленности, на железных дорогах от одного предприятия на другое переходят не только предметы труда (грузы), но и средства труда (вагоны и локомотивы). Локомотивы закреплены за определенными депо, куда, как правило, и возвращаются, а вагоны обращаются по всей сети железных дорог. Этой особенностью обусловлено наличие в эксплуатационной работе железных дорог специфической области деятельности — регулирования вагонных парков.
В основе организации эксплуатационной работы лежит план-прогноз по объему перевозок. Количество следующих по участкам сети поездов и их направление зависят от размещения пунктов погрузки грузов и грузовых потоков. Структура перевозимых грузов и пассажиров определяет типы подвижного состава, а размеры и направление потоков грузов и пассажиров — объем работы станций, депо, вокзалов, количество вагонов, подлежащих переработке и сдаче на другие отделения и дороги. Эксплуатационная работа на каждой железной дороге и отделении имеет присущие им особенности.
Локомотивы приписаны к конкретному депо и, соответственно, относятся к определенным дорогам, но плечи работы локомотивов часто не совпадают с границами дорог. Существуют так называемые заезды локомотивов на другие дороги, что создает определенные проблемы с оценкой расходов, связанных с работой локомотивов и компенсацией этих расходов.
Грузовые вагоны свободно обращаются по всей сети дорог, в связи с чем существует централизованное регулирование работы парка грузовых вагонов в масштабе всей сети. Это также сопряжено с определенными сложностями. Например, железная дорога заключает с предприятием договор на подачу под погрузку вагонов определенного типа в заданные сроки, но из-за необходимости сдавать порожние вагоны данного типа в сетевую регулировку выполнение договора срывается, что ведет к экономическим потерям.
Аналогичные проблемы существуют и в отделениях дорог.
В основе планирования эксплуатационной работы лежит план перевозок грузов и пассажиров. В зависимости от планируемых грузо- и пассажиропотоков, от структуры перевозок по родам грузов планируются количество вагонов и локомотивов, необходимых для осуществления перевозок на каждой дороге (отделении), и структура парка вагонов и локомотивов (структура парка вагонов связана с тем, какие грузы перевозятся, а структура парка локомотивов — с интенсивностью грузопотоков).
В свою очередь, на основе плана эксплуатационной работы планируются обслуживание и ремонт подвижного состава, контингент работников, занятых основной деятельностью, расход электроэнергии и топлива на тягу поездов, необходимость развития пропускной и провозной способности железных дорог, а соответственно и капитальные вложения в подвижной состав и постоянные устройства.
Планирование и управление эксплуатационной работой должно быть ориентировано на минимизацию эксплуатационных расходов и, в то же время, на достижение высокого качества транспортного обслуживания клиентов, что позволит увеличить объем перевозок, а следовательно, и доходы железных дорог.
Таким образом, при планировании эксплуатационной работы и управлении ею необходимо стремиться к сокращению расходов и росту доходов, т.е. повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.
В период «пиковых» нагрузок на железных дрогах, существовавших в 80-е гг. ХХ в., планирование эксплуатационной работы было сориентировано на выполнение постоянно возраставших объемов перевозок грузов и пассажиров. В частности, проводились мероприятия по повышению нагрузки вагонов, внедрялась технология формирования и вождения длинносоставных тяжеловесных поездов. Благодаря этому в нашей стране была достигнута более высокая интенсивность использования подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта, чем в любой другой стране мира.
Однако мероприятия по интенсификации эксплуатационной работы нередко идут в разрез с качеством транспортного обслуживания (скоростью и надежностью доставки, сохранностью перевозимых грузов). Например, ориентация на то, чтобы выдержать жесткие нормы состава грузовых поездов, делает время накопления вагонов трудно предсказуемой величиной, зависящей от множества факторов. В этих условиях невозможно обеспечить гарантированную доставку грузов к заданному сроку. Особенно ненадежна доставка одиночных контейнеров и мелких отправок, которые в пути следования перегружаются, сортируются и накапливаются.
В связи с этим спрос на железнодорожные перевозки мелких отправок резко упал, а их доля в общем числе отправок сократилась более чем в 10 раз, прежде всего из-за их «ухода» на автомобильный транспорт. Уменьшилась и доля контейнерных отправок в железнодорожных перевозках. Все это, естественно, привело к потере доходов.
Чрезмерная интенсификация работы железных дорог нередко противоречит сокращению эксплуатационных расходов: чрезмерное увеличение состава поездов, повышение нагрузки вагонов дает не экономию эксплуатационных расходов, а их увеличение.
Таким образом, в существующих условиях конкуренции между различными видами транспорта управление эксплуатационной работой должно быть сориентировано на наиболее качественное удовлетворение спроса на перевозки с минимально возможными затратами.
Admin добавил 26.04.2012 в 12:40
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
Создано Admin, 26.04.2012 в 11:40
Последнее редактирование Admin, 26.04.2012 в 11:40
2 Комментария , 14638 Просмотров
Источник: scbist.com
Строительство железных дорог или эксплуатация железных дорог
ПРАВИЛА
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
(с изменениями на 3 июля 2001 года)
____________________________________________________________________
Не применяются на основании
приказа Минтранса России от 3 октября 2019 года N 319
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 18.08.2000 N 7043-ЮД
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
РАЗДЕЛ 1
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — настоящие Правила) устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3505.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.218.
2. Настоящие Правила обязательны для всех подразделений и работников федерального железнодорожного транспорта, а их выполнение обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.
Настоящие Правила могут быть изменены только приказом Министра путей сообщения Российской Федерации.
3. По вопросам технической эксплуатации железных дорог Министерство путей сообщения Российской Федерации издает инструкции и указания сетевого значения, а управления и отделения железных дорог — инструкции и указания, определяющие работу предприятий, организаций и отделений железных дорог.
Все инструкции и указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава, должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
Глава 1
ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1.1. Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.
1.2. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет по кругу своих обязанностей ответственность за выполнение настоящих Правил и безопасность движения.
Контроль за соблюдением Правил технической эксплуатации работниками железнодорожного транспорта возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
Нарушение настоящих Правил работниками железнодорожного транспорта влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3. Каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения или загрязнения окружающей природной среды, работник должен немедленно принимать меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.
1.4. Работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства, культурно обслуживать на вокзалах, в поездах, быть вежливыми и предупредительными в обращении со всеми лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, и одновременно требовать от них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил.
1.5. Работники железнодорожного транспорта должны содержать в порядке рабочее место и вверенные технические средства.
________________
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 9, ст.608;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст.2152;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст.916.
Каждый работник железнодорожного транспорта должен соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, требования стандартов, метрологических норм и правил и иных нормативных документов, установленные для выполняемой им работы. Ответственность за выполнение этих правил и инструкций возлагается на исполнителей и руководителей соответствующих подразделений.
1.6. Не допускаются на локомотивы, в кабины управления моторвагонными поездами, специальным самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами, специальными автомотрисами, железнодорожно-строительными машинами) и другими подвижными единицами, к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения поездов, а также в помещения, откуда производится управление сигналами и такими устройствами, лица, не имеющие права доступа к ним.
Управлять локомотивами, моторвагонными поездами, специальным самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами, специальными автомотрисами, железнодорожно-строительными машинами) и другими подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения поездов, а также переводить стрелки имеют право только уполномоченные на это работники во время исполнения ими служебных обязанностей.
Работники железнодорожного транспорта, проходящие в установленном порядке стажировку, могут допускаться к управлению локомотивами, моторвагонными поездами, специальным самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами, специальными автомотрисами, железнодорожно-строительными машинами) и другими подвижными единицами, сигналами, стрелками, аппаратами, механизмами и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения поездов, только под наблюдением и под личную ответственность работников, непосредственно обслуживающих эти устройства.
1.7. Лица, поступающие на железнодорожный транспорт на работу, связанную с движением поездов, должны пройти профессиональное обучение, а локомотивные бригады, поездные диспетчеры, дежурные по железнодорожным станциям (далее — дежурный по станции), бригады специального самоходного подвижного состава, кроме того, профессиональный отбор, выдержать испытания и в последующем периодически проверяться в знании:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) от 26 мая 2000 года N ЦРБ-756;
________________
Признаны не нуждающимися в государственной регистрации (письмо Минюста России от 18.08.2000, N 7043-ЮД).
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ) от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757;
________________
Признана не нуждающейся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 22.06.2000, N 4881-ЭР).
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП);
должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников;
правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм;
Все остальные работники должны знать общие обязанности работников железнодорожного транспорта, предусмотренные настоящими Правилами, правила по охране труда, санитарные правила и нормы, должностные инструкции и другие документы, устанавливающие обязанности работников.
Работники железнодорожного транспорта, на которых в порядке полной загрузки рабочего дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, связанных с движением поездов, должны допускаться к этой работе только после испытания их в знании соответствующих правил и инструкций.
Перечень должностей и профессий, для занятия которых работники подлежат испытаниям, предусмотренным в настоящем пункте, объем знаний для каждой должности (профессии), а также порядок проведения испытаний при приеме на работу и периодических, устанавливаются МПС России.
Требования к профессиональному отбору локомотивных бригад, поездных диспетчеров, дежурных по станциям, бригад специального самоходного подвижного состава устанавливаются МПС России.
1.8. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с движением поездов, подлежат обязательным предварительным, при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 163 лица моложе 18 лет не допускаются к занятию следующих должностей и профессий, непосредственно связанных с движением поездов: машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, мотовозов и специальных автомотрис, железнодорожно-строительных машин, кранов (крановщиков) и их помощников, водителей дрезин и их помощников, кочегаров паровозов в депо, поездных диспетчеров, станционных диспетчеров, диспетчеров маневровых железнодорожных станций, диспетчеров локомотивных дорожных, энергодиспетчеров, диспетчеров вагонного депо, диспетчеров по регулированию вагонного парка, дежурных по железнодорожным станциям, дежурных по парку, дежурных по разъезду, дежурных по переезду, дежурных станционных постов централизации, дежурных по сортировочным горкам, операторов при дежурных по станциям, операторов при маневровых диспетчерах железнодорожных станций, операторов сортировочных горок, операторов постов централизации, операторов пунктов технического обслуживания вагонов, операторов по путевым измерениям и их помощников, операторов дефектоскопных тележек, кондукторов грузовых поездов, составителей поездов и их помощников, регулировщиков скоростей движения вагонов, сигналистов, дежурных стрелочных постов, приемщиков поездов, мастеров дорожных, мастеров мостовых, мастеров тоннельных, мастеров дистанций электроснабжения, мастеров пунктов технического обслуживания вагонов, мастеров и рабочих на безотцепочном ремонте вагонов, осмотрщиков вагонов, осмотрщиков-ремонтников вагонов, бригадиров (освобожденных) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, обходчиков пути и искусственных сооружений, наладчиков контрольно-измерительных вагонов, монтеров пути (третьего разряда и выше), начальников (механиков-бригадиров) пассажирских поездов, поездных электромехаников, проводников вагонов, механиков рефрижераторных поездов (секций), электромехаников и электромонтеров, занятых на: ремонте и обслуживании аппаратуры и устройств связи; обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки; на ремонте и обслуживании контактной сети, тяговых и трансформаторных подстанций и высоковольтных линий под напряжением и на высоте.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст.1131.
1.9. Работники железнодорожного транспорта должны сохранять вверенное имущество железных дорог и перевозимые грузы.
1.10. Не допускается исполнение обязанностей работниками железнодорожного транспорта, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 2
СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА
Глава 2
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГАБАРИТ
2.1. Сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии.
Ответственными за состояние сооружений и устройств железных дорог являются работники, непосредственно их обслуживающие, и руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.
Указанные работники в соответствии с должностными обязанностями каждый на своем участке должны знать правила эксплуатации и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать высокое качество содержания, технического обслуживания и ремонта с соблюдением метрологических правил и норм и требований стандартов для сооружений и устройств железнодорожного транспорта.
2.2. Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям. На основные сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны быть технические паспорта, содержащие важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
Устройства, механизмы и оборудование, в том числе поставляемые федеральному железнодорожному транспорту, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ).
Сооружения и устройства железных дорог должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских — 140 км/ч, рефрижераторных — 120 км/ч, грузовых — 90 км/ч. По конкретным участкам железных дорог в соответствии с перечнем, согласованным с МПС России, устанавливаются дифференцированные скорости.
Дополнительные требования к сооружениям и устройствам на участках железных дорог, где пассажирские поезда обращаются со скоростью более 140 км/ч, устанавливаются соответствующей инструкцией МПС России.
Внесение изменений в конструкции сооружений и устройств допускается только с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.
Классификация, межремонтные сроки и нормы содержания основных сооружений и устройств устанавливаются МПС России.
Технические указания и типовые технологические процессы по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию сооружений и устройств утверждаются соответствующими департаментами МПС России.
2.3. Вновь построенные и реконструированные линии, сооружения, устройства и здания должны приниматься в постоянную эксплуатацию приемочными комиссиями в соответствии с правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов.
Вновь построенные и реконструированные сооружения и устройства железных дорог вводятся в действие только после утверждения нормативной документации, устанавливающей порядок их работы, обеспечивающей охрану труда и безопасность движения (техническо-распорядительные акты, инструкции по работе), а также проверки знания указанной документации работниками, обслуживающими эти сооружения и устройства.
2.4. Сооружения и устройства общей сети железных дорог и железнодорожных подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного государственным стандартом.
Сооружения и устройства железных дорог, находящиеся на территории и между территориями промышленных и транспортных предприятий, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Cп, установленного государственным стандартом.
Габариты С и Cп должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них, при электрификации и строительстве вторых путей, а также у всех эксплуатируемых сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.
Особенности применения габаритов С и Сп при новом строительстве и реконструкции железных дорог, сооружений и устройств, требования к существующим сооружениям и устройствам, построенным по старым нормам и не отвечающим требованиям габаритов С и Cп, порядок проверки габаритов сооружений и устройств и устранения негабаритных мест предусматриваются инструкцией по применению габаритов приближения строений.
При планировании переустройства существующих сооружений и устройств, не отвечающих требованиям габаритов С и Cп, в первую очередь должны учитываться объекты, не обеспечивающие пропуск перспективного подвижного состава габаритов Тпр и Тц, а также грузов, погруженных по зональному габариту.
Источник: docs.cntd.ru