5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов
Строповка — это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).
К строповке конструкций предъявляют следующие требования:
· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными;
· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;
· использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными);
· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);
· строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.
Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.
Схемы строповки грузов
Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.
При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.
При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.
Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.
Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.
При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.
Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств.
Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.
Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.
Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая операция производится с применением крана.
Строповка
Рис. 5.2. Строповка балок:
а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка
Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:
груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;
груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;
груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.
Рис. 5.3. Строповка труб:
а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка
Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем груза должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Рис. 5.4. Строповка металлопроката:
а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — эксцентриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.
Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.
При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:
· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);
· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;
· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);
· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;
· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;
· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;
· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.
Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.
Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема.
Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.
Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.
Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)
Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), монтаже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площадок или ступеней (д):
1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт
Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов
(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в пакетах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномерных; ж — штабелей)
Рис. 5.8. Строповка оборудования:
а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — задвижки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двухпетлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двухпетлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпетлевыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами
Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.
При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскатывание лесоматериалов.
Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами.
Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Источник kran-info.ruСтроповка это в строительстве
В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:
1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).
2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).
3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.
4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.
При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.
Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном 1/4 длины элемента от его концов;
6. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.
Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.
7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.
8. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20 %.
9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
11. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).
Схема строповки груза 2,3 и 4-ветвевыми стропами
Порядок строповки
- Зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки, использовать, если необходимо, оттяжки;
- Крюк должен свободно заходить в зев петли;
- Груз стропуют за все петли, предусмотренные проектом для подъема;
- Ветви строп должны иметь одинаковое натяжение и угол между ними не должен превышать 90 o ;
- Строп накладывается без узлов и перекруток;
- Неиспользуемые концы многоветвевого стропа закрепляют так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы.
Запрещается:
- Подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
- Забивать крюк в монтажную петлю;
- Поправлять ветви стропа в зев крюка ударами.
Расчет натяжения стропа
При массе груза Q(т) натяжение S(т) в каждой ветви определяют по формуле:
Источник zavod-spo.ruЧто такое строповка, и в каких случаях нужны стропальщики?
Строповка грузов – один из важнейших моментов при такелажных работах, который требует труда высококвалифицированных специалистов. Что же представляют собой стропальщики, и в каких случаях без их услуг не обойтись?
Отличия грузчика, такелажника и стропальщика
Многие наши сограждане, в особенности руководители крупных предприятий – промышленных, строительных, банковских, медицинских – периодически сталкиваются с необходимостью перемещения какого-либо объекта, который неподвластен обыкновенным грузчикам. Таких грузов существует множество. Они могут обладать очень высокой массой, требующей специальных кранов, крупными габаритами, быть ценными, хрупкими или опасными, а то и все это сразу.
Тогда, когда грузчики не могут справиться с поставленной задачей, либо руководство опасается доверять определенный объект низкоквалифицированным специалистам, нужны такелажники. Это — профессионалы, способные осуществить весь комплекс мероприятий по перемещению любого груза, каким бы объемным и специфичным он не был, и в каких бы сложных условиях его не приходилось перевозить.
Такелажниками называют специалистов, которые работают в штате компании, оказывающей такелажные услуги. А стропальщик – это частный случай такелажника, вернее – одна из тех профессий, которыми должен владеть опытный работник специализированной фирмы. Суть данной профессии – в закреплении и погрузке объектов, работе со стропами, канатами, блоками. В большинстве случаев стропальщик работает в тесной связке с крановщиком – эти профессии являются взаимодополняющими.
Роль стропальщиков в такелажных работах
Штатные стропальщики есть везде – на стройках, на промышленных предприятиях, крупных складах и грузовых терминалах. Там, где работают краны и другие грузоподъемные механизмы, обязательно должен быть опытный специалист по строповке.
Но особенно важна эта профессия, когда перемещаются опасные, хрупкие, габаритные, массивные грузы. Ведь от того, насколько надежно и профессионально объект закреплен на крановом крюке или подъемной платформе, непосредственно зависит его сохранность, а также сохранность окружающих объектов, жизнь и здоровье людей.
Фактически, такелаж оборудования, имеющего значительную массу или размеры, невозможен без стропальщика – крановщик просто не станет работать, если рядом нет специалиста, который сможет правильно закрепить груз.
Но обвязка – только часть профессии. Эта работа, как, например, работа радиста, требует четкого знания обширной системы условных знаков, профессионального лексикона. Ведь оператор крана далеко не всегда может разобраться в том, что происходит внизу. В этом ему помогает стропальщик.
Существует ряд слов, которые помогают крановщику и стропальщику понимать другу друга даже в условиях сильного шума и ограниченной видимости. Так, например, слово «харэ» в значении «хватит» давно влилось в молодежный лексикон, а пошло они именно отсюда – со строек, заводов и фабрик. Есть также знаки, подаваемые руками – они используются, когда вокруг совсем ничего не слышно.
Труд стропальщика требует массы дополнительных умений и навыков. Он должен уметь точно определять массу и габариты груза, чтобы подбирать соответствующее по грузоподъемности оборудование, находить центр тяжести, чтобы подъем происходил без раскачек и вращения, знать специфику оборудования и умело руководить действиями крановщика, даже если последнему совершенно не виден груз.
Немалую роль в профессии имеют правила и нормы охраны труда – ведь от их выполнения зависят десятки, а иногда и сотни жизней! Перед началом работы специалист всегда проверяет целостность тросов, стропов, креплений, наличие всех необходимых для качественной строповки приспособлений и механизмов. По закону, стропальщик имеет право не выполнять любые распоряжения, если они идут вразрез с техникой безопасности.
Добавлено: 24.03.2022 12:36:32
Еще статьи в рубрике Статьи по транспортные перевозки, услуги транспортных компания:
Организация грузоперевозок — это целый комплекс ответственных мероприятий, требующих повышенного внимания.Правильная организация грузоперевозок возможна только профессионалами. .
К категории такелажных относят погрузо-разгрузочные работы и последующее перемещение в конечный пункт назначения в отношении крупногабаритного имущества, обладающего нестандартными размерами и .
Зачастую на стройплощадках или в цехах предприятий возникает необходимость в погрузочно-разгрузочных работах крупногабаритной техники. И здесь, прежде чем заказать услуги автокрана, .
Строительные или ремонтные работы любого масштаба не обходятся без специализированной техники, среди которой ведущей единицей является автокран. Это транспортно-подъемное устройство обязательно .
Среди профессионалов, которые ежедневно выполняют заказы по перевозке и перемещению грузов, известны четкие правила выполнения работ. .
В процессе трудовой деятельности на предприятиях и в организациях часто возникает потребность в погрузочно-разгрузочных работах и перевозке крупногабаритных приборов или агрегатов. .
Источник www.stroi-baza.ru