На сегодняшний день на рынке существует достаточно много систем информационной поддержки управления проектами (ИС УП) – все они в различной степени конкурентоспособны по своим функциональным и ценовым характеристикам.
В данной статье рассматривается один из самых распространенных на российском и мировом рынке продуктов – Microsoft Office Project 2003.
Мы предлагаем краткое описание подхода к «встраиванию» Microsoft Office Project 2003 в Корпоративную систему управления проектами, то есть к определению для решения каких задач целесообразно использовать этот продукт в корпорации.
1. КСУП – инструмент реализации стратегии предприятия
Стратегия компании – это комплекс долгосрочных и среднесрочных целей, ориентиров, к которым компания должна прийти через несколько лет. Каждый проект, реализуемый компанией, должен тем или иным образом обеспечивать достижение одной или более стратегических целей. Соответственно, вся совокупность стратегических целей должна реализовываться через портфель проектов компании.
Что такое Объект, Субъект, Объективность и Субъективность в Обществознании?
Помимо своей целевой функции, проекты должны реализовываться в рамках тех ограничений, которые определяет руководство – бюджет, сроки, затраты ресурсов и пр.
Следовательно, одной из ключевых функций менеджмента компании является реализация всех проектов, входящих в портфель, таким образом, чтобы при минимальном (оптимальном) использовании ресурсов максимально полно достигались стратегические цели компании.
Реализация такой задачи нетривиальна и требует комплексного, системного подхода. Одним из возможных решений, крайне положительно зарекомендовавшим себя и в России, и в мире, является Корпоративная Система Управления Проектами (КСУП).
Непонятная на первый взгляд аббревиатура КСУП все чаще появляется в лексиконе владельцев и топ-менеджеров российских компаний. Именно эти люди отвечают за разработку стратегии, достижение стратегических целей и за судьбу бизнеса в целом.
Что же такое КСУП и какого рода инструментом она может служить при реализации корпоративной стратегии?
Структуру КСУП можно описать с использованием системной модели управления проектами, в которой выделяется три основных структурных элемента:
Объекты управления проектами – это то, чем мы управляем в рамках КСУП. В качестве объектов проектного управления могут выступать проект, программа (например, программа развития предприятия, отрасли), портфель проектов и программ.
Субъекты управления проектами – это те, кто управляет объектами управления. Субъектами проектного управления могут являться сотрудники, подразделения компании, а также коллегиальные (координационные советы, управляющие советы и т. д.) и временные органы управления (проектные группы).
Взаимосвязанная структура субъектов управления представляет собой организационную структуру управления проектами в компании. Пример такой структуры приведен на рис. 1.
Основы организации и управления в строительстве (1 пара) 04.04.2022
Рис. 1. Пример организационной структуры управления проектами в компании
Процессы управления – это то, как субъекты управления воздействуют на объекты управления. Другими словами, процесс управления – это совокупность взаимосвязанных операций по управлению проектами, ответственность за выполнение каждой из которых закреплена за тем или иным субъектом. Пример описания одного из процессов – процесса заключения договора Генерального подряда с Заказчиком – приведен на рис. 2.
Рис. 2. Пример процесса управления проектом
Взаимосвязь процессов управления проектами и субъектов управления проектами выражается в распределении ответственности по управлению проектами в организации. Принятой формой визуализации распределения ответственности являются матрицы ответственности по процессам управления проектами.
Описание объектов, субъектов и процессов управления проектами в компании позволит отразить те базовые вещи, на основе которых впоследствии будет выстраиваться информационная система управления проектами. 2. Microsoft Office Project 2003 – где и как использовать Определив структуру КСУП через системную модель управления проектами, мы с легкостью можем определить и контур автоматизации. Для этого мы должны ответить всего лишь на три вопроса:
Какие процессы управления проектами будет автоматизировать информационная система на базе Microsoft Project?
Для управления какими объектами можно использовать Microsoft Office Project?
Ответ достаточно прост – всеми объектами проектного управления.
Обеспечить выделенное управление с помощью Microsoft Project можно как для отдельной задачи по проекту, так для проекта и портфеля проектов компании.
Особняком стоит такой объект управления, как программа. Выделенной функциональности для управления программами на сегодняшний день в Microsoft Project нет. Но помимо того, что на сегодняшний день на рынке в принципе нет автоматизированных систем управления программами, можно отметить еще и следующий аспект – методологическая база управления программами и в мире, и в России еще недостаточно устоялась. Начиная от терминологии и простейших определений и заканчивая всей совокупностью элементов управления программами (субъекты, процессы, документы, технологии и т. д.).
Тем не менее, это не означает, что Microsoft Project нельзя использовать для управления программами. Программа – это совокупность проектов и операционной деятельности, требующая выделенной координации и управления для достижения комплекса целей. Соответственно, внутри программы есть и отдельные проекты, и локальные портфели проектов, которые требуют выделенного управления и координации. В этом случае использование такого простого и в то же время эффективного инструмента, как Microsoft Project, может быть очень полезным.
Какие субъекты управления в нашей организации будут пользоваться информационной системой?
Говоря об информационном решении по управлению проектами в корпорации на базе Microsoft Project, можно выделить следующие группы субъектов управления, для которых такое решение может быть полезным:
топ-менеджмент
Используя Microsoft Project, высшее руководство компании имеет возможность держать руку на пульсе проектной деятельности предприятия – контролировать проекты по вехам, получать оперативную информацию по использованию корпоративных ресурсов – людских, финансовых, материальных. Аналитический инструментарий, заложенный в Microsoft Project, позволяет получить аналитику по портфелю проектов, реализуемых компанией, обеспечивая тем самым поддержку принятия решений на уровне портфеля (решения об инициации, замораживанию и закрытию проектов).
менеджеры проектов/программ
Менеджер проекта – это то центральное звено, на котором лежит ответственность за эффективную реализацию проекта, за достижение целей проекта, за соблюдение ограничений (бюджетных, временных). Инструментарий, который предоставляет Microsoft Project, позволяет менеджеру проектов:
анализировать ход проекта, выявлять тенденции и прогнозировать временные и ресурсные параметры проекта;
• руководители функциональных подразделений Функциональные менеджеры могут:
получать отчетность по загрузке сотрудников их подразделений на проектах (какой сотрудник в каких проектах участвует, насколько велика его текущая загрузка);
оценивать эффективность работы сотрудников (сколько трудозатрат у различных сотрудников уходит на выполнение типовых операций);
принимать на основе вышеуказанной информации продуманные решения о мотивации/демотивации сотрудников, о выделении сотрудников на очередной начинающийся проект и т. д.
• исполнители по проектам Исполнители по проекту – это сотрудники функциональных подразделений, привлекаемые для реализации каких-либо задач по проекту. Основные их функции и полномочия в рамках управления проектами следующие:
идентификация проблем и вопросов, возникающих при реализации задач по проекту и своевременная передача информации менеджеру проекта.
Все эти аспекты реализованы в Microsoft Project и могут существенно облегчить работу членов проектных команд.
Какие процессы управления проектами будет автоматизировать информационная система?
В рамках решения по корпоративному управлению проектами на базе Microsoft Office Project 2003 обеспечивается поддержка всех процессов жизненного цикла проекта:
Группы процессов управления проектом
Основные задачи по управлению проектом в рамках данных групп процессов
Возможности по информационному обеспечению процессов управления проектами при использовании Microsoft Project
• определение состава работ и логики их взаимосвязей
• оценка сроков и стоимости реализации проекта
• оценка реализуемости проекта с точки зрения наличия нужных ресурсов в компании
• укрупненное планирование работ по проекту
• ресурсное планирование в ролях
• оценка доступности ресурсов для реализации проекта
• детальное календарное планирование проекта
• назначение задач членам проектной команды
• детализация укрупненного календарного плана проекта
• замена ролевых ресурсов на фактические (формирование проектной команды)
• назначение работ по проекту членам проектной команды и оповещение исполнителей о том, что им назначены задачи по проекту
Процессы организации исполнения проекта
• мониторинг и контроль хода проекта
• анализ и прогнозирование хода реализации проекта
• управление изменениями по проекту
• обеспечение проектных коммуникаций
• обеспечение системы отчетности по проекту
• обеспечение системы проектных коммуникаций:
· отчетности по проекту
· выполнении работ по проекту
· отчетность менеджеров проектов о ходе проектов перед руководством компании
• перераспределение задач по проекту между исполнителями
• обеспечение аналитики по проекту и портфелю проектов, по проектным ресурсам и по общему пулу ресурсов компании
Процессы завершения проекта
• анализ эффективности проекта
• управление знаниями (архивирование лучших практик, полученных уроков и т.д.)
• анализ отклонений по проекту (план-факт анализ по срокам, бюджету, ресурсным затратам)
• архивирование проекта
3. Microsoft Office Project 2003 – ограничения
При планировании внедрения Microsoft Project необходимо отчетливо понимать, что данный продукт не решает и не должен решать ВСЕ задачи по управлению проектами в компании. Для отдельных блоков задач (управление затратами, проектное бюджетирование) существуют специализированные информационные системы и для таких задач нецелесообразно применять Microsoft Project.
Тем не менее, механизмы интеграции и открытая архитектура решения позволяют «встроить» Project в корпоративную информационную систему и обеспечить обмен данными между системами.
Кроме того, существует множество управленческих процессов (и поддерживающих их информационных систем), которые в явном виде не относятся к управлению проектами, но косвенно на него влияют (процессы корпоративного управления в целом, управления финансами, учетные процессы и т. д.). Интеграция на этом уровне также возможна – как с крупными автоматизированными системами общекорпоративного уровня (SAP R/3, Navision/Axapta), так и со специализированными системами меньшего масштаба.
Об авторе
Андрей Белозеров
Управляющий партнер ГК «Проектная ПРАКТИКА»
Имеет многолетний опыт консультирования в сфере управления проектами в крупных транспортных, строительных корпорациях, холдинговых структурах;
Специалист по внедрению решений по управлению проектами на базе Microsoft Enterprise Project Management 2003/2007. Автор и ведущий курсов по корпоративному управлению проектами с использованием Microsoft Enterprise Project Management 2003/2007;
Участник ряда проектов по развитию управления проектами в России (17-ый Конгресс по управлению проектами, проект «Оценка зрелости управления проектами в России»)
Источник: pmpractice.ru
3.Участники процесса застройки и иные субъекты управления недвижимостью
Участники процесса застройки — основной элемент структуры любого проекта, так как именно они обеспечивают его реализацию.
Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз его жизненного цикла. Число участников может быть различным и меняться на протяжении жизненного цикла проекта, но имеются участники, которые практически присутствуют в любом проекте.
Главный участник, заинтересованный в осуществлении проекта и достижении поставленной цели, — застройщик, являющийся будущим владельцем и пользователем результатов проекта. Застройщик определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих средств или средств инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями и несет ответственность по этим контрактам. В качестве застройщика может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
Инвестор — лицо, осуществляющее долговременные вложения в имущество, т. е. это конечный покупатель, будущий собственник жилищного комплекса. Таким инвестором может стать управляющая жилищная организация или специально созданная компания, государственные и муниципальные органы, инвестиционные фонды, частные лица, общественные организации, международные организации.
Инвестор вкладывает средства (инвестиции) в проект. Инвесторов в одном проекте может быть несколько, но у них единая цель — максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта.
Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта по мере его выполнения.
Жилищная организация — новая форма управления портфелем собственности в жилищной сфере и новый тип инвестора в жилищную сферу. Его называют «корпоративным инвестором», для которого доступны ресурсы всех финансовых рынков. В этом качестве они несравненно сильнее других организационных структур.
Новая жилищная организация (ЖО), это:
имеет уставной целью предоставление жилищных услуг;
по стратегическим вопросам деятельности контролируется местной администрацией и общественностью;
управляет (как юридический или экономический собственник) жилищным фондом;
самостоятельно занимается развитием своего жилищного фонда (ведет инвестиционную деятельность);
зависит от качества и количества предоставляемого населению жилья;
управляет всем жизненным циклом объекта.
Целью ЖО является решение социальных жилищных программ с надежным контролем со стороны административных органов и общественности.
Проектные организации разрабатывают проектно-сметную документацию и выполняют проектно-изыскательские работы.
Заказчик — физическое или юридическое лицо, которое организует строительство, реконструкцию и ремонт жилых домов (с комплексом инженерной или строительной инфраструктуры или без него). В том числе для собственного проживания, предоставления в наем, в аренду либо для продажи; или это предприятие, осуществляющее подрядным, хозяйственным или смешанным способом капитальное строительство, по собственной инициативе или по поручению муниципальных органов власти.
Подрядчик — инженерно-строительная организация, которая выполняет работы по реализации проекта в соответствии с контрактом. Ответственность за выполнение всех работ несет генеральный подрядчик, который, в свою очередь, заключает договоры с субподрядчиками на выполнение отдельных работ или услуг.
Особое место в реализации проекта занимает руководитель проекта, которому заказчик, застройщик или инвестор делегируют полномочия по управлению проектом. Руководитель проекта планирует, контролирует и координирует работу всех участников на протяжении жизненного цикла проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом.
К внешним участникам проекта относятся:
— финансирующая организация (предоставляет кредиты для финансирования проекта);
— агент по работе с недвижимостью (специалист, занимающийся операциями с недвижимостью).
В управлении недвижимостью принимает участие большое количество физических и юридических лиц. Все они принимают решения на разных стадиях жизненного цикла объекта недвижимости, поэтому их принято называть субъектами управления.
В процессе воздействия на недвижимость, как на сферу жизнедеятельности людей и отношений между ними, приоритетными решениями являются решения государственных органов.
Государство – это первый субъект управления недвижимостью и от его политических предпочтений зависят действия других субъектов.
Для реализации принятой на государственном уровне решений создается специальная финансовая и банковская системы, что приводит к возникновению еще одной группы субъектов управления недвижимостью.
Всемирный банк, Международная финансовая корпорация осуществляют финансирование сферы недвижимости менее развитых стран и регионов. Данные субъекты управления решают задачи:
— уменьшение бедности населения;
— стимулирование развития рынка капитала и частного домовладения;
— легализация имущества, созданного с нарушением законодательства;
— развитие инфраструктуры рынка капитала.
Третья группа субъектов управления недвижимостью – это органы местного самоуправления и власти (мэрия, муниципалитеты, департаменты, территориальные объединения граждан и т.д.).
Четвертая группа субъектов управления – это совокупность предприятий, организаций и учреждений ЖКХ, поставляющие коммунальные услуги горожанам, от качества которых на прямую зависит эксплуатационное качество объекта недвижимости. Цена коммунальных услуг (эксплуатационные или текущие затраты) оказывают большое влияние на процесс формирования стоимости недвижимого имущества, включая его рыночную стоимость. Фискальные и налоговые органы – т.к. жилье и земля являются наиболее видимыми аспектами собственности граждан, то они все они представляют собой излюбленные объекты налогооблажения. Фискальные — пожарные, БТИ, юстиция, проектные организации и т.д.
Контролирующие финансовые органы – это организации, осуществляющие государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль. Данные субъекты управления недвижимостью действуют в целях: соблюдения целевого использования ресурсов, соблюдения заданной структуры капитала, эффективности использования финансовых ресурсов, отслеживания поступлений денежных средств по источникам финансирования.
Собственники – это владельцы имущества, которые, пройдя процедуры согласования, разрешения, регистрации и т.п., принимают окончательное решение о величине стоимости и способах развития объекта недвижимости.
Субъекты управления недвижимостью группируются по уровням управления: федеральный, региональный, муниципальный, уровень отдельных организаций или предприятий.
При управлении недвижимостью субъект выполняет следующие общие функции:
организует удовлетворение фундаментальных потребностей граждан
обеспечивает сохранение здоровья населения и безопасность жизнедеятельности
планирует средства социализации населения и интеграции культур в конкретном населенном пункте
посредством регистрации граждан по месту жительства, осуществляет контроль инфраструктуры, планирование коммунальных услуг и регулирование их тарифов
анализируя доходы и расходы генерируемые недвижимостью, стабилизирует государственную финансовую систему.
Общие функции управления недвижимостью дополняются частными, к их числу можно отнести маркетинг, управление людьми (способ достижения цели посредством других физических лиц), управление проектом, управление инвестициями (способ максимизации стоимости имущества), финансирование (способ организации движения денежных средств), бюджетирования (способ соотнесения источников денежных средств и направлений их расходования) и т.д.
Выделяют сквозные функции, выполняемые субъектами управления недвижимостью. К ним относятся — координация, коммуникация, инновация, оценка, прогноз и тому подобные действия управляющих.
Источник: studfile.net
Субъекты и объекты управления строительством
Структурно система управления состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).
Субъект управления – должностное лицо или орган, оказывающие управляющее воздействие на объект управления в соответствии с целью функционирования системы.
Объект управления – совокупность действий, работ или операций по достижению желаемого результата (производству продукции). В строительстве таким результатом (продукцией) являются принятые в эксплуатацию здания и сооружения, а совокупность действий по их созданию и эксплуатации составляет инвестиционно-строительный процесс. Таким образом, инвестиционно-строительный процесс является главным комплексным объектом управления в строительстве. Длительность этого процесса (жизненный цикл объекта строительства) по времени составляет значительный период (до 100 лет и более), и он разделяется на несколько фаз (см. п.1.3.). Процесс выполнения работ на каждой из фаз жизненного цикла выступает в виде частного объекта управления (управление разработкой концепции, управление проектированием, управление воздействием объекта, управление эксплуатацией).
Кроме того, в инвестиционно-строительном процессе участвуют многие организации, каждая из которых занимается своей специфической деятельностью и имеет свой индивидуальный объект управления – выполняемые ею работы на отдельных фазах жизненного цикла объекта.
По мере роста объемов строительства и сложности объектов строительства, развития рыночных отношений возникла необходимость переориентации объекта управления с инвестиционно-строительного процесса на инвестиционно-строительный проект (с процесса на результат). Для этого потребовалось введение в организационную структуру управления руководителя (управляющего) проекта. Руководителю проекта, отвечающему за управление ИСП в целом, подчинены все организации, участвующие в проекте, а руководители этих организаций сохранили ответственность за управление отдельными частями-этапами осуществления ИСП.
В какой бы форме не выступал объект управления (процесс или результат), развитие его состояния зависит от действия людей. Отсюда управление надо рассматривать и с социальной позиции. Суть социального аспекта управления заключается в руководстве коллективами людей в соответствии с поставленными перед ними задачами. В этом случае объектами управления являются коллективы организаций, участвующих в строительстве и результаты их деятельности.
Управление строительной организацией состоит в управлении совокупностью производственных процессов по строительству зданий и сооружений, входящих в производственную программу предприятия. Для этого создается соответствующая иерархическая структура управления, в которой руководители высшего уровня наделяются функциями, необходимыми для обеспечения эффективной деятельности низовых подразделений генподрядной и субподрядных организаций – участников производственных процессов. Для выполнения функций управления организационная структура на каждой иерархической ступени декомпозируется по направлениям деятельности (управление производством, трудом, материально-техническими ресурсами, экономикой и др.)
Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 2405 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
1.5. Объекты управления в строительстве
Структурно система управления состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).
Субъект управления– должностное лицо или орган, оказывающие управляющее воздействие на объект управления в соответствии с целью функционирования системы.
Объект управления– совокупность действий, работ или операций по достижению желаемого результата (производству продукции). В строительстве таким результатом (продукцией) являются принятые в эксплуатацию здания и сооружения, а совокупность действий по их созданию и эксплуатации составляет инвестиционно-строительный процесс. Таким образом,инвестиционно-строительный процессявляетсяглавным комплексным объектом управленияв строительстве. Длительность этого процесса (жизненный цикл объекта строительства) по времени составляет значительный период (до 100 лет и более), и он разделяется на несколько фаз (см. п.1.3.). Процесс выполнения работ на каждой из фаз жизненного цикла выступает в видечастного объекта управления(управление разработкой концепции, управление проектированием, управление воздействием объекта, управление эксплуатацией).
Кроме того, в инвестиционно-строительном процессе участвуют многие организации, каждая из которых занимается своей специфической деятельностью и имеет свой индивидуальный объект управления– выполняемые ею работы на отдельных фазах жизненного цикла объекта.
По мере роста объемов строительства и сложности объектов строительства, развития рыночных отношений возникла необходимость переориентации объекта управления с инвестиционно-строительного процесса на инвестиционно-строительный проект(с процесса на результат). Для этого потребовалось введение в организационную структуру управления руководителя (управляющего) проекта. Руководителю проекта, отвечающему за управление ИСП в целом, подчинены все организации, участвующие в проекте, а руководители этих организаций сохранили ответственность за управление отдельными частями-этапами осуществления ИСП.
В какой бы форме не выступал объект управления (процесс или результат), развитие его состояния зависит от действия людей. Отсюда управление надо рассматривать и с социальной позиции. Суть социального аспекта управления заключается в руководстве коллективами людей в соответствии с поставленными перед ними задачами. В этом случае объектами управления являются коллективы организаций, участвующих в строительстве ирезультаты их деятельности.
Управление строительной организациейсостоит в управлении совокупностью производственных процессов по строительству зданий и сооружений, входящих в производственную программу предприятия. Для этого создается соответствующая иерархическая структура управления, в которой руководители высшего уровня наделяются функциями, необходимыми для обеспечения эффективной деятельности низовых подразделений генподрядной и субподрядных организаций – участников производственных процессов. Для выполнения функций управления организационная структура на каждой иерархической ступени декомпозируется по направлениям деятельности (управление производством, трудом, материально-техническими ресурсами, экономикой и др.)
Субъекты строительства
В строительстве, как правило, невозможно произвести законченный объект силами одной организации, поэтому весь объем работ распределяется между несколькими строительными организациями, в результате чего образуется следующая цепочка предприятий, принимающих участие в строительстве.
Организация, для которой выполняется строительство, называется инвестором. Она производит инвестирование — вложение денежных средств в создание нового объекта строительства.
Инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств.
Если финансовых возможностей одной организации недостаточно, привлекаются субинвесторы, или соинвесторы. В настоящее время не установлено, как называть такие организации, поэтому допустимо применять оба названия. Построенное здание или сооружение будет находиться в собственности таких организаций. Инвестор, как правило, не является специализированной строительной организацией.
Для организации процесса строительства инвестор заключает договор со специализированной строительной организацией, которая называется «заказчик-застройщик». Деятельность заказчика-застройщика заключается в организации процесса строительства. Заказчик-застройщик занимается подбором подрядных строительных организаций, осуществляет технический и архитектурный надзор за строительством. Строительные работы выполняют непосредственно подрядные организации: генподрядчик и субподрядчики.
Есть определенное различие между заказчиком, застройщиком и заказчиком-застройщиком.
Заказник — это организация, которая может организовать строительство и вести технический надзор.
Застройщик — это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство. К иным объектам недвижимости относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и т. д., за исключением объектов производственного назначения.
Соответственно заказник-застройщик — это организация, которая имеет право на землю под застройку, а также возможность привлекать соинвесторов, сама производит инвестирование и имеет право контролировать и организовывать строительство. Подрядчик — юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство. Любая подрядная организация для выполнения работ может нанять нового субподрядника. В этом случае она выступает в роли генподрядчика для своих субподрядчиков.
При наличии соответствующих производственных возможностей субъекты строительства могут совмещать свою деятельность. Так, инвестор может одновременно являться заказчиком-застройщиком и (или) подрядчиком, а заказчик-застройщик может одновременно выполнять подрядные работы. Заказчик-застройщик руководит работами по строительству объекта для инвестора.
Именно он должен создать подрядчику условия для выполнения работ, принять эти работы и оплатить их. При этом строительная организация может совмещать функции заказчика-застройщика и подрядчика, т. е. строить хозяйственным способом. Однако таким способом можно строить только небольшие объекты.
Схема 1. Долевое (инвестиционное) строительство
Этапы процесса строительства (схема 1).
1.Инвестор принимает решение о необходимости и возможности строительства нового здания (сооружения).
2.Инвестор заключает инвестиционный договор с заказчиком-застройщиком и перечисляет денежные средства на счет заказчика.
3.Заказчик-застройщик выбирает проектную организацию, осуществляет приемку разработанной проектно-сметной документации, согласовывает ее в установленном порядке и производит оплату данной работы.
4.Заказчик-застройщик заключает договор с генеральным подрядчиком на выполнение строительных работ. При выполнении таких работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика.
5.В процессе строительства заказчик-застройщик перечисляет денежные средства непосредственно на счет генерального подрядчика, при необходимости обеспечивает стройку материалами, осуществляет технический контроль за выполненными работами.
6. После выполнения всего объема работ заказчик и генподрядчик обеспечивают приемку работ государственной комиссией и передачу объекта инвестору.
Схема 2. Строительство с учетом инвестиционного договора с администрацией
Администрации может принадлежать земля или старое строение, которое нуждается в реконструкции. В этом случае инвестор выкупает у администрации право на производство реконструкции или застройки. В обмен на данное право инвестор обязуется передать администрации либо часть отреконструированного здания, либо часть квартир в построенном на отведенном участке здании. С администрацией заключается отдельный договор.
На схеме 3 приведена ситуация, при которой инвестор самостоятельно заключает договоры с подрядными строительными организациями.
Схема 3. Использование технического заказчика
Заказчик-застройщик выполняет свои функции только как подрядная организация, которая осуществляет технический надзор за строительством.
Дата добавления: 2015-05-06 ; Просмотров: 4163 ; Нарушение авторских прав?
Источник: dom-srub-banya.ru
Система управления строительством в России
Для реализации любого строительного проекта требуются люди разных профессий и квалификации. И если для любого другого ресурса технология применения, местоположение, требования к качеству определяются техническими проектами, то деятельность по организации работы персонала не подчиняется строго техническим законам и зависимостям.
Собственно организационное проектирование и рассматривает проблемы и методы структурирования деятельности сотрудников и необходимых для их деятельности ресурсов.
Организационные формы и система управления строительством в России
Жизненный цикл строительного проекта
Участники строительства
Строительство крупнейшая отрасль народного хозяйства страны, которой принадлежит ведущая роль в развитии производительных сил и уровня благосостояния населения. В строительстве работает несколько миллионов человек, занятых как непосредственно на сооружении промышленных, гражданских и других объектов, так и в обеспечивающих строительство предприятиях и организациях.
Важной особенностью строительного производства является его большая материалоемкость и значительные сроки. В связи с этим строительство чаще всего рассматривается как инвестиционная деятельность, направленная на достижение полезного эффекта и получение прибыли.
Субъектами этой деятельности является широкий круг лиц, каждое из которых осуществляет определенные функции. Функции основных участников инвестиционно — строительной деятельности раскрываются в Градостроительном кодексе РФ и Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Инвестор (вкладчик) юридическое или физическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в экономику (проект, предприятие и т. п.), как правило, в целях получения прибыли на вложенный капитал. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Застройщик физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
На основе задания (архитектурно-планировочного, технического) он заказывает проектно сметную документацию, получает разрешение на строительство и организует в период строительства все виды надзора. Застройщик проводит строительство собственными силами или с привлечением подрядчиков, а по окончании принимает объект в эксплуатацию и регистрирует право собственности в местном органе самоуправления. Функции заказчика он может выполнять сам, привлекать специализированную организацию или специалиста.
Технический заказчик — физическое или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют подрядным организациям материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы
Эксплуатирующая организация юридическое или физическое лицо, осуществляющее на правах собственника или по поручению собственника (чаще всего инвестора) техническую эксплуатацию объекта. Эксплуатирующая организация считается представителем интересов пользователей, если иное не установлено соглашениями между участниками инвестиционного процесса.
Саморегулируемая организация — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Проектировщик юридическое или физическое лицо, разрабатывающее по заказу и договору с заказчиком проектную и сметную документацию на новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или техническое перевооружение. Вместе с проектными чаще всего рассматриваются изыскательские организации, проводящие инженерно-геологические, геодезические и другие изыскания для строительства.
Подрядчик физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Привлекаемые к работе изыскательские, проектные и строительные компании должны иметь специальный допуск к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Договор с заказчиком заключает генеральный подрядчик — центральная фигура в строительстве. При подрядном способе генподрядчик возглавляет строительство, отвечая перед заказчиком за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу объектов в эксплуатацию. Для выполнения отдельных видов работ или отдельных объектов генподрядчик привлекает субподрядные организации (по строительным, монтажным, сантехническим, электромонтажным работам, монтажу оборудования, строительству дорог, сетей, управления механизации и др.). Генподрядчик несет ответственность за выполнение не только работ, осуществляемых собственными силами, но и за работу субподрядчиков; координирует производство работ всеми субподрядчиками, не вмешиваясь в их внутреннюю производственно-хозяйственную деятельность. Если заказчик заключает прямые договоры с несколькими подрядчиками, то их называют основными подрядчиками.
Менеджер профессиональный управляющий, юридическое или физическое лицо, выполняющее функции управления на всех или отдельных стадиях инвестиционного цикла.
Проект-менеджер (Project Manager) выполняет только управленческие функции в интересах нанявшего его владельца, не вмешиваясь в хозяйственно-экономическую деятельность участников строительства.
Поставщик юридическое или физическое лицо, поставляющее необходимую для строительства продукцию (материалы, полуфабрикаты, строительные конструкции, оборудование и т.д.), произведенную своими силами или приобретенную.
Транспортная организация юридическое или физическое лицо, осуществляющее по договорам с подрядчиками внешние и внутрипостроечные перевозки материально-технических ресурсов.
Банк юридическое лицо, осуществляющее кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание посредством финансовых операций.
Инвестиционный банк финансирует долгосрочные проекты, в т.ч. в строительстве. Научно-исследовательская организация юридическое или физическое лицо, выполняющее по заданию министерств, ведомств или по прямым договорам с заказчиками, проектировщиками и подрядчиками научно-исследовательские работы.
Ответственность участников на различных этап реализации ИСП приведена в таблице 1.1
Наименование этапа реализации ИСП | Основной разрабатываемый документ | Основной исполнитель этапа |
Технико-экономическое обоснование | Бизнес – план ИСП | Застройщик |
Предпроектный этап | Задание на проектирование | Застройщик, заказчик |
Проектно-изыскательские работы | Проектная и рабочая документация | Проектировщик, заказчик |
Организационная подготовка | Организация торгов | Заказчик, претенденты |
Подрядные торги | Договор подряда | Заказчик, подрядчик |
Получение разрешения на строительство | Разрешение на производство работ | Заказчик, подрядчик |
Техническая подготовка | Проект производства работ | Подрядчик |
Строительство, контроль, учет и отчетность | Общий журнал работ, стройконтроль, авторский надзор | Подрядчик, заказчик, проектировщик |
Сдача объекта в эксплуатацию | Акт государственной комиссии | Все субъекты управления |
Эксплуатация объекта застройщиком | Паспорт объекта, техдокументация, регистрация | Органы эксплуатации и регистрации |
Система управления строительством в России
Руководство строительством базируется на общих принципах управления, присущих любой отрасли экономики. В то же время, являясь самостоятельной отраслью материального производства, строительство имеет особенности в системе построения и функционирования органов управления и специфические правовые формы организации строительных работ (подрядный и хозяйственный способы). Строительство связано со всеми отраслями народного хозяйства, и эта связь предопределяет деление строительства как отрасли по признаку назначения объекта на ряд подотраслей: жилищно-гражданское, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, трубопроводное, мелиоративное и др. Из рисунка 1.1 на примере транспортного строительства видно, что руководство осуществляется из нескольких центров управления.
Рис.1.1 Схема управления автомобильными дорогами общего пользования РФ
На федеральном уровне регулирование отношений в строительстве осуществляют следующие структуры.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой РФ)осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения, в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, долевого строительства многоквартирных домов, ценообразования при проектировании и строительстве, функции по оказанию государственных услуг, предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, осуществлению функций государственного заказчика федеральных целевых программ.
Предметом деятельности Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ Главгосэкспертиза России), подведомственного Минстрою РФ, является организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
При проведении экспертизы в отношении проектной документации осуществляются:
— оценка соответствия проектной документации требованиям утвержденных в установленном порядке технических регламентов, том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий;
— оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов;
— изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ ФЦЦС) является организацией подведомственной Минстрою РФ и формирует сметно-нормативную базу в строительстве.
Основными видами деятельности ФАУ ФЦЦС являются:
— проведение мониторинга уровня цен на строительную продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве, стоимости эксплуатации строительных машин, приборов, материалов и механизмов, стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов, оплаты труда в строительстве в разрезе субъектов Российской Федерации и ведущих предприятий строительного комплекса;
— формирование и ведение Единого федерального информационного банка данных о стоимости материально-технических ресурсов, используемых в строительстве;
— проведение анализа динамики изменения цен на строительную продукцию, материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы, отдельные виды строительно-монтажных работ, транспортные расходы;
— организация разработки индексов изменения стоимости строительных, строительно-монтажных, специализированных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и иных видов работ, применяемых для расчетов за выполненные работы, финансируемые с привлечением бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
— организация разработки и внедрение автоматизированных программ сметных расчетов, необходимых для формирования сметных расчетов и составления первичной учетной документации в строительстве;
— организация разработки федеральных, отраслевых, территориальных и индивидуальных сметных норм и расценок на строительные, строительно-монтажные, специализированные, ремонтно-строительные, пусконаладочные и иные виды работ;
— проведение расчетов стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, средних показателей стоимости транспортировки грузов, а также укрупненных показателей стоимости строительства;
— участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве и промышленности строительных материалов.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор, находится в ведении Правительства РФ) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ) утверждает нормативы проектирования, строительства и эксплуатации, осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
В качестве государственных заказчиков по возведению объектов капитального строительства в соответствующих подотраслях часто выступают Минтранс РФ, Спецстрой РФ и Ространсмодернизация.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор, находится в ведении Минтранса РФ) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Важнейшими функциями Росавтодора являются:
— размещение заказов и заключение государственных контрактов на проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт федеральных автомобильных дорог, мостов и других транспортных сооружений для государственных нужд;
— организация работы по изъятию земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
— обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам;
— учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса;
— приемка в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения
— введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения;
— осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию;
— разработка сводов правил, проектов правил и методов исследований (испытаний) и измерений в сфере дорожного хозяйства, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандартизации;
— выступает от имени РФ концедентом в концессионном соглашении в отношении платной автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России, подведомствен Минобороны РФ) осуществляет в интересах обороны и безопасности государства организацию работ по:
— жилищному строительству и строительству объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил;
— строительству и реконструкции предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;
— техническому прикрытию, строительству и капитальному ремонту в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования;
— прикрытию, повышению живучести, эксплуатации и восстановлению единой сети электросвязи РФ для обеспечения обороны и безопасности государства;
— восстановлению специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Работы, как правило, выполняются силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, однако могут привлекаться и субподрядные организации.
Для текущего управления реализацией федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010- 2020 годы)» создано специальное учреждение – Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ФКУ Ространсмодернизация, подведомственно Минтрансу РФ).
Целями программы являются совершенствование транспортной инфраструктуры, оснащение всех видов транспорта современными техническими мощностями, развитие международных транспортных коридоров, а также повышение инвестиционной привлекательности транспортной системы. Реализация программы позволит снизить себестоимость ж/д перевозок на 10-12%, увеличить протяженность автомобильных дорог, увеличить количество авиаперевозок на воздушных судах нового поколения. Также планируется постепенное снижение на пассажирском транспорте общего пользования наполняемость салонов в часы пик с 8 чел. на 1 кв. м до 5-6; снижение себестоимости перевозок на 13-15%. Модернизация транспортной системы позволит создать дополнительные рабочие места в транспортной отрасли и смежных отраслях.
Виды участия федеральных государственных структур на разных стадиях инвестиционно — строительного проекта указаны в таблице 1.2.
Источник: studopedia.net