Архитектура как вид искусства является одним из самых ценных и охраняемых элементов культуры современного общества. Мы можем классифицировать архитектурные объекты по разным критериям, обращая внимание на стиль, авторство, эпоху, объемно-планировочные, инженерные или технически решения. В этой статье мы уделим внимание свету и цвету, которые активно используются в архитектуре.
Цвет в архитектуре
Изучая историю архитектуры разных стран, исследователи всегда обращают внимание на символику цвета в архитектуре и причины использования тех или иных цветов. Зачастую, традиции, сложившиеся много веков назад, продолжают существовать и в современности, оставляя потомкам возможность строить догадки об истинных причинах выбора тех или иных цветовых решений. И, если сегодня в руках архитекторов находится практически бесконечная цветовая палитра, ограниченная лишь требованиями заказчика, то традиционные цвета были продиктованы главным образом практичными соображениями, наличием соответствующих материалов (дерево, известь, камыш, песок, глина), которые и задавали цветовую гамму сооружений.
ВТОРОЙ СВЕТ ВСЯ ЖУТКАЯ ПРАВДА
Разным странам, городам свойственны свои традиционные цветовые решения, к примеру:
- красным цветом выкрашены телефонные будки, автобусы и почтовые ящики на улицах Лондона;
- белые двухэтажные жилые дома с синими и голубыми ставнями, украшают улочки на острове Санторини;
- серый цвет ассоциируется с панельными домами, введенными в эксплуатацию в советское время;
- черный цвет свойственен готической архитектуре Чехии.
Составляя цветовую палитру для будущего здания, архитектор обращает внимание не только на сочетание цветов между собой, но и на палитру всей улицы, природы местности, на ее контекст. Использование цвета в архитектуре не означает, что в результате мы увидим яркие многокрасочные, концептуальные решения, цвет является лишь одним из инструментов, и он должен отвечать всей концепции проекта, соответствовать всему облику проектируемого здания.
Пожалуй, сегодня мы можем найти здание любого цвета, не архитектурных цветов практически уже не осталось. Мы можем выделить лишь более употребляемые нейтральные цвета, к которым относятся белый, бежевый, серый, желтый, песчаный, кофейный, кирпичный, и менее употребляемые цвета, к примеру: красный, фиолетовый, зеленый, черный.
Готовые работы на аналогичную тему
При разработке дизайна и городского кода цвету уделяется особое внимание, подобный анализ позволяет точно оценить гармоничные сочетания и выработать универсальный стиль.
Свет в архитектуре
Как говорил Ле Корбюзье: «Важнейшими материалами для архитектора являются солнце (свет), бетон, металл, стекло, дерево, трава и т. д». Великий архитектор прошлого века отводил свету главенствующее положение в этой иерархии, поскольку именно свет влияет на наше восприятие того или иного архитектурного объекта. При проектировании важно и учитывать характеристики света для конкретного места, в котором располагается проектируемый объект и грамотно использовать возможности искусственного освещения для того, чтобы подчеркнуть красоту здания.
ВТОРОЙ СВЕТ В ДОМЕ. РАЗБИРАЕМ ВСЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. БАЗА ЗНАНИЙ.
К искусственному освещению относятся:
- акцентная или локальная подсветка фасада, которая преображает здание в вечерние часы, позволяет выделить его главные элементы;
- общее освещение, которое отвечает за весь образ целиком, за целостность его восприятия зрителем;
- художественная подсветка применяется для создания живописных и нетрадиционных эффектов, создает оптическую иллюзию или использует фасад здания как сцену, на которой разыгрывается целый спектакль;
- подсветка контура используется для выделения определённых линий, ее могут располагать на тягах, карнизах, парапетах, цоколях, лестницах, окнах.
Акцентная подсветка — это подсветка, которая привлекает внимание к определённому месту за счет дополнительного освещения.
Безусловно использование света позволяет не просто выделить объект, а приковать к нему все внимание, это очень мощный инструмент, поэтому использоваться он должен с умом. Создание иллюминационного яркого фасада должно быть уместно для конкретных условий размещения объекта. Также созданная иллюминация не должна доставлять дискомфорта жителям ближайших домов. Если решается вопрос об установке дополнительного освещения на памятник архитектуры, то работы по его установке должны быть соответствующим образом согласованы и не должны нанести урон особо ценным и охраняемым частям здания.
Рисунок 1. Пример акцентной подсветки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цвет и свет в умелых руках профессионала могут создать неповторимый образ здания, сделать его уникальным и неповторимым. Но из-за активной роли этих инструментов их применение стоит тщательно взвешивать. Точный подбор цветов для фасадов, проверка выкрасов в разном освещении, анализ освещенности места, характеристик света требует времени, но эти затраты окупятся восхищенными взглядами прохожих.
Источник: spravochnick.ru
Архитектурное освещение зданий или подсветка фасада
Архитектурное освещение(подсветка фасада) — это специальное освещение фасадов зданий и других сооружений (малых архитектурных форм, памятников). В вечерние и ночное время подсветка украшает и выделяет здание среди других построек города. Подчеркивает формы рельефных фасадов. Улучшает внешний вид зданий и создает потрясающий визуальный эффект для окружающих.
2.Общие требования к освещению
Архитектурное освещение зданий должно обеспечить:
- Полную интеграцию осветительного оборудования в архитектурной среде.
- Превосходство в наиболее подходящем решении архитектурного освещения.
- Объединение правил освещения фасада эстетическими концепциями проекта.
- Сократить количество структурных подразделений, поставщиков и производителей.
- Использование специального оборудования, а не простых приспособлений.
- Быть максимально точными в выборе типа подсветки фасада, сводя к минимуму ошибки, позволяющие избежать перерасхода средств на реализацию проекта и контролировать бюджет.
- Рациональное потребление энергии.
- Интеграция различного освещения и систем управления.
Свет излучаемый установкой не должен слепить водителей, пешеходов и людей, находящихся в других зданиях и нормируется таблицей №28 СП 52.13330.2011.
При местном архитектурном освещении фасада (неравномерном заливающем освещении — когда светильники расположены непосредственно на строительных конструкциях здания) — не меньше 10, но не более 20.
Освещенность — отношение величины светового потока, падающего на поверхность, к площади поверхности; измеряется в люксах (люксах, лк.)
Памятники либо другие малые архитектурные формы, освещаются с двух-трех сторон с направлением основного света на главную часть (лицо памятника).
Световые лучи светильников должны беспрепятственно достигать объект освещения, минуя другие здания и сооружения и не экранироваться решетками на светильниках.
3.Применяемые источники света
Светильники используются с разрядными лампами или светодиодами. Для местной подсветки допускается использование хроматического света.
разрядные источники света — дуговые ртутные лампы (ДРЛ), натриевые лампы (ДНаТ) и металлгалогенные лампы (МГЛ).
хроматическое освещение – излучает цветной источник света, излучающий все цвета, кроме белого, черного и серого, к примеру фонари цветомузыки.
Коэффициент запаса приниматься в зависимости от направления светоизлучающей части светильника: 1,5, если светильник направлен вниз или в сторону и 1,7 если вверх.
Коэффициент запаса — коэффициент, учитывающий снижение яркости свечения вследствие попадания на стекло светильника пыли и грязи, ухудшения свойств таких элементов как отражателей, потеря прозрачности стекла и других оптических элементов светильника в связи с естественным износом, также уменьшением светового потока и выхода из строя части ламп. Коэффициент также учитывает загрязнение поверхностей помещения, наружных стен здания или сооружения, проезжей части дороги или улицы.
Подсветка фасадов, имеющих холодные цвета, также деревьев, формованных кустарников, зеленых ограждений осуществляется лампами, излучающими свет с цветовой температурой больше 4000 К. Если поверхность, имеет «теплые» цвета, требуется температура не более 3500 К. В случае освещения таких поверхностей как мозаичные и живописные панно и фризы, изразцы, цветные рельефы и скульптуры, применяются лампы белого света, имеющие индекс цветопередачи не менее 80. Для художественно или ландшафтного освещения возможно применять хроматическое освещение.
Индекс цветопередачи — мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения.
Источник: volgaproekt.ru
Архитектурная подсветка фасадов: освещение, меняющее облик здания
Создание завершенного образа здания невозможно без архитектурной подсветки фасадов. Освещенные новостройки, торговые и бизнес-центры, частные дома, и исторические здания формируют единый городской стиль, приковывающий внимание и горожан, и гостей мегаполиса. О том, каким бывает освещение и по каким правилам его проектируют – мы сегодня и поговорим.
Архитектурное освещение – это функционально-декоративный свет на фасадах и отдельных элементах здания: лепнине, витрин, входных групп и подъездных путях.
Цель проектировщиков и дизайнеров, работающих со светом – это создание городского баланса в рамках единой концепции, в то же время – повышение узнаваемости бренда застройщика или коммерческого объекта
Цели и задачи архитектурного освещения фасадов
Как часть светодизайна архитектурное освещение фасадов зданий помогает значительно повысить городскую эстетику. При этом – усиливает внимание к объекту со стороны посетителей, арендодателей, туристов.
Более детальная разбивка задач архитектурно-художественного освещения зависит от вида. Подсветка фасадов бывает функциональной/базовой и декоративной. Функциональная отвечает за безопасность передвижения и в первую очередь направлена на практические цели, художественно-декоративная – эстетически обыгрывает фасад, придавая архитектуре индивидуальность и узнаваемость.
Виды архитектурного освещения фасадов
Общее/заливающее – полное освещение фасадов с помощью прожекторов большой мощности, установленных на опорных стойках. Грунтовые осветительные приборы создают равномерное по всей площади здания освещение. Этот тип подсветки подходит для историко-значимых объектов, фасадов частных зданий, но его не стоит использовать при явных архитектурных дефектах.
Общая подсветка считается наиболее простым в техническом плане типом архитектурного освещения, предполагающим установку грунтовых светильников и прожекторов большой мощности
Акцентная подсветка – устанавливается на фасадные элементы, выделяя рассеянным светом узкого луча красоту окон, колонн и лепнины.
Контурное освещение – выделяет периметр объекта и его крупные фасадные части. Для данной архитектурной подсветки подходит как обычная светодиодная лента, так и линейные светильники. Эффектный вид здание получает за счет кажущейся невесомости.
Фоновое освещение – может выступать основой для более яркой фасадной подсветки. Хотя и предполагает установку мощных галогенных приборов, но их рассеянный свет создает эффект невесомости.
Цель архитектурного фонового света – создание заднего плана, скрытие деталей и акцент на выбранных частях фасада
Динамическое архитектурное освещение – программируемый тип света с помощью приборов RGB. Художественная особенность – в создании управляемой подсветки, зависящей от музыкального ритма, погодных условия и времени года. Свет создает необычную яркую атмосферу, оригинально украшает фасад и повышает узнаваемость здания.
Динамическая подсветка универсальна и для объектов жилого фонда, и для коммерческих зданий. Выгодно выделяет фасад на фоне города.
По способу монтажа выделяют открытое и скрытое архитектурное освещение. При скрытой установке приборов с лицевой части здания не видно, меняется лишь уровень яркости, если используется динамический свет.
Новым словом светодизайна стала трехмерная архитектурная подсветка, реализуемая по технологии 3D-mapping.
Видео-мэппинг или 3D MAPPING — новая технология с аудио эффектом, представляющая проекцию изображения на объект недвижимости с учетом его особенностей строения и локации.
Главное отличие трехмерного видеоизображения – это возможность воспроизводства видеоролика, предварительно создающегося индивидуально под проект здания. Высшим пилотажем считается задействование каждого участка фасада, лепного декора, окон, балюстрад и карнизов в создании световой картинки.
Тенденции современности: городское умное освещение
Архитектура каждого города – индивидуальность, придающая характер и узнаваемость среди других. С появлением новых технологий в светодизайне и строительстве, новостройки и реставрируемые здания меняют облик. На смену хаотичному и нерациональному освещению приходят умные системы, интегрируемые инженерами-проектировщиками в единую стилистику.
Современным мегаполисам необходимы проектные решения, объединяющие несколько задач: практическую и эстетическую
Создание единой световой «среды» в Москве пришлось на начало 2012 г. Осветительные приборы стали использовать не только с целью безопасного передвижения по городским улицам. С их помощью научились создавать и подчеркивать величие достопримечательностей культуры, привлекать инвесторов, увеличили поток туристов.
Подсветка храмов, соборов, церквей
Концепция архитектурной подсветки храмов преследует цель создать нижний свет с поднимающимся потоком. Именно по этой схеме получается добиться визуального эффекта с направляющими световыми лучами. Обычно приборы монтируют на большом расстоянии от здания.
Задача архитектурного освещения религиозных объектов – это создание светоносного образа, притягивающего взоры прихожан
Стилизовать геометрию строения – задачи контурной подсветки. Оформление монастырей и храмов возможно, как прожекторными приборами освещения, так и светодиодными лентами, и лампами.
Фасадные особенности храмов и церквей позволяют выделить варианты традиционных архитектурно-художественных систем освещения.
- Подсветка внутри колоколов визуально делает здание выше и величественнее.
- Главное внимание уделяют подсветке центральных элементов и входных групп.
- Освещение оконных проемов с помощью локальной подсветки дополняет общую картину.
На первый план при выборе типа освещения для религиозных строений выходит цвет, где белый является универсальным. Цвето-динамические приборы не рекомендованы.
Архитектурное освещение бизнес-центров и учреждений
Подсветка коммерческих объектов призвана выделить архитектуру. Это не только способствует увеличению степени безопасности, но и является хорошим рекламным инструментом – для бизнес-центров важно создать впечатление, привлечь клиентов и инвесторов.
Наружная подсветка учреждений, ТЦ и коммерческих объектов помогает выделить архитектурные особенности декора, подъездные пути и прилегающую территорию. Даже самое невзрачное здание становится шедевром городского строительства.
Нередко освещение коммерческих объектов охватывает и прилегающую территорию, создавая единый узнаваемый стиль
Подсветка стеклянных фасадов
Поскольку стекло имеет небольшой процент обратного рассеивания, но больший в плане отражения, здесь не подходят традиционные способы освещения. В процессе проектирования архитектурной подсветки инженеры решают сразу несколько задач, ведь установка локальных светильников нужного эффекта не дает. Создание проекта подсветки проходит параллельно с разработкой плана объекта, непосредственно до этапа строительства.
Грамотно спланированная подсветка должна создать светящийся эффект на здании со стеклянными фасадами, но не отзеркаливать свет внутрь. В противном случае, людям, находящимся в помещении, будет дискомфортно
Монтировать систему освещения за счет интерьерного света особенно недопустимо в жилых и гостевых зданиях. В плане обустройства архитектурной подсветки – здесь нужно взвесить рациональность такого решения. Если объект функционирует и в ночное время, от такого варианта стоит отказаться.
Правильно спроектированная подсветка стеклянного фасада:
- Способна осветить весь периметр здания.
- Изменяет световую мощность по вертикали.
- Придает строению визуальной легкости.
- Предусматривает несколько цветовых схем.
Подсветка каменных фасадов
Проживая в большом городе, мы не испытываем нехватки света. Подсвечивается практически каждое здание, на нем виднеются рекламные вывески, а вокруг всегда много фонарей и вспомогательных источников. Особенно ярко ночной город выглядит в преддверии праздников. За пределами такого буйства красок не наблюдается, и владелец участка самостоятельно ищет варианты освещения.
В первую очередь подсветка фасада частного дома, конечно же, решает вопросы безопасности: улучшая видимость, избавляет от возможного проникновения воров на придомовую территорию, облегчает въезд и парковку автомобиля, да и прогуливаться вечером при освещении намного комфортнее.
Естественное желание владельцев загородных резиденций и городских домов – как-то обособить свою недвижимость в плане эстетики
Если работа с функциональным светом практически не вызывает вопросов – базовый свет нужен каждому дому, то акцентирующее освещение часто зависит от выбранного стиля. Например, яркий динамический не поставить в зданиях с классическим направлением, для них больше подойдет моно-освещение теплой или нейтральной палитры.
Независимо от выбранных приборов в частных виллах все также освещения требуют балконы, колонны, карнизы и другие декоративные элементы. Имеющиеся дефекты на фасаде временно можно «скрыть», отключая на этих участках подсветку. На этапе проектирования художественного освещения на фасадах загородных объектов стоит предусмотреть надежные драйвера, защищающие проводку от возможных перепадов электронапряжения.
Ручное и лазерное изготовление фасадного декора, оригинальная гравировка, резьба барельефов, несколько вариантов каменной лепнины.
Освещение многоквартирных домов
При выборе архитектурной подсветки фасада МКД инженеры руководствуются стилистикой здания. Как и в случае с частными домами, здесь необходимо выдержать комфортный уровень и яркости, и оттенка. Оригинальные фасадные элементы подсвечивают узконаправленными лучами, контур здания выделяют линейным освещением. Экстерьер жилого массива в классическом стиле недопустимо освещать с помощью светодиодов и дюралайтов (световых гирлянд).
Здания в стиле модерн или барокко «любят» смелые, контрастные образы. Основной упор в архитектурной подсветке здесь на величие фасада – освещаются не только отдельные элементы, но и весь периметр здания.
При выборе цвета архитектурной подсветки проект должен предусматривать дублирующую корпоративную гамму застройщика
Требования к архитектурному освещению
Архитектурное освещение регулируется нормативно-правовыми документами (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398), главными требованиями которых выделяют
- При использовании заливающей подсветки необходимо соблюдать равномерный уровень яркости с колебанием до 0,3 % — в отношении монохромных фасадов и не более 0,2 % — в отношении многоцветных.
- Цветовой баланс нужно подбирать под стилистику фасада: 4000-6000 К для «холодных» белых участков, 2200-3500 К для «теплых»;
- Светильники с большой мощностью от 150 Вт устанавливают в защитные кожухи или под направленным от дорог углом.
Подсветку коммерческих и МК объектов проектируют совместно с освещением близлежащих районов, дорог и другой инфраструктуры. Это комплексное мероприятие, призванное гармонично включить освещаемое здание в городской экстерьер.
Светильники для архитектурного освещения
Для долгой и безопасной работы системы освещения необходимо использовать приборы со степенью защиты не менее 65. Подобные источники разрешено устанавливать в городских условиях с повышенной запыленностью и влагой. Они способны выдержать механические нагрузки и температурные колебания.
Инновационные технологии, на базе которых сегодня изготавливают уличные светильники, характеризуются высокой степенью безопасности. Благодаря использованию проводников, импульсных источников питания нового поколения с кратно большими показателями КПД, современные приборы освещения просты в эксплуатации и замене. В целях снижения затрат на архитектурное освещение в системы интегрируют датчики, регулирующие уровень яркости и время включения. Кроме того, из-за перепада напряжения уличные светильники должны иметь расширенный рабочий диапазон.
Источник: domof.ru
Архитектурное освещение
То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.
Задачи архитектурного освещения фасадов
- эстетическое воздействие на человека;
- узнаваемость здания (города);
- подчеркнуть назначение здания;
- повышение привлекательности для туристов;
- подчеркнуть красоту здания;
- скрыть возможные его недостатки;
- обеспечить безопасность людей, их комфорт.
Какое бывает архитектурное освещение зданий
Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:
- Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
- Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).
По своему типу архитектурная подсветка бывает:
- Заливающая (общая). Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
- Локальная (акцентная). Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
- Контурная. Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
- Фоновая. Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.
По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.
Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.
На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.
Подсветка стеклянных фасадов
Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.
Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.
Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.
Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:
- освещает всю площадь фасада;
- меняет силу света по вертикали;
- выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
- подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
- придаёт конструкции лёгкость;
- может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).
Требования к архитектурному освещению
Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).
Вот некоторые из этих требований:
- заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
- цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
- качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
- мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.
Светильники для архитектурного освещения
Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.
Рис. 2. Светильники для архитектурного освещения
Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.
Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.
В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.
Типы светильников
Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его.
На рынке есть множество разных моделей.
Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;
Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.
Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.
Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.
Рис. 3. Контурная светодиодная архитектурная подсветка, выполненная прожекторами и накладными светильниками
Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.
Сложности с выбором архитектурных светильников?
Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО — еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».
Архитектурное светодиодное освещение
Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.
Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.
Преимущества светодиодного освещения:
- энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
- эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
- срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
- разнообразие фиксированных цветов;
- большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
- изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
- высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
- эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
- особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.
Система управления в архитектурной подсветке
Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).
Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.
Сценарии работы
В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:
- Вечерний сценарий – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
- Дежурный сценарий – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
- Праздничный сценарий – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.
Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.
Рис. 4. Три световых сценария для подсветки башни
Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.
Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения
Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.
Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.
Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.
Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.
Проект архитектурного освещения
Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.
Этапы работы над проектом
- Интервью с заказчиком. Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
- Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов). Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
- Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников. Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
- 3D визуализация архитектурного освещения – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
- Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.
Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию
Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.
Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.
Частые ошибки в системах архитектурного освещения
Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.
Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.
Самые частые из таких ошибок:
- неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
- неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
- нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
- не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
- монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
- слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.
Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.
Сложности с выбором светильников?
Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО — еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».
Источник: interalighting.ru
Световая архитектура: творческий метод и современные технологии
Световая архитектура зданий так же разнообразна, как и архитектура вообще. Можно перечислить приемы и средства световой архитектуры, но это все равно, что сказать, например, что средствами создания архитектуры жилого дома являются окна, лоджии, балконы и двери. Свет в архитектуре – это творческая проблема. Говорить о свете – значит говорить об архитектурном творчестве, о психологии творчества, о философии архитектуры.
Помимо сугубо утилитарной и эстетической составляющей, световая архитектура во многом зависит от экономической компоненты – архитектурное освещение фасадов высотных домов и зданий общественного назначения, а тем более целых городских ансамблей, безусловно требует значительных затрат как на осветительное оборудование, так и на его обслуживание. Применение современных LED-технологий в световой архитектуре позволяет значительно сократить издержки связанные с электропотреблением и текущим обслуживанием осветительных установок.
Световая архитектура как творческий метод
Анализируя творчество того или иного архитектора, можно обнаружить, что у одного свет – архитектурная категория, влияющая на замысел и воплощение, у другого – всего лишь традиционные окна для освещения помещений. Различие в отношении к свету становится еще более очевидным при анализе не дневной, а вечерней архитектуры.
Архитекторы, чья психология творчества не ограничивается дневным временем, создают архитектурные решения, сохраняющие свои пластические и композиционные качества в вечернее время. Хорошим тоном при демонстрации проекта того или иного сооружения является подача объекта в ночное время, давая тем самым понять, что вечернее решение является столь же важным, как и дневное.
В большинстве случаев психология творчества такова, что архитектурно-художественные проблемы экстерьера связываются с дневным освещением. Конечно, любое здание (если это потребуется) можно осветить заливающим светом прожекторов, поставленных вокруг него. По-видимому, эта мысль успокаивает многих архитекторов. Действительно, заливающий свет используется для создания световой архитектуры. Но это всего лишь одно из средств, которое не всегда дает хорошие результаты.
Существует достаточно примеров в современной архитектуре, где искусственный свет является архитектурным средством. Эти примеры рассеяны по разным странам, они не похожи друг на друга, как не похожи творческие почерки архитекторов. Общее, что объединяет эти примеры, – отношение к искусственному свету. Свет не столько освещает архитектуру, сколько решает архитектурную задачу.
В одних случаях светом решается тектоника здания; в других – ритм или метр архитектурной композиции; в третьих – пластика или пространство, т. е. то, что является определяющим. Светом можно выявить дневную композицию, можно создать и новую, отличную от «дневной».
Когда мы хотим подчеркнуть какое-либо различие, то часто употребляем сравнение «как день и ночь». Контраст между днем и ночью воспринимается естественным. Поэтому нет ничего противоестественного в стремлении создать вечернюю архитектуру, построенную на контрасте с дневной.
Одним из очень важных факторов, определяющих восприятие фасадов, освещенных заливающим светом, является световой фон. От его яркости зависит уровень адаптации глаза при наблюдении с больших расстояний. Эта средняя яркость связана с общей яркостью окружающего пространства, создаваемого огнями фонарей, светящей рекламой, освещенными витринами магазинов, окнами зданий.
Точки наблюдения освещенных архитектурных объектов
Для восприятия освещенных архитектурных объектов характерны три точки наблюдения:
- первая – когда здание находится на очень большом расстоянии от наблюдателя; зритель адаптируется на полную темноту и, следовательно, яркость здания и яркость адаптации не совпадают.
- вторая – когда здание рассматривается на значительном расстоянии, и наблюдатель находится на улице или площади; уровень адаптации определяется фоном, на который проектируется здание.
- третья – когда здание рассматривается вблизи; яркость здания и яркость адаптации совпадают.
Метод изолюкс
Для расчета освещения фасада существует метод изолюкс. Для каждого типа прожектора имеется набор изолюкс, т. е. кривых равных освещенностей для различных расстояний и углов наклона прожектора. Выбор необходимого количества прожекторов и места их расположения вокруг здания или сооружения определяется в процессе компоновки изолюкс. Компоновка изолюкс сводится к заполнению ими освещаемой поверхности. Изолюксы должны быть построены в том же масштабе, что и освещаемая поверхность.
Расчет освещенности поверхностей фасада при приёме заливающего света
Приближенный расчет освещенности поверхностей фасада при приеме заливающего света исходит из следующих типов осветительных приборов:
- приборы с широким светораспределением с рассеивающими отражателями, которые освещают большие площади земли и фасадов зданий;
- лучевые приборы с узким (кинжальным) светораспределением – для освещения удаленных от места расположения прибора архитектурных деталей (например, при освещении куполов, фронтонов, скульптуры на здании, шпилей на башнях и т. д.);
- лучевые приборы с веерообразным светораспределением для освещения низкорасположенных (по сравнению с прибором) плоских поверхностей.
При выборе и расположении приборов следует избегать световых пятен, зрительно деформирующих плоскость. Они нетерпимы на гладких фасадах, лишенных пластики. Равномерная яркость фасада здания или его части получается в том случае, если максимальная освещенность не более чем вдвое превышает среднюю. Плавное нарастание или убывание яркости фасадов, а также изменение цветности свечения может создавать дополнительный эффект.
В тех случаях, когда необходимо обеспечить равномерную яркость фасадов, применяют приборы с широким светораспределением, располагая их так, чтобы пятна света перекрывали друг друга. Приборы с узким светораспределением (кинжального вида) используют обычно для локального освещения архитектурных деталей, важных в композиционном отношении или удаленных от источника света.
Разнообразие задач освещения заливающим светом настолько велико, что каждый конкретный случай требует творческого подхода.
Освещение памятников архитектуры и современных сооружений
Любопытно сравнить проблемы, возникающие при решении освещения архитектурных памятников старины и современной архитектуры. Художественная выразительность старых архитектурных ансамблей в вечернее время зависит от следующего.
- цветности светового потока источников света. Опыт показывает, что следует выбирать цвет, контрастный цвету окружения: холодный, если окружающие здания освещены теплым светом, и, наоборот, теплый, если окружение освещено нейтральным или холодным светом;
- выбора разных уровней освещенности (яркости) ансамблей и окружающих зданий, что связано с конкретными условиями адаптации;
- расположения осветительных приборов; их устанавливают как можно выше, используя для этого крыши противолежащих зданий, мачты и т.д.
Для уменьшения светотеневого контраста следует располагать осветительные приборы в нескольких точках; место установки их определяется на основе проекта, учитывающего конкретное расположение здания, его пластическое решение и главные точки наблюдения. При этом выбирают главное направление световых потоков, обеспечивающее выразительность объема, силуэта и пластики освещаемого архитектурного ансамбля и дополнительные световые потоки, уменьшающие контраст светотени. Для получения цветных теней очень желательно различие световых потоков по цветности.
В зданиях современных, характеризующихся большими остекленными поверхностями, витражами, чередующимися с глухими поверхностями, целесообразно использовать прежде всего свет, проходящий через окна и витражи.
При использовании проходящего света вечерняя архитектура становится как бы негативом дневной. К общераспространенному мнению о том, что в этом случае световая архитектура получается «сама собой», следует относиться с осторожностью по следующим соображениям:
- если заливающий фасад свет сохраняет распределение яркостей, подобное естественному освещению (светлый фасад, темные окна), то при использовании проходящего через окна света распределение яркостей становится противоположным дневному (яркие окна, темные простенки);
- высокая яркость окон в вечернее время (вследствие явления дифракции) зрительно уменьшает простенки, а следовательно, изменяет пропорции деталей сооружения; дополнительное подсвечивание фасада уничтожает эту иллюзию; проходящий через окна свет чаще всего создает очень активный ритм горизонталей, влияющий на пропорции и характер архитектуры, решенной вертикалями;
- при использовании проходящего света освещение интерьеров должно быть подчинено задаче наружной световой архитектуры. В многоэтажных зданиях, например, это приводит к необходимости проектирования единой системы освещения всех помещений.
Богатство творческих и технологических приёмов световой архитектуры не представляется возможным вместить в формат одной статьи, тем более, что инструментарий не ограничивается традиционными прожекторами и светильниками, и представлен, в том числе, различными неоновыми и светодиодными устройствами, с широким ассортиментом которых можно ознакомиться на сайте компании «LED Factor» – производителя светодиодной продукции с 15-летним стажем.
Источник: totalarch.com