В данной статье сделана попытка проанализировать современное состояние дел по техническому регулированию в строительстве, а также возникшие проблемы и возможные пути их решения с точки зрения авторов, которые принимают участие в разработке нормативных документов для светопрозрачных ограждающих конструкций в строительстве многие годы.
Кардинальные изменения в управлении строительным комплексом и в системе технического регулирования в строительстве, произошедшие за последнее время, обусловлены двумя основными факторами:
• вступлением в силу с 1 июля 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании», положения которого принципиально изменили перечень нормативных документов, их статус, основы разработки и утверждения в Российской Федерации;
• происходящей административной реформой в свете положений ряда Указов Президента РФ, которые существенно трансформируют систему государственного и муниципального управления, разделяя и перераспределяя полномочия органов исполнительной власти.
100+ TechnoBuild – 2020: Техническое регулирование в строительстве
В связи с тем, что закон «О техническом регулировании» принимался без серьезного обсуждения со строительной научно-технической общественностью, в нем недостаточно учтены особенности этой отрасли. Тем не менее Госстрой России в период до реорганизации (март 2004 г.) предпринимал по реализации положений закона определенные действия, среди которых:
• разработка СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (взамен СНиП 10-01-94);
• подготовка письма № ЛБ-8381/9 от 22.12.2003 г. «О нормативных документах в связи с действием Закона «О техническом регулировании» (в общем виде перечислены требования действующих нормативных документов в строительстве, подлежащие обязательному исполнению);
• подготовка Предложений Госстроя России к Программе разработки технических регламентов на 2003–2010 гг. (раздел «Строительство» — 8 общих технических регламентов, 13 специальных технических регламентов и 1 новый Федеральный закон).
Однако в связи с тем, что законом «О техническом регулировании» предусмотрено всего 3 вида нормативных документов (технические регламенты, национальные стандарты и стандарты организаций), целый ряд видов документов оказался вне правового поля (СНиП, СП, ТСН, СанПиН и др.). По этой причине Минюст России (письмо № 07/2964-ЮД от 18 марта 2004 г.) по формальным признакам отказал в регистрации Постановления Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 113, которым был принят и введен в действие с 1 октября 2003 г.СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», и дал понять, что будет поступать так в отношении СНиПов и дальше; оказалось невозможным, даже на новых методических принципах, сохранить систему нормативных документов в строительстве.
К основным недостаткам проводимой в тот период работы следует отнести:
• недостаточное взаимодействие Управления технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России, организаций строительного комплекса и Госстандарта России;
Техническое регулирование в строительстве: перспективы развития
• неконкретность рекомендаций и отсутствие критериев для отнесения требований, содержащихся в различных нормативных документах для обязательного исполнения или переходящих в разряд рекомендательных для добровольного исполнения;
• недостаточное обоснование предлагаемой структуры системы технических регламентов в строительстве, ее взаимосвязей с другими нормативными документами.
Председатель Госстроя России Н. П. Кош-ман на расширенном заседании итоговой коллегии 25 февраля 2004 г. констатировал: «Проектировщиков, строителей и заказчиков по строительству объектов, а также органы власти субъектов Российской Федерации очень беспокоит судьба некогда единой системы строительных норм и правил, которая на протяжении многих десятилетий выполняла роль технического законодательства в строительстве. Однако сегодня Госстрой России практически не имеет прав в области строительного нормирования. Лишаются своих прав в этой области и субъекты Российской Федерации. Госстрой России готов взять на себя роль федерального органа исполнительной власти, координирующего работу всех федеральных и территориальных органов исполнительной власти, по созданию и применению нормативной базы проектирования и строительства в соответствии с требованиями закона «О техническом регулировании». Мы готовы представить соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации».
Последовавшая затем реорганизация Госстроя России (сначала преобразование в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации — Росстрой РФ, затем передача в ведение Министерства регионального развития Российской Федерации по Указу Президента РФ от 1 декабря 2004 г. № 1487), ликвидация Управления технормирования и возложение на Росстрой РФ задач по реализации общенационального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (заседание президиума Госсовета «О мерах по обеспечению граждан России доступным жильем», 19 апреля 2005 г., заседание Правительства РФ 12 октября 2005 г.) привели к тому, что сегодня вопросы технического регулирования в строительстве на федеральном уровне практически не координируются.
Реализация основных положений закона «О техническом регулировании» в первую очередь характеризуется состоянием разработки:
• технических регламентов (финансирование за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников);
• национальных стандартов (финансирование за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников);
• стандартов организаций (финансирование за счет внебюджетных источников).
Разработка технических регламентов за счет средств федерального бюджета
Распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р утверждена «Программа разработки технических регламентов за счет средств федерального бюджета на 2004–2006 гг.», ее реализация возложена на Департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ. Учитывая возрастающую важность данной работы, Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2005 г. № 97 сформирована Правительственная комиссия по техническому регулированию.
В предложенной Программе прямое отношение к строительству имеют 3 регламента:
1. О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий (общий технический регламент, далее ОТР);
2. О безопасности строительных материалов и изделий (специальный технический регламент, далее СТР);
3. О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения (СТР).
В последнее время определился порядок прохождения проектов технических регламентов: слушания на Общественном совете по техническому регулированию при Минпромэнерго РФ, далее рассмотрение соответствующими структурами Минпром-энерго, после доработки и согласования проекта ТР представление в Правительство РФ, затем в Государственную Думу и Совет Федерации ФС РФ, Президенту РФ.
Разработка технических регламентов за счет внебюджетных источников
Наряду с разработкой технических регламентов за счет средств федерального бюджета предполагается, что значительная часть работ может быть профинансирована самим бизнес-сообществом.
Для организации разработки ТР Экономической рабочей группой при администрации Президента созданы экспертные советы по разработке специальных технических регламентов, координацию работы которых осуществляет Национальный институт технического регулирования (НИТР).
В настоящее время НИТРом сформирована Рабочая группа по архитектуре, строительству и стройиндустрии. Ранее, 25 июня 2004 г., был образован Экспертный совет по разработке технического регламента «Светопрозрачные ограждающие конструкции в области строительства (сопредседатели: Рубцов А. В. и Спиридонов А. В.).
Методическое обеспечение разработки технических регламентов
В настоящее время разработано несколько десятков проектов технических регламентов (49 по состоянию на 22.09.05 г., но только один из них вынесен на рассмотрение в Правительство, которое его утвердило Постановлением от 12 октября 2005 г. № 609 в обход общих правил), ожидается, что до конца 2005 г. первые из них будут представлены в Государственную Думу ФС РФ и будут приняты в качестве федеральных законов.
На состоявшейся 22 сентября 2005 г. международной конференции «Роль стандартов в техническом регулировании» докладчиками была предоставлена информация о прошедших слушания и готовых к представлению в Государственную Думу ФС РФ технических регламентах:
• О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РФ;
• О безопасности машин и оборудования;
• Об электромагнитной совместимости.
Разработка национальных стандартов
Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации федерального закона «О техническом регулировании» функции национального органа Российской Федерации по стандартизации были возложены на Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
Госстандарт России постановил со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. (Постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации»).
Таким образом, Комплекс стандартов на оконные и балконные дверные блоки, разработанный в последние годы и способствовавший продвижению на российском рынке современной высокотехнологичной продукции, также трансформировался в Комплекс национальных стандартов. К сожалению, следует отметить, что в связи с реорганизацией Госстроя России разработка новых стандартов и пересмотр действующих практически были приостановлены с начала 2004 г.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование — правопреемник Госстандарта РФ) разработало несколько основополагающих ГОСТ Р по системе стандартизации в Российской Федерации, в том числе ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и функционирования».
Приказом Ростехрегулирования от 22 октября 2004 г. № 81 создан Технический комитет по стандартизации — ТК 465 «Строительство» (председатель ТК — Л. С. Баринова). ТК 465 «Строительство» создан в целях организации и проведения работ по стандартизации в области строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.02 № 184 ФЗ «О техническом регулировании» и ставит своей задачей не только развитие национальной стандартизации в области строительства, но и организацию разработки и проведения экспертизы проектов национальных стандартов, строительных норм, правил, стандартов организаций и других нормативных, методических и руководящих документов в области строительства. Технический комитет представляет проекты национальных стандартов в области строительства на утверждение в Ростехрегулирование и издает от своего имени своды правил по проектированию и строительству и другие документы рекомендательного характера. Технический комитет функционирует как объединение специалистов, направляемых для работы в ТК федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, научными, проектными, изыскательскими, строительными организациями и предприятиями в качестве своих ответственных представителей.
Самое пристальное внимание следует обратить на проект ГОСТ Р 1.19-___ «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы». ГОСТ Рустанавливает виды экспертизы стандартов. К основным видам относятся те, что применяют при рассмотрении каждого проекта стандарта.
В их число входят: научно-техническая экспертиза, лингвистическая экспертиза, правовая экспертиза, нормоконтроль.
В зависимости от объекта стандартизации к проекту стандарта могут быть применены дополнительные виды экспертизы, в том числе: метрологическая экспертиза, экспертиза процедур оценки соответствия, терминологическая экспертиза.
Отдельный вопрос, но необычайно важный, — финансирование работ по экспертизе. Национальный орган по стандартизации устанавливает минимальные уровни оплаты работ эксперта по экспертизе каждого вида для проектов национальных и межгосударственных стандартов. Разработчик проекта стандарта заключает договор на проведение экспертизы с экспертом или организацией, сотрудником которой он является. Очевидно, что предусмотренные стандартом процедуры по проведению экспертизы приведут к существенному удорожанию разработки национальных стандартов.
Разработка стандартов организаций
За последнее время возросло количество ассоциаций, союзов и объединений строительного комплекса, причем некоторые из них имеют опыт аккумулирования внебюджетных средств и разработки стандартов организаций (АВОК и др.).
Ростехрегулированием утвержден и введен в действие ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (Приказ от 30.12.2004 г. № 154-ст), в котором определены требования к стандартам организаций, правила их разработки, согласования и утверждения.
В настоящее время специалистами АПРОК разработаны следующие проекты:
• стандарта АПРОК «Стекло с низко-эмиссионным мягким покрытием. Технические условия» (разрабатывается впервые);
• стандарта АПРОК «Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия» (в развитие ГОСТ 24866-99).
В стадии разработки находятся:
• Стандарт АПРОК «Фасадные светопрозрачные конструкции. Общие технические условия» (разрабатывается впервые);
• Стандарт АПРОК «Окна и двери. Методы определения сопротивления теплопередаче, светопропускания, воздухопроницаемости и звукоизоляции в натурных условиях» (разрабатывается впервые).
Проекты указанных документов в соответствии с установленным порядком были направлены в адреса заинтересованных организаций, замечания и предложения которых обобщаются для учета в последующей работе.
В отличие от сложившейся в последние годы практики закрытой разработки нормативно-технической документации, в Самаре 11 сентября 2005 г. во время проведения Международного научно-практического семинара «Энергоэффективные окна-5» состоялось заседание редакционного совета, на котором обсуждался проект стандарта АПРОК «Стекло с мягким низкоэмиссионным покрытием. Технические условия».
В обсуждении приняли участие специалисты 20 ведущих отечественных и зарубежных компаний. Основой для обсуждения явился Перечень предложений и замечаний по внесению изменений в проект стандарта АПРОК «Стекло с мягким низкоэмиссионным покрытием. Технические условия», который был предоставлен всем участникам.
Наибольшую активность и заинтересованность проявили представители компаний-конкурентов на российском рынке стекла с низкоэмиссионным мягким покрытием: ООО «Главербель Восток» и компания «Пилкингтон». Естественно, что в ходе обсуждения стороны не смогли сразу согласовать свои позиции, поэтому были уточнены проблемные вопросы и определены направления дальнейшей работы над стандартом. Хотя следует отметить, что в ходе восьмичасового обсуждения (в воскресенье!) были согласованы основные положения стандарта.
Проблемы реализации закона «О техническом регулировании» в строительной отрасли, по нашему мнению, заключаются:
• в отсутствии координационного центра по организации разработки технических регламентов для строительной отрасли;
• в отсутствии системного подхода в формировании Программы разработки технических регламентов для строительной отрасли;
• в отсутствии среди узаконенных нормативных документов по техническому регулированию СНиП, СП, ТСН, СанПиН и др. — т. н. «документов установившейся практики»;
• в Федеральном законе № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании», глава 2, статья 7, содержащая перечень минимально необходимых требований, необоснованно отсутствует такое важное и актуальное требование, как ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Постоянно возрастающее потребление энергии в сфере ЖКХ создает реальные предпосылки для развития энергетического кризиса в РФ и мире. Для России, при существующей изношенности электрогенерирующего, электропередающего оборудования, тепловых сетей, низкого уровня тепловой защиты большей части действующего жилого фонда, данный вопрос переходит в разряд жизненно важного.
Представляется целесообразным проведение Всероссийского форума ассоциаций, союзов и объединений предприятий, фирм и организаций строительного комплекса, на котором был бы сформирован Координационный совет, одной из задач которого стало бы объединение усилий и координация работ по реализации закона «О техническом регулировании» в строительной отрасли.
Требования по энергетической безопасности целесообразно и необходимо вывести на уровень приоритетов национальной безопасности, их учет при разработке технических регламентов, для чего следует рассмотреть возможность включения показателя ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ в состав предложений по внесению изменений в закон «О техническом регулировании».
Источник: stroyprofile.com
Публикации
Техническое регулирование: Как Минстрой справляется с госзаданием
Техническое регулирование в строительной отрасли – одно из важнейших направлений работы Минстроя РФ, поскольку без нормативно-технической базы строительные работы вестись не могут. По мнению Алексея Гришина, директора министерского департамента градостроительной деятельности и архитектуры, с данным направлением в стране всегда было плохо: как минимум 20 лет в отрасли практически не наблюдалось никакого развития нормативной базы. О том, как обстоят дела в этом направлении сегодня, глава департамента рассказал в интервью «Интерфаксу».
— Алексей Викторович, в строительстве одна из важнейших тем — это техническое регулирование. На протяжении почти 20 лет госпланирования и финансирования развития нормативной базы строительства вообще не велось. И только с созданием Минстроя эта работа возобновилась. Расскажите, что сегодня уже сделано и над чем предстоит ещё поработать?
— Да, действительно, в 2015 году Минстрой получил государственное задание на осуществление системной работы в области технического регулирования строительства и занялся полномасштабной ревизией нормативной технической и методической базы. В процессе работы выяснилось, что существует серьезный дефицит документов по таким направлениям нормирования и стандартизации, как градостроительное проектирование и благоустройство, строительные конструкции, проектирование и строительство в зонах опасных геофизических воздействий, многолетних мерзлых грунтов, в подземном пространстве и т.д.
В 2015 году было разработано 124 свода правил, в 2016 — разработано и актуализировано еще 104. В этих документах прописаны требования по строительству в сейсмических районах, по информационному моделированию в строительстве, по высотному строительству, по проектированию зданий и сооружений с учетом доступности для инвалидов жилых помещений, объектов социальной и транспортной инфраструктур, по строительству школ и детских садов.
— В этом году работа продолжится?
— Безусловно. На 2017 год совместно с национальными объединениями запланирована разработка и актуализация в общей сложности 75 сводов правил и 35 стандартов. В целом, до конца 2025 года, по нашему прогнозу, фонд нормативных технических документов в строительстве составит порядка 1600 единиц, и далее на постоянной основе будут проводиться работы для поддержания нормативной технической базы в актуальном состоянии.
— Сегодня на повестке дня — тема развития городской среды. Как обстоят дела с разработкой сводов правил, касающихся благоустройства общественных пространств?
— В 2016 году мы утвердили обновлённую редакцию СП «Благоустройство территорий». Прописанные в нем требования направлены непосредственно на устойчивое и безопасное развитие территорий, касающихся и системы озеленения поселений, и охраны здоровья населения, и рационального использования природных ресурсов, и охраны окружающей среды и т.д.
Там же мы прописали правила по сохранению памятников истории и культуры. И что очень важно, мы заложили в документ основу для реализации определенных законодательством социальных гарантий маломобильным группам населения в части благоустройства территорий. Отдельно пересмотрели СП «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» и ряд документов, касающихся планировки и застройки городских и сельских поселений.
На 2017 год также запланирована разработка ряда СП в области развития городской среды — «Здания и комплексы высотные. Планировка и застройка территорий», «Набережные. Правила проектирования», «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования», «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила проектирования», «Правила проектирования комплексного благоустройства на территориях производственного назначения».
— На Госсовете в мае обсуждалась возможность активного перехода на деревянное домостроение в массовом сегменте. Как обстоят дела с этим направлением?
— Сегодня мы активно работаем над подготовкой и принятием нормативной базы технического регулирования деревянного домостроения высотой до трех и более трех этажей. В ноябре прошлого года была утверждена дорожная карта, где мы прописали четкие шаги по обновлению нормативных требований к такому строительству.
— Какие-то документы уже удалось утвердить?
— Да. Утвердили актуализированную редакцию свода правил, который регулирует методы проектирования и расчета конструкций из цельной и клееной древесины в новых, эксплуатируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях. С 28 августа текущего года документ вступит в силу. Появились проекты новых сводов правил «Конструкции деревянные с узлами на винтах.
Правила проектирования» и «Здания жилые одноквартирные с деревянным каркасом. Правила проектирования и строительства». Осенью прошлого года документы прошли публичные слушания, эксперты Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» дали положительное заключение на них, осталось пройти техническое редактирование в ФАУ «ФЦС», после чего СП будут утверждены приказом ведомства.
В этом году началась работа над сводами правил по многоэтажным деревянным зданиям, планируется разработать СП «Дома жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций. Основные положения» и СП «Здания общественные с применением деревянных конструкций. Основные положения». Разработке этих документов предшествовали научные исследования, направленные в первую очередь на обеспечение требований пожарной безопасности таких зданий.
Мы также планируем создать базу проектов повторного использования на объекты с применением конструкций из древесины высотой до трех этажей и проектов более высотных деревянных зданий.
— Как Минстрой относится к инициативе заинтересованных ведомств стимулировать спрос на деревянное строительство с помощью введения льготной ипотеки и налоговых льгот?
— Думаю, сначала нужно сформировать качественную нормативную базу для развития деревянного домостроения. И только после этого обсуждать все остальное.
— Сегодня много говорится о переводе госзаказов на модель информационного моделирования. Когда по вашим оценкам российский стройкомплекс начнет проектировать и строить в новом формате?
— Мы доработали с учетом мнений экспертов дорожную карту по внедрению технологий информационного моделирования в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства. В начале апреля правительство этот план утвердило. В нем мы прописали, что в первую очередь необходимо сделать для того, чтобы создать условия для повсеместного применения технологий информационного моделирования в стройке, какие изменения нужно внести в действующее законодательство, какие своды правил надо пересмотреть или разработать и т.д.
В 2016 году мы разработали четыре новых свода правил в области информационного моделирования в строительстве, определяющие общие принципы применения данных технологий. В документах прописаны требования и правила по обмену данными в процессе проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, требования к компонентам информационных моделей строящихся объектов, к программным интерфейсам обмена данными, объемам и содержанию передаваемой информации, уровням геометрической и атрибутивной проработки компонентов информационных моделей зданий и сооружений, требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства, описание процессов жизненного цикла от проектирования строительства до сноса зданий, учитывающее применение технологии информационного моделирования и т.д.
Кроме того, мы планируем отобрать несколько пилотных проектов, чтобы в процессе их реализации отработать нюансы на всех этапах: проектирование, экспертиза, строительство, эксплуатация. Это нам даст понимание, какие нормативные акты надо доработать в этом направлении.
— Уже понятно, какие пилотные проекты?
— Пока список пилотов формируется. Думаем, обязательно должен быть линейный объект, промышленный, жилой.
— Сегодня на повестке дня стоит актуальная задача – создание системы экономически эффективного проектирования. Какой результат ожидаете от проводимой работы?
— В качестве ожидаемых результатов мы рассматриваем, в первую очередь, снижение затрат на строительство капитальных объектов, возможности повторения апробированных и зарекомендовавших себя технических и технологических решений и как следствие — уменьшение сроков и стоимости проектно-изыскательских работ. Решения 90-х годов об отказе от типового проектирования привели к тому, что мы достигли разнообразия, но в тоже время ушли от мотивации наших проектировщиков и государственных заказчиков к проектированию экономически эффективных по затратам на строительство объектов. В итоге на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда стоимость одинаковых по мощности объектов, находящихся в одной и той же климатической и сейсмической зоне отличаются в разы по стоимости.
В прошлом году был принят 368-ФЗ, в соответствии с которым были внесены нововведения в Градостроительный Кодекс. Например, законом впервые введены такие понятия, как: «проектная документация повторного использования», «экономически эффективная проектная документация повторного использования», «модифицированная проектная документация», «единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (ЕГРЗ).
Далее мы активизировали работу по формированию систематизированных сведений экономически эффективной проектной документации повторного использования. Параллельно занимаемся формированием Единого государственного реестра заключений (ЕГРЗ). Мы изменили правила отбора документации повторного использования. Теперь проектная документация будет признаваться экономически эффективной повторного использования при наличии положительного заключения государственной экспертизы и при соответствии утвержденным критериям.
После получения заключения, такая документация будет в обязательном порядке заноситься в ЕГРЗ, и следующий государственный заказчик подобного объекта сможет её повторно использовать.
Здесь еще важно подчеркнуть, что согласно закону, исключительное право на данную документацию должно быть передано Российской Федерации. Использование проектов из реестра, на наш взгляд, послужит одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов на капитальное строительство в государственном секторе экономики.
— А по каким критериям отбирается такая документация?
— Критерии экономической эффективности также утверждены правительством. Их всего два: сметная стоимость проекта не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства (НЦС). И второй критерий: объект капитального строительства должен иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «C».
Данные критерии применяются для подготовки проектной документации, если государственный контракт на подготовку заключен после 12 ноября 2017 года. Мы должны уметь вписаться в те нормативы цены строительства, которые приняты Минстроем России для каждого из проектов и для каждого из субъектов. Конечно, мы не исключаем индивидуальных проектов, но при этом, они должны вписываться в данные нормативные рамки.
— Уточните пожалуйста, что еще кроме информации по проектам повторного применения будет заложено в ЕГРЗ?
— В ЕГРЗ будет включена информация о всех проведенных государственных и негосударственных экспертизах и выданных заключениях с включением в нее и самой проектной документации, и результатов инженерных изысканий, в том числе по крупнейшим объектам капитального строительства. Выдача заключения экспертизы на проект не допускается без включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ.
— Когда планируется запустить реестр?
— Он будет формироваться поэтапно. Программное обеспечение в тестовом режиме ориентировочно планируется запустить в декабре 2017 года, а в полном объеме – в январе 2018 года. Он будет состоять из разделов, каждый из которых открывается в отношении отдельного заключения и идентифицируется не изменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером заключения экспертизы проектной документации. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации придаст прозрачность системе архитектурно-строительного проектирования, а также сможет выступить критерием оценки эффективности работы субъекта Российской Федерации.
Источник: sroportal.ru