Основные технические средства участвуют в непосредственном возведении строительных конструкций и сооружений, обработке их поверхностей, устройстве отделочных и защитных покрытий и др. К ним относятся строительные машины, механизмы, подручные технические средства и различные приспособления.
Строительные машины — передвижные или стационарные технические средства с рабочим органом, приводимым в действие двигателем. Рабочий орган непосредственно воздействует на материальные элементы строительных процессов, придавая им новые качества.
Механизмы — не имеют собственного двигателя. Рабочий орган» привидится в действие самими строительными рабочими (лебедки, ручные тали, ручные катки и др.).
Подручные технические средства — инструмент, являющийся, как правило, личным орудием труда рабочего. Ручной инструмент (лопата, лом, молоток, кельма и др.) обеспечивают усиление мускульной возможности рабочего, и преобразует, как правило, один вид механического движения в другой. Механизированный инструмент имеет бензиновый, электрический, пневматический или другой двигатель. Механизированный инструмент с двигателями называют ручными машинами.
ЗТР — лидер инноваций
Вспомогательные технические средства выполняют роль технологической, энергетической, эксплуатационной и персональной оснастки.
Транспортные технические средства — обеспечивают доставку материальных элементов и технических средств к возводимым зданиям и сооружениям. К ним относятся: вагоны, автомобили, бетононасосы, транспортеры, краны и др.
8.. Виды оснасток, нормокомплект.
Технологическая оснастка — обеспечивает удобство и безопасность работы, сохранность строительных материалов (контейнеры, кондукторы, струбцины, бункера, баллоны для газа и жидких веществ и др.).
Энергетическая оснастка — обеспечивает работу строительных машин и механизированного инструмента, освещение и другие, технологические и производственные нужды .(компрессоры, трансформаторы, электропроводки, передвижные электростанции и др.)
Эксплуатационная оснастка обеспечивает условия для нормальной эксплуатации строительных’ машин и механизмов, инструмента. К ней относят подкрановые пути, ограничители движения, сигнальные приспособления, заправочные аппараты, точильные станки и др.
Персональная оснастка- обеспечивает рабочим возможность уверенно и безопасно трудиться, особенно на высоте (люльки, лестницы, стремянки, ограждения и т.п.).
При современной организации труда рабочих в целях повышения эффективности их труда бригада (звено) должна оснащаться нормокомплектом технических средств.
Нормокомплект — это совокупность.технических средств оснащения рабочего места бригады (звена), определенного -численного и профессионально-квалификационного состава для выполнения работы по утвержденной технологии с нормативной производительностью труда. В состав нормокомплектов включаются средства малой механизации, механизированный и ручной инструмент, средства технологической и организационной оснастки, энергетическое оборудование, средства измерений и контроля, средства индивидуальной защиты рабочих.
Лекция №15 Материально техническая база строительства
Источник: studfile.net
Проблемные вопросы технического оснащения в строительной сфере
Техническая оснащенность имеет определяющее значение в строительстве, поскольку позволяет уменьшить себестоимость работ и увеличить уровень рентабельности организации. Оснащение строительного производства в РФ в целом в настоящее время имеет недостатки, которые можно скорректировать при помощи определенных преобразований. В статье представлен ряд проблем и предложены пути, способствующие улучшению технической оснащенности строительной отрасли.
1. Болотин В. В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. — М.: Машиностроение, 1984. — 312 с.
2. Волков Д. П., Николаев С. Н. Надежность строительных машин и оборудования. — М.: Высш. шк., 1979. — 400 с.
3. Иванов В. Н., Салихов Р. Ф. Повышение эффективности производственной и технической эксплуатации парка дорожно-строительных машин // Омский научный вестник. — 2004. — № 1. — С. 92–94.
4. Салихов Р. Ф. Повышение эффективности производственной и технической эксплуатации парка дорожно-строительных машин. — 2003. — 250 с.
5. Тускаева З. Р. Формирование центров технической оснащенности строительства / З. Р. Тускаева // Вестник МГСУ. — 2016. — № 9. — С. 75–85.
6. Тускаева З. Р. Техническая оснащенность в строительстве: проблемы и пути совершенствования // Вестник МГСУ. — 2015. — № 11. — С. 92–98.
7. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Россия в цифрах. — 2017. — 511 с.
8. Tuskaeva Z. R. Criteria for the building machinery units alternatives// International Journal of Applied Engineering Research. — 2016. — V. 11. — N. 6. — P. 4369–4376.
В строительной сфере задействовано внушительное количество применяемых средств механизации. По этой причине строительная техника и оборудование — один из факторов, оказывающих воздействие на себестоимость работ, производительность труда и рентабельность строительной сферы в целом. Техническая оснащенность строительного производства в настоящее время не соответствует передовым показателям современности по причине износа старого оборудования и некачественного изготовления новой техники.
С двухтысячного года количество строительного парка сократилось в разы. Обновляемость при норме 10 % уменьшилась до 3 %. По этой причине процент изношенной техники увеличивается и уже превысил 50 %. По информации Росстата за 2017 г., около 49 % всех машин в стройорганизациях имеют истекший срок эксплуатации, что является причиной значительного падения производительности.
На десятом году службы у экскаватора выработка снижается приблизительно на 40 %, у башенных кранов — на 30 %.
Из-за невыгодности обслуживания старых российских машин и небольшой их производительности многие стройкомпании покупают зарубежную технику. Около 44 % от общего числа используемой техники — зарубежного производства.
Ежегодно увеличивается процент машин с истекшим сроком эксплуатации, а значит, увеличивается и потребность в ремонте и обновлении техники. В практике использования машин установлено, что количество внеплановых ремонтов уменьшается при реализации технической диагностики и при повышении качества технического обслуживания (ТО). Однако многие строительные фирмы прибегают к техническому обслуживанию лишь в случае резкой необходимости. Это обстоятельство объясняется нехваткой финансов на регулярное ТО.
В результате увеличения стоимости машин и оборудования многие стройорганизации не покупают технику. Это не позволяет поддерживать нужный высокий уровень технической оснащенности в строительной сфере. Также недостатком является сама структура парка строительных машин.
На сегодняшний день процент мобильной техники малой мощности — приблизительно 40 %, что на 20 % меньше нужного для поддержания высокого уровня рентабельности. В условиях плотной городской застройки мощная техника обладает недостатками. Из-за размеров машин в ряде ситуаций приходится временно разрушать благоустроенные территории, что провоцирует дополнительные расходы.
Софина Валерия Лонидовна, Проблемные вопросы технического оснащения в строительной сфере. Сметно-договорная работа в строительстве. 2019;8.
Источник: panor.ru