Правовой основой технической политики, реализуемой в ТГК, являются Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, постановления правительства России в части, касающейся вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов ТГК.
К таким правовым актам относятся документы, устанавливающие требования по охране природной среды, по правилам землепользования, по безопасности жизнедеятельности; документы, определяющие правила финансовой деятельности предприятий, налоговой политики государства и т.п. Технические решения в проектах реконструкции и строительства транспортно-грузовых комплексов регламентируются системой нормативных документов, включающей в себя:
· Строительные нормы и правила (СНиП);
· Своды правил (СП);
· Руководящие документы системы (РДС);
· Территориальные строительные нормы (ТСН);
· Ведомственные (отраслевые) строительные нормы (ВСН) и др.
Действующая в настоящее время система общероссийских Строительных норм и правил включает в себя следующие 8 комплексов:
ОХРАНА ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ
Организационно-методические нормативные документы
Общие технические нормативные документы
Нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям
Нормативные документы на инженерное оборудование зданий, сооружений и внешние сети
Нормативные документы на строительные конструкции и изделия
Нормативные документы на строительные материалы и изделия
Нормативные документы на мобильные здания и сооружения, оснастку, инвентарь и инструмент
Нормативные документы по экономике.
Структуру каждого комплекса можно показать на примере фрагмента третьего комплекса (табл. 8.1):
Фрагмент третьего комплекса СНиП
Комплексы документов | Основные направления стандартизации и нормирования |
3. Нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям | |
31.Жилые общественные и производствен-ные здания и сооружения | Классификация и технические требования к жилым, общественным, производственным и складским зданиям, сооружениям и их частям. Основные положения по производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний. |
32. Сооружения транспорта | Классификация, нагрузки и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам автомобильных и железных дорог, метрополитена, морского, речного, воздушного, промышленного и городского транспорта. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний |
Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов Системы и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС — с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименование соответствующей территории.
Лекция 3: Закон о техническом регулировании. Основные положения
Например: СНиП 31-04-01 «Складские здания»:
31 – номер комплекса, 04 – порядковый номер документа в журнале регистрации, 01 – 2001 год.
До внедрения действующей системы СНиП они делились на 5 частей:
1. Организация, управление, экономика
2. Нормы проектирования
3. Организация производства и приемка работ
4. Сметные нормы
5. Нормы затрат и трудовых ресурсов
В настоящее время применяется значительное число документов, утвержденных до внедрения новой структуры. Например: СНиП 2.05.07 – 91 «Промышленный транспорт»: 2 – номер части, 05 – номер группы, 07 – номер документа, 91 – год утверждения. Еще раньше СНиП обозначались так: СНиП II-39-76 «Железные дороги колеи 1520 мм»: II – часть, 39 – глава, 76 – год утверждения.
В качестве примера в табл.8.2. приведены некоторые нормативные документы, используемые при проектировании объектов ТГК.
Нормативно-технические документы, применяемые при проектировании ТГК (извлечение)
Обозначение | Наименование |
СНиП 11-01-95 | Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство |
СНиП 10-01-94 | Система нормативных документов в строительстве |
СНиП 32-01-95 | Железные дороги колеи 1520 мм |
СНиП 31-04-01 | Складские здания |
СНиП 2.11.03-93 | Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы проектирования |
СНиП 2.11.06-91 | Склады лесных материалов. Противопожарные нормы проектирования |
НПБ 105-95 | Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной безопасности |
ППБО 109-92 | Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте |
СНиП 2.10.02-84 | Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции |
СНиП II-108-78 | Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений |
СНиП 34-02-99 | Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки |
СНиП 21-01-97 | Пожарная безопасность зданий и сооружений |
ГОСТ 23838-89 (СТ СЭВ 6084-87) | Здания предприятий. Параметры. |
ГОСТ 22853-86 | Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия. |
СНиП 31-03-2001 | Производственные здания |
СНиП 2.09.04-87 | Административные и бытовые здания. |
СНиП 2.04.05-91 | Отопление, вентиляция и кондиционирование |
Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий | |
СНиП 23-05-95 | Естественное и искусственное освещение. |
ГОСТ 9238-83 | Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм |
ГОСТ 12.1.004-91 | «Пожарная безопасность. Общие требования». |
8.3. Требования к проектированию, строительству и технической оснащенности складов
Основным строительным объектом ТГК является склад. Проектирование склада — сложный многоступенчатый процесс. Он ведется с учетом множества параметров во взаимодействии с заказчиком и строительными проектными организациями. Цель проектирования склада — разработка оптимальной технологической схемы работы склада на основе планируемых грузопотоков. В ходе работ по проектированию склада производится:
· анализ грузопотоков склада;
· определение условий хранения грузов;
· разработка технологической схемы (технологии) работы склада;
· определение геометрических размеров основных и вспомогательных зон
склада, определение их взаимного расположения;
· подбор необходимого оборудования по количеству и качеству;
· расчет потребных человеко-машинных ресурсов;
· оптимизация ресурсов склада;
· определение требований к информационной системе склада.
· Складское здание представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодополняющих подсистем, в совокупности обеспечивающих назначение здания и его функционирование в течение заданного жизненного цикла. Таких подсистем три: строительная, технологическая и жизнеобеспечивающая — инженерная.
Доминирующей, определяющей функциональное назначение, размеры, архитектуру и другие характеристики здания, является технологическая подсистема, состоящая из комплектов технологического и вспомогательного оборудования, технологических конструкций и технических средств (подъемно-транспортные машины и оборудование, складская оснастка, пакеторазборочные и пакетирующие установки и т.п.).
Строительная подсистема подчинена технологической и предназначена для защиты от окружающей среды и поддержания климатических условий и технических параметров, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности персонала и оптимальное протекание технологических процессов.
Инженерная подсистема жизнеобеспечения здания предназначена для создания требуемых условий внутри здания. Обязательными ее составляющими в современных зданиях являются: теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха, холодное и горячее водоснабжение, электро- и газоснабжение, устройства пожаротушения, охранной сигнализации, лифтовое оборудование, средства телевидения, радио- и телефонизации, комплексы интеллектуального слежения и регулирования параметров среды и физико-технических характеристик составляющих элементов всех подсистем здания.
Проектные параметры здания и внутренней среды определяются его технологической подсистемой, формируются строительной подсистемой, обеспечиваются и поддерживаются инженерной подсистемой. От современного промышленного здания требуется экологическая чистота, включающая создание безопасной, здоровой и комфортной среды для производительного труда человека, равновесное взаимодействие архитектурно-строительных форм (элементов зданий) и природной среды.
Все перечисленные свойства и характеристики зданий в полной мере необходимо учитывать при проектировании и реконструкции любых объектов, в том числе и складов. При этом следует учитывать, что производственные здания, проектируемые, возводимые и реконструируемые сегодня, будут эксплуатироваться, по меньшей мере, всю первую половину XXI в.
В условиях обострения энергетической и экологической ситуации промышленные производства должны быть энергоэкономичными и экологически чистыми, а дефицит трудовых ресурсов неизбежно потребует создания роботизированных производств с безлюдной или малолюдной технологией. Все это повлечет за собой и существенное изменение архитектурно-строительных и инженерных решений зданий.
Такие здания должны давать возможность многократной смены оборудования и технологий без существенных затрат средств и времени на реконструкцию строительной части здания. Не менее существенная их особенность — экологическая совместимость с окружающей средой: эти здания необходимо рассматривать как эргономичную гуманизированную среду, которая непрерывно «потребляет» и воздействует на окружающих на протяжении жизни многих поколений.
С учетом изложенного можно сформулировать основные требования к складским зданиям нового поколения:
• эргономичность производственных помещений — обеспечение оптимальных условий взаимодействия персонала, техники и окружающей среды;
• энергоэкономичность при возведении и эксплуатации;
• экологическая совместимость с окружающей средой;
• адаптивность объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, обеспечивающих их многоцелевое использование;
• гибкость и мобильность объемно-планировочных, конструктивных и инженерных решений зданий, способствующих более эффективному использованию ресурсов, производственных площадей и строительного объема зданий;
• быстровозводимость и приспособляемость к изменяющимся производственным условиям;
• долговечность строительных конструкций, соответствующая расчетной продолжительности эффективного функционирования производства;
• архитектурная выразительность здания, соответствующая социальному и культурному уровню развития общества.
Переход к созданию производственных зданий, отвечающих всем перечис-ленным требованиям, вызывает необходимость разработки новой концепции их проектирования, строительства и эксплуатации. К числу принципов, в совокуп-ности определяющих новый подход к созданию современных производственных зданий, относится принцип автономного конструирования технологической и строительной частей производственных зданий.
Суть его состоит в следующем: при создании любого промышленного объекта его технологическая часть (технологическое, инженерное, подъемно-транспортное и вспомогательное оборудование) с соответствующими опорными конструкциями рассматривается как целевая доминанта и проектируется с оптимальной компоновкой в плане и пространстве независимо от будущих строительных конструкций зданий. Строительная часть, представляющая собой «оболочку» и встроенные помещения, предназначенные для создания оптимальных условий функционирования производства и труда работающих, подчинена технологической части и проектируется исходя из ее габаритов — с оптимальными для технологии размерами сеток колонн и одинаковыми или разными высотами цеховых помещений. При этом создаются условия для модернизации, реконструкции или замены технологической части производства без реконструкции строительной части здания.
Второй основной принцип — создание зальных, зально-пролетных и беспролетных планировок производственных зданий (вместо существующих пролетных и сотовых) с крупными редкоопорными цеховыми пространствами, преимущественно квадратными (многоугольными) в плане, с сетками колонн от 18х18 до 60х60 м и более. Производственные помещения с такими сетками колонн создают оптимальные условия для компоновки технологического оборудования различных производств не только по линейной, но и по замкнуто-кольцевой, радиальной, роторной и другим схемам.
Эти основные принципы дополняются принципом независимой от строительных конструкций передачей крановых нагрузок на основание (грунт) — применением в основном напольного подъемно-транспортного оборудования многофункционального назначения, используемого для монтажа строительных конструкций и оборудования, а также для технологического обслуживания производства.
Источник: studopedia.ru
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие строительные нормы и правила разработаны взамен действующих СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» в связи с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании».
Как и ранее действовавший документ, СНиП 10-01-2003 ставит своей главной задачей защиту прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в международной практике нормирования. При традиционном, так называемом описательном или предписывающем подходе в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д. Вновь создаваемые строительные нормы должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений, основанные на требованиях потребителя. Нормативные документы должны устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства, а не предписывать, как проектировать и строить. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений могут быть различными.
Практически те же принципы целесообразно положить в основу разработки технических регламентов, которые должны содержать в исчерпывающем объеме обязательные требования по безопасности, включая требования, которые ранее устанавливались в нормативных документах различных органов государственного надзора, и приниматься федеральными законами.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
SYSTEM OF NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION
BASIC PRINCIPLES
Дата введения 2003-07-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила разработаны в целях реализации в строительстве положений Федерального закона «О техническом регулировании» в части:
разработки обязательных требований технических регламентов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации;
разработки, принятия и применения на добровольной основе требований нормативных документов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации или оказанию услуг;
установления методов оценки соответствия продукции строительства предъявляемым к ней требованиям.
Настоящие нормы и правила предназначены для применения на добровольной основе, за исключением положений, основанных на законодательных актах.
2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих нормах и правилах применены термины и определения в соответствии с приложением А.
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Техническое регулирование в строительстве осуществляется на основе законодательства в форме установления и применения требований технических регламентов, положений документов Системы нормативных документов в строительстве и национальных стандартов, а также других нормативных документов.
3.2 Объектами технического регулирования в строительстве являются:
общие требования к процессам производства продукции строительства, включая инженерные изыскания и проектирование, а также ее эксплуатации и утилизации;
планировка и застройка городских и сельских поселений и другие требования к размещению объектов строительства;
здания и сооружения предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, водного, сельского и городского хозяйства, жилые здания, общественные здания и сооружения культуры, здравоохранения, образования, торговли и других отраслей;
промышленная продукция, применяемая в строительстве.
3.3 Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей их принятия.
Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться [1].
3.4 Систему нормативных документов в строительстве формирует Госстрой России как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и осуществление государственной технической политики в строительстве, в соответствии со структурой, приведенной в приложении Б, для достижения общих целей технического регулирования в строительстве:
соответствие продукции строительства своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
надежность строительных конструкций, оснований и систем инженерного оборудования зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации и с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации для жизни и здоровья людей;
защиту жизни и здоровья людей и имущества от неблагоприятных внешних воздействий;
охрану окружающей среды, включая рациональное использование природных материальных и топливно-энергетических ресурсов;
создание условий для научно-технического прогресса в области производства и эксплуатации продукции строительства и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности, совместимость и взаимозаменяемость изделий, устранение излишних технических барьеров в международном сотрудничестве.
3.5 При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений кроме нормативных документов Системы и национальных стандартов применяются другие нормативные документы, если их положения отвечают указанным общим целям технического регулирования в строительстве.
4 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
4.1 Технические регламенты принимаются международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, и содержат обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технические регламенты, устанавливающие требования к объектам технического регулирования в строительстве (далее технические регламенты по строительству), содержат общие требования, обеспечивающие безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации [1].
В состав технических регламентов по строительству включают обязательные государственные градостроительные нормативы [2].
4.2 Нормативные документы Системы разрабатываются и утверждаются в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами в качестве средства межотраслевого регулирования строительства. В составе Системы нормативных документов в строительстве разрабатывают и применяют:
на федеральном уровне
— строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП)
— своды правил по проектированию, строительству, а также эксплуатации зданий и сооружений (СП);
на уровне субъектов
— территориальные строительные нормы (ТСН) Российской Федерации.
4.3. Строительные нормы и правила, а также своды правил разрабатываются для добровольного применения при инженерных изысканиях, проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации (ликвидации) объектов, а также разработке и производстве строительных изделий и материалов.
Строительные нормы и правила содержат требования к объектам технического регулирования в строительстве и утверждаются Госстроем России.
Своды правил содержат способы реализации требований, утверждаются организациями – разработчиками и одобряются Госстроем России в качестве нормативных документов Системы.
4.4. Территориальные строительные нормы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют на территориях этих субъектов и обязательны для всех участников градостроительной деятельности [2].
4.5 Национальные стандарты, а также введенные в качестве национальных межгосударственные и международные стандарты, определяющие для применения на добровольной основе конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, требования к строительным изделиям и материалам, а также методы испытаний, применяются в Системе путем ссылок на них в строительных нормах и правилах, сводах правил и территориальных строительных нормах и учитываются в составе комплексов нормативных документов Системы.
4.6 При отсутствии нормативных требований, которым должна удовлетворять продукция и по которым должна осуществляться оценка ее соответствия, в том числе при экспертизе проектов, в составе проектной, конструкторской или технологической документации могут разрабатываться технические условия. Технические условия являются неотъемлемой частью указанной документации и нормативными документами не являются.
Технические условия, устанавливающие требования к зданию или сооружению, разрабатывают по решению заказчика на строительство.
Технические условия, устанавливающие требования к строительным изделиям и материалам разрабатывают по решению изготовителя (поставщика) этой продукции.
Технические условия, на которые ссылаются в договорах на выполнение проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ или поставку продукции, следует направлять компетентным организациям для проведения независимой экспертизы, а также заинтересованным органам исполнительной власти и государственного надзора, с которыми законодательством или нормативными правовыми актами предусмотрено согласование технической документации (или получение заключений по ней).
Новая продукция, до разработки технических условий или стандартов организаций, проходит оценку пригодности для применения в строительстве в соответствии с установленным порядком [3].
4.7 Положения нормативных документов Системы не должны противоречить положениям законодательных актов Российской Федерации и обязательным требованиям технических регламентов.
5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
5.1 Разрабатываемые проекты технических регламентов по строительству и нормативные документы Системы нормативных документов в строительстве должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты и строительные нормы технически развитых стран.
Они должны содержать технически обоснованные положения, устанавливающие требования к продукции строительства, процессам, работам и услугам, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные документы не могут содержать правовых норм, определяющих взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность, которые должны регулироваться соответствующими законодательными актами.
5.2 Содержание разрабатываемых проектов технических регламентов по строительству должно соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании.
В частности, в проектах технических регламентов следует предусматривать:
исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования, а также правила идентификации этих объектов;
минимально необходимые с учетом риска причинения вреда требования, обеспечивающие безопасность объектов технического регулирования;
правила и формы оценки соответствия продукции строительства и процессов ее создания проектной документации, разработанной с учетом требований технических регламентов.
Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам, но не требования к конструкции и исполнению за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению не обеспечивается достижение целей его принятия [1]. При разработке проектов технических регламентов по строительству следует с учетом действующего законодательства [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9] предусматривать требования, определяющие:
прочность и устойчивость (надежность) конструкций и оснований зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации;
безопасность людей при пожарах и других аварийных ситуациях, защиту рядом расположенных зданий и сооружений и экономически обоснованные с учетом возможности страхования недвижимости положения по ограничению материального ущерба;
безопасность людей и защиту объектов жизнеобеспечения при землетрясениях, обвалах, оползнях и других расчетных геофизических процессах;
безопасность движения и перемещения людей, доступность среды для маломобильных групп населения и защиту помещений от несанкционированного вторжения;
безопасные для здоровья человека условия проживания, труда, быта и отдыха;
безопасный уровень воздействий строительных объектов (в процессе их строительства, эксплуатации и утилизации) на окружающую среду;
Оценку соответствия строительных объектов следует предусматривать в форме государственного надзора, приемки результатов выполненных работ, приемки и ввода в эксплуатацию заказчиком законченного строительством объекта. Для применяемой в строительстве промышленной продукции рекомендуется предусматривать подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации.
5.3 Строительные нормы и правила содержат положения, которыми детализируются требования технических регламентов по безопасности применительно к различным объектам технического регулирования, федеральные градостроительные нормативы, а также эксплуатационные характеристики продукции строительства, основанные на требованиях потребителя.
Требования к эксплуатационным характеристикам устанавливают для зданий и сооружений в целом, их частей и строительных изделий в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, применяемых материалов и технологий. Для каждой эксплуатационной характеристики должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик они могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.
В составе строительных норм и правил следует предусматривать:
требования к организации и методам ведения процессов производства и эксплуатации строительной продукции, направленные на обеспечение ее безопасности и качества;
нормы и правила формирования благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности;
функциональные требования к зданиям, сооружениям, их конструктивным элементам и системам инженерного оборудования, а также отдельным помещениям;
статистически обоснованные значения нагрузок и воздействий на здания, сооружения и их элементы;
требования к свойствам материалов, обеспечивающие пригодность их для применения в строительстве и долговечность строительных конструкций и инженерных систем;
требования пожарной безопасности по предупреждению распространения огня и дыма, обеспечению эвакуации людей, огнестойкости конструкций, безопасной работы пожарных команд;
характеристики, необходимые для удовлетворения гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований технических регламентов;
требования, обеспечивающие рациональное расходование материальных и энергетических ресурсов при эксплуатации зданий и сооружений.
В состав строительных норм и правил могут включаться также необходимые для применения технических регламентов правила и методы, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам производства, для которых предназначены здания или сооружения.
5.4 В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных, оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов и строительных норм и правил, а также положения по отдельным вопросам, не регламентированным строительными нормами и правилами.
Своды правил, в частности, могут содержать:
правила производства инженерных изысканий и выполнения работ по проектированию, состав и формы разрабатываемой проектной и технологической документации;
положения по организации производства, способы и методы производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
рекомендации по применению градостроительных и типологических решений, а также социальных нормативов;
методы расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;
рекомендации по выбору объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений и их частей.
правила применения элементов строительных конструкций, инженерных систем, изделий и материалов при строительстве зданий и сооружений с разными характеристиками эксплуатационного режима и в разных климатических условиях.
В своды правил могут включаться извлечения из технических регламентов, строительных норм и правил, в развитие которых эти своды правил разработаны.
5.5 В территориальных строительных нормах устанавливают организационные, типологические, социально-экономические и необходимые технические требования, а также градостроительные нормативы, в соответствии с нормативными документами федерального уровня и с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации [2].
5.6 Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы при разработке проектов технических регламентов [1]. При разработке строительных норм и правил, сводов правил и территориальных строительных норм, национальные стандарты и принятые в качестве национальных международные и межгосударственные стандарты применяют путем ссылок на них в разрабатываемом нормативном документе.
Нормативные ссылки и определения применяемых терминов, а также другие сведения, если их нецелесообразно размещать непосредственно в тексте документа из-за большого объема, помещают в приложениях.
Титульные листы, предисловие и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм оформляют в соответствии с приложениями В и Г. В наименованиях документов применяют прямой порядок слов.
Строительные нормы и правила и своды правил издаются Госстроем России в устанавливаемом им порядке.
Обозначения строительных норм и правил, территориальных строительных норм и сводов правил присваиваются Госстроем России при регистрации в соответствии с установленным им порядком.
6 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
6.1 Технические регламенты по строительству разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании».
В целях обеспечения согласованной разработки технических регламентов Госстрой России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с органами государственного контроля (надзора) и другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти:
подготавливает и представляет в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию предложения к проекту программы разработки технических регламентов, утверждаемой Правительством Российской Федерации;
организует разработку и представляет в установленном порядке для рассмотрения и внесения в Государственную Думу проекты технических регламентов по строительству;
рассматривает проекты относящихся к строительству технических регламентов, разработанные юридическими лицами и федеральными органами исполнительной власти;
подготавливает отзывы Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов о технических регламентах по строительству для внесения в установленном порядке в Государственную Думу;
представляет проекты федеральных законов о технических регламентах по строительству в Государственной Думе;
подготавливает для утверждения в установленном порядке правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы расчета и порядок проектирования, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов по строительству.
6.2 Разработку проектов технических регламентов и нормативных документов Системы осуществляют научно-исследовательские и проектные организации, производственные и общественные объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и опытом практической работы по нормированию в соответствующей области. Координацию работ, а также непосредственную их организацию и проведение осуществляет назначенный Госстроем России научно-методический центр нормирования и стандартизации в строительстве (далее центр нормирования).
6.3 Разработка нормативных документов федерального уровня осуществляется по техническому заданию, утвержденному или согласованному с Госстроем России. Заказчиком может быть любое заинтересованное лицо.
В техническом задании указываются основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация – разработчик и организации — соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование. При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов государственного контроля (надзора), согласовываются с этими органами.
Информация о начале разработки строительных норм, правил и сводов правил публикуется центром нормирования в официальном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют в центр заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа, в том числе на платной основе.
6.4 Разработка проекта документа организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке.
Подготовленный проект документа с пояснительной запиской разработчик передает центру нормирования, который проверяет его на соответствие методическим требованиям технического задания и рассылает на отзыв. Отзывы по проекту документа направляют центру не позднее чем через два месяца со дня рассылки. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.
В случаях, предусмотренных техническим заданием, рассылку проекта документа после проверки центром нормирования и сбор отзывов осуществляет разработчик.
6.5 Подготовку проекта документа для дальнейшего его рассмотрения осуществляет разработчик с учетом полученных отзывов.
Доработанный проект документа разработчик направляет в центр нормирования в трех экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:
— пояснительной запиской к проекту документа с обоснованиями и результатами сопоставления документа с зарубежными нормами и стандартами;
— проектом документа, рассылавшимся на отзыв, перечнем организаций, которым проект документа был направлен, и сводкой отзывов.
К проекту свода правил (СП) прикладывают приказ организации — разработчика об его утверждении.
Один экземпляр проекта документа представляется на машинном носителе.
6.6 Центр нормирования проводит научно-техническую экспертизу представленного проекта документа, в процессе которой определяется полнота и обоснованность его положений, соответствие проекта требованиям законодательства, технических регламентов, настоящих строительных норм и правил и техническому заданию, а также проводит необходимые согласительные совещания. По результатам экспертизы в документ вносят необходимые уточнения.
6.7 Согласование проекта документа с органами государственного контроля (надзора) и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение в Госстрой России. Решения по разногласиям, которые могут возникать при согласовании проекта документа, после их дополнительного рассмотрения принимает Госстрой России.
6.8 Разработанный проект документа представляется в Госстрой России разработчиком с заключением центра нормирования.
Строительные нормы и правила утверждаются и вводятся в действие постановлениями Госстроя России. Своды правил одобряются Госстроем России для применения в качестве нормативных документов в строительстве в установленном им порядке.
Центр нормирования формирует архивное дело каждого нормативного документа, включая дубликат подлинника, и обеспечивает его хранение в установленном порядке. Заверенные копии нормативного документа после его регистрации Госстроем России центр передает для официального издания и распространения.
6.9 Изменения к нормативным документам разрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения этих документов.
Отмену строительных норм и правил и сводов правил осуществляет Госстрой России в установленном им порядке.
6.10 Территориальные строительные нормы разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке. Перед утверждением разработанные территориальные строительные нормы представляются в центр нормирования, который должен подготовить экспертное заключение об их соответствии целям технического регулирования и обязательным требованиям технических регламентов. Утвержденные территориальные строительные нормы представляются на регистрацию в Госстрой России [2]. Регистрация производится в установленном порядке при наличии экспертного заключения центра нормирования.
Издание и распространение зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют органы субъектов Российской Федерации.
6.11 Официальная информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах в строительстве публикуется центром нормирования в ежегодном Указателе нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации.
Текущая информация об утверждении, изменении и отмене этих документов публикуется в официальном издании центра и в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ).
6.12 Для обеспечения реализации научно-технической политики в строительстве при разработке и утверждении национальных стандартов, Госстрой России участвует в работе технических комитетов по стандартизации и в работе национального органа по стандартизации, организуя по согласованию с ним работу технических комитетов по стандартизации в области строительства.
7 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
7. 1 Технический регламент, принимаемый Федеральным законом или Постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Технические регламенты применяются на территории Российской Федерации одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции и осуществления процессов ее производства, видов и особенностей сделок физических и юридических лиц [1].
7.2 Требования действующих строительных норм и правил и государственных стандартов, утвержденных Госстроем России до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», сохраняют свою силу до разработки соответствующих регламентов, но не более семи лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона и только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей [1].
7.3 Обязательные требования действующих нормативных документов с учетом положений пункта 7.2 подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Разъяснения о соответствии требований действующих строительных норм и правил указанным целям принятия технических регламентов и обязательности их применения дает в необходимых случаях Госстрой России с учетом положений, приведенных в пункте 5.2 настоящих строительных норм и правил.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
7.4 Вновь разрабатываемые строительные нормы и правила и своды правил применяются на добровольной основе по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика в пределах установленной каждым документом области применения.
Указанные документы становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции, а также в проектной документации предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на них.
При отсутствии в договоре (контракте) или проекте таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.
Положения нормативных документов Системы как признанных технических правил при отсутствии или неполноте условий договора следует рассматривать как требования, обычно предъявляемые к работам соответствующего рода [10].
7.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут использовать нормативные документы федерального уровня, предназначенные для добровольного применения, в качестве типовых для принятия на их основе территориальных строительных норм.
7.6 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые нормативные документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
7.7 Межгосударственные нормативные документы применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации и сводов правил в установленном Госстроем России порядке.
Источник: www.tehlit.ru
Понятие «технической нормы» и юридические последствия его применения
В сети Интернет появился законопроект о внесении изменений в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Может быть, мое мнение, базирующееся на многолетнем изучении мирового опыта технического регулирования, будет интересно в России.
Законопроект вводит понятие «технической нормы в сфере строительства». Уточнение терминологии — похвальная инициатива, однако понятие «техническая норма» нужно вводить не в технический регламент о безопасности зданий и сооружений, а в законы о техническом регулировании и о нормативных правовых актах, потому что это понятие универсально для всех отраслей экономики, связанных с производством или использованием техники. Поскольку понятие технической нормы имеет весьма ощутимые для субъектов права юридические последствия, его регулятивное воздействие огромно. Предлагаемое же авторами законопроекта определение получилось неуклюжим с технической точки зрения и юридически неграмотным.
Надо понимать, что «техническая норма» — это не любое нормативное требование технического характера, а прежде всего техническое требование, предназначенное для общеобязательного применения. Общеобязательным техническое требование становится только в результате его закрепления посредством норм права и тесного переплетения с ними. (Под «нормой права» (или «правовой нормой») в теории правового регулирования понимается общеобязательное правило поведения, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределённый круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений.)
Другими словами, добровольное техническое требование становится обязательной «технической нормой» только в том случае, если в целях его реализации вокруг данного технического требования выстраивается комплекс управомочивающих, обязывающих или запрещающих правовых норм, регулирующих поведение субъектов с целью поощрения и принуждения к исполнению и соблюдению данного технического требования. В добровольных технических стандартах такого переплетения нет, поскольку содержащиеся в стандарте технические требования являются добровольными, не имеют юридических последствий, и для их реализации не требуется применение правовых инструментов регулирования; субъект права по собственному усмотрению решает, стоит ли ему использовать, исполнять или соблюдать добровольные стандарты. В отношении технических норм субъект регулирования такой свободой не обладает — он обязан исполнять и соблюдать технические нормы, иначе ему грозят штрафы, лишение права заниматься профессиональной деятельностью или тюрьма.
По канонам правотворчества, переплетение технических и правовых норм превращает их комбинацию в единое и неделимое целое, юридический акт, задача которого заключается в правовом регулировании социальных отношений, возникающих при установлении, исполнении, соблюдении и применении обязательных требований к продукции (включая здания и сооружения) и связанным с ней процессам на всех этапах жизненного цикла данной продукции. Это переплетение является правовым фундаментом технического регулирования, которое по определению является разновидностью правового регулирования. В отличие от добровольного технического требования, за неисполнение или несоблюдение технической нормы наступает юридическая ответственность — либо административная, либо уголовная, либо и та и другая. Именно так «техническая норма» понимается в теории технического регулирования и трактуется в строительном законодательстве экономически развитых стран.
Следует подчеркнуть, что добровольных технических норм не бывает. В стандартах и других документах добровольного применения, как бы они не назывались (стандарты, своды правил, инструкции, руководства и т. п.), «технических норм» быть не может и не должно.
Документы добровольного применения не могут устанавливать нормы права, и по этой причине не могут содержать технические нормы, которые, как было указано выше, могут существовать только в результате переплетения с правовыми нормами, без которых реализация технической нормы невозможна. Вместо «технических норм» добровольные нормативные документы могут устанавливать только «добровольные требования», а вместо «норм права» — только «добровольные правила». В противном случае, технические нормы, кем бы они ни устанавливались — государственным уполномоченным органом или техотделом предприятия — будут являться нормами права. А во всем мире, включая Россию, монополия на установление норм права имеется, как известно, только у законодательных и исполнительных органов государственной власти. Предлагаемое законопроектом всеохватывающее определение «технической нормы» — это правовой нонсенс.
*****
В советское время нормативные документы, регулирующие проектирование, строительство и эксплуатацию строительных объектов, неслучайно назывались «строительными нормами и правилами». Эти документы содержали обязательные требования, устанавливающие единые количественные и качественные показатели («технические нормы»), и обязательные правила поведения («правовые нормы»), адресованные субъектам права и направленные на реализацию установленных технических норм. До принятия в России закона о техническом регулировании, строительные нормы и правила по своему юридическому статусу были нормативными правовыми актами технического характера — они регулировали отношения между субъектами проектной, строительной и надзорно-контролирующей деятельности, которые возникали в связи с установлением, исполнением, соблюдением и правоприменением технических норм в области строительства.
В современной российской системе правового регулирования, нишу СНиПов в строительном законодательстве заняли технические регламенты, в то время как сами строительные нормы и правила трансформировались в добровольные стандарты и были с чьей-то лёгкой руки неграмотно названы «сводами правил». Чтобы ликвидировать правовую брешь, пробитую в строительном законодательстве российским законом о техническом регулировании, разработчикам закона РФ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» пришлось (а) внести поправку в закон о техническом регулировании, устанавливающую то, что техническое регулирование в строительной отрасли имеет особенности, и (б) в ст. 6 ныне действующей редакции технического регламента использовать странную с точки зрения стандартизации формулировку, которая гласит о том, что национальные стандарты и своды правил, применением которых обеспечивается соблюдение требований данного закона, являются документами обязательного применения.
Конфуз заключается в том, что особенность технического регулирования в строительстве была сведена к тому, что добровольные стандарты были объявлены обязательными, несмотря на то, что национальные стандарты и своды правил являются (согласно определению закона РФ от № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которое позднее было закреплено законом № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации») документами добровольного применения. Таким образом, правой рукой российского законодателя была установлена добровольность стандартов, а левой — их обязательность.
Трагедия современного российского строительного законодательства, однако, заключается не в том, что технический регламент о безопасности зданий и сооружений, объявив добровольные стандарты юридически обязательными, в своё время пошёл вразрез с мировой практикой стандартизации и нарушил дух и букву закона «О техническом регулировании», где в понятие технического регулирования изначально был заложен принцип добровольности «применения требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг». Ничего страшного в обязательности применения стандартов нет, да и практика обязательности их применения не нова. Например, в СССР все государственные стандарты были обязательными и их несоблюдение преследовалось по закону. (Впрочем в современном понимании технического регулирования, советские ГОСТы в силу своей юридической обязательности не были стандартами.)
В строительных кодексах США и Канады, которые являются обязательными нормативными документами, содержатся ссылки на добровольные стандарты, что делает последние де-факто (но не юридически!) обязательными. В новом законопроекте делается попытка исправить эту ситуацию и вернуть стандартам добровольность, что не может не заслуживать похвалы. Однако трагедия заключается в том, что одновременно с этим позитивным шагом нынешний законопроект продолжает практику выхолащивания законодательства о техническом регулировании, выдвигая предложения, которые повторно вступают в правовую коллизию с российским и международным законодательством в области технического регулирования.
Взять, к примеру, предложение законопроекта о вводе в законодательство понятия «строительные нормы», под которым подразумеваются нормативные документы обязательного применения. Правовая проблема, которую создаёт это предложение, заключается в том, что в нынешней системе правового регулирования, сложившейся в Российской Федерации после принятия закона о техническом регулировании, эти «строительные нормы» в силу своей обязательности по своему правовому статусу юридически приравниваются к техническим регламентам с далеко идущими юридическими последствиями для строительного законодательства, регулируемых субъектов и правоприменительных органов, включая органы надзора и контроля, судебные и правоохранительные органы. Если обратиться к Соглашению ВТО о технических барьерах, подписантом которого является Российская Федерация, технический регламентом признаётся «документ, в котором устанавливаются характеристики продукции или связанных с продукцией процессов и методов её производства …, соблюдение которых является обязательным».
Как следует из закона № 184 «О техническом регулировании», технический регламент в России — это «документ, который принят . в соответствии с международным договором Российской Федерации . или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)». Как известно, Соглашение ВТО — это международный договор, ратифицированный Государственной Думой, который согласно ст. 14 Конституции РФ является составной частью правовой системы Российской Федерации и имеет верховенство в ней над национальными законами и подзаконными актами. Исходя из этого, любой нормативный акт (независимо от его формы, наименования и положения в иерархии нормативных актов в правовой системе России), который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (включая здания и сооружения), должен быть признан «техническим регламентом» законодателями, регулирующими, надзорными, судебными и правоохранительными органами Российской Федерации.
Таким образом, два фактора — принцип верховенства международных актов в российской правовой системе и особенности российской национальной системы технического регулирования, в которой технические регламенты выделены в особую категорию нормативных правовых актов, — автоматически переводят предлагаемые законопроектом «строительные нормы» в категорию технических регламентов со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями для всех без исключения субъектов, которые будут вовлечены в разработку, утверждение, введение в действие, изменение, исполнение, соблюдение и правоприменение строительных норм.
*****
Авторы законопроекта и разработчики будущих «строительных норм» должны отдавать себе отчёт в том, что вводя в законодательство строительные нормы — категорию документов, в силу своей обязательности содержащих технические нормы и нормы права, — они выпускают джина из бутылки. В частности, появление в техническом регулировании строительных норм, юридически и фактически являющихся техническими регламентами (Сомневающиеся в этой категоризации строительных норм смогут удостовериться в её правильности при первом же судебном разбирательстве, где будет рассматриваться случай нарушения строительного законодательства и устанавливаться административная или уголовная ответственность виновного лица.), означает, что разработка, принятие, обсуждение, утверждение, изменение, утрата силы, отмена и правоприменение строительных норм регламентируются теми же правилами, которые предусмотрены для технических регламентов. А именно, разработчиком строительных норм может быть любое лицо; каждый проект строительных норм подвергается публичному обсуждению и экспертизе экспертными комиссиями, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей; и в случае несоответствия строительных норм интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, правительство или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений или отмены строительных норм. (Это цитата из российского закона о техническом регулировании, где словосочетание «технический регламент» заменено на синонимичное ему «строительные нормы».) Для тех, кто не представляет себе сложности и длительности вышеупомянутых процедур, следует напомнить, что за 13 лет после принятия закона о техническом регулировании, в России было разработано и утверждено всего около 20 (!) технических регламентов, со скоростью примерно равной двум документам в год.
С точки зрения правомерности утверждения технических регламентов — которыми в результате принятия законопроекта станут строительные нормы — приказом уполномоченного органа в области строительства, тоже не всё в порядке, поскольку закон о техническом регулировании предусматривает, что полномочиями введения в действие технических норм обязательного применения в системе технического регулирования Российской Федерации обладает ограниченный круг лиц — Государственная дума, президент страны, правительство и уполномоченный орган в области технического регулирования.
В пояснительной записке к законопроекту также бросается в глаза наивность утверждения о том, что предлагаемые изменения не могут нарушать положения Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле. Это странное утверждение, учитывая, что строительные нормы сплошь и рядом устанавливают обязательные требования (а точнее, «технические нормы») к строительным материалам в составе строительных конструкций. Соответственно, они не только могут, но и очень часто нарушают положения Соглашения ВТО по той простой причине, что строительные конструкции, которые являются предметом регулирования в большинстве строительных норм, состоят из строительных материалов и изделий. Таким образом, регулирующие их строительные нормы могут быть такими же барьерами, как и любые другие национальные обязательные требования.
Андрей Серых,
технический директор Snip Register Inc.,
Чикаго, США
Наша справка
Андрей Романович Серых, технический директор Snip Register Inc., США, признанный специалист в области нормирования, использования нормативных баз в сфере проектирования и строительства, автор большого аналитического обзора, обобщающего современный мировой опыт технического регулирования строительства в экономически развитых странах и регионах, в том числе в Австралии, Европейском союзе, Канаде, Новой Зеландии, Соединенных Штатах Америки, Японии, ОАЭ.
Один из создателей информационного портала и электронной инженерно-технической библиотеки нормативных правовых и технических документов, справочных материалов, типовых проектов сооружений, узлов и конструкций «Memorandum». Известен своими многочисленными выступлениями и презентациями на международных форумах и конференциях о принципах создания нормативной базы в строительстве и методах нормирования.
Источник: ancb.ru