Технические нормы в строительстве

Исследуется роль актов технического нормирования и рассматриваются проблемы правового регулирования отношений в строительстве.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ершов Олег Геннадьевич

О принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов: теория и практика

Саморегулирование деятельности в области строительства, связанной с выполнением проектных и специальных строительно-монтажных работ по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Пожарная безопасность зданий и сооружений в контексте действия двух федеральных законов: технического регламента о требованиях пожарной безопасности и технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Текст научной работы на тему «Об актах технического нормирования и правовом регулировании отношений в строительстве»

ОБ АКТАХ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Применение норм права, касающихся самовольных построек

Исследуется роль актов технического нормирования и рассматриваются проблемы правового регулирования отношений в строительстве.

Строительство — отрасль производства, связанная с созданием новых и модернизацией имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Конечным продуктом строительной деятельности являются объекты недвижимости в виде зданий или сооружений. Нормальная эксплуатация этих объектов возможна только тогда, когда обеспечивается их качество при строительстве. Параметры качества на сегодняшний день устанавливаются системой актов технического нормирования, образованной в виде строительных норм и правил, ГОСТов и технических условий.

При осуществлении строительства соблюдение требований, которые содержатся в актах технического нормирования, является обязательным, поскольку они определяют основные параметры безопасности и надежности возводимых зданий и сооружений. По содержанию эти документы наполнены техническими нормами, которые в ряде случаев указывают на основные права и обязанности участников строительства.

Так, например, СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» [1] содержал требования об обязательной разработке проектов организации строительства и проектов производства работ, которыми вводились обязанности для участников строительства, связанные с представлением этой части технической документации. СНиП 12-01-2004 «Организация строительного производства» [2] было предусмотрено, что прекращение работ на период более шести месяцев влекло консервацию строительства с обязательным извещением об этом органов местного самоуправления и органов государственного надзора.

Отсюда можно сделать вывод о том, что регулирование отношений в строительстве осуществляется актами технического нормирования, которые не содержат правовых норм. Процесс регулирования отношений основан на применении не норм права, а норм технических.

В настоящее время указанные строительные нормы и правила не применяются, что обусловлено существенным реформированием законодательства о строительстве. Если ранее в юридической литературе отмечалось, что строительные нормы и правила были частью этого законодательства [3], то в условиях рыночных отношений подобное суждение вызывает сомнение. Необходимо выяснить, можно ли осуществлять правовое регулирование отношений в строительстве с помощью технических норм. Исследование в данном направлении предполагает также анализ проблемы соотношения технических норм с нормами права.

СНИПы и ГОСТы при строительстве

Применение технических норм в строительстве обусловлено требованием безопасности к зданиям и сооружениям, а также обеспечением охраны окружающей среды. Вместе с тем относительно природы технических норм и их предназначения в юридической литературе высказывались различные мнения.

Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородским отмечалось, что технические нормы не являются социальными и не имеют никакого юридического значения, так как определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира и силами природы [4].

П.Т. Полежай и В.С. Шелестов, напротив, полагают, что по своей природе технические нормы являются социальными и пред-

ставляют собой совокупность правил поведения, регулирующих как порядок обращения людей с техникой производства, предметами и силами природы, так и их поведение по отношению друг к другу» [5].

Читайте также:  Какие договора в строительстве

Следовательно, предметом научного спора в данной ситуации выступает положение о том, является ли техническая норма нормой социальной, т. е. правилом, с помощью которого можно воздействовать на поведение людей. В противном случае, остается согласиться с мнением А.И. Денисова о том, что только социальные нормы способны регулировать общественные отношения, технические же нормы относятся лишь к области техники и являются предметом различного рода технических наук [6].

Здесь представляется уместным сравнить техническую норму с нормой права, поскольку последняя всегда является социальной. Норма права представляет собой установленное и обязательное для всех субъектов, а также санкционированное государством правило поведения, нарушение которого влечет наступление юридической ответственности. Следовательно, правовую норму как социальную отличает то, что она: распространяется на неограниченный круг лиц; представляет собой правило поведения этих лиц в отношениях между собой; с помощью нормы осуществляется регулирование отношений; это правило поведения установлено государством и при нарушении правила существует возможность применения юридических санкций.

Техническая норма также является правилом поведения, но это правило имеет сложную природу. С одной стороны, технической нормой устанавливается порядок обращения с техникой для того, чтобы достичь тех целей, ради которых эта техника используется, с другой — в процессе обращения с техникой обеспечивается воздействие на поведение человека. Например, как отмечалось нами ранее, строительные нормы и правила устанавливали не только порядок проведения работ по консервации строительства, но и закрепляли обязанность за отдельными субъектами строительного процесса. Эта обязанность фактически представляла собой меру должного поведения в складывающихся отношениях. В связи с этим технические нор-

мы должны признаваться нормами социальными, поскольку обладают свойством влиять на поведение субъектов и через обязательные предписания способны оказывать влияние на регулирование общественных отношений.

Необходимо также обратить внимание на то, что установленное технической нормой правило поведения распространяется на неограниченный круг участников строительства, что, несомненно, указывает на её социальную природу.

Вместе с тем отличие технических норм от норм права усматривается в последствиях нарушения. Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности. Юридическая ответственность возникает только тогда, когда нарушены нормы права. Этот аргумент не позволяет выделить в технической норме свойство регулирования отношений, поскольку механизм регулирования всегда связан с возможностью государственного принуждения. Способность регулировать общественные отношения техническая норма приобретает только тогда, когда ей будет придана правовая форма.

Придание техническим нормам юридической силы возможно тогда, когда техническая норма либо закрепляется в диспозиции нормы права, либо норма права отсылает к технической норме, как, например, в случае, когда подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от обязательных требований строительных норм и правил (п. 1 ст. 754 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, анализ природы технических норм, их соотношение с нормами права позволяют сформулировать для дальнейшего исследования следующие выводы. Строительные нормы и правила как акты технического нормирования содержат технические нормы, представляющие собой правила обращения людей с техникой, но через которые обеспечивается воздействие на поведение субъектов строительного процесса. Эти нормы, являясь нормами социальными, не способны регулировать отношения в строительстве до того момента, пока им не будет придана правовая форма. Отсюда следует признать, что строительные нормы и правила сами по себе не являются частью законодательства о строительстве, поскольку последнее представляет собой совокупность

В связи с этим мы не разделяем мнение

Н.И. Коваленко о том, что в составе законодательства о капитальном строительстве четко выделяются две его части: строительное законодательство как совокупность нормативно-правовых актов и система строительных норм, правил и стандартов [7].

Читайте также:  Оценка технического надзора за строительством

Придание техническим нормам юридической формы связано с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании» [8]. А.В. Калмыкова в связи с этим отмечает, что систему нормативного обеспечения сферы технического регулирования должны составить принимаемые в форме федерального закона технические регламенты [9].

Автор обоснованно затрагивает проблему юридической техники, поскольку необходимо перенести технические нормы в текст федерального закона так, чтобы, с одной стороны, были закреплены правила, регламентирующие процессы производства, принципы построения и действия различного рода механизмов, с другой — норма могла бы регулировать складывающиеся отношения.

Но это не единственная проблема. Технические регламенты должны заменить строительные нормы и правила, для чего установлен семилетний срок. Однако объём подлежащих переработке норм не вписывается в указанные сроки. Система строительных норм и правил есть результат многолетнего труда ученых, она разрабатывалась десятилетиями.

Возникает ситуация, при которой строительные нормы и правила, устанавливающие минимальные требования к качеству построенных объектов недвижимости, практически не действуют либо носят рекомендательный характер. В то же время строительные регламенты ещё не разработаны. Вместе с тем Е.В. Бунакова отмечает, что «если рассмотреть процессы строительства на территории Московской области, то лишь немногие объекты строительства в полном объёме отвечают требованиям СНиП. Однако следует учитывать, что в Московской области создана достаточно сильная нормативная база по строительству объектов недвижимости» [10].

Помимо «процедурных» вопросов, связанных с разработкой технических регламен-

тов, могут возникнуть и более сложные проблемы содержательного характера. Так, анализ ст. 7 и ряда других норм Федерального закона «О техническом регулировании» позволяет сделать вывод о том, что технические регламенты должны устанавливаться в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при проведении работ и эксплуатации зданий и сооружений. Отсюда следует, что если строительными конструкциями на этапе монтажа и эксплуатации не причиняется вред, то требования безопасности обеспечены. Вместе с тем создаваемые по такому принципу технические регламенты не учитывают параметры надежности зданий и их нормальной эксплуатации.

Необходимо учитывать, что при проектировании, перевозке, монтаже конструкций должны соблюдаться два основных технических параметра — прочность и жесткость, а для железобетонных конструкций ещё и сопротивляемость образованию трещин.

Прочность — это состояние конструкции, при котором она способна сопротивляться внешним нагрузкам без допущения разрушения. Жесткость — это состояние конструкции, при котором она способна удовлетворять нормальным условиям эксплуатации (прогибы, углы поворота, деформации и т. д. не должны превышать предельно допустимых значений). Сопротивляемость образованию трещин — это состояние конструкции, при котором в ней образуются под воздействием деформаций трещины, не превышающие предельно допустимые параметры.

В связи с этим требования безопасности зданий и сооружений уже обеспечиваются при соблюдении параметров прочности. Строительная конструкция может иметь большие прогибы и трещины, но не разрушаться, т. е. способна нести заданную нагрузку. Однако нормальная эксплуатация здания или сооружения уже становится невозможной, поскольку не обеспечиваются параметры жесткости и сопротивляемости образованию трещин. К сожалению, существующие на сегодняшний день требования закона «О техническом регулировании» это не учитывают. Предельно допустимые значения прочности, жесткости и сопротивляемости образования трещин устанавливаются соответствующими строительными нормами

и правилами, которые в связи с разработкой технических регламентов во многом стали носить рекомендательный характер.

Таким образом, мы приходим к выводу, что правовое регулирование отношений в строительстве в настоящее время не может обеспечиваться ни строительными нормами и правилами, ни техническими регламентами. Есть основания полагать, что и процесс разработки технических регламентов не принесет ожидаемых результатов, что обусловлено отсутствием возможностей юридической техники. Закрепление в диспозиции нормы права правила обращения человека с орудиями труда, объектами материального мира и силами природы изначально ставит под сомнение природу образованной нормы. Такая норма направлена не на регулирование отношений между отдельными участниками строительства, что превращает её в норму техническую.

Читайте также:  Ипотека молодая семья на строительство частного дома условия

Представляется, что наиболее верное решение проблемы правового регулирования отношений в строительстве с применением актов технического нормирования может быть получено, если изменить существующий порядок закрепления технических норм. Технические нормы нельзя заменять правовыми.

Несмотря на то, что и те и другие способны оказывать влияние на поведение хозяйствующих субъектов, у них разные цели. Если нормы правовые оказывают влияние на поведение участника отношений непосредственно, то влияние технических норм происходит опосредованно. Эффект воздействия здесь достигается за счет реализации функции технической нормы — оптимизировать процесс обращения человека с орудиями производства и объектами производственной деятельности. В связи с этим технические нормы и не должны быть закреплены в нормативных актах, что ставит под сомнение концепцию существования Федерального закона «О техническом регулировании».

Отсюда мы приходим к выводу, что придание техническим нормам юридической силы возможно тогда, когда норма права к ним отсылает, а это указывает на необходимость сохранения пока существующей, но стремительно разрушающейся системы актов технического нормирования в строительстве. Видимо, дальнейшее развитие законодатель-

ства о строительстве целесообразно связывать не только с разработкой правовых норм, регламентирующих отношения хозяйствующих субъектов, но и с реформированием, а также совершенствованием системы норм технических, которая должна существовать параллельно с правовыми нормами, но не заменять их.

Таким образом, некоторый анализ актов технического нормирования и отдельных элементов механизма правового регулирования отношений в строительстве позволяет сделать вывод о назревшей необходимости пересмотра существующего порядка реформирования законодательства в этой области. Представляется, что высказанные некоторые суждения по заявленной проблематике не останутся без внимания и станут поводом для глубоких научных исследований в этом направлении.

1. СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» (утв. Постановлением Госстроя СССР 2 сентября 1985 г. №140). — М.: Госстрой, 1985.

2. СНиП 12-01-2004 «Организация строительного производства» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 19 апреля 2004 г. №70). — М.: Госстрой, 2004.

3. См.: Правовое регулирование капитального строительства в СССР / отв. ред. О.Н. Садиков. — М.: Юрид. лит., 1972. — С. 12.

4. См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. — М., 1961. — С. 124-127.

5. См.: Полежай П.Т., Шелестов В.С. О соотношении юридических и технических норм в социалистическом обществе // Советское государство и право. — 1960. — № 10. — С. 14.

6. См.: Денисов А.И. Теория государства и права. — М.: Юриздат, 1948. — С. 398.

7. См.: Коваленко Н.И. Акты технического нормирования в законодательстве о капитальном строительстве // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». — 1994. — № 2. -С. 18.

8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. — 2002. — № 52 (Часть 1). — Ст. 5140; 2005. — № 19. — Ст. 1752.

9. См.: Калмыкова А.В. О разработке проектов федеральных законов о технических регламентах // Журнал российского права. — 2006. — № 1. — С. 53.

10. См.: Бунакова Е.В. К вопросу о правовой реформе строительства // Правовые вопросы строительства. — 2005. — № 2. — С. 11.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...