Складская и производственная инфраструктура в современных условиях должна быть гибкой и чувствительной к изменяющейся конъюнктуре рынка. Для обеспечения нужд производственных и торговых предприятий используются складские сооружения, которые можно разделить на капитальные и не капитальные. Это разделение условно, тем не менее, оно широко используется в строительстве. В каждой такой постройке впоследствии размещаются стеллажные конструкции разного типа – в зависимости от того, какие грузы и как будут на них складироваться.
Альтернативой возведения капитального склада может быть самонесущий склад или складское здание на основе стеллажных конструкций. Это быстровозводимое сооружение с каркасом из палетных или консольных стеллажей, при этом последние используются для хранения грузов и одновременно служат основой для монтажа ограждающих конструкций. В соответствии с условиями ГОСТ Р 56567-2015 «Стеллажи сборно-разборные» подобный тип сооружений необходимо монтировать на монолитной или сборной железобетонной плите. Полученная конструкция за счет закрытого контура устойчива к внешним воздействиям, способна выдерживать значительную нагрузку и защищает складируемый товар.
Размеры идеального склада. Пропорции, что и как считать, что бы склад был эффективным.
Производители самонесущих складов декларируют следующие преимущества такого рода конструкций:
- относительно низкая стоимость строительства и последующей эксплуатации;
- высокая эффективность использования объемов (до 90%) за счет объединения стеллажного оборудования и каркаса склада;
- хорошая мобильность;
- высокая скорость строительства и ввода в эксплуатацию;
- быстрая окупаемость;
- возможность создавать конструкции повышенной высотности, что позволяет эффективно использовать площадь земельного участка и размещать максимальное количество товара;
- низкая стоимость владения;
- сокращение налогообложения, в частности, нет налога на недвижимость (2,2% в год от стоимости капитального здания);
- амортизация как основное средство на балансе компании;
- отсутствие необходимости закупки стеллажей, так как оборудование уже интегрировано в конструкцию здания;
- хорошая ремонтопригодность в случае повреждения стоек;
- возможность получить новые «не капитальные» склады в случае невозможности строительства капитального объекта недвижимости необходимой площади по причине превышения процента застройки (ст. 38 ГК РФ № 190-ФЗ. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
Особенности проектирования и последующей эксплуатации
Реализация самонесущего склада требует полноценного проектирования. Многие организации, занимающиеся подобным типом сооружений, вводят заказчика в заблуждение, будто бы в этом нет никакой необходимости. Нет экспертизы – нет проекта. Проект нужен, и при его выполнении нельзя руководствоваться нормативной базой, относящейся только к стеллажным конструкциям. Будущий самонесущий склад должен соответствовать не только требованиям заказчика, но и ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Строительство склада по частям. Экономия или миф?
Следует обратить внимание на то, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, «общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности» (ст. 49, п. 2.5 Градостроительного кодекса РФ). Хорошо, вроде все складно? А вот если мы возвели самонесущий склад большей площади, что – делать экспертизу?
Еще один актуальный вопрос напрямую вытекает из предыдущего: полученное строение является капитальным или не капитальным? В существующей практике понятия капитальности и не капитальности истолковываются по-разному.
Обратимся к Градостроительному кодексу: «Капитальное строение – это постройка, здание или сооружение, которые, согласно определенным нормам и признакам, относятся к данной категории». С другой стороны, согласно ст. 51, п. 17 выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Однако нужно отметить, что терминов «навес» и «сооружения вспомогательного использования» нет в ГК РФ.
В настоящее время только одна организация пошла по пути «легализации» самонесущих складов с точки зрения капитальности. По заказу ООО «Комитас» ЦНИИСК им. А.А.
Кучеренко провел работы по анализу и расчету несущих металлоконструкций на прочность, устойчивость и геометрическую неизменяемость и дал рекомендации по применению несущих металлоконструкций данного производителя при строительстве капитальных зданий. Для чего это было сделано? Компания-производитель предлагает строить складские сооружения из стеллажных конструкций по площади больше, чем 1500 м 2 , для которых требуется экспертиза. Все остальные участники рынка по-прежнему декларируют, что возводимые самонесущие склады – сооружения временные, т.к. площадь возводимых ими складов как правило меньше 1500 м 2 . При этом большинство компаний, предлагающих услуги по строительству самонесущих складов, действительно, обладают большим опытом реализации подобных сооружений, правда не всегда удачным. Исключением является компания «Альянс» (Санкт- Петербург).
И все же, по каким признакам следует различать капитальные и не капитальные здания/ строения? Капитальные строения необходимо обязательно регистрировать, а не капитальные не подлежат регистрации, не облагаются налогами в случае, если не выступают в роли торговой точки, и не требуют разрешения на строительство, если их площадь не превышает 1500 м 2 .
При отнесении сооружения к капитальным или временным сооружениям должны учитываться все нюансы его реализации. И в первую очередь, это строительные технологии. Если не иметь сооветствующего комплекта документов, то в случае возникновения конфликта между собственником построенного самонесущего склада и другими лицами, права которых нарушены возведением данного объекта, вопросы будут обсуждаться уже в судебном порядке.
Однако будем объективны: возводимые самонесущие склады с точки зрения арбитражной практики все же можно считать временными сооружениями. Поясню почему. Самонесущий склад можно быстро разобрать, как правило, из инженерных систем на них устанавливают только систему освещения.
Связь с земельным участком относительна, хотя для установки самонесущего склада должна быть залита железобетонная плита, а под нее подготовлено соответствующее основание. Поэтому важно правильно готовить документы, которые будут сопровождать строительство и эксплуатацию самонесущего склада. Предвосхищу возражения моих оппонентов и критиков самонесущих складов и соглашусь с тем, что нужны единые правила игры для всех участников рынка, возводящих подобного типа конструкции, с определениями и нормативами, так как даже ныне существующий СП 260.1325800.2016 «Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов» не может быть на 100% применен к расчетной схеме самонесущих складов.
Тем не менее, организация-подрядчик, выполняющая полный цикл работ по возведению такого рода сооружений как самонесущий склад, обязана предоставлять заказчику соответствующий комплект документов, подтверждающий, что реализованная конструкция может нормально эксплуатироваться и имеет статус не капитального сооружения. Но, даже не отвечая на вышеперечисленные вопросы, компании, предлагающие услуги по реализации самонесущего склада, должны предоставить подтверждающий расчет, гарантирующий его безопасную эксплуатацию.
В расчете учитывается не только количество и тип металлических конструкций стеллажей, масса и габаритные размеры складируемого груза, количество ярусов хранения, но и район строительства, так как от этого будут зависеть снеговые и ветровые нагрузки, оказывающие влияние на ограждающие конструкции, вес которых также должен быть включен в общий расчет. При этом при проектировании основания должна обязательно учитываться геология места строительства.
При возведении конструкций с высотой складирования выше 5,5 м необходимо выполнить ряд мероприятий, связанных с противопожарной безопасностью, в том числе разработать и реализовать систему оповещения и пожаротушения, а в некоторых случаях может возникнуть необходимость разработки СТУ (специальных технических условий).
Ниже назову перечень разделов проектной документации, которые, по мнению автора, необходимо предоставить подрядчику (названия даны согласно постановлению № 87), выполняющему работы по возведению самонесущего склада:
Раздел 1 «Пояснительная записка»;
Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»;
Раздел 3 «Архитектурные решения»;
Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»;
Раздел 6 «Проект организации строительства»;
Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»;
Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;
Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».
Главная задача этого перечня – получить тот комплект документов, который впоследствии позволит осуществлять нормальную и безопасную эксплуатацию построенного самонесущего склада. При этом склад на основе стеллажных конструкций де факто согласно ГОСТ 25957-83 (Здания и сооружения мобильные (инвентарные) является именно инвентарным, представляя собой «мобильное (инвентарное) здание или сооружение, состоящее из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации».
Сделаем вывод. В связи с тем, что действующая нормативная база не дает однозначного понимания, каждая организация, возводящая самонесущие склады (склад на основе стеллажных конструкций) может подготовить ТУ (технические условия) и, согласовав их с заказчиком, использовать.
Типы стеллажных конструкций, используемых при строительстве самонесущих складов
Сегодня на нашем рынке строительство самонесущих складов предлагают многие компании. При этом надо отдать должное – уровень реализуемых объектов заметно вырос. Для самонесущих складов используются стеллажные конструкции почти всех производителей, имеющих свои предприятия на территории России. До недавнего прошлого в РФ завозились стеллажные конструкции и из Европы, но экономическая ситуация скорректировала рынок, и теперь все самонесущие склады делаются из российского сырья.
Анализ сайтов организаций, предлагающих услуги по их реализации, одинаков и сводится к одному тезису – строить самонесущие склады дешевле, чем капитальные строения. Здесь трудно возразить. Но при этом они предоставляют не всегда правдивую информацию, сознательно занижая стоимость, таким образом, стараясь привлечь заказчика.
Автор, основываясь на собственном опыте, может утверждать, что стоимость самонесущего склада сильно варьируется. Актуальность строительства самонесущего склада складывается из многих факторов. Не последнее место занимает вопрос, какое количество SKU планируется разместить в таком складе. Исходя из этого и надо принимать решение, что лучше строить – капитальную «коробку» для дальнейшего оборудования ее системами хранения или самонесущий склад из стеллажных конструкций.
Как показала эксплуатация, не все применяемые при строительстве самонесущих складов стеллажные конструкции коррозионно стойки к внешним погодным воздействиям, т.к. контур сооружения не закрыт полностью. При этом ранее используемые импортные аналоги гораздо более устойчивы к коррозии, некоторые из них, например, стеллажи «Констрактор», произведенные в Финляндии, не корродируют даже по прошествии 5–6 лет.
Заказчик может обезопасить себя только одним способом – четко прописав вид и толщину покрытия, а также вид и качество металла, из которого будут изготовлены конструкции самонесущего склада, хотя и здесь нельзя быть полностью уверенным, что поставщик не слукавит и поставит тот материал, который требуется. Здесь потребуется гарантийное обязательство от поставщика на весь заявленный срок эксплуатации возводимого самонесущего склада.
Кстати, именно коррозия может стать одним из основных прямо или косвенно подтверждающих факторов, что самонесущие склады являются временными зданиями. Поэтому не стоит рассчитывать, что они простоят долго. Стойки с ржавчиной нельзя эксплуатировать, их надо менять, но, во-первых, это не всегда возможно, а во-вторых, нужно ли это заказчику? Многие заказчики эксплуатируют самонесущие склады и в предаварийном состоянии.
По логике вещей производители стеллажных конструкций должны сертифицировать возможность использования производимой ими продукции в самонесущих складах, давая соответствующие гарантии, при этом должны быть разработаны альбомы типовых решений узлов и конструкций.
Существующие самонесущие склады, как и стеллажи, из которых они состоят, следует проверять на соответствие ГОСТ Р 55525-2017 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия», СП 56.13330.2011 «Производственные здания», РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю». При этом обследуются габаритно-присоединительные размеры, показатели работоспособности и безопасности стеллажей фронтального, глубинного (набивного) и консольного типов, приведенные в соответствующих разделах ГОСТ Р 55525-2017 и СП 57.13330.2010.
Такое обследование заказывают далеко не все компании, имеющие большое складское, и в т.ч. стеллажное, хозяйство, а только те, кто придает большое значение вопросам безопасности. Остальные работают по принципу «пока гром не грянет». Вопросы, на каком основании и что вы построили, возникнут только тогда, когда самонесущий склад упадет, и об этом узнают контролирующие органы, но, увы, исключить это в настоящее время никто не может. Единая нормативная база необходима, без нее дальнейшее развитие самонесущих складов будет сильно затруднено.
Экономика строительства и эксплуатации
Попробуем рассмотреть в качестве примера несколько уже реализованных складов на основе стеллажных конструкций, где проходит граница их рентабельности относительно капитальных зданий.
В представленную ниже калькуляцию (см. таблицу) вошли работы по проектированию и расчету нагрузок (КЖ и КМ), изготовлению железобетонных плит основания, изготовление, поставка и сборка металлического каркаса, проектирование и монтаж систем электроосвещения и оповещения при пожаре.
1 | 482,8 (241,4)* | СКУИ под сайдинг и поликарбонат | Сайдинг, фасадные панели, сотовый поликарбонат, водосточные системы | 275 | 77 600 | 5 867 944 | 12 153 |
2 | 524,6 (253,7)* | СКУИ под металл | Металлопрокат, комплектующие для опалубки (фиксаторы), трубы стальные, дренажные трубы | 190 | 117 650 | 6 358 029 | 12 120 |
3 | 635,4 (306,8)* | СКУИ под металлочерепицу | Металлочерепица, профлист, оцинкованный лист, оцинкованное железо, трубы ПНД | 100 | 80 000 | 6 577 214 | 10 351 |
4 | 689,8 (336,3)* | СКУИ под сухое дерево – 6 м | Лесопиломатериалы сухие – 6 м, РОКВУЛ Лайт, Баттс СКАНДИК | 30 | 80 000 | 7 729 626 | 11 205 |
Позиции №№ 2, 3, 4 имеют эксплуатируемую кровлю/ поверхность для хранения, позиция № 1 – двухэтажная с кровлей.
Данная таблица дает понимание о диапазоне стоимости строительства квадратного метра, который составляет от 10 351 до 12 000 руб., при этом верхняя планка как таковая отсутствует. Если склад оборудовать большим количеством инженерных систем, то стоимость квадратного метра может быть и выше, поэтому лучше довольствоваться необходимым, по мнению автора, их «минимумом».
Эффективность использования у таких складов выше, так как на них присутствует всего два типа площадей – полезная и вспомогательная. Нет участка приемки, комплектования, приемочной и отправочной экспедиции, а самое главное – отсутствуют рабочие места, что есть в классическом складе. При этом, если монетизировать размещение товара, а именно, посчитать, сколько килограмм или какой объем на единицу площади можно хранить в таком складе, то окажется, что его эффективность будет выше, чем обычного. Если руководствоваться классической схемой для хранения товара, то первоначально надо возвести отдельно стоящее здание или навес, а после этого установить туда стеллажные конструкции.
Недостатки складов на основе стеллажных конструкций
Подводя итоги, с высокой долей вероятности можно утверждать, что склады на основе стеллажных конструкций имеют право на жизнь. Но нельзя не сказать и о «минусах» данного типа складов.
Главный недостаток, на который указывают их оппоненты, – невозможность классификации и отнесения к определенному виду строительных конструкций. Специалисты строительной отрасли настаивают на том, что они являются сооружением. Но производители, предлагающие данный тип конструкций, утверждают обратное: это просто стеллажи с ограждающими конструкциями или не капитальное здание и т.д. и т.п. (см. анализ выше). Расхождение взглядов оппонентов усиливается отсутствием нормативной базы, регламентирующей именно такие склады.
Построенные склады можно использовать только для определенного вида товара и материала. Они маловариативные, узкоспециализированные. Если мезонины и стеллажи внутри склада можно перемещать и перестраивать, то в случае такой конструкции это невозможно, так как ограждающие элементы закреплены непосредственно к стеллажам.
Также актуальным остается вопрос огнестойкости конструкций (Таблица 21 ФЗ 123). Если рассматривать вышеописанные конструкции как здания или сооружения, то этот вопрос станет одним из основных, но его можно нивелировать, отнеся складские конструкции на основе стеллажных конструкций к V ненормируемой степени огнестойкости. Во всех других случаях потребуется разработка СТУ, утверждаемых МЧС.
I | R 120 | E 30 | REI 60 | RE 30 | R 30 | REI 120 | R 60 |
II | R 90 | E 15 | REI 45 | RE 15 | R 15 | REI 90 | R 60 |
III | R 45 | E 15 | REI 45 | RE 15 | R 15 | REI 60 | R 45 |
IV | R 15 | E 15 | REI 15 | RE 15 | R 15 | REI 45 | R 15 |
V | Не нормируется | Не нормируется | Не нормируется | Не нормируется | Не нормируется | Не нормируется | Не нормируется |
Важным вопросом является коррозионная стойкость используемых стеллажных конструкций. Обязательно следует обращать внимание на то, из какого металла изготовлены стойки, оцинкованы они или нет, какова толщина лакокрасочного покрытия. Несоблюдение технологий и использование более тонкого проката часто приводят к тому, что конструкции, эксплуатируемые на улице, начинают корродировать в первые годы эксплуатации.
Сделаем вывод. Складские сооружения на основе стеллажных конструкций могут использоваться, и многочисленные опыты реализации таких сооружений доказывают это. Для того чтобы снять все вопросы и убедить в этом скептиков, необходима четкая нормативная и расчетная база, юридическое и градостроительное определение. Первые шаги к этому уже сделаны. Осталось не так много – дорогу осилит идущий.
Источник: sitmag.ru
Технические и технологические требования к устройству складов
Место складов и логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Строительство одноэтажных зданий складов позволяет уменьшить стоимость строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.
Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.
Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента применяются железобетонные блоки. Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков.
Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха. Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания. Они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.
В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки. Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон. Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.
Для характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота. Шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т.д.). Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями. Высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком. В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.
Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.
Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов. В одноэтажных складах окна размещают выше уровня стеллажей.
Устройство складов должно отвечать ряду технологических требований:
Соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов.
Соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков.
Для того чтобы здание склада отвечало требованиям рациональной технологии выполняемых операций, оно должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.
Создание условий поточной организации технологического процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше капитальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада.
Планировка складских участков должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов.
Устройство специальных складов должно быть подчинено рациональной организации технологического процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников используют различные изоляционные материалы.
Такие склады имеют только искусственное освещение и оснащаются необходимыми холодильными установками. В складах-холодильниках отводятся специальные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов. При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими складскими помещениями. Их устройство должно отвечать особым требованиям противопожарной безопасности. Устройство хранилищ для картофеля, овощей и фруктов должно обеспечивать условия дифференцированного гидротермического режима хранения товаров.
На конструкцию складов наряду с экономическими критериями влияет также необходимость обеспечения доступности складируемых изделий, их размеры и вес. Альтернативами являются плоская, высотная, стеллажное хранение или хранение в подвешанном состоянии, а также хранение на открытом воздухе.
Здание может быть многоэтажным и одноэтажным. Последние в зависимости от высоты делятся на обычные (с высотой, как правило, 6 м), высотные (с высотой свыше 6 м) и смешанные с высотной зоной хранения (высота зоны хранения выше остальных рабочих зон). Предпочтительным является строительство одноэтажных складов.
Одна из основных целей разработки системы — добиться максимального использования площадей и объемов склада. Поэтому учитывайте те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по ширине, длине, высоте. Высота складских помещений в складах старой постройки колеблется от 4,5 до 5,6 м. Отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные) склады. За рубежом эта высота достигает 18 м и выше.
Одноэтажное складское здание без подвала носит название плоского склада. Его высота пригодна для штабелирования и может составлять до 6 м. Высота плоского склада до 4 м и использование простых транспортных средств являются более экономичным по сравнению с высотными зданиями. При большом весе единиц хранения и хорошем использовании высоты они эффективны, но требуют относительно большой земельной площади. Многоэтажные склады отличаются ограниченными нагрузками на пол, дополнительными затратами площадей и капитальных средств на создание клеток и т.п.
Склады, оборудованные стеллажами, размещаются в одноэтажных зданиях и достигают высоты 14 м и более.
Строительство подвесных складов имеет то преимущество, что они могут быть быстро перестраиваться. Эти склады защищены от непогоды и имеют определенные преимущества по сравнению с хранением на открытом воздухе.
Виды и планировка складских помещений
Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно-технические и административно-бытовые.
1. Помещения основного производственного назначения предназначены для выполнения основных технологических операций (помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, помещения распаковки, упаковки, фасовки и комплектования товаров).
2. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов, а также тароремонтные мастерские.
3. Подсобно-технические помещения предназначены дляразмещения инженерных устройств и коммуникаций (помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т.д.).
4. Административно-бытовые помещения предназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др.
Все пространство склада состоит из двух частей:
· площадей, используемых для хранения
· площадей, неиспользуемых для хранения.
При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.
Требования к планировке складских помещений:
· применение эффективных способов размещения и укладки товаров;
· исключение отрицательного влияния одних товаров на другие при их хранении, обеспечение условий для полной сохранности товаров;
· возможность применения подъемно-транспортного оборудования;
· обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям;
· обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.
Рассмотрим планировку общетоварного склада как наиболее распространенного.
Источник: mydocx.ru
Проектирование складских помещений: правила и требования при разработке проекта
Хранение различной продукции необходимо на любом производстве. Продукты питания, металлические изделия, стройматериалы, техника и оборудование – вся продукция нуждается в особенных условиях. Это температурный режим, влажность воздуха, отсутствие естественного света или иные требования, которые предъявляет заказчик. В статье мы расскажем про проектирование складских комплексов – как должны располагаться помещения и какие нормы есть для терминалов.
Разновидности складов
Классификация проходит по категориям. Учитываются множественные характеристики, различия бывают по:
- функциональности;
- специализации, например, наличие специального холодильного оборудования;
- режиму хранения – настраиваемые камеры с автоматизированным управлением климатом внутри;
- конструкции – арочные, двускатные или прямоугольные;
- наличию инженерных систем;
- по приспособленности к нахождению человека – хорошее напольное покрытие, подъездные дороги и пр.
Учитывая эти сведения о постройке, все проекты складских зданий делятся по категориям.
Класс «А+»
Это самые технологичные склады. Они обладают всеми коммуникациями вплоть до современных противопожарных сигнализаций. В помещении все предусмотрено для попутного размещения офиса или магазина. Черты:
- оборудованность новыми технологиями;
- наличие полок или конвейерной ленты;
- высокие потолки и много пространства;
- присутствие сети видеонаблюдения;
- благоустроенная территория на участке – зеленые посадки, автомобильный подъезд, в некоторых случаях – ЖД линия;
- удобная и красивая конфигурация, внимание к внешнему виду;
- максимальное обеспечение сохранности грузов в надлежащем виде, соблюдение всех норм хранения, возможность подстраивать режим под потребности продукции;
- средства для грузоперевозки, погрузочные площадки, дорожные знаки и прочие элементы инфраструктуры.
Еще один подвид – это «А -». Он ничем не отличается от рассматриваемой категории, но сами здания уже прослужили более 20-30 лет и потеряли свою престижность в месте расположения, внешнем виде.
Класс «В» и «В+»
Встречаются чаще всего, представляют из себя постройки 90-х годов. Есть и современные аналоги. Прочное, каркасное здание из железобетона с необходимыми инженерными системами, облицовкой фасада и ремонтом внутри, но без современного технологического оснащения.
Могут быть одноэтажными или иметь 2-3 яруса, иногда в проекте нет удобного подъезда или приспособленной техники для погрузки и разгрузки. Это происходит из-за того, что часто такие склады были созданы во вторичной постройке, например, вместо завода.
Температурный режим обычно не регулируется, но поддерживается исправно. Можно реконструировать здание, на это уйдет не много сил и средств.
Класс «С» и ниже
Это ветхие складские помещения, для которых нужна не просто модернизация, а полная перестройка. Их пустили в эксплуатацию в 30-50-е годы, с тех пор ничего не менялось. Так при проектировании здания склада потребуется заново делать:
- все коммуникации, так как хранилища зачастую даже не отапливаются;
- пожарную систему, сигнализацию, видеонаблюдение;
- отделочные работы внутри и снаружи;
- средства приспособления для хранения – полки, конвейер и пр.
Часто все постройки этого класса находятся вне черты города. Мы будем рассматривать этапы создания конструкции категории «А+».
3D-моделирование и визуализация, поддержка внешних приложений, интерфейсов .Net/VBA/ZRX и все возможности стандартной версии
Общие требования к проекту
Проектировщик должен взять в расчет многие правила:
- Оптимальные склады одноэтажные, это позволяет облегчить нагрузку на конструкцию, не возводить массивных перекладин, а основной вес будет равномерно распределен по площади и грунту.
- Второй этаж также можно построить, если там будет храниться легкая продукция или располагаться офисные помещения.
- Прямоугольная постройка выгоднее, чем арочная, хотя и более трудоемкая в выполнении. Полезная площадь гораздо больше, высота везде равномерная.
- По возможности проект должен избегать колонн и распределять нагрузку по периметру. При необходимости можно делать дополнительные опоры, но с расстоянием не менее 12 метров.
- Здание может занимать до 50% квадратных метров участка, а прилегающая территория должна быть применена для второстепенных, обслуживающих задач – зона выгрузки товара, транспортные развязки, станции аварийного технического обслуживания и пр.
- Необходимо наладить автоматизированное управление температурой и влажностью, сделать климат-контроль.
- Высота потолков в типовых проектах для строительства склада класса «А+» не менее 10 метров.
- Ворота для загрузки и выгрузки товара размещаются по принципу – одна конструкция на 700 кв.м.
- Необходимо предусмотреть парковочные места и охраняемую стоянку для большегрузов.
- На чертеже нужно выделить место для подсобных, бытовых помещений для персонала, оборудовать их.
Из коммуникаций обязательными являются:
- телефония;
- видеонаблюдение;
- пожарная безопасность – дымоуловители, сигнализация, средства для тушения;
- климат-контроль, то есть обогрев и кондиционирование;
- вентиляционные шахты;
- электричество и дополнительная аварийная станция энергопитания;
- освещение – и внутри и снаружи на прилегающей территории;
- система учета сотрудников;
- водопровод и канализация.
Кроме того, есть критерии, которые хоть и не являются обязательными, но рекомендованы как требования к проектированию складских помещений:
- создание подъемных механизмов для грузов и для людей, если здание имеет более 1 этажа;
- наличие входных конструкций без пандусов, то есть находящиеся на одном уровне с полом помещения;
- обеспечение КПП и периметра круглосуточной охраной, соответственно, весь участок должен быть обнесен ограждением;
- подведение железнодорожной линии и средства обслуживания вагонов.
Особенности сооружения зависят от его предназначения, так как в ряде случаев некоторые элементы оказываются просто избыточными.
Для проектирования в 3D используют программы Form•Z и ZWCAD. Эти программные обеспечения обладают широкими возможностями для трехмерного моделирования. Они удобны за счет простого, русскоязычного интерфейса.
Назначение складов
Если ранее складское помещение только выполняло роль хранилища, то теперь его функции увеличились. Тенденция такова, что в здании может проходить целый ряд работ. Такой процесс модернизации предприятия регламентирует ужесточения к требованиям. Чем больше манипуляций с грузом происходит в постройке, тем сложнее ее проектирование. Назначение:
- Складирование. Это обеспечивает постоянное наличие товаров и бесперебойные поставки на рынок. Необходимое оборудование – удобные погрузочные площадки, широкие ворота, наличие полок и поддержание оптимальных условий микроклимата.
- Сортировка. Логистика определяет порядок поставок в торговые точки в зависимости от спроса. На складах образуется широкий ассортимент продукции. Нормы проектирования складских зданий требуют наличия четкой системы управления, разделения всего строения на помещения с разными условиями хранения.
- Управление потоками. На складе реализуется работа, позволяющая принять товар, отсортировать его, упаковать, укомплектовать, а затем снова погрузить для отправки. Для этого нужно оборудовать рабочие места сотрудникам, подвести освещение на эти участки, компьютеры, а это значит, нужна локальная сеть.
- Унитизация или разбивка опта. Это действия по компоновке транспорта, распределение транспортных движений. Если одному заказчику требуется 0,3 процента от целого вагона, а второму оставшиеся 0,7, то резонно объединить эти две поставки.
- Подготовка товара. Эта категория делает склад фактически одним из отделений завода. Здесь могут происходить действия по фасовке, преданию продажного вида, по проверке продукции, а также здесь может располагаться точка сбыта, когда покупатель приезжает прямо в хранилище. Все это предусматривает наличие отдельного помещения офисного типа с соответствующими требованиями.
Этапы создания склада
Весь комплекс задач можно поделить на предпроектный, проектный и постпроектный, когда уже реализуются полученные результаты.
Анализ грузопотоков
Первое, что делает проектировщик – узнает, какой объем грузов, в каком количестве и как быстро проходит через склад в сутки. Эту информацию может дать заказчик, если у него имелся опыт работы. Если еще нет, то можно ориентироваться на конкурентов и на типовые проекты.
Также следует изучить характеристику груза – сыпучие вещества, жидкие, твердые. Измерить общую площадь, которую они будут занимать – какая высота потолков будет оптимальной для манипуляций с предметами, и пр.
Рассматриваются стратегии доставки продукции – автотранспортом, на железной дороге, крупными или небольшими партиями. Установить, какое оборудование требуется для разгрузки и дальнейших манипуляций, максимальный вес для грузоперевозок по территории.
Затем собирается подробная информация по каждому наименованию ассортимента, они объединяются в группы по своим характеристикам и по возможности храниться вместе. Эта информация поможет установить число необходимых отсеков. Складские помещения могут проектироваться в разных частях здания, чтобы добиться оптимального режима хранения, а также правильной транспортировки.
Анализируется средний ежедневный поток машин – как поставщиков, так и покупателей. Узнается время часа пик и его максимальные показатели по обилию автотранспорта. Это делается для расчета количества ворот, погрузочных площадок и мест для стоянки и разворота грузовиков.
Инженерные изыскания
Проводится комплекс подготовительных работ, исследуется:
- почва – ее характеристики, устойчивость к нагрузкам, чтобы не было разломов и оседания фундамента;
- уровень грунтовых вод – показывает, можно ли использовать цокольные этажи, что лучше – свайный или плиточный фундамент;
- экологическая обстановка;
- элементы градостроения и топографическая застройка вблизи участка, чтобы подтвердить, что строение не вредит общему виду и не ущемляет ничьи права;
- рельеф местности – наличие уклона, ям и иных неровностей;
- анализ воды, если планируется использовать ресурсы водоема.
После проведения выездных работ образцы направляются в лабораторию. Результаты записываются в сводные таблицы, исходя из них будут предложены рекомендации и нормы по технологическому проектированию и строительству открытых и закрытых складов.
Результаты инженерных изысканий геодезисты обрабатывают с помощью программы GEODirect. Софт предназначен создавать сводки и таблицы данных анализа, чертить графики, вычислять нормативные характеристики грунта, а также создавать отчеты и оформлять сопутствующую документацию по ГОСТ.
Предпроектное создание плана и расчет
До того как непосредственно перейти к чертежу, нужно собрать информацию о планируемых помещениях, нужном объеме, полезной площади. Также принимается решение об этажности здания, наличии подъемных механизмов.
По предварительным расчетам делается пробный макет, который включает только базовую конфигурацию – расположение отсеков, нахождение постройки на территории.
Проектирование
Это самый трудоемкий этап, в него входит:
- выбор конструктивного решения;
- расчет несущих конструкций и определение затраченных материалов, все данные составляются в сметы;
- схемы всех инженерных систем с учетом точек выхода для электропитания рабочих мест, вентиляционных люков, степени освещения;
- план монтажа оборудования – холодильных установок, конвейерной ленты, подъемных механизмов;
- создание спецификаций и сводок всех работ.
СНиП – документ с требованиями и правилами к проектированию складов
Основным актом, который содержит нормативы строительства, является СНиП 31-04-2001 «Складские здания». В нем описаны все стандарты ГОСТ, рекомендации к проекту. Также в документе есть разделение всех построек на классы с указанием требуемых характеристик по следующим параметрам:
Источник: www.zwsoft.ru