В ходе технической инвентаризации происходит сбор и обработка информации об основных характеристиках объектов недвижимого имущества. Собранная и систематизированная в ходе инвентаризации информация позволяет описать и однозначно индивидуализировать объект из числа других объектов. Этот процесс осуществляется в рамках технического учета недвижимости.
Документы технического учета
Под техническим учетом недвижимости понимается подробное описание технических характеристик объекта и его индивидуализация. В результате комплекса мер технического учета объект может быть однозначно выделен среди других аналогичных объектов. Процесс технического учета включает в себя присвоение объекту кадастрового номера.
Учет недвижимости осуществляется путем проведения инвентаризации, которая включает в себя:
- Установление границ объекта. У каждого объекта недвижимости определяются физические границы, которые могут быть отражены путем переноса границ на бумажный носитель, а также правовые границы, позволяющие отделить его от смежных объектов;
- Установление местонахождения объекта, которое включает в себя его адрес и схему расположения на местности либо в составе другого объекта;
- Описание основных и вспомогательных характеристик объекта. Заключается в исчерпывающем изложении технических и качественных признаков объекта (материал постройки, этажность и т.д.);
- Указание кадастровой стоимости объекта.
В ходе технического учета органы инвентаризации оформляют персональное инвентарное дело на каждый объект учета, а также осуществляют подготовку следующих документов:
Принятие на учет объекта капитального строительства
- Планы инвентаризуемых объектов (для многоэтажных зданий и строений предусмотрено создание поэтажных планов объекта);
- Технический и кадастровые паспорта объекта. Данный документ является основанием для постановки объекта на кадастровый учет;
- Технические планы на новые объекты капитального строительства, жилые и нежилые имущественные комплексы;
- Акты обследования зданий и сооружений (составляется в случае установления факта прекращения существования объекта недвижимости).
Каждый документ, составленный в ходе инвентаризации, находит свое отражение в инвентарном деле в виде оригинала или копии. Хранение инвентарных дел осуществляется в архивном фонде, который является часть государственного архива Российской Федерации.
По итогам проведения инвентаризации субъект получает на руки кадастровый паспорт на объект, технический паспорт, выписку из реестра объектов, справку об основных технических характеристиках.
Кто осуществляет технический учет?
Субъектами технического учета являются обладатели прав на существующие или вновь созданные объекты капитального строительства. Для обращения в органы технического учета заявитель должен подтвердить свои полномочия по отношению к инвентаризируемому объекту – представить документы, подтверждающее наличие у него вещного права на данный объект.
ТехноКад Гео работа с объектами капитального строительства Подготовка проекта технического плана
В случае первичной инвентаризации нового объекта заявитель предоставляет проектную и разрешительную документацию, согласованную в установленном порядке.
Органами, осуществляющими кадастровый учет, являются Бюро технической инвентаризации, аккредитованные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Органы БТИ создаются как в форме унитарных предприятий, так и в форме частных организаций (ООО).
Сеть Бюро технической инвентаризации в настоящее время не входит в систему государственных и муниципальных органов, является самостоятельным субъектом правоотношений и выступает в роли независимого исполнителя работ на рынке технической инвентаризации.
Правила проведения технического учета
Порядок проведения и правила технического учета определен Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».
У каждого Бюро технической инвентаризации есть собственный сайт, на котором содержится вся необходимая нормативная документация в отношении проводимых мероприятий по техническому учету с указанием конкретных видов и стоимости работ.
Базовая стоимость выполнения работ по техническому учету определяется исполнительными органами субъектов Российской Федерации, однако каждое Бюро технической инвентаризации может самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги. Таким образом, стоимость работ различается в зависимости от региона, где находится объект недвижимости, а также от объема работ и срочности их выполнения.
Периодичность проведения технического учета
Законодательство предусматривает периодичность действий по инвентаризации — не реже одного раза в пять лет. Проведенная первичная инвентаризация подразумевает выдачу нового технического паспорта на объект, а вторая и последующие – внесение изменений в паспорт. Также после очередной инвентаризации изменения вносятся и в инвентарное дело.
На практике внеплановая инвентаризация проводится при изменении характеристик объекта (изменение площади, перепланировка, реконструкция).
Факт осуществления технического учета имеет важное значение для осуществления сделок с недвижимостью. Без постановки объекта на учет и выдачи кадастрового паспорта невозможно совершить ни одно юридически значимое действие с недвижимостью.
Также в ходе технического учета рассчитывается инвентарная стоимость объекта, которая имеет значение для целей налогового и бухгалтерского учета.
Учет любых изменений в характеристиках объекта, возникающих в ходе перепланировок, реконструкции, капитального ремонта также проводится в ходе технической инвентаризации.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник: advokat-malov.ru
Техническая инвентаризация и государственный технический учёт объекта капитального строительства
Порядок проведения технической инвентаризации и государственного технического учёта регулируется Постановлением правительства РФ от 4.12.2000 №921 «О государственном техническом учёте и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства» [9].
Техническую инвентаризацию и государственный технический учёт объекта капитального строительства осуществляет Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» (ГУП РХ УТИ).
На основании ст.6 [9] техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Первичную инвентаризацию проводят, если ранее техническую инвентаризацию не проводили, внеплановую при изменении технических или качественных характеристик, вторичную проводят в целях выявления произошедших после первичной инвентаризации изменений и их отражения в технических паспортах и иных учетно-технических документах.
Исходя из вышесказанного, необходимо провести первичную техническую инвентаризацию объекта капитального строительства.
Для проведения первичной технической инвентаризации заказчику необходимо подать заявление в Государственное унитарное предприятие РХ «Управление технической инвентаризации».
Для технической инвентаризации объекта капитального строительства правообладатель обязан предоставить правоустанавливающие документы, определяющие нормативные (юридические) границы и состав объектов недвижимости, в том числе:
- 1. Свидетельство о праве на земельный участок с приложением плана;
- 2. Решения и другие акты по отводу земельного участка под застройку;
- 3. Решения и акты уполномоченных органов о выдаче разрешения на строительство;
- 4. Акт государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию с Постановлением администрации об его утверждении (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию);
- 5. Иные документы, выданные государственными органами или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством.
В результате проведения технической инвентаризации на объект капитального строительства оформляется кадастровый паспорт.
Оплата за проведение первичной технической инвентаризации является договорной.
Техническая инвентаризация проводится в срок от 10 до 45 рабочих дней в зависимости от сложности объекта.
Заявителю (заказчику) выдается технический паспорт объекта учета, на основе которого формируется и ведется учет в установленном порядке — вносится запись об объекте в Единый государственный реестр объектов капитального строительства. Процедура государственного технического учёта осуществляется в семидневный срок.
Запись об объекте капитального строительства в Едином государственном реестре объектов капитального строительства устанавливает факт наличия объекта по конкретному адресу, в определенных границах, фиксированном составе, с определенными техническими характеристиками.
В результате внесения записи в Единый государственный реестр, объекту капитального строительства присваивается инвентарный номер.
Выписка из Единого государственного реестра является доказательством проведенного государственного технического учета и наличия определенных характеристик объекта на определенную дату.
Источник: vuzlit.com
Техническая инвентаризация
Техническая инвентаризация — это система сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии объектов недвижимости на основе результатов обследований их в натуре.
Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и текущую (плановая и внеплановая) техническую инвентаризацию.
Первичная инвентаризация
Первичная проводится в случае, если инвентаризация данного объекта никогда не проводилась, например на вновь построенные объекты. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект оформляется технический паспорт. Объектам учёта в установленном порядке присваивается инвентарный номер. Для проведения первичной инвентаризации необходимо предоставить распорядительный документ о выделении земельного участка или договор аренды земельного участка, проектную документацию, а также разрешение на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.
Плановая
Плановая проводится в соответствии с требованиями Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не реже одного раза в пять лет в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учётно–технических документах.
Внеплановая
Внеплановая — при изменении технических или качественных характеристик (перепланировке, реконструкции, переоборудовании, возведении, разрушении, изменении уровня инженерного благоустройства, сносе). Результатом технической инвентаризации является — изготовление технических паспортов на объекты капитального строительства.
Источник: www.lenoblbti.ru
ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. ВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Порядок создания и ведения государственного технического учета объектов капитального строительства определены Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства».
Государственная функция «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства» исполняется федеральным органом исполнительной власти — Росреестром и его территориальными органами.
Информационное и технологическое обеспечение государственной функции осуществляется учреждениями, подведомственными Рос- реестру.
Конечный результат исполнения государственной функции:
запись в Едином государственном реестре объектов капитального строительства (ЕГРОКС);
удостоверенные Росреестром технические паспорта;
решение об отказе во внесении в ЕГРОКС сведений об объектах капитального строительства, удостоверенное Росреестром.
На территориях Тверской, Самарской и Кемеровской областей территориальные управления Росреестра Единый государственный реестр объектов капитального строительства ведут в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. К таким актам относят:
приказ Минэкономразвития России от 26 апреля 2007 г. № 146 «Об административном регламенте предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства»;
приказ Минэкономразвития России от 26 апреля 2007 г. № 147 «Об административном регламенте предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги «Предоставление заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства»;
приказ Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. № 268 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства».
Согласно п. 3 ст. 43 ФЗ-221 в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта оформляют в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по форме, утвержденной приказом Минюстиции России от 18 февраля 2008 г. № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка».
Заинтересованными лицами до принятия соответствующих нормативных правовых актов являются ОТИ, аккредитованные Роснедвижи- мостью в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70 «Об утверждении положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457) ведение ЕГРОКСа уже не относится к функциям Росреестра.
Однако в соответствии с ФЗ-334 внесены изменения в ст. 44 ФЗ-221, где отмечено, что подготовка документов о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, необходимых для государственного учета данных объектов недвижимости в ранее установленном порядке такого учета, проводят в соответствии с правилами, установленными на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности подготовки указанных документов могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 3 ст. 45 ФЗ-221 «до 1 января 2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства»[42].
В соответствии с Приказом Минюста России от 18 февраля 2008 г. № 32 (далее — Приказ № 32) кадастровый паспорт оформляют на земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (объекты недвижимости, подлежащие государственному кадастровому учету в соответствии с ФЗ-221).
Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее — Правила) (в ред. приказа Минэкономразвития России от 13 декабря 2006 г. № 411) разработаны в целях создания условий для осуществления государственного технического учета объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) и их частей (помещений) (объекты учета).
Правила устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, в том числе:
документы и сведения об объектах учета, включаемых в реестр; основания и порядок отказа о включении сведений в реестр; порядок предоставления организациями технического учета и технической инвентаризации (ОТИ) объектов капитального строительства[43] документов и сведений об объектах учета и внесения их в реестр;
порядок предоставления и основания отказа в предоставлении документов и сведений из реестра заинтересованным лицам, в том числе порядок, сроки, форму предоставления сведений.
ЕГРОКС представляет собой систематизированный свод сведений и документов об объектах учета. Реестр в соответствии с п. 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 [Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 50, ст. 4901; 2004, № 38, ст. 3803; 2005, № 13, ст. 1169], является федеральной собственностью.
Реестр ведут на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
Ведение реестра на бумажных носителях заключается в формировании реестровых дел по объектам учета, а на электронных носителях — внесении записей, содержащих сведения: об объектах учета; о принятых и выданных после внесения сведений в реестр документах; о поступивших запросах и предоставленных сведениях.
Сведения и документы, содержащиеся в реестре, хранят постоянно. Уничтожение или изъятие сведений и документов, содержащихся в реестре, не допускается.
Источники формирования реестра следующие:
технические паспорта, оформленные организацией технической инвентаризации по результатам технического учета и технической инвентаризации объектов учета;
сведения и документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации, находящегося в пользовании организации технической инвентаризации;
сведения государственного кадастра недвижимости, касающиеся объектов учета (зданий, сооружений), в соответствии с п. 18 настоящих Правил;
сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), предоставляемые физическими и юридическими лицами.
Постановку на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства осуществляет Росреестр.
Получателями государственной услуги являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели, уполномоченные правообладателями лица.
Для кадастрового учета ОКС необходимы оригиналы следующих документов:
документ, удостоверяющий личность заявителя;
технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или 16 ч. 2 ст. 7 ФЗ-221 сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или 16 ч. 2 ст. 7 ФЗ-221 сведений о таком объекте капитального строительства);
заявление заинтересованного лица;
межевой план. В соответствии со ст. 38 ФЗ-221 местоположение таких границ необходимо согласовывать. Если представленный с учетом вышесказанного межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ, то представляют также документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Правила ЕГРОКС не запрещают внесение сведений о помещениях без внесения сведений о родительском объекте, однако в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости (далее — АИС ГКН) такая возможность не реализована.
До внесения соответствующих изменений в АИС ГКН следует перед внесением сведений в ЕГРОКС о помещении внести сведения о здании, в котором оно расположено.
Различия в адресе объекта капитального строительства и адресе земельного участка не являются основанием для отказа во внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства.
При поступлении документов в орган кадастрового учета, содержащих расхождения в адресе объекта капитального строительства и адресе земельного участка, для определения нахождения объекта капитального строительства на данном земельном участке необходимо: проверить внесенные в АС ГКН данные о земельном участке на отсутствие технических ошибок и наличие документа, содержащего информацию о смене адреса земельного участка[44].
В случае обнаружения технической ошибки или документа, содержащего информацию о смене адреса земельного участка, необходимо внести соответствующие изменения в сведения о земельном участке и привязать объект капитального строительства к данному земельному участку.
Если определить нахождение объекта капитального строительства на данном земельном участке невозможно, то объект капитального строительства привязывают к кадастровому кварталу согласно адресу, указанному в правоустанавливающих документах.
Присвоение адреса объекту капитального строительства находится в компетенции органов местного самоуправления.
Для внесения в реестр сведений об объектах учета организация технического контроля предоставляет в соответствующее управление Рос- реестра или его подразделение (ОКУ) технический паспорт объекта учета в бумажном виде в трех экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения[45], и копии правоустанавливающих документов.
Учетный орган в течение 10 рабочих дней со дня подачи ОТИ технических паспортов и копий правоустанавливающих документов рассматривает их и принимает решения о внесении сведений в реестр либо отказывает во внесении.
В случае принятия решения о внесении сведений об объекте учета в реестр в день принятия данного решения учетный орган:
присваивает инвентарный номер объекту учета (в случае, если сведения о данном объекте отсутствуют в реестре);
делает запись об объекте учета в реестре;
проставляет на обложке технического паспорта и на плане объекта учета, включенного в технический паспорт, штамп о внесении сведений об объекте учета в реестр;
направляет два экземпляра оформленного технического паспорта в организацию технической инвентаризации, представившую сведения, один экземпляр технического паспорта включает в реестровое дело.
Учетный орган принимает решение об отказе во внесении сведений в реестр в следующих случаях:
организация, изготовившая технический паспорт объекта учета, не является организацией, аккредитованной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», зарегистрированным в Минюсте России от 28 апреля 2005 г., регистрационный № 6562 [Российская газета, 2005, № 98];
технический паспорт не соответствует установленной форме;
в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые обязательны при его составлении;
сведения технического паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах.
О факте и причине отказа учетный орган в течение 10 рабочих дней сообщает организации технической инвентаризации, предоставившей документы, в виде уведомления, в котором указывают основания для отказа во внесении сведений в реестр и перечень нарушений, допущенных при оформлении технического паспорта.
Для внесения в реестр сведений о прекращении существования объекта учета организация технической инвентаризации предоставляет в учетный орган документ, подтверждающий факт прекращения существования объекта учета.
Учетный орган в течение 10 рабочих дней со дня подачи организацией технической инвентаризации сведений о прекращении существования объекта учета вносит данные сведения в реестр.
Сведения о принятых и выданных документах заносят в книгу учета. На каждый объект учета формируют реестровое дело, в которое включают экземпляр технического паспорта и копии правоустанавливающих документов на объект учета.
В реестровое дело по объекту учета (здание, сооружение) помещают формы кадастрового плана земельного участка В1. В6 [(приложения к правилам оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденным Росземкадастром 10 апреля 2001 г. (Российская газета, 2001, № 130)], если земельный участок учтен в государственном земельном кадастре. Если земельный участок не учтен в Государственном земельном кадастре, то в реестровое дело включают изготовленный организацией технической инвентаризации план земельного участка (ситуационный план), определяющий местоположение объекта учета.
Запись о каждом объекте учета именуют разделом, идентифицируемым кадастровым номером объекта учета.
Инвентарный номер здания или сооружения присваивают по порядку по мере внесения сведений в реестр в пределах кадастрового квартала, на территории которого они расположены.
Инвентарный номер помещения в здании или сооружении присваивают по порядку по мере внесения сведений в реестр в пределах здания или сооружения, в котором они расположены.
Раздел, открываемый по каждому объекту учета (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), включает сведения из следующих источников:
из государственного кадастра недвижимости:
кадастровый номер земельного участка (при его наличии); координаты поворотных точек контура объекта учета (здания, сооружения);
из технического паспорта и учетно-технической документации организации технической инвентаризации:
инвентарный номер здания или сооружения, присваиваемый организацией технической инвентаризации по результатам технического учета и технической инвентаризации; наименование объекта учета;
тип объекта учета (здание, сооружение, помещение, комната, объект незавершенного строительства);
назначение объекта учета в соответствии с перечнем, указанным в приложении 40;
адрес (в том числе почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, наименование района, наименование и тип населенного места, наименование и тип улицы, дом, корпус, строение) или местоположение объекта учета; литера;
тип и значение основного параметра:
для сооружений: протяженность (для линейно-протяженных сооружений); объем (для объемных сооружений); площадь (для площадных сооружений); высота;
для зданий: общая площадь; описание конструктивных элементов:
для сооружений: материал и конструкция фундамента (опор, основания); материал и конструкция сооружения в соответствии с перечнем (приложение 41);
для зданий: материал и конструкция фундамента; материал стен, перекрытий, крыши в соответствии с перечнем, указанным в приложении 42; этажность, этажность подземная; площадь застройки;
год строительства (ввода в эксплуатацию) объекта учета; год реконструкции/капитального ремонта объекта учета; процент износа; инвентаризационная стоимость; дата определения инвентаризационной стоимости; наименование организации технической инвентаризации, проводившей технический учет и техническую инвентаризацию объекта учета;
дата проведения технического учета и технической инвентаризации объекта учета;
сведения о благоустройстве (только для объектов жилищного фонда): наличие и тип отопления в соответствии с перечнем, указанным в приложении № 4, наличие электроснабжения, газоснабжения, водопровода, горячего водоснабжения, канализации, лифтов, мусоропроводов и ванн;
примечание (сведения о нарушении градостроительных и строительных норм и правил, наличие разрешения на строительство и прочие сведения, имеющие существенное значение для ведения реестра);
сведения из ЕГРП или учетно-технической документации организации технической инвентаризации (сведения о правах и правообладателях, отсутствующих в ЕГРП), предоставляемые физическими и юридическими лицами:
сведения об обладателях вещных прав на объект учета:
для физических лиц: фамилия, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); вид права; доля в праве на объект учета (в случае, если объект учета находится в общей долевой собственности); реквизиты правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов: наименование, дата выдачи, номер документа; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
для юридических лиц: полное и сокращенное наименование; идентификационный номер налогоплательщика; код причины постановки на учет в налоговом органе; юридический адрес; вид права; доля в праве на объект учета (в случае, если объект учета находится в общей долевой собственности); дата регистрации права; реквизиты правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов: наименование, дата выдачи, номер документа; основной государственный регистрационный номер;
сведения об ограничениях/обременениях (при их наличии): наименование ограничения/обременения и его характеристики;
сведения о субъекте, в пользу которого установлены ограничения (обременения).
В отношении каждого помещения открывают раздел, в который включают сведения из следующих источников:
сведения из технического паспорта и учетно-технической документации организации технической инвентаризации:
кадастровый номер здания, сооружения, в котором находится помещение (при его наличии);
инвентарный номер помещения, присваиваемый организацией технической инвентаризации по результатам технического учета и технической инвентаризации;
назначение помещения в соответствии с перечнем; адрес [в том числе почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, наименование района, наименование и тип населенного места, наименование и тип улицы, дом, корпус, строение, квартира (помещение)]; тип этажа; номер этажа;
номер помещения на поэтажном плане; общая площадь помещения; жилая площадь/основная площадь; число жилых комнат;
инвентаризационная стоимость помещения; дата определения инвентаризационной стоимости помещения; наименование организации технической инвентаризации, проводившей технический учет и техническую инвентаризацию;
дата проведения технического учета и технической инвентаризации; примечание (сведения о нарушении градостроительных и строительных норм и правил, наличии разрешения на строительство и прочие сведения, имеющие существенное значение для ведения реестра);
сведения из ЕГРП или учетно-технической документации организации технической инвентаризации (сведения о правах и правообладателях, отсутствующих в ЕГРП), предоставляемые физическими и юридическими лицами:
сведения об обладателях вещных и иных прав: для физических лиц:
фамилия, имя, отчество;
идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
доля в праве на объект учета (в случае, если объект учета находится в общей долевой собственности); дата регистрации права;
реквизиты правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов: наименование, дата выдачи, номер документа;
наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
для юридических лиц:
полное и сокращенное наименование; идентификационный номер налогоплательщика; код причины постановки на учет в налоговом органе; юридический адрес; вид права;
доля в праве на объект учета (в случае, если объект учета находится в общей долевой собственности); дата регистрации права;
реквизиты правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов: наименование, дата выдачи, номер документа; основной государственный регистрационный номер; сведения об ограничениях/обременениях (при их наличии):
наименование ограничения/обременения и его характеристики; сведения о субъекте, в пользу которого установлены ограничения/обременения.
Для организации хранения реестровые дела по объектам учета (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) группируют по номерам кадастровых кварталов, на территории которых они расположены; реестровые дела по помещениям располагают в порядке нумерации за реестровым делом по зданию, в котором они расположены.
Книги учета приема документов и предоставления сведений из реестра состоят из систематизированного в хронологическом порядке свода записей для ведения учета: документов, предоставленных для внесения сведений об объектах учета в реестр, выданных экземпляров технических паспортов после внесения сведений в реестр и выданных уведомлений об отказе во внесении сведений в реестр; запросов и предоставленных из реестра сведений об объектах учета.
Сведения об объекте капитального строительства в ЕГРОКС вносят в течение 10 рабочих дней со дня подачи Заявления.
Днем приема Заявления считают дату регистрации факта приема Заявления в книге учета Заявлений. В случае представления документов по почте регистрация Заявлений в книге учета Заявлений должна быть проведена не позднее рабочего дня, следующего за датой получения корреспонденции.
Исполнение государственной функции включает:
прием и регистрацию представляемых и предъявляемых Заявителями документов;
ввод информации в АС ЕГРОКС;
проверку в ходе обработки информации в АС ЕГРОКС представленных Заявителями документов;
принятие решения о внесении либо об отказе во внесении в ЕГРОКС сведений об объектах капитального строительства;
выдачу Заявителям удостоверенных технических паспортов или решений об отказе во внесении в ЕГРОКС сведений об объектах капитального строительства;
формирование реестровых дел.
Информацию в АС ЕГРОКС вводят путем выполнения следующих процедур:
ввод данных о возникновении нового объекта учета;
ввод данных об изменении отдельных характеристик существующего объекта учета;
ввод данных о прекращении существования объекта учета.
Учетную запись в ЕГРОКС по внесенным данным формируют после проверки документов, представленных Заявителями, и принятия решения о внесении в ЕГРОКС сведений об объектах капитального строительства.
Учетную запись о возникновении нового объекта учета выполняют во вновь открываемом разделе с одновременным присвоением объекту учета кадастрового номера. После открытия раздела на титульном листе трех экземпляров технических паспортов объекта учета вносят учетные записи о возникновении нового объекта учета в ЕГРОКС с указанием наименования федерального органа исполнительной власти, кадастрового номера объекта учета, даты внесения учетных записей о возникновении нового объекта учета в ЕГРОКС.
Учетную запись об изменении отдельных характеристик существующего объекта учета делают в разделе, содержащем информацию об объекте учета, характеристики которого подлежат изменению. После изменения отдельных характеристик существующего объекта учета в разделе на титульный лист трех экземпляров технических паспортов объекта учета вносят учетные записи в ЕГРОКС об изменении отдельных характеристик существующего объекта учета с указанием наименования федерального органа исполнительной власти, кадастрового номера объекта учета (в случае его изменения), даты внесения учетных записей в ЕГРОКС об изменении отдельных характеристик существующего объекта учета.
Учетная запись о прекращении существования объекта учета сопровождается закрытием раздела на основании документа, подтверждающего факт прекращения существования объекта учета.
Удостоверяют технические паспорта, ставя штамп на его титульный лист и на план объекта недвижимости, включенного в технический паспорт.
Удостоверенные технические паспорта или решения об отказе во внесении в ЕГРОКС сведений об объектах капитального строительства выдают Заявителям: лично; почтовым отправлением в адрес, указанный Заявителем в Заявлении.
Для организации хранения реестровые дела по объектам учета (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) группируют по номерам кадастровых кварталов, на территории которых они расположены; реестровые дела на помещения располагают в порядке нумерации за реестровым делом на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в котором они расположены.
Целостность (комплектность) реестровых дел существующих объектов учета обеспечивается за счет соответствующей организации хранения с применением описи включаемых документов. Для обеспечения целостности реестровых дел прекративших существование объектов учета, пополнение которых завершено, весь комплект документов таких дел прошивают и скрепляют печатью органа кадастрового учета.
Реестровые дела хранят постоянно, их уничтожение и изъятие не допускаются.
Исправляют технические ошибки в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей объектов учета или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ЕГРОКС.
Если исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей объектов учета или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ЕГРОКС, то такое исправление возможно лишь на основании решения суда.
При обнаружении технической ошибки в данных ЕГРОКС и ее устранении Росреестр и его территориальные органы, внесшие указанные исправления, направляют уведомление Заявителям об устранении технической ошибки с приложением одного экземпляра выписки из ЕГРОКС, содержащей скорректированные данные.
Уведомление об устранении технической ошибки регистрируют в книге учета выданных документов.
Сведения об объектах учета из реестра предоставляют на основании заявления заинтересованного лица. Заявление подают в бумажном виде в единственном экземпляре.
Сведения об объектах учета предоставляют по запросам:
правообладателей объектов учета и уполномоченных ими лиц в соответствии с ФЗ-122 и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
лиц, имеющих право на наследование имущества правообладателя, наследников по закону или по завещанию, либо нотариусов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
судов, правоохранительных органов, судебных приставов-исполнителей, имеющих в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
руководителей органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам учета, расположенным на территории соответствующих административно-территориальных образований);
налоговых органов (в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией);
органов, осуществляющих государственную регистрацию прав в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией, в соответствии с ФЗ-122;
иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сведения об объектах учета выдают по запросам граждан, предоставивших документ, удостоверяющий личность, и юридических лиц, предоставивших документы, подтверждающие их регистрацию в установленном порядке. Граждане и юридические лица также предоставляют документы, подтверждающие возможность получения сведений.
Сведения из реестра представляют в виде:
плана объекта недвижимости (приложение 43) для предоставления в органы, регистрирующие права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с ФЗ-122;
выписки из реестра, содержащей сведения об объекте учета (приложение 44);
выписки из реестра, содержащей сведения об объекте учета, относящиеся к информации ограниченного доступа (приложение 9.22);
выписки из реестра, подтверждающей факт отсутствия в нем сведений об объекте учета (приложение 45).
План объекта недвижимости и выписку из реестра предоставляют в течение пяти рабочих дней после приема заявления о выдаче сведений из реестра.
Сведения о принятых заявлениях, а также выданных планах объектов недвижимости и выписках из реестра заносят в книгу учета запросов и предоставленных из реестра сведений об объектах учета.
Заявления на предоставление сведений об объектах учета, а также копии предоставленных планов объектов недвижимости и выписок из реестра помещают в реестровое дело соответствующего объекта учета.
В соответствии с Приказом № 32 кадастровый паспорт оформляют на земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (объектов недвижимости, подлежащих государственному кадастровому учету в соответствии с ФЗ-221).
При этом необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит требований к сооружениям. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России[46], в отношении комплекса недвижимого имущества (в том числе автозаправочной станции) может быть осуществлен государственный технический учет в качестве сооружения при соблюдении следующий условий:
наличие документов, подтверждающих создание комплекса недвижимого имущества в качестве единого объекта недвижимости (наличие разрешения на строительство, проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию);
использование объекта недвижимости (сооружения) по одному назначению;
однородный правовой режим.
Кадастровый паспорт на комплекс недвижимого имущества (сооружение) оформляют по форме, утвержденной Приказом № 32. При этом, если в состав комплекса (сооружения) входят объекты, для которых Приказом № 32 определены различные типы основных характеристик (протяженность, объем и т. д.), строку 1.3 кадастрового паспорта не заполняют, а в строке 1.9 указывают состав комплекса недвижимого имущества (объектов, входящих в состав сооружения) с указанием (при наличии) основной характеристики каждого объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 732 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372» определен максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, хранящих учетно-техническую документацию о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу ФЗ-221 или в переходный период его применения; выписки о таком объекте недвижимости составляют:
для физических лиц — 500 руб.;
для юридических лиц — 1000 руб.
Эксперимент по созданию ЕГРОКС в нескольких областях Российской Федерации не оправдал себя в полной мере. Поэтому Росреестр проводит работу по интеграции этой информации в единый федеральный ресурс.
Контрольные вопросы и задания Какова основная задача технической инвентаризации объектов капитального строительства? Какие организации осуществляют техническую инвентаризацию объектов капитального строительства в Российской Федерации? Перечислите основные задачи государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Как по организационно-технологическому признаку подразделяют техническую инвентаризацию объектов недвижимости? На каком основании проводят техническую инвентаризацию в связи с изменениями характеристик объекта? Что такое ЕГРОКС? Какая организация его ведет? Какая организация до 1 января 2013 г. осуществляет подготовку документов для регистрации прав на объекты капитального строительства?
Источник: scibook.net