Техническое требования кровли и приемки проектирования и строительства

5.3.1.1 Техническое предложение образца АТ разрабатывают в начале стадии 1 (этап 2 программы создания АТ, см. рисунок 1).

5.3.1.2 Техническое предложение выполняют с целью уточнения концепции и обоснования возможности создания образца АТ, его СЧ и компонентов. На этом этапе программы прорабатывают различные варианты построения образца АТ (СЧ), обеспечивающих систем, оценивают варианты их реализации и выбирают оптимальный вариант.

5.3.1.3 Разработку технического предложения образца АТ (СЧ) выполняют как в рамках контракта с заказчиком, так и в инициативном порядке.

5.3.1.4 Требования заказчика к техническому предложению устанавливают в ТЗ на техническое предложение или, по согласованию с заказчиком, в других документах, однозначно определяющих требования (далее — задание). Задание на техническое предложение образца АТ государственный заказчик разрабатывает (с использованием проекта ТЗ, разработанного головным разработчиком в соответствии с 5.2.9) с привлечением НИИ.

ГОСТ Р 58875-2020 Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений

При инициативной разработке необходимость привлечения НИИ определяет заказчик. Задание на техническое предложение утверждает заказчик. Задание на разработку технического предложения СЧ АТ разрабатывает и утверждает головной разработчик образца АТ. В задании указывают УГТ, который должен быть достигнут для КЭТ при разработке технического предложения (УГТ 3 или выше, в соответствии с ГОСТ Р 57194.1).

Если разработка технического предложения образца АТ (СЧ) осуществляется на конкурсной основе, задание на техническое предложение образца АТ (СЧ) согласованию с разработчиками, участниками конкурса на разработку технического предложения, не подлежит.

5.3.1.5 В процессе разработки технического предложения изготавливают модели, макеты, в том числе электронные, ЛЛ, демонстрационные образцы АТ и их отдельных СЧ. Уровень их экспериментальной отработки на этапе технического предложения оговаривают в задании.

Допускается проведение предварительных оценок технических характеристик демонстрационных образцов АТ и их отдельных СЧ в реальных условиях эксплуатации.

5.3.1.6 Техническое предложение должно содержать материалы в объеме, установленном в действующих НТД и задании.

В материалах технического предложения должны быть представлены проекты ТЗ на ОКР и ЕСП или иного аналогичного планового документа создания образца АТ.

5.3.1.7 Рассмотрение технического предложения соответствует контрольному рубежу 2 (см. рисунок 1). В ходе рассмотрения технического предложения в том числе оценивается достижение заданного УГТ для КЭТ.

Рассмотрение технического предложения организуют по одной из следующих схем:

1) рассылка технического предложения на рассмотрение организациям по перечню рассылки.

Перечень заключений профильных организаций на техническое предложение (его составную часть) составляют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ) или в соответствии с заданием на техническое предложение.

Вебинар «Система нормативной документации по проектированию, строительству и эксплуатации крыш»

Организации, которым техническое предложение направлено на рассмотрение, выдают отзыв (заключение) головному разработчику (разработчику СЧ) и заказчику (головному разработчику) в срок не более 30 дней со дня поступления проекта на рассмотрение;

2) рассмотрение технического предложения без рассылки его на отзыв на предприятии — головном разработчике (разработчике СЧ) комиссией, состоящей из представителей организаций, которые определяют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ) или в соответствии с заданием на техническое предложение;

3) рассмотрение технического предложения без рассылки его на отзыв у головного разработчика (разработчика СЧ) уполномоченными представителями организаций, оговоренных в задании на техническое предложение или организаций, проводящих рассмотрение технического предложения, которые определяют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ).

5.3.1.8 Техническое предложение должно быть рассмотрено на НТС (секции НТС) или на техническом совещании специалистов головного разработчика (разработчика СЧ) с участием представителей заказчика (головного разработчика), НИИ (по решению заказчика), разработчиков СЧ и других заинтересованных организаций. Результаты рассмотрения оформляют решением (протоколом).

5.3.1.9 Доработанное в соответствии с полученными отзывами (экспертными заключениями) техническое предложение головной разработчик (разработчик СЧ) представляет заказчику, который рассматривает техническое предложение и приложенные к нему материалы на соответствие заданию, условиям контракта, требованиям стандартов, других НТД и вырабатывает свое заключение, содержащее рекомендации об утверждении (отклонении) технического предложения и возможности (невозможности) перехода к ОКР.

В случае выдачи заключения о невозможности представления к приемке технического предложения и подтверждения этого заключения техническое предложение должно быть доработано и предъявлено заказчику повторно.

5.3.1.10 В случае доработки головной разработчик (разработчик) представляет заказчику (головному разработчику) доработанное техническое предложение. Вместе с техническим предложением представляют решение НТС/технического совещания специалистов, акт комиссии (если рассмотрение осуществлялось комиссией) заключение головного разработчика на технические предложения СЧ, отзывы (заключения, экспертные заключения) организаций, акт доработки технического предложения.

5.3.1.11 Для приемки технического предложения заказчик создает комиссию, в состав которой включают представителей заказчика, а также НИИ. К работе в комиссии, при необходимости, привлекают специалистов головного разработчика (разработчиков СЧ).

Комиссия в месячный срок рассматривает материалы технического предложения. По результатам работы комиссии оформляют акт.

Заказчик по своему усмотрению также поручает приемку технического предложения своим представителям без создания комиссии.

По результатам приемки технического предложения заказчик в месячный срок выдает заключение об утверждении или отклонении технического предложения, а головной разработчик — об утверждении или отклонении технических предложений СЧ.

5.3.1.12 В случае необходимости доработки технического предложения, если заключением предусмотрено повторное рассмотрение комиссией по заключению заказчика (головного разработчика), а также при отклонении технического предложения головной разработчик (разработчик СЧ) составляет план-график мероприятий по доработке технического предложения и дорабатывает его. Доработанное техническое предложение представляется на повторное рассмотрение, соответственно заказчику или головному разработчику.

5.3.1.13 Доработку технического предложения, если заключением не предусмотрено повторное рассмотрение комиссией, принимает заказчик (на предприятии — разработчике СЧ — головной разработчик). Приемку доработанного технического предложения оформляют заключением на основании акта о доработке.

5.3.1.14 Основанием для закрытия этапа разработки технического предложения образца АТ (СЧ) служит заключение головного разработчика о приемке доработанного технического предложения образца АТ (СЧ) и достаточности НТЗ для разработки образца с заданными характеристиками с учетом ранее сделанной НИИ оценки достаточности НТЗ (в том числе полноты перечня и УГТ) для принятия головным разработчиком решения о начале разработки образцов АТ, удовлетворяющих заданным требованиям. В заключение указывают достигнутый уровень УГТ.

В противном случае должно быть выдано заключение о невозможности реализации технического предложения.

Закрытие этапа разработки технического предложения образца АТ (СЧ) совместно с достижением требуемого УГТ служит основанием для прохождения контрольного рубежа 2 (см. рисунок 1).

По результатам разработки технического предложения головным разработчиком должен быть подготовлен и включен в состав отчетных материалов проект ТЗ на выполнение ОКР по созданию образца АТ.

5.3.1.15 По результатам приемки технического предложения заказчик принимает решение о дальнейшей разработке образца АТ или о прекращении работ по данной авиационной программе.

5.3.2 Опытно-конструкторские работы по созданию образца авиационной техники

ОКР по созданию (модификации) образца АТ включают в себя:

а) разработку КДД образца АТ, в процессе которого:

— разрабатывают технический проект (макет);

— разрабатывают РКД и осуществляют ее передачу головному изготовителю;

— по результатам изготовления и испытаний опытного образца АТ корректируют и утверждают комплект РКД для организации серийного производства образца АТ;

б) подготовку производства и изготовление опытного образца (опытной партии) АТ;

в) испытания и сертификацию образца АТ.

В процессе серийного производства может возникнуть необходимость в модификации образца АТ (см. 5.6.3). Работы по модификации образца АТ также включают в разряд ОКР.

Основными целями ОКР являются:

— разработка образца АТ, удовлетворяющего требованиям ТЗ заказчика, и достижение необходимых характеристик летной годности образца АТ, установленных в сертификационном (квалификационном) базисе, что должно быть подтверждено результатами всех установленных видов испытаний, сертификацией образца АТ и сертификацией (квалификацией) его компонентов;

— достижение УГТ, которые необходимы для эффективной организации серийного производства образца АТ и его СЧ, а также соответствующие требованиям заказчика по ГОСТ Р 57194.1;

— организация ППО АТ и технической поддержки покупателей (эксплуатантов), которая обеспечит высокий уровень конкурентоспособности разрабатываемого образца АТ.

Основанием для выполнения ОКР по созданию (модификации) образца АТ является решение (см. 5.3.1.14), ТЗ и договор (контракт) на выполнение ОКР, заключенный между заказчиком и головным разработчиком образца АТ. ОКР по созданию образца АТ проводят на этапах 3 — 7 программы создания АТ (см. рисунок 1) и завершают контрольным рубежом 7 «Сертификация типа АТ завершена».

Примечание — Работы по постановке на серийное производство образца АТ завершают контрольным рубежом 8 «Постановка на производство завершена» (см. рисунок 1).

Основанием для выполнения составной части ОКР по созданию (модификации) СЧ образца АТ является ТЗ и контракт на выполнение ОКР СЧ, заключенный между головным разработчиком образца АТ и разработчиком СЧ.

Порядок выполнения ОКР (в том числе ОКР, выполняемых разработчиком АТ на инициативной основе) должен соответствовать требованиям, установленным в настоящем разделе, требованиям действующих НТД (приложение А).

5.3.3 Разработка технического задания на опытно-конструкторские работы

5.3.3.1 Требования заказчика к ОКР устанавливают в ТЗ на ОКР или, по согласованию с заказчиком, в других документах, однозначно определяющих требования заказчика.

5.3.3.2 Проект ТЗ на выполнение ОКР подготавливает головной разработчик образца АТ по результатам технического предложения и включает в состав отчетных материалов этапа 2 программы создания АТ (см. 5.3.1.13).

5.3.3.3 Заказчик с привлечением НИИ рассматривает, корректирует представленный проект ТЗ на выполнение ОКР, согласовывает его с головным разработчиком и утверждает ТЗ на ОКР.

5.3.3.4 ТЗ на СЧ ОКР разрабатывает и утверждает головной разработчик с привлечением, при необходимости, НИИ, на основе материалов технических предложений СЧ образца АТ (если таковые разрабатывались).

Примечание — ТЗ на особо сложные СЧ АТ (по перечню, установленному заказчиком) утверждает заказчик.

5.3.3.5 Утвержденное ТЗ является обязательным приложением к контракту на ОКР АТ (СЧ).

Примечание — ТЗ на СЧ ОКР, содержащую ПО, должно включать вторую часть — «Программу функционирования», в которой приведены алгоритмы работы и взаимодействия изделия с бортовым оборудованием объекта, логика и математическая обработка входной и выходной информации, формы и состав отображаемой графической информации, состав выходной информации и т.д.

5.3.3.6 На основании ТЗ на разработку СЧ образца АТ головной разработчик заключает контракты с разработчиками СЧ.

В ТЗ на разработку ПО должны быть определены состав аппаратуры и документации, поставляемых головным разработчиком для его разработки и интеграции, а также технологические программно-аппаратные средства, обеспечивающие разработку и отладку ПО.

В тех случаях, когда разработчиком ПО выступает сторонняя организация, то в ТЗ на его разработку должны быть определены:

— требования к ПО, ссылка на них или ссылка на исходные данные для разработки требований к ПО (например, требования к системе);

— программно-аппаратная среда, в которую будет интегрироваться разрабатываемое ПО (состав аппаратуры, операционная система, протоколы информационного взаимодействия и другие необходимые сведения);

— уровень(ни) ПО, назначенный(е) на основании оценки безопасности.

5.3.3.7 ТЗ на выполнение ОКР по созданию образца АТ (СЧ) может включать следующие разделы и подразделы:

— «1 Наименование, шифр и основание для разработки»;

— «2 Цель разработки, назначение образца»;

— «2.1 Цель разработки»;

— «2.2 Задачи, решаемые в ходе выполнения работы»;

— «2.3 Наименование образца»;

— «2.4 Назначение образца»;

— «3 Технические требования к образцу»;

— «3.1 Требования по сертификации (квалификации)»;

— «3.2 Требования к составу образца»;

— «3.3 Требования по назначению»;

— «3.3.1 Технические характеристики образца»;

— «3.3.1.1 Общие требования к принципу работы (конструкции)»;

— «3.3.1.2 Технические характеристики (параметры)»;

— «3.3.1.3 Требования по информационным входам и выходам»;

— «3.3.1.4 Требования по энергетическим входам и выходам»;

— «3.3.1.5 Требования по оценке перспектив повышения технического уровня образца»;

— «3.3.2 Технические характеристики составных частей образца»;

— «3.4 Требования по радиоэлектронной защите»;

— «3.5 Требования по живучести и стойкости к внешним воздействующим факторам»;

— «3.6 Требования по ЭТХ»;

— «3.6.1 Показатели ЭТХ»;

— «3.6.2 Требования к комплексной программе обеспечения ЭТХ»;

— «3.6.3 Требования к надежности и отказобезопасности»;

— «3.6.4 Требования к контролепригодности»;

— «3.6.5 Требования к эксплуатационной технологичности»;

— «3.7 Требования эргономики, обитаемости и технической эстетике»;

— «3.7.1 Требования к организации изделия АТ»;

— «3.7.2 Требования к организации деятельности операторов»;

— «3.7.3 Требования к техническим средствам деятельности и человеко-машинному интерфейсу»;

— «3.7.4 Требования к психофизическим характеристикам оператора»;

— «3.7.5 Требования к системам жизнеобеспечения, средствам спасения и выживания»;

— «3.7.6 Требования к рабочему пространству»;

— «3.7.7 Требования к системе формирования и поддержания работоспособности операторов»;

— «3.7.8 Требования к факторам обитаемости помещений изделий АТ»;

— «3.8 Требования по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению»;

— «3.8.1 Требования к организации технической эксплуатации»;

— «3.8.2 Требования к средствам технического обслуживания»;

— «3.8.3 Требования к материально-техническому обеспечению и ППО»;

— «3.8.4 Требования к условиям хранения»;

— «3.8.5 Требования к транспортабельности»;

— «3.9 Требования по обеспечению сохранения коммерческой тайны;

— «3.10 Требования по стандартизации, каталогизации и унификации»;

— «3.11 Требования по технологичности изготовления»;

— «3.12 Конструктивные требования»;

— «3.12.1 Масса и габариты»;

— «3.12.2 Установка и монтаж»;

— «3.12.3 Требования по взаимодействию»;

— «3.12.4 Конструктивные особенности»;

— «4 Технико-экономические требования»;

— «5 Требования по видам обеспечения»;

— «5.1 Требования по метрологическому обеспечению»;

— «5.2 Требования по математическому, программному и информационному обеспечению»;

— «5.2.1 Методическое обеспечение»;

— «5.2.2 Математическое и программное обеспечение»;

— «5.2.3 Информационное обеспечение»;

— «6 Требования по утилизации»;

— «7 Требования к сырью, материалам и комплектующим изделиям»;

— «8 Требования к консервации, упаковке и маркировке»;

— «9 Требования к учебно-тренировочным средствам»;

Читайте также:  Что такое смр в строительстве в смете

— «10 Специальные требования»;

— «11 Этапы выполнения разработки»;

— «12 Порядок выполнения и приемки этапов разработки»;

— «12.1 Порядок выполнения этапов разработки»;

— «12.2 Требования к приемке этапов разработки»;

— «13 Перечень заключений НИИ»;

5.3.3.8 В процессе выполнения ОКР отдельные пункты ТЗ, кроме устанавливающих основополагающие требования, по совместному решению заказчика (головного разработчика — для ОКР СЧ) и головного разработчика (разработчика — для ОКР СЧ) следует уточнять и/или изменять по результатам рассмотрения отдельных этапов ОКР, что отражается в дополнениях к ТЗ, оформленных в том же порядке, что и основной документ.

5.3.4 Общие требования к процессу проектирования авиационной техники

5.3.4.2 В процессе проектирования образца АТ (СЧ) разрабатывают КД и данные (бумажные и электронные документы, компьютерные модели, базы данных, иные результаты расчетно-конструкторских работ — далее КДД), отражающие реализацию образцом АТ всех функций, установленных требованиями ТЗ и сертификационного (квалификационного) базиса. Процесс проектирования каждой системы образца АТ включает в себя ряд процессов разработки составляющих ее изделий. Процесс разработки каждого изделия содержит ряд ЖЦ разработки как аппаратных частей, так и ПО. На каждом этапе проектирования выполняют повторяющиеся поддерживающие процессы.

Типовая модель процесса проектирования образца АТ и его систем с учетом требований безопасности приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 — Типовая модель реализации функций АТ

при проектировании с учетом требований безопасности

5.3.4.3 В порядке, определенном воздушным законодательством, организации-разработчики и предприятия — изготовители АТ обязаны создать и обеспечить непрерывное функционирование в своем составе СУБП в соответствии с требованиями воздушного законодательства. В рамках указанных систем определяют иерархию ответственности в организации, в том числе прямую ответственность в отношении безопасности полетов со стороны высшего руководства организации с учетом требований действующих НТД.

5.3.4.4 Процесс проектирования должен обеспечивать достижение безопасности путем гарантии качества проектирования образца АТ.

Головной разработчик образца АТ в рамках ОКР проводит предварительную оценку безопасности образца и предварительную оценку безопасности его систем, по результатам которых назначает уровень гарантий качества проектирования образца АТ и его систем для этапов эскизного, технического проектов, и рабочего проектирования образца АТ. Уровень гарантий качества проектирования назначают, исходя из классификации отказного состояния соответствующей(их) функции(ий) образца АТ и его СЧ.

Примечание — При назначении уровня гарантий качества проектирования и при проведении предварительной оценки безопасности образца АТ и его систем (СЧ) руководствуются указаниями [5] и [6].

5.3.4.5 Требования к уровню гарантий качества проектирования устанавливает головной разработчик в ТЗ на разработку СЧ АТ.

5.3.4.6 В соответствии с требованиями пункта 21.6 федеральных авиационных правил [2] головной разработчик АТ обязан иметь в своей организации службу сертификации (структурное подразделение), которая координирует деятельность других служб головного разработчика, реализующих требования к летной годности, обеспечению безопасности полетов и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках авиационной техники, осуществляет внутренний контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных законодательством Российской Федерации, а также контролирует результаты сертификационных работ и визирует доказательную и иную документацию, направляемую в авиарегистр или уполномоченный орган в области гражданской авиации.

5.3.4.7 Для обеспечения и контроля соответствия разрабатываемых на стадии ОКР материалов требованиям ТЗ и сертификационного базиса, оценки технико-экономической эффективности и безопасности создаваемого образца АТ, государственный заказчик организует и проводит рассмотрение КДД и иной документации на всех этапах разработки конкретного образца АТ.

Порядок проведения рассмотрения определяет заказчик. Финансирование этих работ осуществляется по договорам (контрактам), заключаемым заказчиком с НИИ, а также по договорам (контрактам), заключаемым головным разработчиком образца АТ с НИИ.

5.3.5 Разработка эскизного проекта образца авиационной техники

5.3.5.1 ЭП образца АТ разрабатывают на этапе 3 программы создания АТ и завершают прохождением контрольного рубежа 3 «Готовность предложить» (см. рисунок 1).

5.3.5.2 ЭП разрабатывает головной разработчик образца АТ (разработчик СЧ) с целью установления принципиальных (конструктивных, схемных, технологических и других) решений образца АТ (СЧ) по утвержденному ТЗ в соответствии с действующими НТД.

5.3.5.3 ЭП должен содержать технические решения, архитектурные решения (компоновку), схемные и эргономические решения, геометрические, летно-технические, энергетические, технические, эксплуатационно-технические, экономические и другие характеристики образца, а также принципиальные (конструктивные, схемные, технологические, программные, организационные) решения по созданию системы ППО и технической поддержки покупателя (эксплуатанта), обеспечивающие выполнение требований по конкурентоспособности и эксплуатационной эффективности образца.

5.3.5.4 Объем экспериментальных (стендовых) отработок на этапе ЭП должен соответствовать требованиям НТД.

5.3.5.5 Головной разработчик на этапе ЭП разрабатывает:

— проект сертификационного базиса;

— проект программы сертификационных работ;

— перечень КИ категории А и категории Б.

Примечание — Требования к формированию, корректировке и утверждению сертификационного базиса образца АТ установлены в пункте 21.17 [2].

5.3.5.6 На этапе ЭП необходимо разработать полное электронное описание изделия со степенью детализации, заданной в ТЗ. В случае модификации существующих образцов АТ (СЧ), электронная модель которых ранее не создавалась, допускается выполнение электронной модели в виде плоских геометрических моделей (электронных чертежей). В исключительных случаях, по согласованию с заказчиком, допускается замена электронных моделей бумажными чертежами, оформленными в соответствии с требованиями ГОСТ 2.051, ГОСТ 2.052, ГОСТ 2.053, ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.103, ГОСТ 2.114, ГОСТ 2.118, ГОСТ 2.119, ГОСТ 2.120 и ГОСТ 3.1102 (далее — стандарты ЕСКД, ЕСТД).

На этом же этапе разрабатывают ЭП бортового ПО.

5.3.5.7 ЭП должен содержать материалы по учебно-тренировочным средствам, обеспечению возможности изготовления образца в промышленных условиях, системам наземного обслуживания, технологическому оборудованию для обеспечения эксплуатации, ремонта и утилизации.

5.3.5.8 Перечень материалов, представляемых заказчику с ЭП на образец АТ, должен соответствовать ТЗ, ведомости исполнения контракта и требованиям действующих НТД.

Одновременно с ЭП представляют:

— акт комиссии по рассмотрению материалов технического предложения (если таковой разрабатывался);

— материалы по кибербезопасности (программа авиационной безопасности данных);

— программу эргономического обеспечения;

— уточненный ЕСП выполнения ОКР (или иной аналогичный плановый документ);

— перечень СЧ образца, подлежащих СИ;

— макеты, демонстраторы, опытные образцы АТ и СЧ, серийные образцы СЧ, представление которых предусмотрено в ТЗ на образец АТ;

— проект перечня методик автономной и комплексной отработки СЧ образца АТ на математических и полунатурных моделях, стендах, моделирующих комплексах и ЛЛ;

— планируемый состав базы для наземной и летной отработки и испытаний образца АТ (СЧ) и, в случае необходимости, предложения по созданию новых элементов базы и/или модификации существующих;

— ЭП комплексной системы измерений и обработки результатов измерений, обеспечения безопасности проведения испытаний;

— состав и характеристики необходимой производственной базы;

— требования к системе технической эксплуатации АТ, концепцию ППО;

— предлагаемую схему цепочек поставки;

— план ресурсного обеспечения программы;

— обоснование экономической эффективности программы создания образца АТ;

— уточненные результаты маркетинговых исследований, в том числе анализ требований рынка к разрабатываемому образцу АТ, обоснование экономической целесообразности его создания, рыночный потенциал разрабатываемого образца;

— предложения по возможности и целесообразности применения образца АТ в интересах других заказчиков, включая федеральные органы исполнительной власти.

В случае инициативной разработки образца АТ объем работ и состав эскизного проекта должны соответствовать действующим НТД и учитывать положения настоящего стандарта.

5.3.5.9 Головной разработчик в процессе эскизного проектирования осуществляет техническое руководство разработкой эскизных проектов СЧ, их рассмотрение и приемку, разработку, оформление и защиту (с привлечением разработчиков СЧ) эскизного проекта в целом.

Разработчики СЧ представляют ЭП СЧ головному разработчику вместе с заключениями НИИ.

В случае, когда головной разработчик сам является разработчиком одной или нескольких СЧ образца, он получает на эти СЧ заключения НИИ.

В случае, если разработчиком СЧ является иностранная компания, головной разработчик определяет необходимость и направляет ЭП этих СЧ в НИИ для получения заключения.

5.3.5.10 При необходимости, по результатам выполнения ЭП, головной разработчик готовит предложения по внесению изменений в ТЗ на выполнение ОКР по созданию образца АТ (СЧ). Эти предложения предоставляют заказчику для рассмотрения и утверждения.

5.3.5.11 ЭП должен быть рассмотрен на НТС (секции НТС) или на техническом совещании специалистов головного разработчика (разработчика СЧ) с участием представителей заказчика, разработчиков СЧ, НИИ и других заинтересованных организаций. Результаты рассмотрения оформляют решением (протоколом).

5.3.5.12 Рассмотрение выполненного ЭП по совместному решению заказчика и головного разработчика организуют по одной из следующих схем:

а) рассылка ЭП на рассмотрение организациям по перечню рассылки.

Перечень заключений профильных организаций на ЭП (ЭП СЧ) составляют на основании ТЗ или совместного решения заказчика и головного разработчика (головного разработчика и разработчика СЧ).

Организации, которым ЭП направлен на рассмотрение, выдают отзыв (заключение) головному разработчику (разработчику СЧ) и заказчику (головному разработчику) в срок не более 30 дней со дня поступления проекта;

б) рассмотрение ЭП без рассылки его на отзыв у головного разработчика (разработчика СЧ) комиссией, сформированной заказчиком;

в) рассмотрение ЭП без рассылки его на отзыв у головного разработчика (разработчика СЧ) уполномоченными представителями организаций, оговоренных в ТЗ или организаций, проводящих рассмотрение ЭП, которые определяют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ).

5.3.5.13 Головной разработчик (разработчик СЧ) представляет заказчику (головному разработчику) доработанный (при необходимости) ЭП для приемки. Вместе с ЭП представляют решения НТС (технических совещаний специалистов), акт комиссии, если рассмотрение осуществлялось комиссией, заключения головного разработчика на ЭП СЧ, отзывы (заключения, экспертные заключения) организаций, акты доработки ЭП.

ЭП может быть выполнен на инициативной основе. Порядок выполнения ЭП и его составных частей должен соответствовать требованиям настоящего раздела.

5.3.5.14 Для приемки ЭП заказчик создает комиссию, в состав которой включают представителей заказчика, специалистов головного разработчика (разработчиков СЧ) и НИИ.

Комиссия в месячный срок рассматривает материалы ЭП. По результатам работы комиссии оформляют акт.

Разногласия по акту между головным разработчиком и комиссией заказчика разрешают принятием согласованного решения до утверждения акта. Решения по несогласованным вопросам принимает заказчик.

Заказчик по своему усмотрению (в случае необходимости) поручает приемку ЭП своим представителям без создания комиссии.

По результатам приемки ЭП заказчик в месячный срок выдает заключение об утверждении или отклонении ЭП, а головной разработчик — об утверждении или отклонении ЭП СЧ.

5.3.5.15 В случае необходимости доработки ЭП, если заключением предусмотрено повторное рассмотрение комиссией, а также при отклонении проекта головной разработчик (разработчик СЧ) составляет план-график мероприятий по доработке проекта и дорабатывает его. Доработанный ЭП вместе с заключением о выполненной доработке представляют на повторное рассмотрение.

Порядок рассмотрения доработанного ЭП должен соответствовать порядку рассмотрения первоначального ЭП.

5.3.5.16 Доработку ЭП, если заключением не предусмотрено повторное рассмотрение комиссией, принимает заказчик. Приемку доработки ЭП оформляют заключением на основании акта о доработке.

5.3.5.17 Основанием для закрытия этапа ЭП образца АТ (СЧ) служит акт приемки заказчиком (головным разработчиком) ЭП образца АТ (СЧ).

5.3.6 Разработка технического проекта (макета) образца авиационной техники

5.3.6.1 Технический проект (макет) образца АТ назначения разрабатывают на этапе 4 программы создания АТ и завершают прохождением контрольного рубежа 4 «Конфигурация утверждена. Начало реализации Программы» (см. рисунок 1).

5.3.6.2 Технический проект разрабатывают на основании материалов ЭП с целью определения окончательных технических решений, дающих полное представление о конструкции образца АТ, о его конфигурации, в том числе составе и характеристиках его бортовых систем, структуре и среде разработки ПО, эксплуатационно-технических характеристиках образца, принципиальных технологических решениях по его производству в промышленных условиях.

Конфигурация АТ, созданная в результате технического проекта, является базовой при выполнении дальнейших работ по созданию образца АТ. Управление конфигурацией — по ГОСТ Р 58054.

5.3.6.3 При разработке технического проекта допускается использовать материалы ЭП, если они соответствуют требованиям, предъявляемым к техническому проекту, или если в них внесены соответствующие изменения.

5.3.6.4 В начале выполнения технического проекта головной разработчик образца АТ должен сформировать и направить в порядке, установленном воздушным законодательством, заявку на получение сертификата типа образца АТ.

К заявке на получение сертификата типа прилагают документы, указанные в пункте 21.15 федеральных авиационных правил [2].

5.3.6.5 До завершения работ технического проекта в соответствии с требованиями [2] головной разработчик проводит «этап макета».

Цели и порядок проведения «этапа макета» установлены в пункте 21.20A, 21.20B, 21.20C федеральных авиационных правил [2].

5.3.6.6 После завершения работы макетной комиссии и выполнения мероприятий по устранению ее замечаний, заказчик осуществляет приемку результатов технического проекта.

Примечание — Выполнение мероприятий по устранению замечаний макетной комиссии может осуществляться после завершения этапа технического проекта в соответствии со сроками, установленными в протоколе макетной комиссии.

5.3.6.7 Перечень материалов, предъявляемых заказчику с техническим проектом на образец АТ, должен соответствовать ТЗ, ведомости исполнения договора (контракта) и требованиям действующих НТД.

Предъявляемые проектно-расчетные и экспериментальные материалы технического проекта и макеты должны позволять провести оценку выполнения на данном этапе создания образца АТ требований ТЗ и применимых НТД, а также проверку условий размещения экипажа, оценку эргономичности и эксплуатационной технологичности, компоновки СЧ (двигателей, оборудования, агрегатов и механизмов, средств контроля), оценку вариантов загрузки пассажиров, багажа, грузов и др.

Вместе с материалами технического проекта заказчику представляют протокол макетной комиссии и результаты мероприятий по устранению замечаний протокола макетной комиссии, выполненные на момент сдачи заказчику технического проекта.

Примечание — На выполнение мероприятий по устранению замечаний макетной комиссии головным разработчиком должен быть оформлен протокол технических совещаний, содержащий мероприятия по устранению выявленных недостатков в соответствии с пунктом 21.20C федеральных авиационных правил [2], согласованный сертификационными центрами и независимой инспекцией у головного разработчика.

5.3.6.8 Порядок приемки документации технического проекта аналогичен порядку, установленному для ЭП.

5.3.6.9 Основанием для закрытия этапа технического проектирования образца АТ (СЧ) служит акт приемки заказчиком (головным разработчиком) технического проекта образца АТ (СЧ).

5.3.7 Разработка рабочей конструкторской документации и данных для изготовления опытных образцов авиационной техники

5.3.7.1 Рабочие КДД для изготовления опытных образцов АТ (в том числе для изготовления специального технологического оборудования и оснастки, а также ПО разрабатывают на этапе 5 программы создания образца АТ и завершают прохождением контрольного рубежа 5 «Готовность к изготовлению первого опытного образца» (см. рисунок 1).

Читайте также:  Городская организация капитального строительства

Примечание — Корректировку рабочих КДД по результатам постройки опытных образцов, испытаний и сертификационных работ проводят на этапах 6 — 7 программы создания образца АТ и завершают формированием комплекта КДД для серийного производства образца АТ (контрольный рубеж 7 «Сертификация типа образца АТ завершена», см. рисунок 1).

5.3.7.2 Рабочие КДД, директивная ТД и бортовое ПО разрабатывает головной разработчик образца (разработчик СЧ) в соответствии с требованиями ТЗ и применимыми НТД, материалами эскизного и технического проектов (макета), а также в соответствии с результатами испытаний демонстрационных образцов, экспериментальных работ на моделях, макетах и полунатурных моделирующих комплексах.

ЭД необходимо разрабатывать в электронном виде, за исключением отдельных случаев, согласованных с заказчиком. Общие требования к ЭД определены в ГОСТ 18675.

Электронное описание изделия должно быть уточнено и проработано со степенью детализации, соответствующей требованиям ТЗ.

5.3.7.3 В случае модификации существующих образцов АТ (СЧ), электронная модель которых ранее не создавалась, допускается выполнение конструкторских документов в виде двумерных (плоских) геометрических моделей (электронных чертежей).

5.3.7.4 В отдельных случаях, по согласованию с заказчиком, допускается выпуск КД в бумажной форме в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

5.3.7.5 Комплект рабочих КДД на образец АТ (СЧ) должен быть передан головному изготовителю в сроки, оговоренные в договоре (контракте). Для сокращения сроков изготовления опытного образца КДД следует передавать по частям, по мере разработки.

1 ЭД передают головному изготовителю опытного образца (опытной партии) АТ (СЧ) в оговоренные в договоре (контракте) сроки, но не позднее, чем за месяц до начала испытаний.

2 Состав ЭД, которую предоставляют головному изготовителю опытного образца АТ, должен быть оговорен в договоре (контракте).

3 В случае интеграции информационных систем головного разработчика (разработчика СЧ) и головного изготовителя (изготовителя СЧ) доступ к электронным документам и данным представляют головному изготовителю (изготовителю СЧ) по частям, с оформлением соответствующих актов.

5.3.7.6 Основанием для закрытия этапа разработки рабочих КДД служит акт приема-передачи комплекта рабочих КДД, утвержденных головным разработчиком, головным изготовителем и согласованных с независимой инспекцией у головного разработчика и головного изготовителя. При этом головной разработчик образца (разработчик СЧ) направляет заказчику (головному разработчику) уведомление о завершении данного этапа с оформлением его сдачи-приемки в установленном договором (контрактом) порядке.

5.3.7.7 Координацию работ и взаимодействие предприятий между собой на этапе рабочего проектирования осуществляет головной разработчик образца АТ.

5.3.8 Корректировка и утверждение рабочих КДД для организации серийного производства образца авиационной техники

5.3.8.1 Рабочие КДД на образец АТ (СЧ) корректируют:

а) по результатам отработки конструкции образца АТ (СЧ) на технологичность;

б) по результатам постройки опытных образцов АТ (СЧ);

в) по результатам стендовых и наземных испытаний;

г) по результатам предварительных (доводочных) летных испытаний;

д) по результатам сертификационных работ (включая СЗИ и СКИ).

5.3.8.2 Головной разработчик образца АТ (разработчик СЧ) выявляет все конструктивные недостатки и несоответствия, обнаруженные в процессе проведения работ, указанных в перечислениях а) — г) 5.3.8.1, обеспечивает их устранение и вносит изменения (корректировки) в КДД.

Примечание — Сроки корректировки определяют степенью влияния выявленного несоответствия на ТХ образца АТ и его летную годность.

Выполнение плана корректировки КДД контролирует независимая инспекция.

5.3.8.3 Откорректированные КДД по мере выпуска по установленной процедуре передают в производство для соответствующей корректировки ТД и доработки опытного образца АТ (СЧ).

Корректировку ТД и доработку опытного образца АТ (СЧ) контролирует независимая инспекция у изготовителя.

5.3.8.4 В процессе проведения СЗИ и СКИ головной разработчик образца АТ должен обеспечить оперативное устранение обнаруженных несоответствий, в том числе несоответствий, требующих внесения изменений (корректировки) в КДД.

Примечание — Головной разработчик образца АТ должен выполнить согласованную с независимой инспекцией у головного разработчика процедуру, которая должна включать порядок регистрации таких несоответствий и формирования перечня КДД, требующих устранения несоответствий.

5.3.8.5 После завершения СИ на предприятии в уведомлении к уполномоченному органу указывают, что КДД образца АТ откорректирована по результатам СИ, отражает типовую конструкцию образца АТ и пригодна для его серийного производства.

5.3.8.6 После того, как независимая инспекция присваивает комплекту рабочих КДД на образец АТ литеру «О 1 » в порядке, определенном воздушным законодательством, осуществляется выдача сертификата типа образцу АТ [2].

5.3.8.7 Литированный комплект КДД по установленной процедуре должен быть передан головному изготовителю образца АТ (СЧ) для внесения соответствующих корректировок в рабочую ТД. Процесс внесения изменений контролирует независимая инспекция на предприятии — головном изготовителе образца АТ (СЧ). После завершения корректировки комплекту рабочей ТД присваивают литеру «О 1 «.

5.3.8.8 Выпуск серийных экземпляров сертифицированного образца АТ возможен только после получения головным изготовителем образца АТ сертификата одобрения производственной организации согласно [2].

Примечание — Головной изготовитель образца АТ может выпустить ограниченное количество серийных экземпляров АТ на основании сертификата типа после получения разрешения на производство, процедура выдачи которого установлена в разделе F федеральных авиационных правил [2].

Источник: npalib.ru

Требования к лестничным маршам в производственных помещениях — подробная информация

Данный стандарт устанавливает нормативы обустройства лестничных ограждений для маршей, оборудованных более чем тремя ступенями. Он распространяется на балконные лестницы и ограждения крыш.

Для изготовления ответственных конструкций, в строительстве принято использовать нормы ГОСТ. Металлические лестницы и ограждения относятся к данному типу конструкций, поэтому при проектировании и производстве этих изделий применяются определенные стандарты.

В нормативной документации и чертежах обязательно указываются требования к материалу, используемому при изготовлении лестниц, к допустимым размерам и способу размещения изделий в плане здания.

Для описания условий изготовления и установки металлических лестниц и ограждений разработаны ГОСТ:

Настоящий свод правил должен соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации производственных и лабораторных зданий, производственных и лабораторных помещений, мастерских (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1), а также складских зданий и помещений, предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья (грузов) (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2), в том числе встроенных в здания другой функциональной пожарной опасности, в целях обеспечения требований.

Настоящий свод правил должен соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации производственных и лабораторных зданий, производственных и лабораторных помещений, мастерских (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1), а также складских зданий и помещений, предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья (грузов) (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2), в том числе встроенных в здания другой функциональной пожарной опасности, в целях обеспечения требований.

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности в зданиях и сооружениях людей и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Отдельные положения данного документа включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985).

Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687).

Разделы сайта, связанные с этим документом:

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им.Н.П.Мельникова» (ЗАО «ЦНИИПСК им.Н.П.Мельникова»)

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения):

ГОСТ 2.321 Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенные

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 21.001 Система проектной документации для строительства. Общие положения

ГОСТ 21.501 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений

ГОСТ 535 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ ISO 898-2 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 2. Гайки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы

ГОСТ 1759.0 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия

ГОСТ 2991 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ ISO 4032 Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В

ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ ISO 8673 Гайки шестигранные нормальные (тип 1) с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В.

ГОСТ 11371 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 14637 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18123 Шайбы. Общие технические условия

ГОСТ 23118 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 26047 Конструкции стальные строительные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 26663 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования

ГОСТ 27772 Прокат для строительных конструкций. Общие технические условия

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

В настоящем своде правил приняты термины и определения, приведенные в приложении Б.

4.1 Здания на всех этапах жизненного цикла должны отвечать требованиям безопасности в соответствии с [1].

4.2 Требования пожарной безопасности настоящих норм и правил основываются на положениях и классификациях, принятых в [3].

4.3 При проектировании зданий следует:

объединять, как правило, в одном здании помещения для различных производств, складские помещения, включая помещения экспедиций, приемки, сортировки и комплектации грузов, административные и бытовые помещения, а также помещения для инженерного оборудования;

разрабатывать объемно-планировочные и конструктивные решения в соответствии с требованиями ГОСТ 28984-2011;

выполнять требования по энергосбережению [2];

принимать число этажей и высоту здания в пределах, установленных 5.29, на основании результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов размещения производства или склада в зданиях различной этажности (высоты) с учетом обеспечения высокого уровня архитектурных решений и энергоэффективности;

объемно-планировочные и конструктивные решения принимать в соответствии с технологической частью проекта, разрабатываемой согласно нормам технологического проектирования. Объемно-планировочные решения складских зданий должны обеспечивать возможность их реконструкции, изменения технологии складирования грузов без существенной перестройки зданий;

при блокировании отдельных цехов, складов и сооружений по возможности избегать перепадов высоты пролетов зданий и внутренних углов наружных ограждающих конструкций;

принимать площадь световых проемов в соответствии с нормами проектирования естественного и искусственного освещения СП 52.13330, с учетом требований 5.10;

принимать здания без световых проемов, если это допускается условиями технологии, санитарно-эпидемиологическими требованиями и экономической целесообразностью;

применять преимущественно здания с укрупненными блоками инженерного и технологического оборудования в комплектно-блочном исполнении заводского изготовления;

прорабатывать варианты замены мостовых кранов на напольные виды подъемно-транспортного оборудования;

разрабатывать объемно-планировочные решения, системы инженерного обеспечения с учетом экологических требований, соответствующих законодательным актам Российской Федерации;

выполнять проектирование, монтаж и эксплуатацию чистых помещений и связанных с ними контролируемых сред в соответствии с требованиями, обеспечивающими необходимые классы чистоты с учетом мер по энергосбережению для любых зданий, производств и систем вентиляции и кондиционирования или специальными требованиями для чистых помещений.

При проектировании комплексов чистых помещений общей площадью более 300 м целесообразно выполнять разработку стадии «Концепция проекта» согласно ГОСТ Р 56640-2015 (пункт 6.3).

4.4 Размещение в производственных зданиях расходных (промежуточных) складов сырья и полуфабрикатов в количестве, установленном нормами технологического проектирования для обеспечения непрерывного технологического процесса, допускается непосредственно в производственных помещениях открыто или за сетчатыми ограждениями. При отсутствии таких данных в нормах технологического проектирования количество указанных грузов должно быть, как правило, не более полуторасменной потребности.

4.6 Реализация технологического процесса и выполнение требований к микроклимату помещений должны осуществляться с учетом обеспечения экономного расходования энергоресурсов.

Допускается снижение температуры помещений во внерабочее время, если это оговорено в техническом задании или регламенте.

Инженерные системы должны иметь автоматическое или ручное регулирование системы воздухообеспечения. Системы отопления здания должны быть оснащены приборами для регулирования теплового потока.

Во входах в здания в районах с расчетной температурой наружного воздуха минус 15 °С и ниже следует предусматривать устройство тамбуров-шлюзов или воздушно-тепловых завес.

4.7 В складских зданиях допускается использовать в строительных конструкциях полимерные и полимерсодержащие материалы, разрешенные к применению в строительстве санитарно-эпидемиологическим заключением.

4.8 Для исключения отрицательного влияния производственных объектов на окружающую среду следует выполнять мероприятия по очистке и обезвреживанию промышленных стоков, улавливанию и очистке технологических и вентиляционных выбросов, внедрению безотходной и малоотходной технологий; своевременному удалению, обезвреживанию и утилизации отходов производства.

4.9 Архитектурные решения зданий следует принимать с учетом градостроительных, природно-климатических условий района строительства и характера окружающей застройки.

4.10 По взрывопожарной и пожарной опасности помещения и здания подразделяются на категории в соответствии с [3].

Площадь помещений, занимающих по высоте два этажа и более в пределах многоэтажного здания (двухсветных и многосветных), следует включать в общую площадь в пределах одного этажа.

При определении этажности здания учитываются площадки, ярусы этажерок и антресоли, площадь которых на любой отметке составляет более 40% площади этажа здания.

Согласно требованиям, при проектировании лестниц между этажами нужно предусматривать ограждающие конструкции высотой от 90 см. Шаг между балясинами перил не больше 15 см. В многоквартирных жилых домах, где основной конструкцией будут пользоваться маленькие дети, высота ограждения должна быть от 1.2 до 1.5 м, а шаг между балясинами не более 10 см. Существуют требования и для входных крылечных конструкций. Если они рассчитаны на 3 и более ступеней, тогда высота ограждения должна быть не меньше 800 мм.

Общие требования к лестничным элементам

  • Клиновидные ступени.
Читайте также:  Перечень всех лицензий в строительстве

Проступь от 10 см на внутренней границе полезной ширины клиновидных (забежных) степеней. Величина проступи увеличивается до 26 см (не менее) для маршевых лестниц.

Рис. 3. Схемы лестничных маршей со ступенями различных видов

  • Лестничные площадки.

Согласно требованиям, при проектировании лестниц между этажами нужно предусматривать ограждающие конструкции высотой от 90 см. Шаг между балясинами перил не больше 15 см. В многоквартирных жилых домах, где основной конструкцией будут пользоваться маленькие дети, высота ограждения должна быть от 1.2 до 1.5 м, а шаг между балясинами не более 10 см. Существуют требования и для входных крылечных конструкций. Если они рассчитаны на 3 и более ступеней, тогда высота ограждения должна быть не меньше 800 мм.

Рис. 4. Шаг между балясинами

Рис. 5. Расчет высоты ограждения

Следует соблюдать и требования к освещенности основных конструкций. СНиП требуют качественной освещенности ступеней, особенно первых и последних элементов марша. При наличии оконных проемов (согласно ГОСТ, если они размещены на уровне роста взрослого человека) нужно предусмотреть их ограждение.

В видеоролике ниже детальнее рассказано о требованиях к лестничным элементам. Рассказано, почему получены именно такие размеры и значения для перил.

Учитывая, что тело человека занимает примерно 0,3 м, на расстоянии 10 метров может расположиться 33 условных человека. Соответственно, при подъеме, на 8 метрах может уместиться 26 человек. Исходя из этих расчетов, пропускная способность при спуске равна 33 человека в минуту, а на подъеме – 26 человек в минуту.

Как проектируются лестницы

При проектировании учитывается такой фактор, как пропускная способность. Эта величина равна числу людей, могущих пройти за одну минуту в самом суженном месте. Требования, предъявляемые к проходимости, основаны на теоретических исследований скорости передвижения людей при подъеме и спуске. Человек движется вниз со средней скоростью 10 метров за минуту, подымается – 8 метров за минуту.

Учитывая, что тело человека занимает примерно 0,3 м, на расстоянии 10 метров может расположиться 33 условных человека. Соответственно, при подъеме, на 8 метрах может уместиться 26 человек. Исходя из этих расчетов, пропускная способность при спуске равна 33 человека в минуту, а на подъеме – 26 человек в минуту.

Зная величину пропускной способности, и учитывая число людей, могущих единовременно быть в здании, проектируют количество и ширину маршей лестниц, требующихся для эвакуации. Определив ширину марша, рассчитывают размеры площадок, коридоров и ширину дверей, ведущих на лестничные площадки.

Принятые нормы предписывают устройство маршей, имеющих ширину 1100 мм для вспомогательных конструкций. Главные лестницы имеют следующие размеры в зависимости от количества эвакуируемых людей:

  • 1400 мм – до 150 человек;
  • 1600 мм – от 150 до 200 человек;
  • 1800 мм – от 200 до 250 человек;
  • 2000 мм – от 250 до 325 человек;
  • 2200 мм – от 325 до 400 человек;
  • 2400 мм – от 400 до 500 человек;
  • 2600 мм – от 500 до 600 человек;
  • 2800 мм – от 600 до 700 человек;
  • 3000 мм – от 700 до 800 человек;

normy_i_trebovaniya_k_lestnicam_i_ploshhadkam_na_proizvodstvax_03

Более широкие марши делать не целесообразно, и при необходимости увеличивают количество. Этинормы распространяются и на проектирование для помещений производства.

Лестницы, имеющие меньшую проходимость, все равно не делаются уже 1300 мм. Иначе затрудняется пронос вещей. Исключением могут быть на производстве подъемы к индивидуальному месту работы. Их размер допускается в 750 мм.

Ширина марша определяет и размеры площадки. Она имеет размеры не менее ширин примыкающих к ней маршей. Если на производстве предъявляются особые требования к проносу каких-либо предметов, то площадки устраиваются в соответствии с этими требованиями: к примеру, в лечебных учреждениях размеры площадки рассчитаны на длину носилок.

Конструкция, размеры и требования к железобетонным площадкам лестниц и маршам регламентируются отраслевым стандартом ГОСТ 9818-85, которые распространяется на изделия из легкого и тяжелого бетона со средним показателем уровня плотности в пределах от 1600 до 2000 кг/м3.

Классификация бетонных лестничных сооружений

Маршем принято называть наклонную часть железобетонного лестничного элемента. Марш включает в себя ступени и несущую конструкцию, представляя собой связующее звено между этажными, а также междуэтажными перекрытиями. По числу полуплощадок, отсутствию или наличию фризовых ступеней в соответствии со стандартами ГОСТ 9818-85 марши разделят на следующие виды:

  • ЛМ – изделия без фризовых ступенек с плоскими лестничными пролетами;
  • ЛМП – марши ребристого типа с полуплощадками;
  • ЛМФ – конструкции ребристые, оборудованные фризовыми ступенями;

Фризовыми принято называть ступени, которые расположены ближе всех к бетонной площадке. Ребристые марши с полуплощадками классифицируются на изделия с одной и двумя полуплощадками. Плоские предназначены для монтажа в отапливаемых и неотапливаемых зданиях, как внутри, так и снаружи помещений, имея предел рабочей температуры до -40ºС.

Горизонтальные площадки, выполняющие функцию соединения пролетов, дифференцируют на следующие виды:

  • а) ребристого или плоского вида для конструирования маршей без фризовых ступеней типа ЛМ (2ЛП и 1ЛП);
  • б) промежуточные и этажные конструкции ребристых плит ЛПП, применяемые для оснащения маршей ЛМП;
  • в) ребристые плиты ЛПФ, использующиеся совместно с маршами ЛМФ.

Параметры и характеристики лестничных элементов

Согласно ГОСТ 9818-85 лестничные марши и плиты конструкции пролетов предназначены для установки и эксплуатации с нагрузкой до 3,5 кПа в жилых зданиях и до 4,7 кПа в сооружениях промышленного типа, производственных строениях, вспомогательных и общественных зданиях.

Габариты площадок

Площадки, выполняющие функцию соединения ступеней в пролетами могут состоять как из одного, так и из двух элементов. Размер длины площадки в здании между прямыми маршами определяется исходя из комфорта для человека и должен составлять не менее одного среднего шага. Как правило, это значение принимается равным 620 мм. Стандартный размер поворотных площадок варьируется в длину от 1000 мм. При этом ширина равна ширине маршевых лестниц.

Число ступеней и размер шага

Параметры угла наклона и длина

Для комфортного и безопасного передвижения по лестничным маршам значение угла наклона по рекомендации насчитывает от 35 до 45 градусов. В этот диапазон должны попадать элементы строений при возведении лестничных конструкций в общественных и жилых зданиях.

Выбор ширины лестницы зависит от проектируемой пропускной способности, которая определяется назначением и видом здания. При средней интенсивности использования ширина лестничного пролета должна составлять 1200 мм. При возведении зданий общественного назначения ширина лестницы выбирается равной 2000 мм. Параметры и габариты перехода выбираются в ходе проектирования в соответствии с требованиями отраслевых норм и стандартов, отталкиваясь от критериев удобства и безопасности эксплуатации.

Габариты изделий

Ограждения кровли не должны пересекать выход на кровлю с площадок лестниц.

У многих зданий и сооружений имеются пожарные лестницы. При этом, в подавляющем большинстве они смонтированы и эксплуатируются с отступлениями от требований ГОСТ. В данной статье рассмотрим подробно, в каких случаях требуется монтаж лестниц, какие технические требования к ним предъявляются и как они должны эксплуатироваться.

Пожарные лестницы

Пожарные лестницы бывают двух видов — вертикальные и маршевые.

Вертикальные лестницы требуются для целей тушения пожара и обслуживания здания, а м аршевые лестницы к тому же могут использоваться как эвакуационные пути.

Необходимость устройства пожарных лестниц:

Для зданий высотой 10 метров и более от уровня проезда пожарных машин до верха наружной стены (парапета) или до карниза кровли должны предусматриваться выходы на кровлю, в том числе по наружным пожарным лестницам.

Число выходов на кровлю следует выполнять не менее, чем один выход:

  • на каждые полные и неполные 100 м длины здания с чердачным покрытием;
  • один выход на каждые полные и неполные 1000 м 2 площади кровли здания с бесчердачным покрытием для зданий классов Ф1, Ф2, Ф3 и ф4;
  • по пожарным лестницам через 200 м по периметру производственных зданий;
  • на каждые полные и неполные 40000 м 2 кровли производственных зданий (наружные лестницы допускается использовать при условии высоты здания до отметки чистого пола верхнего этажа не более 30 м).

Допускается не предусматривать пожарные лестницы:

  • на главном фасаде здания, если ширина здания не превышает 150 м, а со стороны, противоположной главному фасаду, имеется линия противопожарного водопровода;
  • для выхода на кровлю одноэтажных зданий с покрытием площадью не более 100 м 2

Вертикальные лестницы

Вертикальная лестница — это пожарная лестница, конструктивно состоящая из двух параллельных вертикальных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступенями.

В каких случаях используют вертикальные пожарные лестницы:

  • для подъема пожарных на высоту не более 20 метров;
  • в местах перепада высот кровли зданий более 1 м, но не более 20 м;

Пожарные лестницы должны выполняться из негорючих материалов.

При высоте лестницы более 6 м, должно быть предусмотрено ограждение.

Прямоугольные площадки вертикальных лестниц для выхода на кровлю должны иметь длину не менее 0,8 м.

Допускается выполнять нижнюю секцию вертикальной лестницы выдвижной с обеспечением надежной фиксации в рабочем положении.

Ограждения кровли не должны пересекать выход на кровлю с площадок лестниц.

Тип лестницы l, мм (не более) l1, мм (не более) h, мм (не более) h1, мм (не более) В, мм (не менее) В 1 , мм (не менее) c, мм (не менее)
без ограждения 350 3500 1500 600 300
с ограждением 350 3500 1500 2500 800 300

l, мм (не более) В, мм (не менее) R, мм (не более) α
500 800 400 45 ° — 60 °

Маршевые лестницы

Маршевая лестница — это пожарная (эвакуационная) лестница, состоящая из жестко соединенных между собой маршей и площадок.

Маршевые наружные лестницы бывают эвакуационными (3-го типа — наружные открытые) или пожарными типа П2, предназначенными для обеспечения тушения пожара и проведения спасательных работ (с допустимым углом наклона до 80,5 º ) .

Необходимость устройства маршевых пожарных лестниц:

М аршевыми должны быть пожарные лестницы, предназначенные для подъема пожарных на высоту более 20 метров и в местах перепада высоты кровли более 20 метров.

Необходимость устройства эвакуационных лестниц определяется исходя из требуемого количества эвакуационных выходов.

Размещение маршевых лестниц:

Наружные эвакуационные лестницы должны располагаться не ближе 1 м от окон, предпочтительно у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI 30.

Пожарные лестницы (в том числе ступени и площадки) должны выполняться из негорючих материалов.

Направление открывания двери, ведущей из здания на наружную лестницу, не нормируется.

  • ширина сту пени — не менее 0,25 м;
  • высота ступени — не более 0,22 м;
  • высота ограждений маршей и площадок — не менее 1,2 м;
  • ширина лест ниц — не менее 0,9 м.

Для эвакуационных лестниц ширину определяют расчетом, исходя из числа людей (по СП 1.13130.2009).

Не допускается выполнять ступени с различной шириной и высотой в пределах одного марша эвакуационной лестницы.

Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует пред усматривать зазор шириной не менее 75 мм (для прокладки пожарных рукавов ).

Расстояние от нижней ступени пожарной лестницы до земли выполняется не более шага ступеней в лестничном марше.

Ширина почти всегда равняется длине ступеней. Определяя ее, берется в расчет только полезная ширина: нельзя, чтобы что-то выступало на высоту до 2 м над пролетом ни сверху (осветительная арматура освещения, какие-либо конструкции), ни по бокам (поручни).

Габаритный контур – площадь вертикальной плоскости, которая оставляется в целях безопасности.

Обычно высота контура:

  • на лестницах внутри жилищ (квартир) до 31 ° – 2 м;
  • ведущих к жилому помещению: до 35° – 2,15 м, до 40° – 2,3 м, до 45 ° – 2,5 м;
  • не ведущих к жилому помещению: до 45° – 2,001 м, до 75 ° -2,15 м;
  • на местосберегающей лестнице: до 50° – 2 м, до 55° – 2,15 м, до 60° – 2,3 м.

В зданиях необходимо учитывать возможность транспортировки мебели или других предметов габаритами более 2х1,8х0,6 м. В связи с этим планировать винтовые лестницы с малым поперечным сечением в пределах квартиры (жилища) нецелесообразно.

Если есть от 3 ступеней и более, каждую лестничную площадку необходимо ограждать парапетной сеткой, решеткой или перилами шириной не более 12 м и высотой не менее 1 м.

Одну сторону (две стороны, если ширина марша более 3 м) оборудуют поручнями, которые должны быть параллельны тетиве лестницы.

  • Лестницы, которые используются на грунтовых землях или глянцевых поверхностях должны снабжаться наконечниками, во избежание скольжения. Вершина изделия может быть снабжена дополнительно крюками, для удобства работы.

Требования к испытаниям лестниц

Для проверки прочности тетив сначала подвешивают груз 980Н на колена по очереди. Все раздвигающиеся механизмы лестниц в нагруженном состоянии должны легко сгибаться и разгибаться.

Очень важен визуальный осмотр мест креплений проступей к тетивам. Мельчайшие недочеты должны быть устранены или учтены для дальнейшего усиленного испытания. Результаты и дата испытаний указываются в специальном журнале учета.

Совет!Испытывать металлические лестницы нужно с периодичностью 1 год, а деревянные конструкции раз в 6 месяцев.

Самым распространенным материалом для изготовления металлических лестниц является сталь. Она достаточно износостойка и долговечна. Изделия из нержавеющей стали не нуждаются в дополнительной обработке антикоррозийными средствами.

Требования к лестничным конструкциям позволяют избежать травмоопасных ситуаций. Соблюдение требований безопасности при работе на высоте гарантирует сохранение жизни и здоровья человека.

Источник: proizvodstvolestnic.ru

Рейтинг
Загрузка ...