КОМИТЕТ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 декабря 2018 года N 27-01-37/18
2. Управлению организационного обеспечения, бюджетного учета и финансовой отчетности в трехдневный срок с даты подписания настоящего распоряжения обеспечить его размещение на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Отделу сопровождения информационных систем и развития Единой автоматизированной системы управления закупками в трехдневный срок с даты подписания настоящего распоряжения обеспечить его размещение в Единой автоматизированной системе управления закупками Московской области.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу на следующий день с даты его подписания.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Комитета
по конкурентной политике
Московской области
от 27 декабря 2018 года N 27-01-37/18
Требования к структуре технического задания на осуществление закупки товаров, работ, услуг
Заточенное ТЗ в закупке — что делать?
В техническое задание на осуществление закупки товаров, работ, услуг включаются:
1. Наименование объекта закупки.
4. Описание объекта закупки:
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
4.1. Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), (в случае, если объектом закупки является поставка товара или выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, при указании характеристик следует руководствоваться Рекомендованной формой требований Заказчика к характеристикам объекта закупки, инструкцией по ее заполнению (прилагаются).
4.2. Количество поставляемого товара (объем выполняемых работ, оказываемых услуг).
В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Как составить техническое задание на закупку?
4.3. Указание на технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия объектов закупки потребностям Заказчика.
Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
4.4. Спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
4.5. Указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования; указание на торговое наименование лекарственных средств.
Если объектом закупки являются лекарственные средства.
Данное условие Заказчик вправе включить при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4.6. Изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение.
Если в документации о закупке содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
4.7. Информация о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт .
Если в документации о закупке содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт.
4.8. Иные условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе с учетом особенностей описания отдельных видов объектов закупок, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Гарантийные обязательства:
5.1. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Источник: docs.cntd.ru
Разработка документации для тендеров
В своей работе мы часто сталкиваемся с задачами по разработке закупочной документации и ее размещением на электронных торговых площадках и ЕИС. Мы работаем с компаниями из разных отраслей экономики России и обладаем необходимыми навыками разработки технического задания и формы 2 (требований к материалам, используемым при выполнении работ) для полноценного описания требований к закупаемым товарам, работам или услугам.
Для заказчиков мы можем выступить в качестве специализированной организации, путем возложения функций по:
- проведению процедур исследования рынка, обоснования начальной цены контракта;
- разработке необходимой закупочной документации (разработка извещения, документации, проекта договора, технического задания, соответствующих протоколов);
- размещению тендерных процедур на электронных торговых площадках и ЕИС;
- разработке протоколов рассмотрения заявок, оценки заявок и подведения итогов закупочных процедур;
- общему консультированию по вопросам разработки закупочной документации и рассмотрения заявок.
В рамках данного направления нашей деятельности для начала работы необходимо предоставить:
- данные о заказчике;
- исходные данные о потребности заказчика в товарах, работах, услугах;
- данные о бюджете, который заложен на приобретение товаров, работ, услуг.
На основании исходных данных наш специалист формирует клиенту закупочную документацию, согласовывает ее с клиентом и при необходимости публикует ее посредством электронного взаимодействия на электронной торговой площадке.
Стоимость юридических услуг
Разработка положения о закупках заказчика — от 10 000 рублей за закупку
Комплексное оказание услуг специализированной организации «под ключ» — от 15 000 рублей за закупку
- подготовка технического задания для описания закупаемого товара (работы, услуги);
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- разработка документации;
- размещение на электронных торговых площадках и ЕИС;
- рассмотрение заявок участников закупки, составление протокола оценки и определения победителя, заключение договора с победителем.
Подготовка технического задания — от 10 000 рублей за закупку
Подготовка технического задания для описания закупаемого товара (работы, услуги), в том числе требований к материалам, используемым при выполнении работ (формы 2)
Обоснование начальной (максимальной) цены — от 5 000 рублей
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта с предоставлением источников ценовой информации
Разработка закупочной документации, разработка документации об имущественных торгах — от 10 000 рублей
Подготовка протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в тендере, протокола подведения итогов — от 5 000 рублей
Представление интересов заказчика в ФАСе в случае жалобы от участников закупки — от 10 000 рублей
Консультирование заказчика и помощь в оформлении претензионных документов по процедуре расторжения контракта в одностороннем порядке — от 10 000 рублей
Получение ЭЦП для работы в качестве Заказчика на коммерческих электронных торговых площадках — от 6 000 рублей
Настройка рабочего места для работы на государственных и коммерческих электронных площадках — от 5 000 рублей
Каждый специалист нашей команды работал в среде государственных заказчиков или уполномоченного органа по размещения государственных и муниципальных закупок и лично знаком со всеми сложностями и нюансами размещения закупочных процедур в ЕИС на официальном сайте zakupki.gov.ru и всех коммерческих электронных площадок. От оперативности действия специалиста по закупкам зависит экономическая стабильность любого предприятия.
Документы для участия в тендере
Этап I — подготовка технического задания
Подготовка грамотного технического задания для описания закупаемого товара (работы, услуги) с учетом всех нормативных баз с учетом специфики закупаемого товара (работы, услуги). Важно! Указание избыточных требований может привести к подаче жалоб участниками торгов и, как следствие, процесс закупки из краткосрочного периода может перейти в долгосрочный и грозить заказчикам административными штрафами.
Этап II — обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Данный этап является обязательным для всех заказчиков, работающих по Федеральному закону №44-ФЗ. Для заказчиков по Федеральному закону №223-ФЗ и корпоративных заказчиков данный этап обязательным не является, но многие его применяют и прописывают в своих Положениях о закупках. Методы обоснования закупаемого товара (работы, услуги) прописаны в ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ.
Опишем основной метод обоснования НМЦК, которым пользуется абсолютное большинство заказчиков.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – используется при закупке товаров (работ, услуг), путем сбора коммерческих предложений нескольких потенциальных исполнителей данной закупки. Это реализуется несколькими способами:
- направлением запроса коммерческого предложения на закупаемых товар (работу, услугу). Важно прописать в запросе коммерческого предложения полное техническое задание для того, чтобы потенциальный исполнитель не накручивал цены, или наоборот, не занизил их стоимость. В качестве источника используются коммерческие предложения потенциальных исполнителей контракта;
- использованием в качестве источников цен данные об исполненных госконтрактах с официального сайта zakupki.gov.ru. Важно! Все используемые сведения об исполненных контрактах должны быть исполнены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без применения к ним штрафных санкций и неустоек;
- данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
- информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка;
- скриншоты с официальных сайтов дистрибьютеров или производителей закупаемого товара (работы, услуги) с обязательным приложением адреса сайта, откуда эта информация была взята при анализе начальной (максимальной) цены контракта.
При использовании всех вышеперечисленных источников обязательно нужно помнить, что коэффициент вариации не должен превышать 33%. Данный расчет следует показать при расчете начальной (максимальной) цены контракта. Для всех контролирующих органов это будет являться вашим доказательством надлежащего исполнения норм закона 44-ФЗ в части формирования НМЦК.
Этап III — разработка документации
На этом этапе нужно определить способ определения поставщика: электронный аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений и другие варианты проведения закупки. Именно от выбора способа определения поставщика будет зависеть качество товара и добросовестность поставщика, поскольку при выборе электронного аукциона или запроса котировок единственным критерием для участников торгов становится цена», «Проект контракта, который впоследствии заказчик будет заключать с победителем также должен быть разработан строго в соответствии с законом и Положением заказчика о закупках и защищать права и законные интересы заказчика. При выборе других возможных способов закупки у заказчика появляется возможность учитывать квалификацию подрядчика, его опыт и надежность при работе с другими заказчиками, т.е. деловую репутацию. Риски при работе с таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) снижаются в несколько раз.
Важно также грамотно определить сроки проведения закупки и ее этапов. Сроки не должны противоречить закону и Положению заказчика. Проект контракта, который впоследствии заказчик будет заключать с победителем также должен быть разработан строго в соответствии с законом и Положением заказчика о закупках и защищать права и законные заказчика.
Этап IV — утверждение документации и размещение
Далее осуществляется утверждение документации заказчиком и размещение на электронных торговых площадках и ЕИС извещения о закупке, а также согласованной заказчиком документации;
Этап V — заключительный
Рассмотрение заявок участников закупки, составление протокола оценки и определения победителя проводимого тендера, заключение договора с победителем.
Источник: bcstender.ru
К вопросу о правомерности указания конкретного производителя товара, товарного знака в соответствии с проектной документацией при осуществлении регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ): подборка практики
С 01 июля 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ), внесённые федеральным законом от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ.
Среди указанных изменений особую практическую значимость для закупок в сфере строительства представляет приравнивание размещения проектной документации в составе документации о закупке к описанию объекта закупки.
В частности, включение проектной документации в документацию о закупке с 01.07.2019 г. является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
При этом согласно части 4 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
В связи с этим в практике применения законодательства РФ о контрактной системе неизбежно возникает вопрос о правомерности указания в закупочной документации конкретного производителя товара и (или) товарного знака, торговой марки без предоставления возможности поставить эквивалентный товар.
Ведь, при составлении проектной документации, как правило, указываются оборудование и материалы конкретных производителей товара и (или) товарных знаков. При этом заказчик и(или) проектная организация могут на этапе составления проектной документации в качестве проектных решений предусмотреть такие оборудование и материалы конкретных производителей, которых нет в обращении на конкурентном рынке, что будет неизбежно вести к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная проблема возникла и в закупках в сфере строительства, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ о закупках, 223-ФЗ) в связи с вступлением в силу новой редакции указанного закона.
Как известно, с 01.07.2018 г. в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках действуют специальные правила описания предмета закупки, в чём-то схожие, но не идентичные правилам описания объекта закупки в рамках 44-ФЗ.
В частности, новая редакция Закона № 223-ФЗ о закупках (п. 2 ч. 6.1 ст. 3) допускает обоснованное ограничение количества участников закупки, в том числе путём установления требований к конкретному производителю товара, его товарному знаку, если это обусловлено спецификой предмета закупки.
В этом материале приводил в качестве примера обоснованного ограничения количества участников закупки необходимость соблюдения требований статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, пункта 4.7 ГОСТ 21.110-2013, которые предусматривают указание конкретного производителя товаров и материалов в проектной документации.
Таким образом, озвученная проблема в настоящее время имеется, как в рамках новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках, так и новой версии Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
В связи с этим в рамках данного материала автором будут собираться и обновляться случаи из судебной и административной практики по данному вопросу как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.
1. Выбор конкретного производителя оборудования, являющегося предметом закупки, обусловлен производственной необходимостью соблюдения требований проектных решений и является правомерным, так как неисполнение указанного требования заказчиком приведет или может привести к невозможности использования построенного объекта газоснабжения по назначению (постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2019 года по делу № А56-136679/2018).
07.09.2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет ООО «Газэнергоинформ» опубликовано извещение № 31806899744 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме по номенклатурной группе «Оборудование для врезки и ремонта газопроводов под давлением», включая Документацию о запросе предложений.
Пунктом 1 Технического задания Документации установлены следующие требования к качеству, техническим характеристикам поставляемого товара: «Комплект оборудования торговой марки «Ravetti» Ду 50-150 мм для врезки и двухстороннего перекрытия газопроводов Ду 50-150 мм под давлением до 12 кгс/см2 с обустройством байпасной линии».
ООО «Промтехнологии», посчитав действия организатора торгов по установлению в документации требований о поставке товара конкретного производителя и отсутствия при этом возможности поставки эквивалентного товара, неправомерными, обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в которой указывает на неправомерные действия организатора торгов, выразившиеся в установлении в документации требований о поставки товара конкретного производителя и отсутствия при этом возможности поставки аналогичного товара.
Управлением по Санкт-Петербургу принято решение от 02.10.2018 по жалобе № Т02-321/18, которым жалоба Общества признана необоснованной.
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды 1-й и апелляционной инстанции, указали следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для включения в техническое задание перечня оборудования торговой марки «Ravetti» является проектная и рабочая документация (проект № 28-2017-ГСН) на обустройство учебно-материальной базы военного городка № 68 51 пдп, 106 вд, г. Тула (шифр объекта Т-42/16-121) котельной.
При выполнении работ будет производиться присоединение к существующему подземному газопроводу среднего давления (диапазон давления в точке подключения от 0,23 Мпа до 0,З Мпа).
Руководствуясь требованиями проектной документации, при выполнении работ по присоединению перекрытие стального подземного газопровода под давлением должно производиться через прямой фитинг по технологии Ravetti.
Для выполнения работ необходимо использование следующих материалов и оборудования: «комплект оборудования для врезки и перекрытия газопровода Ravetti Ду 125 — 150 мм под давлением до 12 кгс/см2», «комплект байпаса полиуретанового стоп-системы Ravetti SS4».
Указанное оборудование является предметом запроса предложений (позиции 1 и 3 Технического задания), организованным заказчиком для приобретения оборудования, указанного в Проекте, для осуществления работ на объекте.
Проектом предусматривается, в том числе установка и обвязка временного ГРПШ-РДК15-1-Б.2.2414-300 на время демонтажно-монтажных работ, с применением технологического оборудования «Стоп-система» фирмы Ravetti, для проведения работ без снижения давления и отключения потребителей, а также врезка стоп-систем Ravetti в газопроводы высокого и низкого давлений (стр. 11 и 33 Проекта). На Проект получено заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр заключений промышленной безопасности Приволжским управлением Ростехнадзора.
Согласно Технико-экономической характеристике проектируемого объекта (раздел 6 проекта, стр. 22) давление природного зада в газопроводе «Газопровод, назначение: газоснабжение, протяженность 2259,0м, инв. №88:000:001:003855180:0000:2006, адрес объекта: Республика Марий Эл, Горномарийский район, начало — в 100м на северо-восток от 145 км автодороги Йошкар-Ола Козьмодемьянск-Чебоксары, конец 1- в 50 м на северо-запад от дома 1 дер. Шерекей, конец 2 — в 60 м на запад от дома 24 дер.Кожланангер. Инв.№ 8604 (код стройки 8604-16-2)» составляет 0,04 МПа.
Соответственно, в силу пункта 4 Приложения № 2 (Классификация опасных производственных объектов) к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) указанный газопровод имеет III класс опасности (опасный производственный объект, предназначенный для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно).
В соответствии со статьей 8 Закона № 116-ФЗ о промышленной безопасности техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения не допускаются.
В свою очередь, статья 55 Градостроительного кодекса РФ предполагает выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий, в том числе, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что выбор конкретного производителя оборудования, являющегося предметом закупки, обусловлен производственной необходимостью соблюдения требований проектных решений и является правомерным, так как неисполнение указанного требования заказчиком приведет или может привести к невозможности использования построенного объекта газоснабжения по назначению.
Указание в закупочной документации конкретного производителя товара и (или) товарного знака, торговой марки без уточнения возможности поставить эквивалент (аналог) не нарушает норм Закона № 223-ФЗ о закупках. Более того такие действия направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, в связи с чем довод подателя жалобы несостоятелен и подлежит отклонению апелляционной коллегией.
Вышеизложенная информация также была опубликована на сайте ЕИС и на электронной торговой площадке «Газнефтеторг» в качестве разъяснений положений документации.
Информацией об эксклюзивности указанного в запросе поставщика товара заказчик или организатор не владеют. Оборудование «Ravetti» относится к товару, реализуемому на конкурентном рынке.
Также в документации не содержится условий о необходимости участникам закупки являться производителем указанного товара, таким образом, Заявитель, как любой иной потенциальный участник закупки, не ограничен в своем праве приобрести с целью поставки товар именно с теми характеристиками, которые определены потребностью Заказчика и установлены в требованиях Документации.
Таким образом, по мнению суда, антимонопольный орган — УФАС по Санкт-Петербургу пришёл к правомерному выводу об отсутствии нарушений в действиях организатора торгов при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме по номенклатурной группе «Оборудование для врезки и ремонта газопроводов под давлением».
2. Отклонение заявки участника закупки, предложившего эквивалентное оборудование, правомерно, поскольку проектной документацией предусмотрена установка оборудования конкретного производителя, а поставка другого оборудования потребует пересогласования проектной документации (решение Якутского УФАС России от 14.12.2018 г. № 03-111/18.1-18)
Как следует из материалов дела, 30.11.2018 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31807230650 о проведении запроса коммерческих предложений поставки котлов газовых, документация о проведении запроса коммерческих предложений № 341/12-18, утвержденная генеральным директором АО «АК «ЖДЯ» и проект договора.
Предмет заключаемого по результатам закупки договора является — поставка котлов газовых.
Согласно протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 6.12.2018 года в допуске к оценке и сопоставлению заявок отказано ООО «КЭПИнформ», которое предложило к поставке эквивалентные оборудование – газовые котлы.
Не согласившись с отказом в допуске к оценке и сопоставлению заявок, заявителем подана жалоба. По мнению заявителя предлагаемое к поставке котельное оборудование по данному запросу предложений со стороны ООО «КЭПИнформ» полностью идентично техническим и весогабаритным характеристикам запрашиваемого к поставке оборудования.
Решением Якутского УФАС России от 14.12.2018 г. № 03-111/18.1-18 в удовлетворении жалобы отказано в связи со следующим.
Согласно письменным пояснениям заказчика, в 2016 году АО «АК «ЖДЯ» были приобретены котлы производителя ЗАО «ЗИОСАБ». Проектной документацией предусмотрена установка газовых котлов ЗАО «ЗИОСАБ». Поставка других котлов потребует пересогласование проектной документации и дополнительные работы по переделке помещений, в которых планируется установка газовых котлов.
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик неправомерно отказал ООО «КЭПИнформ» в допуске к оценке и сопоставлению заявок, не обоснован.
3. Указание конкретного изготовителя или поставщика в опросных листах, являющихся частью проектной документации, не противоречит нормам действующего законодательства (решение Красноярского УФАС России от 25.03.2019 г. № 073-18.1)
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «Комплектэнерго» на действия организатора закупки – Муниципального унитарного предприятия электрических сетей г. Зеленогорска при проведении запроса ценовых предложений на выполнение электромонтажных и пуско-наладочных работ по модернизации РЗА 110кВ, системы телемеханики, замена масляных выключателей МКП-110кВ (3шт.) на элегазовые выключатели 110кВ (3шт.) подстанции «Городская-2» (извещение № 31907611207).
В частности, по мнению подателя жалобы, заказчик — Муниципальное унитарное предприятие электрических сетей г. Зеленогорска неправомерно указывает в закупочной документации шкафы автоматики и защиты конкретных производителей, указанных в проектной документации, не допуская их замену на эквиваленты:
«В приложении №1 (Спецификация оборудования, изделий и материалов) содержит пункты, для которых заказчик не допускает поставку аналогов (пп. 1, 3-7). Шкафы автоматики и защиты производятся множеством производителей и не являются уникальным товаром».
Решением Красноярского УФАС России от 25.03.2019 г. № 073-18.1 жалоба ООО «Комплектэнерго» на действия заказчика признана необоснованной, поскольку производители оборудования, указанные заказчиком, содержатся в спецификации оборудования и изделий, являющейся неотъемлемой частью проектной документации.
Позиция Красноярского УФАС России здесь аналогична позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-42302/2018 от 12.02.2019 г. по делу № А57-23930/2017 – см. пример 4 в материале: Обоснованное ограничение количества участников закупки путём указания конкретного производителя товара в рамках новой редакции Закона № 223-ФЗ: подборка примеров из судебной практики для профессора Трефиловой Т.Н.
Приведенные примеры правомерности указания конкретного производителя товара, товарного знака в соответствии с проектной документацией при осуществлении регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ) являются только началом из череды многочисленных споров, которые нас ожидают в самое ближайшее время.
Информация о самых интересных административных и судебных делах по этой проблеме будет в дальнейшем размещаться в рамках данного материала.
Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
Источник: www.stav-zakupki.ru
Как можно исправить ошибки в техзадании на закупку
Способы исправления ошибки в техническом задании на закупку зависят от того, на какой стадии закупочной процедуры ее обнаружили.
Стадия подачи заявок
На этом этапе у заказчика есть следующие опции:
- внесение изменений в документацию;
- отмена закупки.
При изменении документации заказчик принимает решение, вносит изменения в извещение и в течение одного дня загружает файл с корректировками через ЕИС.
Не забудьте изменить сроки подачи заявок. Со дня изменения документации до дня окончания подачи заявок должно быть:
- не менее 15 дней для электронного аукциона;
- не менее 7 дней для электронного аукциона с НМЦК менее 300 млн руб. или НМЦК до 2 млрд руб. в сфере строительства;
- не менее 10 рабочих дней для открытого конкурса в электронной форме;
- не менее 5 рабочих дней для запроса котировок в электронной форме.
Изменить только техзадание не получится, если нужно вносить серьезные правки, которые затронут и условия самого контракта. Иногда бывает, что нужно больше времени на подготовку изменений и заказчик просто не уложится в сроки.
Бывает и так, что ТЗ надо менять по причинам, которые от заказчика не зависят. Например, если с момента, как было размещено извещение, товар был включен в КТРУ, а в техзадании указано, что его там нет.
В любом случае нельзя вносить изменения, если:
- заказчик не уложился в 2-х дневный срок до окончания срока подачи заявок;
- нужно менять объект закупки при любых процедурах или увеличить размер обеспечения заявок при проведении конкурса.
В таком случае можно отменить закупку (конкурс, аукцион или запрос котировок). Извещение об отмене размещается через ЕИС. Отменить можно не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, если это конкурс или аукцион, и 2 дня – если это запрос котировок. Отменить запрос предложений нельзя.
Если сроки для отмены вы пропустили из-за коронавируса – вы можете этим воспользоваться, Коронавирус считается обстоятельством непреодолимой силы, а это основание для отмены торгов.
Если не получается ни изменить техническое задание, ни отменить закупку, вопрос можно решить через получение предписания. Жалоба может быть подана участниками закупки, или заказчик может подать саможалобу, подтвердить на заседании свои нарушения и получить предписание об их устранении.
Стадия рассмотрения заявок
Подача на этой стадии жалобы (самостоятельно, заказчиком либо участником закупки) – рискованный вариант.
Если ошибка в документации, техническом задании все же есть, возможно:
Никто просто не подаст заявок и торги не состоятся. Это благоприятный сценарий, так как он позволит исправить ошибки.
Торги состоятся, или будет подана одна заявка и контракт все же будет заключен, но ошибка никуда не денется. Вносить изменения придется уже после заключения контракта.
Как исправить ошибки после заключения контракта
Если контракт уже заключен, то можно его расторгнуть (полностью или частично), либо попробовать все-таки изменить. Возможность изменения зависит от того, что именно в контракте не соответствует требованиям нормативных актов или интересам заказчика. Изменить несущественные условия можно без каких-либо ограничений. А вот для изменения существенных придется искать специальные основания.
Напомним, что существенными условиями контракта считаются его предмет, а также те условия, которые таковыми признаны законом и самим контрактом. В случае с госзакупками – это почти все его возможные условия, в том числе цена, срок, количество товара или объем работ.
Условия контракта должны соответствовать тому, что написано в документации и техническом задании. Если в ТЗ были неточно указаны объем работ, количество товаров, сроки выполнения или поставки, то изменить ситуацию на стадии, когда контракт уже заключен, тоже возможно. Но далеко не всегда.
Предмет контракта изменять нельзя, хотя лазейка все же есть – закупить товар с улучшенными характеристиками (если не попадаете под ограничения для иностранных товаров). Если обоснуете, что предмет меняете именно по этой причине – то, возможно, это не посчитают нарушением. Доказать свою позицию будет нелегко, так как не всегда можно выявить четкие критерии, что считать улучшенными характеристиками товара. Особенно это касается товаров сложных и многофункциональных.
Что касается других условий, то их изменение по соглашению сторон допустимо, если это предусмотрено прямо документацией и контрактом (или только контрактом в случае закупки у единственного поставщика). В других случаях допустимы изменения:
цены контракта и объема работ. Но не более, чем на 10% (исключение – контракты, касающиеся строительства и объектов культурного наследия). Есть и другие основания для изменения цены, но они вряд ли они будут связаны с ошибками технического задания. При этом перечень товаров или работ должен остаться прежним – дополнять его либо исключать какие-либо позиции нельзя;
срока контракта. Срок можно изменить только в отдельных видах контрактов (заключенных с единственным поставщиком, в сфере строительства).
В 2020 году из-за распространения коронавируса в Закон о госзакупках были внесены изменения, которые позволили более гибко регулировать изменение контракта (ч. 65 ст. 112 Закона о госзакупках). До конца 2020 года, если из-за распространения коронавируса (или при других обстоятельствах непреодолимой силы) стало невозможно исполнить контракт, то срок исполнения контракта или его цену изменить можно, но нужно решение органа исполнительной власти соответствующего уровня. Для того, чтобы изменить условия заключенного контракта заказчик и исполнитель (поставщик) заключают дополнительное соглашение.
Желательно все же устранять неточности и ошибки в техническом задании еще на этапе подачи заявок. Если не вносить изменения в документацию и техзадание и попытаться заключить контракт без учета их содержания – то это грозит штрафом до 30 000 рублей для должностного лица и до 300 000 рублей для заказчика. При этом штраф в случае, если контракт заключить с нарушениями, которые уже отражены в ТЗ, меньше – до 50 000 руб.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник: www.akbiz.ru