Для получения наиболее целесообразных решений, в проекте, как правило, следует разрабатывать несколько конкурентоспособных вариантов строительства или переустройства как станции или узла в целом, так и отдельных элементов. Число разрабатываемых вариантов зависит от сложности объекта.
Варианты должны быть разработаны для одинаковых размеров и характера работы при одинаковых технических нормах и эксплуатационных требованиях.
Для возможных вариантов разрабатываются принципиальные схемы станции или узла, которые сопоставляются по выполнению общих требований к проектам, в том числе связанных с безопасностью движения и маневровой работы, удобством обслуживания пассажиров, увязкой с планировкой города и др. В результате их сопоставления какие-то варианты могут быть отклонены. Для оставшихся конкурентоспособных вариантов разрабатываются масштабные планы (на стадии проектного задания), из которых выбирается наилучшее решение на основе технико-экономических расчетов, определяющих эффективность принятого решения, с использованием дополнительных качественных показателей.
Технико-экономическое сравнение вариантов инженерных решений на примере реализованных проектов
В общем виде, эффективность внедрения технического решения определяется путем сопоставления полученных экономических результатов и связанных с ними затрат.
Чтобы принять решение о целесообразности осуществления инвестиций, необходимо оценить их экономическую эффективность. С этой целью могут использоваться показатели общественной и коммерческой эффективности, которые в свою очередь могут выступать в виде общей и сравнительной эффективности.
Общественная эффективность определяется на государственном и региональном уровне. Она рассчитывается с учетом эффекта от реализации инвестиций, образуемого не только на железнодорожном транспорте, но и других отраслях. Коммерческая эффективность определяется эффектом, достигаемым на уровне отрасли или предприятия.
При расчете общественной эффективности может учитываться внетранспортный эффект, например, от ускорения доставки груза потребителю, а также эффект от сокращения времени, связанного с поездкой пассажиров.
Расчет коммерческой эффективности базируется на анализе потока реальных денег, при этом эффект представляет собой разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Следовательно, внет- ранспортный эффект в этом случае учитываться не должен.
В случае финансирования инфраструктурных проектов как за счет средств ОАО «РЖД», так и привлеченных средств, средств федерального или региональных бюджетов, при расчете показателей коммерческой эффективности данных проектов учитываются финансовые последствия их осуществления для различных участников, в том числе для ОАО «РЖД», как владельца инфраструктуры.
При определении показателей общей эффективности необходимо учитывать все результаты и затраты, связанные с осуществлением проекта. При установлении сравнительной эффективности учитываются лишь результаты и затраты, изменяющиеся по сопоставляемым вариантам. При этом по выбранному варианту обязателен расчет общей экономической эффективности.
Как заполнить технико-экономическое обоснование?
При оценке общей экономической эффективности могут использоваться следующие показатели: чистый дисконтированный доход (интегральный эффект), индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок возврата (окупаемости) инвестиций.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) представляет собой сумму изменения разностей результатов и затрат за расчетный период, приводимых обычно к начальному году:
где ARt — изменение результатов, достигнутых в t-й год; A3t — изменение затрат (единовременных и текущих с учетом налогов), осуществляемых в t-й год; Т — расчетный период; Е — норма дисконта.
Изменения результатов и затрат обуславливаются реализацией инвестиционных проектов. При этом к затратам в формуле (7.4) относятся как инвестиционные, так и текущие затраты.
Уточнить состав затрат и результатов можно, представив формулу расчета ЧДД в следующем виде:
где АЗ* — изменение эксплуатационных затрат (текущих расходов) в /-м году; ДHf — изменение суммы налогов; К( — сумма инвестиций в /-м году.
При постоянных во времени результатах, эксплуатационных расходах и налогах формула (7.5) имеет вид:
где AR — изменение годовых результатов; АЗ* — изменение годовых эксплуатационных расходов; АН — изменение суммы налогов.
Затраты в проект считаются эффективными, если ЧДД > 0. Чем больше ЧДД, тем эффективнее инвестиции.
При небольшом расчетном периоде (до трех лет) или небольших нормах дисконта (меньше 0,05) дисконтирование результатов и затрат можно не производить. В этом случае вместо показателя «чистый дисконтированный доход» (ЧДД) используется показатель «чистый доход» (ЧД).
Индекс доходности (ИД) рассчитывается по формуле:
При постоянных во времени результатах, эксплуатационных расходах и величине налоговых платежей:
Инвестиционные затраты считаются эффективными при ИД> 1.
Внутренняя норма доходности (?вн) представляет собой норму дисконта, при которой приведенные эффекты равны приведенным инвестиционным затратам. Расчетное значение внутренней нормы доходности (ВИД) сравнивается с нормой прибыли на затраты в проект.
В случае, когда расчетное значение ВНД равно или больше требуемой нормы прибыли на капитал, инвестиции признаются экономически эффективными.
Внутренняя норма доходности при постоянных во времени результатах, эксплуатационных расходах и величине налоговых платежей равна:
Срок возврата (окупаемости) инвестиционных затрат представляет собой временной период от начала внедрения проекта до того момента, когда чистый дисконтированный доход становится неотрицательным. Величина срока возврата инвестиционных затрат определяется из равенства:
Источник: studref.com
10.4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ПРОЕКТ) СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЭО (проект) строительства (далее ТЭО) является основным проектным документом на строительство объектов. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО подготавливается тендерная документация и проводятся торги подряда, заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.
В ТЭО определяются основные решения — технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитарно-эпидемиологическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его экономическая эффективность и социальные последствия.
В качестве возможных источников финансирования капитальных вложений в объекты могут рассматриваться:
• ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик в
составе РФ, местных бюджетов и соответствующие внебюджетные фонды;
• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора;
• заемные и привлеченные финансовые средства заказчиков;
• денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
ТЭО состоит из следующих разделов:
• общая пояснительная записка,
• генеральный план и транспорт,
• управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих,
• инженерное оборудование, сети и системы,
• охрана окружающей среды,
• инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
ТЭО (проект) строительства является обязательным документом в случае, если финансирование капитальных вложений в основные ((юнды соответствующих предприятий осуществляется полностью или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также собственных финансовых ресурсов государственных предприятий.
Решение о необходимости разработки ТЭО для обоснования целесообразности инвестиций за счет других источников финансирования принимается самостоятельно инвестором (заказчиком).
Разработка ТЭО осуществляется юридическими и физическими лицами (проектировщиками), получившими в установленном порядке лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ, и на основании договора (контракта) с заказчиком.
Для выбора лучшего предложения со стороны проектировщиков заказчик проводит конкурс (торги) на разработку ТЭО.
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком, является договор (контракт) подряда на выполнение ТЭО.
Стоимость разработки ТЭО определяется договором между заказчиком (инвестором) и проектной организацией.
Если в результате выполненного в ТЭО анализа выявлена нецелесообразность инвестирования средств в строительство намечаемого объекта, стоимость разработки ТЭО списывается на убытки заказчика в установленном порядке.
При разработке ТЭО необходимо:
• предусматривать для сложных и крупных объектов альтернативные варианты достижения цели, поставленной заказчиком (инвестором), в том числе различные варианты (источники) финансирования инвестиций;
• учитывать налоговую, амортизационную и кредитную политику, проводимую государством и местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, условия пользования землей и другими природными ресурсами;
• обеспечивать защиту интересов инвестора, с одной стороны, и общенациональных интересов (интересов региона) —с другой;
• установить расчетный период, в пределах которого должны выполняться экономические расчеты. Как правило, расчетный период включает период строительства, освоения проектной мощности и эксплуатации предприятия до первой его реконструкции или окончания срока окупаемости капитальных вложений;
• расчеты и анализ основных экономических и финансовых показателей осуществлять в специально разработанных унифицированных таблицах по действующей методике (1).
В процессе разработки ТЭО в обязательном порядке должна осуществляться оценка воздействия деятельности предприятия (объекта) на окружающую среду (ОВОС). ОВОС проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, обеспечения сбалансированной хозяйственной деятельности, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, выработки согласованных мер по предотвращению или компенсации негативных последствий в социально-экономической сфере района размещения предприятия (объекта). При этом объем и глубина проработки вопросов в процессе проведения ОВОС зависят от специфики воздействия будущего предприятия на окружающую среду и от экологических ограничений территории, на которой его предполагается разместить.
Порядок разработки, согласования и утверждения ТЭО
После получения положительного решения от органа местного самоуправления по поводу ходатайства (Декларации) о намерениях и рассмотрения условий размещения площадки (трассы) для строительства объекта Заказчик (инвестор) принимает решение о разработке ТЭО.
Для подготовки исходной информации и материалов, составления задания на разработку ТЭО, организации и проведения конкурса (тендера) на их разработку заказчиком привлекаются на договорных условиях инжиниринговая, консалтинговая, маркетинговая фирмы или создается тендерный комитет.
Состав исходной информации определяется в зависимости от вида и масштабов планируемой деятельности объекта, количества и видов используемых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, особенностей экологической ситуации и др. Примерный состав исходных данных приведен в (1).
Согласование намеченных решений по строительству объекта и условий предварительного согласования земельного участка производится заказчиком или, по его поручению, проектировщиком с учетом полученной информации согласно порядку, приведенному в схеме организации предварительного согласования размещения земельного участка строительства.
Затраты, связанные с проведением согласований, подготовкой и передачей документации по предварительному согласованию и отводу земельного участка, оплачиваются инвестором из собственных средств, в порядке и размере, определенными органами местного управления.
Проекты, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, подлежат государственной экспертизе в соответствии с Порядком, установленным в Российской Федерации.
Утверждение проектов на строительство объектов в зависимости от источников финансирования производится:
• за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ,— в порядке, установленном Минстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами,
• за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга — соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке,
• за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) — непосредственно заказчиками (инвесторами).
В результате разработки ТЭО определяются технико-экономические и финансовые показатели, состав которых приведен ниже.
Основные технико-экономические и финансовые показатели, включенные в распорядительный документ об утверждении (одобрении) ТЭО строительства
1. Мощность предприятия (годовой выпуск продукции, в соотв. ед. пропускная способность) в натуральном выражении (по видам продукции).
2. Стоимость товарной продукции, млн. руб.
3. Общая численность работающих, в том числе рабочих, чел.
4. Количество (прирост) рабочих мест.
5. Общая стоимость строительства, млн. руб., в том числе:
— объектов производственного назначения,
— объектов жилищно-гражданского назначения,
6. Стоимость основных производственных фондов, млн. руб.
7. Продолжительность строительства, лет.
8. Удельные капитальные вложения, руб./ед.
9. Себестоимость основных видов продукции, руб./ед.
10. Балансовая прибыль, млн. руб.
11. Чистая прибыль (доход), млн. руб.
12. Срок окупаемости капитальных вложений, лет.
13. Внутренняя норма рентабельности (норма прибыли), %.
Для объектов жилищно-гражданского строительства ТЭО состоит из следующих разделов:
• общая пояснительная записка,
• решения по инженерному оборудованию,
• охрана окружающей среды,
• инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
Принятию инвестиционного решения предшествует выбор площадки (земельного участка) для проекта. От этого выбора в значительной степени зависит успех всего проекта, поэтому эта процедура I радиционно состоит из ряда этапов:
• формирование критериев, которым площадка должна соответствовать;
• формирование альтернативных вариантов;
• сравнение вариантов возможных площадок на предмет соответствия выбранным критериям;
• проведение инженерно-геологических изысканий на лучший из альтернативных вариантов;
• дополнительное изучение вариантов, признанных лучшими, на предмет соответствия совокупности критериев;
• окончательный выбор месторасположения площадки.
Для этой цели специалистами разрабатываются специальные карты 1>сйтинга строительных участков.
Ниже приведены основные факторы рейтинга участков:
• возможность получить разрешительные документы,
• политическая характеристика региона,
• кадры (наличие, уровень заработной платы, законы по труду),
• налоги (имущественные, на инвестиции, на предпринимательство. ),
• окружающая среда (законодательство, отношение общественности, качество воды. ),
• климатические условия (количество осадков, затраты на отопление, влажность. ),
• инфраструктура (безопасность, дороги, местные ресурсы),
• транспорт (стоимость, наличие подвижного состава. ).
После утверждения ТЭО и принятия инвестиционного решения заказчик обращается в орган местного самоуправления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта.
Подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.
Орган местного самоуправления рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка.
Копия решения о предоставлении земельного участка выдается заказчику.
На этом заканчивается начальная (прединвестиционная) фаза проекта. Ее результатами являются:
Источник: finances.social
Технико-экономическое обоснование выбора площадки для строительства промышленного объекта
При выполнении данной курсовой работы следует уточнить, что разработка наиболее эффективного варианта осуществляется для заказчика строительной организации. Выбор экономически целесообразного варианта производится по показателю чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта. Процесс выбора осуществляется в следующем порядке:
-производится выбор экономически целесообразного варианта каркаса строящегося объекта из двух вариантов размещения площадки строительства;
-определяется размер капитальных вложений для вариантов размещения площадки строительства;
— определяются суммарные ежегодные издержки производства, включающие затраты на эксплуатацию, заработную плату работников объекта, затраты на сырье для производства продукции на вводимом промышленном объекте;
-определяется ежегодный размер прибыли при функционировании вводимого объекта по вариантам размещения площадки строительства;
— производится выбор экономически целесообразного варианта размещения площадки строительства по чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта.
1.Выбор экономически целесообразного варианта каркаса промышленного здания.
Задание:Сравнить два варианта железобетонного каркаса промышленного здания.
Объемно-планировочные параметры зданий
№ варианта | Длина здания, м, L | Шаг колонн, м, l | Пролет здания, м, b | Число пролетов | Высота здания, м, h |
7,2 | |||||
4,8 |
В зависимости от объемно-планировочных параметров меняются показатели здания. Если выигрывают одни, то проигрывают другие. Большие размеры здания требуют больше стройматериалов и затрат при эксплуатации. Поэтому инвестора выясняют , какие показатели являются преимущественными. И после этого выбирают оптимальное сочетание длины, ширины и высоты.
Рис. 1 Первое здание
Издержки на осуществление строительных работ:
где с –стоимость 1 м 3 работ по возведению зданий, р/м 3 ;
V- объем здания, м 3 .
Тогда V1 =72*7,2*18*1=9331,2 м 3 .
Укрупненные показатели себестоимости строительных работ
№ п/п | Объем здания, м 3 | Себестоимость каркаса из сборного железобетона, р/ м 3 |
До 20000 | ||
20000-50000 | ||
50000-100000 | ||
100000-150000 | ||
150000-200000 | ||
200000-300000 | ||
Свыше 300000 |
Так как V1=9331,2 м 3 , то с1 =12 р/ м 3 ;
Расход материалов значительно увеличивает затраты на материалы и конструкции, которые определяются:
где Ст-средняя стоимость железобетонных конструкций, р/ м 3 (в данной работе принимаем равной 65 руб./куб.м.);
И- общий расход железобетона, м 3 .
Расход железобетона на одну конструкцию( шаг колонн 12м )
№ п/п | Наименование конструкции здания | Ед. изм. | Пролет здания | |||||||
18м при высоте: | 24 м при высоте: | |||||||||
4,8 | 6,0 | 7,2 | 8,4 | 9,6 | 6,0 | 7,2 | 8,4 | 9,6 | ||
Железобетонный фундамент под колонну | м 3 | 3,6 | 4,0 | 4,2 | 4,5 | 4,8 | 6,0 | 6,5 | 6,9 | 8,1 |
Фундаментная балка | м 3 | 1,29 | 1,9 | 1,16 | 1,16 | 1,93 | 1,29 | 1,95 | 2,05 | 2,29 |
Колонна | т | 3,6 | 4,3 | 5,0 | 5,8 | 6,6 | 4,3 | 5,0 | 5,8 | 6,6 |
Бескаркасная ферма | т | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 10,5 | 10,5 | 10,5 | 10,5 |
Плита покрытия 3*12 | т | 6,6 | 6,5 | 6,8 | 6,8 | 7,0 | 7,4 | 7,0 | 7,4 | 7,5 |
Ипп1=6,8/2,2*12=37,1 м 3 ;
И1=109,2+27,84+59,1+54,36+37,1=287,34 м 3 ;
Прямые издержки на возведение промышленного каркаса
Рис.2 Второе здание
Так как V2=12441,6 м 3 , то с2 =12 р/ м 3 ;
И2=104,4+46,44+42,545+108,727+72=374,112 м 3 ;
П2=149299,2 +24317,28 =173616,48 р.
Вывод: Лучшим является тот вариант объемно-планировочного решения задания, где общая величина прямых затрат на возведение железобетонного каркаса является минимальной, т. е. вариант 1.
2.Определение размера капитальных вложений для вариантов размещения площадки строительства.
Задание.Определить необходимые капитальные вложения для осуществления строительства.
Исходные данные по районам строительства
Вариант | Численность персонала, чел. | Площадь комплекса, га. | Район строительства | Экономическая оценка территории, р./га | Протяженность внешних коммуникаций, км |
Подъездные ж/д пути | Подъездные автодороги | Водопровод | Канализация | Электросети | Сети связи и радио |
13 А Б | О |
А — площадка размещается в городе;
Б — площадка размещается в сельской местности.
Общая стоимость промышленного объекта в значительной мере зависит от затрат на создание инфраструктуры, а также от площади предполагаемой площадки и другое. Характеристикой каждого варианта строительной площадки являются суммарные затраты на эти цели:
где Кпл –капитальные вложения, зависящие от варианта размещения площадки,р.;
Зоб –суммарные дисконтированные затраты на строительство, р.
где Скоммун –затраты на подведение внешних коммуникаций, р.;
Стер – стоимость земли для площадки строительства, р.;
Сг –затраты на обостройство гражданского персонала, р.
Средняя стоимость внешних коммуникаций
№ п/п | Виды коммуникаций | Стоимость,р/км |
Железнодорожные пути | ||
автодороги | ||
Водопровод | ||
Канализация | ||
Электросети | ||
Связь и радио |
Скоммун А =2*85000+6*94000+8*48000+9*46000+8*16000+10*14000=1 800 000 р.
Скоммун Б = 12*85000+6*94000+3*48000+2*46000+9*16000+3*14000=2 006 000 р.
Стер А =14*560000=7840000 р.
Стер Б =14*54000=756000 р.
Стоимость объектов жилищно-гражданского назначения для обустройства персонала
№ п/п | Район строительства | Вариант площадки | Затраты на обустройство р./чел |
Освоенный (О) | А-город | ||
Б-сельская местность | |||
Новые освоения (Н) | А-город | ||
Б-сельская местность |
Сгб =300*12000=3600000 р.
Кпл А =1 800 000+7840000+2400000=12 040 000 р.
Кпл Б =2 006 000+756000+3600000=6 362 000 р.
где С1 , С2 … Сn –себестоимость строительных работ по объекту в 1-й, 2-й, n…-годы р.;
К1 , К2 ,… Кn –коэффициент дисконтирования затрат в 1-й, 2-й, n…- годы р.
где t- год строительства;
Ен t –норматив приведения разновременных затрат (0,12).
№ варианта | Продолжительность строительства | Затраты по году, % |
— | — | — |
Величина Зобщ одинакова для А и Б
Кобщ А = 12 040 000+111029,202=12151029,2 р.
Кобщ Б = 6 362 000+111029,202=6473029,2 р.
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.
Источник: megaobuchalka.ru
1. Исследовательская часть и технико-экономическое обоснование задания на проектирование (реконструкция)
1.Исследовательская часть и технико-экономическое обоснование задания на проектирование (реконструкция).
1.1 Общая Характеристика А.Т.П.
2. Расчетно-технологическая часть.
3.1 Технологическая карта оборудования и орг.оснастки размещенных на проектируемом участке .
3.2 Колёса и шины
4. Ремонт раздаточной коробки ГАЗ-66
4.1 Назначение и устройство раздаточной коробки ГАЗ-66
4.2 Неисправности коробки передач и раздаточной коробки
4.3 Главная передача, дифференциал, полуоси (приводные валы) и ступицы ведущих колёс
4.4 Основы организации ТО и ТР автомобилей при централизованном управлении производства (ЦУП)
4.5 Схема управления производством с применением (ЦУП).
4.6 Перевозка грузов на поддонах и контейнерах.
5. Охрана труда, техника безопасности, противопожарная защита и экология окружающей среды.
5.1 Общие правила и мероприятия по технике безопасности
на территории АТП.
5.2 Противопожарная защита
5.3 Экология окружающей среды
6. Экономическая часть
Введение
Автомобильный транспорт играет важную роль в экономике страны. Автомобильный транспорт является массовым видом транспорта, особенно эффективным и удобным при перевозке грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния. Преимущество его перед другими видами транспорта – это возможность доставки грузов и пассажиров что называется ˝ с места до места˝, т.е. с места погрузки до места доставки.
На автомобильный транспорт приходится, в общем, около 80% общего количества перевозимых грузов. Так как автомобили перевозят грузы, по сравнению с другими видами транспорта, на небольшие расстояния, то удельный вес грузооборота автомобильным транспортом в Казахстане составляет 7-8% от общего грузооборота страны. В некоторых развитых странах Евросоюза этот показатель доходит до 75%. Поэтому недавняя забастовка работников автотранспорта в Италии буквально парализовала страну и привела к много миллиардным потерям в экономике.
Развитие автомобильных перевозок в Республике Казахстан сдерживается различными факторами, в частности, недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысоким качеством, структурой подвижного состава. Правительство Республики Казахстан уделяет большое внимание развитию автомобильного транспорта. Расширяется сеть автодорог внутри страны и для сообщений с соседними странами. Качество вновь строящихся дорог соответствует мировым стандартам. Автомобильный парк непрерывно растет и пополняется лучшим подвижным составом отечественного и зарубежного производства, конструкция которого имеет высокую надежность.
Все выпускаемые грузовые автомобили комплектуются автоприцепами, чтобы при их эксплуатации снизить стоимость грузоперевозок.
В связи с изменением экономических условий и разукрупнением предприятий в республике, расширением сети межпроизводственных связей, но уменьшением объемов партий транспортируемых грузов, возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортного средства.
Изменение экономических условий, развитие республики, вызывает потребность пересмотра структуры парка автомобилей, снижения эксплуатационных затрат. Рациональная организация перевозок, грамотная эксплуатация и техническое обслуживание являются определяющими условиями увеличения срока службы и повышения производительности работы автотранспортных средств. Увеличение товарооборота в республике приводит к росту автомобильного парка, который в свою очередь требует резкого повышения производительности труда при обслуживании и ремонте подвижного состава, а усложнение конструкции – повышения квалификации ремонтно-обслуживающего персонала.
Простои подвижного состава из-за технических неисправностей вызывают значительные потери в народном хозяйстве. Эти затраты и потери могут быть значительно уменьшены. Путем широкой механизации и автоматизации производственных процессов, а также совершенствования организации и управления производством. Своевременное проведение ТО и других технических воздействий также приводит к увеличению срока службы основных агрегатов, деталей и узлов автомобиля, уменьшает затраты на ремонт, и экономит время.
В процессе работы происходит изменение технического состояния автомобиля и его агрегатов, которое может привести к частичной или полной потере работоспособности. Существует два способа обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации при наименьших суммарных и трудовых затратах и потерях времени: поддерживание работоспособности называемое техническим обслуживанием (ТО) и восстановление работоспособности называемое ремонтом.
Основная цель ТО автомобиля состоит в предупреждении и отдалении момента достижения предельного состояния. Это обеспечивается, во-первых, предупреждением возникновения отказа путем контроля и доведения параметров технического состояния автомобилей (агрегата, механизма) до номинальных или близких к ним значений; во-вторых, предупреждением момента наступления отказа в результате уменьшения интенсивности изменения параметра технического состояния, снижения темпа изнашивания сопряженных деталей благодаря проведению смазочных, регулировочных, крепежных и других работ.
Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля в целом, устранения неисправностей, возникающих при работе и выявленных при ТО. Как правило, ремонт выполняется по потребности (при достижении изделием предельного состояния) и включает контрольно-диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, сварочные и некоторые другие виды работ. Характерные для работ по ремонту являются их значительная трудоемкость, стоимость, необходимость в частичной или полной разборке изделие для восстановления или замене деталей, использование при ремонте достаточно сложного станочного, сварочного, окрасочного и другого оборудования.
Поскольку задача автомобильного транспорта состоит в удовлетворении потребностей в перевозках в заданные сроки и в требуемом объеме для ее решения необходимы транспортные средства определенного типа и производственная база, обеспечивающая их хранение, ТО и ремонт. Для решения этих задач создаются автотранспортные предприятия различного назначения: грузовые, таксопарки, автобусные парки, спец назначения и др. Методы организации и управления производством ТО и ТР подвижного состава на этих АТП определяются быстрорастущими масштабами и сложностью современного производства. В настоящее время количество автомобилей на АТП достигает 310 единиц. В этих условиях организация эффективной работы технической службы этого предприятия, обеспечивает качественное и быстрое выполнение ТО и ремонт подвижного состава становится одним из решающих факторов нормальной работы АТП.
1.Исследовательская часть и технико-экономическое обоснование задания на проектирование (реконструкция).
1.1 Общая Характеристика А.Т.П.
В г. Атбасаре в районе северной промзоны отведен земельный участок площадью 6800м 2 , на котором размещено АТП ТОО «Аксамит» с подвижным составом в 190 ед. основу которого составляют грузопассажирские автомобили КамАЗ, МАЗ, ЗИЛы, ГАЗ 3307, ГАЗ 33-09, («Садко») и 4 машины ГАЗ -66; имеются 17 автобусов в том числе. По форме организации производственной деятельности данное АТП относится к комплексной автотранспортной организации, обеспечивающей выполнение транспортной работы, хранение и неполный, частичный объем работ по ТО и ТР подвижного состава.
Численность работающих — около 200 человек. Режим работы – односменный с пятидневной рабочей неделей. Застройка участка – одноэтажная, кроме административного здания (2 этажа). Степень застройки участка автотранспортными предприятием составляет примерно 60%. Застройка участка – павильонная (разобщенная).
К преимуществам этого способа относится уменьшение пожарной безопасности и упрощение планировочного решения. С целью повышения техники безопасности, при движении автомобилей по территории, предусмотрена односторонняя кольцевая схема движения, обеспечивающая отсутствие встреч и пересечений. Территорию, занимаемую АТП можно условно разделить на три зоны:
1 – эксплуатационная зона (зона хранения) с открытой и закрытой стоянками;
2 – ремонтная зона, в которую входят производственные участки ТР: малярный, обивочный, сварочный, кузовной, плотницкий, компрессорный, агрегатный, медницкий, аккумуляторный, электротехнический, по ремонту двигателя, топливной аппаратуры, ремонта ходовой части, раздаточной коробки и раздаточной коробки, шиномонтажный и вулканизационный, а также зоны диагностики, (Д1,Д2,Д3.) ТО-1. ТО-2 и ТР
3 – вспомогательные помещения: административное здание, столовая, складские помещения, контрольно-технический пункт (КТП) – в котором расположены комната отдыха водителей, комната техника-механика, медпункт, комната охраны. КТП расположено рядом с въездными и выездными воротами АТП.
Имеется также помещение для ежедневного обслуживания (Е.О.) подвижного состава, в котором расположены: линия Е.О., трансформаторная, электрощитовая, компрессорная, склад масел и насосная, бытовые помещения, комнаты мастеров. Далее расположена шиномонтажная (пункт перестановки колес) с подъемником.
Для удобства обслуживания эти помещения расположены рядом со стоянками и выездом с территории автотранспортного предприятия. В углу территории между помещением Е.О. и административным зданием вкопана пожарная емкость объемом 30м 3 . Автотранспортное предприятие занимается в основном грузоперевозками по области и за ее пределами, обслуживая потребности госпредприятий, акционерных обществ, крупных сельхозпроизводителей и других заказчиков на договорной основе. Годовой объем грузоперевозок АТП в денежном выражении составляет более 0,5 млрд. тенге. В связи с имеющимся в районе растущим спросом на пассажирские перевозки, в перспективе планируется расширение АТП за счет организации пассажирских перевозок.
Общее руководство деятельностью А.Т.П осуществляет директор, которому непосредственно подчиняются руководители служб и отделов: главный инженер, зам. директора по эксплуатации, зам. директора по общим вопросам, главный бухгалтер, начальник планового отдела, начальник отдела кадров, а также юрист, специалист по маркетингу и инженер по организации труда (О.Т.) и технике безопасности (Т.Б.).
Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается производственно-технической службой, возглавляемой главным инженером. В нее входят: техотдел, гараж, производственные участки, отдел безопасности движения, отдел главного механика.
Начальник производства и его службы отвечают за качественное выполнение диагностических работ и выполнение ТО и ТР подвижного состава. Служба безопасности движения – за соблюдение требований Правил дорожного движения и другой нормативно-технической документации по безопасности движения. Техотдел – за предоставление и разработку нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту, контроль над выполнением ее требований, организация рабочих мест. Подразделения технического контроля – за проведение контроля технического состояния подвижного состава, технологического оборудования, оснастки и инструмента, ремфонда, своевременное и качественное выполнение ТО и ремонта подвижного состава и технологического ремонта оборудования, за проведение контроля качества получаемых запасных частей и эксплуатационных материалов. Хранение подвижного состава и своевременный выпуск его на линию в работоспособном состоянии, соблюдение действующей нормативно-технической документации.
Службы зам. директора по эксплуатации несут ответственность за качественное хранение в межсменное время и своевременный выпуск на линию работоспособного подвижного состава, соблюдение на линии правил технической эксплуатации, необходимых режимов погрузки, выгрузки и движения, обеспечивающих работоспособное состояние и сохранность подвижного состава. Кроме производственно-технических служб за эффективную работу АТП отвечает отдел кадров, обеспечивающий укомплектованность АТП квалифицированными водителями, ремонтно-обслуживающим персоналом и другими специалистами и отвечающий за воспитание и стабильность коллективов подразделений. Подразделения материально-технического снабжения обеспечивают предприятие запасными частями и эксплуатационными материалами необходимого качества и номенклатуры, оснащают предприятие технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом.
Плановый отдел и бухгалтерия обеспечивают учет и отчетность, проведение анализа и планирование показателей обеспечения работоспособного состояния подвижного состава. Кроме того, на предприятии имеется: юрист, обеспечивающий грамотное заключение договоров и соблюдение основ законодательства о труде; специалист по маркетингу, помогающий работать предприятию в рыночных условиях; инженер по ОТ и ТБ, помогающий в эффективной организации труда и отвечающий за организацию и выполнение правил безопасности и производственной санитарии.
1.2 Обеспечение санитарных норм, правил техники безопасности, пожарной безопасности на участке по ремонту раздаточной коробки
На участке предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция помещения. Для этого установлено два вентилятора: один – приточный, другой – вытяжной. Естественный приток воздуха в помещение участка в холодное время года устраивают только при избытке тепла, способного нагревать приточный воздух до температуры +10 -18 С. В теплое время приток воздуха должен быть преимущественно естественным.
Для поддержания теплого режима внутри участка устанавливаются дополнительные регистры отопления.
На участке установлена раковина для мытья рук со сливом в канализацию, электрический рукосушитель, шкафы бытовые для одежды. Имеются также два порошковых огнетушителя, подвод сжатого воздуха.
При ремонте раздаточной коробки должны соблюдаться основные меры безопасности:
— узлы и агрегаты, подлежащие ремонту, должны быть установлены на прочные подставки или стеллажи, исключающие возможность какого-либо перемещения и падения их самих и ремонтируемых узлов;
— моечные машины при их очистке от шлака должны быть отключены от электросети;
— запрещено применение неисправного незаземленного электроинструмента и оборудования;
— запрещается на сварочных и наплавочных работах использование кислородных баллонов с просроченным сроком испытаний, со следами масла, жирных веществ, а также ацетиленовых генераторов без водяных затворов;
— при испытании на стенде раздаточной коробки, распределители должны быть прочно закреплены и надежно соединены с приводом стенда. Регулировочные работы и устранение неисправностей на проверяемых агрегатах проводятся лишь после выключения привода стенда и полной остановки вращающихся частей;
— для оказания первой помощи при несчастных случаях на участках ремонта раздаточной коробки должна находиться аптечка с медикаментами и инструкция по оказанию первой помощи;
Источник: rykovodstvo.ru