Подключиться к электросетям и получить информацию по всем вопросам технологического присоединения к электрическим сетям можно на Едином интернет-портале электросетевых услуг «ПОРТАЛ-ТП.РФ» или интернет-портале ПАО «Ленэнерго».
Оформление актов согласования технологической и (или) аварийной брони:
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» потребитель электрической энергии обязан согласовать технологическую и (или) аварийную броню, в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2013 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Подробную информацию можно получить на сайте ПАО «Ленэнерго».
По всем вопросам технологического присоединения к газоснабжению вы можете обратиться в ГРО «ПетербургГаз»:
По вопросам о порядке подключения новых и реконструированных объектов к источникам тепла вы можете обратиться в:
Как подключиться к электричеству? Техприсоединение: от документов до подачи заявки
Источник: www.gov.spb.ru
Общая информация о ТП
Технологическое присоединение (ТП) – комплексная услуга, оказываемая сетевыми организациями всем заинтересованным лицам (далее-заявителям) для создания технической возможности потребления электрической энергии.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.12.2004 № 861 (далее- Правила ТП).
Процедура технологического присоединения выполняется в случае:
- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
- увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
- изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств
- присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года);
- присоединения сетевой организации к сетям смежной сетевой организации.
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
- сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также не ухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
- отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
- отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
- обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
В целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в пунктах «а» — «г», заявитель вправе обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
Анализ технических условий подключения к электрическим сетям
Орган федерального государственного энергетического надзора направляет заявителю заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения в срок не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения.
В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на возмездной основе, на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и заявителем (юридическим лицом, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем).
При присоединении энергопринимающих устройств заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации, и энергопринимающих устройств заявителей — физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), определяется в размере минимального из следующих значений:
стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10 000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3 000 рублей за кВт — с 1 июля 2022 г., 4 000 рублей за кВт — с 1 июля 2023 г. и 5 000 рублей за кВт — с 1 июля 2024 г.
В случае представления заявителем документов, оформленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным им государственным учреждением, органом местного самоуправления), подтверждающих соответствие заявителя категории малоимущей семьи (одиноко проживающим гражданином), среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенным в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а также лицами, указанными:
в статьях 14 — 16, 18 и 21 Федерального закона «О ветеранах»;
в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
в статье 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
в части 8 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
в статье 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
в пункте 1 и абзаце четвертом пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
в Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,
при присоединении энергопринимающих устройств заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации, и энергопринимающих устройств заявителей — физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), определяется в размере минимального из следующих значений:
стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая устанавливается в отношении всей совокупности таких мероприятий в размере 1000 рублей за кВт уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения.
Предусмотренные значения льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности ежегодно, начиная с 1 января 2023 г., индексируются с учетом совокупности индексов цен производителей по подразделу «Строительство» раздела «Капитальные вложения (инвестиции)», публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации (при отсутствии этого индекса используется индекс потребительских цен).»
Применение указанных особенностей расчета платы за технологическое присоединение в отношении одного и то же лица возможно не более одного раза в течение 3 лет в границах территории субъекта Российской Федерации.
В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) не попадающим под указанные критерии с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики не превышающая 50 процентов величины указанных расходов, а с 1 января 2023 г. 100 процентов величины указанных расходов.
В отношении энергопринимающих устройств заявителей — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно в целях технологического присоединения по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от этих энергопринимающих устройств до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения составляет не более 200 метров в городах и поселках городского типа и не более 300 метров в сельской местности, в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели максимальная мощность которых составляет до 150 кВт, за исключением заявителей, попадающих под критерии, указанные в предыдущем абзаце, при желании воспользоваться рассрочкой платежа за технологическое присоединение указывают об этом в направляемой ими заявке.
За предоставление рассрочки платежа за технологическое присоединение сетевой организации заявителем выплачиваются проценты. Проценты начисляются на остаток задолженности заявителя и подлежат оплате одновременно с очередным платежом, которым погашается частично или полностью такая задолженность. Размер процентов (в процентах годовых) за каждый день рассрочки определяется в размере действовавшей на указанный день ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Восстановление ранее выданных технических условий, утрата которых наступила в связи с ликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам не требует технологического присоединения (заключения договора).
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Предельные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению установляются п.16 Правил ТП и зависят от заявляемой мощности и объема сетевого строительства.
Индивидуальный проект не применяется в следующих случаях:
- для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно;
- для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно;
- физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения объектов микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 В, в случае, если к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации классом напряжения до 1000 В в соответствующей точке присоединения ранее присоединены принадлежащие заявителю энергопринимающие устройства;
- физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 В энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, и объектов микрогенерации, в случае осуществления одновременного технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 1000 В.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств лиц, в пользу которых предполагается перераспределить максимальную мощность, не может превышать 30 дней в случае отсутствия необходимости строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до границ участка заявителя и (или) отсутствия необходимости выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств лиц, в пользу которых предполагается перераспределить максимальную мощность, при технологическом присоединении таких лиц к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и если в соответствии с техническими условиями сетевой организации не требуется выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителя и (или) объектов электроэнергетики, не может превышать:
120 дней — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт;
1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
В случае если перераспределение мощности осуществляется в пределах действия одного центра питания лицом, ранее присоединенным к электрическим сетям, в пользу лица, ранее присоединенного к электрическим сетям, срок осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 30 дней.
Источник: minenergo.gov.ru
Технологическое присоединение. Часть 1. Скучная
Я очень люблю тему технологического присоединения. Вопросы тех.присоединения сложны не только отсутствием единообразия в правовом регулировании тех.присоединения в зависимости от подключаемого ресурса (тепло, вода, газ, электрическая энергия). Сложность также кроется в технических моментах самого процесса.
Это первая часть заметок по теме: немного оторванная от практики. Скажем так, вводная!
Любое новое строительство предполагает присоединение строящегося объекта к системам коммунального обеспечения, а именно подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и энергоснабжение. Не смотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, стоит констатировать наличие ряда проблем, с которыми сталкивается заявитель при осуществлении технологического присоединения.
Основными проблемами в правовом регулировании в РФ в данной области автор рассматривает:
— отсутствие должного регулирования терминологии в указанных Правилах, что свидетельствует о некоторой правовой неопределенности в вопросах правового регулирования;
— нестабильность в определении правовой природы договора технологического присоединения;
— отсутствие должного и понятного регулирования в вопросах возникновения права собственности на созданные объекты сетевого хозяйства при реализации договора технологического присоединения;
— отсутствие проработанных механизмов перераспределение мощности до этапа осуществления технологического присоединения;
— непрозрачные механизмы ценообразования при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному тарифу;
— императивное государственное регулирование вопросов технологического присоединения, позволяющее в недостаточной мере свободу договорного регулирования отношения заявителя и исполнителя под угрозой применения мер административного принуждения к сетевой организации.
ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
В настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое и емкой определение технологического присоединения к инфраструктурным сетям, и, следовательно, отсутствует единый термин для договора технологического присоединения и процесса технологического присоединения.
Первым значимым вопросам в данной области является факт различия понятия «присоединения» и «подключения».
Некоторые авторы разводят понятия присоединение и подключение следующим образом.
Например, А. В, Смагин указывает на следующее.
«Правовое регулирование деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства необходимо отличать от правового регулирования деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Деятельность по подключению, в отличие от деятельности по технологическому присоединению, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ»[i].
Исходя из содержания части 10.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно констатировать, что большинство требований Кодекса, регулирующих деятельность по подключению, не применяется к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. При этом указанный Кодекс содержит прямую отсылку в отношении правового регулирования технологического присоединения к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике.
Далее, автор в указанной статье, указывает, что не смотря на схожесть терминологии, правовое регулирование «присоединения» и «подключения» различается. При этом, автор выделяет, что термин «присоединение» применим к электроэнергетике и правовое регулирования в данной области обусловлено исторически сложившейся спецификой технологического присоединения в электроэнергетике.
В качестве аргументов различного правового регулирования «присоединения» и «подключения» приводится функциональная роль, а именно, как отмечает С.М. Корнеев, энергоснабжающая организация не только проверяет уже существующие технические средства, но и наблюдает за проектированием и сооружением соответствующих сетей и установок и дает разрешение на их присоединение к своей сети[ii]. С другой стороны, как отмечается в новой судебной практике, на сетевую организацию возлагается обязанность по осуществлению не только собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, включая усиление существующей сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии)[iii].
Как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 28 июня 2012 г. N ВАС-4355/12, сфера действия статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и раздела 2 Правил № 861, регламентирующего порядок заключения договора технологического присоединения, различны. Правила № 861 принимались Правительством Российской Федерации не во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопрос об идентичности понятие технологического присоединения и технологического подключения является открытым.
Какие-то Правила отождествляют данные понятия[iv], а какие-то разводят данные понятия. В частности, Правила № 787 различают понятия точки подключения и точки присоединения. В то время как в других Правилах – это равнозначные понятия[v].
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Постановление № 83) подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» — процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
При этом, прослеживая изменения в Правила № 83, начиная с момента их принятия, следует констатировать, что сам законодатель испытывал некоторую неуверенность в вопросе определения распространение действия данных Правил на подключение к тем или иным сетям (в первоначальной редакции 2006 года Правила регулировали отношения в сфере подключения к следующим ресурсам: холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению; далее в редакции 2010 года из сферы регулирования исчезла электрическая энергия; в редакции 2014 года исключен газ, из действующей редакции убрано тепло и горячая вода).
Вместе с тем, отсылки на Градостроительный кодекс РФ, регулирующий вопросы технологического присоединение и в развитие положений которого приняты указанные Правила, имеются в Законе о теплоснабжении.
Подобные операции с внесением изменений в Правила 83 отчасти объясняются поступательным принятием Правил в отношении каждого ресурса. Вместе с тем, вопрос о необходимости принятия таких Правил для каждого ресурса без разработки единых Правил с указанием особенностей относительно каждого ресурса не имеет значимого ответа.
Каждые отраслевые Правила подключения содержат собственные определения.
подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» — совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314″Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», далее – Правила № 1314)
документы о технологическом присоединении — документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861″Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее — Правила № 861).
«подключение» — совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787» О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Правила № 787).
Анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что технологическое присоединение представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, имеющей своим результатом подключение заявителя к системе обеспечения ресурсом.
Анализируя все Правила можно выделить примерно одни и те же стадии заключения и исполнения договора технологического присоединения:
1. Подача заявки на осуществление технологического присоединения физическим или юридическим лицом на технологическое присоединение новых объектов или увеличение объема максимальной присоединяемой мощности.
2. Заключение договора на осуществление технологического присоединения между потребителем и электросетевой организацией.
3. Реализация сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения.
4. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов
5. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, осуществляемое сетевой организацией (комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение объектов электросетевого хозяйства и объектов заявителя).
6. Фактический прием (подача) напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата.
7. Подписание сторонами акта об осуществлении технологического присоединения, а также актов о разграничении границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности[vi]
Одним из ключевых признаков всех правоотношений технологического присоединения является высокая роль государства, как регулятора данных правоотношений.
Укрупненно существует два подхода на предмет государственного регулирования деятельности по осуществлению технологического присоединения. Тот или иной подход превалирует в разных странах. Изучение опыта зарубежных стран позволит сделать вывода о важности и пользе государственного регулирования, либо напротив, о губительности излишнего императивного вмешательства.
Первый подход заключается в том, что обеспечение технологического присоединения является обязательной функцией соответствующей сетевой компании. Осуществление технологического присоединения не требует от заявителя совершения каких-либо действий. Более того, в некоторых странах, такое присоединение носит безвозмездный характер. Сегодня такая модель присоединения к электросетям свойственна, например, для рынка Японии.
В соответствии со вторым подходом, технологическое присоединение рассматривается как обязательство заявителя. В Казахстане присоединение к электрическим сетям производится заявителем самостоятельно с разрешения уполномоченной организации[vii].
Российская Федерация идет по пути мирового опыта, в соответствии с которым деятельность по осуществлению технологического присоединения, генерации и передачи ресурса подлежит разделению. В частности, такая же модель по разделению видов деятельности существует во многих странах: Германия, Швеция.
Вместе с тем в РФ роль государства как регулятора крайне высока. Учитывая, что деятельностью по присоединению в нашей стране занимаются компании, которые подпадают под регулирование антимонопольного законодательства, с этой точки зрения подобное вмешательство представляется обоснованным. Однако, наличие ограничений на какое-либо отступление от разработанных Правил, даже в том случае, когда такое отступление не ставит заявителя в невыгодное положение, — стоит рассматривать как крайне негативный пережиток ранее существующей экономики.
Немаловажной проблемой в правовом регулировании технологического присоединения, является взгляд на правовую природу договора технологического присоединения.
На вопрос правовой природы договора технологического присоединения существует три точки зрения:
Первая точка зрения, которая преобладала ранее: договор технологического присоединения- договор, не поименованный гражданским законодательством и регулируемый специальным отраслевым законодательством.
Данная позиция переживала свой расцвет после изложенной правовой позиции Президиумом ВАС РФ. Президиумом ВАС РФ в постановлении от 10 июля 2012 г. № 2551/12 по делу № А56-66569/2010 приведена позиция, согласно которой договор технологического присоединения не относится ни к договору подряда, ни к договору возмездного оказания услуг, не является также и смешанным договором, а должен рассматриваться как договор непоименованный в ГК РФ. Так как электроэнергетическим законодательством регламентирована процедура технологического присоединения и определены все существенные условия договора технологического присоединения, по мнению ВАС РФ, данный договор по своей правовой природе является договором технологического присоединения.
В соответствии со второй позицией, договор технологического присоединения — договор об оказании услуг.
И третья позиция — договор является смешанным видом договоров, включая элементы как договора об оказании услуг, таки договора подряда.
Долгое время вопрос о правовой природе указанного договора был дискуссионным.
Учитывая предмет договора технологического присоединения в виде осуществления ряда мероприятий, одной из точек зрения было, что технологическое присоединение необходимо рассматривать как работу, поскольку имеет значение именно процесс присоединения.
Такого мнения, в частности, придерживается О.А. Городов, указывая, что ряд косвенных признаков договора технологического присоединения позволяет рассматривать его как договор подряда[viii].
Выделяя в технологическом присоединении ряд мероприятий, в части действий по осуществлению работ по технологическому присоединению, ряд авторов также усматривает признаки договора подряда, в части технического осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств — договор возмездного оказания услуг.[ix]
В Определении Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016 суд сделал вывод о том, что договор технологического присоединения по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако, такой узкий взгляд на природу договора технологического присоединения, как договор об оказании услуг, представляется не совсем полным.
Очевидно, что в вышеприведенном Определении, делая вывод о наличии в договоре технологического присоединения признаков договора об оказании услуг, ВС РФ анализировал положения правового института технологического присоединения сквозь призму возможности заявителя в одностороннем порядке отказаться от договора в любое время с исполнением обязанности по компенсации затрат Исполнителя.
Данный вывод подтверждается не только анализом условий договора технологического присоединения, но также иными позициями ВС РФ, изложенными в его судебных актах, которые не противореча Определению ВС РФ от 25.12.2017 года указывают на то, что природа договора технологического присоединения является, в том числе, подрядной.
Так, в Определении от 19.07.2016 года № 304-ЭС16-10628 ВС РФ указывает на смешанную природу договора, содержащего элементы как договора подряда, так и договора об оказании услуг.
Следует отметить, что занимая такую позицию на предмет правовой природы договора технологического присоединения, ВС РФ тем самым идет по иному пути, нежели ВАС РФ, который в знаменательном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2551/12 определил правовую природу договора технологического присоединения, как договора, подлежащего регулированию специализированными нормами. Своими Определениями ВС РФ перечеркнул правовую позицию Президиума ВАС РФ, который со ссылкой на специальную правовую природу договора технологического присоединения отказала в возможности одностороннего отказа иначе как по основаниям ,изложенным в тех или иных правилах присоединения.
В настоящий момент высшая судебная инстанция позволяет отказаться от договора при условии компенсации затрат сетевой организации.
Интересна позиция зарубежных цивилистов на природу договору технологического присоединения.
Как отмечает С.А. Свирков, «в германской доктрине считается, что “обязательство по осуществлению технологического присоединения является выражением социальной ответственности собственности.[x]
С этой точки зрения, договор технологического присоединения рассматривается как обязанность заявителя, как собственника объекта права, осуществить присоединение последнего к сетям в целях потребления ресурса.
Анализируя все позиции на договор технологического присоединения, с учетом его правовой природы, целей сторон при его заключении, автор склоняется к мнению, что договор технологического присоединения представляет собой договор, обладающий смешанной природой и содержащий в себе элементы договора об оказании услуг и договора подряда, при этом не лишенный правовых институтов, подлежащих регулированию специальными нормами.
[i] А. В. Смагин.Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы/»Энергетика и право», 2013, N 2/
[ii] Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 6.
[iii] См.: решение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. по делу N ВАС-9742/11
[iv] См., например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314″Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
[v] См,, например, Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83»
[vi] Выделено: Репетюк С.В., Файн Б.И., Мозговая О.О., Темная О.В. Сравнительный анализ практики технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в России и зарубежных странах
[vii] Семенович Кристина Сергеевна. Договор технологического присоединения к электрическим сетям. диссертация, стр. 24
[viii] Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.
[ix] «Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (Матиящук С.В.)(«Юстицинформ», 2012)
[x] Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии : монография. М. : Статут, 2013. 479 с..
Источник: zakon.ru
Технологическое присоединение (подключение) к электрическим сетям
Представленные на сайте комментарии юристов носят ознакомительный характер. В них могут отсутствовать конкретные ответы на интересующие вас вопросы. С момента публикации могло измениться законодательство и поэтому комментарии могли перестать быть актуальными.
1. Общие положения
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее — энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение распространяется на случаи:
- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств,
- ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается,
- а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им законодательства и наличии технической возможности технологического присоединения.
Однако независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с определенной категорией лиц, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее — заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению:
- заявителем — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно;
- заявителем в целях временного технологического присоединения;
- заявителем — физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные законодательством.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
2. Этапы технологического присоединения
Предусматриваются следующие этапы технологического присоединения:
- подача заявки юридическим или физическим лицом (далее — заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
- заключение договора;
- выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
- получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных а Правилах технологического присоединения);
- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. При этом под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);
- фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
- составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в Правилах технологического присоединения)
3. Процедура заключения договора на технологическое присоединение
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных законодательством.
Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно двух и более заявок в разные сетевые организации не допускается, за исключением случаев технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование два и более источников электроснабжения.
Заявка направляется заявителем в сетевую организацию в двух экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку в сетевую организацию лично или через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.
В заявке, направляемой заявителем (за исключением некоторых категорий лиц, указанных в Правилах технологического присоединения), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:
- а) реквизиты заявителя (для юридических лиц — полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей — номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц — фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
- в) место нахождения заявителя;
- г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;
- д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;
- е) заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств;
- ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов — возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения;
- з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии);
- з(1)) необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони;
- и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
- к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям.
К заявке прилагаются следующие документы:
- а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
- б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;
- в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
- г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;
- д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных законом, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные законом.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
В адрес заявителей максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт включительно, заявителей в целях временного технологического присоединения, заявителей — физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения.
В целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора об осуществлении временного технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В адрес остальных заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных выше, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с Правилами технологического присоединения сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами технологического присоединения в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
4. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению
Существенным условием договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
- в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;
- 4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
- 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) — при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
- 6 месяцев — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт включительно, заявителей в целях временного технологического присоединения, заявителей — физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
- 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
- 2 года — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
5. Внесение платы за технологическое присоединение
Внесение платы заявителем — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно, за технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), а также заявителями, в целях перераспределения объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев в пределах действия соответствующего центра питания, осуществляется в следующем порядке:
- а) 15 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора;
- б) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней с даты заключения договора, но не позже даты фактического присоединения;
- в) 45 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта осмотра (обследования) объектов заявителя, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), а также акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон;
- г) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней с даты фактического присоединения.
Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, внесение платы за технологическое присоединение (за исключением случаев, указанных выше) осуществляется в следующем порядке:
- а) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня заключения договора;
- б) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней со дня заключения договора;
- в) 20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 180 дней со дня заключения договора;
- г) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о выполнении заявителем технических условий, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), а также акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон;
- д) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения.
Обращаем внимание, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
6. Мероприятия по технологическому присоединению
Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
- а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией — согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
- б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
- в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
- г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
- д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем технических условий, согласованного с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия в соответствии с Правилами подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления), за исключением заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт включительно, заявителей в целях временного технологического присоединения, заявителей — физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно;
- е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт,, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт включительно, заявителей в целях временного технологического присоединения, заявителей — физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;
- ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено».
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных Правилах технологического присоединения).
Источник: energy-law.ru
Технологическое присоединение объектов
Как осуществляется технологическое присоединение объектов?
Не секрет, что правила технологического присоединения обладают определенными нюансами для разных типов объектов. Для того, чтобы определить, каким образом осуществляется технологическое присоединение объектов к сетевой организации, необходимо четко понимать, какой тип объекта вас интересует. Существует как технологическое присоединение объектов капитального строительства, так и технологическое присоединение объектов, представляющих собой встроенные коммерческие помещения, расположенные в жилом доме. Логично, что для каждого из этих типов способы осуществления технологического присоединения будут разными, так как различными являются действия, которые необходимо предпринять для того, чтобы технологическое присоединение объектов было осуществлено. В целом алгоритм осуществления технологического присоединения будет единообразным, разница заключается лишь в нюансах, касающихся некоторых документов, а также особенностей выполнения электромонтажных работ. Как осуществляется технологическое присоединение к электрическим сетям в своей основе:
- Формируется пакет документов, необходимых для предоставления заявки. При этом пакет документов формируется как на основе типа вашего объекта, так и на основе вашего типа: физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
- Формируется и подается заявка с обязательным предоставлением вышеозначенного пакета документов. При этом форма заявки чаще всего совпадает в основных параметрах, однако определяющие параметры будут разными. Для того, чтобы определить их правильно, необходимо обратиться к специалисту.
- После рассмотрения и одобрения заявки сетевая организация формирует необходимую документацию и предоставляет технические условия.
- Заявитель самостоятельно либо совместно с сетевой организацией выполняет технические условия.
- Проводится осмотр энергопринимающих устройств заявителя, устройств учета электроэнергии, а также всего объекта, составляются соответствующие акты и осуществляется фактическое технологическое присоединение.
Какие же особенности могут быть, если все кажется таким простым? В каждом из вышеперечисленных пунктов присутствуют подпункты, которые будут разными в случае, если вам требуется технологическое присоединение объектов капитального строительства и в случае, если вам требуется технологическое присоединение объектов, представляющих собой встроенные коммерческие помещения, расположенные в жилом доме. Рассмотрим особенности каждого из этих видов.
Технологическое присоединение объектов капитального строительства: особенности и нюансы.
Для того, чтобы осуществить технологическое присоединение объектов к сетевой организации в этом случае необходимо четко следовать следующему алгоритму:
- На этапе формирования заявки необходимо определить необходимую мощность, основываясь на таблице нагрузок и возможностях изменения. Технологическое присоединение объектов капитального строительства, чаще всего, осуществляется еще до полного завершения строительства. Таким образом, сама форма заявки предусматривает таблицу, в которой указывается как порядок строительства, так и порядок ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств, а также устройств учета электроэнергии. Для того, чтобы впоследствии не пришлось увеличивать мощность электроэнергии, уже на этом этапе необходимо грамотно все рассчитать. Для того, чтобы не совершить ошибку, лучше всего обратиться в специализированную организацию, специалисты которой обладают достаточными знаниями и опытом для того, чтобы как рассчитать необходимую мощность, так и помочь составить план ввода в эксплуатацию различных устройств и объекта в целом.
- Для того, чтобы технологическое присоединение объектов капитального строительства было осуществлено быстро и качественно, необходимо правильно собрать пакет документов. В случае с капитальным строительством вам может потребоваться достаточно внушительная мощность, поэтому лучше всего осуществить технологическое присоединение объектов к сетевой организации до 150 кВт включительно. В случае, если под капитальным строительством понимается небольшое отдельностоящее здание, может хватить и 15 кВт. Уже на этом этапе очевидно, что без грамотного подхода вы можете совершить серьезную ошибку. Дело в том, что в случае, если вы осуществите технологическое подключение до 150 кВт включительно, когда можно было бы обойтись меньшей мощностью, технологические условия могут включать в себя дополнительные работы со стороны сетевой организации, направленные на то, чтобы обеспечить возможность последующего опосредованного присоединения со стороны соседствующих объектов в случае необходимости. Таким образом, необходимо очень ответственно отнестись к составлению заявки и формированию соответствующих документов. В этом вам может помочь грамотный специалист, знающий все нюансы.
- Выполнение технических условий также представляет существенную сложность. Необходимо осуществить как электромонтажные работы по сетям внешнего электроснабжения, так и электромонтажные работы по сетям внутреннего электроснабжения. Таким образом, конечная стоимость услуг может быть весьма существенной, а в качестве услуг нельзя быть уверенным до конца. Для того, чтобы не тратить свое время на некачественные услуги нескольких исполнителей, обращайтесь в «ЭнергоКонсалт». Мы обеспечиваем быстрое и качественное выполнение необходимых электромонтажных работ силами квалифицированных специалистов и с использованием самого современного и надежного оборудования.
Основная проблема любого технологического присоединения кроется в технических условиях. В случае с технологическим присоединением объектов капитального строительства опасность получения плохих технических условий намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Для того, чтобы получить технические условия, которые будут учитывать только ваши требования, а не нужды сетевой организации, обращайтесь в «ЭнергоКонсалт». Наши специалисты могут добиться для вас лучших технических условий даже в том случае, если вы уже получили неудовлетворительные технические условия, но еще не подписали договор.
Технологическое присоединение объектов вида встроенных коммерческих помещений, расположенных в жилом доме: какие трудности?
Казалось бы, что сложного может быть в технологическом присоединении небольших встроенных коммерческих помещений? Какие могут быть работы со стороны сетевой организации, когда мощности требуется всего ничего? Однако на самом деле трудности все-таки существуют, только связаны они с получением необходимых документов. Так, для того, чтобы осуществить технологическое присоединение объектов к сетевой организации в случае, если вы являетесь собственником или арендатором небольшого коммерческого помещения, расположенного в жилом доме, вам потребуются следующие документы:
- Документ, подтверждающий ваше право собственности на помещение, включая договор аренды, если вы являетесь арендатором.
- Однолинейная схема ваших электросетей.
- Таблица нагрузок, которая должна быть составлена только компанией, имеющей допуск СРО с обязательным предоставлением копии этого допуска.
- Разрешение собственника в случае, если вы являетесь арендатором.
- Документ, подтверждающий полномочия управляющей компании.
- Уведомление от управляющей компании для сетевой организации, в котором отражается согласование на осуществление технологического присоединения.
- Документ, подтверждающий полномочия правления: протокол собрания, на котором был выбран председатель.
- Документы, подтверждающие ваши отношения со сбытовой компанией, с которой будет составлен договор.
Итак, как видно, технологическое присоединение объектов, расположенных в жилом доме, требует квалифицированного подхода к сбору документов, необходимых для того, чтобы не только правильно составить заявку, но и для того, чтобы сетевая организация предоставила правильные технические условия и грамотно рассчитала тариф. Кроме того, технологическое присоединение объектов такого типа требует обязательного заключения договора со сбытовой компанией. Здесь тоже важно не ошибиться и оформить все правильно, поэтому обращение за квалифицированной помощью вполне оправдано.
Технологическое присоединение объектов любого типа: быстро, качественно и надежно.
Для того, чтобы осуществить технологическое присоединение объекта любого типа гарантированно быстро и качественно, обращайтесь в «ЭнергоКонсалт». Наша компания обладает широким опытом успешной работы в данной сфере, начиная с 2002 года, а наши специалисты не только обладают необходимой квалификацией, но и постоянно повышают ее для того, чтобы всегда быть в курсе актуальных изменений как в действующем законодательстве, так и в алгоритмах сетевой организации и сбытовых компаний. Обращаясь к нам, вы получаете полный спектр услуг, направленных на осуществление технологического присоединения выгодно и в кратчайшие сроки. В том числе, мы предлагаем вам следующие услуги:
- Сопровождение заявки на технологическое присоединение, включая получение выгодных технических условий. С нами ваша заявка будет рассмотрена в кратчайшие сроки, а технические условия будут отвечать всем вашим пожеланиям.
- Выполнение технических условий. Специалисты нашей компании быстро и качественно осуществят все необходимые электромонтажные работы. Вам не придется искать нескольких исполнителей: обратившись к нам, вы получаете все, что вам может потребоваться.
- Разработка проектной документации. Мы берем на себя разработку всех необходимых документов, которые могут потребоваться вам для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям «Ленэнерго».
- Получение всех необходимых согласований, а также оформление всех необходимых актов.
Если у вас остались вопросы или вы хотите заказать услугу, звоните по указанному телефону или оставляйте заявку на обратный звонок. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время, проконсультируют вас по всем возникшим вопросам, а также предложат несколько вариантов решения вашей задачи.
Источник: energoconsult.spb.ru