Проезжая часть улиц и дорог должна иметь одежду, соответствующую требованиям движения транспорта. Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Верхний слой одежды называется покрытием. Покрытие в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и собственно покрытия. Покрытие может быть однослойным и двуслойным.
Под покрытием располагается основание — несущая часть одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.
Основание может состоять из одного или из нескольких слоев исходя из общей толщины одежды, установленной расчетом, и необходимости разделения на слои по условиям технологии производства работ. Нижний конструктивный слой дорожной одежды, располагаемый под основанием, называется подстилающим слоем.
Классификация покрытий проезжей части по СНиП 11-60-75 приведена в табл. 4. Конструкции дорожных одежд жесткого типа приведены на рис. 1.
Самые невероятные технологии по укладке и ремонту дорог
Рис. 1. Конструкция дорожного асфальтобетонного покрытия на цементно-бетонном основании: двуслойного (а), однослойного (б)
1 — песчаный или мелкозернистый асфальтобетон;
2 — крупнозернистый асфальтобетон;
3 — бетон марки М200;
5 — мелкозернистый асфальтобетон
Таблица 4. Классификация покрытий проезжей части дорог
Категория улиц и дорог | Тип покрытия и конструкции проезжей части |
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения | Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаичные мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые мостовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами) |
Магистральные улицы районного значения | Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумно-материальных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на гранитных основаниях, укрепленных вяжущими материалами; щебневые и гравийные; брусчатые мостовые на песчаном основании) |
Улицы и дороги местного значения промышленных и складских районов | Усовершенствованные капитальные или облегченные переходные (грунтоасфальтовые; щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами; грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими; мостовые из булыжников и колотого камня) |
В том числе: жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги | Усовершенствованные облегченные и переходные Усовершенствованные облегченные или переходные (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными материалами) |
Тротуары, пешеходные дорожки. Ширина тротуаров устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т. п.; ширину пешеходной части тротуаров следует принимать кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог различных категорий следует принимать согласно табл. 5.
Качественное асфальтирование площадки: сколько стоит и как лучше сделать?
Таблица 5. Ширина пешеходной части тротуаров
Категория улиц и дорог | Ширина, м | |
на первую очередь | на расчетный срок | |
Магистральные улицы: | ||
общегородского значения | 4.5 | 7.5 |
районного значения | 3 | 6 |
Улицы и дороги местного значения (жилые улицы) | 2.25 | 4.5 |
Дороги промышленных и коммунально-складских районов | 1.5 | 4.5 |
Поселковые улицы | 1.5 | 1.5 |
Пешеходные дороги | 3 | 4.5 |
Бортовой камень, ограждающий тротуар от проезжей части улиц и дорог, должен быть приподнят над проезжей частью на 15 см.
Конструкция дорожной части основной сети тротуаров приведена в табл. 6.
Таблица 6. Конструкция дорожной одежды тротуаров
Основание | Толщина слоя основания, см | Покрытие | Толщина слоя покрытия, см |
Щебень известковый прочностью 30 . 60 МПа | 10 | Песчаный асфальт | 3 |
Грунт, укрепленный цементом (8 . 14% массы сухой смеси) | 15 | То же | 3 |
Грунт — асфальт на песчаных грунтах | 4 | » | 3 |
Грунт — асфальт на супесчаных грунтах | 4 | » | 3 |
Песчаный местный грунт или песчаный слой | — | Бетонные пли железобетонные плиты | 4 . 6 |
К сборным покрытиям тротуаров предъявляют те же требования, что к усовершенствованным покрытиям других типов: они должны быть ровными, нескользкими, обладать требуемой прочностью и устойчивостью. Устойчивость конструкции тротуаров в первую очередь должна обеспечиваться устойчивостью земляного полотна, для которого имеет большое значение водоотвод.
Для исключения влияния погодно-климатических условий на устойчивость земляного полотна и расположенных на нем оснований и покрытий тротуаров между основанием и земляным полотном устраивают подстилающий слой (водоморозозащнтный), способствующий созданию благоприятного водно-теплового режима. Этот слой (дренирующий) устраивают из водопропускающнх (дренирующих) материалов (песка, песчано-гравийных смесей, шлака металлургического, гравия н других сыпучих материалов). Водопоглощающая способность этих материалов характеризуется скоростью фильтрации воды, которая должна быть не менее 3 м3/сут. В зависимости от типа грунтов земляного полотна и климатических условий толщина дренирующего слоя может быть принята в соответствии с данными табл. 7.
Таблица 7. Толщина дренируемого слоя
Попадающая в дренирующий слой вода с помощью дренажей мелкого заложения отводится в водосточную сеть. Простейшими н наиболее распространенными типами оснований сборных покрытий тротуаров являются песчаники, толщину которых принимают не менее 10 см.
При наличии песчаного подстилающего слоя толщиной 15 см н более укладку плит или мощение производят непосредственно по этому слою. При плитах малых и средних размеров верхний слой песка толщиной 10 см рекомендуется стабилизировать введением цемента в количестве 10. 12% (по массе).
Укладка малоразмерных тротуарных плит непосредственно на песчаный необработанный слой производится в основном на внутриквартальных территориях при хороших грунтовых и гидрогеологических условиях. При покрытии из мелких элементов (мозаичная плитка и др.) удельные нагрузки на основание обычно повышаются по сравнению с нагрузками, передающимися через плиты. В этом случае основания выполняют из каменных материалов (щебня) или металлургических шлаков. При этом мощение ведут по укладываемому поверх основания выравнивающему слою из песка или мелких каменных высевок толщиной 2. 3 см.
Толщину основания принимают в зависимости от расчетных нагрузок на покрытие, размеров сборных элементов покрытия, материалов основания, грунта земляного полотна и условий по увлажнению.
Покрытия тротуаров рассчитывают на движение пешеходов, пропуск тротуароуборочных машин, а в отдельных случаях — легковых или грузовых автомобилей с учетом въезда последних на территорию микрорайонов, подъезда к отдельным расположенным вдоль улицы зданиям (в частности, торговым), заезда различных аварийно-ремонтных машин.
При расчете одежд тротуаров принимают следующие нагрузки на колею расчетного автомобиля, кН:
при заезде одиночных автомобилей, в основном легких, — 12,6;
при заезде различных автомобилей, в том числе уборочных, — 27,5 (55 на ось);
при возможном заезде тяжелогруженых автомобилей — 35.
Толщину оснований для сборных покрытий тротуаров следует принимать в зависимости от материала.
- Прочные каменные материалы, цементно-грунтовые смеси 10 . 12
- Металлургические шлаки 12 … 13
- Битумогрунтовые, битумогравийные и битумощебеночные смеси 7 . 8
- Щебень из слабых каменных материалов или кирпичный 13 . 15
Конструкции сборных покрытии тротуаров на песчаном н щебеночном основании приведены на рис. 86.
Плиты укладывают в плане без перевязки швов (в этом случае продольные и поперечные швы между соседними плитами совпадают друг с другом) или с перевязкой швов. Покрытия из бетонных плит различной формы приведены на рис. 87.
а — при укладке прямоугольных плит без перевязки швов; б, в — то же с перевязкой швов; г — при укладке плит диагональными рядами; д, е — при укладке шестиугольных плит.
Для заполнения зазоров между плитами рекомендуется использовать водостойкие материалы, обладающие хорошим сцеплением с плитами покрытий и обеспечивающие герметичность швов между ними. Для этой цели применяют цементный раствор, смесь песка с битумом или битумную мастику, которая состоит из битума (60%), известнякового порошка (20 . 25%) н асбестовой крошки (15 . 20%).
Техническая характеристика тротуарных плит приведена и табл. 9 . 10.
Тротуарные плиты должны изготовляться из тяжелого бетона марок М300, М350, М400 и М450 или из песчаного бетона марки не менее М 400.
Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе должна быть не менее указанной ниже.
Марка бетона | Прочность, МПа: | |
на сжатие | на растяжение при изгибе |
|
М 300 | 30 | 4 |
М 350 | 35 | 4.5 |
М 400 | 40 | 5 |
М 450 | 45 | 5.5 |
Таблица 9. Характеристика квадратных и прямоугольных тротуарных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Mecca плит, кг, укладываемых но щебеночном и бетонном основаниях, при плотности, т/м3 | ||||
а | б | Толщина h на основании | ||||
щебеночном и бетонном | песчаном и стабилизированном | 2.3 | 2.4 | |||
Квадратные плиты | ||||||
K1 | 200 | — | 50 | 60 | 4,6 | 4,8 |
К2 | 250 | — | 50 | 60 | 7,2 | 7.5 |
КЗ | 300 | — | 50 | 60 | 10,35 | 10.8 |
К4 | 375 | — | 50 | 70 | 16,2 | 16.9 |
К5 | 400 | — | 50 | 70 | 18,4 | 19.2 |
К6 | 500 | — | 50 | 70 | 28,8 | 30 |
К7 | 750 | — | 60 | 80 | 77.6 | 81 |
К8 | 1000 | — | 80 | 100 | 230 | 240 |
Прямоугольные плиты | ||||||
П1 | 375 | 250 | 50 | 60 | 10.8 | 11,25 |
П2 | 500 | 250 | 50 | 70 | 14.4 | 15 |
П3 | 500 | 375 | 50 | 70 | 21.6 | 22,5 |
П4 | 750 | 375 | 60 | 70 | 38.8 | 40,5 |
П5 | 750 | 500 | 60 | 70 | 51.7 | 54 |
П6 | 1000 | 500 | 80 | 80 | 92 | 96 |
Примечание. Толщина плиты в местах заезда тяжелого автотранспорта на тротуар для плиты К1! принята 80 мм, для остальных плит — 100 мм.
Таблица 10. Характеристика пяти- и четырехугольных тротуарных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Масса плит, кг, укладываемых на щебеночном н бетонном основаниях, при плотности, т/м 3 | |||||
а | а1 | б | Толщина h на основании | ||||
щебеночном и бетонном | песчаном и стабилизированном | 2.3 | 2.4 | ||||
Пятиугольные плиты для окаймления квадратных и прямоугольных плит | |||||||
01 | 177 | 90 | 353 | 50 | 60 | 7.25 | 7.56 |
02 | 312 | 253 | 414 | 50 | 60 | 17.22 | 17.96 |
03 | 233 | 152 | 466 | 50 | 60 | 14.38 | 15.01 |
04 | 265 | 178 | 530 | 50 | 60 | 18.92 | 19.75 |
05 | 283 | 368 | 566 | 50 | 60 | 33.16 | 34.6 |
06 | 363 | 90 | 706 | 50 | 60 | 21.64 | 22.58 |
07 | 529 | 442 | 1058 | 60 | 80 | 103.2 | 107.6 |
08 | 707 | 86 | 1414 | 80 | 100 | 114.7.4 | 119.73 |
Пятиугольные плиты для окаймления шестиугольных плит | |||||||
09 | 125 | 125 | 432 | 50 | 60 | 9.31 | 9.72 |
010 | 187 | 375 | 648 | 50 | 70 | 34,91 | 36,43 |
011 | 250 | 250 | 865 | 60 | 80 | 44,76 | 46.71 |
Четырехугольные плиты для окаймления шестиугольных плит | |||||||
012 | — | 216 | 500 | 50 | 60 | 9,31 | 9,72 |
013 | — | 324 | 750 | 50 | 70 | 20.96 | 21,87 |
014 | — | 433 | 1000 | 60 | 80 | 44,82 | 46,76 |
Примечание. Толщину плит в местах заезда тяжелого автотранспорта на тротуар принимают 100 мм.
Таблица 11. Характеристика фигурных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Масса плит, кг, при плотности |
Расход плит на 1 м 2 , шт |
||
Длинна | Ширина | Толщина | |||
Ф1 | 200 | 200 | 70 | 4.4 | 38 |
Ф2 | 285 | 200 | 70 | 07 | 25 |
ФЗ | 200 | 186 | 70 | 4.4 | 38 |
ФА | 250 | 200 | 70 | 5.1 | 33 |
Ф5 | 400 | 444 | 70 | 22.4 | 7.5 |
Фб | 400 | 110 | 70 | 18.8 | 9 |
Ф7 | 560 | 400 | 70 | 31.2 | 5.5 |
Отмостки у зданий следует устраивать из литого асфальта толщиной 2.5 см, шириной 0.75 м. а в отдельных случаях 0,5 м. Для оснований в отмостках применяют известковый щебень или металлургический шлак слоем 6 см или кирпичный щебень слоем 8 см. Для оснований в отмостках можно применять также местные грунты, укрепленные цементом (8. 10% по массе сухой смеси).
Для пешеходных дорожек применяют покрытия из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами, основными из которых являются цементы и битумы. Наиболее подходящими грунтами для укрепления их вяжущими материалами являются супеси и суглинки с числом пластичности 3. 15.
Болдырева Л.А., Левинзон А.Л., Миропольская Н.К. — Инженерная подготовка строительных площадок и благоустройство территорий – 1985 г.
Источник: dor23.ru