Технология и организация строительства автомобильных дорог и аэродромов

Содержание

Учебная программа повышения квалификации по курсу Безопасность строительства и качество устройства автомобильных дорог и аэродромов.

Шифр программы: БС-09

  • освоение новаций в управленческих, экономических и технологических, аспектах строительного производства и обеспечения безопасности строительства;
  • углублённое изучение проблем обеспечения качества устройства автомобильных дорог и аэродромов.

Категория слушателей: специалисты, магистры и бакалавры строительства

Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: без отрыва от производства, с частичным отрывом от производства, с полным отрывом от производства.

Режим занятий: не более 6 часов в день.

Программа курса

Законодательное и нормативное правовое обеспечение строительства. Система государственного регулирования градостроительной деятельности.

Экономика строительного производства. Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Инновации в строительстве. Автоматизация процессов управления строительством и городскими строительными программами и управленческие новации в строительстве.

Сравнение технологий строительства ВОЛС для дорожной отрасли. ЛКС для цифровизации дорог.

Инновации в технологии устройства автомобильных дорог и аэродромов. Сравнительный анализ технологий. Показатели и критерии качества устройства автомобильных дорог и аэродромов.

Машины и оборудование для устройства автомобильных дорог и аэродромов. Новое в механизации и автоматизации устройства автомобильных дорог и аэродромов.

Новации в строительных материалах и конструкциях, используемых при устройстве автомобильных дорог и аэродромов. Сравнительный анализ используемых материалов и конструкций.

Общие вопросы

В курсах, в которых предусмотрена практика, например курсы по маникюру — трудоустройство возможно.

В остальных случаях мы можем оказать вам консультационные услуги по развитию карьеры, составлению резюме и размещению его на порталах по поиску работы. Ни одно образовательное учреждение не может гарантировать решение работодателя по выбору кандидата, так как не может влиять на ваш потенциал, способности и навыки. Мы лишь можем оказать вам образовательные услуги, выдать соответствующие всем нормативным актам документы об образовании, в короткие сроки.

Мы можем адаптировать текстовый учебный материал в аудио формат. Вы также будет обучаться в закрытой части учебного портала, но не читать методический материал и учебники, а слушать. Если вам требуется методический материал в аудио формате – оставьте соответствующий запрос при покупке курса.

  1. Рассрочку от Тинькофф Банк. На 3, 6, 10 месяцев. Проценты за пользование рассрочкой оплачиваем мы.
  2. Рассрочку от карты «Халва» на 10 месяцев. Проценты за пользование рассрочкой оплачиваем мы.

Название диплома указывает на наличие аккредитации у выдавшего данный диплом образовательного учреждения, соответствия учебных программ ГОСТу. В частности, дипломы государственного образца выдают государственные ВУЗы.

Дорожное строительство.

Соответствие программ ГОСТу вовсе не обозначает соответствие учебных программ современным требованиям, диктуемым потребностями обучающихся, но имеют своеобразный «знак качества». Диплом государственного образца выдается обучающимся, прошедшим обучение по учебным программам, аккредитованными в соответствии с ГОСТ. Не существует и такой документ, как: государственный диплом установленного образца. Есть либо диплом установленного образца, либо диплом государственного образца. Читайте подробнее в статье медиацентра>>

Если вам требуется консультация преподавателя в рамках дистанционного курса обучения, сообщите об этом менеджеру.
Для взаимодействия с преподавателем, мы организуем для вас консультацию в онлайн формате.

Методический отдел, преподавательский состав, являются экспертами с большим опытом. Каждый преподаватель имеет опыт работы преподавательской деятельности от 10 лет. Только самые актуальные знания, практические советы и теоретическая основа курсов позволит получить вам не только знания, но документ установленного образца.

Позвоните нашему менеджеру по номеру 8 (800) 300-56-86 или оставьте заявку на курс в одной из форм на сайте. Вам обязательно перезвонят для уточнения деталей.
От вас потребуется пакет документов для оформления личного дела обучающегося и заключения договора. Затем мы высылаем онлайн счет или обычный комплект документ (счет. договор, заявка) на подпись, после этого принимаем оплату и организовываем процесс обучения.

Обратите внимание, цены на учебные материалы представлены без НДС.
Электронная отправка и доставка почтой России бесплатно, экспресс доставка рассчитывается отдельно. Заполните форму заказа и менеджер проконсультирует вас.
Возможен самовывоз из Екатеринбурга, Ростова-на Дону.

Вопросы по услугам

В учебном центре, имеющем лицензию образовательного учреждения для каждого направления обучения предусмотрена выдача документов. Документы оформляются в соответствии с государственными нормативными требованиями федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», являются документами установленного образца в соответствии с профстандартами.

На базе высшего и среднего образования, справки о текущем обучении в образовательном учреждении, при выбранном курсе для повышения квалификации выдается удостоверение о повышении квалификации; при переподготовке: диплом о профессиональной переподготовки.

Если вы не имеете базового образования — свидетельство о прохождении курса.

Если осваиваете рабочую профессию или повышаете разряд, то свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Все образцы документов здесь>>

Мы выдаем документы установленного образца, соответствующие всем нормативным актам, действительны на всей территории РФ. В чем разница между документом государственного образца и установленного образца читайте в статье>>
Посмотреть образцы документов вы можете в нашем разделе «Лицензии и документы».

Что делать, если я специалист, а мне необходимо подтвердить имеющиеся знания дипломом или удостоверением?

Источник: obuchenie.shop

Предисловие

Союздорнии совместно с Брянским заводом дорожных машин и ВНИИстройдормашем разработали комплект машин для скоростного (до 500 м в смену) строительства, слоев дорожной одежды автомобильных дорог.

Внедрение такого комплекта позволит повысить в 2-2,5 раза сменный темп строительства, снизить на 15-20 % трудозатраты, улучшить качество и увеличить долговечность дорожной одежды. Годовой экономический эффект на 1 км построенной одним комплектом дороги составляет 1,5-2 тыс. руб., годовой экономический, эффект от одного комплекта — около 70 тыс. руб.

В настоящих «Методических рекомендациях по строительству автомобильных дорог с применением комплекта машин ДС-150» изложены технология строительства земляного полотна, оснований, подстилающих слоев и покрытий из различных дорожно-строительных материалов комплектом машин ДС-150, комплектация составов отрядов ДС-150 дополнительными машинами и, оборудованием, особенности организация производства работ.

Приведены технико-экономическая эффективность применения комплекта машин ДС-150, технологические схемы работы отрядов машин, контроль качества работ и техника безопасности. «Методические, рекомендации» разработали кандидаты технических наук Б.С. Марышев, П.П. Петрович, М.А. Либерман.

Отзывы, о данной работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии

1. Общие положения

1.1. Применение комплектов машин ДС-150 с учетом их стоимости экономически эффективно и целесообразно при строительстве автомобильных дорог с капитальными, облегченными, переходными и низшими типами дорожных одежд (см. главу СНиП 3.06.03-85 ) с годовым темпом не менее 11,7 км , приведенным к ширине основания 6,6-7м, и соответствующими ему годовыми объемами работ по подготовке дорожной полосы (не менее. 150 тыс. м 2 ) и сооружению земляного полотна (не менее 200 тыс. м 3 ) (см. приложение к главе СНиП 3.06.03-85 ). Варианты типовых конструкций приведены в прил. 1 настоящих »Методических рекомендаций».

Указанные годовые объемы работ являются минимальными и определены с учетом среднего размера одного объекта 3- 5 км и годового фонда времени работы, техники с учетом перебазировок. При изменении исходных условий необходима корректировка расчета.

1.2. Специализированные строительные организации, в ведение которых передается комплект машин ДС-150, должны выполнять в год строительно-монтажных работ не менее чем на 1,5 млн. руб.

1.3. Объектами дорожного строительства, на которых эффективно использование комплектов машин ДС-150, являются автомобильные дороги, сельскохозяйственные комплексы, усадьбы колхозов и совхозов, площадки, тока и т.п. Размеры отдельных объектов могут составлять от 20- 30 км (в основном для автомобильных дорог III — IV категорий и аэродромов В-Г) до 0,5- 1 км для объектов благоустройства. В каждом конкретном случае эффективность применения комплекта машин ДС-150 определяется расчетом по минимуму приведенных затрат. При этом учитывается последовательность и стадийность работ на отдельных объектах.

Темп строительства автомобильных дорог высших категорий с применением комплекта ДС-150 может быть задан комплектами машин по строительству покрытий.

1.4. Для создания и сохранения ритмичной работы устройство дорожной одежды с применением комплекта ДС-150 на всех объектах рекомендуется вести, как правило, на следующий год после возведения земляного полотна и искусственных сооружений.

1.5. При небольшом размере одного объекта, разбросанности объектов по большой территории, значительной удаленности их друг от друга следует установить очередность объектов, стадийность работ на объектах, маршруты перемещения отрядов машин и транспортирования материалов, размещение производственных баз. Выбранный вариант должен обеспечить минимум приведенных затрат.

1.6. Рационально специализировать строительные организации на выполнение следующих видов работ: подготовительные и возведение земляного полотна, устройство оснований и покрытий с применением комплекта машин ДС-150. В этом случае первым организациям может быть придан упрощенный комплект ДС-150 с одной ведущей машиной — профилировщиком-распределителем ДС-151, а вторым — полный комплект ДС-150 с профилировщиком ДС-151 и однопроходной грунтосмесительной машиной ДС-152.

При выполнении подготовительных работ, возведении земляного полотна и искусственных сооружений, устройстве покрытий, т.е. работ, которые могут осуществляться независимо от работ по строительству оснований, потребность в технике следует определять из условия выполнения объемов в 20, 30, 40 и 50 км в год, т.е. в соответствии с расчетным, необходимым по местным условиям, темпом строительства оснований комплектом ДС-150. Номенклатура и количество других машин и оборудования предопределяются конструкцией дорожной одежды и местными условиями строительства ( прил. 2 настоящих »Методических рекомендаций»).

1.7. Сменной темп строительства должен составлять 500 м при ширине основания 6,6 м . Так как при таком темпе быстро изменяются дальность и условия транспортирования материалов, необходимо место расположения производственной базы по приготовлению смесей для покрытий и оснований назначать исходя из критерия минимума суммарных приведенных затрат на приготовление, транспортирование и укладку смесей для всех объектов, строящихся в течение года одним комплектом ДС-150.

1.8. В начале сезона целесообразно планировать увеличение заделов по каждому конструктивному слою одежды и их сохранение при достижении оптимальных значений:

из укрепленных вяжущими каменных материалов и грунтов — 7-10 смен;

из неукрепленных каменных материалов — 3-6 смен.

1.9. Для транспортирования цемента от базисного склада вместимостью 800 т и более к расходным вместимостью 120-150 т следует использовать цементовозы (среднее расстояние возки 80 км ), от расходного склада на место строительства — цементовозы-распределители ДС-72 (среднее расстояние возки до 2 км ).

1.10. Базисный склад цемента рационально, располагать на производственной базе (вместе с ЦБЗ, АБЗ и со складами других материалов) или вблизи станции подвоза цемента (по железной дороге или речным путем).

1.11. Расходные склады цемента мобильного типа целесообразно располагать вдоль трассы. Расстояние между ними рассчитывают с учетом затрат на перебазировку и монтаж цистерн. Для транспортирования цемента к месту строительства используют цементовозы-распределители ДС-72.

1.12. Транспортирование воды следует осуществлять поливочно-моечными машинами из промежуточных расходных Цистерн или имеющихся водоемов. Расстояние между цистернами рассчитывают с учетом затрат на перебазировку и монтаж цистерн. Средняя дальность возки воды — 5 км .

1.13. Потребность в машинах следует определять в зависимости от годовых объемов перерабатываемых материалов, среднего расстояния их транспортирования и, производительности машин при безусловном соблюдении технологии производства работ.

1.14. Для эффективного использования комплектов машин ДС-150 работу следует организовать, как правило, в одну рабочую смену.

1.15. Основной формой организации труда при устройстве дорожных одежд с применением комплекта ДС-150 должна быть бригадная. Рекомендуется создавать комплексные бригады для выполнения следующих видов работ: приготовление смесей для устройства основания; устройство основания дорожной одежды, приготовление цементо- или асфальтобетонных смесей, укладку цементо- или асфальтобетонных покрытий.

Допускается, создавать комплексные бригады, с учетом конечного результата работы.

Количество рабочих в бригадах необходимо устанавливать в зависимости от планируемых объемов и сроков выполнения работ с учетом принятой технологии при максимальной загрузке ведущих машин.

1.16. Наиболее приемлемым методом организации труда и быта работников, обеспечивающим благоприятные условия труда, является вахтовый.

При вахтовом методе организации труди для операторов машин комплекта ДС-150, машинистов грунтосмесительных установок ДС-50Б, цементо- и асфальтобетонных заводов, шоферов автоцементовозов целесообразно принимать следующий режим труда и отдыха: 6 дней работы и 4 дня отдыха или 7 дней работы и 5 дней отдыха при продолжительности рабочего дня 10.ч.

1.17. В целях создания материальной заинтересованности рабочих следует применять сдельно-премиальную систему оплаты труда с выдачей аккордных, заданий, в соответствии с которой премия выплачивается, за сокращение нормативного времени выполнения работ с дифференциацией ее размера в зависимости от оценки качества, определяемой на основании «Инструкции по оценке качества строительно-монтажных работ в дорожном строительстве» ВСН 192-79 (М.; Транспорт, 1980).

1.18. При производстве работ необходимо добиваться минимальных объемов транспортных перевозок. С этой целью грунтосмесительные установки типа ДС-50Б следует располагать в притрассовых карьерах, где добываются каменные материалы или грунты, если дальность возки не превышает 10 км , а подъездные дороги пролагать по кратчайшему пути. При дальности возки более 10 км смеситель ДС-50Б следует устанавливать на объекте, а материалы доставлять в зимнее время.

Читайте также:  Что такое полевые работы в строительстве

Потребность в транспортных средствах N для обеспечения сменного темпа строительства определяет с я по формуле

где Q — объем грузов, т (м 3 );

К в — планируемый коэффициент выпуска на линию транспортных средств; K = 0,6 0,95;

П — производительность транспортных средств;

Т — продолжительность рабочего дня, ч;

К — коэффициент использования по времени K = 0,8 0,85

q — грузоподъемность, т;

l — дальность возки груза, км;

v — скорость движения транспортного средства, км/ч;

t — время на погрузочно-разгрузочные операции, ч.

2. Технологические возможности машин комплекта ДС-150

2.1. Профилировщик-распределитель ДС-151 ( прил. 3 настоящих «Методических рекомендаций») должен выполнять следующие технологические операции:

планировать верх земляного полотна, удалять излишки грунта через «окно» в середине отвала на транспортеры и отбрасывать грунт на обочину, соседнюю необработанную полосу или в транспортное средство;

рыхлить верх земляного полотна, оснований;

распределять материалы слоев дорожных одежд;

проводить чистовое профилирование и предварительное уплотнение верха земляного полотна, оснований и покрытий.

Профилировщик ДС-151 может выполнять другие операции, однако, с меньшей эффективностью при отсутствии специализированных машин, например:

срезку и погрузку плодородного слоя в транспортные средства или удаление на обочину;

отсыпку земляного полотна при разработке резервов;

перемешивание каменных материалов и грунтов с вяжущими материалами;

погрузку материалов в транспортные средства.

Ориентировочные, показатели выполнения операций в различных грунтовых условиях приведены в таблице

2.2. Однопроходная грунтосмесительная машина ДС-152 (см. прил. 3 ) предназначена для выполнения следующих технологических операций:

измельчения и рыхления грунтов;

перемешивания грунтов и каменных материалов с вяжущими материалами;

распределения различных материалов, укладываемых на земляное полотно, и их предварительного уплотнения.

Ориентировочные режимы выполнения операций в различных грунтовых условиях приведены, в таблице.

2.3. При планировании, распределении и чистовом профилировании профилировщиком ДС-15. следует регулировать направление и скорость вращения независимых половин ротора, а также положение заслонки «окна» в отвале.

При рыхлении профилировщик движется задним ходом, а ротор вращается попутно движению машины. Скорость поступательного движения и толщину обработки необходимо устанавливать в зависимости от вида грунта (см. таблицу ) и корректировать исходя из условия обеспечения устойчивой работы автоматических систем управления и допустимого давления в системах гидропривода, гусеничного хода и рабочих органов. В случае необходимости рыхление можно осуществлять за два прохода по одному следу, причем при первом проходе рыхление можно осуществлять на половину всей толщины.

2.4. Чистовое профилирование верха земляного полотна, оснований и покрытий на глубину более 3 см проводить не рекомендуется, а уплотнение следует осуществлять при режиме работы вибробруса, обеспечивающем проработку слоя толщиной до 3 см .

2.5. Для достижения высокого качества строительства (равномерной плотности укрепленного грунта, равномерного распределения вяжущего по ширине и глубине слоя, ровности поверхности основания и толщины обрабатываемого слоя) необходимо проводить предварительное профилирование обрабатываемого слоя или земляного полотна перед укладкой верхнего слоя профилировщиком ДС-151 в автоматическом режиме, а также обеспечивать безостановочную работу грунтосмесительной машины ДС-152 с оптимальной для данного вида обрабатываемого грунта скоростью. Недопустимы значительные внутрисменные простои, частые остановки и изменения скорости движения профилировщика ДС-151 и грунтосмесительной машины ДС-152, так как это приводит к снижению качества строительства, увеличению объема ручных работ.

Для устранения простоев следует создавать заделы работ на профилировании перед перемешиванием, на перемешивании перед уплотнением и т.д., а также осуществлять ритмичные поставки вяжущих, воды и других материалов.

2.6. При устройстве рабочего шва в конце смены в случае приготовления смеси машиной ДС-152 на месте производства работ следует выполнять постепенное выглубление ротора при рабочем движении машины и вращении ротора, регулируя вручную положение датчиков вертикальных отметок; движение машины осуществлять до полной проработки слоя. После выхода ротора из заглубления необходимо отключить подачу воды. При начале работы следует установить профилировщик таким образом, чтобы ротор находился над серединой участка выглубления в прошлой смене работы, полностью заглубить ротор до требуемой вертикальной отметки и начать рабочее движение машины. В случае образования «волны» материала выровнять слой смеси с помощью ручного инструмента.

Источник: files.stroyinf.ru

Методические указания предназначены для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы» очной и заочной форм обучения для курсового и дипломного проектирования. В первую часть включены технологические расчеты по подготовке дорожной полосы, устройству искусственных сооружений и возведению земляного полотна автомобильной дороги.

Рекомендованы для студентов и преподавателей, а также для инженерно-технических работников дорожно-строительной отрасли.

Печатаются по рекомендации методической комиссии лесоинженерного факультета УГЛТУ протокол № 46 от 25.09. 2001 г.

Рецензент — канд. техн. наук, профессор С.И.Булдаков

Редактор Ленская А.Л.
Подписано в печать Формат 60 84 1 / 16

Плоская печать Печ. л. 2,79 Тираж 100 экз.

Поз. 5 Заказ Цена 9 руб. 60 коп.
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ
Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ

ВВЕДЕНИЕ

Целью методических указаний является оказание помощи студентам очной и заочной форм обучения специальности 291000 «Авто-мобильные дороги и аэродромы» в выполнении курсового проекта по дисциплине «Технология и организация строительства автомобильных дорог» и подготовке дипломного проекта строительства автомобильной дороги.

В настоящих методических указаниях приводятся последовательность и методика выполнения курсового проекта.

1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Курсовой и дипломный проекты должны быть максимально приближены к уровню выполнения проекта производства работ (ППР) согласно СНиП 3.01.01-85 [1] применительно к конкретным условиям деятельности дорожно-строительных организаций. В целом проект на строительство автомобильной дороги охватывает два основных раздела: возведение земляного полотна с подготовкой дорожной полосы и устройством искусственных сооружений, устройство дорожной одежды с обустройством дороги.

Исходными данными для выполнения ППР, а, следовательно, и курсового проекта являются:

— общие сведения о природно-климатических и грунтово- геологических условиях строительства;

— рабочие чертежи (продольный профиль автомобильной дороги, план трассы в горизонталях, ведомость объемов земляных работ);

— сведения о размещении резервов и карьеров, а также качестве местных строительных материалов (паспорта карьеров, сертификаты материалов);

— сведения об источниках получения привозных строительных материалов (битумов, железобетонных изделий и т.д.);

— сведения о количестве и типах дорожно-строительных машин, имеющихся на балансе в дорожно-строительных организациях.

Для выполнения реального проекта целесообразно в период производственной практики собрать сведения по применяемым или разрабатываемым новым технологиям выполнения дорожно-строительных работ, современным материалам и машинам, в первую очередь, иностранных производителей. В качестве исходных данных могут быть использованы также материалы ранее выполненного курсового проекта по дисциплине «Изыскания и проектирование автомобильных дорог».

Расчетно-пояснительная записка состоит из введения и семи разделов. Во введении следует отразить значение строительства автомобильных дорог, а также основные направления технического прогресса в организации и механизации дорожно-строительных работ. Содержание других разделов проекта приведено в настоящих методических указаниях.

По мере выполнения расчетов и графических работ пояснительную записку рекомендуется оформлять начисто, предъявляя выполненные разделы преподавателю для проверки на очередном контроле или консультации. Оформление курсового проекта выполняется на основании ГОСТ 2.105-79 [2].
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ

ДОРОГИ
2.1. Технико-экономическая характеристика района строительства

автомобильной дороги
В разделе даются краткие сведения об экономическом развитии района строительства дороги и расположении основных транспортных путей с указанием вида транспорта и категорий дорог. На основе экономико-транспортных связей приводятся данные о грузо- и пассажироперевозках, обосновывается категория автомобильной дороги и ее назначение. Кроме того, приводится характеристика организации, строящей дорогу.

Исходя из требований СНиП 2.05.02-85 [3], производится анализ плана и профиля, приводятся технические показатели дороги (табл. 1).
Таблица 1

Описываются рельеф и грунты на трассе, определяются тип местности по увлажнению, карьеры местных строительных материалов. Указывается пригодность материалов для строительства дороги.
2.2. Климатическая характеристика района строительства дороги
На основе СНиП 23-01-99 [4] приводятся климатические показатели района строительства автомобильной дороги и составляется дорожно-климатический график (рис. 1). График необходим для назначения сроков производства дорожно-строительных работ в интервалах между весенней и осенней распутицами.

Рис. 1. Дорожно-климатический график

2.3. Выбор метода организации работ и расчет

основных его параметров

2.3.1. Обоснование принятого метода организации работ

Весь комплекс дорожно-строительных работ подразделяется на линейные и сосредоточенные. Линейные работы относительно равномерно распределены по всей трассе. Сосредоточенные работы характеризуются большими объемами и неравномерным расположением их по длине трассы. К ним относят земляные работы с объемом на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 раза и более, а также устройство средних и больших мостов, тоннелей, производственных предприятий, пересечений в разных уровнях, комплексов дорожной и автотранспортной служб.

Главный метод организации работ по строительству автомобильной дороги — поточный, основой которого является комплексный поток, где выполнение линейных и сосредоточенных работ по трассе должно быть увязано во времени и в пространстве с таким расчетом, чтобы линейные работы выполнялись без перерывов, т.е. выполнение сосредоточенных работ должно опережать выполнение линейных работ.

При этом методе все виды работ выполняются специализированными механизированными подразделениями, перемещающимися по трассе в строгой технологической последовательности, как правило, с одинаковой скоростью перемещения. В равные промежутки времени (смена, день) заканчивается строительство равных по длине участков автомобильной дороги.

Специализированные потоки включают в себя несколько частных потоков, например, при устройстве дорожной одежды частные потоки будут предназначены для устройства конструктивных слоев дорожной одежды.

Каждый частный поток состоит из отдельных участков, на которых специализированные звенья выполняют определенные рабочие операции. Такие участки называются захватками. Длину захватки, как правило, принимают равной сменной производительности потока; иногда захватки бывают двух-, трех- или четырехсменными.

Между частными и специализированными потоками, а иногда и между отдельными захватками устраивают разрывы (технологические, организационные), измеряемые количеством смен.

В зависимости от характера и объемов строительных работ рекомендуется работы по строительству дороги назначать в следующей последователь­ности: в зимний период прорубку просеки вы­полняет специализированная комплексная бригада, основные работы производятся комплекс­ным потоком, в составе которого отдельные его звенья выполняют линей­ные и сосредоточенные работы:

— линейные работы по подготовке дорожной полосы (восстановление трассы, очистка трассы от камней, кустарника, спиливание и корчевка пней, снятие растительного слоя);

— сосредоточенные работы по устройству искусственных сооружений;

— сосредоточенные земляные работы в местах устройства искусственных со­оружений, высоких насыпей и глубоких выемок;

— линейные земляные работы по возведению земляного полотна из привозно­го грунта, рекультивация нарушенных земель;

— линейное устройство дорожной одежды отдельными звеньями по укладке конструктивных слоев;

— обустройство дороги в составе комплексного потока.

При устройстве насыпи на болотах и других слабых грунтах земляные работы могут быть назначены в зимний период.

С целью максимального использования светового дня целесообразно принять следующую сменность работ: прорубку просеки и устройство искусственных сооружений – в 1 смену, остальные работы – в 2 смены.

2.3.2. Календарная продолжительность строительного сезона

Календарные сроки продолжительности строительного сезона устанавливаются на основе средних многолетних данных СНиП 1.04.03-85 [5] (Приложение 1). Следует отметить одну закономерность, связанную с началом строительного сезона. Вне зависимости от вида работ дата начала сезона в одной какой-либо области одна и та же, что объясняется фактором проезжаемости колесных машин и отсутствием прилипания грунта к рабочим органам дорожно-строительных машин. Даты окончания строительного сезона для отдельных видов дорожно-строительных работ различны из-за неодинаковых технологических свойств применяемых дорожно-строительных материалов.

Начало основных работ назначается на конец весенней распутицы, а их оконча­ние — на начало осенней распутицы.

При отсутствии данных даты начала весенней распутицы Zн и ее окончания Zк определяются по формулам [6]:

Zн = То + 5 / ; (1)

Zк = Zн + (0,7 hпр / ), (2)

где То – дата перехода температуры воздуха через 0 о С;

— климатический коэффициент, характеризующий скорость оттаивания грунта, м / сутки (для Курганской области = 6, для Пермской области = 4,5, для Свердловской области = 4, для Челябинской области = 3,5);

hпр – максимальная глубина промерзания грунта в районе строительства, см (для Курганской области hпр = 200 см, для Пермской области hпр = 180 см, для Свердловской области hпр = 190 см, для Челябинской области hпр = 180 см).

Количество рабочих смен в строительном сезоне

Тсм = Ксм (Тк – Твых – Тат — Ттех ), (3)

где Ксм – коэффициент сменности (во II дорожно-климатической зоне для Европейской части Ксм = 1,85, для Сибири Ксм = 2,0);

Тк – календарная продолжительность строительного сезона, дни;

Твых — число выходных и праздничных дней, приходящихся на период календарной продолжительности сезона (определяется по календарю);

Тат – число нерабочих дней по метеорологическим условиям, приходящихся на период календарной продолжительности сезона (см. Приложение 1);

Ттех – простои по техническим причинам (ремонт, профилактика машин, организационные и технологические причины), дни; во II дорожно-климатической зоне для Европейской части Ттех = 17 дней, для Сибири Ттех = 12 дней с уменьшением пропорционально соотношению проектной и нормативной протяженности дороги 11 км.

Для определения календарной продолжительности производства дорожно-строительных работ вводится коэффициент перевода рабочих дней в календарные:

К = Тк / Тр, (4)

где Тр – количество рабочих дней производства дорожных работ.
2.3.3. Определение темпа потока
Длина участка готовой дороги, построенной за одну смену, называется темпом потока, или скоростью комплексного потока (м / смену):

V = L / (Тсм – Nр), (5)

где L – длина участка строящейся дороги, м;

Nр – период развертывания комплексного потока, смены.

Значение длины захватки после округления в большую сторону должно быть кратным 25.

Период развертывания комплексного потока Nр определяют в зависимости от видов и объемов работ, которые будут выполняться при строительстве автомобильной дороги. При этом необходимо обеспечить организационные и технологические разрывы (одна — две смены) между работой отдельных отрядов (звеньев). Иногда эти разрывы достигают двух — трех недель, необходимых для формирования конструктивных слоев дорожной одежды (для цементобетонного покрытия 21 — 28 календарных дней).

Читайте также:  ГВС что такое в строительстве

Для определения времени работы звеньев по устройству конструктивных слоев дорожной одежды и размера разрывов между их работой рекомендуется использовать ориентировочные данные (табл. 2).

Таблица 2

Вид работы звеньев по устройству конструктивных слоев дорожной одежды Количество смен работы звена Разрывы в звеньях, смены
1.Устройство однослойного песчаного или гравийного основания 2 1
2.Устройство оснований из укрепленного грунта или укрепленной песчано-гравийной (грунто-щебеночной) смеси 3 6
3.Устройство основания из фракционированного щебня 3 1
4.Устройство покрытия из фракционированного щебня 4 1
5.Устройство однослойного основания из фракционированного щебня методом пропитки битумом 2 1
6.Устройство однослойного покрытия из фракционированного щебня методом пропитки битумом 3 1
7.Устройство основания из черного щебня 2 1
8.Устройство покрытия из черного щебня 3 1
9.Устройство покрытия из асфальтобетонной смеси 1 1
10.Устройство одиночной поверхностной обработки 1 0
11.Устройство двойной поверхностной обработки 2 0
12.Устройство однослойного цементобетонного основания 1 20
13.Устройство цементобетонного покрытия 1 30
14.Устройство присыпных обочин и выполнение укрепительных работ на обочинах 3 1
15.То же на дорогах I категории с выполнением работ по устройству разделительной полосы 4 1
16.Планировка откосов и горизонтальных площадей земляного полотна и резервов, а также распределение растительного грунта по этим площадям. Ликвидация временных съездов 2 0
17.Обстановка пути 2 0

Необходимое количество смен (захваток) работы отряда по возведению насыпи в комплексном потоке зависит от количества слоев возводимой насыпи. Каждый слой насыпи будет возводиться на двух захватках: на первой производится разработка грунта из боковых резервов с перемещением в насыпь (подвозка из сосредоточенного резерва) и разравнивание, на второй – послойное уплотнение грунта.

С учетом срезки растительного грунта в пределах полосы отвода с уплотнением поверхности земли в пределах насыпи (одна захватка), а также выполнения отделочных работ (одна захватка) общее количество захваток (смен) для возведения насыпи будет при двухслойной насыпи – 6, при трехслойной насыпи – 8, при четырехслойной – 10 и т.д.

Учитывая неравномерность объемов земляных работ на трассе, разрыв в работе отряда по выполнению линейных земляных работ и следующего звена может быть принят в две — четыре смены.

Вследствие того, что искусственные сооружения фактически являются сосредоточенными объектами, их тип и размеры колеблются в больших пределах. Разрыв между их устройством и началом работ по возведению земляного полотна может составлять две — четыре смены.

Целесообразно устройство малых искусственных сооружений или их части проводить заблаговременно в осенне-зимний период. При этом создается задел, позволяющий в начале строительного сезона сразу приступать к выполнению земляных работ. В данном случае при расчете периода развертывания комплексного потока время на устройство искусственных сооружений не должно учитываться.

Пользуясь рекомендациями о количестве смен (захваток) работы звеньев по устройству конструктивных слоев дорожной одежды и приведенными выше данными по строительству малых искусственных сооружений и возведению земляного полотна, определяем период развертывания потока:

Nр = t + n, (6)

где n – организационно-технологические разрывы между работой звеньев (отрядов), смены (захватки);

t – устройство малых искусственных сооружений, выполнение линейных земляных работ, устройство конструктивных слоев дорожной одежды, смены (захватки),

t = t1 +t2 + t3 + t4 + t5 + t6. (7)

Здесь t1 — устройство первого в потоке малого искусственного сооружения, смены;

t2 – возведение насыпи, смены;

t3 – устройство подстилающего слоя, смены;

t4 – устройство основания, смены;

t5 – устройство нижнего слоя покрытия, смены;

t6 – устройство верхнего слоя покрытия (с поверхностной обработкой, если устраивается), смены.

При применении специализированных машин необходимо увязывать длину захватки с производительностью этих машин. Так, при применении автогудронаторов, поливомоечных машин и распределителей дорожно-строительных материалов длина захватки увеличивается по сравнению с расчетной, при укладке железобетонных плит скорость потока, наоборот, уменьшается.

Источник: nashaucheba.ru

Предисловие

Внедрение технологии устройства цементобетонных покрытий в скользящей (передвижной) опалубке с использованием комплектов высокопроизводительных машин ДС-100 и ДС-110 (типа «Автогрейд») позволило увеличить темпы строительства в 3-4 раза, снизить трудозатраты и повысить производительность труда в 2-2,5 раза, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики бетонного покрытия.

Пособие направлено на повышение эффективности использования комплектов высокопроизводительных машин и увеличение среднего темпа устройства цементобетонного покрытия до 40-50 км в год при укомплектовании дорожных организаций смесителями (производительностью до 240м 3 /ч), автомобилями-самосвалами (грузоподъемностью до 12 т) и другими средствами механизации, используемыми в настоящее время, и не затрагивает вопросов достижения более высоких темпов строительства при оснащении дорожно-строительных организаций более мощными и производительными машинами, работающими совместно с комплектом.

В Пособии обобщен опыт строительства автомобильных дорог и аэродромов с использованием комплектов машин типа ДС-100, накопленный организациями Главдорстроя и Главзапсибдорстроя. С начала внедрения прогрессивной технологии построено около 3500 км цементобетонных (армобетонных) покрытий шириной 7,5 м. Наибольший среднегодовой темп укладки покрытий достигнут при строительстве автомобильных дорог Москва-Волгоград и Минск-Брест (67 км в год), а наибольший среднесуточный — при реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Домодедово (710 м за 10-часовую смену).

Настоящее Пособие составили канд. техн. наук Б.С. Марышев, инж. М.Б. Левянт, д-р техн. наук И.Е. Евгеньев, кандидаты технических наук Б.Н. Гришаков, М.А. Либерман, Б.Н.

Соловьев, канд. экон. наук Е.М. Зейгер, инженеры И.Н. Рогова, Т.Н. Ткаченко.

Замечания и предложения по настоящей работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79.

1. Общие положения

1.1. Термин «скоростное строительство» автомобильных дорог и аэродромов употребляется в данном Пособии применительно к технологии строительства бетонных покрытий в скользящей (передвижной) опалубке с использованием комплектов высокопроизводительных гусеничных машин типа ДС-100. Такая технология позволяет увеличить средние сменные и годовые темпы строительства в 3-4 раза по сравнению с использованием комплектов рельсовых машин и технологии строительства бетонных покрытий в сборной опалубке (рельс-формах).

1.2. Комплекты высокопроизводительных машин типа ДС-100 для устройства дорожных (аэродромных) одежд с цементобетонным покрытием стоят на более высоком, по сравнению с рельсовым бетоноукладочным комплектом, уровне дорожно-строительной техники по единичной мощности машин, совершенству приводов и рабочих органов, автоматизации ведения машин по курсу и задания вертикальных отметок рабочих органов, что обеспечивает значительное повышение производительности и качества дорожного строительства.

1.3. Технические данные комплектов машин типа ДС-100 позволяют вести работы по устройству дорожной одежды с цементобетонным покрытием со скоростью до 3,5 м/мин при укладке бетона в скользящей опалубке и до 6 м/мин при укладке бетона в формах (в виде сборной опалубки или бордюра), что соответствует производительности комплектов по укладке покрытия соответственно 210 и 360 м/ч.

1.4. Эксплуатационную производительность комплектов машин определяют следующие группы основных факторов:

организационно-экономические — обоснованность планирования капитальных вложений, своевременность подготовки проектно-сметной документации и производственной базы строительства, создание необходимых заделов земляного полотна, производственных запасов песка и щебня, ритмичность поставки цемента, уровень развития хозрасчетных отношений;

технологические — технологичность конструкции цементобетонного покрытия и всей дорожной одежды, свойства применяемых смесей, дальность и условия их транспортирования, природно-климатические и грунтовые условия района строительства;

технические — соответствие мощности и производительности основных и вспомогательных машин, наличие парка вспомогательных машин, техническое состояние и степень износа основных и вспомогательных машин.

1.5. Исходя из возможностей бесперебойного обеспечения строительства материалами и максимальной производительности выпускаемых Минстройдормашем бетоносмесителей (120м 3 /ч) оптимальным темпом укладки цементобетонных покрытий с применением комплектов машин типа ДС-100 можно считать 1,2 м/мин, что соответствует 400-500 м за 10-часовую рабочую смену.

Применение комплектов машин типа ДС-100 с учетом их высокой стоимости экономически целесообразно при годовых темпах строительства не менее 40 км дорожной одежды с цементобетонным покрытием шириной 7,5 м, что соответствует 25 млн. руб. в год строительно-монтажных работ. Указанный годовой объем работ является нижней экономически целесообразной границей скоростного строительства.

1.6. Высокие качественные показатели строительства бетонного покрытия по новой (в скользящей опалубке) технологии, а именно: равномерная плотность бетона, необходимое количество вовлеченного в бетон воздуха для повышения морозостойкости, однородность состава бетонной смеси по толщине и ровность поверхности покрытия, геометрически правильная боковая грань — достигаются при безостановочной работе бетоноукладчика с оптимальной для данного состава бетонной смеси скоростью.

При нарушении режима работы бетоноукладчика (внутрисменные простои, частые остановки, изменение скорости движения) снижаются качество строительства и величина возможного эффекта, увеличивается объем работ, выполняемых вручную.

При этом следует иметь в виду, что сбои в работе комплектов машин ДС-100, их недостаточная загрузка влияют не только на качество строительно-монтажных работ, но и на технико-экономические показатели деятельности подрядной организации.

1.7. Опыт скоростного строительства показывает, что подрядные организации не испытывают серьезных трудностей в освоении комплектов машин типа ДС-100: они надежны, завод-изготовитель участвует в их обслуживании и ремонте, организована планомерная подготовка операторов.

В ходе внедрения прогрессивной технологии отработаны конструкции дорожных (аэродромных) одежд, усовершенствована технология приготовления цементобетонной смеси. Соответствующие технические решения нашли отражение в ряде нормативных документов.

Осуществление скоростного строительства зачастую сдерживается из-за неготовности объектов производственной базы к приему, хранению и перевозке возрастающих в 3-4 раза поступлений основных строительных материалов по железной дороге, нехватки автомобильного транспорта для внутрипостроечных перевозок, отсутствия достаточных заделов земляного полотна.

1.8. В условиях скоростного строительства возрастает значение качества и полноты проекта организации строительства, проекта организации работ, своевременного выполнения подготовительных работ.

1.9. При организации скоростного строительства следует учитывать, что техническое состояние высокопроизводительных машин и смесительного оборудования в значительной степени зависит от природно-климатических факторов; так, работа машин (и прежде всего систем их автоматического управления) нарушается, как правило, в момент перехода температуры наружного воздуха через 0 ° С и при отрицательных температурах.

1.10. Экономически обоснованные темпы скоростного строительства достигаются, прежде всего, за счет полноты и тщательности выполнения подготовительных работ: возведения земляного полотна, строительства искусственных сооружений, производственной базы, жилищно-бытовых и административно-хозяйственных зданий.

1.11. С учетом указанных в п.1.3 темпов работ можно сформулировать следующие основные принципы организации строительства автомобильных дорог и аэродромов с использованием комплектов машин типа ДС-100:

оптимизация схемы размещения прирельсовых баз и притрассовых цементобетонных заводов, определение их параметров;

рационализация технологических схем объектов производственной базы;

выбор наиболее технологичных конструкций дорожных (аэродромных) одежд и разработка технических решений, направленных на снижение влияния сезонности устройства цементобетонных покрытий на поквартальное распределение объемов строительно-монтажных работ;

обеспечение круглогодичного возведения земляного полотна;

планирование начала устройства дорожной одежды, как правило, на второй-третий год строительства с целью обеспечить задел земляного полотна, достаточный для равномерного выполнения годового объема работ по устройству покрытия;

использование комплекта машин типа ДС-100 при температуре наружного воздуха не ниже 5 ° С.

2. Подготовка строительного производства

2.1. Подготовка строительного производства представляет собой комплекс взаимоувязанных документов и мероприятий, направленных на обеспечение максимально возможной и равномерной в течение года загрузки мощностей строительно-монтажных организаций, что достигается за счет планомерного и согласованного развертывания строительно-монтажных работ на всех участках строящегося объекта. Эффективная подготовка дорожно-строительного производства как система организационных, технических, планово-экономических и технологических мероприятий должна объединять в единый комплекс подготовительные и основные работы всех подрядных и субподрядных организаций.

2.2. В соответствии со СНиП 3.01.01-85 подготовка строительного производства включает:

общую организационно-техническую подготовку строительства;

подготовку к строительству объекта;

подготовку строительной организации к выполнению производственной программы;

подготовку к производству строительно-монтажных работ.

2.3. Общая организационно-техническая подготовка строительства предусматривает такие мероприятия, как обеспечение строительства проектно-сметной документацией составление титульных списков строительства, заключение договоров подряда и субподряда, оформление финансирования строительства. Кроме того, следует установить необходимость наращивания мощности или передислокации дорожно-строительных организаций или их подразделений и привлечения специализированных субподрядных организаций для выполнения отдельных видов работ.

2.4. Общая подготовка осуществляется генподрядной строительной организацией с участием заказчика, проектных и субподрядных организаций.

2.5. Заказчик должен передать генеральному подрядчику проектно-сметную документацию в объеме, определенном «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП 1.02.01-85 не позднее 1 июля года, предшествующего году начала строительства объекта.

2.6. При разработке технической документации необходимо еще до утверждения проекта обеспечить про­ектом организации строительства (ПОС), рабочими чертежами и сметами на объекты производственной базы строительства (прирельсовые базы, притрассовые цементобетонные заводы, жилые поселки строителей с соответствующими инженерными коммуникациями), а также всем комплексом подготовительных работ по трассе автомобильной дороги. Таким образом, используя возможность получить разрешение на льготное финансирование указанных работ, строительная организация может своевременно подготовиться к началу основных работ.

Объекты производственной базы скоростного строительства могут быть отнесены к сложным нетиповым временным сооружениям, разработка проектов которых должна осуществляться проектными институтами и включаться в стоимость проектно-изыскательских работ по объекту в целом.

Время, затрачиваемое на общую подготовку, нормами продолжительности строительства объектов не учитывается, однако от качества их проведения в значительной степени зависит успех развертывания и проведения строительно-монтажных работ.

2.7. Наиболее важными при разработке ПОС являются следующие вопросы:

определение продолжительности строительства объекта, состава пусковых комплексов, очередности и сроков их ввода в эксплуатацию, сметной стоимости;

определение состава, сметной стоимости и продолжительности подготовительных работ;

разработка транспортной схемы доставки основных строительных материалов;

разработка мероприятий по экономии трудозатрат, основных материалов (металлопроката, цемента, лесоматериалов) и топливно-энергетических ресурсов;

принятие мер, обеспечивающих круглогодичное ведение земляных работ и продление сезона устройства дорожной одежды;

Читайте также:  Ноприз реестр специалистов в области строительства проверить по фамилии

определение потребностей в ресурсах.

Генподрядный трест обязан организовать рассмотрение документации отделами инженерной подготовки и субподрядными организациями в сроки, установленные СНиП 1.02.01-85.

2.8. Цель подготовки объекта к строительству — обеспечить наиболее рациональные организацию и технологию производства СМР с учетом особенностей дорожно-строительной организации, данных о сроках и порядке поставок строительных материалов, конструкций деталей и оборудования, о наличии машин и механизмов, находящихся в распоряжении организации, а также рабочих кадров. В процессе подготовки объекта к строительству инженерно-технические работники строительной организации должны изучить проектно-сметную документацию и разработать проекты производства работ (ППР).

2.9. Проекты организации строительства и ППР должны предусматривать комплексные решения по устройству систем энерго- и водоснабжения, при этом сроки таких работ должны быть увязаны со сроками выполнения основных СМР.

Ориентировочные годовые потребности в электроэнергии, воде, тепле на прирельсовых базах и притрассовых ЦБЗ различной производительности приведены в табл. 1.

Производительность, м 3 /ч

электроэнергии, МВ т.ч

Примечание. Расход воды на притрассовых заводах определен в расчете на 131 рабочий день в году, на прирельсовых базах — на 262 дня.

2.10. Ориентировочный удельный расход воды на некоторые производственные и хозяйственные нужды приведен ниже:

Промывка гравия или щебня, л/м 3

Промывка песка, л/м 3

Приготовление цементобетонной смеси, л/м 3

Приготовление цементогрунтовой (пескоцементной) смеси, л/т

Мойка кузовов и заправка грузовых машин, л/сут на 1 машину

Хозяйственно-питьевые нужны, л на 1 рабочего в смену

Душевые установки, л на 1 рабочего и смену

2.11. Производительность компрессорных установок для прирельсовых баз и притрассовых ЦБЗ должна составлять в среднем 30 м 3 /мин.

2.12. Подготовка строительной организации к выполнению производственной программы должна обеспечивать непрерывное планирование строительного производства, сбалансированного с производственными возможностями организаций, что достигается разработкой перспективных годовых и оперативно-производственных планов работы подразделений треста. При этом следует соблюдать плановую продолжительность строительства объектов, обеспечивать приведение незавершенного строительного производства к нормативной величине и создание нормативных соотношений объемов строительно-монтажных работ по пусковым, переходящим и задельным объектам.

2.13. В основе реализации комплекса мероприятий по подготовке строительной организации должна лежать система календарного планирования организации работ на годовую (двухлетнюю) программу с учетом имеющихся ресурсов.

2.14. Основным документом, по которому осуществляется увязка плановых показателей и ресурсов строительных подразделений трестов, является проект организации работ (ПОР) на годовую (двухлетнюю) программу.

2.15. Исходными данными для разработки ПОР служат:

план работы генподрядного треста;

объемы работ и сроки ввода объектов согласно годовому плану строительного производства;

титульные списки строек;

данные о производственных возможностях строительных подразделений треста, в том числе перечень бригад с данными о численности работающих и их квалификации, о наличии строительной техники, достигнуто и выработкой рабочих и бригад, мощности производственных предприятий по изготовлению материалов, конструкций и деталей;

ожидаемое выполнение объемов работ на начало планируемого периода;

сведения о выделенных объемах и сроках поставки материалов, конструкций и оборудования;

данные о распределении годовой программы между собственными и субподрядными организациями.

2.16. В состав ПОР включаются:

сводный график поточного строительства всех объектов в планируемом периоде;

график работы основных машин;

график поставки материалов, конструкций и оборудования.

2.17. Подготовка к производству строительно-монтажных работ, наряду с разработкой индивидуальных и привязкой типовых технологических карт и схем на отдельные виды работ, включает разработку и выполнение мероприятий по организации труда, в том числе по внедрению методов сквозного поточного бригадного и коллективного подрядов. Кроме того, осуществляются перебазирование машин и механизмов к местам производства работ, оснащение бригад необходимыми инвентарем, инструментом и средствами малой механизации. Важное значение при подготовке к строительно-монтажным работам имеет наличие необходимых запасов строительных материалов и конструкций.

2.18. Подготовка строительного производства, как правило, осуществляется отделами инженерной подготовки трестов с участием отделов строительных подразделений. К ней могут привлекаться оргтехстрои и СКТБ.

2.19. Работы, выполняемые в отделах подготовки производства, целесообразно проводить по трем направлениям: составление проектно-сметной документации (ПСД); разработка ППР и документации по организации строительства на год по тресту и его производственным единицам; обеспечение материально-техническими ресурсами.

2.20. По первому направлению следует проводить такие мероприятия: организацию подготовки и выдачу исходных данных для проектирования объектов; разработку графиков поступления проектно-сметной документации, ее приемку; учет поступления; проверку полноты представленных материалов; организацию обсуждения ПСД отделами треста и ее согласование с субподрядными организациями; подготовку сводного заключения и его согласование с проектировщиками и заказчиками; контроль за внесением исправлений в ПСД; разработку графиков обеспечения проектно-сметной документацией подразделений треста и субподрядчиков и организацию ее изучения работниками строительных управлений и исполнителями; проверку наличия проектно-сметной документации на объектах и в подразделениях; подготовку протокол-заказов и заключение договоров подряда; согласование протокол-заказов с субподрядчиками.

2.21. По второму направлению выполняются: подготовка заданий на разработку проектов производства работ, организация их разработки совместно с подразделениями; доведение проектов производства работ до исполнителей, организация изучения ППР; составление набора подготовительных работ по объектам, разработка совместно с отделами мероприятий и календарных графиков по их проведению, в том числе в зимних и других особых условиях строительства; контроль за выполнением внутри- и внеплощадочных подготовительных работ; проверка готовности объектов к ведению основных работ; участие в решении вопросов об использовании для нужд строительства существующих транспортных и инженерных коммуникаций, местных материалов и предприятий стройиндустрии, источников энерго, водо- и теплоснабжения, канализации; проведение экспертизы проектов организации работ и защита их в тресте; участие в составлении и согласовании титульных списков.

2.22. По третьему направлению отделы участвуют в расчете потребности в материальных ресурсах; в составлении совместно со службами материально-технического снабжения сводных и специфицированных заявок на материалы, конструкции, оборудование, поставочные комплекты, инвентарное жилье, в том числе по поставкам заказчика; планировании поставок материалов в год, квартал, месяц, контроле заявок производственных подразделений; в проверке проектно-сметной документации заказных спецификаций на оборудование, кабель и т.д.

3. Организация производственных предприятий

3.1. Производственные предприятия по приготовлению бетонных смесей для цементобетонных покрытий подразделяются на три типа: прирельсовые базы приема, хранения и выдачи каменных материалов и цемента; притрассовые ЦБЗ; прирельсовые ЦБЗ.

При скоростном строительстве целесообразно использовать первые два типа предприятий.

3.2. Отказ от прирельсовых ЦБЗ в условиях скоростного строительства обусловлен следующими соображениями.

Вместимость складов открытого хранения должна возрасти в 3-4 раза, что вызовет необходимость дополнительного землеотвода, осложнит организацию горизонтального и вертикального перемещений материалов (заполнителей) в пределах базы (разгрузочное устройство — штабель — расходный бункер ЦБЗ); следовательно, возникнет необходимость в строительстве подземных галерей, узлов перегрузки, монтажа транспортеров.

Высокий темп работ приведет к быстрому удалению строительного потока от ЦБЗ, в то время как продолжительность транспортировки бетонной смеси не должна превышать 30 мин при температуре воздуха от 20 до 30 °С и 60 мин — ниже 20 ° С.

Поскольку строительство прирельсового ЦБЗ достаточно дорого (около 2-2,5 млн. руб. строительно-монтажных работ) и сопряжено с выполнением сложного комплекса работ по развитию железнодорожных станций и узлов, объектов энерго-, водоснабжения, число его передислокаций должно быть минимальным.

3.3. Использование притрассового ЦБЗ позволяет:

сократить количество передислокаций прирельсовой базы;

снизить среднюю дальность транспортировки бетонной смеси и тем самым сократить потребность в автомобилях-самосвалах грузоподъемностью 12т и создать предпосылку для обеспечения качества работ;

рассредоточить создаваемый в осенне-зимний период производственный запас заполнителей, благодаря чему может быть исключена потребность в дополнительном землеотводе под прирельсовую базу (притрассовый ЦБЗ можно расположить в пределах транспортной развязки, а при строительстве аэродромов — на местах стоянок самолетов или предстартовых площадках);

упростить технологическую схему прирельсовой базы (исключаются подштабельные галереи, транспортеры, линии подачи цемента от прирельсового склада к ЦБЗ и т.п.).

3.4. Дополнительные затраты на обустройство притрассовых ЦБЗ, неизбежные при скоростном строительстве, компенсируются за счет увеличения в смете средств на временные здания в сооружения.

3.5. Передислокация прирельсовых баз, как правило, должна предусматриваться лишь в осенне-зимний период, притрассовых ЦБЗ — в течение всего строительного сезона.

3.6 . Важнейшим условием функционирования прирельсовой базы является наличие железнодорожных тупиков общей протяженностью около 2 км, где производят подачу, разгрузку железнодорожных вагонов.

Рекомендуется установка электронных вагонных весов.

3.7. При темпе укладки цементобетонного покрытия 50 км в год объем поставки материалов по железной дороге составляет около 300 тыс. т. Чтобы обеспечить прием и разгрузку такого количества материалов, при­ходится, как правило, выполнять работы по развитию станций и узлов, к которым примыкают железнодорожные тупики, построенные для нужд строительства. Объем и характер этих работ определяются техническими условиями МПС, и их своевременное выполнение является важным этапом инженерной подготовки.

3.8. Подрядные организации, осуществляющие скоростное строительство, должны иметь собственный железнодорожный подвижной состав из расчета обеспечения поставок 50 % привозных материалов. Важным моментом при железнодорожных перевозках является организация диспетчерской службы.

3.9. Прирельсовые базы включают ряд отделений основного и вспомогательного назначения:

склады открытого хранения песка и щебня (фракций 5-20 и 20-40 мм), заполнителей, оборудованные приемными устройствами для разгрузки железнодорожных вагонов и укладки заполнителей в штабели;

склады цемента с приемными устройствами, разгрузчиками вагонов, оборудованием для транспортировки цемента на склады и погрузки со склада в автоцементовозы;

вспомогательные отделения — электростанции или трансформаторные подстанции, котельные и компрессорные станции, устройства водоснабжения и канализации, служебные и жилые помещения.

3.10. Притрассовые ЦБЗ, организуемые вблизи мест укладки бетонной смеси, состоят из дозировочного и смесительного отделений, узла приготовления комплексных добавок поверхностно-активных веществ, расходных складов заполнителей и цемента, передвижных компрессорных установок, источников энерго- и водоснабжения.

Притрассовый ЦБЗ, размещенный в пределах транспортной развязки, при средней дальности транспортировки бетонной смеси до 25 км может обеспечивать эффективное использование комплектов машин типа ДС-100 на строительстве автомобильной дороги 1 категории в течение не менее четырех лет, а аэродромов — не менее двух лет.

3.11. Притрассовые ЦБЗ организуются на базе бетоносмесительных установок мобильного типа. При этом наиболее целесообразно использовать автоматизированные установки портерного типа в блочной компоновке со смесителями цикличного и непрерывного действия производительностью 120 (два смесителя) и 240 м 3 /ч.

3.12. При устройстве оснований из грунтов, укрепленных цементом, организуются притрассовые предприятия для приготовления цементогрунтовых смесей на базе смесительных установок типа ДС-50.

3.13. Размещение производственной базы дорожного строительства является сложной многовариантной задачей, решать которую следует на стадии составления проекта организации строительства; при этом целесообразно использовать экономико-математические методы и ЭВМ.

Постановка задачи размещения производственной базы должна обеспечивать:

полное удовлетворение потребности во всех видах строительных материалов на период строительства;

размещение прирельсовых баз вблизи железнодорожных станций и узлов с использованием по возможности существующего путевого хозяйства для разгрузки и складирования поступающих дорожно-строительных материалов;

размещение притрассовых ЦБЗ в пунктах, обеспеченных источниками воды и электроэнергии;

дальность возки цементо- и асфальтобетонной смеси в пределах технологически допустимой;

равномерность распределения объемов автомобильных перевозок в течение года.

Критерием оптимальности размещения производственной базы служит минимум суммарных удельных приведенных затрат на передислокацию заводов и транспортировку дорожно-строительных материалов при устройстве цементобетонных покрытий и укрепленных оснований.

Цемент для приготовления цементогрунтовых и цементобетонных смесей поступает с прирельсовой базы, поэтому целесообразно решать комплексно задачу размещения предприятий по производству всех видов материалов для устройства дорожной одежды (ГСУ, ЦБЗ, прирельсовых баз).

Следует учитывать, что при ограниченном количестве автотранспортных средств суммарный грузооборот можно уменьшить за счет увеличения числа передислокаций прирельсовых баз и притрассовых ЦБЗ.

3.14. Время перебазировки завода можно максимально сократить, если заблаговременно подготовить площадки для него: заложить фундамент под оборудование, провести коммуникации энерго-, водо и теплоснабжения и т.д. В период перебазировки весь автомобильный транспорт следует использовать для создания запасов материалов в новом пункте дислокации. Кроме того, необходимо обеспечить задел по устройству основания.

3.15. Прирельсовые базы проектируют с учетом:

получения по железной дороге щебня (фракций 5-20 и 20-40 мм) и чистого песка и резервирования в отдельных случаях на территории базы площадки для сортировочно-моечного отделения;

обеспечения минимальных объемов работ на строительство базы и монтаж оборудования минимальных объемов бросовых работ на демонтаж оборудования и перебазирование базы, что достигается за счет использования сборно-разборных строительных конструкций и блочного (крупноагрегатного) оборудования и замены стационарных транспортных погрузочных средств (галерей, приямков и транспортеров) одноковшовыми фронтальными погрузчиками;

обеспечения нормативных сроков разгрузки поступающих по железной дороге каменных материалов и цемента, что достигается применением приемных устройств производительностью до 600 т/ч для каменных материалов и до 100 т/ч — для цемента;

использования для хранения каменных материалов открытых площадок и для хранения цемента — складов силосного типа, снабженных пневмотранспортом.

3.16. Территория, на которой располагается прирельсовый ЦБЗ (база), должна иметь подъездные пути, водоотвод, ограждение и освещаться в темное время суток.

Покрытие открытых площадок для хранения каменных материалов рекомендуется устраивать из сборных железобетонных плит или цементобетона; допускается применение цементогрунта или каменного отсева (фракций 0-5 мм), укладываемого слоем толщиной 12 см, а на основных проездах — сборные железобетонные плиты или цементобетон марки 400 слоем толщиной 22 см на щебеночном основании толщиной 15 см и песчаном подстилающем слое толщиной 10 см.

Радиусы кривых должны быть не менее 15 м. Движение автомобилей на территории ЦБЗ (базы) следует организовывать по кольцевой схеме.

3.17. Вместимость складов в зависимости от производительности ЦБЗ и ритмичности поставки каменных материалов и цемента железнодорожным транспортом приведена в табл.2.

Источник: www.infosait.ru

Рейтинг
Загрузка ...