Технология проектирования и строительства дорог

Современные компьютерные технологии позволяют проектировать дороги на высоком качественном уровне.

Сегодня процесс компьютеризации охватил практически все отрасли. Не стало исключением и дорожное хозяйство. В настоящее время практически все этапы проектирования от обработки результатов инженерных изысканий до создания пространственной модели проектируемой автомобильной дороги проектировщик выполняет с помощью компьютера.

Наибольший толчок в применении электронно-вычислительных машин (ЭВМ) при проектировании автомобильных дорог пришелся на 1970–80-е годы. В этот период ведущими научными и проектными институтами страны (МАДИ, Союздорпроектом, Гипродорнии и др.) был разработан целый ряд программных комплексов, позволяющих автоматизировать процесс проектирования автомобильных дорог- т. н. система автоматизированного проектирования (САПР-АД).
Этой системой предусматривались проектирование плана и продольного профиля автомобильных дорог, расчеты конструктивных элементов земляного полотна и дорожных одежд, водопропускных труб и мостовых переходов. ЭВМ здесь выполняла только расчетные функции.

Вебинар — «Технологии проектирования дорог в системе КРЕДО ДОРОГИ»

Так, например, при проектировании плана дороги трассу сначала укладывали от руки на планшетах, затем в компьютер заносились параметры опорных точек, после чего выполнялся расчет элементов плана трассы. Аналогично проектировался и продольный профиль дороги.
Во второй половине 80-х годов появились графопостроители, которые позволили по рассчитанным параметрам автоматизировать и процесс черчения плана и профиля дорог.

С внедрением персональных компьютеров и системы «Майкрософт» процесс проектирования изменился кардинально: сегодня он полностью автоматизирован, теперь общение с компьютером можно вести в диалоговом режиме, внося изменения по ходу работы, и получать более достоверные результаты, максимально соответствующие реальным условиям.

Сегодня среди множества программ наиболее распространенными являются программные комплексы CREDO и Robur, которые позволяют не только проектировать дорогу, но и с использованием системы «Майкростейшен» создавать пространственные модели объектов, что не просто обеспечивает большую достоверность, а переводит процесс проектирования на качественно новый уровень.

Действительно, современное проектирование автомобильных дорог – процесс, максимально компьютеризированный. В дорожном проектировании, как ни в каком другом, проектировщику в прежние годы приходилось выполнять большое количество однотипных вычислительных работ: расчет, например, проектных и рабочих отметок при проектировании продольного профиля; подсчет объемов земляных работ и т. д. Более того, обычно приходилось прорабатывать несколько вариантов, прежде чем принять окончательное решение.

Сегодня современное программное обеспечение позволило существенно снизить трудоемкость, повысить качество проектирования, сократить его сроки и стоимость. Компьютер используется на всех этапах проектирования дорог от обработки результатов геодезических изысканий до построения перспективных изображений участков дороги, выноса проекта в натуру и осуществления контроля за качеством строительства.

Самые невероятные технологии по укладке и ремонту дорог

Если Вы часто сталкиваетесь по работе с электрикой, проводкой, то Вам всегда при себе необходимо иметь секторные ножницы. С их помощью Вы слёгкостью зачистите и оголите коци проводов, кабеля и т.д. Так же секторные ножницы позволяют перекусывать провода в нужных Вам местах без особых проблем.

Источник: dortver.ru

Применение комплекса КРЕДО в дорожно-транспортном строительстве

Использование программных продуктов КРЕДО для проектирования объектов дорожно-транспортного строительства позволяет специалистам выстроить эффективную комплексную производственно-технологическую цепочку: от подготовки исходных данных для проектирования до передачи проектных решений на строительную площадку, в том числе и для 3D-систем автоматического управления дорожно-строительными машинами. В комплексе КРЕДО реализована концепция информационного моделирования (ТИМ/BIM), позволяющая получить полноценную информационную модель (ИМ) объекта транспортной инфраструктуры, обеспечивая контроль принятых проектных решений на всех этапах жизненного цикла.

Для решения этих задач используется система КРЕДО ДОРОГИ с бесплатным модулем ОЦЕНКА ДОРОГИ. Также, по желанию пользователя, в состав системы КРЕДО ДОРОГИ могут быть подключены следующие модули: КРЕДО СЪЕЗДЫ, КРЕДО ОСАДКА, КРЕДО ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ, КРЕДО ТРУБЫ. Самостоятельные программы КРЕДО РАДОН, КРЕДО ДИСЛОКАЦИЯ, КРЕДО ЗНАК, ГРИС, МОРФОСТВОР, ОТКОС используются для решения дополнительных задач.

Читайте также:  Инженерная документация на строительство

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  • Проектирование нового строительства, реконструкции и ремонтов загородных, городских и промышленных автомобильных дорог всех технических категорий.
  • Решение задач проектирования железных дорог и других линейных объектов.
  • Возможности проектирования аэродромов и генеральных планов любых объектов.
  • Проектирование одно- и многоуровневых транспортных развязок любой геометрической сложности.
  • Проектирование искусственных сооружений.

Рис. 1. Развязка по типу «полный клеверный лист» и элементы железнодорожной инфраструктуры

РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ

  • Интерактивное создание и редактирование трасс автомобильных дорог.
  • Проектирование продольного профиля.
  • Проектирование поперечного профиля.
  • Расчет устойчивости откоса.
  • Проектирование ремонта дороги, в том числе на облаке точек, полученном по результатам лазерного сканирования.
  • Проектирование дорожных одежд.
  • Проектирование искусственных сооружений.
  • Расчет объемов выторфовывания и осадки насыпи на слабом основании.
  • Создание цифровой модели проекта.
  • Проектирование съездов и развязок.
  • Проектирование автобусных остановок.
  • Оценка проекта дороги.
  • Обустройство дороги: расстановка дорожных знаков, нанесение горизонтальной разметки и других элементов обустройства; проектирование индивидуальных автодорожных знаков.

ТРАССИРОВАНИЕ

В системе КРЕДО ДОРОГИ реализованы возможности интерактивных построений и различные технологии трассирования осей дорог в любых, даже самых сложных условиях. Предусмотрен расчет переходных кривых с переменной скоростью движения.

Дороги высоких технических категорий с разделительной полосой проектируются как единый объект, состоящий из двух осей по разным направлениям движения и главной оси. Предусмотрено индивидуальное трассирование на участках схождения и расхождения осей направлений.

Рис. 2. Трассирование методом опорных элементов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

В системе КРЕДО ДОРОГИ варианты продольного профиля можно создавать оптимизацией – автоматизированный расчет проектной линии основан на методе динамического программирования, и конструированием – интерактивное построение прямых, окружностей, парабол и сплайнов.

Метод оптимизации позволяет получить наилучшее решение с максимальной автоматизацией процесса проектирования. Этот метод особенно востребован в условиях ремонта.

Начиная с версии 2.3, для удобства пользователя, появилась возможность «экспресс-оптимизации» – быстрая проверка наличия проектного решения заданным ограничениям.

Дальнейшая «сплайн-оптимизация» позволяет получить проектную линию, соответствующую ограничениям по количеству и длинам вертикальных кривых, плавности, балансу «выемка-насыпь» и другим критериям.

Рис. 3. Участок продольного профиля. Проектная линия создана сплайн-оптимизацией

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ

Наличие шаблонов и стилей значительно сокращает сроки проектирования поперечников в системе КРЕДО ДОРОГИ. Предусмотрены функциональные возможности для создания элементов земляного полотна на подтопляемых участках, косогорах, болотистой местности и на других сложных рельефах.

Рис. 4. Шаблоны по дорогам

Расчет устойчивости откоса выполняется в программе ОТКОС.

Рис. 5. Схема конструкции откоса насыпи

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕМОНТА ДОРОГИ

Возможности системы КРЕДО ДОРОГИ обеспечивают успешное применение всех технологий ремонта дорог, апробированных на практике. Это и усиление существующего покрытия с предварительным фрезерованием и устройством выравнивающих слоев, и создание уширений в ровиках или со срезкой обочин, и корректировка ширины проектного покрытия по ширине исходного с сохранением существующих обочин и откосов.

Рис. 6. Пример ремонта по ширине существующего покрытия с сохранением существующих откосов

Процесс создания продольного профиля на участках ремонта практически полностью автоматизирован, а результат гарантирует минимизацию затрат на проведение ремонтных работ.

Рис. 7. Фрагмент картограмм выравнивания и фрезерования

РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ ВЫТОРФОВЫВАНИЯ И ОСАДКИ НАСЫПИ НА СЛАБОМ ОСНОВАНИИ

Расчет выполняется при помощи дополнительной задачи КРЕДО ОСАДКА. Значения осадки насыпи рассчитываются с учетом региональной типизации торфов в соответствии с ВСН 26-90 «Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири».

В плане на указанной площадке можно рассчитать объемы земляных работ с учетом осадки насыпи на слабом основании. В результате расчета создаются поверхности со значениями осадки насыпи и мощности торфа на площадке.

Читайте также:  Что такое мпз в строительстве

В окне профиля на заданных поперечниках назначаются варианты конструкции нижней части насыпи, определяются мощности торфа, выполняется расчет осадки насыпи. Конструкции «полное выторфовывание», «частичное выторфовывание», «плавающая насыпь» отображаются на проектных поперечниках.

По результатам расчетов можно создать ведомости объемов выторфовывания и осадки насыпи.

Рис. 8. Выторфовывание

РАБОТА СО СМЕТНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

Связка программных продуктов КРЕДО и сметно-расчетных комплексов предназначена для автоматизации работы специалистов-сметчиков и позволяет формировать сметную документацию на основе информационной модели автомобильной дороги.

Специально для интеграции программ был разработан новый продукт КРЕДО ДОРСМЕТА, в котором выполняется подготовка данных для сметного расчета и их экспорт в сметно-расчетные комплексы АВС и ГРАНД-СМЕТА.

Рис. 9. Работа в сметном комплексе АВС

РАБОТА С ОБЛАКАМИ ТОЧЕК

В программе КРЕДО ДОРОГИ реализован импорт облаков точек в форматах LAS, CPC, TXT. Импортируются облака полученные при наземном или воздушном лазерном сканировании, при фотограмметрической обработке материалов фотосъемки.

Количество точек, с которым может работать программа, достигает нескольких миллиардов.

Высокая плотность данных облака точек лазерного сканирования позволяет создать черный продольный профиль и черный поперечный профиль, запроектировать трассу и выполнить необходимые ремонтные мероприятия.

Рис. 10. Проектирование на основе данных лазерного сканирования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Автоматизированное конструирование и расчет дорожных одежд при новом строительстве и усилении существующих покрытий автомобильных дорог для Российской Федерации выполняется в программе КРЕДО РАДОН, для Республики Беларусь – в CREDO РАДОН BY.

Рис. 11. Результат расчета конструкции дорожной одежды отображается в рабочем окне

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЪЕЗДОВ И РАЗВЯЗОК

Автоматизированное создание примыканий и пересечений дорог в одном уровне, мест слияния и разветвления со съездами развязки решается при помощи дополнительной задачи КРЕДО СЪЕЗДЫ. В ней выполняется горизонтальная и вертикальная планировка зоны закруглений, плавное сопряжение обочин и откосов пересекающихся дорог, проектирование соединительных съездов развязки, рассчитываются объемы работ по устройству земляного полотна и дорожной одежды съезда.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Использование программ ГРИС, МОРФОСТВОР позволяет:

  • выполнять расчеты стоков дождевых паводков и талых вод;
  • определять пропускную способность малых искусственных сооружений;
  • автоматизировать обработку гидрологических данных по морфостворам рек при изысканиях мостовых переходов;
  • выполнять гидравлические расчеты водоотводных устройств на автомобильных дорогах.

Рис. 12. Расчет круглой трубы в программе ГРИС-Т

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ

Автоматизированное проектирование водопропускных труб на автомобильных дорогах и выпуск необходимых чертежей и ведомостей решается при помощи дополнительной задачи КРЕДО ТРУБЫ. КРЕДО ТРУБЫ – это представитель нового поколения программных продуктов комплекса КРЕДО, который изначально создавался, как инструмент для информационного моделирования (ТИМ) инженерных водопропускных сооружений. Его возможности не только соответствуют современным требованиям ТИМ, но и обладают потенциалом в более далекой перспективе по уровню детализации, полноте атрибутивной информации, глубине динамических связей, а также контролю информационных моделей водопропускных труб и их компонентов в составе дорог на всех стадиях их жизненного цикла.

Реализован автоматизированный подбор звеньев труб под заданную исходную длины трубы. Причем, подбор звеньев будет осуществлен с учетом номенклатуры элементов, определенном в конкретном типовом проекте, т.е. с учетом длин звеньев средней части, оголовочных звеньев, портальных звеньев, откосных стенок, а также всех требуемых зазоров между ними.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДОРОГИ. ПРОСМОТР И ОЦЕНКА ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ.

В современных условиях информационная модель проектируемых объектов является неотъемлемой частью проектирования.

В системе КРЕДО ДОРОГИ в автоматизированном режиме создается цифровая и информационная модель проекта дороги. Используя разнообразные методы проектирования горизонтальной и вертикальной планировки в плане, можно получить информационную модель проекта не только дороги, но и прилегающих территорий и объектов сервиса.

Читайте также:  Что такое дупт в строительстве

В программе реализовано создание трехмерных тел по слоям дорожной одежды и земляного полотна дороги.

Рис. 13. Информационная твердотельная модель дороги

Оценка проекта по отдельным параметрам или совокупности определенных данных выполняется в дополнительной задаче оценка дороги, встроенной в систему КРЕДО ДОРОГИ.

Она позволяет оценить безопасность движения по коэффициентам аварийности, расстояние видимости в прямом и обратном направлениях и ровность покрытия по IRI.

Рис. 14. Критерии оценки проектного решения

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Наличие технических средств ОДД существенно повышает степень наполнения и качество информационной модели дороги, а это необходимо для поддержания ее актуального состояния и на этапе проектирования, будь то ремонт, реконструкция или новое строительство, и в дальнейшем, после ввода автомобильной дороги в эксплуатацию.

Система КРЕДО ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ (далее ОДД) выполняет расстановку технических средств организации дорожного движения (ТСОДД) с привязкой к процессу проектирования дороги и отдельно от него. Программный продукт соответствует принципам информационного моделирования (технология BIM).

Основные преимущества системы ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ:

  • отрисовка плана дороги;
  • одновременно с созданием плана выполняется отрисовка линейной разметки по осевой линии и полосам покрытия дороги с учетом съездов, автобусных остановок, ПСП и разделительных полос;
  • расчет и расстановка технических средств ОДД (разметка, знаки, ограждения и сигнальных столбиков, присыпных берм и т.д.);
  • присыпные бермы являются отдельными модельными элементами и при сохранении группируются в едином слое Берма;
  • автоматическое отображение всех элементов в окне 3D-вид;
  • создание ведомостей и чертежей организации дорожного движения, формирование трехмерного изображения модели и оценка проектных решений из любой точки обзора и в режиме движения по заданной траектории.

Рис. 15. Фрагмент линейного плана автомобильной дороги с расставленными дорожными знаками и нанесенной горизонтальной разметкой

СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

При создании плана ОДД достаточно часто перед проектировщиком стоит задача создания индивидуальных дорожных знаков. За это отвечает программа для создания дорожных знаков КРЕДО ЗНАК.

При разработке программы использованы нормативные документы: ГОСТ Р 52290-2004 (Россия) и ГОСТ 32945-2014 (для России), ДСТУ 4100-2014 (Украина), СТБ 1140-2013 (Беларусь), СТ РК 1125-2002 (Казахстан), ГОСТ 10807-78 (СССР), который еще применяют в некоторых странах, а также «Методическое пособие по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации».

При помощи программы КРЕДО ЗНАК. можно создавать новые знаки любой сложности, а также редактировать существующие знаки, в том числе созданные в предыдущих версиях программы.

Важной универсальной функцией программы является возможность создания информационных табло, в том числе рекламных щитов и экспорт созданного индивидуального дорожного знака в систему КРЕДО ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ.

Рис. 16. Фрагмент плана ОДД с индивидуальным дорожным знаком, подготовленным в КРЕДО ЗНАК

РЕЗУЛЬТАТЫ

Любая информация, которая требуется для реализации проекта, созданного в программном комплексе КРЕДО, формируется в виде разбивочных, адресных, объемных ведомостей и чертежей разного типа.

В каждой системе комплекса есть различные импортно-экспортные возможности.

Цифровые модели поверхностей по слоям дорожной одежды используются в 3D-системах для высокоточного выполнения строительных работ. Созданная твердотельная модель дороги может быть экспортирована в формате IFC для дальнейшего использования в технологиях информационного моделирования (BIM/ТИМ).

Рис. 17. Применение комплекса КРЕДО в дорожно-транспортном строительстве

ПРЕИМУЩЕСТВА

Применение комплекса КРЕДО позволяет повысить качество проектных решений и сократить сроки выполнения проектов, а также упростить и ускорить процесс обмена данными как между подразделениями внутри одной организации, так и между исполнителями и заказчиками.

Программный комплекс КРЕДО с 2016 г. включен в единый реестр российских программ для ЭВМ и БД (реестр отечественного ПО).

Источник: credo-dialogue.ru

Рейтинг
Загрузка ...