Технологическая карта разработана на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при составлении проекта производства работ и организации работ и труда на автодорогах.
Технологическая карта составлена на устройство двухслойных щебеночного и гравийного оснований шириной 7 м, толщиной 18 см в плотном теле.
При применении технологической карты необходима привязка к местным условиям производства работ с учетом типа и конструкции основания.
До распределения щебня или гравия должны быть полностью закончены работы по возведению земляного полотна, которое должно отвечать требованиям СНиП III-Д.5-62, п. 3.
Водоотводные сооружения должны быть в исправном состоянии.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Устройство щебеночных оснований (покрытий)
При устройстве щебеночных оснований выполняют следующие работы (рис. 1):
вывозка и распределение щебня для нижнего слоя;
укатка нижнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;
Строительство песчано-гравийной дороги // Благоустройство.рф
вывозка и распределение щебня для верхнего слоя;
укатка верхнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;
вывозка и распределение щебня-клинца, разметание его автощеткой и уплотнение с поливкой водой;
вывозка, распределение и уплотнение каменной мелочи (при устройстве покрытий).
Рис. 1 . Технологическая схема устройства двухслойного щебеночного основания (покрытия):
Кружками обозначена расстановка рабочих и их разряды
При устройстве основания на земляном полотне с присыпными обочинами, до распределения щебня обочины должны быть отсыпаны и полностью уплотнены. В любом случае борта образованного корыта должны быть выправлены по шнуру. Если основание подстилают глинистые и суглинистые грунты, устраивают песчаный подстилающий слой.
Для устройства оснований (покрытий) применяют щебень, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-64. Количество щебня назначают с учетом проектной толщины слоя и коэффициента уплотнения 1,25 — 1,3.
В зависимости от проектной толщины основания щебень укладывают в один или два слоя. Толщина каждого слоя должна быть не менее 8 см и не более 18 см в плотном теле.
Для устройства нижнего слоя применяют щебень фракции 40 — 70, 70 — 120 мм, для верхнего слоя — 40 — 70, 20 — 40, 10 — 20 мм.
Устройство нижнего слоя основания
Щебень вывозят автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 или МАЗ-205 и распределяют самоходным распределителем Д-337. Распределитель Д-337 обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя, а также предварительное уплотнение щебня с помощью виброплит.
Перед началом работ распределитель Д-337 устанавливают так, чтобы заслонки бункера находились над местом начала укладки щебня. Разравнивающий брус распределителя устанавливают на толщину укладываемого слоя плюс 25 — 30 % толщины на уплотнение. Разравнивающий брус поднимают вместе с его рамой с помощью тросовой подвески и двух червячных редукторов.
Для обеспечения поперечного уклона основания положение бруса регулируют вручную винтами, соединяющими раму разравнивающего бруса с балками гусениц. Ширину полосы распределения щебня регулируют боковыми ограничителями. При укладке щебня на ширину 3,5 м с двух сторон распределителя устанавливают уширители.
После настройки рабочих органов машины на толщину и ширину укладываемого слоя загружают бункер щебнем и передвигают машину вперед так, чтобы вибраторы оказались на распределенном слое щебня, после чего их включают.
Щебень загружают со стороны уложенного слоя при неподвижном распределителе или с основания (впереди, по ходу укладчика). При загрузке щебня с уложенного слоя для заезда автосамосвалов устанавливают дополнительные въездные трапы, которые присоединяют к крюкам распределителя.
Щебень распределяют ровным слоем при движении щебнеукладчика вперед полосами шириной 3,5 м на первой передаче (0,15 км/ч) с предварительным уплотнением уложенного слоя вибрационными плитами распределителя.
После распределения щебня на всей проезжей части (две полосы) его подготавливают к укатке. Для этого нужно исправить края уложенного слоя, заполнить щебнем пространство между обочиной и кромкой основания, тщательно выровнять граблями сопряжение двух полос по оси основания, убрать лишний щебень, заполнить пустоты. После этого необходимо проверить поперечный профиль по шаблону, а ровность поверхности в продольном направлении — трехметровой рейкой. Обнаруженные дефекты должны быть исправлены. В местах просадок предварительно уплотненный слой взрыхляют киркой, добавляют щебень той же фракции и уплотняют легким катком.
Как исключение (при отсутствии Д-337) распределение щебня можно производить автогрейдером. При этом щебень разравнивают автогрейдером на второй передаче (3,9 км/ч) за 5 — 6 круговых проходов, после чего щебеночное основание профилируют за 8 — 10 проходов по профилю.
Во избежание загрязнения рассыпанный щебень должен быть уплотнен в течение суток.
Уплотнение щебня производят моторными катками с гладкими вальцами массой (весом) 10 — 12 т типа Д-400, для щебня слабых пород — катками меньшего веса (6 — 10 т).
Укатку щебня начинают от обочины к оси дороги с перекрытием предыдущей прикатанной полосы на 1 /3 ширины вальца. Первые проходы каток делает со скоростью 1,5 — 2 км/ч, в конце укатки скорость катка может быть повышена до максимальной, при которой не наблюдается перегрузки мотора.
При уплотнении щебня двумя катками они работают параллельно: каждый каток укатывает одну полосу, начиная от обочины и одинаково приближаясь к оси дороги.
Количество проходов по одному следу по каждой полосе должно быть 3 — 4 и по мере приближения к оси дороги уменьшается до одного. Достигнув оси дороги, каток возвращают к обочине и повторяют уплотнение в том же порядке.
В случае укатки одним катком важно, чтобы в первую очередь были уплотнены края слоя.
Для уплотнения щебня необходимо 10 — 35 проходов катка по одному следу (меньшее количество проходов для щебня слабых пород). Окончательное число проходов устанавливают пробной укаткой.
Поливку щебня поливо-моечной машиной ПМ-10 начинают после трех проходов катка и производят ее равномерно, периодически непосредственно перед катком. Норма розлива воды 15 — 25 л/м 2 (б ó льшие величины для жаркого времени и щебня слабых пород). Нельзя допускать переувлажнения слоя щебня и земляного полотна. Признаком достаточного увлажнения служит влажное состояние нижних граней щебня, лежащих на поверхности основания. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку щебня следует временно прекратить.
Признаками законченной укатки является отсутствие волны перед катком и следа от катка, раздавливание щебенки, положенной на щебеночный слой (при недостаточном уплотнении такая щебенка вдавливается в слой).
Если щебень укатывается плохо, то производят расклинцовку мелким щебнем или песком, обработанным битумом в установке.
Устройство верхнего слоя
При устройстве верхнего слоя щебеночного основания по уложенному нижнему слою распределяют щебень, укатывают его, а затем расклинцовывают.
Распределение и уплотнение щебня производят в том же порядке, что и при устройстве нижнего слоя. Однако при первых 3 — 4 проходах задний валец катка должен наполовину своей ширины покрывать обочину. Если по окончании укатки не достигнута требуемая плотность основания и щебень остается подвижным, то перед распределением щебня-клинца поверхность щебеночного основания обрабатывают битумом при норме розлива 2 — 3 кг/м 2 или распределяют влажную смесь цемента с песком в соотношении 1:4 из расчета 10 кг цемента на 1 м 2 .
Щебень-клинец распределяют на всю ширину проезжей части навесным распределителем Д-336, оборудованным на автомобиле ЗИЛ-555, в количестве 1,16 м 3 на 100 м 2 поверхности. До начала россыпи клинца распределитель должен быть настроен на распределение заданной нормы россыпи посредством регулирования величины щели (между барабаном питателя и заслонкой) винтовым механизмом и подбором рабочей скорости движения автомобиля.
Рассыпанный клинец разметают автощетками, заполняя пустоты между щебенками верхнего слоя; отдельные дефектные места исправляют вручную.
Клинец уплотняют от краев к середине тяжелым катком типа Д-400 за 10 — 15 проходов по одному следу при скорости движения катка 5,5 км/ч. При уплотнении клинец увлажняют непосредственно перед катком (10 — 12 л/м 2 ).
В случае образования на поверхности отдельных окатанных щебенок их необходимо удалить.
При устройстве щебеночного покрытия после распределения и уплотнения первой россыпи клинца распределяют каменную мелочь фракции 5 — 10 мм навесным распределителем Д-336. Каменную мелочь уплотняют так же, как клинец, катками Д-400 за 4 — 5 проходов по одному следу с поливкой водой.
После окончания укатки клинца и каменной мелочи на поверхности слоя должна образоваться плотная кора.
Устройство гравийного основания
Устройство двухслойного гравийного основания включает следующие работы (рис. 2):
вывозка и распределение гравийного материала для нижнего слоя;
укатка нижнего слоя с поливкой водой;
вывозка и распределение гравийного материала для верхнего слоя;
укатка верхнего слоя с поливкой водой.
Для устройства гравийных оснований применяют гравийные материалы, удовлетворяющие требованиям к оптимальной смеси. Оптимальную гравийную смесь приготовляют в карьере, вывозят автомобилями-самосвалами к месту производства работ, распределяют слоем заданной толщины и уплотняют. Необходимое количество гравийного материала определяют расчетом с учетом коэффициента уплотнения (ориентировочно 1,25 — 1,3).
До распределения гравийного материала должны быть созданы надежные упоры. Для этого необходимо отсыпать и уплотнить обочины или отсыпать валики из грунта шириной не менее 1 м.
Укладку гравийного материала в нижний слой производят так же, как и при устройстве щебеночных оснований (самоходным распределителем Д-337 или автогрейдером за 9 — 11 проходов).
В последнем случае гравийный материал должен быть завезен и уложен на полотне дороги двумя валиками по краям проезжей части либо одним валиком по середине так, чтобы был обеспечен проезд для автомобилей.
После исправления краев уложенного слоя, проверки поперечного профиля и ровности приступают к уплотнению уложенного слоя. Укатку производят тяжелыми катками на пневматических шинах типа Д-365 от краев уложенного слоя к середине с перекрытием предыдущих полос на 30 — 40 см за 10 — 25 проходов катка по одному следу. Необходимое количество проходов устанавливают пробной укаткой.
Скорость движения катка в начале укатки не должна превышать 1,5 — 2 км/ч, а затем может достигать 6 км/ч.
В процессе уплотнения гравийный материал увлажняют поливо-моечной машиной ПМ-10 (6-12 л/м 2 ).
Рис. 2 . Технологическая схема устройства двухслойного гравийного основания (покрытия):
1; 7 — самоходные распределители Д-337; 2; 8 — автомобили-самосвалы ЗИЛ-555; 5; 9 — тяжелые катки на пневматических шипах Д-365; 3; 4 — автогрейдеры Д-144; 6 — поливо-моечная машина ПМ-10
Кружками обозначены расстановка рабочих и их разряды
При уплотнении гравийного материала возможно образование «гребенки» (поперечных волн), причинами возникновения которой могут быть: избыточное количество мелких и глинистых фракций в гравийной смеси, переувлажнение материала. В этих случаях укатку необходимо приостановить и устранить причины, вызвавшие образование «гребенки». Участок с «гребенкой» следует исправить автогрейдером и снова прикатать катком, при этом в гравийную оптимальную смесь нужно добавить дробленый материал или обработать ее органическими вяжущими материалами.
При устройстве верхнего слоя гравийный материал распределяют также машиной Д-337.
Перед укаткой нужно заполнить пустоты между обочиной и кромкой основания, а в месте сопряжения полос по оси дороги разровнять валики гравия и заполнить пустоты, проверить поперечный профиль, ровность слоя и исправить обнаруженные дефекты. Дефектные места исправляют либо автогрейдером Д-144, либо вручную.
Укатку производят катками на пневматических шинах типа Д-365 так же, как и при устройстве нижнего слоя.
При устройстве покрытия из гравийной оптимальной смеси необходимо по верхнему слою распределить мелкие фракции гравийного материала (5 — 10 мм) при норме россыпи: 1,5 — 2 м 3 /100 м 2 и укатать катком за 3 — 4 прохода по одному следу.
При производстве работ по устройству щебеночных и гравийных оснований следует руководствоваться следующей технической литературой:
1 . Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию. СНиП III-Д.5-62 (часть III , раздел Д, п. 6). М., Госстройиздат, 1963.
2 . Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. «Транспорт», М., 1969.
3 . Правила приемки работ при строительстве автомобильных дорог и мостов М., Автотрансиздат, 1957.
III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
а) При устройстве щебеночного основания (покрытия)
Для выполнения работ по устройству двухслойного щебеночного основания (покрытия) намечают следующие сменные захватки:
1 — вывоз и распределение щебня для нижнего слоя;
2 — укатка тяжелыми катками щебня нижнего слоя;
3 — вывоз и распределение щебня для верхнего слоя;
4 — укатка щебня верхнего слоя с россыпью и укаткой клинца.
Длина сменной захватки определяется производительностью ведущей машины-распределителя Д-337 и для условий, принятых в настоящей карте, составляет 230 м.
До начала работ должна быть проверена исправность и готовность машин, рабочие должны быть обеспечены необходимыми инструментами.
Работа организуется в две смены и выполняется комплексной бригадой, включающей звено по устройству нижнего слоя и звено по устройству верхнего.
Машинист каждой машины обязан: в начале смены проверить готовность машины к работе, устранить мелкие неисправности, заправить машину горючим и водой, а в конце смены очистить машину и, в случае необходимости, сообщить механику о неисправности машины.
Звено по устройству нижнего слоя
Машинист распределителя Д-337. 5 разр. — 1
Машинисты катка Д-400. 5 » — 2
Дорожные рабочие. 3 » — 1
Звено работает на захватках 1 и 2.
Дорожный рабочий 2 разр. до начала работ помогает машинисту при настройке рабочих органов машины, устанавливает въездные трапы для автомобилей со щебнем.
При работе распределителя дорожный рабочий 2 разр., находясь у приемного бункера, подает сигнал на подход автосамосвалов со щебнем, очищает кузов, ведет учет поступившего щебня, следит за тем, чтобы в бункер не попадали крупные камни и другие предметы, могущие вызвать поломку машины.
При укладке щебня машинист наблюдает за тем, чтобы щебень поступал равномерно. Во избежание пропусков при распределении щебня в бункере должно находиться некоторое, количество щебня к моменту очередной загрузки.
Двое дорожных рабочих 2 разр. и один 3 разр. после прохода щебнеукладчика исправляют края уложенного слоя, добавляют щебень между кромкой покрытия и обочиной, исправляют место сопряжения двух полос, проверяют поперечный профиль и ровность поверхности уложенного слоя, устраняют обнаруженные дефекты.
На захватке 2 машинисты катков уплотняют нижний слой.
Звено по устройству верхнего слоя
Машинист распределителя Д-337. 5 разр. — 1
Машинисты катка Д-400. 5 » — 3
Дорожные рабочие. 3 » — 1
Звено работает на захватках 3 и 4.
В звено добавляется один дорожный рабочий 2 разр. В начале смены он работает на захватке 3 по проверке профиля и устранению неровностей после распределения щебня, а затем переходит на захватку 4, где он при распределении клинца прижимает приводной ролик прижимного устройства к колесу автомобиля-самосвала, подает сигнал водителю на движение, после россыпи клинца метлой поправляет отдельные места.
Распределение обязанностей между остальными членами звена то же, что и при устройстве нижнего слоя.
Поливо-моечная машина используется в течение смены на устройстве нижнего и верхнего слоев на захватках 2 и 4.
Распределитель Д-336 используется при необходимости.
б) При устройстве гравийного основания
При устройстве гравийного основания состав звеньев тот же, что и при щебеночном, за исключением катка Д-400, который заменяют катком Д-365.
В состав звеньев не входит и оплачивается особо машинист автогрейдера, занятый на окончательной планировке основания.
Машинист катка Д-365 на уплотнении гравийного основания занят 5,6 ч, остальные 2,4 ч он работает на подкатке земляного полотна и уплотнении обочин.
Обязанности остальных членов звена те же, что и при устройстве щебеночного основания.
IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ (ПОКРЫТИЯ) ТОЛЩИНОЙ 18 см НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 230 м (1610 м 2 )
V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 18 см НА ЗАХВАТКУ ДЛИНОЙ 230 м (1610 м 2 )
Источник: gostrf.com
Строительство гравийных покрытий
Гравийные и другие глиносвязные покрытия применяют на дорогах V, реже IV категории при наличии гравийных или подобных им каменных материалов (щебень, шлак, дресва, ракушка).
Недостатками подобных покрытий являются сильная пылимость в сухое время года, быстрая потеря первоначальной ровности (особенно после дождей) и значительный износ. Особо характерно это для сельскохозяйственных и лесовозных дорог, где доля большегрузных автомобилей, колесных тракторов и специальной техники зачастую составляет более 50%. Результаты обследований свидетельствуют, что количество профилировок покрытий в год составляет 10. 25, а физический износ — до 5 см. В то же время гравийные покрытия характеризуются низкой стоимостью и простотой технологий строительства, ремонта, содержания.
Толщину гравийного покрытия назначают по расчету в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ОДН 218.046—01. При этом она не должна быть менее 8 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок.
Готовые песчано-гравийные или песчано-гравийно-щебеночные смеси характеризуют показателями качества по зерновому составу, прочности, содержанию зерен слабых пород, а также пылевидных и глинистых частиц, морозостойкости, водостойкости. Максимальная крупность зерен в смеси не должна превышать 40 мм. Гранулометрический состав должен удовлетворять требованиям оптимальной смеси и обеспечивать максимальную ее плотность и минимальную пористость. Марки по прочности, морозостойкости и водостойкости гравия и щебня, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267—93. Содержание пылевато-глинистой фракции, являющейся вяжущим в смеси, может достигать 25% по массе.
Если карьерный гравийный материал не удовлетворяет требованиям оптимальной смеси, смесь обогащают, т.е. составляют искусственно путем отгрохотки крупных зерен или мелких частиц и добавления недостающих фракций в виде крупных частиц (гравий, щебень), песка или связного грунта (супесь, суглинок). Выбор способа получения оптимальных смесей обусловлен в основном экономическими соображениями, наличием минеральных материалов и оборудования.
К строительству гравийных покрытий приступают при полной готовности земляного полотна. Окончательное профилирование поверхности земляного полотна (при серповидном профиле) или устройство корыта (при полукорытном профиле) выполняют автогрейдерами. После профилирования производят уплотнение грунта легкими катками с металлическими вальцами или пневмокатками.
Затем выполняют разбивочные работы. После нанесения высотных отметок каждого слоя покрытия на разбивочных колышках, установленных за бровкой земляного полотна, отмечают толщину слоев в рыхлом теле. Для определения толщины слоев в рыхлом теле необходимо учитывать коэффициент запаса на уплотнение смеси, определяемый в лаборатории до начала работ.
Гравийные покрытия, как правило, устраивают однослойными. Покрытие общей толщиной более 20 см укладывают в два слоя: нижний слой — из более крупного материала с меньшим количеством мелкозема; верхний слой — с большим количеством мелкозема.
Строительство гравийных покрытий включает приготовление, вывозку, распределение, планирование и уплотнение гравийного материала.
Смесь предпочтительнее готовить на смесительных установках (типа ДС-50 Б), обеспечивающих точное дозирование ингредиентов смеси, тщательное их перемешивание и оптимальное увлажнение. Для уменьшения износа покрытия и его пылимости при изготовлении смеси целесообразно вводить в нее вместо воды обеспыливающие материалы в виде водных растворов хлористого натрия и кальция, лиг- носульфонатов технических (ЛСТ), лигнодора, сульфитного щелока. Оптимальную влажность смеси или концентрацию обеспыливающих материалов определяют заранее в лаборатории. Приготовленную гравийную смесь доставляют на дорогу автомобилями-самосвалами.
Приготовление гравийной смеси непосредственно на дороге допускается в виде исключения. При этом производят послойное распределение каждого материала с последующим перемешиванием фрезами, авто грейдерами, плужными смесителями. В случае недостатка мелких фракций в вывезенном на дорогу гравийном материале его восполняют местным грунтом в виде песка, супеси или суглинка в соответствии с рекомендациями лаборатории. В процессе перемешивания необходимо обеспечить такую влажность смеси, которая способствует разрушению глинистых агрегатов и исключает прилипание их к рабочим органам машин. Перед планированием смеси ее влажность доводят до оптимальной.
Распределение доставленной из карьера готовой смеси производят самоходными укладчиками или автогрейдерами. Укладчики обеспечивают необходимую ровность, а также предварительное уплотнение слоя. При использовании автогрейдера готовую гравийную смесь завозят на подготовленное земляное полотно или в корыто из расчета требуемой толщины слоя. Расстояние между штабелями материала, выгруженного из автосамосвалов, определяют по формуле
где Р — грузоподъемность автомобиля-самосвала, т; В — ширина слоя, м; h — высота слоя, м; у — максимальная плотность смеси, т/м 3 .
Разравнивание материала производят автогрейдером за пять — десять проходов в зависимости от толщины слоя.
Уложенный слой покрытия уплотняют самоходными катками с гладкими вальцами статического и вибрационного действия, комбинированными катками, а также катками на пневматических шинах. Лучшие показатели обеспечиваются при использовании комбинированных и пневмошинных катков. Гравийная смесь при уплотнении должна иметь оптимальную влажность. В сухую и жаркую погоду за 20.
30 мин до уплотнения определяют влажность смеси и при необходимости поливают водой в количестве, обеспечивающем превышение оптимальной влажности на 1. 3%. Целесообразно в этих случаях вместо воды использовать растворы гигроскопических солей.
Покрытие уплотняют вначале легкими катками массой 5. 8 т (при- катка), а затем массой 10. 12 т (укатка). Максимальная толщина уплотняемого слоя зависит от типа и массы катка и, как правило, не должна превышать 0,25 м при использовании комбинированных и пневмошинных катков и 0,18 м — катков с гладкими вальцами.
Прикатка слоя выполняется проходом катков от краев к середине с перекрытием следа на У3 ширины вальца. Скорость движения катка должна быть 1. 2 км/ч. Число проходов катка по одному следу определяется пробной укаткой и колеблется от трех до шести.
Прикатку следует считать законченной, если перед передними вальцами не образуется волна и отсутствует заметная на глаз осадка слоя. При использовании вибрационных катков подкатка производится с выключенным вибрационным вальцом. После прикатки слоя проверяют его ровность и поперечный уклон в целях установления и исправления дефектных мест.
При укатке слоя число проходов катка (массой 10. 12 т) по одному следу также определяют пробной укаткой (оно колеблется от 10 до 25). Критерием окончания укатки является число проходов катка, обеспечивающее максимальную плотность смеси. Начинать уплотнение следует от обочин при скорости движения 3. 5 км/ч.
При последующих проходах каток смещают к оси дороги с перекрытием предыдущего следа на Уз ширины, а его скорость может быть повышена до 10. 15 км/ч.
Укатка выполняется по челночной схеме. Внешними признаками окончания укатки является прекращение осадки уплотняемого слоя от прохода катка и прекращение движения волны перед катком.
Достигнутую плотность слоя контролируют с помощью плотномера КП-120 или «методом лунки». Окончательного уплотнения гравийного покрытия достигают лишь в результате систематического профилирования после дождей и регулирования движения (обычно через два-три месяца).
Источник: bstudy.net
Устройство грунтовой дороги
Устройство грунтовой дороги. В рамках статьи мы рассмотрим вариант строительства новой грунтовой просёлочной дороги и поговорим о способах приведения в порядок уже существующей, но пришедшей в негодность. При этом, рассматривать будем бюджетные варианты строительства дороги, которые могут позволить получить довольно качественную «грунтовку». Строительство дорог удовольствие не из дешёвых, поэтому термин «бюджетный вариант» довольно условный.
Что касается восстановления старой разбитой просёлочной дороги, то её нужно делать по той же схеме, что и новую. Расходы на неё будут вполне сопоставимы со строительством новой. Единственным плюсом является то, что ремонт можно делать поэтапно. Сначала привести в порядок самые проблемные отрезки пути, и со временем довести до ума остальные.
Грунтовые просёлочные дороги бывают трёх типов:
- Простые полевые и лесные. Устраиваются как временные, для решения одномоментных задач.
- Простые просёлочные. Используются регулярно но не рассчитаны на интенсивное движение.
- Улучшенные. Предназначены для интенсивного движения транспорта и имеют насыпь из нескольких слоёв дренирующих материалов.
Пирог грунтовой дороги
Насыпь простой грунтовой просёлочной дороги формируется из трёх слоёв:
- Грут «материка). Это грунт, находящийся под плодородным слоем почвы. Из него формируется основа будущей дороги.
- Супесь или тощий суглинок. Песчаная подушка обычно насыпается слоем от 150 до 250 мм и основательно утрамбовывается.
- Гравий, щебень или измельчённый старый бетон. Насыпается и утрамбовывается слоями, начиная с самой крупной фракции.
Вполне возможно, этих трёх слоёв будет достаточно для вашей будущей дороги. Лично меня такой вариант вполне устраивает как по себестоимости, так и по трудозатратам. Ремонтировать такое дорожное полотно можно простой подсыпкой щебня или гравия в проблемных местах и последующей утрамбовкой виброплитой. К сожалению, применить его на протяжении всей дороги не получится из-за разного состава «материка»на отдельных участках.
Улучшенные грунтовые дороги имеют дополнительные дренирующие слои, благодаря которым значительно улучшается сохранность дорожного полотна.
- Геотекстиль. Выполняет 2 функции, армирует дорожное полотно и разделяет слои грунта. Укладывается на подготовленное основание дороги и затем формируется насыпь. В дорожном строительстве применяется геотекстиль плотностью от 100 до 250 г/ м2.
- Объёмная георешётка. Применяется в паре с геотекстилем. Служит для армирования верхнего дренирующего слоя дорожного «пирога». Препятствует образованию колеи. Георешетка должна быть засыпана как минимум 10 см. слоем щебня или гравия. При использовании геотекстиля и георешётки в паре, песчаный слой не обязателен. Для строительства дорог применяется георешётка с высотой ребра от 100 мм.
- Финишное покрытие.
Устройство грунтовой дороги
Подготовительные работы и разметка трассы
Перед тем как строить новую дорогу, нам нужно проложить для неё оптимальный маршрут. В большинстве случаев потребуется получить разрешение на её строительство у местных властей. Подробно на этой теме мы останавливаться не станем и будем считать, что у нас оно уже есть. Маршрут нужно прокладывать максимально прямым, избегая высоких холмов и влажных низин. Такой подход позволит сэкономить на строительстве дороги немалые средства.
Теперь нам нужно определиться с шириной будущей дороги. В большинстве случаев, грунтовую просёлочную дорогу строят однополосной, для проезда только в одну сторону. Для разъезда транспортных средств устраиваются небольшие площадки на расстоянии 200 — 300 метров между ними. Ширина насыпи такой дороги по верху пирога обычно от 3 до 4 метров.
Здесь важно учитывать следующий момент — чем шире дорога, тем стабильнее дорожное полотно. Ширина придорожной канавы обычно не превышает одного метра. Между канавой и насыпью необходимо наличие обочины шириной не менее метра.
По проложенному маршруту будущей дороги необходимо сделать выемку плодородного грунта, то есть сформировать основу под насыпь и очистить место под будущие придорожные канавы. Если мы строим дорогу с шириной дорожного полотна 3.5 метра, то плодородный слой почвы нужно снимать полосой минимум 7.5 м. А лучше все 8 метров. Всю собранную плодородную почву следует переместить в свой сад-огород. Для этой работы понадобятся экскаватор с широким ковшом и самосвал.
Необходимо продумать схему отвода воды из придорожных канав и предусмотреть для них необходимые уклоны. Если вода будет длительное время застаиваться в кювете, это будет способствовать водной эрозии дорожного полотна. В случае необходимости можно отвести воду из таких мест путём прокладки трубы даже под дорожной насыпью. Обычно это необходимо когда участок дороги проходит по косогору. В этом случае устраивается только одна канава со стороны холма.
Устройство грунтовой дороги
Формирование основы и устройство пирога
Для этой работы идеально подходит нож дорожного грейдера. С помощью грейдера одновременно формируются и придорожные канавы, перемещая вынутый из кювет грунт в основу будущей дороги. Затем грунт основания разравнивается с помощью бульдозера и хорошо уплотняется любым доступным способом. Насыпается слой крупного щебня или гравия толщиной не более 100 мм и основательно утрамбовывается. Затем насыпается такой же слой щебня или гравия средней или мелкой фракции и тоже основательно трамбуется.
На подготовленное основание расстилается рулонный геотекстиль большой плотности (100 — 250 г/м2) Чем выше плотность, тем долговечнее работа материала и тем выше способность дорожного полотна сопротивляться нагрузкам. Дополнительно геотекстиль можно скомбинировать с объёмной георешёткой. Делать выбор следует исходя из предполагаемой интенсивности эксплуатации дороги.
Здесь возможны два варианта:
- На основу укладывается плотный геотекстиль (200 — 250 г/м2). Насыпается песчаная подушка слоем в 150 — 250 мм и хорошо уплотняется, например виброплитой. Затем насыпается гравий или щебень слоем 150 — 200 мм и тоже тщательно утрамбовывается. При этом нужно не забывать о формирования наклона полотна на обе стороны для стекания осадков. Поверх можно уложить защитный финишный слой на основе суглинка.
- На основу укладывается геотекстиль плотностью 100 — 150 г/м2. Песок в этом случае не используем. Поверх геотекстиля размещается объёмная георешётка с высотой ребра в 100 мм. Георешётка засыпается гравием или щебнем и уплотняется. Можно использовать любой твёрдый измельчённый материал. Заполненная георешётка покрывается ещё одним слоем гравия или песчано-гравийной смеси, толщина которого должна быть не менее 100 мм после утрамбовки. Также не забываем о формировании наклонных плоскостей.
Защитное финишное покрытие
Поскольку в качестве верхнего слоя дороги применяются твёрдые дренирующие материалы, то их следовало бы тоже защитить. Например от разлетания из-под колёс автомобиля. Да и сам автомобиль страдает от ударов камней по днищу кузова. Вариантов здесь немного и они не идеальны, но они есть и ими можно воспользоваться:
- Щебень можно с успехом защитить небольшим слоем гранитного отсева.
- Гравий и измельчённый бетон можно закрепить слоем пескогравийной смеси или обычной супеси.
- Финишное покрытие из смеси суглинка с цементом и добавкой «мылонафт».
На финишное покрытие из суглинка с цементом стоит обратить особое внимание. Оно довольно прочное, не пылит и на нём не образуется «стиральная доска». В дорожном строительстве смесь известна под названием «грунтобетон». Состав смеси прост и незатейлив:
- 90% от общего объёма составляет высушенный, измельчённый и просеянный суглинок
- 5% от общего объёма составляет цемент низкой марки.
- 5% извести или доломитовой муки.
- 2% водный раствор мылонафта. Мылонафт играет в растворе роль пластификатора.
Замешивается раствор в бетономешалке с добавлением воды. Заливается как и бетон, в опалубку, слоем около 100 мм.
Источник: jukond.site