Технология строительства песчано гравийной дороги

Как показывает практика, в отдельных населенных пунктах РФ грунтовые дороги являются основным типом дорог. Также по состоянию на сегодня строительство грунтовых дорог широко распространено и востребовано (из общих 900 тыс. км. дорог больше 150 км. составляют именно грунтовые дороги). Более того, так называемая «грунтовка» повсеместно встречается не только в России, но и в странах Европы, в США, Японии и т.д.

Основные особенности грунтовой дороги

Главным преимуществом грунтовой дороги является доступная стоимость. Однако строительство грунтовых дорог зачастую является лучшим решением только на маршрутах с небольшой загруженностью. Еще отметим, чтобы грунтовую дорогу активно использовать круглогодично, такая дорога нуждается в постоянном применении целого комплекса профессиональных профилактических мер.

Например, ежегодно в летний период «грунтовку» следует поливать хлоридом кальция, чтобы избавиться от пыли. Также ежемесячно необходим проход грейдером. Если технология полностью соблюдается, в этом случае срок службы подобных дорог составляет, как минимум, 50 лет.

Строительство гравийной дороги // Технология МАДИ!

Классификация грунтовых дорог

Согласно СНиП РФ, грунтовой считается любая дорога, которая построена с использованием грунта. Также допускается использование добавок в виде гравия, шлака и т.п. Такая дорога относится к самому низкому классу 5, может быть как с дорожным покрытием самого низкого класса, так и без него.

Все грунтовые дороги принято делить на 3 класса:

  • улучшенные;
  • проселочные;
  • полевые.

Улучшенные грунтовые дороги имеют дорожное покрытие (используется песчано-гравийная смесь, щебень и т.д.). На карте такие дороги обычно обозначены желтым цветом.

Проселочные грунтовые дороги представляют собой «укатанную» дорогу, которую в редких случаях сглаживают грейдером (на карте обозначена сплошной линией).

Полевые, а также лесные грунтовые дороги являются не более чем двумя параллельными тропинками, обозначены на картах пунктирной линией.

Строительство грунтовых дорог: этапы

Начнем с того, что лесные, полевые и проселочные дороги зачастую не строятся отдельно, а возникают путем «самоукатки», то есть в результате проезда различного транспорта.

Что касается строительства грунтовых дорог с покрытием (улучшенная дорога, имеющая «одежду»), в этом случае начальным этапом становится геологическая разведка местности. Также отдельно учитываются перепады высот, участки, где скапливаются осадки, особенности грунта местности, возможность обслуживания дороги и т.д.

Данные факторы и особенности, а также климат в регионе определяют тип покрытия дороги, после чего производится подготовка и согласование проектно-сметной документации. Следующим этапом становится строительство грунтовых дорог, в рамках которого выполняются следующие работы:

  • уплотнение грунта, отвод воды и подготовка дорожного «корыта»;
  • возведение основания дороги (дорожной «подушки»);
  • укладка, уплотнение, а также обработка «одежды» (верхнее полотно).

Песчаные грунтовые дороги

Грунтовые дороги из песка могут быть построены на тех участках, где планируется минимальная автозагрузка (под единичные машины). Во время строительства снимается верхняя часть грунта, затем производится подготовка «корыта», уплотняются стенки и грунт, осуществляется засыпка песка и последующая трамбовка катком. Основной недостаток — такая дорога обычно не имеет возвышения над ландшафтом, в результате чего быстро разрушается тяжелой техникой и активно размывается ливневыми потоками.

Строительство песчано-гравийной дороги // Благоустройство.рф

Читайте также:  Что такое кап ремонт в строительстве

Грунтовая дорога из щебня

Если движение колесного транспорта интенсивное, дорога из щебня намного более предпочтительна, чем песчаная. Строительство такой дороги осуществляется в 3 этапа, также используется щебень 2-х фракций. Сначала нижний слой крупного щебня 40х70 засыпается в «корыто», после чего укладывается верхний слой 40х20. Правильное соблюдение технологии позволяет создать эффект, когда мелкие частицы «вклиниваются» в среду крупных. В результате дорожная рубашка становится плотнее.

Песчано-гравийные грунтовые дороги

Грунтовая дорога из песчано-гравийной смеси (ПГС) обычно строится в зонах, где расположены коттеджи. Низкая стоимость и высокая скорость возведения являются основными преимуществами. Технологи и этапы строительства аналогичны другим типам дорог: подготовка «корыта», основания и «одежды». К недостаткам можно отнести слабую устойчивость к размытию водой и перепадам температур, что заметно сокращает общий срок службы.

Послойные грунтовые дороги

Грунтовая дорога из щебня и песка по ряду причин является оптимальным решением. Прежде всего, строительство послойной дороги из щебня и песка хорошо подходит практически для всех климатических зон на территории РФ.

С одной стороны, песок создает дренаж для отвода воды, а слои щебня обеспечивают нужное уплотнение. В результате по такой дороге можно организовать проезд как легкового транспорта, так и тяжелой техники (грузовики, строительные машины и т.д.).

Общая технология строительства не отличается от перечисленных выше, однако именно данный тип дороги наилучшим образом справляется с перепадами температур, а также отличается лучшим влагопоглощением. При этом послойная дорога, как и любая другая с покрытием, нуждается в ямочном ремонте. Ремонт предполагает подсыпку щебня различных фракций в тех местах, где появились ямы, выбоины и другие дефекты.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что каждый тип дороги, в том числе и грунтовой, имеет свои плюсы и минусы. При этом любая дорога независимо от вида и назначения нуждается в профессиональном обслуживании.

Под таким обслуживанием грунтовых дорог следует понимать регулярное удаление пыли, снега, утрамбовку, восстановление поврежденных участков, очистку системы водоотводов и т.д. Указанные меры позволяют заметно увеличить срок службы самой дороги и значительно повысить безопасность движения.

Источник ksstroi.ru

Технология строительства песчано гравийной дороги

Количество дорог из щебня, так называемых «гравиек», которые соединяют различные места и малые населенные пункты, огромно. Поэтому проблема их качественного строительства и содержания в хорошем состоянии стоит достаточно остро.

Попытаемся рассмотреть лишь некоторые, на наш взгляд, самые важные аспекты технологии устройства и эксплуатации гравийных или щебеночных дорог.

Для начала разберемся с самим понятием «дорога из щебня». Под этим определением мы будем понимать ту дорогу, которая надлежащим образом и надлежащей техникой «нарезана» на земляном полотне, затем отсыпана, а после соответствующим образом укатана тяжелыми дорожными катками.

Толщину гравийного покрытия в зависимости от условий движения определяют 8 — 16 см для однослойного и 25 — 30 см для двухслойного покрытия. Ширина гравийной дороги обычно незначительна, и не превышает 10 м.

А теперь подробнее о технологии строительства. Во-первых, то, что дорога «нарезана» в земляном корыте, означает, что не только задано и обозначено направление, но и созданы уклоны в разные стороны в соответствии с профилем дороги, как правило, это в сторону кювета. Не следует путать эту работу с работой по нарезке самих кюветов.

Поверхность гравийных дорог обычно устраивают двускатной, то есть середина дороги завышена, а края, соответственно, занижены. Нарезка гравийно-щебеночной дороги выполняется с помощью тяжелой спецтехники. Как правило, это тяжелый грейдер или мощный бульдозер. Уровень контролируется с помощью нивелира. Глубина корыта зависит от толщины будущего щебеночного покрытия.

Читайте также:  Получение разрешения на строительство ангара

Далее происходит заполнение корыта дороги щебнем. Обычно используют щебень фракции 20 – 40 мм. Если покрытие двухслойное, то для нижнего слоя возможно применение смесей с крупностью зерен до 70 мм. Затем происходит грейдирование или, иными словами, разравнивание материала с учетом заданных уклонов.

Следующий этап – укатка поверхности большими дорожными катками. Укатывать необходимо тщательно, шаг за шагом. Каток по одному месту должен проехать не менее шести раз. Для таких работ рекомендуется использовать дорожный каток не менее 6 т, желательно с вибратором – это дает достаточно хорошее уплотнение материала.

Для достижения надлежащего качества уплотнения, необходимо обязательно укатываемую поверхность поливать. Поливать после каждого прохода катка. Само собой, используется та вода, которая технологически предусмотрена в катках. Но ее недостаточно и приходится привлекать поливальную машину.

Если устраивается двухслойное покрытие, то сначала полный цикл для нижнего слоя: засыпка, грейдирование, укатка с поливом, затем все то же самое для верхнего слоя.

Далее в соответствии с технологией устройства щебеночно-гравийных дорог необходимо сверху полученного основания сделать, так называемую, расклинцовку. Она заключается в устройстве тонкого слоя из мелкого щебня поверх основания из щебня более крупного. Итак, мелкий щебень фракции 5 – 20 мм тонким слоем планируется грейдером по всей площади, поливается и укатывается не менее тщательно, чем в случае с крупным щебнем.

Ну, вот и всё, дорога из щебня готова.

Хотелось бы обратить внимание на некоторое противоречие. Хоть мы и называем такие дороги гравийками, но строятся они преимущественно из щебня, и в качестве расклинцовки используется тоже мелкий щебень, в крайнем случае — крупнозернистый песок. Использование гравия или любого другого материала округлой формы чревато проблемами, ибо укатать и уплотнить круглый материал очень сложно.

В заключение напомним, что в период эксплуатации гравийные покрытия требуют надлежащего ухода. Неровности исправляются путем грейдирования иногда с добавлением нового щебня. Проводить эти работы следует по влажному покрытию. Пыление дороги в жаркое время года можно уменьшить, если организовать полив с хлористым кальцием, удерживающим влагу.

Источник bau-prom.ru

Строительство грунтовой дороги

Грунтовые дороги получили широкое распространение как в России, так и в странах Западного мира. Они являются преобладающим типом автострад в сельской местности, а также небольших городах с малой интенсивностью движения. Из 900 тыс. км дорожного полотна России на грунтовку приходится более 150 тыс. км.

Монтаж грунтовой дороги

Характеристика грунтовой дороги

Главная отличительная черта грунтовых автодорог, обеспечивающая их широкое распространение и востребованность по всему миру — низкая стоимость строительства и содержания. Это обеспечивается за счет использование дешевых материалов и простых технологий на стадии создания дорожного полотна.

Срок службы составляет до 50 лет (при условии соблюдения всех технологий и правильного текущего содержания).

Наиболее значимый недостаток этого типа дорог — низкая прочность покрытия. Грунтовка не выдерживает значительной нагрузки и интенсивного движения автотранспорта, поэтому строительство этого типа дорог допустимо лишь на маршрутах с низкой интенсивностью движения и малым количеством грузовых и тяжелых машин.

Грунтовые дороги очень требовательны к климатическим условиям. В зимне-весенний период для поддержания эксплуатационных свойств грунтовки необходимо осуществлять комплекс дополнительных работ по усилению и укреплению покрытия от распутицы, в летний период для борьбы с пылью дорогу необходимо обрабатывать хлоридом кальция.

Классификация грунтовых дорог

Основные виды грунтовых дорог:

  • полевая (2 узкие полосы);
  • проселочная (укатанное полотно, иногда обрабатывается грейдером);
  • улучшенная (имеет верхнее дорожное покрытие).
Читайте также:  Комплексное жилищное строительство что это такое

Для строительства грунтовых дорог используются грунт, гравий, щебень и песок. В зависимости от основного типа материала выделяют следующие виды грунтовок, различающиеся по своим транспортно-эксплуатационным и потребительским параметрам.

Песчаная грунтовая дорога

Подходит для территорий с минимальной транспортной нагрузкой (в течение суток проезжает не более 10 легковых автомобилей).

  • Удаление верхней части грунта.
  • Подготовка «дорожного корыта», уплотнение его стенок и основания.
  • Засыпка в «корыто» песка.
  • Утрамбовка верхнего слоя с помощью катка.

Основной недостаток песчаных дорог — быстрое разрушение покрытия ливневыми дождями и талыми водами. Так как дорога не возвышается над окружающей территорией, песчаный слой быстро подвергается размыву осадками и стоками.

Щебеночная грунтовая дорога

Предназначена для территорий с регулярным автомобильным движением. Добавление щебня позволяет повысить прочность дорожного покрытия: мелкие частицы материалы заполняют промежутки между крупными, повышая тем самым плотность полотна.

Щебеночная грунтовая дорога

Строительство грунтовых дорог из щебня осуществляется в 3 этапа:

  • Создание «дорожного корыта».
  • Застил нижнего горизонта щебнем крупной фракции (40х70).
  • Застил верхнего горизонта щебнем более мелкой фракции (40х20).

Построенная по данной технологии грунтовая дорога может использоваться для транспортного сообщения между сельскими населенными пунктами, а также для благоустройства неоживленных улиц.

Песчано-гравийная грунтовая дорога

Дороги данного типа создаются на территории коттеджных посёлков. По эксплуатационным характеристикам она чуть превосходит грунтовку из щебня, отличается невысокой стоимостью строительства и быстрой укладкой.

Для застила грунтовых дорог этого типа используется песчано-гравийная смесь. Алгоритм строительства аналогичен созданию грунтовых дорог из щебня.

Основной недостаток — малый срок эксплуатации. Дорога быстро разрушается водными стоками, осадками, а также в результате сезонных температурных колебаний.

Послойная грунтовая дорога

Наиболее устойчива к внешним воздействиям и транспортной нагрузке. Дороги этого типа могут создаваться в любых климатических зонах России, они подходят как для проезда легковых автомобилей, так и для грузового и тяжелого автотранспорта. Устойчивы к температурным перепадам, большому количеству жидких и твердых осадков.

Для застила послойных грунтовых дорог используются песок и гравий. Технология строительства:

  • Обустройство «дорожного корыта».
  • Застил нижнего слоя песком, обеспечивающим хороший дренаж и отвод сточных вод.
  • Застил верхнего слоя мелким щебнем, способствующим уплотнению структуры дорожного полотна.

Этапы строительства грунтовых дорог

Большинство грунтовых дорог полевого и проселочного типов образуются естественных путем, в результате утрамбовки почвенного слоя автомобильным транспортом. Строительные работы требуются для создания улучшенных грунтовых дорог с более высокими эксплуатационными характеристиками и потребительскими свойствами, а также возможность круглогодичного использования.

Компания Транском осуществляет услуги по строительству и усилению грунтовых дорог, как в городской, так и в сельской местности:

Источник asfaltsneg.ru
Рейтинг
Загрузка ...