Типовое проектирование в строительстве это

Внедрение системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования, возрастающая потребность в специалистах, имеющих квалификацию и опыт в области проектирования объектов промышленного и гражданского назначения, в том числе в рамках реализации национальных проектов, обусловили необходимость поддержания высокого темпа качественного проектирования при больших объемах работ, а также повышения экономической (в том числе бюджетной) эффективности процесса проектирования и строительства различных ОКС, включая социальные объекты. Эти тенденции обусловили значительный рост актуальности создания института типового проектирования.

В настоящее время создан и функционирует институт повторного проектирования в форме реестра экономически эффективной документации повторного использования. За год работы в этом реестре собраны более 1000 проектов в области гражданского строительства. Наиболее ценным достижением является то, что исключительные права на эти проекты принадлежат Российской Федерации, что подразумевает возможность безвозмездного получения права на использование этих проектов в государственном секторе. Однако этот инструмент не покрывает всех потребностей субъектов градостроительных отношений не только в частном секторе, но и в бюджетной сфере в связи с практическими трудностями с «привязкой» проектов и фактической необходимостью их корректировки в существенном количестве случаев.

Вся правда про типовое строительство. Основные принципы придуманы уже 70 лет назад.

Создание института типового проектирования предполагает нормативно-правовое и методологическое создание института типовых проектных решений, который позволит формировать как типовые проекты зданий и сооружений, так и их частей, в том числе каталогов типовых проектных решений для тех или иных типов зданий для повторного многократного использования без необходимости прохождения экспертизы. Модель типовых проектных решений, к которым могут относиться и элементы зданий, выполненные с использованием технологий информационного моделирования (тим-элетенты), позволяет особенно эффективно задействовать этот инструмент при проектировании с использованием технологий информационного моделирования.

Ключевыми принципами внедрения типового проектирования являются:

— создание библиотек типовых проектных решений, в том числе в формате информационных моделей, для многократного использования при проектировании объектов капитального строительства различного функционального назначения;

— обоснованность прогнозных оценок по всем этапам жизненного цикла объектов капитального строительства;

— возможность внедрения гибких технологий для учета изменений в области ценообразования строительной отрасли;

— вариативность выбора наиболее экономически- и энерго-эффективных решений с учетом особенностей планируемого строительства;

— применение инновационных методик и продуктов автоматизированного проектирования и экспертного контроля качества выпущенных проектов.

Принципиально новый подход к созданию института типового проектирования как сущности состоит из двух основных этапов.

Круглый стол «Типовое проектирование в ИЖС». Форум 2022 ROSBUILD.

1. В соответствии с необходимостью решения тех или иных задач на основании технического задания создается базовое типовое проектное решение здания или сооружения. Вместе с ним могут быть созданы каталоги отдельных элементов здания (фасады, кровли, заполнение проемов, наборы оборудования, типы отделки и др.) для вариативного использования при «привязке» типового проектного решения к конкретным условиям земельных участков с учетом климатических, сейсмических, градостроительных и иных особенностей места размещения. Это типовое решение проходит проверку на возможность считаться типовым (эффективность, современность решений) учреждением подведомственным Минстрою России органом, экспертизу проектной документации по специальной процедуре, исключительные права на него передаются Российской Федерации, после чего типовое решение размещается в публичном реестре для возможности дальнейшего использования.

2. Проектная организация на основании задания на проектирование здания (сооружения), воспользовавшись информацией из реестра, подготавливает проектную документацию на основании выбранного типового проектного решения соответствующего функциональному назначения и применительно к конкретному земельному участку, выделенному для строительства, природно-климатическим условиям района строительства. Проведение экспертизы проектной документации такого «привязанного» проектного решения осуществляется по упрощенной процедуре, при этом само типовое проектное решение экспертизе не подлежит.

На первом этапе инструмент типовых проектных решений предлагается использовать в основном в целях реализации задач исполнения национальных проектов, в дальнейшем распространив его на проекты, финансируемые за счет частных инвестиций.

Стратегической целью развития типового проектирования является повышение эффективности государственных и частных инвестиций в объекты капитального строительства, в частности — введение институциональной среды типового проектирования и создание реестра объектов капитального строительства различного функционального назначения, конструкций, изделий и технологического оборудования, в том числе с применением технологий информационного моделирования.

Для реализации поставленных целей требуется выполнение следующих задач:

— формирование организационно-административной и программно-технической инфраструктуры для перехода на типовое проектирование;

— создание актуализированной нормативно-правовой базы, создание правового поля для развития и эффективного функционирования института типового проектирования;

— разработка новых нормативно-правовых и методических документов, определяющих правовое поле для типового проектирования;

— создание нормативно-технической и сметной баз для типового проектирования в том числе с применением технологий информационного моделирования;

— совершенствование и упрощение механизма экспертизы типовых технических и проектных решений;

— наполнение библиотеки типовых проектных решений, в том числе из двух источников:

· специально разработанные в соответствии с техническим заданием типовые проектные решения для зданий и сооружений, сходных по своим признакам (функциональному назначению, мощности и др.), в определенных границах проектирования для их многократного применения;

· проектная документация из числа экономически эффективной проектной документации повторного использования с наиболее выигрышными показателями в части технических решений, энергоэффективности, технологии, экономики, а также территориальной принадлежности, подлежащая последующей переработке методом гильотины и, в соответствии с техническим заданием, доведенная до уровня нового типового проекта — базовой информационной модели многократного использования объекта капитального строительства различного функционального назначения.

Таблица 14. Целевые показатели по направлению «Типовое проектирование»

3.13. Территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, комплексное развитие территории

Основной целью разработки градостроительной документации является определение территориальных пропорций, видов, характеристик и параметров планируемого строительства, соответствующих принципам устойчивого и комплексного развития территорий.

Градостроительная документация представляет собой результат работы системы территориального планирования и градостроительного проектирования.

ООН определяет систему территориального планирования и градостроительного проектирования как «больше, чем технический инструмент, это комплексный, партисипативный процесс принятия решений, который учитывает конфликтующие между собой интересы и связан с общим видением, общей стратегией развития и национальной, региональной и местной политиками развития городов»[9].

Новая программа развития городов, принятая в 2016 году на Конференции ООН по жилью и устойчивому развитию (ХАБИТАТ III), отмечает необходимость добиваться коренных изменений в городской среде, для чего будут пересмотрены способы планирования, финансирования, развития, управления и регулирования городов и других населенных пунктов при признании устойчивого городского и территориального развития в качестве необходимого условия достижения устойчивого развития и процветания для всех[10].

Система территориального планирования и градостроительного проектирования включает в себя:

— органы власти, выступающие заказчиками градостроительной документации и утверждающие (либо осуществляющие согласование) разработанную градостроительную документацию и обеспечивающие ее реализацию;

— разработчиков градостроительной документации;

— население (жители населенных мест), проживающее на территории, на которую разрабатывается градостроительная документация;

— собственников объектов недвижимости и иных участников экономической деятельности, заинтересованных в развитии территории, на которую разрабатывается градостроительная документация.

Сегодня в российском законодательстве стратегическое пространственное планирование регулируют два документа: на федеральном уровне — Стратегия пространственного развития Российской Федерации[11]; на региональном — схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Законодательство допускает разработку муниципальными образованиями стратегий социально-экономического развития, но не предусматривает возможность подготовки ими документов стратегического пространственного планирования.

В целом сегодня механизмы и система территориального планирования и градостроительного проектирования не отвечают современным вызовам и не обеспечивают необходимые согласованность и качество градостроительной документации, что, в свою очередь, становится препятствием для сбалансированного, комплексного и устойчивого развития территорий, снижает их инвестиционную и туристическую привлекательность и не отвечает потребностям развития высокотехнологичных и интеллектуально емких секторов национальной экономики.

Цель Стратегии в сфере территориального планирования заключается в повышении эффективности территориального планирования и градостроительного проектирования с учетом актуальных задач устойчивого развития территорий и повышения качества среды жизни и деятельности граждан.

Читайте также:  Акт приема передачи строительства здания

Главной задачей на ближайшие 10 лет является создание действенных инструментов согласования публичных и частных инструментов, в том числе, вовлечение населения в процесс согласования градостроительной документации на как можно более ранних этапах для создания документов территориального планирования, не только отвечающего обязательным требованиям, но и являющейся общественным договором консенсусного характера. Это позволит на этапе реализации конкретных инвестиционных проектов градостроительное решение в отношении которых принято, существенно повысить прогнозируемость и сэкономить время. Наибольшее значение данных подход имеет в случае с развитием застроенных территорий. Это позволит снизить количество согласований, расширить и упростить применение инструмента изъятия земельных участков.

Стратегическими задачами, которые необходимо решить в целях повышения эффективности системы территориального планирования и градостроительного проектирования, являются:

— развитие компетенций и профессионального потенциала основных участников разработки градостроительной документации, включая заказчиков и разработчиков, в том числе на базе крупнейших федеральных научно-исследовательских институтов;

— формирование доступного для всех участников градостроительной деятельности (в том числе населения и инвесторов) понятийного аппарата;

— вовлечение стейкхолдеров: населения, собственников и иных заинтересованных сторон в согласование документов территориального планирования, воспринимая градостроительную деятельность как общественный консенсус с использованием более технологичных способов общественных обсуждений и публичных слушаний, увеличение инструментов взаимодействия стейкхолдеров, в том числе через градостроительные советы, общественные и экспертные сообщества, политические движения и партии;

— разработка алгоритмов синхронизации документов территориального планирования и документов стратегического планирования всех уровней (в части целеполагания, горизонта планирования, набора мероприятий и целевых показателей);

— повышение качества градостроительной документации, в том числе путем нормирования планировочной структуры и природного, транспортного и историко-культурного каркаса городов, балансовых показателей развития инфраструктур и планируемых нагрузок на них исходя из целевых показателей развития жилищного строительства, создания мест приложения труда, общественных и озелененных пространств;

— развитие нормативной базы градостроительства;

— развитие системы градостроительной документации;

— обеспечение непрерывности, цикличности процесса разработки, реализации и актуализации градостроительной документации с учетом фактической и прогнозируемой динамики развития территории.

Для решения этих задач необходимо:

˗ ввести в правовое поле в качестве объектов планирования социально-экономического развития и объектов территориального планирования понятие агломерации, а также другие виды межмуниципальных (межрайонных) систем расселения, и стимулировать совместную разработку таких документов субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления;

˗ включить в состав генеральных планов городов положения, включающие определение целей и задач территориального планирования, описание функционально-пространственной структуры территории и городской среды, а также целевые показатели планируемого развития территории, в том числе показатели качества городской среды;

˗ обеспечить гибкость и устойчивость закрепляемых в генеральных планах решений путем совершенствования и генерализации системы градостроительного зонирования;

˗ обеспечить аттрактивность градостроительной документации путем установления нормативных технических требований к визуализации соответствующих проектных материалов.

˗ применительно к крупным городам перейти к двухстадийной разработке генерального плана: на первой стадии должна разрабатываться стратегия градостроительного развития, на второй — генеральный план как документ, положения которого имеют юридическую силу;

˗ осуществлять реализацию генерального плана в соответствии с комплексной программой (планом) реализации генерального плана;

˗ дополнить систему документов территориального планирования документом краткосрочного планирования — мастер-планом, как дополнительной возможностью для тех муниципальных образований, кто сочтет целесообразным ей воспользоваться;

˗ создать систему мониторинга и актуализации документов территориального планирования. По результатам мониторинга и итогов выполнения программы (плана) реализации осуществлять актуализацию генерального плана с пролонгированием его расчетного срока и разработкой нового плана реализации;

˗ дифференцировать по составу и содержанию материалы проектов планировки территорий в зависимости от масштаба и характера планируемых изменений, вида объекта капитального строительства (локальные, радикальные, впервые застраиваемые, виды линейных объектов и т.д.);

˗ обеспечить более активное вовлечение населения, собственников и иных заинтересованных сторон в обсуждение документов территориального планирования на начальных стадиях подготовки проектов для достижения общественного консенсуса через более технологичные способы проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, расширение видов инструментов взаимодействия с жителями соответствующих территорий, территориальными сообществами и группами специальных интересов.

Врезка Стандарт комплексного развития территорий (далее — Стандарт) — методический документ, основная задача которого заключается в формировании комплексного подхода к целостному развитию территорий, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей, и повышению качества жизни горожан. Реализация заложенных в Стандарте подходов к разработке и реализации проектов жилищного строительства при реконструкции или освоении застроенных территорий, а также при комплексной застройке новых территорий будет осуществляться через модернизацию нормативной базы в области градостроительства, которая станет фундаментом для формирования и развития современной системы нормативно-технических требований, обеспечивающих системное повышение качества градостроительных решений развития территорий. Стандарты будут устанавливать основополагающие принципы, методологические подходы, требования и рекомендации ко всем видам деятельности, связанным с принятием градостроительных решений, а также к процессам и работам по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий. Основными объектами стандартизации создаваемой системы стандартов по градостроительству являются: — термины и определения в области градостроительства и устойчивого и жизнеспособного развития городов и иных населенных мест; — основные положения, которые следует применять при разработке и принятии градостроительных решений; — содержательные, технологические и организационно-методические аспекты разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий; — положения и требования к информационному моделированию городов и иных населенных мест, положения по реализации подхода «умный город» и цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования; — требования к планированию и развитию инфраструктуры городов и иных населенных мест; — основные положения национальной системы оценки соответствия в градостроительстве.

В целях радикального повышения качества градостроительной документации необходимо:

— разработать индекс качества градостроительной документации как интегральный показатель, измеряющий оптимальность принимаемых градостроительных решений, включая соответствие их установленным законодательством и нормативными техническими документами требованиям обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий, технологический уровень разработки градостроительной документации, качество исходных данных, степень участия населения, уровень цифровизации и др.;

— реализовать задачу цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования путем «бесшовного» прохождения всех этапов территориального планирования и обмена информацией за счет дальнейшего развития и единой информационной системы градостроительной деятельности, в том числе за счет интеграции различных информационных систем в сфере территориального планирования и обеспечения градостроительной деятельности;

— разработать комплекс стандартов в области географической информации, городского информационного моделирования, совместимых с нормативными техническими документами, разрабатываемыми в области применения технологии информационного моделирования в строительстве.

В целях обеспечения единого научно обоснованного подхода к модернизации и развитию нормативной базы в области градостроительства необходимо сформировать на базе РААСН национальный центр компетенций в области развития нормативной технической базы по градостроительству.

Сформировать систему мониторинга и анализа разработки и реализации документов градостроительного проектирования, включая выявление лучших практик в проблемных областях, а также систему прогнозирования размещения объемов и видов строительства на территории Российской Федерации в целом и в разрезе территорий макрорегионов, субъектов Российской Федерации, агломераций, городских округов и муниципальных районов.

В целях развития компетенций и профессионального потенциала системы территориального планирования и градостроительного проектирования необходимо:

— создать систему профессиональной аттестации физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по разработке и приемке со стороны заказчиков градостроительной документации (по аналогии с аттестацией экспертов в системе государственной и негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства);

— создать систему допуска юридических лиц на рынок выполнения работ (оказания услуг) по разработке градостроительной документации, предусмотрев соответствующие требования к профессионализму и качеству выполнения работ.

Читайте также:  Функции лица ответственного за строительство

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник: cyberpedia.su

Метод типового проектирования

Возрастающие темпы массового строительства общественных зданий, которыми характеризуется современная строительная практика, требуют включения в этот процесс новых, более прогрессивных методов по сравнению со штучным методом индивидуального проектирования. Наиболее полно отвечающим современным требованиям строительства является метод типового проектирования, который представляет собой систему разработки проектов массовых типов общественных зданий (детских садов-ясель, общеобразовательных школ, поликлиник, больниц, магазинов, предприятий общественного питания и пр.) на основе взаимоувязанных многократно повторяющихся планировочных параметров и конструктивных систем, типизации зданий, их фрагментов и максимального использования унифицированного сортамента индустриальных изделий.
Начиная с 50-х годов прошлого столетия, на всем протяжении своего развития типовое проектирование прошло ряд этапов в поисках более совершенных методов проектирования. Из всех испробованных вариантов наиболее прогрессивным оказался так называемый метод «открытой» системы типизации. Главным его достоинством является представление большей творческой свободы архитектору в поисках архитектурно-художественной выразительности проектируемого объекта. Это оказалось возможным благодаря заложенному в этом методе принципу «от изделий к проекту», который основывается на использовании унифицированного сортамента изделий индустриального производства, не привязанных к конкретным типам зданий или их сериям, с возможностью их произвольного сочетания и взаимозаменяемости в разрабатываемых проектах.
Дальнейшие поиски в совершенствовании методов типового проектирования открывают новые направления, по которым развивается современное строительство общественных зданий. Одним из таких направлений является проектирование зданий блок-секциями. Он заключается в том, что в основе проекта лежит типизированный объемно-планировочный элемент с универсальной планировкой, с помощью которого путем определенных компоновочных приемов достигается комплектование отдельных функциональных ячеек сооружения и всего комплекса в целом. Это можно видеть из таблицы 1, в которой на примере детского дошкольного учреждения приводятся варианты комплектования групповых ячеек детского сада из типизированных функциональных элементов, состоящих из одной объемно-пространственной ячейки на две группы, из двух ячеек на четыре группы и из четырех ячеек на восемь групп.

Метод типового проектирования

Другим направлением типового проектирования является строительство объектов из отдельных укрупненных функциональных блоков. Этот метод был проверен многолетним опытом строительства школьных зданий Москвы, Киева и Ташкента и получил в свое время положительную оценку.

Он отличается значительной экономией сил, затрачиваемых на проектирование, и способствует существенному сокращению проектов отдельных зданий. Например, для строительства школы на 2600 мест в Ташкенте понадобилось всего 8 однотипных учебных блоков, один блок-связка и блок спортивного зала (рис. 7.1). Помимо этого он обладает практически безграничными возможностями комплектования школ различных вместимостей и формирования их объемно-пространственных композиций.

Метод типового проектирования

В качестве третьего направления можно привести метод проектирования комплексов общественных учреждений блок-зданиями (метод «Босфок», предложенный Киевским научно-исследовательским институтом КиевЗНИИЭП). Сущность этого метода заключается в разработке единой номенклатуры унифицированных блок-зданий с учетом их разнообразной блокировки в общественные комплексы.

С помощью этого метода типового проектирования достигается также значительное сокращение типовых проектов и достигается многовариантность композиционных решений. Разновидностью этого метода является метод разработки комплекса общественного здания целыми объектами, объединенными единым функциональным блоком обслуживания. Этот метод находит применение в основном в проектно-строительной практике общеобразовательных школ и, причем, школьных комплексов крупной вместимости. Комплексы таких школ состоят из двух, трех самостоятельных учебных корпусов, связанных между собой блоком общешкольных учебно-вспомогательных помещений (рис. 7.2).

Метод типового проектирования

Наметившееся в последние десятилетия новое направление в области типового проектирования, основанное на принципе открытой типизации, таит в себе практически безграничные возможности совершенствования проектно-строительной практики. Этот метод предусматривает систему проектирования зданий на основе применения единого унифицированного каталога индустриальных изделий и альбомов нормалей архитектурно-планировочных элементов в отличие от закрытых конструктивных систем, разработанных только для конкретного типового проекта или серии типовых проектов. Преимуществом этого метода является возможность отойти от жесткой практики многотиражного применения ограниченного числа типовых проектов, что всегда являлось причиной монотонности и однообразия внешнего облика застройки населенных мест.

Источник: fccland.ru

Типовое проектирование

ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — разработка ПРОЕКТОВ типовых (однотипных) ЗДАНИЙ, CООРУЖЕНИЙ, КОНСТРУКЦИЙ, деталей и др. изделий, предназначенных для массового строительства или серийного производства (см. ПРОЕКТИРОВАНИЕ).

Индивидуальное проектирование не создает условий для организации массового заводского производства строительных конструкций и деталей, что препятствует индустриализации строительства. В типовых проектах предусматриваются такие технические решения, которые обеспечивают возможность: внедрения в практику строительства зданий и сооружений, совершенных по функциональным, техническим и экономическим качествам; наиболее эффективного использования капитальных вложений; широкого внедрения индустриальных методов строительства; многократного использования проектов при строительстве зданий и сооружений, предусмотренных народно-хозяйственным планом.

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ — ПРОЕКТ, используемый для объектов массового строительства.

В результате типового проектирования создается фонд готовой проектной документации для капитального строительства. — Типовой проект состоит из комплекта рабочих чертежей с пояснительной запиской и сметой. В нем содержатся данные об объемах работ, о потребности в основных строительных материалах, деталях, конструкциях и о затратах труда, необходимых для осуществления строительства. Строительные и монтажные работы осуществляются после «привязки» типовых проектов к участкам строительства, причем часть чертежей в необходимых случаях уточняется применительно к условиям строительной площадки (рельеф местности, вид грунта, климатические условия района строительства и т. п.).

Типовой проект выполняется проектной организацией — генеральным проектировщиком,— привлекающей при необходимости специализированные проектные организации для выполнения отдельных работ. Типовые проекты разрабатываются преимущественно головными проектными институтами по соответствующей отрасли промышленности, виду зданий и т. п. Типовые проекты составляются на основании программы (задания на проектирование) и выполняются в две стадии — проектное задание и рабочие чертежи; при проектировании типовых конструкций и деталей выполняются технические решения и на их основе — рабочие чертежи. Для широкого привлечения специалистов и в целях отбора лучших решений проводятся конкурсы на разработку типовых проектов, осуществляется широкое общественное обсуждение проектов и согласование их с заинтересованными организациями.

Массовое применение типовых проектов в строительстве позволяет сократить номенклатуру типоразмеров строительных конструкций и деталей заводского изготовления за счет унификации объемно-планировочных и конструктивных решений производственных, жилых и общественных зданий.

от: MarinaF, https://www.zdanija.ru/TermsT2/p2_articleid/2672″ target=»_blank»]www.zdanija.ru[/mask_link]

Заметки ГИПа. «Модная тема» типового проектирования

Все примерно знают, что такое типовое проектирование и каким оно было в Советском Союзе, где многие здания строились по типовым проектам. По этой тематике в интернете можно найти много интересного. Проблема стандартизации вообще всегда была очень интересной исторической темой. Вспомните, в каком веке монеты стали выпускаться хотя бы чуть-чуть одинаковыми по весу и форме?

А кирпичи, а болтики, винтики и панталоны? Мы немного отошли в сторону, хотя темы стандартизации и типизации очень близки.

Вернемся к проектированию. Данный слайд показывает типовые требования заказчика. Таких требований, конечно, может быть гораздо больше. Большинство из данных требований можно обеспечить, применяя систему типового проектирования.

Modnaya tema 1.PNG

Многие крупные нефтегазовые компании России сейчас в той или иной степени эксплуатируют тему типового проектирования. Давайте посмотрим, какие тенденции в данной сфере прослеживаются и в чем причина такого внимания к этой теме?

Во-первых, это сегодня «модная тема». Она немного схожа с инновациями (НИОКР), хотя и имеет к этому очень опосредованное отношение.

Во-вторых, крупным компаниям действительно нужны примеры, аналоги, по которым можно проектировать, как по шаблонам. Это повышает качество проекта, сроки и сужает поле «фантазии» проектировщику. А если сюда еще приплюсовать спектр применяемого в типовом проекте оборудования и материалов (хотя у каждой компании есть свои, защищенные от «чужих», реестры производителей), то еще лучше.

Modnaya tema 2.PNG

При этом нужно понимать, что у каждой крупной компании множество проектных подрядчиков, маленьких и больших, с разной квалификацией персонала и традициями проектирования. При этом, конечно, все они «свои».

Читайте также:  Обязательные исполнительные схемы в строительстве

В-третьих, есть соблазн сэкономить время и деньги, применяя коэффициент на повторное применение при проектировании.

В-четвертых, при наличии типовых проектов, шаблонов по объемам работ, подробных требований к сметной документаций, а еще лучше аналогов смет (можно приложить к типовому проекту), баз данных по аналогичным объектам, а также других дополнительных, более жестких требований к процедуре подготовки исходных данных для проектирования, можно значительно повысить достоверность планируемой стоимости ПИР и СМР. Однако, это отдельная тема для разговора.

Modnaya tema 3.PNG

В наше время применение компьютерных программ в проектировании стало повсеместным. При этом применение программных возможностей, наличие в самих программах элементных баз данных (например, по узлам трубопроводов), а также созданных самим проектировщиком блоков (для часто повторяемых элементов), серьезно ускоряют процесс вычерчивания. При этом, конечно, важна квалификация специалиста: скорость вычерчивания может отличаться в разы. В крупных проектных институтах имеется большой архив аналогов по проектируемым объектам. Однако, при выборе аналога случаются казусы: один отдел принимает один аналог, а другой — совсем иной, возникают «нюансы».

Процесс создания систем типового проектирования (СТП) в компаниях начинается, в общем, по-разному, но в 95% не с того, что выглядит наиболее логичным. Не определяются цели и задачи СТП, не прорабатывается концепция построения, структура, план, экономика проекта, все происходит спонтанно. И все потому, что заказчик сам не до конца понимает, что он хочет получить на выходе.

Часто в компаниях грешат отсутствием единого руководства проектом (или наоборот, все замыкается на одного Руководителя, который все сам и решает), пренебрегают расчетом экономической эффективности, тщательным обоснованием тем типизации. Ну, а если всего вышеперечисленного нет, то и непонятно на выходе, достигнуты ли цели, решены ли задачи, в том ли направлении Компания движется со своим проектом, а также, что же делать дальше, когда что-то уже сделано? Проблема и в том, что руководство нефтегазовых компаний часто далеко от проектирования, и не представляет всех нюансов, и проблем этого непростого пути. И это естественно, ведь проектирование не является основным видом деятельности компаний.

Так что проблема типизации решается просто, на глазок: что первое на ум пришло, то и типизируем, и так, чтобы проектировщику ничего делать было не нужно. «Привязал» — и все, получи свои 20 копеек. Этот удивительно далекий от реальности взгляд на проблему очень часто «живет и здравствует».

Основные ошибки при внедрении системы типового проектирования можно сгруппировать по темам:

  • Отсутствие концепции СТП, ставящей цели и задачи, а также намечающей пути достижения этих целей, отсутствие плана создания СТП, концептуальных нормативных документов.
  • Отсутствие единого органа, отвечающего и координирующего процесс типизации, работающего как на текущие задачи, так и на перспективу.
  • Отсутствие единой системы обозначения документов СТП, актуализации и функционирования.
  • Отсутствие ответственного органа, проверяющего правильность применения документов СТП, отвечающего на вопросы заинтересованных организаций, отсутствие постоянной адаптации документов СТП под текущие условия и требования заказчика. Это может быть какое-либо управление, отдел или группа специалистов в головном проектном институте, или инжиниринговом центре (или головной Компании) с конкретными целями, задачами и функционалом. Совмещать данную тему с производством (проектированием) практически невозможно (проектирование в крупных проектных институтах поставлено «на поток», времени у специалистов нет).
  • Отсутствие стандартов по структуре и составу технических документов СТП, определению границ (уровня) типизации, правил использования оборудования в типовых проектах.
  • Отсутствие основополагающих стандартов предприятий, конкретизирующих требования заказчика по основным производственным темам (автоматизация, технология, электроснабжение, безопасность, экология и т.д.), являющихся основой для технических документов СТП. Например, в ОАО «АК «Транснефть» наработана огромная база таких документов (даже может быть чересчур).
  • Отсутствие стандартов использования типовых проектов при «привязке» или применении, особенно версий в формате разработки.
  • Отсутствие правил экономической оценки разработки или применения СТП.

Давайте рассмотрим вскользь историю создания СТП крупных нефтегазовых компаний.

ОАО «АК «Транснефть»

Система создавалась по принципам, описанным выше. При этом компания на самом деле наработала большой объем хорошо проработанных технических СТП, хотя теория СТП так и осталась непроработанной.

Интересна группа типовых проектов по выборочному капитальному ремонту. Это одни из самых первых типовых проектов компании. Задача ставилась следующая: сделать типовой проект, на основании которого быстро, с учетом результатов диагностики трубопровода, можно было бы разработать проект капитального ремонта.

Был разработан жесткий регламент, определяющий сроки от получения данных диагностики и идентификации дефекта до выполнения СМР. Разработанный типовой проект используется как шаблон для проектной документации, проходящей затем экспертизу промышленной безопасности. Фактически, это «выборочный капитальный ремонт», на который другие нефтегазовые компании делать проект особо не заморачиваются. Однако, с учетом постоянного ужесточения требований промышленной и экологической безопасности разрабатывать подобную документацию все же в скором времени придется всем компаниям.

В компании разработаны типовые проекты по основным элементам нефтепроводов (задвижки, переходы через препятствия, камеры СОД и т.д.). Имеется значительное количество типовых проектов по резервуарам. Интересны типовые проекты по НПС (насосные перекачивающие станции), ремонту подводных переходов. История создания типовых проектов НПС началась с проекта трубопровода ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий Океан), причем разработка НПС и типового проекта, который предполагалось «привязывать», шла, к сожалению, параллельно.

Основные преимущества СТП ОАО «АК «Транснефть»:

  • Большое количество нормативных документов по многим направлениям деятельности. Данные документы могут быть положены в основу типовых проектов. При этом такое большое количество документов требует постоянного внимания. На наш взгляд назрел момент серьезного анализа структуры и состава разработанных, и введенных в действие нормативных документов с проведением оптимизации как структуры, так и состава.
  • Большой опыт использования документов СТП при проектировании (документы прошли апробацию при применении на объектах проектирования).
  • Типовые решения разработаны на основании общих технических требований (ОТТ) на основные материалы и оборудование, что позволяет закладывать их в спецификации без указания заводов-производителей.

Система начала создаваться по поручению Председателя Правления А.Б. Миллера отдельно для объектов капитального ремонта с 2011 года. Создавалась СТП под патронажем ООО «Газпром центрремонт».

К настоящему времени разработаны и находятся на этапе опытного использования унифицированные проектные решения (УПР) для капитального ремонта линейной части (в различных условиях), а также УПР для небольших площадочных объектов — задвижки, переходы и т.п. Разработаны ряд УПР по ремонту подводных переходов.

Основные преимущества СТП капитального ремонта ОАО «Газпром»:

ОАО «НК «Роснефть»

Система типового проектирования начала создаваться в 2009 году. При планировании работ использовался опыт в разработке типовых проектов и регламентных документов ОАО «АК «Транснефть».

Процедура создания СТП началась с подготовки аналитического информационного отчета, который описывал существующее положение в области типового проектирования, описывал структуру, цели и направления создания СТП в ОАО «НК «Роснефть». Были разработаны основные регламентные документы, однако плана развития СТП принято не было, технические документы СТП разрабатывались бессистемно, и, к сожалению, функционирование СТП в компании под вопросом. С учетом вхождения структур компании ТНК-ВР (имеющей свой опыт создания и пакет документов СТП) в ОАО «НК «Роснефть», необходимо привести документы СТП к одному знаменателю, как, впрочем, и всю систему стандартизации.

  1. Создание СТП требует системного подхода и постоянного внимания. СТП — живой организм, подстраивающийся под требования заказчика.
  2. Цели, путь развития СТП должны быть заданы заказчиком изначально. Корректировка целей и задач по мере развития СТП может выполняться только с учетом наличия хорошо работающей обратной связи с производством.
  3. Использование СТП должно быть экономически обосновано, иначе она превращается просто в «модную тему».

Если есть желание обсудить какие-то отдельные аспекты по СТП, ждем от Вас комментарии к этой статье.

Источник: transenergostroy.ru

Рейтинг
Загрузка ...