Объемы производства щебня превышают 3 млрд. кубометров в год. Доля России составляет около 5% от этой суммы, причем примерно 70 млн.м3 ежегодно используется в дорожном строительстве. Объем производства щебня и гравия в 2010 году достиг 162,2 млн. куб. м.),
В общей стоимости строительства автомобильных дорог расходы на материалы превышают 60%.
От их качества во многом зависит безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта, а также потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта.
Щебень, применяемый в дорожном строительстве можно разделить на две группы:
o осадочные скальные и рыхлые горные породы. К этой группе относятся известняк, доломит и другие породы, крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм. Преимущественно такой щебень используется для устройства оснований одежд дороги.
Виды асфальтобетона: как понять название и выбрать нужный? Подбор состава асфальтобетона.
o метаморфические и магматические горные породы- гранит, габбро, диабаз фракций 5-20 и 20-40 мм. Используется для нижних слоев покрытий.
Гранитный дорожный щебень — эффективное и износостойкое дорожное покрытие.
Щебень фракции 5-10 мм — самый лучший крупный заполнитель для высокомарочного бетона, применяемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40, 40-70 также пользуется устойчивым спросом и применяется в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек автомобильных дорог.
Известняк — уникальный строительный материал, обладающий высокой устойчивостью к температурным перепадам — он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив своих прочностных характеристик.
Применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое, как асфальт, плотный грунт или бетон.
Известняковый щебень — менее прочный, чем гранитный, однако очень хорошо справляется со своими задачами в дорожном строительстве.
Каковы его качества в сравнении с применением привычных видов щебня?
- он прочнее и его «трещинноватость» ниже;
- в 2-3 раза повышается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
- снижается расход щебня и связующих (битум, цемент);
- коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий;
- снижаются время и трудозатраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка вместо десяти при использовании обычного щебня).
Но нельзя забывать о такой важной характеристике щебня, как радиоактивность. Для строительства дорог используется щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг).
Песок — рыхлая зернистая порода, образованная в результате естественного разрушения горных пород, крупностью зерен до 5 (3) мм. В песке иногда имеются частицы мельче 0,55 мм, которые называют пылеватыми (0,05. 0,0005 мм) и глинистыми (мельче 0,0005 мм).
Щебень: виды, отличия, характеристики
В зависимости от зернового состава песок подразделяют на группы по крупности:
I класс — очень крупный (песок из отсевов дробления), повышенной крупности, крупный, средний и мелкий;
II класс — очень крупный (песок из отсевов дробления), повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий и очень тонкий.
Разделение песка по зерновому составу
Группа песка | Полный остаток на сите № 063, % | Модуль крупности Мк |
Очень крупный | Св. 75 | Св. 3,5 |
Повышенной крупности | » 65 до 75 | » 3,0 до 3,5 |
Крупный | » 45 » 65 | » 2,5 » 3,0 |
Средний | » 30 » 45 | » 2,0 » 2,5 |
Мелкий | » 10 » 30 | » 1,5 » 2,0 |
Очень мелкий | До 10 | » 1,0 » 1,5 |
Тонкий | Не нормируется | » 0,7 » 1,0 |
Очень тонкий | » » | До 0,7 |
Модуль крупности песка определяют по формуле
Мк = (А0,14 + А0,315 + А0,63 + А1,25 + А2,5 +А5)/100,
где А0,l4 А5 — полный остаток на сите 0,14. 5 мм, %.
Пески с Мк меньше 1 не должны применяться для строительных работ.
По величине коэффициента фильтрации различают пески:
— хорошо фильтрующие 6. 10 м/сут;
— среднефильтрующие 3. 6 м/сут;
— слабофильтрующие 1. 3 м/сут.
Песок применяют для устройства подстилающих слоев дорожной одежды, приготовления строительных растворов, цементо- и асфальтобетонов, для устройства дренажей. Для улучшения качества мелкозернистый песок обогащают добавками искусственного (дробленого) песка (крупностью менее 5 мм) из невыветренных изверженных и метаморфических пород прочностью более 80 МПа, а из осадочных — прочностью более 40 МПа.
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.
Источник: megaobuchalka.ru
Щебень для дорожного строительства
Щебень – популярный материал для устройства насыпной дороги и укладки асфальта. Благодаря его износостойкости, дорожному полотну обеспечены высокие функциональные параметры. В зависимости от целей применения и видов полотна используются определенные виды щебенки. Основополагающими считаются критерии прочности и устойчивости к воздействию влаги.
Какой щебень лучше?
Устройство из щебня автомобильной дороги высокой проходимости предполагает выбор максимально твердых пород, стойких к механическому воздействию и высокому давлению. Для этой цели выбирают:
- Гранитный, морозостойкий вид щебенки, устойчивый к воздействию влаги;
- Доломитовый и известняковый, используемый на дорогах с невысокими нагрузками и в междомовых проездах дачных поселков;
- Гравийный, подходящий для обустройства дренажного слоя;
- Базальтовый, максимально прочный вид щебня, подходящий для возведения мостовых конструкций, фундаментов и несущих сооружений.
Если выбирать фракцию строительного материала, важно учесть вероятные нагрузки на дорожное полотно, климатические условия региона, близость пролегания грунтовых вод. Наиболее предпочтительны материалы средней и крупной фракции, оптимальный вариант для асфальта – кубовидный щебень с зернами, стойкими к образованию трещин. Важно обратить внимание на уровень радиоактивности щебенки, который должен быть допустимым для использования в населенных пунктах.
Основные характеристики
Щебень для сооружения дорог должен быть:
- Стойким к разрушению негативным воздействием внешней среды и природных факторов;
- Устойчивым к механическому истиранию;
- Инертным к образованию трещин под высоким давлением при интенсивном движении транспортных средств.
Кубовидный щебень
Зерна кубовидной формы говорят о том, что материалу присуще множество полезных качеств. Кубовидная щебенка значительно прочнее и долговечнее. Используя для основания дорожного полотна кубовидный щебень, дорожные службы увеличивают период эксплуатации асфальтобетонного покрытия за счет максимальной плотности. Это стойкий материал, который практически не образует трещин.
Кроме того, дорожные работы с использованием щебня кубовидной формы малозатратны, общая экономия складывается благодаря снижению затрат на связующие материалы. Облегчается и процесс укладки асфальтобетонной смеси.
Гранитный щебень – в чем плюсы?
Гранитная щебенка используется в дорожном строительстве гораздо чаще. И это вполне объяснимо с практической точки зрения. Это максимально соответствующий всем требованиям технологии укладки дорожного полотна материал. Гранитный щебень обладает высокой прочность и износостойкостью, поэтому он используется также для возведения мостов, железнодорожных переходов, укреплений трамвайных путей. Гранит содержится в природе в большом количестве, поэтому объемы добычи и производства гранитного щебня полностью соответствуют потребностям дорожного строительства.
От состояния дорожного полотна зависит безопасность и комфорт движения, сохранность транспортных средств, длительность межремонтных интервалов, расход топливных ресурсов. Важно правильно выбирать материалы и соблюдать все правила технологического процесса укладки дорожного покрытия. Щебень – универсальный материал, который максимально долго сохраняет свою структуру, обеспечивая прочность и целостность дорожного полотна. Качество автодорог из гранитного и гравийного щебня остается на высоте на протяжении многих лет, независимо от негативного воздействия внешних факторов.
От чего зависит стоимость щебня?
Стоимость щебня для дорожного строительства – важный фактор, который определяет выбор материала при составлении сметы. Формирование цены зависит от следующих факторов:
- объемы поставки материала,
- расстояние, на которое необходима доставка,
- вид щебенки и фракционные характеристики.
Заказывая партию строительного щебня, рекомендуется обращать внимание на такие моменты, как прочность, стойкость к истиранию, радиоактивность, стойкость к температурным перепадам, форма и вид. Для сооружения автомагистралей немаловажными факторами считаются влагостойкость и плотность насыпания. Приобретая материал, соответствующий требованиям ГОСТ, вы гарантируете высокое качество дорожного полотна, безопасность движения и длительный срок эксплуатации, снижение расходов на связующие материалы без потери функциональных характеристик. Выбирайте строительный материал правильно – это позволит сэкономить на дополнительных расходах и значительно продлить межремонтный период.
Источник: donbeton.pro