Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности
Кто такой резидент ТОР?
Резидентом ТОР могут стать компании/ИП, отвечающие следующим минимальным требованиям
- Минимальный объем инвестиций от 500 000 рублей
- Юридическая регистрация в границах ТОР, отсутствие филиалов за пределами ТОР;
- Отсутствие у юридического лица или ИП задолженностей по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ.
- Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
- Соответствие деятельности видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановлениях Правительства РФ о создании ТОР.
Законом создан и введен на территориях острова Русский Приморского края и острова Октябрьский Калининградской области режим специальных административных районов (САР). Устанавливаются особенности осуществления на территории САР полномочий органов государственной власти, процедура рассмотрения заявок на осуществление деятельности в качестве участника САР, порядок присвоения статуса участника САР и условия осуществления деятельности участников САР и управляющей компании на территории САР
Тор -основа нашей системы. Человек -это тор.
Законом создан и введен на территориях острова Русский Приморского края и острова Октябрьский Калининградской области режим специальных административных районов (САР). Устанавливаются особенности осуществления на территории САР полномочий органов государственной власти, процедура рассмотрения заявок на осуществление деятельности в качестве участника САР, порядок присвоения статуса участника САР и условия осуществления деятельности участников САР и управляющей компании на территории САР
Законом создан и введен на территориях острова Русский Приморского края и острова Октябрьский Калининградской области режим специальных административных районов (САР). Устанавливаются особенности осуществления на территории САР полномочий органов государственной власти, процедура рассмотрения заявок на осуществление деятельности в качестве участника САР, порядок присвоения статуса участника САР и условия осуществления деятельности участников САР и управляющей компании на территории САР
Законом создан и введен на территориях острова Русский Приморского края и острова Октябрьский Калининградской области режим специальных административных районов (САР). Устанавливаются особенности осуществления на территории САР полномочий органов государственной власти, процедура рассмотрения заявок на осуществление деятельности в качестве участника САР, порядок присвоения статуса участника САР и условия осуществления деятельности участников САР и управляющей компании на территории САР
Законом создан и введен на территориях острова Русский Приморского края и острова Октябрьский Калининградской области режим специальных административных районов (САР). Устанавливаются особенности осуществления на территории САР полномочий органов государственной власти, процедура рассмотрения заявок на осуществление деятельности в качестве участника САР, порядок присвоения статуса участника САР и условия осуществления деятельности участников САР и управляющей компании на территории САР
Что такое браузер Tor и как он защищает вашу анонимность в интернете?
Законом создан и введен на территориях острова Русский Приморского края и острова Октябрьский Калининградской области режим специальных административных районов (САР). Устанавливаются особенности осуществления на территории САР полномочий органов государственной власти, процедура рассмотрения заявок на осуществление деятельности в качестве участника САР, порядок присвоения статуса участника САР и условия осуществления деятельности участников САР и управляющей компании на территории САР
Игорь Рышкель Генеральный директор ГК «Золото Камчатки» (в компанию входит АО «Камголд»)
Формат ТОР делает успешными многие амбициозные проекты ГК «Золото Камчатки», которые реализуются на территории края. В их числе инвестиционный проект по развитию месторождения Бараньевское, строительство подземного рудника на базе месторождения Аметистовое. Сейчас мы приступаем к техническому перевооружению Агинской золотоизвлекательной фабрики (инвестор – АО «Камголд), ставшей основой всего Центрального узла.
Приятно, что нас поддерживают Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и правительство Камчатского края. Подобные проекты имеют огромное значение для региона, поскольку способствуют созданию новых производств в отдаленных районах. По прогнозам, наши налоговые отчисления в бюджет края увеличатся на 600 млн рублей, на предприятии будет сохранено около ста высокооплачиваемых рабочих мест.
Андрей Зорькин Генеральный директор ООО «Восток-Агро»
Вместе с со сборкой одноковшовых фронтальных погрузчиков грузоподъемностью три тонны налажен выпуск разнообразного навесного оборудования для них, также будем выполнять сервисное обслуживание производимой спецтехники. Узлы и механизмы, отвечающие всем современным стандартам, закупаем у разных поставщиков, исходя из параметров максимальной надежности и оптимальной цены. … Такая производственная схема позволяет выпускать качественную и надежную технику по ценам, которые сопоставимы со стоимостью китайских аналогов.
Статус резидента ТОР «Забайкалье» за счет налоговых льгот дает компании возможность привлекать высококвалифицированных специалистов, платить им достойные зарплаты. В результате мы выпускаем на рынок сильный и конкурентоспособный продукт. Также прохождение плановых проверок в ускоренные сроки помогает меньше отвлекаться от ведения производственной деятельности.
Петр Оборин генеральный̆ директор ООО «НОВАТЭК-МУРМАНСК»
Компания ООО «НОВАТЭКМурманск» первой получила статус резидента ТОР «Столица Арктики» – экономической̆ зоны с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами – для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Получение такого статуса будет способствовать ускоренной реализации одного из крупнейших инвестиционных проектов в регионе – Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).
Предприятие обеспечит рост благосостояния населения и привлечение социальных инвестиций в регион, где усилиями «НОВАТЭКа» создается материальнотехническая база для реализации крупномасштабных арктических СПГпроектов. Только в Мурманской области будет создано более 15 тыс. рабочих мест. Кроме того, разрабатываются новые образовательные программы и профессиональные стандарты для раз личных отраслей отечественной̆ промышленности.
Алексей Залпин Генеральный директор ООО «Лайт-Декор»
Мы ввели в эксплуатацию гибридный отель «Юность» в Южно-Сахалинске. В комплекс входят гостиница, хостел, столовая и лекторий. В отеле могут комфортно разместиться 220 гостей. Проект рассчитан в первую очередь на людей, ориентированных на бюджетный туризм, а также на спортсменов. В рамках проекта создано 60 рабочих мест.
Благодаря статусу резидента ТОР «Горный воздух» мы получили в аренду земельный участок, также наш объект был подключён к существующим системам теплоснабжения, водоснабжения и электроэнергии.
Андрей Суховетченко Директор ООО «ЗУМ»
В статусе резидента ТОР «Хабаровск» мы реализуем проект по производству одноразовой упаковки на площадке индустриального парка «Авангард». У нас здесь складской комплекс и тут же производство, что позволяет сократить плечо доставки от производства до склада.
Сейчас завод «ЗУМ» выпускает одноразовые контейнеры и пластиковые бутылки из ПЭТ с широким и узким горлом. Оборудование хорошего качества, технологичное и высокопроизводительное. Мы контролируем качество сырья, контролируем качество упаковки, используемой при комплектации нашего товара.
В настоящее время в России действует 23 территории опережающего развития, которые расположены на территории всех субъектов Дальнего Востока, а также в Мурманской области.
Подать заявку можно на сайте АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» https://applicationform.erdc.ru/. Здесь потенциальный резидент может выбрать оптимальную площадку для реализации инвестиционного проекта. Сервис предоставляет возможность подбора земельного участка в ТОР или СПВ, исходя из таких параметров проекта, как: отрасль, инфраструктурные потребности, близость основных источников сырья, транспортно-логистические преимущества территории.
Кроме самой заявки будущим резидентам также необходимо предоставить следующие документы: бизнес-план проекта, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации / лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также финансовую модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей), бухгалтерскую отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий), копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии).
Отказ может получен если в ходе рассмотрения заявки будут выявлены следующие ошибки (перечень типовых ошибок): несоответствие и противоречивость данных в документах; неверно рассчитаны суммы налоговых поступлений и взносов в течение 10 лет, показатели финансово-экономической эффективности проекта; заявители неверно трактуют понятия «капитальные вложения», «инвестиции», «стоимость проекта»; заявляются земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, или на которых невозможно реализовать инвестиционный проект, не предоставляются подтверждающие документы; бизнес-план не соответствует требованиям, указанным в Приказах Минвостокразвития России (нет соответствующих разделов, план-графика реализации проекта, детализации инвестиций и т.д.); недостоверность данных в бизнес-плане, отсутствие обоснования, изменение параметров проекта в процессе рассмотрения заявки или подписания соглашения и пр.
После заключения соглашения АО «КРДВ» заключает с резидентом ТОР договор аренды земельного участка. Стоимость аренды рассчитывается для каждого земельного участка индивидуально с учетом льготного коэффициента. После выполнения резидентом условий по заключенному соглашению АО «КРДВ» предоставляет земельный участок в собственность путем заключения договора купли-продажи.
Для того, чтобы получить землю в ТОР необходимо получить статус резидента ТОР. Если участок никому не принадлежит, не обременен и орган местного самоуправления дает разрешение, то земля выдается под реализацию проекта. Если земельный участок в собственности АО «КРДВ», то также земля выдается под реализацию проекта.
АО «КРДВ» осуществляет строительство инфраструктуры в ТОР. Вам необходимо указать в заявке потребности вашего будущего проекта в электроснабжении, теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении. Если ваша заявка с данной информацией будет одобрена, вы сможете подключиться к объектам инфраструктуры. Для каждого ТОРа существует индивидуальный план-график создания объектов инфраструктуры, содержащий в том числе, сроки введения данных объектов в эксплуатацию.
Преференциальные режимы ТОР и СПВ отличаются по нескольким параметрам, приведём основные из них. В первую очередь, это инфраструктура. Для резидентов ТОР инфраструктура создаётся управляющей компанией территории опережающего развития, резиденты СПВ проводят подключение самостоятельно. Второе, земельные участки.
В ТОР землю под реализацию проекта предоставляет управляющая организация, в СПВ резидент получает участок на торгах в соответствии с требованиями земельного законодательства. В-третьих, необходимые инвестиции: в ТОР это 500 тыс. рублей, в СПВ – 5 млн рублей в течение трёх лет. И наконец, место реализации проекта в ТОР определено кадастровыми кварталами или земельными участками для каждой ТОР индивидуально, а в СПВ оно ограничено границами муниципальных образований, на которые распространяется режим.
Источник: zakonvostok.minvr.gov.ru
Семь вопросов о ТОРах
Особенности уже одобренных и планируемых к реализации ТОСЭР в крае
30 марта текущего года вступил в силу Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Согласно тексту ФЗ, территория опережающего развития является частью территории субъекта России, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Финансирование создания инфраструктуры ТОР осуществляется за счет средств бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетных источников. В первые три года подобные территории, сроком до 70 и более лет, могут создаваться только на Дальнем Востоке. Затем это ограничение будет снято.
Какие основные шаги по созданию ТОСЭР предпринимаются в Приморском крае? Особенности уже одобренных и планируемых к реализации ТОСЭР в крае? Как стать резидентом ТОСЭР? Эти и другие вопросы — в спецвыпуске «К».
Семь вопросов о ТОРах
По закону в ТОР устанавливается режим осуществления предпринимательской и иной деятельности с благоприятными условиями для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Ключевые принципы благоприятного инвестклимата — кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. Но есть моменты, которые бизнесу до сих пор непонятны. «К» устраняет пробел.
Что такое ТОР?
ТОР — это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития», где ключевыми принципами являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. В первые три года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. Таким образом, ТОР — это инструмент развития Дальнего Востока, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны АТР.
Чем ТОР отличается от особой экономической зоны (ОЭЗ)?
Идея ТОР кардинально отличается от ОЭЗ — она строится на индивидуальной работе с каждым инвестором. Кроме налоговых льгот, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру. Создается большое число механизмов дерегулирования, начиная от ограничений по организации проверок резидентов ТОР и заканчивая передачей всех вопросов административного и хозяйственного характера одному органу — управляющей компании.
Когда и как в России появились ТОРы?
ТОРы начали создаваться по поручению президента РФ, которое было дано в конце 2013 г. Уже через год — 29 декабря 2014 г. — был подписан соответствующий закон, который вступил в силу 30 марта 2015 г. Уполномоченным органом по созданию ТОРов было определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития работу по созданию ТОР вело по трем направлениям: полевая, маркетинговая, законопроектная.
Было отсмотрено более 400 площадок, 14 из них отобрано для дальнейшей работы. Критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, проработанность инфраструктурного обеспечения. В итоге «якорными» инвесторами ТОРов преимущественно были определены российские компании. Был подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОРов. Также была сформирована база из 4400 крупных компаний-производителей, потенциальных инвесторов ТОР.
Какие ТОР есть в Приморском крае?
Первые три ТОР были отобраны правительственной подкомиссией 12 февраля 2015 г. на территории Приморского и Хабаровского краев. 25 июня года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию. Один из них, ТОР «Надеждинская», расположен в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 га. Имеет три «якорных» резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд руб., требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием 1630 рабочих мест.
Следующие шесть ТОРов были утверждены правительственной подкомиссией 29 апреля 2015 г. Среди них ТОР «Михайловская» (Приморье). В настоящее время специалистами администрации Приморского края готовится концепция ТОР «Остров Русский».
На развитие инфраструктуры в ТОРах в Приморском крае будет направлено 8,4 млрд руб. Это дорожная, инженерная, коммунальная инфраструктуры. Также электрификация и газификация. Чуть больше 2 млрд обеспечивает Приморский край. Остальные средства поступят из федерального бюджета.
На данный момент основной задачей Приморья является обеспечение дорогами и коммунальной инфраструктурой. Электроснабжение и газификация — задача федеральных властей.
В общей сложности для двух ТОРов будет построено 63 км дорог. Еще 63 подлежат капитальному ремонту. Основные капиталовложения по коммунальной инфраструктуре будут осуществлены в ТОР «Надеждинская». Это больше 7 км водовода.
В ТОР «Михайловская» предполагается строительство локальных сооружений в силу того, что объекты разбросаны по трем районам и туда будут выделены не столь значительные средства — это 300 млн руб. на объекты коммунальной инфраструктуры. Основная масса средств в Михайловском районе выделяется на дорожное строительство и ремонт существующих дорог.
Какое участие в проекте ТОР предусмотрено для малого и среднего бизнеса?
Если субъекты малого и среднего бизнеса (МСП) по каким-либо причинам не могут стать резидентами, то надо понимать, что они могут быть вовлечены в проект ТОР опосредованно. Ведь ТОР формируют спрос на сервисные и производственные услуги для МСП, при этом расширяются возможности участия МСП в госзакупках.
Тут на помощь приходит постановление Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которое устанавливает для госкорпораций годовой объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, или не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП. Прогнозируемый спрос на услуги МСП в ТОР к 2020 г. — более 160 млрд руб. в год. При этом федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса в России — чуть более 20 млрд руб. в год. Таким образом, ТОР дают только на Дальнем Востоке ресурс развития малого и среднего бизнеса в 7 раз больше, чем вся федеральная программа поддержки малого бизнеса в стране.
Как будет осуществляться управление ТОР?
Для управления ТОР на территории Дальнего Востока будут созданы управляющие компании (УК) с широкими полномочиями. УК будет заниматься решением всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе организацией транспортного обслуживания, эксплуатацией и строительством дорог, электро-, газо-, водоснабжением и т. д. УК будет работать по принципу одного окна.
Передача полномочий УК будет осуществлена в рамках специальных соглашений с органами власти.
Как стать резидентом ТОР?
Самый простой и короткий путь — предложить конкретный инвестиционный проект в высокой степени проработки. При этом минимальный объем инвестиций должен составлять 500 тыс. руб. При этом компания, желающая стать резидентом ТОР, должна быть зарегистрирована и базироваться на территории Дальнего Востока и не иметь филиалы вне ТОР.
«Это очень удобно»
«К» спросил предпринимателей Приморского края, как они оценивают ТОРы, и станут ли территории локомотивом роста экономики края.
Игорь Польченко, президент группы компаний «Транзит-ДВ»: «Когда меня просят объяснить, что такое ТОРы и что такое свободный порт Владивосток, я привожу следующее сравнение. Например, вы — компания, которая хочет шить сапоги, и вы говорите: «Дайте нам тепло, электричество, дайте льготы, и мы откроем свое дело».
Это и есть идея ТОРа — территории, которая предоставляет бизнесу возможность по-другому выстраивать свои отношения с властью. А миссия свободного порта — «вытащить» товары на рынок, помочь с их реализацией. ТОР — однокомнатная квартира, где живет человек. Когда он подходит к окну, то видит свободный порт — машины и самолеты, которые доставят произведенные им сапоги потребителю с минимальным затратами и по лучшему маршруту. ТОРы помогут «сапожникам» наладить производство, а режим свободного порта должен осуществить интеграцию РФ в мировые транснациональные торговые линии».
Эдуард Портнов, генеральный директор ООО «ФСОГРУПП»: «Пусть ТОРы еще не сформированы законодательно и инфраструктурно, но те подвижки, которые мы сегодня наблюдаем, позволяют говорить о широких возможностях экономики Приморья. Наиболее перспективными в зонах ТОРов я считаю проекты в сфере производства, особенно тяжелой промышленности.
Наш край имеет все предпосылки для ее развития: удобное территориальное расположение, природные ресурсы. Также нужно заниматься сельским хозяйством, чтобы регион переходил на импортозамещение и меньше зависел от «дядюшки Сэма». Я знаю много малых предприятий, которые успешно развивают мясное животноводство, что среди прочего позволило краю снизить зависимость от китайской свинины. Новый свинокомплекс, открывшийся в ТОР «Михайловская», думаю, сможет закрыть процентов двадцать потребностей рынка свинины в Приморье.
Да, сейчас присутствуют некоторые разброс и шатания, нет ясности по поводу ТОРов, и, мне кажется, очень важно, чтобы в реализации этих проектов не было популизма. Очень важно, что сейчас руководство страны, края ведет диалог с бизнес-сообществом, с гражданами, показывая тем самым установку на реальное развитие экономики, и я верю в проекты, которые реализуются на территориях опережающего развития.
Но ко всему нужно подходить комплексно, глядя далеко вперед. Необходимо думать о кадрах, возрождать и поднимать престиж профессионального образования, потому что кто будет работать в ТОРах? Приглашенные специалисты? Есть еще много проблем, которые связаны с реализацией крупных экономических проектов, и мы должны их решать».
Алексей Тимченко, руководитель группы компаний «ТИМ-Групп», председатель Приморского регионального отделения ООО «Деловая Россия»: «В рамках ТОРов нужно развивать в первую очередь предприятия несырьевого сектора, потому что они создают больше рабочих мест, больше добавленной стоимости и, соответственно, несут большую налоговую нагрузку. Это необходимо в том числе для того, чтобы «воспитывать», взращивать экспортно ориентированную экономику. Мы близки к странам АТР, поэтому самые перспективные направления производства, на мой взгляд, — именно те, которые будут иметь экспортную ориентированность. Они должны получить больше преимуществ и возможностей для роста.
На сегодняшний день работа только ведется, и пока сложно делать прогнозы, но, думаю, скоро мы услышим о новых перспективных проектах. Начало уже положено. Тот же свинокомплекс, который открылся на днях в ТОР «Михайловская», поможет вывести свиноводческую отрасль региона на новый уровень, тем более что за дело взялась компания с большим опытом, уже зарекомендовавшая себя.
Что касается инфраструктуры ТОРов, то построить ее за счет федерального центра и краевого бюджета будет не так просто, учитывая достаточно стрессовую экономическую ситуацию, но, в любом случае, чем больше откроется предприятий, тем больше налогов будет поступать в бюджет, и часть этих денег вернется бизнесу в виде инженерных сетей и дорог».
Виталий Решетников, генеральный директор ЗАО «Сервер-Центр»: «ТОРы — явление, безусловно, позитивное. Как бы там ни было, они означают привлечение инвестиций в край и развитие региона.
Другое дело, что, на мой взгляд, «территорией опережающего развития» нужно было объявить весь Дальний Восток, чтобы обеспечить для местного бизнеса равные преференции — зону льготного налогообложения и т. д. Такие предложения неоднократно звучали на федеральном уровне, но было решено пойти другим путем. В результате получается дисбаланс, и многие участники рынка опасаются искусственно созданной конкуренции, ведь одни компании зайдут в ТОРы, получат помощь бюджета на развитие материально-технической базы, а другие по объективным причинам таких возможностей будут лишены. Почему бы не распространить льготный режим на всех нас, дальневосточников? Мне кажется, это абсолютно справедливая позиция».
Павел Гетман, директор сети социальных магазинов ИП «Гетман»: «Я, как президент «Лиги торговых предпринимателей Владивостока», скажу, что малый бизнес прежде всего интересует, сработает ли эффект мультипликатора после создания ТОРов, появятся ли возможности заработать для мелких участников рынка. Идея ТОРов очень привлекательна, но какую выгоду она принесет именно малому бизнесу, пока сказать нельзя. Будем смотреть по факту».
Евгений Шкарупа, генеральный директор ООО «Финансовый навигатор»: «Я считаю, ТОРы могут стать точками роста региональной экономики при условии, что все будет организовано должным образом. Возьмем ту же инфраструктуру. Например, правильно проложенная дорога включит в работу новые территории и максимально эффективно послужит задаче увеличения ВРП. Успех ТОРов зависит от того, насколько грамотно ответственные лица подойдут к процессу их создания, управлению ими».
Игорь Михайлов, генеральный директор ООО «ДЖЕЙТЕК РУС»: «Интересно наблюдать, как реализуются крупные проекты в ТОРах. Самой перспективной мне сегодня кажется ТОР «Надеждинская». Почти половину ее территории займут «сухой порт», грузовой терминал, ориентированный на обслуживание непосредственно резидентов ТОР, а в дальнейшем и региональный логистический центр, где будут обрабатываться грузы, поступающие по железной дороге, морем и автотранспортом. У Приморья есть возможность стать выгодным транспортным хабом. К этому обязывает его географическое расположение».
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья: «Сухой порт» в ТОР «Надеждинская» нужен региону. Сейчас достаточно сложно грузить контейнеры и отводить их за пределы Владивостока из портовых территорий, которые зажаты городской застройкой. «Сухой порт» позволяет создать транзитную зону, куда будут поступать грузы и где будут формироваться контейнерные поезда, чтобы отправиться дальше либо остаться на месте. Это очень удобно. Главное, его площадь должна быть достаточной для строительства полноценной железнодорожной инфраструктуры».
Алексей Багиров, исполнительный директор ООО «Инновационные лакокрасочные технологии»: «Очень хочется надеяться, что ТОРы позволят заработать и малому бизнесу внутри города. Например, наша активно развивающаяся компания может поставлять для территорий опережающего развития дорожную краску, получать с этого прибыль и вкладывать ее в производство. Было бы справедливо привлекать к крупным проектам таких участников рынка, как мы».
Источник: konkurent.ru
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)
от 7 дней
от 10 000 руб.
гарантия 6 месяцев
В 2014 году в российском законодательстве появилось понятие ТОСЭР. Этот термин расшифровывается как «Территория опережающего социально-экономического развития». Для бизнеса это означает, что на этой территории действуют налоговые льготы, административные процедуры упрощены, предоставляются другие привилегии – но с условием, что у предприятия есть привлекательный инвестиционный проект, который будет создавать рабочие места для жителей региона.
ТОСЭР в России
В ХХ веке моногорода, жизнь которых была выстроена вокруг деятельности одного градообразующего предприятия, были локомотивом экономики. Но в современных условиях моногорода деградируют, при возникновении проблем на этом предприятии трудоспособное население вынуждено покидать город или устраиваться на работу вахтовым методом. Больше всего демографический кризис коснулся Дальнего Востока, но неблагоприятная ситуация коснулась моногородов и в других регионах.
Cоздание ТОСЭР должно было повысить инвестиционную привлекательность этих территорий. Причем это выгодно и государству, и бизнесу. Предприниматели могут пользоваться не только льготами, но и уже налаженной инфраструктурой, а государству это помогает снять социальную напряженность.
В 2015 году были созданы первые ТОР в Якутии, в Кемеровской области, на Дальнем Востоке (в Хабаровском крае). Но с каждым годом их количество увеличивается.
ФЗ о территориях опережающего социально-экономического развития
Закон, регулирующий создание ТОСЭР и их функционирование, был принят в декабре 2014 года. Это закон №473-ФЗ. Он определил правовой статус ТОСЭР, отделив их от уже существующих ОЭЗ и других подобных территорий – например, ЗАТО и «Сколково». Этим законом установлен:
- Порядок создания таких территорий.
- Порядок управления.
- Правовой статус резидентов, которые работают на этих территориях.
- Полномочия, которыми наделены действующие здесь государственные органы.
Этот же закон разделил ТОСЭР на три вида. В зависимости от того, где они создаются – на территории моногородов, ЗАТО или Дальнего Востока, эти зоны имеют свои особенности регистрации, свои привилегии и т.д.
Создание территорий опережающего социально-экономического развития
Эти ТОР создаются на основе отдельных решений, которые оформляются как постановления Правительства РФ. В таком постановлении должен быть закреплен список видов деятельности, на которые распространяются льготы, а также установлен минимальный объем инвестиций, который требуется для получения статуса резидента конкретной ТОСЭР. Для каждой такой зоны решается отдельно, будет ли там действовать свободная таможенная зона и т.д. Также должны быть указаны границы территории.
Особенности ТОСЭР
От других видов особых экономических зон ТОСЭР отличаются тем, что они не просто должны сформировать благоприятный инвестиционный климат, но обеспечат социально-экономическое развитие, то есть будут активно сотрудничать с предприятиями региона, привлекать местные трудовые ресурсы.
Инфраструктура таких территорий продолжает получать бюджетное финансирование, но активно привлекаются внебюджетные источники, в том числе предприятия вносят средства в уставный капитал управляющей компании. Если инвесторы строят объекты инфраструктуры, им предоставляются субсидии на возмещение процентов по кредитам.
Льготы ТОСЭР
Компании, которые получат статус резидентов ТОСЭР, могут претендовать на такие льготы как:
- нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых в течение четырех лет (но в дальнейшем она будет повышена до обычного уровня);
- ставка налога на прибыль в пределах 5% в течение первых пяти лет после обретения статуса резидента и в пределах 10% в последующие за ними пять лет;
- низкие ставки по аренде;
- облегченный порядок землепользования;
- специальные условия проведения госконтроля;
- выгодные условия подключения к инфраструктуре;
- на некоторых территориях – льготный таможенный режим и т.д.
На различных территориях могут быть предусмотрены дополнительные льготы, вплоть до освобождения от налога на имущество и землю.
Сопровождение ТОСЭР
Процедура получения статуса резидента ТОСЭР имеет свои особенности. Она предполагает:
- Заполнение соответствующей заявки, которая будет рассмотрена управляющей компанией (далее – УК) в установленные сроки — 15 дней. Это не так просто, поскольку заявку может подать только предприятие, соответствующее определенным требованиям, в том числе они выдвигаются и к инвестиционным проектам. К заявке прилагаются учредительные документы, бизнес-план по конкретному проекту, справка об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам и т.д. Инвестиционный проект компании должен создавать новые рабочие места в регионе.
- Заключение соглашения с УК, если бизнес-план пройдет проверку.
- Получение сертификата в управляющей компании, который будет давать право на перечисленные выше льготы и преференции.
- Заключение с УК договора аренды земельного участка или готовых производственных площадей.
- Подключение ко всей необходимой инфраструктуре.
Чтобы получение статуса резидента ТОСЭР прошло успешно и в кратчайшие сроки, стоит обратиться в консалтинговую компанию “СЭНК”, которая специализируется на сопровождении этой процедуры. Компания поможет собрать пакет документов, составить бизнес-план, соответствующий требованиям, оформить заявку на целевое финансирование.
Источник: senk.ru