Дабы гарантировать каждому ребенку надлежащие условия ухода и воспитания, а также обеспечения личной безопасности во время пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, были разработаны универсальные правила, обязательные к соблюдению каждым детским садом. Такие требования в 2022 году устанавливаются санитарно-эпидемиологическими институтами и оформляются в документ, именуемый СанПиН.
Что такое СанПиН?
Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
ТРЕБОВАНИЯ К КУХНЕ ДЕТСКОГО САДА. СанПин 2021. Франшиза детского сада. Детский садик франшиза
Действие СанПиН в 2022 году не распространяется на домашние сады, которые организовываются родителями самостоятельно и формируются в многоэтажных домах и жилых комплексах.
Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.
Скачать СанПиН для детского сада частично утратившим силу в 2022 году можно здесь.
Скачать новый СанПиН для детского сада в 2022 году можно здесь.
Последние нововведения в СанПиН для детских садов
Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПиН поддается постоянным изменениям.
Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПиН для детских садов в 2022 году»
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей | Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду |
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи | Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории |
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой | Увеличение предельных показателей |
ВАЖНО
Кроме того, к 2022 году были внесены правки в СанПиН для детских садов касательно используемой мебели. Теперь у каждого малыша должен быть личный набор основных мебельных принадлежностей. И не желательно использование двухъярусных кроватей.
Нормы питания в 2022 году
Каждый продукт, который будет подан на стол воспитанникам детского сада, обязательно должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПиН в 2022 году. Кроме того, отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов и порядок их приготовления.
Нормы СанПин для детского сада. Документы для детского сада. Часть 1. Открыть частный детский сад
Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Что имеет непосредственное отношение к возрасту малышей.
Таблица № 2 «Пищевая ценность блюд»
Некоторые отличия предусмотрены для воспитанников, которые находятся на комбинированном вскармливании, то есть с совмещением грудного и дополнительного питания.
Нет единых требований к оформлению меню по СанПиН для детских садов в 2022 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона. Но распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. При круглосуточном нахождении в дошкольном образовательном учреждении предусмотрено:
- два завтрака;
- обед;
- полудник;
- 2 ужина.
Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи. И обязательно соблюдение временных интервалов, которые едва ли могут превышать 4 часа.
Технологические карты блюд в детских садах
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2022 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.
Отчет должен содержать следующую информацию:
- наименование блюда;
- номер рецепта, который использовался в приготовлении;
- источник, где был взят рецепт;
- вес и перечень исходящих продуктов;
- окончательная масса готового блюда;
- количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.
Такие документы систематизируются и предоставляются в качестве отчета санитарно-эпидемиологической службе.
Требование к территории садика
В СанПиН 2022 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:
- расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
- отсутствие промышленных предприятий поблизости;
- уровень шума не должен превышать норму;
- измерение загрязнения атмосферного воздуха;
- возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.
В регионах на Крайнем Севере дополнительно требуется оснащение участка защитой от ветра и снега.
Одно из самых важных условий проектирования двора детского садика по СанПиН 2022 года – это достаточное количество зеленых насаждений. Так, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку.
Как правило, такие насаждения используются для разделения игровых площадок или размещаются по периметру дворика вдоль забора, наличие которого также обязательно. Категорически запрещено высаживать на территории плодоносящие или ядовитые растения.
Кроме того, в 2022 году по СанПиН существуют отдельные требования к оформлению игровых площадок детских садов. К основным из них относятся:
- обязательное наличие физкультурных секций для занятий спортом;
- наличие минимальной площади, которая рассчитывается исходя из минимальных 7 кв.м. на одного малыша группы;
- покрытие таких зон должно быть травянистым;
- обязательно наличие навесов для защиты малышей от осадков и солнца;
- важно оборудовать дополнительную зону для хранения детских колясок, санок, лыж и другого транспорта с защитой от дождя и снега.
Что касается чистоты, то в зимний период необходима уборка снега на участках. Летом при жаркой погоде должен осуществляться полив растительности минимум дважды в сутки. Санитарная уборка участка проводится утром и вечером (до прихода и после ухода воспитанников соответственно).
Распорядок дня и время работы воспитателя
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
В 2022 году СанПиН дополнительно фиксируются максимально допустимые сроки проведения учебных занятий для деток, которые зависят от возраста малышей. Обязателен расчет, как общего дневного образовательного времени, так и единоразовой непрерывной деятельности.
Сколько детей по СанПиН может быть в группе?
Большинство принятых нормативов основываются на возрасте малышей и принято различать две категории дошкольников:
- не достигшие трехлетнего возраста;
- после трех лет.
Также, в 2022 году во внимание принимаются личные физические и интеллектуальные способности малышей. Именно от таких характеристик и зависит граничное допустимое число дошкольников в одной группе детского сада.
Таблица № 3 «Категории детей и максимальное количество воспитанников в группе»
При тяжелых нарушениях речи | 6 | 10 |
С серьезными нарушениями слуха | 6 | 6 |
Слабослышащие | 6 | 8 |
Слепые | 6 | 6 |
Существенные нарушения зрения | 6 | 8 |
Слабое недоумство | 6 | 10 |
Умственная отсталость больших тяжестей | — | 8 |
Аутизм | — | 5 |
Нарушение опорно-двигательной системы | 6 | 8 |
При других нарушениях здоровья | 10 | 15 |
Здоровые детки | 10 (не больше трех из которых имеют проблемы со здоровьем) | 10, 15 или 17 в зависимости от заболевания и степени его тяжести |
В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.
Температурный режим
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПиН проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПиН в 2022 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Допускается небольшое отклонение от фиксированных нормативов, но только в сторону уменьшения показателей. Превышение максимально допустимых цифр – строго запрещено.
Развитие детей
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2022 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Список моющих и дезинфицирующих средств
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2022 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Для дезинфекции помещений применяются бактерицидные лампы. Дополнительным уровнем защиты является проглаживание горячим утюгом.
Таблица № 4 «Список моющих и дезинфицирующих средств, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях»
Письмо Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | Септодор форте, хлорная известь, перекись водорода, белизна-3 |
Перечень Госсанэпиднадзора от 30.03.98 года № 0037-97 | «Изосепт», «Пливасепт», «Эринокс» |
Редакция СанПиН 2.4.1201-03 | ПЧД, Хлорамин, «Дзус». |
Методические Рекомендации Минздрав СССР от 13.03.1987 года | Сода кальцинированная, «Санит», «Посудомой», «Аракс». |
За соблюдение установленных норм и использование только одобренных препаратов, в первую очередь, в 2022 году отвечает администрация учреждения. Поскольку и закупка этой продукции происходит исключительно через локальные отделы образования.
Источник: potrebitel-expert.ru
Новые санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям
15 мая 2013 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены новые СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Содержащиеся в них гигиенические нормативы представляют собой не что иное, как установленные в результате научных исследований допустимые максимальные или минимальные количественные и качественные значения показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности для человека. С этой точки зрения рассмотрим основные изменения, введенные СанПиН 2.4.1.3049-13.
К сведению
С вступлением в силу нового документа прекратили действие СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» [1] и СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”» [2] . В новый нормативный правовой акт вошли изменения, ранее зафиксированные Письмом Роспотребнадзора от 10.01.2013 № 01/25-13-32 «О разъяснениях по применению отдельных норм СанПиН 2.4.1.2660-10».
Причины интенсивного обновления
СанПиН 2.4.1.3049-13 стали, по сути, третьим документом, регламентирующим работу дошкольных учреждений, вышедшим за последние 3,5 года. Такое интенсивное обновление санитарного законодательства можно объяснить рядом причин. Среди них подготовка и вступление в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2013), разработка проектов новых государственных стандартов дошкольного образования. Однако основным, на наш взгляд, стимулом к пересмотру действовавших СанПиН послужила острая нехватка мест в детских садах, которая наблюдается в последние годы в большинстве регионов России. В качестве одной из причин, препятствующей решению проблемы, называются «завышенные требования» санитарных правил, прежде всего касающиеся участка, здания дошкольного учреждения, его планировки и оборудования, выполнение которых требует весьма существенных материальных затрат.
Изменения начались с общих положений и области применения документа. Во-первых, наряду с жесткими требованиями, обязательными для выполнения, в СанПиН 2.4.1.3049-13 содержатся рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Как подчеркивается в документе, они «добровольного исполнения, не носят обязательный характер» . Во-вторых, новые санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах). В-третьих, согласно п. 1.9 расчет площади групповой (игровой) комнаты в общеразвивающих группах на одного ребенка производят не с учетом списочного состава, а по числу детей, фактически находящихся в группе.
Размещение дошкольных образовательных организаций
Существенно упростились требования к размещению зданий детских садов. Сохранены основные требования безопасности: размещение на внутриквартальных жилых территориях, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха и нормативные уровни инсоляции, естественного освещения помещений и игровых площадок. Требования п. 2.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 оказались неправомерными, поскольку выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии участков для строительства санитарным правилам отменена ст. 31 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона “О техническом регулировании”» [3] . Это, в свою очередь, повлекло за собой отмену регламента радиуса пешеходной доступности дошкольных учреждений, потому как обеспечить полноценное соблюдение этого требования можно лишь на стадии выбора участка для строительства детского сада.
Устранен запрет на размещение игровых площадок на крыше здания дошкольного учреждения. Современные технические и архитектурные возможности позволяют организовать безопасную для здоровья прогулку и на крыше, однако тем самым мы формируем у ребенка представление о крыше как о подходящем месте для игры на воздухе.
И не исключено, что со временем ребенок будет предпринимать попытки без присмотра взрослых поиграть в столь опасном месте, совершенно не предназначенном для такой цели. Примеров, в т. ч. и с трагическим концом, предостаточно. Остается только сожалеть, что в стране с поистине бескрайными просторами, пригодными для прогулок с детьми, обсуждается эта проблема. Вместе с тем необходимо заметить, что ни в технических регламентах, ни в каких-либо строительных нормах и правилах нет никакой информации по этому вопросу.
В п. 3.1 уточняется, что площадь озеленения территории детского сада в районах Крайнего Севера, а также в городах в условиях плотной городской застройки может быть снижена до 20 % площади, свободной от застройки. К списку ранее запрещенных для посадки на территории детского сада растений (ядовитые и колючие деревья и кустарники) добавлены и плодоносящие деревья. Из документа изъято и разрешение на организацию огорода, ягодника, фруктового сада, чтобы исключить возможность употребления детьми фруктов и ягод, не отвечающих гигиеническим требованиям безопасности.
В СанПиН 2.4.1.3049-13 жесткие требования относительно размеров групповой площадки превращены в рекомендательные . В условиях плотной городской застройки с учетом режима организации прогулок разрешено использование совмещенных групповых площадок, а в детских садах с присмотром и уходом за детьми, продолжительность работы которых составляет более 5 часов в день, необходимо предусматривать оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой.
В 2 раза сокращен нормируемый размер теневого навеса на групповой площадке. Теперь его определяют из расчета не менее 1 м² на одного ребенка, а для групп численностью до 15 человек площадь теневого навеса должна составлять не менее 20 м² вместо прежних 30 м².
Достаточно много изменений внесено в требования к зданию, помещениям, оборудованию. В частности, не регламентируется вместимость детского сада в зависимости от типа здания, в котором он размещен. Допускается возводить и трехэтажные объекты для дошкольных образовательных организаций, при этом место строительства значения не имеет.
Сохранено требование к объемно-планировочным решениям, которые должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Вместе с тем при размещении детского сада в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.
СанПиН 2.4.1.3049-13 указывают, что высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена, а не регламентируют их конкретными нормами. Теперь это требование выглядит более корректным, ведь высота помещения — важный, но не единственный способ обеспечения в нем благоприятной воздушной среды.
Одна из «революционных» новаций — разрешение использовать групповую для организации сна с использованием раскладных с жестким ложем или выдвижных кроватей, а спальни в период бодрствования детей — для организации игровой и образовательной деятельности . При этом нужно строго соблюдать режим проветривания и проведения влажной уборки, которая должна быть проведена в спальне не менее, чем за 30 минут до сна детей, при проветривании в течение 30 минут. Такие изменения, несомненно, продиктованы переполненностью большинства детских садов.
Требования к размерам площадей групповой ячейки и помещений медицинского назначения, наличие постирочной перешли в разряд рекомендуемых. Для вновь строящихся зданий площадь групповых и спален необходимо принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена. Унифицированы требования к размещению групп кратковременного пребывания детей вне зависимости от длительности их работы.
В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствуют требования по уходу за живым уголком, а также запрет на организацию проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря.
Внутренняя отделка и оборудование помещений детских садов
Менее детализированными стали требования, относящиеся к внутренней отделке помещений детских садов. В частности, это касается цветового исполнения материалов для отделки стен в зависимости от того, на какие румбы горизонта ориентированы помещения. Другой пример — отделка полов. СанПиН 2.4.1.3049-13 не предъявляют к ней требования, связанные с профилактикой травматизма, поскольку этот вопрос не является предметом регулирования данного нормативного акта. Еще одно новшество — разрешение использовать для внутренней отделки помещений обои, допускающие проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, а п. 5.1 дополнен весьма актуальным требованием: «стены помещений должны быть без признаков поражений грибком» . Кроме того, все отделочные и строительные материалы должны быть не только безвредными для здоровья человека, но также иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
В определенной мере упрощены, а следовательно, стали более выполнимы требования к оборудованию помещений и его размещению. Теперь в дошкольных учреждениях необязательно предусматривать отдельное помещение для грудного кормления детей, достаточно оборудовать столом и стулом место в раздевальной для детей младенческого и раннего возраста. Исключены требования к расстановке детских столов в групповой, организации живых уголков и комнат природы. Новый документ не определяет условия показа диафильмов, поскольку сегодня в практике работы детских садов они почти не используются.
Претерпели изменения и правила расстановки кроватей в спальных помещениях. Количественные показатели заменены требованием, согласно которому расположение спальных мест должно обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.
А вместо конкретных размеров стационарных кроватей указано, что независимо от их типа они должны соответствовать росту детей. Пункт 6.1 восстанавливает утраченное в СанПиН 2.4.1.2660-10 важное требование о том, что «детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность».
Более корректным с гигиенической точки зрения стало требование к хранению игрушек, используемых на участке. СанПиН 2.4.1.2660-10 разрешали хранить игрушки на стеллажах, установленных в раздевальных помещениях, что, конечно же, создавало определенный риск их загрязнения. В новом документе предложено устанавливать стеллажи для игрушек, используемых на прогулке, в тамбурах. Речь, правда, идет только о вновь строящихся объектах дошкольных образовательных организаций.
Обратите внимание!
В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствует пункт, определяющий, в каких помещениях обязательно наличие естественного освещения, а какие могут эксплуатироваться при его отсутствии. Однако изъятие этого весьма важного для организации безопасной и рациональной световой среды требования вовсе не означает, что теперь им можно пренебречь. Оно содержится в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» [4] , которые и для руководителей дошкольных учреждений являются непреложными.
Отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация в детских садах
Произошли изменения и в разделе, посвященном вопросам организации воздушно-теплового режима в детских садах. Например, если в прежней редакции температурные нормы для основных помещений были представлены диапазоном значений, в новом документе указана только нижняя граница. Поддержание необходимой температуры воздуха в детских садах разных климатических зон нашей страны — задача непростая. Однако регламентация только минимальных значений создает риск перегрева помещений, что неблагоприятно влияет на здоровье и самочувствие детей. Полагаем, что диапазон оптимальных значений температуры воздуха в помещениях детских садов следовало бы оставить хотя бы в качестве рекомендуемого.
Одно из новых требований СанПиН 2.4.1.3049-13 касается функционирования вентиляционных систем. Теперь не реже 1 раза в год, кроме ревизии и очистки, нужно осуществлять контроль за эффективностью их работы.
Примечателен тот факт, что из текста санитарных правил исчезло упоминание о печном отоплении в дошкольных учреждениях . И хотя прямого запрета на его использование документ не содержит, возможно, отсутствие упоминания послужит стимулом к тому, чтобы российские детские сады в скором времени полностью отказались от печного отопления.
В числе требований к водоснабжению и канализации зданий дошкольных учреждений появился запрет на использование для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячей воды из системы отопления. Не требуется обязательное наличие централизованного водоснабжения и канализации в здании детских садов. Скорее всего, это обусловлено тем, что в тексте раздела обсуждаются вопросы организации водоснабжения и канализации в учреждениях, размещенных в неканализованных районах и районах, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. То есть в данном случае описываются необходимые условия, а не способы их достижения. СанПин 2.4.1.3049-13 не регламентируют показатели температуры воды, подаваемой к умывальникам и душам в случае отсутствия централизованного водоснабжения, не требуют обязательного наличия резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения и туалетных на период проведения профилактических работ в котельных и инженерных сетях горячего водоснабжения.
Прием детей, режим дня и организация учебно-воспитательного процесса
СанПиН 2.4.1.3049-13 упрощают требования к приему детей в дошкольные организации. Согласно прежней редакции ежедневный утренний прием проводят воспитатели, во время которого опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, медицинский работник осуществляет прием в ясельных группах, при подозрении на заболевание — и в дошкольных.
Новый документ предлагает иной вариант проведения этой процедуры. Прием осуществляют воспитатели и (или) медицинские работники, опрашивают родителей о состоянии здоровья детей и при наличии показаний (катаральные явления, явления интоксикации) проводят ребенку термометрию. Дети, заболевшие в течение дня, до прихода родителей или госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей находятся в помещениях медицинского блока. СанПиН 2.4.1.2660-10 требовали размещения заболевших в изоляторе. Нововведение обусловлено тем, что далеко не во всех дошкольных учреждениях в составе медицинского блока есть изолятор.
Это важно! Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 после перенесенного заболевания или отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), а не 3, как было ранее, детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
В СанПиН 2.4.1.3049-13 практически в два раза сокращен объем правил и норм, касающихся организации режима дня детей. Требования к продолжительности прогулки приобрели рекомендательный характер. Теперь она определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий, которые в нашей стране характеризуются необычайным разнообразием.
И для северных регионов жесткие требования СанПиН 2.4.1.2660-10 оказывались практически невыполнимыми. Вместе с тем не стоит забывать, что ежедневная и достаточная по продолжительности прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления . В правильно организованной, достаточной по длительности прогулке дети реализуют до 50 % суточной биологической потребности в активных движениях.
Однако фактически дети проводят на свежем воздухе гораздо меньше времени, чем советуют специалисты. К сожалению, и в выходные дни многие родители пренебрегают этими рекомендациями и «забывают» погулять с детьми. Известный педиатр прошлого А.А. Кисель очень точно подметил, что «день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».
В СанПиН 2.4.1.3049-13 требования к режиму дня в группах кратковременного пребывания детей включены в пункт, регламентирующий организацию и продолжительность сна. При режиме пребывания детей в дошкольных организациях до 5 часов организуется однократный прием пищи. Если продолжительность работы группы превышает 5 часов, необходима организация приема пищи с интервалом 3–4 часа и дневной сон.
СанПиН 2.4.1.3049-13 не регламентируют организацию занятий в разновозрастных группах, просмотр телепередач, использование компьютерной техники, организацию каникул и проведение занятий по дополнительному образованию.
Дошкольные образовательные организации и группы для детей с ограниченными возможностями
Требования, определяющие состав и площадь помещений для детей с ограниченными возможностями, переведены в разряд рекомендуемых, округлены значения ряда показателей [5] . Площадь туалетной приведена не в расчете на одного ребенка, а указана конкретная величина — 12 м² в группах для детей младенческого и раннего возраста и 16 м² для дошкольных групп.
Изменения коснулись требований к помещениям медицинского назначения в дошкольных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. СанПиН 2.4.1.2660-10 настаивали на расширенном составе таких помещений, поскольку они необходимы для проведения оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы. Причем это требование никак не конкретизировалось. Новая формулировка, на наш взгляд, более точна и выполнима: согласно п. 10.16 в помещениях медицинского блока дошкольных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации лечебной и коррекционно-восстановительной работы.
Аналогичной коррекции подверглись и требования к устройству бассейна для слепых и слабовидящих детей. Достаточно подробное описание устройства бассейна в СанПиН 2.4.1.2660-10 лишь с большой натяжкой можно отнести к разряду санитарно-эпидемиологических требований.
Сокращены и упрощены гигиенические требования к организации световой среды для детей с нарушениями зрения. Помещения для слепых и слабовидящих детей по-прежнему должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта, однако уровень естественной освещенности в предназначенных для занятий помещениях в новом документе не регламентируется.
Сохранены требования к уровню искусственной освещенности в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах для слепых и слабовидящих детей. Он должен быть не менее 600–800 лк. В игровых и учебных комнатах для детей, страдающих светобоязнью, вместо прежних не более 500 лк определен уровень искусственной освещенности не более 300 лк. Из п. 10.14 изъяты положение, требующее, чтобы каждое рабочее место для слепых и слабовидящих детей было оборудовано светильниками местного освещения, а также требования к самим светильникам (наличие жесткого крепления к поверхности стола и гибкого кронштейна, позволяющего менять угол наклона и высоту источника света). Эти регламенты можно рассматривать как избыточные, поскольку выполнение норматива освещенности может быть обеспечено различными способами.
В заключение — о требованиях к соблюдению санитарных правил . В СанПиН 2.4.1.3049-13 из сферы ответственности руководителя дошкольной организации исключены следующие позиции:
- организация производственного и лабораторного контроля;
- обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и нормативами;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.
Внесение таких изменений, на наш взгляд, продиктовано следующим. Порядок проведения производственного контроля в настоящее время уточняется и, скорее всего, будет определяться отдельным документом. Обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим санитарным законодательством не является предметом нормирования рассматриваемого СанПиН. Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи — вопрос, находящийся в компетенции Минздрава, а не Роспотребнадзора.
[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. от 20.12.2010).
[2] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164.
Источник: www.profiz.ru
Требования к детскому развивающему центру
Развивающий центр для детей, досуговый центр, клуб по развитию дошкольника — вы можете назвать свою организацию любым удобным для вас словосочетанием. Основной момент для вас — это отсутствие элементов обучения в программе. Если таковых нет, а обычно развивающие центры не занимаются обучением, оставляя этот момент на откуп ДОУ, вашу деятельность нет нужды лицензировать.
К сожалению, на сегодняшний день специальной нормативной базы, подведенной именно под работу детского развивающего центра (ДРЦ) нет. Поэтому при открытии предприятия данной направленности стоит руководствоваться законодательными актами, рассчитанными на детские общеобразовательные учреждения. Конечно, требования будут зависеть от размеров вашего центра. Мы рассматриваем небольшой ДРЦ, рассчитанный на группу до 10 человек.
Рекомендуемые законодательные акты
Перед открытием детского центра по развитию вы можете проконсультироваться в проверяющих службах (о том, какие они выдвигают требования к подобным заведениям):
- Роспотребнадзор.
- Государственный пожарный надзор.
Вы можете даже пригласить их на добровольную проверку. Но нет такого документа, который бы обязывал эти службы проверять заведения, если это не ДОУ до поступления к ним жалоб от населения.
Если вы не смогли добиться ответа от соответствующих служб, что именно вы должны соблюсти, постарайтесь максимально следовать требованиям следующих документов:
- Прежде всего — это СанПиН 2.4.3049-13 от 15.05.13 — регулирующих работу детских образовательных учреждений для дошкольников. , который излагает требования Роспотребнадзора к медицинской документации сотрудников (медкнижкам). и ПП №125, призванные защищать потребителя. Из текста этих законодательных актов вы узнаете о правилах подготовки вывески (она должна быть в обязательном порядке) и ведении Уголка потребителя. в последней редакции от 29.07.2017, этот документ касается пожарной безопасности.
Перед приобретением оборудования для игр и развития стоит разобраться с отечественными и международными стандартами, касающимися его безопасности.
Кроме этого, вам лучше узнать нет ли в вашем регионе специально разработанных областной СЭС правил, рекомендаций или СанПиНов для ДРЦ.
Требования СЭС
Сан-эпид надзор посетит ваше предприятие, если на вас поступит жалоба от населения. Основной документ, согласно которому вам нужно готовить помещение и оборудование для ДРЦ, это СанПиН 2.4.1.3049-13, подготовленный для ДОУ. Именно с ним работники СЭС будут сравнивать условия в вашем центре.
Требования к помещению
Прежде всего определитесь с возрастной группой ваших посетителей. Детки должны быть примерно одного возраста.
Размер помещения, который вы можете себе позволить, определить и количество детей одновременно занимающихся с вашими воспитателями:
- На одного малыша до 3 лет 2,5 м 2 площади по СанПину;
- деткам от 3 до7 лет нужно выделять не менее 2 м 2 площади.
Одна и та же группа детей не может находиться в вашем центре более 4-5 часов. В противном случае вам придется оборудовать спальню. Требования к заведению, которое обеспечивает дневной сон детям, будут строже.
Для своего центра вы можете купить/арендовать:
- отдельное здание;
- квартиру в жилом доме или встроенно-пристроенную ее часть;
- помещение на 1-2 этаже ТРЦ.
В подвале и цоколе детские комнаты не размещают. Когда будите планировать разбивку помещений для своего ДРЦ, ознакомьтесь с СП 118.13330.2012 (п. 5.7, Таблица 5). Для детей и их родителей желательно поставить кулер питьевой воды с одноразовыми стаканчиками. В помещении рекомендуется установить бактерицидную лампу и проводить кварцевание и сквозное проветривание между заходами групп.
Установка такой лампы в документах не прописана. Ее наличие снижает риск инфицирования детей в вашем центре и уменьшает вероятность подачи на вас жалобы в СЭС.
Требования к отделке
По требованиям СанПина стены комнаты, где будут находится дети, должны быть покрыты легко моющимися материалами. Причем покрытие должно выдерживать контакт не только с моющим, но и с дезсредством.
Окраска стен довольно произвольная. Но СанПин рекомендует выбирать для детских помещений пастельные тона. Причем в теплые оттенки окрашивать северные стены с севера. А в прохладные тона «одевать» помещения с юга.
Не запрещены и яркие элементы в отделке помещений, но требуется выдерживать соотношение постельные/яркие тока (27/25%). Окна должны иметь защиту от прямых солнечных лучей (жалюзи, занавески), причем ее тоже должно быть легко мыть и чистить.
Требования к оборудованию и содержанию помещения
Оконные рамы помещения, где будут находиться дети должны быть выполнены с возможностью проветривания. Игрушки, развивающий инвентарь, мебель должны соответствовать возрасту детей, а точнее, их росту и весу.
Все оборудование и развивающий раздаточный материал, с которым будут контактироваться дети, должен быть:
- безопасным для их здоровья (с учетом того, что ребенок может погрызть игрушку или проглотить шарик);
- сертифицированным;
- изготовленным из легко очищаемого и дезинфицируемого материала.
Кроме того, материал, из которого выполнена мебель, игрушки и т. д. должен быть разрешенным, не несущим вреда для здоровья малышей. Мягкие игрушки лучше не использовать.
Все столы, стулья, полочки должны быть выполнены без острых углов, чтобы ребенок не мог зацепиться за угол одеждой и травмироваться.
Помещение ДРЦ, где вы работаете с детьми, нужно убирать, как минимум, дважды в день. Уборка должна быть влажной с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Инвентарь, которым проводится уборка, маркируется и храниться в шкафу/комнате, предназначенном для этих целей. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в специально отведенном и маркированном месте, недоступном для детей.
Обязательным элементом является журнал учета дезинфицирующих средств.
Требования к освещению
Все лампочки должны гореть, плафоны находиться в исправном состоянии. Нормируется дневной свет и искусственное помещение так же как и в квартире. Если освещение комбинированное, допустимо неравномерностью его считается соотношение 3:1.
Требования к вентиляции и отоплению
Требования к вентиляции и отопительным приборам такие же, как в жилой квартире. Единственным условием является защищенность отопителей безопасным материалом (при контакте с ним малыш не должен обжечься, травмироваться, получить открытую рану).
Использовать дополнительные переносные обогреватели нельзя. Температура в помещении должна быть комфортной для ребенка и в летнее время не превышать 25 о С. Зимой недопустимым считается ее понижение меньше 18 о С. Комфортной для детей раннего возраста считается температура 22-24 о С.
Температура измеряется ртутным термометром, который должен располагаться к комнате, но не на сквозняке или возле двери. После проветривания температура в помещении не должна снижаться больше чем на 2-4 о С.
Воздух в «детском» помещении должен соответствовать санитарным и гигиеническим стандартом. Содержание в нем СО2 и других вредных и потенциально вредных газов, пыли и т.п. не должно превышать нормативы.
Требования к сотрудникам
Все сотрудники, работающие с детьми должны перед поступлением на работу пройти медосмотр (с отметкой об этом в санитарной книжке). Также они должны проходить регулярные осмотры наравне с воспитателями ДОУ.
Требования Госпожнадзора
Правила пожарной безопасности (ППБ) обязательны для всех. Поэтому перед открытием ДРЦ его владельцу стоит ознакомиться с ППБ 01-03. Если в вашем центре не планируется пребывание детей без родительского надзора, согласование для открытия предприятия с пожарной службой не требуется. Но ответственность в случае пожара владелец центра будет нести, если меры ППБ были нарушены.
Регламентирующие акты
-
(актуальная редакция для СНиП 31-01-2003) — описывает правила размещения помещений для семейно детского сада. (актуальная редакция для СНиП 31-06-2009). Этот свод описывает требования к площадям предприятия. описывают правила и требования к АПС. — правила посвящены эвакуационным мерам — данный свод содержит требования, касающиеся электрики.
Требования к помещениям
Выбирая здание, где вы будите снимать/покупать помещение опирайтесь на п.4.14. СП 54.13330.2011. Если в вашей группе будет не более десятка детей, вы можете открыть свой центр даже в квартире жилого дома:
- если он имеет II степени огнестойкости или более;
- квартира ориентирована на две стороны;
- располагается не выше 2 этажа.
Вы даже не обязаны предусматривать пожарный выход и соизмерять ширину эвакуационных проходов и дверных проемов с соответствующими документами, что обязательно для образовательных учреждений.
Требования к системе ПБ
Специальных требований по ПБ, разработанных под детские развивающие центры на сегодняшний день нет. Согласно комментариям Госпожслужбы классифицировать помещение ДРЦ по степени пожароопасности соответственно помещениям ДОУ не целесообразно. Тем не менее владелец центра обязан принять все возможные меры. Их можно разделить на:
- документарно-формительские;
- технические элементы.
К документарно-оформительским можно отнести:
- Журналы, касающиеся системы ППБ: учета средств тушения пожара, инструктажа, проверки знаний сотрудников, проверки Госпожслужбой, проверки знаний по эксплуатации АПС.
- Договора на установку и обслуживание АПС.
- Эвакуационный план м знаки с ФИО ответственного лица и номером вызова пожарной бригады.
- Приказы и инструкции по ПБ.
- Сертификаты и документы на покупку средств первичного погашения огня.
К техническим элементам относят собственно:
- пожарную сигнализацию;
- средства тушения пожара (огнетушитель с биркой поверки, ведро, ящик с песком и т. п.)
Материалы, используемые для отделки стен помещения ДРЦ должны быть минимально горючими.
Это основные требования на сегодняшний день. Законодательная база меняется и редактируется. Перед открытием предприятия уточняйте требования в местных органах контроля.
Источник: biznesplan-primer.ru
ГОСТ Р 52168-2003 Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытания горок
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р 52168 — 2003 ОБОРУДОВАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК
Безопасность конструкции и методы испытаний горок
Общие требования
Издательство стандартов 2004
Предисловие
Задачи, основные положения и правила проведения работ по государственной стандартизации Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0 — 92 «Государственная стандартизация Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2 — 92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 455 «Оборудование детских игровых площадок»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 2003 г. № 393-ст
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения европейского стандарта ЕН 1176-3:1998 «Оборудование детских игровых площадок. Часть 3: Дополнительные требования безопасности и методы испытаний горок» (EN 1176-3:1998 «Playground equipment — Part 3: Additional specific safety requirements and test methods for slides»,
NEQ
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений — в информационных указателях
«Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
Термины и определения
Обозначение и маркировка
Приложение А (обязательное) Измерение ширины, высоты и профиля горки
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью нормативного обеспечения безопасности горок, устанавливаемых на детских игровых площадках.
Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ Р 52169 — 2003.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК
Безопасность конструкции и методы испытаний горок
Общие требования
Children’s playgrounds equipment. Slide`s safety of structure and test methods.
General requirements
Дата введения 2004-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на горки, устанавливаемые на детских игровых площадках (далее — горки). Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний горок всех типов.
Стандарт не распространяется на водные горки, горки для катания на роликовых коньках или горки, на которых используются вспомогательные средства для спуска (маты, сани и т.п.). Настоящий стандарт не распространяется на горки, изготовленные до 1 июля 2004 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ ИСО/ТО 12100-2 — 2002 Безопасность оборудования. Основные понятия,
общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования
ГОСТ Р ИСО/МЭК 50 — 2002 Безопасность детей и стандарты
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 — 2000 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р 52169 — 2003 Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования
Примечание: При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты»,
составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем
году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным)
стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту
ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52169, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 горка: Конструкция с наклонной поверхностью скольжения, по которой ребенок спускается вниз под действием силы тяжести.
3.2 горка-волна: Горка с одним или более изменениями угла наклона поверхности скольжения.
3.3 горка «на склоне» : Горка, поверхность скольжения которой следует за контуром земли на склоне холма, насыпи, высокого берега и т.п. Примечание – Доступ к стартовому участку горки осуществляется непосредственно с холма, насыпи или с помощью лестниц и стремянок.
3.4 пристраиваемые горки: Горки, доступ к стартовому участку которых осуществляется через другое оборудование или части оборудования детской игровой площадки.
Примечание – Доступ к стартовому участку такой горки может осуществляться с помощью канатного подъемника, мостика, платформы, наклонного трапа,
лестницы и других элементов оборудования.
3.5 спиральная горка: Горка, поверхность скольжения которой имеет спиральную форму.
3.6 криволинейная горка: Горка, поверхность скольжения которой имеет изогнутую форму.
3.7 отдельно стоящая горка: Горка, установленная отдельно от другого игрового оборудования, оборудованная собственными средствами доступа непосредственно к
стартовому участку.
3.8 тоннельная горка: Горка, участок скольжения которой имеет закрытую секцию.
3.9 стартовый участок: Участок горки, обеспечивающий доступ ребенка к участку скольжения.
3.10 участок скольжения: Участок горки, предназначенный для спуска ребенка под действием силы тяжести.
3.11 конечный участок: Участок горки, обеспечивающий торможение и остановку ребенка.
4 Классификация горок
Горки подразделяют на:
— тип 1 – горка, конечный участок которой имеет средний угол наклона не более 10◦
— тип 2 – горка, конечный участок которой имеет средний угол наклона не более 10◦.
5 Требования безопасности
5.1 Горки должны соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты по ГОСТ ИСО/ТО 12100-2, ГОСТ Р ИСО/МЭК 50, ГОСТ Р 52169 и требованиям настоящего стандарта.
Схема горки представлена на рисунке 1.
А – стартовый участок; В – участок скольжения; С – конечный участок; D – высота горки
Рисунок 1 – Схема горки
5.2 Доступ к стартовому участку
Доступ к стартовому участку горки обеспечивают с помощью лестниц, стремянок, наклонных трапов и т.п.
5.3 Стартовый участок
5.3.1 Стартовый участок оборудуют так, чтобы задать начальное направление скольжения ребенка.
5.3.2 Длина стартового участка должна быть не менее 350 мм, с наклоном от 0 о . до 5 о . в направлении участка скольжения. Для пристраиваемых горок в качестве стартового участка допускается использовать платформы, являющиеся элементом конструкции оборудования детской игровой площадки.
5.3.3 Ширина стартового участка должна быть равна ширине участка скольжения.
5.3.4 Если длина стартового участка горки более 400 мм, его выполняют в виде платформы (см.ГОСТ Р 52169).
5.3.5 Бортики стартового участка
5.3.5.1 Верхний край бортиков стартового участка должен быть сплошным от начала стартового участка до начала бортиков участка скольжения.
5.3.5.2 Если высота свободного падения стартового участка горки превышает 1000 мм, бортики стартового участка должны быть продолжением бортиков участка
скольжения.
5.3.5.3 Для пристраиваемых горок высота бортиков стартового участка должна быть не менее 500 мм (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Бортики и защитная перекладина пристраиваемой горки
Для отдельно стоящих горок высота бортиков стартового участка должна быть не менее 700 мм (см. рисунок 3).
Для пристраиваемых горок с высотой свободного падения более 1000 мм высота бортиков стартового участка должна быть 700-900 мм.
Радиус закругления при любом изменении угла верхней части бортика должен быть не менее 50 мм.
5.3.6 Защитная перекладина
Пристраиваемые горки с высотой свободного падения более 1000 мм оборудуют защитной перекладиной (см. рисунок 2).
Защитную перекладину устанавливают на высоте 700-900 мм от уровня пола стартового участка. Для пристраиваемых горок со стартовым участком или
барьером вне края платформы высота бортиков стартового участка должна равняться высоте ограждения платформы.
На рисунках 2 и 3 показаны бортики пристраиваемой и отдельно стоящей горок.
5.4 Участок скольжения
5.4.1 Угол наклона участка скольжения
Средний угол наклона участка скольжения не должен превышать 40 о . Максимальный угол наклона отдельного элемента участка скольжения не должен превышать 60 о .
Наклон участка скольжения измеряют по осевой линии.
Если изменение угла наклона между отдельными элементами участка скольжения, кроме элемента, прилегающего к стартовому участку, превышает 15 о , то радиус закругления перехода от одного участка скольжения к другому должен быть, мм, не менее:
450 — для начальных двух метров по высоте горки (от стартового участка);
1000 – для остальной части горки.
5.4.2 Ширина участка скольжения
5.4.2.1 Открытая прямая горка
Ширина участка скольжения W (см. рисунок А.1а) открытой прямой горки с участком скольжения длиной более 1500 мм должна быть:
5.4.2.2 Спиральная и изогнутая горки
Спиральная и изогнутая горки должны иметь ширину участка скольжения W (см. рисунок А.1а) менее 700 мм.
Спиральная и изогнутая горки представлены на рисунке 4.
5.4.2.3 Тоннельная горка
Тоннельный участок горки (закрытая секция) должен начинаться от конца стартового участка, быть непрерывным по всей длине и заканчиваться перед конечным участком горки. Внутренний диаметр тоннельного участка горки должен быть не менее 750 мм.
5.5 Конечный участок
Все горки оборудуют конечным участком. Конечный участок горки типа 1 представлен на рисунке 5.
С — конечный участок горки
Рисунок 5 – Конечный участок горки типа1
Минимальная длина конечного участка С горки типа 1 – по таблице 1.
Конечный участок горки типа 2 представлен на рисунке 6.
C – конечный участок горки, Н – высота конечного участка над поверхностью грунта
Рисунок 6 – Конечный участок горки типа 2
Минимальная длина конечного участка С горки типа 2 – по таблице 1.
Таблица 1 – Длина конечного участка горки
Радиус изгиба окончания горки типа 1 должен быть R ≥50 мм.
Окончания горок типа 1 представлены на рисунках 7 и 8.
R – радиус изгиба окончания горки; Н – высота конечного участка горки над поверхностью грунта
Рисунок 7 – Окончание горки типа 1 с продолжением до поверхности грунта
R – радиус изгиба окончания горки; Н – высота конечного участка горки над поверхностью грунта; α – угол отклонения от горизонтали передней кромки окончания горки
Рисунок 8 – окончание горки типа 1 над поверхностью грунта
Высота конечного участка горки над поверхностью грунта Н (см. рисунки 6, 7 и 8) должна быть более, мм:
— 200 — для горок с длиной участка скольжения менее 1500 мм;
— 350 –для горок с длиной участка скольжения 1500 мм.
Рекомендуется, чтобы конструкция горки обеспечивала торможение и полную остановку ребенка на ее конечном участке.
5.6 Профиль горки
Стартовый участок и участок скольжения должны быть оборудованы бортиками высотой h (см. рисунок 9).
α – допустимый угол отклонения от вертикальной плоскости бортика горки с плоским дном
Рисунок 9 – Профили горки
Высота h бортиков горки – по таблице 2
Таблица 2 – Высота бортиков горки
Бортики горки с овальным дном (см. рисунок 9а) должны быть перпендикулярны к поверхности скольжения. Для горок с плоским дном допускается отклонение бортиков от вертикальной плоскости на угол не более 30 о . Радиус закругления краев бортиков должен быть не менее 3 мм, или края бортиков должны быть оснащены защитными средствами, не допускающими травмирование детей во время игры.
5.7 Поверхность горки
Конструкция поверхности горки должна исключать возможность застреваний тела, частей тела и одежды ребенка. Отдельные элементы и участки горки соединяют так, чтобы не допустить промежутков в соединении, препятствуя введению в зазоры острых предметов, т.е. лезвий, осколков стекла и т.п. Рекомендуется конструкция горки без соединения отдельных участков.
5.8 Зоны горок
5.8.1 Зоны отдельно стоящей горки
Зоны отдельно стоящей горки представлены на рисунке 10.
1- игровая зона; 2 – зона приземления; 3 – зона безопасности
Рисунок 10 – Зоны отдельно стоящей горки
5.8.2 Зоны туннельной горки
Зоны туннельной горки представлены на рисунке 11.
1 — игровая зона; 2 – зона приземления; 3 – зона безопасности
Рисунок 11 – Зоны туннельной горки
5.9 Зона приземления
5.9.1 Ударопоглощающее покрытие оборудуют по всей зоне приземления горки. Общие требования к зоне приземления – по ГОСТ Р 52169. Размеры зоны приземления – в соответствии с таблицей 3 и рисунком 12.
Таблица 3 – Параметры зоны приземления горки
A– стартовый участок; В – участок скольжения; С – конечный участок; b – ширина зоны приземления; R – радиус зоны приземления; l 2 – зона приземления в конечном участке; l – длина зоны приземления в конечном участке горки
Рисунок 12 – Зона приземления горки
6 Методы испытаний
6.1 Методы испытаний – по ГОСТ Р 52169.
6.2 Измерение ширины, высоты и профиля горки – по приложению А.
6.3 По результатам испытаний оформляют отчет в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025.
7 Обозначение и маркировка – по ГОСТ Р 52169, раздел 6.
Приложение А (обязательное)
Измерение ширины, высоты и профиля горки.
А.1 Измерение ширины горки
Измерение ширины участка скольжения W горки с овальным дном проводят согласно рисунку А.1.а
1 – линейка; h – высота бортика горки; α – допустимый угол отклонения от вертикальной плоскости бортика горки с плоским дном
Рисунок А.1 – Измерение ширины участка скольжения горки
А.2 Измерение высоты бортиков участка скольжения h – по рисунку А.2
α – допустимый угол отклонения от вертикальной плоскости бортика горки с плоским дном
Рисунок А.2 – Измерение высоты бортиков участка скольжения горки
А.3 Измерение профиля горки
Шаблон для измерения профиля горки представлен на рисунке А.3
Рисунок А.3 – Шаблон для измерения профиля горки
При измерении профиля горки шаблон прикладывают к верхней точке внутренней поверхности участка скольжения (см. рисунок А.4), при этом короткая сторона шаблона должна быть параллельна горизонтальной плоскости, а длинная сторона шаблона – перпендикулярна к плоскости поверхности скольжения (см. рисунок А.4а). Отклонение от горизонтали короткой
стороны шаблона не допускается (см. рисунок А.4б).
Источник: domavpermi.ru