Требования к безопасной эксплуатации объектов капитального строительства постановление 87

Содержание

Скачать действующее в 2022 г Постановление правительства № 87 о составе проектной документации с последними изменениями

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2008 г. N 87 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

а) разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере;

б) Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности соответственно вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим Постановлением;

в) Министерство транспорта Российской Федерации в отношении проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры вправе уточнять отдельные требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением, утвержденным настоящим постановлением.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты, указанные в части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по атомной энергии до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), на особо опасные и технически сложные объекты в части обеспечения радиационной и промышленной безопасности.

5. Федеральной службе безопасности Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации в части мероприятий по противодействию террористическим актам.

а) в абзаце первом пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774), слова «и проектной документации» заменить словами «, проектной и рабочей документации»;

б) подпункт «ж» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336) изложить в следующей редакции:

«ж) проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку;».

объекта капитального строительства Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта . капитального строительства . 0313/00-ТБЭ Том. 10.1. … 5 Требования к обеспечению безопасности строительных конструкций зданий и сооружений в процессе эксплуатации . Содержание раздела отражает требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2011г. № 337-ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Постановление №87 действующее в 2022 г. с последними изменениями

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:

  • при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
  • при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Читайте также:  Требования к информационным моделям объектов капитального строительства часть 3

Актуальную версию Постановления 2022 года можно посмотреть и скачать на официальном сайте правовой информации:

  • Постановление 87 на сайте pravo.gov.ru (в правом верхнем углу страницы можно выбрать нужную редакцию).

Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на:

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов: при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства ; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства , реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства . Актуальную версию Постановления 2022 года можно посмотреть и скачать на официальном сайте правовой информации: Постановление 87 на сайте pravo.gov.ru (в правом верхнем углу страницы можно выбрать нужную редакцию).

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАЛАТА ИНЖЕНЕРОВ

ИНЖЕНЕРЫ РОССИИ – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Главная » Тезисы доклада Михаила Азарха к Постановлению Правительства № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Колонка президента палаты Игоря МЕЩЕРИНА

merchishin

В последнее время многие говорят о том, что материальные активы утрачивают ценность, приобретают все большее значение всякие креативные методы продвижения на информационный рынок всего, что ни попадя. Почем опиум для народа?

Если сравнить экономику СССР и современной России, разница будет на порядок. Однако, устойчивость нынешней экономики представляется весьма более высокой: несмотря на санкции, нефтяные цены и военные расходы держится. За счет чего.

Анонсы

Документы на обсуждении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»(ПРОЕКТ)

Проект ФЗ Об инженерном деле и инжиниринговой деятельности 15.12.16

Проект ФЗ О профессиональных инженерах от 15.12.2016

ПРОЕКТ ФЗ о внесении изменений в ст. 1259 ч.4 ГК

ПРОЕКТ ФЗ изменения в Градкодекс редакция к сдаче 3 этапа

Нормативные документы палаты

07.07.2016
Регламент Ревизионной комиссии Палаты

17.05.2016
Положение о Наблюдательном Совете Международной школы главных инженеров проекта

17.05.2016
Положение о Департаменте Международной школы главных инженеров проекта

17.05.2016
Положение о квалификационной аттестации профессиональных инженеров (новая редакция 15.05.2019)

17.05.2016
Положение об Аккредитационной комиссии Национальной палаты инженеров

Прямая речь

image001

Заседание Совета по науке и образованию

Меняется не только технологический, но и весь уклад жизни, меняются и представления об инженерной деятельности, растут требования к этой профессии. Сегодня это профессионал высокого уровня, который.

Задать вопрос

Часто задаваемые вопросы

Оставьте Ваш вопрос, и мы обязательно ответим

Тезисы доклада Михаила Азарха к Постановлению Правительства № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

1. Специфика разработки проектных документов для объектов производственного назначения

Процесс разработки проектных документов для объектов производственного назначения, где основным является раздел «Технологические решения», получаемый в результате технологического проектирования, имеет ряд характерных отличий от процесса разработки проектных документов для объектов непроизводственного назначения, где основным является раздел «Архитектурно-строительные решения», получаемый в результате архитектурно-строительного проектирования. Это связано в первую очередь с различиями в порядке производства проектной продукции.

В отличие от объектов непроизводственного назначения, где первым выдается архитектурное промежуточное задание, при проектировании промышленных и транспортных объектов технологическое задание выдается первым и служит основой для последующей разработки других разделов проекта.

В разделе «Технологические решения» объектов производственного назначения на основании согласованной с заказчиком программы производства и отраслевых норм технологического проектирования расчетным путем определяются все базовые параметры проектируемого предприятия: состав производственных переделов, объемно-планировочные решения по корпусам основного и вспомогательного производств, нагрузки на полы и перекрытия, параметры строительных конструкций, функциональная схема генплана, состав технологического, транспортного, складского, вспомогательного оборудования, численность работающих и штатное расписание, энергопотребление по видам энергоносителей, объем выбросов, включая вредные, и др. показатели. Они служат исходными данными для подготовки заданий на разработку других разделов проекта: генплана (ГТ), архитектурно-строительных решений (АР, АС и др.), инженерных сетей и источников энергообеспечения, автоматизированных систем управления (АСУ), связи и сигнализации (СС), административно-бытовых помещений, противопожарной защиты, охраны окружающей среды и других разделов в соответствии с составом проектной документации.

Читайте также:  Укрис управление капитального ремонта и строительства

При проектировании объектов производственного назначения основной целью является создание пространства для машин и механизмов, поэтому все разделы проектного документа, включая архитектурно-строительные решения логично подчинены технологии.

Важно, что для ряда сооружений (трубопроводные обвязки, технологические установки, насосно-компрессорные агрегаты, электроподстанции и распределительные устройства открытого типа, доменные печи и другие печные установки, отстойники, дробилки, шнеки, градирни, катодная и анодная защиты и многое другое) архитектурная часть в виде комплекта чертежей марки АР вообще не разрабатывается. В отдельных случаях может не разрабатываться и строительная часть (чертежи марок КЖ, КМ, КД и АС), например при проектировании систем связи и информационно-технологических систем, «деботтлнекинга» (debottlenecking) технологических обвязок.

Иногда отдельные элементы крепежа или наглядной информатики включаются в технологические разделы (комплекты ТХ, ТН, ТГ, ТЛ, ТЛЧ и другие), электротехнические разделы (комплекты ЭО, ЭС, ЭХЗ), разделы для описания систем связи, сигнализации и слаботочных устройств (комплект СС) и контрольно измерительных приборов и автоматизации систем управления технологическим процессом (комплекты КИПиА и АСУ ТП).

Так как, при отсутствии описания основной технологии, разделы в общей пояснительной записке (ОПЗ), посвященные вспомогательным разделам (в том числе архитектурно-строительному), не имеют логического смысла и целевого обоснования, раздел «Основная технология» для объектов производственного назначения должен располагаться первым в сводной ведомости основных комплектов (СВОК) и первым описываться в ОПЗ.

Приоритетное значение технологического проектирования отражено в СНиП’ах на проектирование выпусков 1983, 1985, 1995 гг. и в других нормативных и справочных материалах.

В справочнике «Проектирование машиностроительных заводов и цехов» в 6-и томах 1974 года прописано, что «Генеральным проектировщиком должна быть проектная организация, разрабатывающая технологическую часть основного производства или проект основных объектов строительства».

В СНиП 11-01-95 (Инструкция о порядке разработки проектной документации), СП 11-101-95 (Порядок разработки обоснования инвестиций), действовавшие до 2003 г., раздел «Технологические решения» в составе проекта следует сразу после вводных разделов и генплана.

Факт преимущественного значения технологического проектирования подтверждается и действующими «Сборниками цен на проектные работы для строительства» (СЦПР). Если в СЦПР гражданского, жилищного строительства доля архитектурно-строительной части в общей стоимости разработки проектной документации составляет 30-45%, а доля технологических решений – 10-20%, то в СЦПР производственных отраслей доля технологического проектирования составляет до 50%, а архитектурно-строительных решений – только 7-12%.

В настоящее время объемы реконструкции и технического перевооружения существующих промышленных предприятий с целью выпуска современной конкурентоспособной, импортозамещающей продукции, повышения производительности труда за счет замены устаревшего и физически изношенного оборудования на современное, высокопроизводительное, экологически более чистое и энергосберегающее с использованием прогрессивных технологических процессов, значительно превышают объемы нового строительства производственных объектов. Доля разделов «Технологические решения» и «Инженерное обеспечение» в составе проектной документации таких объектов может составлять до 90-95%. Раздел «Архитектурно-строительные решения», как говорилось ранее, во многих проектах реконструкции и технического перевооружения вообще отсутствует.

  1. Обязательность прединвестиционных исследований для объектов производственного назначения

Действующие нормативно-правовые акты (Градостроительный кодекс РФ, Постановление Правительства №87) не содержат требований по обязательным прединвестиционным исследованиям, в результате которых разрабатываются предпроектные документы: инвестиционный замысел (ИЗ), обоснование инвестиций (ОБИН), технико-экономический расчет (ТЭР) и прочее. В СССР и первые годы РФ выполнение таких проработок было обязательным. В рамках подготовки таких документов осуществлялся технико-экономический анализ и сопоставление вариантов, в том числе выбор технологии. Сейчас СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» отменен. Строительство жилых и общественных зданий зачастую имеет социальный характер, где экономический эффект отходит на второй план. Такая ситуация не характерна для объектов производственного назначения.

Ранее в СССР и сейчас в странах ВТО принята классическая последовательность проектирования, которая выглядит так: подготовка ТЗ на прединвестиционные исследования -> прединвестиционные исследования -> экспертиза прединвестиционных исследований -> ТЗ на разработку проектной документации -> разработка проектной документации –> экспертиза проектной документации -> разработка рабочей документации.

Действующие нормативные документы были написаны с нарушением этой последовательности, поэтому сейчас последовательность проектирования выглядит так: подготовка ТЗ на проектирование -> разработка проектной документации –> экспертиза проектной документации -> рабочая документация.

В результате прединвестиционные исследования часто сводятся к написанию ТЗ заказчиком, либо частично выполняются во время конкурсных процедур на базе технико-коммерческих предложений подрядчиков. В обоих случаях велик риск принятия неоптимальных решений.

Для объектов производственного назначения следует законодательно ввести обязательность этапа прединвестиционные исследования. Следует доработать «старый» СП 11-101-95 с учетом современной специфики, связанной в первую очередь с частным землепользованием. Возможно использование имеющихся аналогичных документов стран Таможенного союза.

  1. Проблемы действующей нормативной базы, регулирующей порядок разработки проектной документации

Отсутствие термина «технологическое проектирование» в Градостроительном кодексе оказало влияние на подзаконные нормативные правовые акты, в частности Постановление Правительства № 87, которое изначально разрабатывалось под проектирование жилищных и гражданских объектов, не учитывая исторически сложившийся и практически обоснованный порядок разработки проектной документации для строительства объектов производственного назначения.

Читайте также:  Гарантия на объект капитального строительства принятого в эксплуатацию

В настоящий момент существует вынужденная необходимость разработки и принятия на законодательном уровне частных отраслевых требований, учитывающих специфику проектирования промышленных объектов, а также снижения объема усредненных и степени абстрактных требований к составу и детализации проектных решений.

Ничем не обоснованное распространение практики проектирования жилых и гражданских объектов на проектирование промышленных и транспортных объектов проявилось в 87-ом Постановлении, где раздел проекта «Технологические решения» следует под № 22 после разделов «Канализация», «Газоснабжение».

Такая последовательность изложения проектной документации при рассмотрении разделов с 1 по 21 (от генплана, АР, до канализации, газоснабжения) у органов экспертизы всегда вызывает многочисленные вопросы по обоснованию принятых в этих разделах решениях. Ответы находятся в следующем разделе проектной документации — № 22 «Технологические решения».

Важным аспектом также является стимулирование применения в проектной строительной документации инновационных технических решений и обеспечение соблюдения прав патентообладателей при разработке документаци.

С моей точки зрения правильный механизм разработки, согласования и экспертизы проектной документации с точки зрения обеспечения соблюдения прав третьих лиц на используемые технические решения (изобретения, полезные модели и т.д.) выглядит следующим образом.

При разработке проектной документации проектировщик (в соответствии с Постановлением Правительства № 87 о порядке разработки проектной документации, требующее корректировки) обязан в пояснительной записке к проекту указать объекты интеллектуальной собственности, использованные в проекте. Для этих целей проектировщик запрашивает у производителей закладываемой в проект продукции патентный формуляр, отражающий результаты проведения патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.012–84. Для этого, и мы уже выступили с такой инициативой, должны быть внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства № 87, а также в ведомственные акты. В частности в типовое задание на проектирование должно быть включено обязательное проведение экспертизы проектной документации на патентную чистоту.

В проектную документацию могут включаться только те технические решения, материалы, продукция, права на которые не защищены третьими лицами, в противном случае, должны проводиться соответствующие согласования между заказчиком и патентообладателем.

Для этого необходимо на всех этапах инвестиционного цикла своевременно и юридически грамотно осуществлять весь комплекс мероприятий, связанных с определением патентоспособности, патентной чистоты результатов интеллектуальной деятельности, принятием решения об использовании результата интеллектуальной деятельности: патентование, использование в режиме ноу-хау, заключение лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права, регистрация соответствующего результата интеллектуальной деятельности, его промышленное и коммерческое использование.

Предложения по изменению законодательства в части стадийности и содержания проектных работ:

Необходимо законодательно закрепить стадийность проектирования:

  • бизнес план (при необходимости)
  • предпроектная документация
  • формирование инвестиционного замысла (идеи);
  • декларация (ходатайство) о намерениях;
  • обоснование инвестиций (ОИ), технико-экономическое обоснование (ТЭО);
  • экспертиза ОИ, ТЭО (на предмет возможности строительства объекта с учётом законных прав и интересов 3-х лиц, защиты окружающей природной среды, эффективности размещения производительных сил, эффективности инвестиций); (основание: «Практическое Пособие по обоснованию инвестиций…» Минстроя РФ 1995 г., Организационно-технологическая схема разработки предпроектной документации для объектов строительства, стр. 11).
  • проектная документация;
  • рабочая документация;
  • инструкция по эксплуатации.
  • предпроектной документации (в том числе обоснований инвестиций (ОИ), технико-экономических обоснований), разработка которой определяется действующими нормативными и методическими документами (СП 11-101-95, СНиП 11-01-95, письмо Госстроя РФ от20.03.03г. №СК-1692/3, «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утверждённые Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ);
  • градостроительных проектов;
  • проектов строительства малоэтажных жилых домов усадебного типа (объектов индивидуального жилищного строительства), а также перепланировку (реконструкцию, переоборудование) квартир и иных отдельных жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом здании, или его частей;
  • типовых проектов, отдельных типовых проектных решений (типовых строительных конструкций, изделий, узлов);
  • экспериментальных проектов (проектную документацию на экспериментальное строительство);
  • проектной документации, предназначенной для строительства объектов за пределами территории РФ;
  • межгосударственных (международных) проектов с участием РФ.

Необходимо восстановить одностадийное проектирование (рабочий проект):

  • по объектам, строительство которых предполагается выполнять на основе действующих типовых проектов (привязка типового проекта), либо с применением отдельных типовых проектных решений (типовых строительных конструкций, изделий, узлов);
  • при оформлении ранее разработанного индивидуального проекта для повторного или многократного применения в строительстве (при привязке индивидуального проекта);
  • при реконструкции (модернизации, техническом перевооружении капитальном ремонте) существующих объектов.

Внесение указанных изменений в нормативные акты позволит повысить объемы и качество проработки проектных решений для объектов промышленного назначения, а также линейных объектов, повысит эффективность проведения экспертизы проектной документации, позволит увеличить объемы финансирования проектных работ за счет введения предпроектной стадии, повысить эффективность использования государственного бюджета при строительстве объектов капитального строительства с полным или частичным государственным финансированием.

5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности , установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. … Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27.1 — 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального …

Источники
  • https://www.dokipedia.ru/document/5345316
  • https://buildingclub.ru/postanovlenie_n87/
  • http://npirf.ru/560/

Рейтинг
Загрузка ...