Требования к размещению объекта капитального строительства

Содержание

Полный текст Письмо Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20 Об объектах вспомогательного использования в действующей редакции

Объект капитального строительства. Требования к объектам капитального строительства

Автострада или дорожная развязка, высотный дом, в котором находится несколько сот комфортабельных квартир, огромный трубопровод, по которому идет газ в Европу, имеют одно общее свойство. Каждое из этих сооружений — это объект капитального строительства.

Казуистический нонсенс

В российском законодательстве нет четкого определения этого термина, хотя в официальной документации им свободно оперируют. Однозначно то, что объект капитального строительства подразумевает длящийся во времени процесс возведения здания, реконструкции или ремонтных работ. И этот объект является долговременным сооружением. Временные постройки, такие как киоски, навесы, малые архитектурные формы, целевые сооружения, бытовки, даже мостовые переходы и автомобильные дороги не относятся к капитальным строениям. В эту категорию также не входят здания, предназначенные для индивидуального проживания частных лиц и их семей. Понятие капитального сооружения неразрывно связано с определением капитального строительства.

объект капитального строительства

Что такое капитальное строительство

Не всякое строительство можно назвать капитальным. Строительными работами могут быть названы мероприятия, не связанные с недвижимым имуществом, например, конструирование морского судна или летательного аппарата. Капитальным строительством именуется совокупность строительно-монтажных работ, целью которых является создание нового объекта или воплощение объемно-конструктивных решений по отношению к существующему зданию или сооружению. Как ни странно, этот термин имеет экономическое, а не техническое происхождение. Экономисты в это понятие вкладывают необходимость непременного освоения значительных материальных средств и инвестиций. Финансовые затраты должны выразится в определенном виде дорогостоящего продукта. Строительные работы по возведению капитальных объектов могут осуществляться тремя способами: подрядным (с привлечением сторонней организации), хозяйственным (силами самого застройщика) или смешанным (часть работ выполняется застройщиком, а специализированные работы — с привлечением подрядчиков).

Возводимое здание — это уже недвижимость

Как находящиеся в стадии возведения, так и незавершенные здания (законсервированные) представляют определенную материальную ценность. В соответствии с законодательством объект капитального строительства является недвижимым имуществом и, на основании положения статьи 130 Градостроительного кодекса РФ, требует обязательной регистрации в органах государственного надзора. Следующий состав объекта капитального строительства позволяет отнести его к недвижимости:

  • Размещение на земельном участке.
  • Невозможность перемещения без разрушения конструкции.
  • Значительная балансовая стоимость (является активом в финансовой сфере).
  • Социально-экономическое значение.

Здание или сооружение, которое не было достроено, подлежит внесению в госреестр как объект незавершенного строительства. Консервация производится в случае приостановления работ более, чем на полгода.

порядок строительства объекта капитального строительства

Классификация объектов

Назначение объекта капитального строительства определяет совокупность требований, предъявляемых к его проектированию, возведению и эксплуатации. Систематизация недвижимости основывается на функциональности строений. Капитальные объекты по своему назначению подразделяются на следующие категории:

  • Производственные здания и сооружения, в том числе оборонной инфраструктуры.
  • Жилые дома, строения культурного и социального назначения, стадионы — все они объединяются под общим понятием непроизводственных объектов.
  • Трубопроводные системы, транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, но не мосты), линии электропередач относятся к линейным объектам.

реконструкция объектов капитального строительства

Уникальные сооружения

Одной из категорий долговременных сооружений являются уникальные объекты капитального строительства. В соответствии со статьей 48 п. 1 Градостроительного кодекса РФ этот тип объектов характеризуется хотя бы одним из нижеследующих параметров:

  • Подземная часть сооружения в полном объеме или частично находится ниже строительного нуля на 15 метров.
  • Конструкция предусматривает монтаж консоли протяженностью более 20 метров.
  • Высота сооружения превышает 100 метров.
  • Пролетная конструкция — более 100 метров.

Создание подобных строений требует наличия специальных допусков у проектировщиков, подрядчиков и контролирующих органов. Уникальные объекты капитального строительства подразумевают реализацию нестандартных технических и технологических решений при их создании. Уникальными могут быть и отдельные конструкции по конфигурации и функциональности, при расчете которых применяются нетрадиционные приемы.

Последовательность действий

Сооружение капитального строения сопряжено с определенным алгоритмом согласования в разнообразных структурах государственной власти. В перечень официальных органов, одобряющих возведение объекта недвижимости, входят не только службы, непосредственно занимающиеся строительством или контролем за производством работ (Отдел капитального строительства, Управление архитектуры, проектные институты) — объект капитального строительства может быть возведен на определенной территории при условии согласования с природоохранными организациями, департаментом культуры и структурами МВД, ответственными за управление и организацию дорожного движения. Этапы создания нового объекта следующие:

  • Архитектурно–проектное задание разрабатывается на основе требований заказчика.
  • Составляется акт согласования границ участка.
  • Проводятся изыскательские работы.
  • Следующий шаг — создание проектно–сметной документации (ПСД).
  • Разрешение на строительство капитального объекта органами местного самоуправления.
  • Производство строительных работ.
  • Акт приемки в эксплуатацию завершенного строительством объекта.

назначение объекта капитального строительства

Одним из ключевых моментов разработки рабочей документации является государственная экспертиза объектов капитального строительства. Перечень сооружений, подлежащих этой процедуре, определяет Градостроительный кодекс. Предметом экспертного анализа документации является установление соответствия требованиям техрегламентов.

Газ, водоснабжение и электроэнергия

Подключение объектов капитального строительства к инженерным сетям осуществляется только в соответствии с определенным регламентом, прописанным в отраслевых нормативах и проектно-сметной документации. Кодифицированные акты в этой сфере постоянно обновляются. Последним документом является Постановление Правительства от 30.12.2013 г., в котором утверждаются правила подключения вновь построенных и реконструируемых объектов. Пропускная способность централизованных магистральных сетей должна обеспечить возможность присоединения нового сооружения и предусматривать возрастание нагрузок. Правила подключения объектов капитального строительства предусматривают согласование со всеми соответствующими службами и организациями, владеющими и эксплуатирующими инженерные сети. Эксплуатанты выдвигают застройщику определенные условия, выполнение которых делает возможным подключение технической системы возводимой конструкции к центральным сетям. Эта стадия строительства должна быть согласована еще на этапе проектирования.

уникальные объекты капитального строительства

Организация строительства объектов капитального строительства

Организация работ по возведению сооружения — это строго регламентированная последовательность мероприятий. Базовым документом является СНиП 12–01–2004 (“Свод правил организации строительства”). Два важнейших документа устанавливают порядок строительства объекта капитального строительства на конкретном участке: проект производства работ (ППР) и проект организации строительства (ПОС). Если осуществляется капитальный ремонт, нужен еще проект организации капитального ремонта (ПОКР). Эти сборники, содержащие информацию о рациональной организации производства, должны находиться непосредственно на месте ведения работ. В случае их отсутствия, работы производить запрещается. Кроме того, в обязательном порядке на стройплощадке должны быть следующие документы:

  • Копия разрешения на ведение строительных работ.
  • Полный комплект проектно-сметной документации. Если строительство ведется в соответствии с определенными стадиями, то должен присутствовать и комплект альбомов текущего этапа работ.
  • Экземпляр документа, определяющего красную линию.
  • Общий и специальные журналы установленного образца для учета и регистрации процесса работ.
  • Заключение строительной экспертизы.
  • Технологические карты производимых на площадке видов работ.

состав объекта капитального строительства

Стадия проектирования

Перечень исходных данных и документов, устанавливающих последовательность и характер производства работ, определяется специальным Положением, утвержденным постановлением правительства 16.02.2008 г. и Градостроительным кодексом. Проектная документация объектов капитального строительства включает текстовую и графическую составляющие на бумажном носителе. Для удобства вся информация переформатируется на электронный носитель. Текст содержит расчеты предстоящих расходов, а также описание использованных технических решений, ссылки на нормативные акты и пояснения. Графическая часть включает чертежи, схемы и планы. Содержание пакета проектной документации не является произвольным, но должно соответствовать видам работ и отраслевым техническим требованиям. Как правило, типовой состав бумаг включает следующие разделы:

  • Пояснительная записка — содержит исходные данные об участке строительства и технических характеристиках сооружения.
  • Исчисление расходной части – смета.
  • Генеральный план объекта и схемы планирования участка.
  • Архитектурно-строительная часть и объемно-планировочные решения.
  • Устройство внутренних и наружных инженерных сетей.
  • Информация об инженерно-технических устройствах.
  • Природоохранные и противопожарные мероприятия.
  • ППР и ПОС.
  • Благоустройство территории и рекультивация участка.
  • Для опасных производственных объектов необходима декларация промышленной безопасности.

правила подключения объектов капитального строительства

Рабочая документация может быть разбита на отдельные блоки в соответствии с последовательностью этапов возведения объекта. В этом случае каждый альбом содержит определенный законченный цикл мероприятий. Этот принцип создания проекта обговаривается заказчиком перед началом работ. При строительстве и капитальном ремонте индивидуального жилья — отдельно стоящих зданий до трех этажей включительно, рассчитанных на проживание одной семьи – разработка проектно-сметной документации не требуется.

Реконструкция сооружений

Реконструкция и ремонт — не тожественные понятия. Любые объемно-планировочные мероприятия, затрагивающие изменение положения несущих конструкций, параметров сооружений (высоты здания, его площади, конфигурации) классифицируются как реконструкция объектов капитального строительства. Этот вид работ подразумевает надстройку или демонтаж этажей, расширение здания, а также восстановление или замену силовых элементов несущего каркаса. Целью данного комплекса работ является сообщение объекту новых габаритных, статических и эстетических характеристик.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт объектов капитального строительства подразумевает комплекс мер, целью которых является восстановление или сохранение проектных характеристик здания или сооружения либо его отдельных фрагментов. Главное его отличие от планового ремонта заключается в периодичности (более одного года), объеме и характере работ. Капитальные ремонтные мероприятия могут затрагивать несущие конструкции, инженерные сети, оборудование, технические средства и другие элементы, отражающиеся на безопасности и надежности здания.

Ремонт не подразумевает изменение габаритов или прочностных параметров здания или сооружения. В то же время результатом мероприятий такого рода может быть увеличение ресурса конструкции и оптимизация её эксплуатационных показателей. Капремонт и реконструкция объектов капитального строительства должны производиться в соответствии с регламентом Градостроительного Кодекса и отраслевых положений. Законодательная база для подобного рода мероприятий предусматривает предварительное согласование с заинтересованными организациями и проведение всего комплекса работ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией.

требования к объектам капитального строительства

Сдача объекта и ввод в эксплуатацию

Одним из самых ответственных этапов строительства является сдача завершенного объекта и введение его в эксплуатацию. Этот цикл работ должен выполняться в соответствии с определенными условиями. Требования к объектам капитального строительства изложены в 55 ст. ГК и Положении о Государственном строительном надзоре. Последняя редакция документа утверждена Правительством в 2006 году. Заключение о соответствии требованиям возведенного объекта подготавливает уполномоченный орган, выдавший ранее разрешение на проведение строительных работ. Эта процедура включает визуальный осмотр сооружения и освидетельствование рабочей документации. Бумага, в случае если объект соответствует предъявляемым требованиям, выдается заказчику в течение десяти дней. Разрешение на начало эксплуатации объекта является основанием для постановки нового объекта на учет в регистрирующем органе или внесения изменений в единый реестр, если производилась реконструкция.

Какие требования Градостроительный кодекс содержит в отношении реконструкции объектов капитального строительства и как эти требования выполнить на практике. … Градостроительный кодекс под реконструкцией объектов капитального строительства (ОКС) понимает: изменение параметров объекта , его составных частей – высоты, количества этажей, площади, объема, в том числе производимую надстройку, перестройку, расширение объекта , а также. замену и /или восстановление несущих строительных конструкций объекта (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20

В связи с обращениями граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, кадастровых инженеров по вопросам, возникающим в связи с созданием объектов вспомогательного использования, их государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на них, Росреестр сообщает.

Читайте также:  Субъект капитального строительства осуществляющий строительство объекта по договору с заказчиком

1. О критериях отнесения объектов к числу вспомогательных зданий, строений, сооружений.

В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных, а также не относит к числу объектов вспомогательного использования здания, ограничиваясь только строениями и сооружениями.

Статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ) установлено, что:

под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно части 10 статьи 4 Закона N 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:

здания и сооружения временного (сезонного) назначения;

здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;

здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, в отличие от положений ГрК РФ Закон N 384-ФЗ позволяет относить к числу объектов вспомогательного использования здания и сооружения, но при этом не упоминает строения, конкретизируя цель создания зданий и сооружений вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.

Аналогичный подход к определению статуса объектов вспомогательного использования сложился в судебной практике. Так, например, из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N ВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N 308-ЭС15-1282, от 10 декабря 2018 г. N 306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта и критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 306-ЭС18-24283 в рамках спора о том, относится ли объект к числу вспомогательных или нет, был сделан вывод о том, что, поскольку заключением судебной экспертизы установлено, что спорная постройка относится к объектам повышенного уровня ответственности в связи с наличием грузоподъемного механизма — кран-балки, не относится к объектам вспомогательного использования, не связана со строительством расположенных на земельном участке нежилых зданий гаражей и линейного сооружения, для ее строительства предприниматель должен был получить разрешение на строительство.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, предусмотрено, что:

раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части в том числе зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (в том числе основного и вспомогательного назначения) объектов капитального строительства для объектов производственного назначения (подпункт «з» пункта 12);

раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать в графической части в том числе календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства) (подпункт «х» пункта 23);

раздел 5 «Проект организации строительства» должен содержать в текстовой части в том числе перечень специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости) (подпункт «е» пункта 38).

Таким образом, создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.

В ряде случаев для решения конкретных задач определяется перечень строений и сооружений вспомогательного использования, например, как это сделано в пункте 2 Требований к строениям и сооружениям временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1175 (далее — Требования N 1175).

Пунктом 3 Требований N 1175 установлено, что размещение строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования внутри и на территории объектов капитального строительства определяется проектной документацией.

Сводом правил N 31-115-2008 «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта», утвержденным приказом ОАО «ИОЗ» от 28 августа 2008 г. N 12в, приказом Международной академии футбольной и спортивной индустрии от 15 сентября 2008 г. N 9, предусмотрено, что здания и помещения вспомогательного назначения при спортивных трассах или сооружениях проектируются в соответствии с положениями СНиП 31-06-2009 и СП 31-115-2006, а также нормативными документами, соответствующими назначению здания.

Минстроем России согласована следующая позиция (письмо от 16 марта 2020 г. N 9394-ДВ/08):

учитывая, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования;

при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией);

согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;

в этой связи допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.

Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования, по мнению Росреестра, могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Вместе с тем застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией (к примеру, собственником комплекса зданий на единой территории в целях организации пропускного режима может быть принято решение о создании объекта вспомогательного использования — поста охраны или контрольно-пропускного пункта, строительство которого не потребует разрешения на строительство и подготовки отдельной проектной документации).

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (так, при наличии на земельном участке здания торгового центра в качестве основного объекта не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, расположенное на этом же земельном участке).

2. Об отнесении объектов вспомогательного использования к недвижимому имуществу.

ГрК РФ определено понятие некапитальных строений, сооружений как строений, сооружений, не имеющих прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) (пункт 10.2 статьи 1 ГрК РФ).

Принимая во внимание положения статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), некапитальные строения и сооружения, являясь объектами строительства, объектами недвижимости не являются.

Таким образом, строения, сооружения вспомогательного использования в зависимости от их соответствия положениям статьи 130 ГК РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.

Согласно сложившейся судебной практике (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пункт 2.4 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 г., Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г., пункт 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.) вопрос об отнесении конкретного имущества к недвижимому должен разрешаться на стадии его создания (в соответствии с положениями ГрК РФ, применяемыми в отношении объектов капитального строительства), а также с учетом наличия самостоятельного назначения этого имущества (по отношению к земельному участку, на котором такое имущество расположено) и способности выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

При этом следует учитывать, что органом регистрации прав по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект, не являющийся объектом недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 26, статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) такие учетно-регистрационные действия приостанавливаются, после чего в их проведении отказывается.

Одновременно тот факт, что объект вспомогательного использования может являться некапитальным строением или сооружением, следует учитывать и в ходе кадастровой деятельности, учитывая, что согласно пункту 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в технический план кадастровый инженер несет предусмотренную законом ответственность (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Линейные объекты это объекты капитального строительства или нет

Так, необходимо принимать во внимание, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ):

правообладатель садового земельного участка имеет право возведения на таком земельном участке хозяйственных построек, в том числе временных, то есть не относящихся к недвижимому имуществу, к примеру теплиц или навесов;

правообладатель огородного земельного участка имеет право создания на данном земельном участке исключительно объектов, не являющихся объектами недвижимости.

С учетом предусмотренных Законом N 217-ФЗ положений такие объекты, как теплицы или навесы, расположенные на садовых или огородных участках, не могут являться объектами кадастровых работ и объектами кадастрового учета.

3. Об использовании земельных участков для размещения объектов вспомогательного использования.

Как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Необходимо также учитывать, что на основании части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом. В соответствии со статьями 37 и 38 ГрК РФ в градостроительном регламенте также указываются виды разрешенного использования и предельные параметры объектов капитального строительства. При этом каких-либо исключений в отношении видов разрешенного использования и параметров разрешенного строительства объектов вспомогательного использования ГрК РФ не предусматривает.

Таким образом, несмотря на то, что для строительства объектов вспомогательного назначения не требуется разрешение на строительство, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.

Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, либо документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в силу пункта 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приостанавливается по решению государственного регистратора прав также в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляются также исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, по мнению Росреестра, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, являющиеся в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности объектами вспомогательного использования по отношению к объектам капитального строительства производственного назначения или непроизводственного назначения — зданиям, сооружениям жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, могут быть осуществлены в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, при условии, что такой объект вспомогательного использования отвечает требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу, а также у него отсутствуют признаки самовольной постройки (статья 222 ГК РФ).

В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 — 10 названной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, а также требования к ее подготовке и состав содержащихся в ней сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953. Тем не менее при наличии проектной документации, содержащей сведения об объекте строительства, в отношении которого выполняются кадастровые работы, и отсутствии требования о получении разрешения на строительство такого объекта приоритетным является применение при кадастровых работах проектной документации на строительство (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ), а не декларации об объекте недвижимости.

При этом в техническом плане в отношении объекта вспомогательного использования в строке 14 «Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указываются слова «объект вспомогательного использования» и вид использования (например, «здание контрольно-пропускного пункта»), а в разделе «Заключение кадастрового инженера» целесообразно указать, что в соответствии с ГрК РФ для строительства заявленного на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта не требуется выдача разрешения на строительство, поскольку он является объектом вспомогательного использования, в частности, указать, каким документом данный объект определен в качестве вспомогательного (при наличии такого документа), в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию, в чем именно данная функция заключается. В качестве обоснования отнесения объекта к вспомогательному в состав технического плана может быть включена в том числе проектная документация, подготовленная в отношении основного объекта недвижимости (если законодательством о градостроительной деятельности предусмотрена подготовка такой проектной документации в отношении основного объекта недвижимости).

Ответственность за достоверность отраженной в техническом плане информации об объекте недвижимости в соответствии с действующим законодательством несет кадастровый инженер.

Росреестр полагает необходимым обратить внимание также на то, что в определенных законом случаях создание объектов вспомогательного использования может осуществляться не только лицами, которые обладают на земельный участок вещными и иными правами, например, арендой либо безвозмездным пользованием. Так, в частности, ЗК РФ предусматривает возможность размещения подобных объектов:

1) без предоставления земельных участков и установления сервитута (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ);

2) на условиях публичного сервитута (подпункт 1 статьи 39.37 ЗК РФ).

4. Об объектах вспомогательного использования, расположенных на садовых и приусадебных земельных участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в дополнение к ранее направленной в том числе в территориальные органы Росреестра позиции Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. N 32363-ВА/Д23и как органа, являвшегося до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 131 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, отмечаем.

Исходя из положений ГрК РФ, статьи 3 Закона N 217-ФЗ, статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, на законодательном уровне не установлено правило о том, что возведение гражданами на садовых и приусадебных земельных участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, вспомогательных и иных строений (сараев, бань, теплиц, погребов, колодцев и других, в том числе не являющихся недвижимостью), предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, возможно только в случае наличия на земельном участке основного объекта в виде жилого дома или садового дома.

Представляется, что гражданин, являющийся правообладателем такого земельного участка, вправе самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого или садового дома, в том числе с учетом того, что в силу части 3 статьи 48 ГрК РФ для строительства жилого дома или садового дома не требуется подготовка проектной документации, которой могли бы быть предусмотрены сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений.

Обращаем внимание на то, что, исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», письма Росреестра не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.

При этом вид разрешенного использования объекта капитального строительства зависит от вида разрешенного использования земельного участка. В связи с чем в проектной документации предусмотрено указание сведений о виде использования … Формой разрешения на строительство , утвержденной приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. № 117/пр, в строке «Иные показатели» реквизитов 4 и 6 предусмотрено указание дополнительных характеристик объекта капитального строительства , необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства .

Нормы и правила расположения жилых строений и хозяйственных построек на участках

Задумывая строительство жилых или хозяйственных строений в ИЖС и садовых товариществах, нужно ознакомиться с требованиями нормативной документации: строительной, природоохранной, санитарной и противопожарной, регламентирующей расположение объектов капитального строительства относительно друг друга, соседей, водных источников и так далее.

Нормы и правила расположения жилых строений и хозяйственных построек на участках

После получения права пользования землёй и правом застройки, начинается планирование структуры участка. Строительство жилищно-хозяйственных построек ведётся для продолжительной эксплуатации и должно обеспечивать:

  • узаконивание строения;
  • безопасность проживания;
  • удобство проживания;
  • безопасность и удобство проживания соседей;
  • беспрепятственное перемещение людей и транспорта по местам общего пользования;
  • отсутствие негативного влияния на водные источники, флору и фауну района.
Читайте также:  Адрес объекта капитального строительства при наличии что это

Поэтому планировка участка и взаимное расположение его элементов должна быть заранее продуманной и соответствовать нормам и правилам.

Строительные нормы, регламентирующие расположение построек

При частной застройке нужно помнить о «красной линии» (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ) — границе между вашим участком и зонами общего пользования, а также чужими частными землевладениями. Границу с улицей при установке забора нужно соблюдать буквально. Если забор расположен почти на красной линии, то калитка и ворота могут открываться только вовнутрь. Створки не должны пересекать этой условной черты, создавая возможные неудобства прохожим, велосипедистам, водителям.

Правила расположения жилых строений и хозяйственных построек на участках

Основным нормативным документом, определяющим минимальные расстояния до различных хозяйственных и природных объектов, являются обязательные (не рекомендательные) для исполнения СНиП 30–02–97. Согласно им расстояния до красной линии согласно п. 6.6 не должны быть менее:

  • жилого дома — 5 м от улицы и 3 м от проезда (улица имеет имя, проезд — нет);
  • хозяйственных построек — 5 м и от улицы и от проезда.

Разметка участка

Забор является границей вашего участка, но это не значит, что во внутреннем пространстве вы можете размещать строения и посадки без ограничений. Кроны деревьев не должны перекрывать тротуары и излишне нависать над соседним участком, звуки и запахи жилых и хозяйственных строений не должны мешать прохожим и соседям. Расстояния до забора между участками могут быть изменены по договоренности с соседями, заверенной нотариусом.

Минимальные нормируемые расстояния от межи между участками до объектов (п. 6.7):

  • жилая постройка — 3,0 м;
  • птичник, хлев, свинарник и т.д. — 4,0 м;
  • теплица с подкормкой органическими удобрениями — 4,0 м;
  • гараж, сарай — 1,0 м (но сток воды с крыши, по п. 7,5, не может быть организован на соседний участок — скат крыши ориентируют на свой участок);
  • баня, сауна, душ, туалет — 2,5 м (подробнее в разделе «Санитарные требования»);
  • высокие деревья — 4,0 м;
  • деревья среднерослые — 2,0 м;
  • кусты — 1,0 м.

Расстояния от строений замеряют от цоколя или стены, если нет декоративных элементов, которые выступают далее, чем на 500 мм. Расстояние между зелёными насаждениями и оградой измеряется до условного центра ствола. Обильно разросшаяся крона дерева, при правильной посадке, не может служить причиной претензии от соседей.

Планировка застройки участка

Планируя участок, учитывайте, что согласно п. 6.13 совместная площадь сооружений (дом, хозпостройки, беседка, гараж), площадок и дорожек не может занимать более 30% всего участка. Остальное пространство — зелёная зона, замостить весь двор — нельзя.

Внимание! Постоянный забор можно устанавливать только после внесения границ вашего участка в кадастровый план. На период узаконивания роль ограды может исполнить натянутая на столбы сетка-рабица. Высота постоянного ограждения не должна превышать 1,5 м, чтобы не затенять участок соседей.

Предельно допустимые параметры застройки участков жилой территории для малоэтажного индивидуального строительства

Коэффициент застройки (Кз) — отношение площади, занятой под здания и сооружения, к площади участка.

Коэффициент плотности застройки (Кпз) — отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка.

Тип застройки Размер земельного участка, м 2 Площадь жилого дома, м 2 общей площади Коэффициент застройки Кз Коэффициент плотности застройки, Кпз
А 1200 и более 480 0,2 0,4
1000 400 0,2 0,4
800 320 (480)* 0,2 (0,3)* 0,4 (0,6)*
Б 600 360 0,3 0,6
500 300 0,3 0,6
400 240 0,3 0,6
300 240 0,4 0,8
В 200 160 0,4 0,8
100 100 0,5 1,0

А — Усадебная застройка сельско-городского типа с размером участка 1000–1200 м 2 и более с развитой хозяйственной частью.

Б — застройка городского коттеджного типа с размером участка от 400 до 800 м 2 и коттеджно-блокированного типа (2–4 квартирные сблокированные дома с участками 300–400 м 2 с минимальной хозяйственной частью).

В — многоквартирная застройка блокированного типа с размером участков 100–300 м 2 .

* В скобках — допустимые параметры для коттеджной застройки.

1. При размерах земельных участков свыше 1200 м 2 площадь жилого дома не нормируется при Кз ≤ 0,2 и Кпз ≤ 0,4.

2. При раз мерах приквартирных земельных участков менее 100 м 2 плотность настройки (Кпз) не должна превышать 1,2. При этом Кз не нормируется при соблюдении санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

Санитарные требования к планировке участка

Санитарным нормам при планировке участка нужно уделить особое внимание, ведь они направлены на сохранение здоровья людей. В СНиП 30–02–97 даны минимальные расстояния, которые должны быть выдержаны между постройками из санитарных соображений (п. 6.8).

  • дом и погреб — более 12,0 м от туалета, птичника, жилья мелкого скота;
  • дом и погреб — более 8,0 м от душа, сауны, бани;
  • колодец — более 8,0 м от туалета, компостной кучи, септика.

При планировании строительства следите, чтобы эти расстояния соблюдались и по отношению к строениям на прилегающих участках.

План участка

Если помещение для птиц, коз, поросят имеет общую стену с жилым домом, вход в него должен быть изолированным, на расстоянии не меньше 7,0 м от входной двери в дом (п. 6.9). До смежного участка расстояние от такого блока должно составлять:

  • от дома — не меньше 3,0 м;
  • от помещения с животными — не меньше 4,0 м.

При примыкающих к дому гаражах, расстояние до межусадебной межи составляет (п. 6.9):

  • от дома — больше 3,0 м;
  • от гаража — больше 1,0 м.

При отсутствии в посёлке или садовом товариществе централизованной подачи воды и магистральной канализации разрабатываются автономно работающие инженерные сети. Подробно устройство и специфика размещения таких объектов, как скважина, колодец, септики, выгребные ямы, фильтрационные колодцы и т.д., относящихся к водоснабжению и водоотведению, рассмотрены в СНиП 2.04.02 — 84 и СНиП 2.04.01 — 85. Санитарно-защитные зоны регламентируются ТСН-40–301–97. Дистанции между прокладываемыми на соседних участках трубопроводами и кабелями смотрите в СНиП 2.07.01–89 (табл. 16).

Совмещение построек на участке

Противопожарные правила размещения объектов на участке

Согласно п. 4.7 СНиП 30–02–97 расстояния между строениями в пределах вашего участка из соображений противопожарной безопасности не нормируются. Расстояния, препятствующие распространению пожара, между строениями на смежных участках зависят от строительных материалов, составляющих основу дома, гаража или хозяйственного блока и принимаются согласно таблице из СНиП. Таблицей нужно пользоваться таким образом: А, Б и В — классы горючести материалов. По вертикали — данные о строении на вашем участке, по горизонтали — на соседнем. Например, у вас дом — деревянный, у соседей — каменный. В точке пересечения В (по вертикали) и А (по горизонтали) находим расстояние — 10,0 м.

Материал несущих и ограждающих конструкций строения Расстояния, м
А Б В
А Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы 6 8 10
Б То же, с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами 8 10 12
В Древисина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов 10 12 15

Правилами допускается блокировка домов на двух расположенных рядом участках (однорядная застройка) или на четырёх участках (двухрядная застройка). Между домами, составляющими такой блок или группу, может почти не быть прохода, расстояния — не подвергаются нормированию. По отношению к строениям на других участках действуют правила, основанные на вышеприведённой таблице. Такая планировка позволяет наиболее рационально использовать площадь выделенного участка, особенно при его небольших размерах.

Внимание! Если на участке будут строиться два жилых дома с последующим размежеванием, правила к ним применяются, как для двух смежных участков.

Нормы и правила расположения жилых строений и хозяйственных построек на участках

Блоки из двух домов (однорядная застройка)

При постройке жилых домов высотой более одного этажа, нужно применять СНиП 2.07.01–89. Правила разработаны с точки зрения обеспечения всех проживающих на улице достаточным количеством солнечного света (по результатам расчёта инсоляции) и предупреждения распространения огня при возгорании одного из строений. Если дома на улице 2-х и 3-х этажные, расстояние между ними должно быть более 15,0 м. Для четырёхэтажных домов минимальное расстояние составляет 20,0 м.

Такая застройка нашими нормами не разрешена

При отсутствии магистрального газоснабжения, газовые баллоны от 12 л и больше должны храниться в отдельной пристройке со стороны глухой стены или ящике из металла или другого негорючего материала (п. 8.12). До входной двери должно быть более 5,0 м. По НПБ 106 непосредственно в доме, на кухне, можно держать баллоны до 12 л.

Природоохранные нормы строительства

Исходя из мер по предотвращению пожаров и для сохранения природы, граница застройки должна отстоять дальше 15,0 м от границы лесных массивов (п. 4.7 СНиП 30–02–97).

Правила расположения жилых строений

Правила сохранения водных ресурсов, если они расположены вблизи от вашего участка, регламентируются Водным кодексом РФ. Это касается в первую очередь правил устройства водоснабжения и водоотведения. Кроме этого, ограничения касаются использования береговой линии для выгула животных, отдыха, насыпания отвалов земли, компостных сооружений, распашки. Ограничены возможности в использовании удобрений на вашем участке. Нельзя огораживать даже небольшой участок под пляж или мостки для лодки/рыбалки — вся береговая линия на ширину до 20,0 м — собственность государства.

Правила расположения жилых строений

Чем грозит невыполнение норм расположения строений

Строить изначально лучше с учётом всех норм, так вы не получите проблем с властями, соседями, или, что серьёзнее — со здоровьем или сохранностью имущества. Если вы купили участок, постройки на котором не соответствуют требованиям, то действовать нужно по всем направлениям. То, что касается санитарных норм — нужно исправить, то, что касается отношений с соседями — нужно урегулировать все спорные вопросы, зафиксировав достигнутое согласие в письменной форме и заверив его у нотариуса. Во многих случаях добрые отношения с соседями — залог беспроблемного строительства и узаконивания.

Правила расположения жилых строений

Если постройки на участке возводились во время действия более мягких нормативных документов, то рассмотрение вопроса ведётся на основании их требований.

Наказания за несоблюдение норм расположения строений определены Кодексом об административных правонарушениях. Это различные суммы штрафов, а, кроме того, последует отказ по введению в эксплуатацию до устранения несоответствий.

При желании выполнить пристройку к дому — её придется узаконивать в районных органах. Самовольная застройка, согласно ГК РФ (ст. 222), должна быть в большинстве случаев снесена (кроме отдельно оговоренных).

Внимание! Полный порядок в разрешительных документах на ваши владения поможет, при желании, без проблем продать участок и дом.

9. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 -32 настоящего Положения . ИС «Техэксперт: 6 поколение» Интранет. Документ с изменениями и дополнениями (новая редакция ).

Источники
  • https://businessman.ru/new-obekt-kapitalnogo-stroitelstva.html
  • https://ppt.ru/docs/pismo/rosreyestr/n-3215-ab-20-137410
  • https://www.rmnt.ru/story/house/normy-ipravila-raspolozhenija-zhilyx-stroeniy-ixozjaystvennyx-postroek.1233281/

Рейтинг
Загрузка ...