Требования к строительству автомобильных дорог

Добрый день, уважаемые специалисты! Помогите разобраться с таким понятием как «дорога V категории». Проживаю в сельской местности. В 2018 году обратилась в администрацию района с просьбой отремонтировать грунтовую дорогу. В ответе было указано, что согласно ГОСТ 52398-2005 улица наша относится к дороге 5 категории с интенсивностью движения не более 200 автомобилей в сутки.

Далее цитирую: «согласно п «з» ч.2 ст 12 Приказа Минтранса №160 от 12.11.2017 в отношении грунтовых дорог низшего типа проводятся лишь работы по содержанию таких дорог, а именно восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дороги с грунтовым покрытием без добавления новых материалов и профилировка. Капитальный ремонт таких дорог действующим законодательством не предусмотрен».

Это было в 2018 году. С тех пор ничего не изменилось. Администрация проводит только грейдирование без подсыпки, от этого дорога лучше не становится, колея, ямы и выбоины никуда не деваются. Хочу попробовать с ними посудиться. В связи этим возникли вопросы, с которыми не могу разобраться;

конференция «Сибирские дороги» 03/02/2023


1. Чем регламентируются требования к дороге 5 категории в населенном пункте?
2. Где прописан параметр интенсивности движения не более 200 автомобилей в сутки? У нас на улице более 100 домов, почти у всех автомобиль, у некоторых два, ездим на работу и обратно, т.е. 2 раза за сутки этот участок проезжаем. Интенсивность выше 200 автомобилей в сутки.
3. В связи в более высокой интенсивностью можно ли требовать от администрации присвоить дороге 4 категорию?
4. Действительно ли кроме грейдирования они ничего не обязаны делать? Ведь дорога после грейдирования не отвечает требованиям ГОСТ 50597-2017
5. Действительно ли я не могу требовать провести капитальный ремонт такой дороги?
Спасибо всем, кто откликнется!

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Offtop: Года два назад была такая же тема. Найдите её поиском по форуму.
Не вижу смысле перетирать всё заново, да и забыл уже всё.

Итоги:
Вы правы. Грейдирование обязано приводить поперечный профиль к проектному, то есть без колей. Ямы обязаны подсыпать вроде бы при определённых размерах.
Суд вы выиграете.
Администрацию суд обяжет работы выполнить.
Но администрация будет уклоняться от работ или повторит их некачественно.
Что тут делать не знаю. Жаловаться на администрацию выше и в суд ещё раз.

Может быть имеет смысл параллельно жаловаться сразу и в суд и администрации выше, до губернатора.

Предлагаю к иску приложить какой-либо доказанный материальный ущерб.

Дороги, светофоры, ОДД

aaviotzi, нельзя ремонтировать и производить капитальный ремонт дороги без покрытия, поскольку формально ремонтировать там нечего кроме земляного полотна. Чтобы присвоить дороге категорию выше, чем по паспорту требуется произвести реконструкцию. Вы можете обратиться в суд с требованием к собственнику произвести реконструкцию автомобильной дороги.

В России разработают пилотные проекты по строительству автодорог из золошлаков.

Однако это настолько дорого, что даже с решением суда вы вряд ли этого достигнете. Узнайте работает ли ваша администрация по программе БКД (безопасные и качественные дороги), может получится эту дорогу туда пропихнуть. Иначе вариантов ноль. За муниципальный бюджет такие работы никогда не сделать.

—— добавлено через ~7 мин. ——

Действительно ли кроме грейдирования они ничего не обязаны делать? Ведь дорога после грейдирования не отвечает требованиям ГОСТ 50597-2017

—— добавлено через ~2 мин. ——

2. Где прописан параметр интенсивности движения не более 200 автомобилей в сутки? У нас на улице более 100 домов, почти у всех автомобиль, у некоторых два, ездим на работу и обратно, т.е. 2 раза за сутки этот участок проезжаем. Интенсивность выше 200 автомобилей в сутки.

Интенсивность берется в расчет среднесуточная годовая, а не пятидневная будняя. Применят коэффициенты правильно и вуаля 201 легким движением руки превращается в 198

—— добавлено через ~10 мин. ——
Еще одна мелочь. Например СП396 требует чтобы грунтовые дороги были обработаны вяжущими или армированы геотектилем. Обработку вяжущими можно провести как обеспыливание и сделать в рамках работ по содержанию дороги

Спасибо за информацию. БКД сразу отпадает, т.к. насколько мне известно, там участвуют только города с определенной численностью, а мы село, хоть и в 1 км от областного центра. Читаю приказ Минтранса №402 от 16.11.2012. раздел IV Классификация работ по СОДЕРЖАНИЮ автомобильных дорог, пункт 2) по дорожным одеждам, подпункт «з) восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м на 1 километр;»
Правильно ли я понимаю, что все таки возможны работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с ДОБАВЛЕНИЕМ щебня и т.д.? Как вообще трактовать этот пункт? Если дорога чисто грунтовая, то только профилировка? Если с щебеночным покрытием, то возможно добавление щебня?

Дело в том, что дорога наша не чисто грунтовая, а с покрытием из щебня. И получается, что грейдером они ее скоблят, а она ровнее не становится, т.к. дорожное полотно укатано.

Дороги, светофоры, ОДД

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

А почему не восстанавливают профиль дороги грейдером , если должны ?
По факту работы по содержанию, восстановлению проводятся с браком. И принимаются с браком.
Не могут грейдером, пусть лопатами копают.
Не добавляя новые материалы.

Читайте также:  Затраты по капитальному строительству

Спасибо! Я так и думала. Скорее всего у них паспорт на дорогу со времен царя Гороха, где она конечно грунтовая. Значит, будем требовать внесения изменений в паспорт. А если они скажут, что не знают откуда там щебень, то на этот случай у меня есть их письмо, где указано, что в 2018 проводились работы по отсыпке дороги песко-гравийной смесью.

Таким образом они знали, что паспорт дороги не соответствует ее фактическому состоянию.
Еще вопрос по категории возник. Как я поняла категория присваивается в соответствии с Постановлением правительства от 28.09.2009 №797 О классификации автомобильных дорог в РФ. Там есть приложение (скопировать не получается сюда): «Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог»
В этой таблице разные параметры: общее число полос движения, ширина полосы движения, ширина обочины и т.д. Меня заинтересовал параметр «Максимальный уровень загрузки дороги движением» Для всех категорий «Обычная автомобильная дорога (нескоростная) он равен 0,7.

Дано определение: Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности. Я понимаю, что максимальный уровень загрузки дороги 4 категории и 5 категории одинаковый и равен 0,7, но количество полос в 4 категории две, а в 5 одна полоса. Так вот, как мне исходя из этих параметров прийти к более понятному параметру «Интенсивность движения в сутки»? Это я все веду к тому, что в принципе готова даже заказать за свой счет экспертизу для суда, которая покажет, что наша дорога не соответствует критериям 5 категории, но мне надо быть уверенной, что эта экспертиза придет к таким выводам.

Источник: forum.dwg.ru

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

7.1.1 Тип поперечного профиля следует принимать с учетом назначения и категории проектируемой автомобильной дороги, состава транспортного потока, интенсивности движения транспортных средств и рельефа прилегающих территорий.

7.1.2 Размеры основных элементов поперечного профиля в зависимости от категории автомобильной дороги представлены в таблице 4.

Размеры элементов типового поперечного профиля

автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения

Наименование элемента дороги

Назначение и категория дороги с НИД

Общее число полос движения, шт.

Ширина полосы движения, м

Ширина краевой полосы у обочины, м

Ширина укрепленной части обочины, м

Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений, м

Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями

В соответствии с ГОСТ 32959

Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м

Ширина земляного полотна, м

Для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых.

<**>Для подъездов к сельскохозяйственным угодьям.

<***>При расчетном автомобиле — зерноуборочной машине T.

1 В ширину обочины входят: ширина краевой полосы и укрепленной части обочины, ширина полосы для установки ограждения, ширина грунтовой части.

2 Краевая полоса обочины должна устраиваться по типу дорожной одежды проезжей части.

3 Для дорог IVБ-р: над чертой — ширина при расчетном легковом автомобиле M 1 , под чертой — при расчетном грузовом автомобиле N 3 .

4 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и разъездами при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,0 м без учета ограждений.

7.1.3 Проезжая часть должна иметь двускатный поперечный профиль на прямолинейных участках и, как правило, на кривых в плане радиусами более 400 м.

На участках автомобильных дорог категорий IVА-р, IVА-п, IVБ-р и IVБ-п при радиусах кривых в плане от 1000 до 400 м при отсутствии виражей следует предусматривать ограничение скорости движения до 60 км/ч.

На участках автомобильных дорог с радиусами менее 125 м с устройством виража необходимо ограничивать скорость движения автомобилей в соответствии с таблицей 7.

На однополосных автомобильных дорогах категории VА и VБ, проходящих по прямолинейным участкам по косогорной местности, допускается устройство односкатного поперечного профиля по направлению стока поверхностных вод по уклону рельефа.

7.1.4 Поперечные уклоны при двускатном поперечном профиле на автомобильных дорогах следует назначать по таблицам 5 и 6.

Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос

Бетонные монолитные и колейные, железобетонные сборные, асфальтобетонные

Покрытие из щебня, гравия и песка, укрепленных (обработанных) вяжущими

Покрытие из гравия и щебня

Покрытие из укрепленных местных грунтов

Примечание — Меньшие значения соответствуют I и V дорожно-климатическим зонам.

Поперечные уклоны обочин

Вид укрепления обочины

Укрепление гравием, щебнем, шлаком без обработки вяжущими или замощение каменными материалами и бетонными плитами

Дернование или засев трав

Примечание — В районах с небольшим периодом снегового покрова не более 3 мес и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, допускают уклон до .

7.1.5 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД за пределами населенных пунктов при отсутствии дорожных ограждений приведены на рисунке 1.

а) Типовой поперечный профиль автомобильной дороги

категории IVА-р, IVА-п и IVБ-п

Рисунок 1, лист 1

б) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог

в) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог категорий

VА и VБ (кроме подъездов к промышленным предприятиям

и месторождениям полезных ископаемых)

г) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог

категории VБ (подъезды к промышленным предприятиям

и месторождениям полезных ископаемых, кроме подъездов

к сельскохозяйственным угодьям)

д) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог

категории VБ для подъездов к сельскохозяйственным угодьям

ПЧ — проезжая часть; КП — краевая полоса у обочины;

ОБ — обочина; УО — укрепленная часть обочины;

ГО — ширина грунтовой части обочины

Рисунок 1, лист 2

Читайте также:  Вахтенный журнал это в строительстве

7.1.6 Поперечные уклоны проезжей части на виражах на автомобильных дорогах должны быть равны . Переход от двухскатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой.

Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не должен превышать для дорог:

— — в равнинной местности;

— — в горной местности.

Минимальный дополнительный продольный уклон в любой точке поверхности проезжей части на участке отгона виража должен быть не менее .

На вираже поперечный уклон обочин и уклон проезжей части следует принимать одинаковым. Допускается на верховой стороне виража в поперечном профиле устраивать обратный уклон обочины.

Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить на протяжении 10 м до начала отгона виража.

7.1.7 На радиусах кривых в плане 400 м и менее следует предусматривать уширения проезжей части с внутренней стороны за счет обочин при соблюдении условия, что ширина обочины должна быть не менее 1,0 м для всех категорий дорог. Величина уширения должна быть определена расчетом с учетом принятого на проектируемом участке расчетного автомобиля. Применение кривых с уширением проезжей части более 2 м должно быть обосновано сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.

7.1.8 На автомобильных дорогах V категории рекомендуется устраивать серповидный поперечный профиль для покрытий переходного и низшего типов (см. в — д рисунок 1).

Серповидный профиль покрытия устраивается по всей ширине земляного полотна, наибольшая толщина должна быть по оси дороги, а на бровке — наименьшая, назначенная исходя из технологии устройства слоя, но не менее значений, приведенных в 11.3.7.

Источник: npalib.ru

Искусственные сооружения на автомобильных дорогах

Искусственные сооружения на автомобильных дорогах необходимы для преодоления водоемов, ущелий, гор, городских территорий, а также создания безопасных условий для движения транспорта и людей. В эту группу входят тоннели, мосты, эстакады, путепроводы, трубы и другие конструкции. Ниже подробно рассмотрим их назначение, поговорим об устройстве, а также современных новациях в этой сфере.

  1. Назначение искусственных сооружений на дорогах
  2. Устройство различных искусственных сооружений
    • Мосты
    • Путепроводы и виадуки
    • Тоннели
    • Эстакады
    • Трубы
    • Подпорные стены
    • Последние новации при строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах
    • Видео » Искусственные сооружения для преодоления естественных препятствий»

    Назначение искусственных сооружений на дорогах

    Искусственные сооружения на автомобильных дорогах

    Главное назначение искусственных сооружениях на автодорогах состоит в обеспечении безопасного движения транспортных средств и людей. При этом каждая конструкция имеет индивидуальные особенности в вопросе целей применения:

    • Трубы. Укладываются для перехода ручьев / суходолов. Часто устанавливаются под съездами / переездами. Назначение состоит в проведении воды под дорожным покрытием. Могут использоваться для прогона скота в селах.
    • Тоннель. Конструкция, предназначенная для проведения автомобильной дороги сквозь горы / водный участок. В горах они проектируются через косогоры / хребты. Частично выполняют функцию защиты от негативных природных катаклизмов, к примеру, обвалов или осыпей.
    • Мост. Строительство мостов на автомобильных дорогах необходимо для преодоления водного участка, ущелий или иных преград, через которые нельзя продолжить дорогу. Такая конструкция принимает на себя вес транспортного потока на определенном участке, поэтому требует особого внимания к монтажу.
    • Виадук. Одна из разновидностей моста, имеющая большую высоту и находящаяся над ущельем или иным углублением. Как правило, такие конструкции имеют один пролет из-за высокой стоимости строительства.
    • Путепровод. Применяется для организации автомобильного потока по другой дороге. Конструктивно такое искусственное сооружение является одним из видов моста.
    • Подпорные стены. Необходимы для поддерживания дорожного покрытия на склонах горной местности. Обустраиваются вместо в регионах с риском осыпей / оползней. Бывают бетонными, каменными или железобетонными.
    • Эстакада. Возводится на пересечении автомобильных дорог и представляет собой насыпную конструкцию с дорожным полотном на поверхности.

    К категории искусственных сооружений относятся и галереи, которые строятся на горных автомобильных дорогах. К их главному назначению относится защита от падения камней, спускания лавин, обвалов и т. д. В таких конструкциях особое внимание уделяется прочности.

    Устройство различных искусственных сооружений

    При строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах проводится большая работа по подготовке, выбору подходящего места и оптимальных материалов.

    В задачу инженеров входит создание надежной конструкции, способной выполнять возложенные на нее функции и выдерживать разные виды воздействий в течение продолжительного времени. Ниже кратко рассмотрим особенности устройства разных сооружений.

    Мосты

    Конструктивно мосты автомобильных и других сорог состоят из опор и пролетных конструкций. Первые бывают береговыми и промежуточными. Вне зависимости от типа опоры берут на себя всю нагрузку от транспорта, дорожного покрытия, атмосферных осадков и т. д. Для лучшей фиксации опоры крепятся на фундамент, который опирается в грунт или специально созданное основание. В качестве материала для опор применятся бетон, камень, металл или железобетон.

    Искусственные сооружения на автомобильных дорогах

    Пролетные элементы состоят из несущих конструкций (балок), на которых размещается автомобильная дорога. Ключевые элементы соединяются между собой для обеспечения устойчивости и жесткости цельной конструкции. Наиболее распространенными считаются балочные мостовые системы. В них пролеты изготавливаются с применением балок.По конструкции мосты могут быть Т-образными, арочными, висячими и вантовыми.

    При строительстве и ремонте мостов на автомобильных дорогах учитываются требования действующих ГОСТ и СНиПов. При необходимости предусматривается возможность возведения рядом других искусственных сооружений, что обязательно закладывается в проекте.

    Путепроводы и виадуки

    Путепровод — сооружение, которое возводится на другой автомобильной или железной дорогой. По устройству он проще моста, поэтому имеет другое название. Главным отличием является упрощенный тип опор, ведь при строительстве не учитывается ток воды, ход льда, риск размыва опорной части и т. д.

    Путепроводы и виадуки

    Путепровод на автомобильных дорогах представляет собой мост, который проложен над обычной ж/д или автомобильной дорогой, городскими улицами, пешеходными дорожками. Его устройство подразумевает применение наклонных / вертикальных диафрагм. Опорные стойки находятся над каждым ребром пролетного строения. Они упираются в поперечные диафрагмы, и тогда их количество может быть меньше.

    Читайте также:  Затраты строительство многоэтажного дома

    Виадук — еще один вид моста, который применяется для преодоления разных препятствий. Как правило, такое искусственное сооружение необходимо для прокладки дороги через лощину, ущелье или овраг.

    Строительство таких конструкций актуально при отсутствии возможности и дороговизне насыпи. При этом проектировщики ориентируются на глубину оврага. Конструктивно виадуки также состоят из опор разной длины и верхнего дорожного покрытия.

    Тоннели

    Последнее время развивается строительство не только мостов, но и туннелей автомобильных дорог, позволяющих пересекать сложные участки. В зависимости от назначения тоннель может использоваться для машин, велосипедистов, пешеходов, ж/д составов, кораблей и другого транспорта.

    тоннель

    Тоннели строятся в местах, где нецелесообразно или невозможно обойтись мостами или другими искусственными сооружениями. Наиболее распространенный метод строительства — закрытый, когда дорожное полотно прокладывается внутри какого-то природного объекта.

    При возведении может применяться горный способ прокладки с применением бурения и взрывных работ с последующим вывозом лишнего материала на поверхность. Второй вариант состоит в применении комбайнового метода. Его суть в применении специальной техники (комбайнов).

    Существуют также открытые методы строительства. Как правило, применяется котлованный вариант, когда создается углубление нужной ширины с последующим укреплением боковых частей.

    Также используется траншейный (чаще применяется для пешеходных конструкций) и щитовой. Вне зависимости от способа возведения тоннели всегда укрепляются путем создания основы и бетонной конструкции для защиты от осыпания.

    Эстакады

    Эстакады

    К категории эстакад относятся колейные мосты, которые находятся выше уровня земли и имеют участки для съезда / заезда. Конструктивно они бывают стационарные и разборные. При изготовлении может использоваться:

    • дерево;
    • железобетон;
    • металл.

    Как правило, эстакады строятся для подъезда к пролету моста, а иногда для разделения магистрали от городской черты.

    Сама конструкция находится над поверхностью земли, а вот основная опорная часть базируется в грунте. В качестве опор применяются ж/б колонны. Для их возведения в землю вдавливаются обсадные трубы, внутрь которых устанавливается металлическая арматура с последующей заливкой бетоном. Далее трубы извлекаются, а ж/б колонна остается внутри в качестве опоры. Группа таких конструкций и играет опорную функцию.

    В дальнейшем на основание ставится ж/б опора, а после него делается пролет эстакады в виде арматурной решетки с дальнейшей заливкой бетона. Опора может быть металлической или бетонной. Последнее время все чаще применяется сталь. Параллельно земле монтируются ригели, обеспечивающие распределение нагрузки по поверхности.

    При строительстве эстакад предъявляются особые требования. К примеру, угол наклона не должен быть больше 40, а высота пролета от пяти метров и более. Асфальт на поверхности должен обеспечивать качественное сцепление колес авто с дорогой, а по краям дороги устанавливаются ограждения.

    Трубы

    Водопропускные трубы также входят в категорию искусственных сооружений. При их укладке и изготовлении предъявляются особые требования к надежности из-за риска деформации. При этом устранение дефектов вызывает ряд трудностей и влечет за собой немалые расходы. В процессе создания и укладки учитывается регион эксплуатации.

    Водопропускные трубы

    Так, в условиях сурового климата требуется пучение грунта. Что касается материала, искусственные сооружения могут делаться из металла, бетона, камня и ж/б. Наиболее популярными являются ж/б трубы, которые собираются из нескольких частей длиной от 1 до 6 метров. С учетом типа насыпи они могут быть 1-но, 2-х или 3-очковыми, а по форме — в виде круга, прямоугольника или овала.

    Для фиксации конструкции применяются специальные ж/б детали, отличающиеся высокой долговечностью, надежностью и стойкостью к коррозии. В некоторых случаях необходима укладка фундамента, но при использовании гофрированных труб можно обойтись без него.

    Подпорные стены

    Подпорные стены

    Такие сооружения незаменимы для защиты от обрушений на берегах разных водоемов. Могут изготавливаться из разных материалов:

    • камень;
    • бетон;
    • бутобетонная кладка;
    • ж/б секции.

    Для создания основания применяется щебень, песок и естественные грунты. Стена в нижней части может иметь Т-образную форму для лучшей фиксации.

    В зависимости от конструкции под уровнем земли может прокладываться дренажная труба. Как вариант, может использоваться коробчатая система, подразумевающая сборку конструкции из нескольких секций. В качестве основного материала все чаще выступает сталь.

    Последние новации при строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах

    При создании искусственных сооружений проектировщики стараются применять прогрессивные конструкции и использовать передовые методики выполнения таких работ. Главной целью является повышение надежности конструкции, снижение расхода материала и уменьшения времени возведения. В создаваемых объекта должны применятся типовые решения и сборные конструкции, отвечающие действующим стандартам и техусловиям.

    мост, сделанный полностью на 3D принтере

    В последнее время набирает популярности 3D-печать разных конструкций. В качестве исходных материалов может применяться пластик, сталь, алюминий, хром-кобальт, никель и другие. Возможна специальная подготовка порошка. Пока такие технологии применяются только за границей для строительства небольших объектов. К примеру, 15 июля 2021 года в Амстердаме был открыт стальной мост, сделанный полностью на 3D принтере. Он объединил две набережные, имеет вес 6 т и длину 12 м.

    В России ведется работа по решению проблем искусственных сооружений, многие из которых (свыше 5500) находятся в аварийном состоянии. С учетом этого до 2024 года планируется направить более 200 млрд рублей для приведения в нормальное состояние имеющихся объектов. Особое внимание уделяется регулированию и стандартизации в этой сфере.

    Заключение

    Искусственные сооружения несут ключевую функцию и обеспечивают удобство применения и безопасность автомобильных дорог.

    Задача разработчиков в том, чтобы создать надежную конструкцию, удовлетворяющую требованиям и обеспечивающую выполнение возложенных на нее функций. Что касается развития этой сферы, из-за небольших вливаний средств хватает только на реконструкцию, а основные инновации в этом вопросе пока впереди.

    Источник: perevozka24.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...