Хозяйственный способ строительства — организационная форма строительства, выполнения строительно-монтажных работ, при котором строительные и монтажные работы выполняются собственными силами, за счет собственных средств застройщика с последующим принятием объекта строительства к учету.
При хозяйственном способе строительства создается специальное строительное подразделение на период осуществления строительства. Создается оно в рамках отдела капитального строительства либо управления капитального строительства (ОКС или УКС).
Все затраты по производству строительно-монтажных работ учитываются отдельно от текущих затрат организации и собираются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы», при этом для учета выполняемых строительных работ по счету 08 законодательно предусмотрен субсчет 1«Приобретение и создание основных средств». Затраты на новое строительство учитываются нарастающими итогами с начала строительства до его завершения в разрезе конкретных объектов. Сюда же относят затраты на проектно-изыскательские работы, которые учитываются сначала обособленно в суммах, оплачиваемых соответствующим проектным организациям. Если эти работы относятся одновременно к нескольким объектам, затраты распределяют пропорционально сметной стоимости каждого объекта.
Капитальный (текущий) ремонт основных средств. ФСБУ 6 2020, ФСБУ 26 2020
В конце месяца по каждому учетному объекту определяют общую сумму фактических затрат за месяц и с начала года с указанием сметной стоимости. Учет на аналитических счетах при хозяйственном способе строительства ведут по следующим статьям затрат:
2) «Основная заработная плата рабочих»;
3) «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов»;
4) «Прочие затраты»;
5) «Накладные расходы».
На статью «Материалы» относят стоимость израсходованных на производство строительных работ строительных материалов по перечню, предусмотренному сметными нормами на строительство.
Списание строительных материалов в затраты строящихся объектов в организации, осуществляющей строительство, производится по отчету о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами формы М-29.
Отчет составляется и подписывается прорабом или мастером, являющимся материально ответственным лицом на строящемся объекте. По истечении отчетного месяца отчет со всеми приходными и расходными документами передается в бухгалтерию организации, где сверяют фактический расход материалов с нормативным в зависимости от объема выполненных работ. Нормативный расход материалов предварительно рассчитывается в форме М-29.
Отчет ведется отдельно по каждому объекту. Отклонения между фактическим расходом и расходом, рассчитанным по производственным нормам, является экономией (показывается со знаком «минус») или перерасходом (показывается со знаком «плюс»). В отчете приводится объяснение материально ответственного лица о технически обоснованном перерасходе и экономии материалов по объекту строительства. Отчет подписывается всеми ответственными исполнителями и утверждается руководителем организации.
Миловкина О.И. Новое в ценообразовании строительства-2023
На статью «Основная заработная плата рабочих» относят суммы заработной платы, начисленной рабочим, занятым непосредственно на строительных работах.
Стоимость работ, выполненных привлеченными строительными машинами и механизмами и оформленных в установленном порядке актами сдачи-приемки выполненных работ.
По статье «Прочие расходы» относят затраты, связанные с обслуживанием процесса строительного производства, а также часть накладных расходов, прямо относящихся к конкретному объекту строительства (стоимость энергии, воды, газа, израсходованных на производство работ; стоимость услуг сторонних организаций; отчисления на социальное страхование рабочих и др.).
На статью «Накладные расходы» относят затраты, связанные с управлением и организацией процесса строительного производства. Эти затраты предварительно учитываются по дебету счета 26 «Общехозяйственные затраты» (в корреспонденции с Кт 60,76,69 и др.). По окончании месяца сумма затрат, отраженных по дебету счета 26 списывается и включается в стоимость сооружаемых объектов строительства записью по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в корреспонденции с кредитом счета 26 «Общехозяйственные затраты».
Законченные строительством объекты подлежат приемке и зачислению в основные средства. В соответствии с правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений здания и сооружения подсобного производственного или обслуживающего назначения (склады, электроподстанции, ремонтные цехи и т.п.) принимает в эксплуатацию рабочая комиссия, назначаемая приказом (распоряжением) руководителя организации, а все остальные объекты — Государственная приемочная комиссия с предварительной приемкой рабочей комиссией организации.
Для оформления приемки объекта рабочая комиссия составляет акт приемки объекта. В акте дают подробную характеристику принимаемого в эксплуатацию объекта, а также указывают следующие данные (по проекту и фактические): строительную кубатуру, полезную площадь, вместимость (скотомест, тонн и др.); материалы, из которых сделаны важнейшие конструктивные элементы (фундамент, стены и т.д.); стоимость элементов (объекта); сроки строительства и т.д. В конце акта дают оценку качества строительства, записывают выявленные в процессе приемки недоделки, указывают порядок и сроки их устранения, дату комплексного опробования объектов.
Окончательно принимает объект в эксплуатацию Государственная приемочная комиссия.
Приемочные комиссии по объектам, застройщиками по которым выступают юридические лица, назначаются юридическими лицами, утвердившими проектную документацию. В их состав включаются представители застройщика, проектной организации (проектировщика), государственного пожарного надзора, а при приемке в эксплуатацию объектов социальной сферы также представитель исполкома соответствующего местного Совета депутатов.
На основании актов рабочей комиссии и осмотра объекта Государственная приемочная комиссия составляет специальный документ — акт приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта. В нем фиксируются все сведения о принимаемом в эксплуатацию объекте, отраженные в актах рабочей комиссии, а также отмечается соответствие вводимых в эксплуатацию мощностей данным проекта, приводится полный перечень недоделок и стоимость строительства объекта (по смете и по фактическим данным бухгалтерского учета). В заключение указывается решение комиссии о приемке объекта в эксплуатацию с общей оценкой (отлично, хорошо, удовлетворительно). К акту прилагают всю необходимую техническую документацию.
На основании документации о приемке объекта в эксплуатацию составляют акт приема-передачи основных средств формы ОС-1.
Построенные новые объекты должны пройти государственную регистрацию в бюро технической инвентаризации, с момента которой согласно Гражданскому кодексу РБ возникает право собственности на объект.
Построенные новые объекты могут быть включены в состав основных средств, т.е. введены в эксплуатацию, и до прохождения государственной регистрации в бюро технической инвентаризации.
Источник: studopedia.ru
Расчет и учет капитальных затрат
Управление проектами является частью инвестиционного менеджмента, который формирует основной инфраструктурный блок воспроизводства и развития бизнеса. Как и любое управление, данный системный компонент опирается на «три кита»: лидерство, регламентацию и информационное обеспечение. Последняя опора состоит из трех управленческо-обеспечительных функций: финансов, экономики и учета. Капитальные затраты как учетная категория позволяют оценить использованные ресурсы во внеоборотные средства.
Соотношение капитальных вложений и затрат
Профессиональный проект-менеджер, анализируя капитальные затраты, обязательно должен быть немного экономистом. Не зря в России специальность Project Management относится к экономическим. А если это так, то каждый хозяйственный факт, связанный с инвестициями, PM должен рассматривать с двух взаимосвязанных сторон. Такова аксиома принятия любых событий в парадигме экономического мышления. Рассмотрим несколько примеров.
- Поставщику отправлены денежные средства в оплату за поставляемое по договору оборудование. С одной стороны, на расчетном счете уменьшились средства. С другой стороны – увеличилась задолженность поставщика перед нашим предприятием по поставке оборудования.
- Начислена заработная плата рабочим бригады, осуществляющим строительство производственного объекта хозяйственным способом. С инвестиционной точки зрения увеличилась статья вложений во внеоборотные активы. Кроме того, увеличился долг по заработной плате перед рабочими, с которыми предстоит осуществить расчет.
- На балансе предприятия отражены улучшения технологического комплекса, выполненные в ходе его модернизации. С позиции основных средств увеличилась их балансовая стоимость. В то же время списаны капитальные вложения.
Такую двойственность событий не нужно постоянно воспроизводить, достаточно иногда задавать себе соответствующий вопрос о сути каждого хозяйственного факта, с которым РМ имеет дело. К тому же, интересным и полезным является понимание принципиальной разницы между капитальными затратами и капитальными вложениями, которые есть суть одного и того же процесса, но отражают отдельные его стороны. Один из немногих официальных документов, закон № 39-ФЗ от 25.11.1999 г., дает следующую трактовку понятия «капитальные вложения».
Таким образом, капитальные вложения – это понятие инвестиционного менеджмента. А инвестиции – это процесс вложения денег или иного имущества. Следовательно, осуществленные инвестиции свидетельствуют о выбытии активов в балансе компании, как правило, денежных средств (счета 51, 50). В то же самое время капитальные затраты – это оценка в стоимостном выражении ресурсов производственного назначения, которые предприятие использует в связи с осуществляемыми капитальными вложениями.
Иными словами, затраты – понятие чисто бухгалтерское. Их суть заключается в непосредственном отражении на балансе предприятия в активной части. При этом отражение затрат увеличивает статью вложений во внеоборотные активы (счет 08). Обратимся к нашим трем примерам. Первый хозяйственный факт относится к вложениям, поскольку происходит расчет денежными средствами.
Второй случай мы можем отнести к капитальным затратам. Третий пример затрагивает поднятый вопрос только опосредованно. Ниже представлена принципиальная схема вложений и затрат, поясняющая причину нашего выбора.
Накопление и отражение в балансе капитальных затрат
Накопление и расчет затрат по капитальным вложениям предполагает аккумулирование различных элементов на бухгалтерском счете вложений во внеоборотные активы. Природа данного счета активна, и по его дебету накапливаются фактически понесенные расходы капитального характера. Полезно всегда иметь под рукой плановый сметный расчет, чтобы потом можно было сравнить с фактическими учетными сведениями. У вложений 8 подклассов (субсчетов), мы же рассмотрим лишь часть из них без отраслевой привязки и строительной специфики.
- Возведение и строительство объектов ОС (основных средств).
- Модернизация и капитальный ремонт ОС.
- Приобретение ОС.
- Приобретение НМА (нематериальных активов).
- Выполнение НИОКР.
В некоторых источниках НМА и НИОКР не считаются капитальными вложениями. Я эту позицию не разделяю, так как считаю, что и нематериальные активы, и результаты научных исследований хорошо капитализируются. Расчет затрат на строительство, как правило, состоит из следующих типовых разделов:
- амортизация ОС, используемых в строительстве;
- себестоимость оборудования, готового к установке и монтажу;
- материалы на цели капитального строительства с учетом отклонений между их плановой и фактической стоимостью;
- суммы невозмещаемого налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении ОС;
- затраты, осуществленные при строительстве хозяйственным способом;
- услуги проектировщиков;
- услуги генподрядных и подрядных организаций по выполненным СМР;
- другое.
Расчет затрат на осуществление модернизации ОС имеет аналогичную капитальному строительству структуру. Мероприятия по приобретению основных средств включают в себя следующие элементы затрат:
- собственно стоимость основных средств;
- затраты на транспортировку;
- затраты на хранение;
- расходы на установку и монтаж ОС.
В производстве расчетных действий хорошо помогает структурная модель текущих и капитальных затрат, представленная далее. Капитальные затраты разбиты по балансовому принципу (активная и пассивная части). Обращаю внимание, что в затратах капитального характера оборотные средства включены только в привязке к объектам строительства. Текущие затраты структурированы по статьям калькулирования себестоимости и по зависимости от производственных объемов.
Затраты капитального характера – это динамическая учетная категория. В балансе предприятия они отражаются либо уже в статичных состояниях на балансовые даты в форме внеоборотных активов, либо как сальдо по незавершенному строительству (счет 08). Форма раздела 1 баланса предлагается вашему вниманию ниже.
К счастью ли, или к сожалению, но менеджер проектов – это «боец-универсал», владеющий широким спектром знаний. Нужно ли ему обладать навыками экономического анализа и пониманием основ бухгалтерского учета? Настоящая статья подтверждает, что эти знания и навыки необходимы. И пусть огромное число нюансов не удалось охватить, но концептуально направление учета капитальных вложений нам отразить удалось. А это для старта совсем немало, тем более, что системный взгляд приходит только с опытом.
Источник: projectimo.ru