1. Разработаны авторским коллективом в составе: д.м.н. Н.В. Русаков (руководитель), к.м.н. И.А. Крятов (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина), к.т.н. Н.Ф.
Абрамов, инж. В.Н. Абрамов (АКХ им. К.Д. Памфилова), к.т.н. В.И. Сметанин (Государственный институт природообустройства), В.А. Нестеров (Московский областной комитет охраны природы), при участии к.м.н. С.С.
Переля (Департамент госсанэпиднадзора России).
2. Утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.11.1998 г. № 30.
3. Введены взамен «Санитарных правил устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Минздравом СССР 16.05.1983 № 2811-83.
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Общие положения
4. Гигиенические требования к размещению полигонов твердых бытовых отходов
5. Гигиенические требования к устройству хозяйственной зоны полигона ТБО
Зачем нужны полигоны в трехмерных играх?
6. Гигиенические требования к эксплуатации полигонов ТБО и их консервации
7. Санитарно-гигиенический контроль за эксплуатацией полигона ТБО. Система мониторинга
8. Порядок рекультивации карьеров
9. Гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов
Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
«11» ноября 1998 года № 30
Дата введения — 11 января 1999 года
2.1.7. ПОЧВА, ОЧИСТКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ,
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ПОЧВЫ
Гигиенические требования к устройству
и содержанию полигонов для твердых
бытовых отходов
The hygienic requirement of construction and keeping
of municipal solid waste depositories
Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.7.722-98
1. Область применения
1.1. Настоящие санитарные правила разработаны на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.
1.2. Требования настоящих правил предназначены для органов государственной исполнительной власти, органов местного само управления, предприятий, организаций, учреждений, деятельность которых связана с проектированием, эксплуатацией полигонов для твердых бытов ых отходов.
1.3. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль за соблюдением требований настоящих санитарных прав ил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим положением.
Проектирование полигонов ТБО
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
2.2. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерац ии , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 680.
2.3. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормиро вании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 680.
2.4. Порядок разработки, экспертизы, утверждения, издания и распространения нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования .Р 1.1.001-1.1.005-96.
3. Общие положен ия
3.1. Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и об езвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность н аселения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего ра ционального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.
3.2. Выбор участка для устройства полигона согласовывается с территориальным центром госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в соответствии с Положением о государственной санитарно-э пидемиологической службе Российской Федерации.
3.3. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный уче т поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
3.4. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов III—IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавлива ется экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с территориальным ЦГСЭН.
3.6. Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляет ся на специальных полигонах, организованных в соответствии с «Санитарными правилами обращения с радиоактивными отходами (С ПОРО )».
3.7. Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (I—II класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые мет аллы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производится на полигонах, организованных в соответствии с документом «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (Санитарные правила )».
3.8. Обезвреживание трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов производится на скотомогильниках, на утилизационных заводах предназначенных для данного вида отходов, в специальных биотермичсских камерах в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной службы.
3.9. На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
3.10. На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селек тивный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
3.11. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигонов в соответствии с ежегодными графиками работы, руководствуясь настоящими правилами, а также утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации гигиеническими нормативами (ПДК) для химических веществ в почве и оценочными показателями санитарного состояния почвы; дает заключение об использовании территории бывшего полигона.
4. Гигиенические требования к размещению
полигонов твердых бытовых отходов
4.1. При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории I и II поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
4.2. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона — 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно-защитной зоны производится в установленном порядке.
На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно-защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.
4.3. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.
4.4. Заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.
4.5. Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.
4.6. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов».
4.7. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.
4.8. С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО учитывается возможность образования в их толще жидкой фазы — фильтрата.
4.9. Для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО.
4.10. Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее, чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты.
4.11. Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:
а) в период температур выше 0° С в течение 1-2 месяцев;
б) в период температур ниже 0° С — на весь период промерзания грунтов.
4.12. Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.
5. Гигиенические требования к устройству
хозяйственной зоны полигона ТБО
5.1. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала оборудуется туалет, комната для приема пищи, предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственной — бытовой водой в необходимом количестве.
5.2. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
5.3. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
5.4. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания.
5.5. Минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов.
5.6. По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
5.7. К сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб.
6. Гигиенические требования к эксплуатации
полигонов ТБО и их консервации
6.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов». Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре 5° С — не позднее 3 суток со времени складирования ТБО.
6.2. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мел, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период.
6.3. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
6.4. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.
6.5. Регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и пов ерхностные стоки в открытые водоемы.
6.6. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.
6.7. На территор ии полигона не допускается сжигание ТБО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
6.8. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. На полигонах, срок эксплуатации которых менее пяти лет, допускается отсыпка в процессе на 10%, превышающая предусмотренную вертикальную отметку с учетом последующей усадки.
6.9. Последний слой отходов перед закрытием п олигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.
6.10. Устройство верхнего изолирующего слоя полигона определяется пр едусмотренными условиями его последующего использования при закрытии полигона.
6.11. Территории зон, используемых для создания лесопаркового комплекса в системе пригородного сельского хозяйства, в качестве горок для лыжного спорта или смотровых площадок для обозр ения местности , имеют толщину наружного слоя не м енее 0,6 м .
6.12. Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо озеленять их в виде террас непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.
6.13. При использовании территории бывшего полигона ТБО под открытые склады непищевого назначения толщина верхнего изолирующего слоя должна составлять не менее 1,5 м. Верхний слой отходов до их укрытия изоляцией должен быть уплотнен особенно тщательно и равномерно.
6.14. Использование территории рекультивируемого полигона под капитальное строительство не допускается.
7. Санитарно-гигиенический контроль за эксплуатацией
полигона ТБО. Система мониторинга
7.1. Контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.
7.2. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон,
7.3. На основании настоящих санитарных правил (согласно п. 3.3.) организация, обслуживающая полигон разрабатывает инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия. Указанная инструкция согласовывается с территориальным ЦГСЭН.
7.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
7.5. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.
Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с контролирующими органами.
7.6. Система мониторинга должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
7.7. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.
Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.
В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.
8. Порядок рекультивации карьеров
8.1. Отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация. Рекультивация осуществляется организациями, уполномоченными администрацией местного органа исполнительной власти, и согласовывается с территориальным ЦГСЭН. Рекультивация карьеров производится в срок не более одного года.
8.2. Рекультивация осуществляется методом засыпки или методом выполаживания откосов. Допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных III—IV классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико-химический состав.
Общее количество пищевых отходов не должно превышать 15 %. Основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов». Допускается рекультивация карьеров с использованием твердых бытовых отходов во вторых поясах санитарной зоны охраны водопровода (водоисточников) крупных городов при согласовании с территориальным ЦГСЭН.
8.3. Размер санитарно-защитной зоны для рекультивируемого карьера приминается равным размеру санитарно-защитной зоны для мусороперегрузочных станций ТБО и должен составлять не менее 100 метров от ближайшей жилой застройки. Рекультивируемый карьер должен иметь легкое ограждение и временные хозяйственно-бытовые объекты для обеспечения выполнения работ.
8.4. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за проведением работ по рекультивации карьеров в соответствии с настоящими санитарными правилами.
9. Гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов
9.1. Основное условие возможности приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов — соблюдение санитарно-гигиенических требований по охране атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод.
Основным санитарным условием является требование не превышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки.
9.4. Вопрос о количестве указанных отходов, принимаемых на полигон твердых бытовых отходов, решается организацией эксплуатирующей полигон , по согласованию с территориальным ЦГСЭН и утвержда ется местными органами исполнительной власти. Заключение о возможности приема и совместного складирования промышленных отходов и ТБО выдается территориальным ЦГСЭН на основе а нализов лаборатории диагностики п олигона, либо анализов ЦГСЭН, проводимых по договорам с предприятиями-поставщиками отходов.
9.5. Организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, предусматривает в штатном расписании полигона и назначает приказом ответственного работника, выборочно контролирующего принимаемые отходы и режим эксплуатации, обеспечивающий безопасное в санитарно-гигиеническом отношении их складирование.
Библиографические данные
1. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.96, согласована с Госкомсанэпиднадзором России 10.06.96 № 01-8/1711.
2. Санитарные правила устройства проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов № 1746-77, утв. Минздравом СССР 22.08,77.
3. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов № 3183-84, утв. Минздравом СССР 29.12.84.
4. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87 № 4422-87, утв. Минздравом СССР 26.08.87.
5. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений: СанПиН 2.1.7.728-99, утв. Минздравом России 22.01.99.
6. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85) № 3938-85, утв. Минздравом СССР.
7. ГОСТ 17.4.1.02-83 Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения.
Источник: znaytovar.ru
1. «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996)
1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИГОНОВ
1.1. В состав проекта полигона входят разделы в соответствии со СНиП 11-01-95, среди которых:
— общая пояснительная записка;
— гидрогеологическая записка с обоснованием выбора площадки строительства;
— технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации;
— раздел «Оценка воздействия на окружающую среду»;
— санитарно-защитная зона и система мониторинга;
— основные технико-экономические показатели;
Выбор участка под полигон и изыскательские работы
1.2. Полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона — 500 м (СНиП 2.07.01-89, табл. 12). Кроме того, размер санитарно-защитной зоны уточняется при расчете газообразных выбросов.
Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Размер зоны менее 500 м не допускается.
1.3. Перед проектированием заказчик с заинтересованными организациями (архитектурно-планировочным управлением, отделом по делам строительства и архитектуры, органами экологии, санэпиднадзора и гидрогеологической службой) определяет район, в котором осуществляется подбор участка для размещения полигона.
По гидрогеологическим условиям лучшими являются участки с глинами или тяжелыми суглинками и грунтовыми водами, расположенными на глубине не менее 2 м. Исключается использование под полигон болот глубиной более 1 м и участков с выходами грунтовых вод в виде ключей, затопляемых паводковыми водами территорий, районов геологических разломов, а также земельных участков, расположенных ближе 15 км от аэропортов.
Под полигоны отводятся отработанные карьеры, свободные от ценных пород деревьев, участки в лесных массивах, овраги и другие территории.
1.4. При отводе участка выдается задание на дальнейшее использование его после закрытия полигона (создание лесопаркового комплекса, устройство открытых складов строительных материалов и тары непищевого применения и т.п.).
Возможность капитального строительства на участках складирования ТБО определяется в каждом конкретном случае дополнительными исследованиями.
1.5. Площадь участка, отводимого под полигон, выбирается, как правило, из условия срока его эксплуатации не менее 15 — 20 лет. В табл. 1.1 приведена ориентировочная площадь участка складирования полигона на расчетный срок эксплуатации 15 лет.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА СКЛАДИРОВАНИЯ ТБО
НА РАСЧЕТНЫЙ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ 15 ЛЕТ
Указана площадь участков в га, по форме близких к квадрату.
1.6. Наиболее экономичны земельные участки, близкие по форме к квадрату и допускающие максимальную высоту складирования ТБО (с учетом заложения внешних откосов 1:4). При благоприятных горно-геологических условиях заложение откосов может быть увеличено при условии разработки специального проекта и прохождения технической экспертизы в организации — разработчике инструкции. Схематический разрез полигона представлен на рис. 1 .
Рисунки 1 — 13 и 15 — 17 не приводятся.
1.7. На выбранном под полигон участке выполняются топографическая съемка, геологические и гидрогеологические изыскания и санитарные исследования. Для проектирования полигона необходимо иметь план всего участка в масштабе 1:1000 с горизонталями через 1 м. План участка хозяйственной зоны, инженерных сооружений и внешних коммуникаций составляется в масштабе 1:500 с горизонталями через 0,5 м (проект внешних сетей большой протяженности может выполняться в масштабе 1:1000).
Геологические исследования определяют порядок напластования, мощность и состав пород, слагающих основание полигона, коэффициенты фильтрации грунтов всех разностей. Минимальная глубина разведки — 10 м. При разнородных грунтах исследования необходимо проводить до водоупорного слоя и углубляться в него на 1 — 1,5 м.
Гидрогеологические исследования определяют уровень грунтовых вод (УГВ) и направление их потока. Для расчета водоотводных канав, защищающих полигон от потока поверхностных вод (дождевых и талых), собираются сведения об интенсивности и испаряемости атмосферных осадков и площади их водосбора.
В результате геологических и гидрогеологических изысканий должны быть составлены: план расположения шурфов (скважин), геологические (литологические) профили, заключение гидрогеолога о пригодности намеченного участка под полигон ТБО и рекомендации по инженерной защите окружающей природной среды.
Для полигонов с нагрузкой на основание 10 т/кв. м или 100 тыс. т/га проводятся комплексные геологические исследования, включающие более полное изучение гидрогеологических, геофизических, ландшафтно-геофизических и других условий отведения земельного участка, с составлением прогноза возможного отрицательного воздействия объекта на природные экосистемы в перспективе (30 — 50 лет).
С учетом этих материалов заключение о пригодности выбранного участка под устройство полигона ТБО выдают органы охраны природы и санитарно-эпидемиологического надзора города (района, области, края).
Расчет вместимости полигона
1.8. Проектируемая вместимость полигона рассчитывается для обоснования требуемой площади участка складирования ТБО. Расчет ведется с учетом удельной обобщенной годовой нормы накопления ТБО на одного жителя (включающей ТБО из учреждений и организаций), количества обслуживаемого полигоном населения, расчетного срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТБО на полигоне.
С учетом производительности применяемых на полигонах машин и механизмов устанавливается следующая классификация сооружений по годовому объему принимаемых ТБО в тыс. куб. м/год: 10, 20, 30, 60, 120, 240, 360, 800, 1000, 1500, 2000 и 3000.
1.9. Требуемая для отвода площадь участка складирования ТБО определяется делением проектируемой вместимости полигона в куб. м на среднюю высоту складирования отходов в метрах с учетом их уплотнения.
Полигоны ТБО, имеющие общую высоту (для полигонов в котлованах и оврагах — глубину) более 20 м и нагрузку на используемую площадь более 100000 Па (10 т/кв. м, или 100 тыс. т/га), относятся к категории высоконагружаемых полигонов.
1.10. Проектирование полигона ведется на основе плана отведенного земельного участка. Фактическая вместимость полигонов определяется на основе технологических планов и разрезов. Пример расчета дан в Приложении 1.
Основными элементами полигона являются: подъездная дорога, участок складирования ТБО, хозяйственная зона, инженерные сооружения и коммуникации. Схема размещения основных сооружений полигона показана на рис. 2.
1.11. Подъездная дорога соединяет существующую транспортную магистраль с участком складирования ТБО. Подъездная дорога рассчитывается на двустороннее движение. Категория и основные параметры подъездной автодороги определяются в соответствии с расчетной интенсивностью движения (автомобилей / сутки).
1.12. Основное сооружение полигона — участок складирования ТБО. Он занимает основную (до 95%) площадь полигона, в зависимости от объема принимаемых ТБО. Участок складирования разбивается на очереди эксплуатации с учетом обеспечения приема отходов в течение 3 — 5 лет, в составе первой очереди выделяется пусковой комплекс на первые 1 — 2 года. В первую, вторую и, если позволяет площадь участка, в третью очередь складирование отходов ведется на высоту в 2 — 3 яруса (высота яруса принимается равной 2,0 — 2,5 м).
Последующая очередь эксплуатации заключается в увеличении насыпи ТБО до проектируемой отметки. Разбивка участка складирования на очереди выполняется с учетом рельефа местности (см. п. п. 1.14 — 1.19).
Участки складирования должны быть защищены от стоков поверхностных вод с вышерасположенных земельных массивов. Для перехвата дождевых и паводковых вод по границе участка проектируется водоотводная канава.
На расстоянии 1 — 2 м от водоотводной канавы размещается ограждение вокруг полигона. По периметру на полосе шириной 5 — 8 м проектируется посадка деревьев, прокладываются инженерные коммуникации (водопровод, канализация), устанавливаются мачты электроосвещения. При отсутствии инженерных сооружении на этой полосе отсыпаются кавальеры грунта для использования его на изоляцию ТБО.
1.13. Хозяйственная зона проектируется на пересечении подъездной дороги с границей полигона, что обеспечивает возможность эксплуатации зоны на любой стадии заполнения полигона ТБО. В хозяйственной зоне размещаются бытовые и производственные сооружения. На участках с конфигурацией, близкой к квадрату, зона проектируется у последней очереди складирования ТБО.
На участках вытянутой формы зона размещается посередине длинной стороны. Хозяйственная зона занимает, в зависимости от количества принимаемых полигоном ТБО и специальных требований заказчика, от 5 до 15% от общей площади.
Проектирование участка складирования
1.14. На участке складирования проектируется устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции. Средняя глубина котлована, отрываемого в основании полигона, рассчитывается из условия баланса земельных работ и уровня грунтовых вод. Уровень грунтовых вод должен быть на 1 м ниже днища котлована.
Размещение грунта из котлованов первой очереди проектируется в кавальерах по периметру полигона, из котлованов второй очереди грунт подается на изоляцию ТБО и осадков городских сточных вод (ОГСВ) на картах первой очереди.
1.15. Днище котлована проектируется как правило горизонтальным, обеспечивая равномерное распределение фильтрата по всей площади основания полигона. Учитывая рельеф местности и очередность складирования твердых бытовых отходов, участок разбивается на ряд котлованов. На участках с уклоном более 0,5% проектируется каскад котлованов. Схема высотного размещения котлована в основании полигона показана на рис. 3.
Использование в качестве противофильтрационных оснований материалов, не оговоренных настоящей Инструкцией, возможно только по согласованию с местными органами санэпиднадзора и охраны природы и по экспертному заключению отдела санитарной очистки городов и утилизации отходов Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
1.16. Отвод земельного участка под складирование ТБО на территории оврага должен включать его верховья, что гарантирует сбор и удаление талых и дождевых вод более простыми методами. Разработка грунта для изоляции решается с учетом принципов, изложенных в п. п. 1.15, 1.17. Участок оврага по длине разбивается, начиная с верховья, на этапы строительства.
Каждая очередь строительства с пониженной стороны защищается от оползней земляной плотиной. Схема высоконагружаемого полигона для ТБО по многокаскадной схеме складирования в овраг приведена на рис. 4. Каждая плотина рассчитывается на экстремальные условия с учетом статической устойчивости удерживаемых ТБО, насыщенных водой.
Проект организации складирования ТБО в выработанных карьерах (глубоких котлованах) должен обеспечивать съезд и разгрузку мусоровозов на нижней отметке с послойным заполнением карьера по высоте. Если отведенная под полигон часть карьера не имеет существующего съезда, то земельный участок под складирование ТБО в выработанных карьерах (глубоких котлованах) должен включать площадку для устройства съезда (пандус) в выемке, вне котлована (рис.
5, поз. 1) с уклоном 5%. Участок должен также предусматривать возможность разработки и получения грунта для изоляции ТБО (рис. 5, поз. 4).
Часть пандуса непосредственно в границах карьера проектируется в одном из вариантов: с устройством насыпи из грунта или отходов строительства и в полунасыпи — полувыемке в откосе котлована.
1.17. Траншейная схема складирования ТБО предполагает проектирование на участке складирования траншей глубиной 3 — 6 м и шириной по верху 6 — 12 м. Траншеи проектируются перпендикулярно направлению господствующих ветров. Грунт из траншей используется для изоляции ТБО. В климатических зонах, где возможно образование фильтрата, основание траншеи должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты.
Длина одной траншеи должна проектироваться с учетом обеспечения приема ТБО: в период температур свыше 0 °C в течение 1 — 2 мес., в период температур ниже 0 °C — на весь период промерзания грунтов.
Заложение откосов траншей в грунтах естественной влажности принимается с учетом их устойчивости при динамических нагрузках на бровке в соответствии с п. 9.10 и 9.11 табл. 4 СНиП 1114-50 «Техника безопасности в строительстве», данные которых применительно к полигонам ТБО приведены в табл. 1.2.
ЗАЛОЖЕНИЕ ОТКОСОВ ТРАНШЕЙ В ГРУНТАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ ВЛАЖНОСТИ
Размер участка складирования должен обеспечивать прием ТБО с размещением их в одном ярусе в течение не менее 5 лет. Высотная траншейная схема проектируется с устройством траншей в 2 — 3 яруса по высоте (рис. 6). Отметка основания траншей 2-го яруса выполняется на 1 м выше отметки основания 1-го яруса.
Изолирующим материалом траншей 2-го и 3-го ярусов служит смесь грунта и частично минерализованных ТБО. Санитарные и эксплуатационные условия устройства траншей 2-го и 3-го ярусов приведены в п. 2.9. На рис. 6 представлена траншейная схема в условиях песчаных и супесчаных грунтов.
Траншейная схема применяется для полигонов, принимающих 120 тыс. куб. м/год ТБО и менее.
1.18. Непосредственное складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается.
Использованию болотистых и заливаемых паводковыми водами участков должна предшествовать организация подсыпки инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных и паводковых вод. На подсыпке устраивается водоупорный экран.
Хозяйственная зона и инженерные сооружения
1.19. Хозяйственная зона проектируется для размещения: административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; весовой; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и др.; объектов и линий электроснабжения и других сооружений. Территория хозяйственной зоны должна иметь твердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона.
1.20. На крупных полигонах, принимающих свыше 360 тыс. куб. м/год ТБО и ОГСВ, рассчитанных на срок эксплуатации более 15 лет, водоснабжение обеспечивается из артезианских скважин, проектируемых в составе объекта.
На меньших полигонах, рассчитанных на срок эксплуатации менее 15 лет, по согласованию с органами санэпиднадзора и местными коммунальными органами водоснабжение обеспечивается привозной водой.
1.21. Удаление стоков осуществляется: с использованием городской системы канализации (при наличии канализационного коллектора на экономически оправданном расстоянии), контрольно-регулирующего пруда и пруда-испарителя; в засушливых районах можно использовать бессточную схему, при которой стоки отстаиваются в грязеотстойниках и подаются для испарения на поверхность рабочих карт полигона.
1.22. Площадь пруда-испарителя определяется из расчетного стока ливневых вод с площади полигона.
1.23. На выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками.
1.24. Расход воды на наружное пожаротушение составляет 10 л/с. Сборный железобетонный резервуар или пруд для пожаротушения проектируется емкостью не менее 50 куб. м и определяется местными условиями.
1.25. По периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.
1.26. Водоотводные канавы рассчитываются на отвод стока с участков, расположенных выше полигона. Расчетный расход ливневых и паводковых вод и параметры водоотводных канав определяются по «Справочнику проектировщика промышленных и гражданских зданий и сооружений транспорта», Промышленный транспорт, т. 2. Под. ред. А.С. Гельмана.
2-е издание, переработанное и дополненное. М., Стройиздат, 1972.
1.27. Наружное освещение по постоянной схеме предусматривается только для хозяйственной зоны, суточные карты освещаются по временной схеме.
Минимальная освещенность рабочих (суточных) карт принимается 5 лк.
1.28. Картовое складирование (см. п. п. 2.4 — 2.11) предполагает устройство временной дороги к группе карт. Параметры временных дорог принимаются в соответствии со СНиП 2.05.07-85, табл. 25.
Пример расчета площади и габаритов карт складирования приведен в Приложении 1.
Материалом для устройства улучшенного покрытия временных дорог служат: железобетонные плиты, некондиционные строительные изделия, отходы строительства, щебень и другие инертные материалы.
Временную дорогу следует устраивать на 2 — 2,5 м выше уровня эксплуатируемых карт для обеспечения обслуживания при складировании ТБО по высоте в два яруса (рис. 7). Нижний ярус образуется методом «сталкивания» ТБО под откос высотой 2 м, верхний ярус — методом «надвига» рабочего слоя высотой 2 м снизу вверх (сущность методов изложена в п. п. 2.4 — 2.11). Основание под дорогу выполняется из уплотненных бытовых или строительных отходов. С временной дороги на карту предусматривается съезд.
Санитарно-защитная зона и система мониторинга
1.29. В санитарно-защитной зоне полигона запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей. При отсутствии в санитарно-защитной зоне зеленых насаждений или земляных насыпей по периметру полигона устраиваются кавальеры грунта, необходимого для изоляции при его закрытии. Режим санитарно-защитной зоны определяется действующими нормами и правилами.
1.30. Для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.
Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.
1.31. Система мониторинга должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений, а также шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона.
1.32. По согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы для контроля за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона.
Одно контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую не оказывает влияние фильтрат с полигона.
Пробы вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше полигона по течению грунтовых вод, характеризуют их исходное состояние. Ниже полигона по течению грунтовых вод (на расстоянии 50 — 100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1 — 2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды с целью выявления влияния на нее стоков полигона.
Колодцы глубиной 2 — 6 м выполняют из железобетонных труб диаметром 700 — 900 мм до отметки 0,2 м ниже уровня грунтовых вод (УГВ). Фильтрующее днище состоит из слоя щебня толщиной 200 мм. В колодец спускаются по стационарной лестнице. При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляется с помощью скважин.
Конструкция сооружений должна обеспечивать защиту грунтовых вод от попаданий в них случайных загрязнений, возможность водоотлива и откачки, а также удобство взятия проб воды. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте мониторинга полигонов.
1.35. В смете на строительство полигона предусматриваются затраты на устройство пробоотборников для взятия проб воды, применяемых в системе водопроводно-канализационного хозяйства.
1.37. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДКр.з., на рабочем месте полигона (табл. 1.3 и 1.4), должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.
ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРУ
ВОЗДУХА НА ПОЛИГОНАХ ТБО
ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (РАБОЧАЯ ЗОНА),
ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ НА ПОЛИГОНАХ ТБО
В ЗОНЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА
Показатели потребности средств механизации
1.39. Проектом предусматривается обеспечение полигона средствами механизации согласно показателям, приведенным в Приложении 3.
Источник: bazanpa.ru
1 Общие положения
Полигоны захоронения ТБО — инженерно-экологические комплексы, предназначенные для централизованного приема ТБО, их обезвреживания и захоронения, предотвращающие распространение загрязняющих веществ в компоненты природной среды.
На полигоны захоронения ТБО принимают:
— бытовые отходы и отходы потребления из жилых зданий, учреждений и предприятий общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами;
— строительные отходы, образованные при сносе, ремонте, реконструкции, новом строительстве зданий и сооружений, отходы стройиндустрии, промышленные отходы, приравненные к ТБО, древесно-растительные отходы от планового ухода за зелеными насаждениями городов;
— твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическими службами и учреждениями коммунальной сферы, в количестве, не превышающем 30% от массы принимаемых ТБО,
— отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
Запрещен прием на полигоны следующих видов отходов:
— строительных, содержащих асбестовый шифер в виде боя, шлаки, золы, отработанный асбест, отходов мягкой кровли, имеющих 4-й класс опасности;
— промышленных 1, 2 и 3 классов опасности;
— радиоактивных, независимо от уровня их радиации;
— ртутных ламп и продуктов демеркуризации.
Полигоны ТБО по видам принимаемых отходов подразделяют на два класса:
— полигоны ТБО 2-го класса — полигоны, на которых размещают отходы, содержащие >25% органические примеси, а также другие виды отходов, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах превышающих значения ПДК.
Организации, эксплуатирующие полигоны, разрабатывают регламент (режим) работы полигона и инструкцию по приему ТБО. В соответствии с разработанной инструкцией, осуществляют учет поступающих отходов, обеспечивают их контроль, распределяют в пределах эксплуатируемой части полигона, выполняют послойную изоляцию отходов, обеспечивают выполнение требований, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях.
2 Этапы проектирования полигонов захоронения тбо
Создание полигона захоронения ТБО, как и любого объекта строительства, осуществляют в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения замысла до сдачи объекта в эксплуатацию.
Предпроектные и проектные работы ведут согласно нормативным документам:
1) «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-101-95);
2) «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95).
В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов.
Первый этап — определение цели инвестирования, вид и объемы приема отходов на объекте строительства, морфологический состав и свойства отходов, срок эксплуатации, расчетный объем полигона и его требуемая площадь, перспективные участки строительства с учетом экономических и экологических требований. На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком проводится оценка’ возможностей инвестирования и достижения технико-экономических показателей.
С, учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях.
После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство
Второй этап — разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме достаточном для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и разрешения на разработку проектной документации.
Третий этап — разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под строительство.
Источник: studfile.net
Отличия полигонов ТБО от мусорных свалок и требования к ним СанПиН
В декабре 2021 г. главный санитарный врач РФ утвердил документ, регулирующий нормы обращения с твердыми, крупногабаритными и жидкими отходами.
С 1 января 2021 г. участники сферы сбора, хранения и вывоза мусора руководствуются положениями СанПиН 2.1.7.3550-19. Предлагаем рассмотреть основные рекомендации этого и других санитарно-эпидемиологических документов.
Понятие «полигон ТБО»
Не всякая свалка может быть рассмотрена как полигон. Под последним понимается специально оборудованное место, которое соответствует всем утверждённым законодательством страны нормам.
Мусорный полигон – это комплекс, призванный выполнять ряд задач:
- приёмка отходов;
- складирование;
- обеззараживание;
- переработка.
В отличие от стихийно организованных свалок полигоны причиняют окружающей среде минимальный вред. Их организация направлена на то, чтобы не усугублять и без того плачевную экологическую обстановку в мире.
Ключевые отличия полигонов и свалок для хранения мусора
Стоит различать понятия полигона ТКО и стихийной или санкционированной свалки, что обусловлено особенностями организации процесса складирования, обеззараживания и ликвидации мусора. Санкционированная мусорная свалка представляет собой необустроенную территорию, границы которой утверждены местной администрацией. Несанкционированные объекты – стихийно образованные площадки, где складируют ТБО. При этом, оба варианта нарушают требования СанПиНа.
Полигон представляет собой разрешенную природоохранную площадку, которая предназначена для:
- сбора мусора;
- складирования бытовых и коммерческих отходов;
- нивелирования рисков загрязнения экосистемы.
Полигон для ТБО должен оснащаться соответствующими инженерными установками, специальным транспортом, оборудованием, а также иметь огражденную территорию.
Законодательное сопровождение
Есть 2 законодательных акта, на которые должны опираться лица, решившие открыть свалку мусора:
- ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», датированный 10.01.2002. Документ регламентирует переработку мусора. Главное его требование – переработка должна производиться без вреда природе.
- ФЗ №89 «Об отходах…», датированный 24.06.98. документ регламентирует работу полигонов, определяет угрозу, которую они могут представлять (уровни опасности), и ответственность лиц, несоблюдающих требования экологической безопасности.
Чем полезны полигоны?
Соответствующие законодательным нормам свалки снижают негативное воздействие бытовых и промышленных отходов на окружающую среду. Грамотно организованный мусоросборник выполняет такие функции:
- снижает вероятность возгорания мусора;
- не даёт распространяться болезнетворным микроорганизмам;
- препятствует попаданию в атмосферу продуктам горения утиля – токсинов;
- не даёт распространяться в окружающей среде газам, образуемым гниющими отходами;
- не позволяет попадать опасным продуктам в почвы и воды;
- препятствует развитию и распространению инфекций.
Нормативное регулирование
Прием отходов на полигон ТБО возможен только при получении лицензии – это определено положениями федерального закона № 99-ФЗ в статье 12, пункте 30. Требования, относящиеся к сбору, хранению и утилизации мусора, отражены в тексте федерального закона № 89-ФЗ в ряде соответствующих разделах. Деятельность полигонов регулируется рядом других нормативно-правовых актов:
- федеральными законами № 7-ФЗ, 41-ФЗ, 52-ФЗ, 96-ФЗ, 131-ФЗ, 184-ФЗ;
- законом РФ № 2395-1;
- приказом Росприроднадзора № 379.
В большинстве документов термин полигон не употребляется напрямую, а вместо него используются выражения, определяющие место сбора, хранения и утилизации отходов. Положения, касающиеся непосредственно полигонов, отражены в своде правил 320.1325800.2017.
Требования к организации мусорных полигонов
Помимо 2-х законодательных актов, указанных выше, существует множество документов СанПиН и СНиП, регламентирующих устройство и деятельность санкционированных свалок. Основные требования этих документов такие:
- На въезде в объекты должны располагаться контрольно-дезинфицирующие зоны, представляющие собой ванны из железобетона, наполненные жидкостью для мытья колёс выезжающих транспортных средств.
- На территории объекта должна быть оборудована эффективная система пожаротушения, призванная предотвратить возгорания хранящихся отходов.
- Свалка должна быть огорожена ограждением высотой не менее 1,8 м.
- Площадь объекта должна быть разделена на отдельные территории. Допускается эксплуатация каждого отдельного участка не более 7 лет.
- Грунт размещения мусоросвалки должен состоять или тяжёлых суглинков или плотной глины. Если нет возможности разместить объект в подобном месте, необходимо предварительно произвести отсыпку водонепроницаемой поверхности, чтобы была обеспечена гидроизоляция свалки.
- Размещение вдали от жилых застроек и наличие собственной санитарно-защитной зоны. Законодательные акты содержат перечень объектов, вблизи которых категорически запрещено создавать полигоны твёрдых бытовых отходов.
- У организации, занимающейся устройством полигонов, должна быть соответствующая лицензия и проект предполагаемого объекта или объектов.
Важно: Правительство утвердило перечень документов, которые обязана предъявить организация, запланировавшая строительство мусоросвалки.
Как следует обустраивать полигон для хранения ТБО?
В нормативных документах есть описание схемы обустройства санкционированной свалки. Обязательно на её территории должны находиться:
- участок, предназначенный для размещения отходов;
- хозяйственные объекты;
- инженерные системы, в которые входят подъездные пути, линии электроснабжения и т. д.
На современных полигонах также размещают лаборатории, занимающиеся анализом поступающего мусора, сортировочные и перерабатывающие линии. Данные объекты не входят в число обязательных. Их наличие делает полигон более безопасным для окружающей среды и прибыльным для его администрации.
Разработка проекта
Полигоны для захоронения ТБО проектируются с одной основной целью — уменьшение воздействия вредных веществ, которые образуются в результате разложения мусора на почву, воздух и воду.
Важно, чтобы проектированием такого экологического объекта занимались специалисты, имеющие в этой области немалый опыт.
Участок под полигон ТБО должен отвечать следующим требованиям:
- Топографические условия. Идеально, если площадка для мусора будет иметь небольшой уклон. Лучше, если это будет один склон. Для проектирования не подойдут участки с резким уклоном или же равнинные участки.
- Ценность земельного участка. Оптимальным решением будет выбор участка, предназначенного для посадки низкоценных сельскохозяйственных культур. Свалка мусора запрещена на территориях, где произрастают редкие виды растений.
- Наличие водяной артерии. Оптимальным вариантом является наличие на полигоне водного объекта, из которого отсутствует водоразбор.
Получение лицензии на осуществление деятельности
Лицензирование описываемого вида деятельности обязательно. Желающие открыть мусорный бизнес должны подать документы в Росприроднадзор. Пакет документации включает:
- удостоверение соискателя – юридического лица;
- документы, указывающие на то, что заявитель имеет право на участок;
- свидетельство о том, что было пройдено дознание;
- план предполагаемых работ;
- сертификат для работы с отходами;
- чек об оплате необходимых сборов.
Приёмка мусора, правила.
На полигоне должен осуществляться контроль привозимого для захоронения мусора. Если это не специализированная свалка, в процессе приёмки должны быть выявлены и возвращены опасные виды мусора:
- индустриальные материалы;
- отходы медицинских учреждений;
- кварцевые лампы и т. п.
Сотрудники полигона примут такие виды отходов:
- твёрдый индустриальный утиль;
- отходы строительных площадок;
- отбросы социальных учреждений;
- бытовой утиль и т. п.
Важно: Работники свалок не имеют права принимать ртуть, радиоактивные предметы, предметы, имеющие 1-3-ий уровни опасности.
Администрация полигона принимает отходы только у тех организаций, с которыми подписан соответствующий договор. Для каждого типа мусора оформляется талон. Водители мусоровозов подписывают документы о сдаче бытовых, офисных и коммунальных отходов.
Как составлять график вывоза?
Нормы СанПиНа уточнили периодичность обслуживания мусорных точек, собирающих несортированные коммунальные отходы. Зимой хранить ТКО в контейнерах можно до трех суток, если температура воздуха опустилась ниже 4˚С мороза. В межсезонье и летом, при прогревании воздуха выше 5˚С, опустошать накопитель нужно ежедневно.
Оператор, заключая договор с ТСЖ, обязан указать периодичность вывоза – в приложении к договору на оказание услуг, опираясь на санитарные нормативы. Бывает, что мусор, например, в офисе накапливается неравномерно. В этом случае ИП или руководитель компании-юрлица могут выбрать режим вывоза по подаче заявки. Но подавать ее заказчик должен в соответствии с указанными СанПиНом нормами.
Руководители ТСЖ, гаражных кооперативов, садовых товариществ могут устанавливать специальные накопители для сбора крупногабаритных отходов. Наполненную емкость вывозят раз в неделю.
Правила складирования
Правила требуют упорядоченного хранения утиля. Мусор не должен располагаться за пределами свалки. Стандартный полигон должен иметь такие размеры:
- длина от 30 до 150 м;
- ширина – 5 м;
- траншейные карты – 12 м.
Утиль сдвигается на карту транспортными средствами. Средняя толщина плсатов – 50 см. Из уплотнённых слоёв формируют отвесную насыпь.
Фильтрация дренажных вод
Даже при выполнении всех мер по изоляции мусора на свалках образуется фильтрат – отравленная дождевая или талая жидкость, скапливающаяся от отходах.
Содержание такой воды может составлять до 50% массы мусора со всей свалки, а попадание фильтрата в сточные воды грозит распространению заражения за пределы полигона.
На каждой свалке проводятся мероприятия по сбору и очистке скапливаемой жидкости за счет ряда мер:
- отстой воды;
- выпаривание;
- электродиализ;
- механическая, физическая, химическая, биохимическая фильтрация.
Рекультивация
Под рекультивацией понимают завершение эксплуатации полигона. Эксплуатация каждого из сооружений мусоросвалки ограничена сроком. Когда он подходит к завершению, объект должен быть закрыт.
Процесс рекультивации необходим для того, чтобы сделать возможным использование земли, на которой аккумулировались отходы. Мусор обеззараживают, делая безопасным для среды и живущих в ней существ.
Рекультивация состоит из 2-х этапов:
- Технического. Осуществляется регулирование мусора, установка фильтрации и заполнение дыр грунтом.
- Биологического. Почвы готовятся к посадке растительных культур.
Если свалка располагается вблизи городской зоны, её рекультивация осуществляется по иной схеме:
- Содержимое извлекается.
- Мусор вывозят на другие объекты.
- Участок очищается.
Соблюдение нормативов позволяет использовать территории, на которых располагались мусоросвалки для различных нужд общества.
Устройство современного полигона
Территория стандартных полигонов коммунальных отходов обычно составляет площадь 50-300 Га и состоит из нескольких зон:
- карты захоронения отходов;
- хозяйственные зоны;
- инженерно-технические постройки.
В качестве дополнительных сооружений полигоны могут включать лаборатории, пункты сортировки отходов. Сортировка и продажа части поступающего сырья для вторичной переработки – дополнительная деятельность, которая связана с возможным извлечением прибыли.
Отдельно выделяются свалки для промышленного мусора, для которых обязательно наличие пункта обеззараживания поступающих отходов. Для изоляции территории используются те же сооружения, что для ТБО, но в усиленном варианте.
Вакуумирование
Процесс не заканчивается рекультивацией, так как органика, находящаяся в числе других отходов, подвержена брожению. В результате этого процесса в воздух выбрасываются пар и свалочный газ. Опасные испарения соединяются и образуют смеси, которые могут провоцировать взрывы и пожары.
Чтобы обезопасить мусор, сооружаются газоотводы, по которым аммиак перемещается в специальные камеры, где происходит его очищение от опасных примесей. Полученный газ сжигают либо используют в качестве топлива. Процедура называется вакуумирование.
Как можно использовать рекультивированные территории?
На сегодняшний день наука не придумала, как можно полностью восстановить землю после рекультивации полигона отходов ТБО. Территории могут быть использованы для следующих целей:
- строительные;
- реакционные;
- лесные;
- сельскохозяйственные.
На бывших полигонах разрешается разбивать парковые зоны, создавать пастбища, выращивать сельскохозяйственные культуры. Нормы строительства допускают размещение на них объектов общественного и индустриального назначения.
Полигоны для отходов в России
Счётная палата РФ посчитала, что ежегодно в стране производится 90 млрд. отходов. Под утилизацию мусора отведено 4 миллиона Га. Каждый год к этой площади добавляется ещё 0,4 миллиона Га. Каждый следующий год страна производит на 5 млрд. тонн мусора больше. Из общей массы на ТБО приходится только 2%.
Всё остальное это энергетические и промышленные отходы.
Не лучше дело обстоит и с переработкой. Всего из ТБО перерабатывают только 5%, из ТПО – 40%. Утилизацией мусора в России занимаются:
- 40 мусоросжигательных заводов;
- 253 перерабатывающих предприятия;
- 53 комплекса, занимающихся сортировкой.
На территории страны функционирует 15 000 санкционированных полигонов и 17 000 несанкционированных свалок. Оборудованных и соответствующих требованиям полигонов всего 1 000.
Описанная выше ситуация говорит о том, что Россия должна немедленно начать решение вопроса. В противном случае страна может превратиться в гигантскую свалку с непригодной для жизни средой.
Строительство
С развитием промышленности и увеличением уровня жизни населения вопрос строительства полигонов ТБО стал актуальным.
Главное требование к расположению таких площадей — отсутствие около них жилых застроек. Чтобы узнать, насколько безопасно жить на расстоянии от свалки, проводится расчет, согласно методике расчета выбросов.
Начальным этапом в строительстве полигона является подготовка котлована. В дальнейшем его оборудуют специальными гидроизоляционными экранами.
Назначение этих экранов — предотвратить попадание продуктов разложения мусора в почву. Для уменьшения попадания продуктов распада в почву используют экраны из геотекстиля.
Геотекстиль для полигона ТБО — это новое решение, которое прекрасно зарекомендовало себя. После оборудования днища и стен, к полигону подводятся все необходимые коммуникации и возводятся сооружения.
При строительстве полигона не существует каких-либо типовых проектов или решений. Содержание проекта и его стоимость зависит от многих условий.
Источник: erpstat.ru