К строительным отходам сегодня принято относить все отходы, которые образуются в результате ремонта и строительства зданий, дорог, сооружений и промышленных объектов (в том числе при сносе, реконструкции или разборке).
Для получения разрешения на производство любых строительных работ в состав рабочего проекта необходимо включать технологический регламент по обращению со строительными отходами.
Технологический регламент обращения со строительными отходами обосновывает количество образующихся отходов производства и потребления, устанавливает правила обращения с ними.
Для получения разрешения на проведение работ в Государственной административно-технической инспекции необходимо представить правильно оформленный и утвержденный регламент по обращению со строительными отходами.
Регламент разрабатывается в составе проектной документации в соответствии с нормативными требованиями к проектной документации и архитектурно- планировочным заданием, подготавливаемым Комитетом по градостроительству и архитектуре.
Обращение с отходами производства и потребления
Документ обязателен к согласованию в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В разработку технологического регламента обращения со строительными отходами, входит:
— сбор исходных данных;
— согласование технологического регламента в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Технологический регламент по обращению со строительными отходами необходим на протяжении всего времени производимых работ:
— для получения разрешения на проведение работ: наличие регламента по обращению со строительными отходами проверяется уполномоченным органом вместе с остальной разрешительной и проектной документацией – отсутствие технологического регламента является достаточным законным основанием для отказа в проведении работ;
— во время проверки проводимых работ органами надзора по их требованию должен предъявляться технологический регламент по обращению с отходами строительства – отсутствие документа или несоответствие его содержания и фактического состояния дел является законным основанием для взыскания штрафа и даже приостановления работ на установленное законодательством время;
— после выполнения всех определённых подрядом работ производится закрытие регламента (окончательное согласование) в Комитете по природопользованию г. Санкт-Петербурга с предваряющей оплатой нанесённого экологического ущерба (рассчитывается в зависимости от количества и опасности строительных отходов).
Источник: promecology.net
Требования по обращению с отходами строительства
Получите у нас абсолютно бесплатно подборку из более 100 документов для работы эколога на предприятии (инструкции, приказы, программы ПЭК, отчет водопользователей)
Зарегистрироваться и получить документы прямо сейчас.
Правовые требования к обращению с отходами производства и потребления
ООО «Онлайн Экология»
(наименование должности и наименование организации)
» __»_________ __ г.
ИНСТРУКЦИЯ N ________
по обращению с отходами IV класса опасности
«Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ»
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3
3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ 3
4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3
5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ 5
6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА 5
7. ОБРАЗОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ОТХОДОВ 6
8. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ 8
9. ПЕРЕДАЧА ОТХОДОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ 8
10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ 8
11. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ 9
12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ 9
13. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 10
14. ЛИСТ РАССЫЛКИ 10
15. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ 10
Инструкция определяет порядок обращения с отходами 4 класса опасности «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» на __ ООО «Онлайн Экология»__ .
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Инструкция применяется самим предприятием __ ООО «Онлайн Экология»__ и его подразделениями (филиалами).
3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
3. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
6. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» ;
7. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 г. N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;
8. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
9. Временные правила охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (утв. Минприроды РФ 15.07.1994 г.);
10. ГОСТ Р 57678-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов;
11. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Специализированные организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
Класс опасности отходов — характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ
На предприятии __ ООО «Онлайн Экология»__ образуются отходы «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» (далее — мусор от ремонтных работ, отходы).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242, указанный вид отхода имеет код 8 90 000 01 72 4 и относится к IV классу опасности — малоопасным отходам.
Компонентный состав отхода:
— Бой керамической плитки;
— Бой кирпичной кладки;
— Прочие.
Для установления более подробного компонентного состава в процентном соотношении необходимо руководствоваться результатами химического анализа образующихся отходов.
6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА
Опасные свойства мусора от ремонтных работ для окружающей среды заключается в возможном пылении, загрязнении почв, водных объектов от атмосферных осадков при его хранении открытым способом.
Материалы для их сохранности и повышения срока службы пропитывают химическими составами, что при попадании таких материалов в отходы и их накоплении может повлечь выделение опасных веществ в атмосферу почву, водные объекты и привести к их загрязнению.
Мелкие дисперсные взвеси (пыль), пары химических веществ (пропиток) от отходов, которые образуются в ходе проведения ремонтных работ и разрушении крупных кусков отходов бетона, цемента, в дыхательных путях человека могут нанести тяжелый вред. Они могут вызывать отравление и аллергические реакции.
7. ОБРАЗОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ
На __ ООО «Онлайн Экология»__ в результате проведения ремонтных работ образуется отход «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ».
В целях охраны окружающей среды образование и накопление отходов необходимо постоянно контролировать.
На предприятии администрацией назначены лица, ответственные за порядок накопления и ведение первичного учета и сдачи для дальнейшей утилизации данных отходов.
Ответственные лица ознакомлены с Инструкцией и обязаны следить за ее выполнением.
Для предотвращения вредного воздействия временно хранящихся отходов на здоровье человека, предприятие стремится к сокращению сроков накопления отходов.
Сбор и хранение строительных отходов необходимо осуществлять раздельно по видам, с соблюдением природоохранных, санитарно-эпидемиологических, требований законодательства.
При хранении строительных отходов непосредственно на объекте образования строительных отходов, должны предусматриваться специальные стационарные склады, площадки или оборудование (бункеры-накопители, контейнеры и т.п.).
Места временного хранения (складирования) строительных отходов отвечают следующим требованиям:
— места хранения располагаются непосредственно на территории объекта образования строительных отходов или в непосредственной близости от него на участке, арендованном хозяйствующим субъектом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы, под указанные цели у собственника (пользователя) такого участка;
— размер (площадь) места хранения, позволяет распределить весь объем временного хранения образующихся строительных отходов на площади места хранения с нагрузкой не более 3 т/м;
— места хранения должны имеют ограждение по периметру площадки в соответствии с ГОСТ 25407;
— места хранения исключают загрязнение строительными отходами почвы и почвенного слоя;
— размещение отходов в местах хранения осуществляется с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, а также способом, обеспечивающим возможность беспрепятственной погрузки каждой отдельной позиции отходов строительства и сноса на автотранспорт для их удаления (вывоза) с территории объекта образования строительных отходов;
— для раздельного складирования габаритных строительных отходов (по позициям, классам опасности и последующему назначению: переработка, захоронение или обезвреживание) места хранения оборудованы бункерами-накопителями объемом не менее 2,0 м в необходимом количестве;
— раздельное складирование негабаритных отходов, не относящихся к опасным, осуществляется на открытых площадях мест хранения;
— к местам хранения исключен доступ посторонних лиц, не имеющих отношения к процессу обращения отходов или контролю за указанным процессом.
При временном хранении строительных отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре соблюдаются следующие условия:
— временные склады, открытые площадки и оборудование располагаются с подветренной стороны по отношению к жилой постройке, непосредственно на территории объекта образования строительных отходов или в непосредственной близости от него на участке;
— поверхность хранящихся насыпью строительных отходов защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыты брезентом, оборудованы навесом и т.д.);
— хранение строительных отходов и оборудования осуществляется на площадке с твердым, водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон и др.);
— при хранении строительных отходов в открытых емкостях, размеры площадки превышают по всему периметру размеры емкостей для хранения на 1 м;
— емкости для хранения строительных отходов имеют маркировку с указанием наименования (вида) собираемого отхода;
— размер (площадь) площадки для сбора и хранения строительных отходов распределяет весь объем хранения образующихся строительных отходов на площадке с нагрузкой не более 3 т/м;
— площадка для хранения имеет ограждение по всему периметру, не имеющее проемов, кроме ворот, а также площадка исключает загрязнение окружающей среды строительными отходами.
При накоплении отходов запрещается:
1. Накопление отходов в месте, не предназначенном для складирования таких отходов.
2. Накопление отходов более 11 месяцев.
3. Превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов.
4. Смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов.
5. Хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;
6. Выброс, отходов на:
— в системы канализации;
— в поверхностные и подземные водные объекты;
— разбрасывание по территории предприятия;
7. Любые действия (бросать, ударять, разбирать, переворачивать на бок или вверх дном и т. п.), могущие привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами.
8. Выброс в контейнер с твердыми коммунальными отходами, сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов, физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
9. Размещение отходов, на полигонах твердых коммунальных отходов;
10. Захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.
Накопление отходов осуществляется на производственной территории __ ООО «Онлайн Экология»__ . При организации мест временного хранения (накопления) отходов приняты меры по обеспечению экологической безопасности.
Оборудование мест временного хранения (накопления) проведено с учетом класса опасности, физико-химических свойств отходов, а также с учетом требований соответствующих ГОСТ-ов и СНиП-ов.
8. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ
Учёт образования и движения отхода ведётся согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Данные учета в области обращения с отходом оформляются в письменном виде (приложения 2, 3, 4 к Порядку учета в области обращения с отходами).
9. ПЕРЕДАЧА ОТХОДОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Мусор от ремонтных работ передается на размещение в специализированные организации, эксплуатирующие полигон, на основании договора.
При сдаче отход взвешивается при представителе предприятия, и полученный вес записывается в выдаваемую справку по установленной форме. Также исполнитель должен отдать представителю предприятия Приемосдаточный акт и счет-фактуру.
На предприятии также может быть заключен договор о передаче отходов на использование другим предприятиям. Сведения о наименованиях предприятий и договорах, заключенных с ними, указываются в данном разделе.
10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ
Транспортирование отходов осуществляется при следующих условиях:
— наличие паспорта отхода;
— наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
— соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
— наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Отходы транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на каждом виде транспорта.
Транспортирование отходов мелкими отправками должно проводиться только в пакетированном виде.
Пакеты должны формировать из однородных грузов.
Для формирования пакетов должны применяться универсальные или специализированные многооборотные и одноразовые средства пакетирования.
Транспортирование отходов осуществляется специализированной организацией. Периодичность вывоза отхода определяется в договоре. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортированием и разгрузкой отходов механизированы.
Ответственность за безопасность загрузки, транспортирование и разгрузки отходов лежит на организации, в соответствии с договором.
В обязанности грузоотправителя входит механизированная погрузка грузов. При погрузке грузов водитель не должен находиться в кабине автомобиля. После выгрузки груза автомобили должны быть очищены грузополучателем от остатков этого груза.
В случае, когда по условиям договора автотранспортное предприятие или организация освобождается сдавать груз — очистка автомобиля проводится грузоотправителем.
При перевозке грузов навалом, насыпью маркировка не производится.
11. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ (АВАРИЙНЫХ) СИТУАЦИЙ
Аварийной ситуацией может считаться разрушение контейнера с отходами и попадание мелких частиц в воздушную среду, что может вызвать сильное запыление складских помещений или территории предприятия.
При ликвидации просыпи отходов необходимо исключить попадание мелких частиц в дыхательные пути на кожу и слизистые оболочки человека.
Для этих целей на предприятии в обязательном порядке имеется спецодежда, респираторы и защитные очки.
Сотрудник(и) ответственный(е) за ликвидацию аварийно ситуации собирают в новый герметичный контейнер просыпанные отходы, после чего перемещают отходы из поврежденного контейнера в новый.
Новый контейнер помещается в специально отведенное место для накопления отходов.
Для исключения нахождения в воздухе частиц пыли помещение тщательно проветривается, после эвакуации из помещения сотрудников, не относящихся к устранению аварийно ситуации.
Запрещается привлекать для работ лиц, не прошедших предварительный инструктаж, и лиц моложе 18 лет.
В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с указанными отходами.
В месте сбора отходов разрешается хранить отходы в количестве, не превышающем утвержденных норм.
Не разрешается загромождать места сбора отходов и подходы к ним.
В местах сбора отходов не разрешается хранить посторонние предметы, личную одежду, спецодежду, средства индивидуальной защиты, принимать пищу.
12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ
Инженер по охране окружающей среды (эколог) Дата: ________________________
Оригинал инструкции хранится в отделе наименование отдела головного офиса _____ ООО «Онлайн Экология» ____ у инженера по охране окружающей среды (эколога). Внесение изменений и дополнений, проведение ревизий, переиздание и аннулирование инструкции производятся инженером по охране окружающей среды (экологом) _____ ООО «Онлайн Экология» ____.
Источник: onlineecology.com
Требования к обращению со строительными отходами (Статья 51 ФЗ 89)
- Строительные отходы, возникающие в результате таких работ как — снос, реконструкция, ремонт, разбор или при возведении различного рода зданий и конструкций, а также при прокладке инженерных коммуникаций (асфальт, тепло-энерго сети и т.д), должны транспортироваться на утилизацию и вторичную переработку при условии что в стране имеются соответствующие всем требованиям и стандартам перерабатывающие комбинаты и предприятия, а также земельные территории на которых, отсыпка и рекультивация данными отходами разрешена в соответствии с разработанным архитектурно-планировочным заданием и надлежащей проектной документацией, подготавливаемые специальным уполномоченным на это государственным комитетом по градостроительству и архитектуре.,
- Если в стране отсутствуют перерабатывающие комплексы и специальные территории, и последующая переработка, обезвреживание и применение строительного мусора невозможны, то отходы должны утилизироваться на полигонах ТБО, имеющих квоту на их размещение.
- На объектах и местах образования строй мусора организовывается: сбор, размещение, хранение, надлежащий учет образовавшихся и переданных на дальнейшую переработку, обезвреживание и утилизацию отходов. Ответственность за данные действия несут юрлица или ИП, в результате строительной деятельности которых образовываются отходы.
- Сбор строй отходов должен быть организован раздельно по таким признакам: вид, класс опасности и другое, для того чтобы обеспечить их дальнейшую переработку, применение в качестве вторсырья, обезвреживание, размещение.
- Территории, на которых организовано временное хранение строй отходов, должны быть оборудованы надлежащим образом для того чтобы полностью исключить загрязнение вредными веществами грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферного воздуха.
- Максимальное количество накапливания строительного мусора на объектах их формирования, способы и сроки хранения регламентируются санитарными нормами и правилами, экологическими требованиями и правилами пожарной безопасности, установленные законами РФ.
- Юридические лица и ИП, в результате строительной деятельности которых образуются отходы, должны иметь оформленные надлежащим образом договоры с компаниями перевозчиками и получателями строй отходов на их дальнейшую транспортировку, переработку, нейтрализацию, размещение или, при наличии лицензий, производить данные работы самостоятельно.
- Транспортирование или перемещение отходов строительства необходимо осуществлять методами и средствами, которые исключат их потерю во время перевозки, отсутствие аварийных ситуаций, а также нанесение какого-либо ущерба окружающей среде, здоровью людей, сооружениям хозяйственного назначения и иным объектам. Юридическую ответственность за соблюдение вышеуказанных требований несут перевозчики строительного мусора.
- Все виды работ по утилизации, нейтрализации, захоронению отходов образовавшихся в результате строительной деятельности должны осуществляться с учетом современных технологий и в соответствии с санитарными, строительными правилами и нормами которые установлены законодательством РФ.
- В качестве оптимальных и доступных технологий для утилизации отходов строительства предусматривается применение бетона, щебня, обломков кирпича, песка, грунта при изготовлении щебеночной смеси, а также частичное использование в виде изоляционного материала на полигонах ТБО. Остальные компоненты строй отходов, являющиеся вторсырьем, подлежат отправке на перерабатывающие комбинаты и предприятия.
Пн-Пт: 9:00 — 18:00
+7(495) 670-70-38
+7(495) 670-00-99
+7(985) 159-45-64
Источник: imv-resursy.ru
Постановление 469-ПП О порядке обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве
В ходе выполнения строительных работ в городе Москве ежегодно образуется более полутора миллионов тонн отходов строительства и сноса, которые являются ценным вторичным сырьем, и в соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ » Об отходах производства и потребления», должны подвергаться переработке, использованию и вовлечению в хозяйственный оборот в целях уменьшения количества отходов.
В целях обеспечения правовых условий для более полного использования отходов строительства и сноса в г. Москве и уменьшения их образования вводится единый порядок обращения с данной категорией отходов в городе.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ » Об отходах производства и потребления» (в редакции от 29.12.2000 ), постановлениями Правительства Москвы от 09.11.99 № 1018 «Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве», от 25.01.2000 № 49 «Об утверждении Норм и правил проектирования, планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99», от 03.10.2000 № 785 «О первоочередных мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции и эффективности работы промышленных организаций стройиндустрии г. Москвы», а также распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 31.05.2000 № 424-РЗП «О реализации Комплексной экологической программы г. Москвы в части использования отходов в виде вторичных ресурсов для строительной индустрии города» Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.2002 Порядок обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве, согласно приложению 1.
2. Определить, что проектно-сметная документация, утвержденная до момента вступления в силу Порядка обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве (далее — Порядка), пересмотру не подлежит.
4. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города:
4.1. В месячный срок разработать нормативы и расценки работ в базисных ценах 1998 года для компенсации затрат проектных организаций, заказчиков и подрядных организаций по реализации положений, предусмотренных Порядком , и представить на утверждение Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы по согласованию с Мосгосэкспертизой.
4.2. В месячный срок разработать схему и перечень объектов размещения (переработки) городских отходов строительства и сноса, а также положение о Совете и представить на утверждение Правительства Москвы в установленном порядке.
4.3. Совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в срок до 30.08.2002 подготовить предложения по введению в городе Москве системы оценки отходов строительства и сноса, подлежащих использованию, на их соответствие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям.
5. Возложить на Государственное унитарное предприятие города Москвы «Проектно-производственный и деловой центр (ППДЦ) «Информстройсервис» (далее — ГУП «Информстройсервис») функции по ведению банка данных отходов строительства и сноса в г. Москве, о чем Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города проинформировать Департамент природных ресурсов по Центральному региону.
6. Принять к сведению, что ГУП «Информстройсервис»:
6.1. В срок до 01.08.2002 проводит конкурс по определению организаций, которые будут в дальнейшем осуществлять разработку Технологических регламентов процесса обращения с отходами строительства и сноса.
6.2. В срок до 01.10.2002 готовит предложения по стимулированию процесса вовлечения в хозяйственный оборот продукции, полученной при переработке отходов строительства и сноса.
7. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по предложениям городского инвестора — Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2003 год и последующие годы выделение финансовых ресурсов на возвратной основе на строительство в городе Москве производственных объектов по переработке и дальнейшему использованию отходов строительства и сноса в пределах лимитов капитальных вложений, установленных инвестору.
8. Москомархитектуре в двухмесячный срок в установленном порядке подготовить распорядительный документ Правительства Москвы о внесении изменений и дополнений (в соответствии с приложением 1 ) в следующие нормативно-правовые акты Правительства Москвы:
— распоряжение Мэра Москвы от 11.04.2000 № 378-РМ » О Положении об едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве» (пп. 2.2, 2.4.2 — 2.4.4, 2.6 главы II, п.2 главы III, пп.2 и 3 главы IV, п.2 и 4 главы VI и соответствующие приложения к Положению о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве);
— постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 № 603 «Об утверждении правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве» (пп. 2, 4, 6, 7, 11, 15 Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве);
— распоряжение Премьера Правительства Москвы от 13.01.99 № 25-РП «Об обязательной утилизации и переработке строительных отходов при сносе пятиэтажного и ветхого жилищного фонда» (пп. 2 и 3 ).
9. Пресс-центру Мэра и Правительства Москвы в недельный срок опубликовать в печати Порядок обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 25 июня 2002 г. № 469-ПП
Порядок
обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве
Настоящий Порядок вводится в действие с 1 августа 2002 г.
Настоящим документом устанавливается единый порядок обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве.
Требования настоящего Порядка обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной деятельности которых на территории г. Москвы образуются отходы строительства и сноса, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями занятыми в сфере транспортирования, размещения или использования отходов строительства и сноса.
Термины и определения, используемые в настоящем Порядке
— отходы строительства и сноса — отходы (за исключением высоко и чрезвычайно опасных) от сноса, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов, объединенные в единую группу;
— габаритные отходы строительства и сноса (ГСО) — отходы, загрузка которых возможна в стандартный бункер — накопитель объемом более 2,0 куб.м;
— негабаритные отходы строительства и сноса (НГСО) — отходы, загрузка которых в стандартный бункер-накопитель объемом более 2,0 куб.м из-за своих размеров и по своему характеру невозможна;
— отходопроизводители — юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной деятельности которых на территории г. Москвы образуются отходы строительства и сноса;
— объект образования отходов — строительная площадка или участок производства строительно-монтажных работ, на которых образуются отходы строительства и сноса;
— отходопереработчики — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по переработке и использованию отходов;
— отходоперевозчики — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению (перевозке) отходов;
— отходополучатели — конечные адресаты вывоза (удаления) отходов, к которым относятся отходопереработчики и лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов;
— вторичная продукция — продукция (материалы), полученные в процессе переработки отходов;
— технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса (ТР) — документ, регламентирующий процесс обращения с образуемыми отходами строительства и сноса по каждому конкретному объекту их образования. ТР на правах отдельного раздела включается в состав проектной документации строительства и реконструкции такого объекта.
Требования по обращению с отходами строительства и сноса
В соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ » Об отходах производства и потребления» (в редакции от 29.12.2000) и ориентированными на повышение степени утилизации отходов и увеличение доли использования вторичных ресурсов, группа отходов строительной отрасли (отходы строительства и сноса ) как наиболее полно отвечающая вышеуказанным принципам в максимально возможных объемах должна подвергаться переработке и последующему использованию.
1. Общие требования
1.1. Отходы строительства и сноса по позициям, указанным в приложении 2 к Порядку, должны направляться на переработку и дальнейшее использование, при условии обязательного радиационного и санитарно-гигиенического контроля отходов и продуктов их переработки, а также наличия в городе Москве соответствующих перерабатывающих мощностей.
Отходы строительства и сноса, переработка которых по причине отсутствия в городе Москве соответствующих мощностей временно не возможна, должны использоваться для засыпки отработанных карьеров и иных неудобий, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень объектов размещения городских отходов строительства и сноса, расположенных в Московской области.
1.2. Сбор отходов строительства и сноса осуществляется на объектах их образования раздельно (дифференцированно) по совокупности позиций, имеющих единое направление использования, указанных в приложении 2 к Порядку.
Сбор отходов, направляемых на захоронение и обезвреживание осуществляется раздельно по классам опасности.
1.3. Ответственность за сбор и сортировку отходов на объектах их образования несут отходопроизводители.
1.4. На объектах образования отходов строительства и сноса допускается лишь временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса и только в специально оборудованных для этого местах (требования по оборудованию мест временного хранения (складирования) отходов строительства и сноса изложены в п. 3 Порядка).
Временное хранение (складирование) образующихся отходов строительства и сноса на территории объекта образования осуществляется на основании разрешения на размещение отходов, выдаваемого отходопроизводителю Департаментом природных ресурсов по Центральному региону и согласованного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.
1.5. В целях обеспечения процесса обращения с отходами строительства и сноса, отходопроизводитель обязан иметь заключенные договоры с подрядчиками по процессу обращения с отходами строительства и сноса: отходоперевозчиками , отходопереработчиками или лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов ( п. 1.1 Порядка) и имеющими лицензии и лимиты размещения отходов.
1.6. Процесс обращения с отходами строительства и сноса по каждому конкретному объекту образования определяется технологическим регламентом процесса обращения с отходами строительства и сноса. Требования к оформлению ТР изложены в п. 2 Порядка.
1.7. Стоимость работ подрядчиков по процессу обращения с отходами строительства и сноса, равно как и стоимость работ по разработке технологического регламента включается в сметную стоимость строительства, ремонта и реконструкции по нормативам, ценам и в порядке, утвержденным Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.
1.8. Ведение банка данных отходов строительства и сноса:
1.8.1. Ведение банка данных отходов строительства и сноса в г. Москве осуществляется ГУП «Проектно-производственный и деловой центр «Информстройсервис» (далее — ГУП «Информстройсервис»).
1.8.2. Функции по ведению банка данных отходов строительства и сноса в г. Москве:
— ведение реестра фактически образующихся, использованных или захороненных отходов строительства и сноса в г. Москве;
— регистрация всех разработанных ТР с присвоением каждому из них индивидуального реестрового номера;
— предоставление данных реестра фактически образующихся, использованных или захороненных отходов строительства и сноса в г. Москве органам исполнительной власти города Москвы по их запросу на безвозмездной основе;
— анализ текущего состояния и перспективное прогнозирование в сфере обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве;
— выработка и предоставление на рассмотрение Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города рекомендаций по созданию, развитию или модернизации производственных объектов по переработке отходов строительства и сноса в г. Москве;
— разработка и реализация системы вовлечения вторичной продукции строительного назначения в хозяйственный оборот;
— информационное обеспечение процесса разработки ТР (осуществляется на договорной основе);
— проверка соответствия процесса практического выполнения положений ТР.
2. Порядок разработки и регистрации технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса
2.1. Все отходопроизводители , независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязаны иметь техническую и технологическую документацию, регламентирующую процесс обращения с образуемыми ими отходами строительства и сноса в виде технологического регламента.
ТР должен отражать полную и достоверную информацию по всему процессу обращения со отходами строительства и сноса от момента их образования до момента их использования или захоронения (типовая форма ТР представлена в приложении 1 к Порядку).
2.2. ТР по строящимся, ремонтируемым, реконструируемым, разбираемым, сносимым зданиям, сооружениям или промышленным объектам разрабатывается отдельно по каждому объекту образования отходов строительства и сноса на стадии подготовки проектной документации.
Измененная редакция. Изменение от 11 июля 2006 г.
2.3. Разработка ТР:
2.3.1. Разработка ТР осуществляется организациями, определенными ГУП «Информстройсервис» по конкурсу (далее — разработчиками).
2.3.2. Разработка ТР осуществляется по типовой форме ( приложение 1 к Порядку).
2.3.3. Мероприятия по размещению и использованию отходов строительства и сноса, включаемые в разрабатываемый ТР, должны отражать полную и достоверную информацию, отвечать действующим санитарным и экологическим требованиям, а также принципам наиболее полного использования вторичного сырья (отходов).
2.3.4. Разработка ТР осуществляется по техническому заданию заказчика строительства, согласованного Мосгосэкспертизой, на основании договоров на разработку ТР, заключенными заказчиком строительства с разработчиками.
2.4. Регистрация ТР:
2.4.1. ТР в обязательном порядке подлежит регистрации в организации, осуществляющей ведение банка данных отходов строительства и сноса в г. Москве ( п. 1.8.1 Порядка).
2.4.2. При регистрации ТР организация, осуществляющая ведение банка данных отходов строительства и сноса в г. Москве, анализирует содержащуюся в нем информацию и присваивает регистрируемому ТР индивидуальный реестровый номер.
2.4.3. Данные, представленные в ТР, вносятся в реестр отходов строительства и сноса в г. Москве.
2.4.4. Предельный срок, отведенный на регистрацию ТР, составляет 2 рабочих дня (не считая дня подачи ТР на регистрацию).
2.4.5. Отраженные в ТР положения по обращению с отходами строительства и сноса имеют обязательную силу как для отходопроизводителя , так и для подрядчиков, привлекаемых им для выполнения работ по процессу обращения с отходами строительства и сноса.
2.5. Регистрация ТР не относится к категории оплачиваемых работ (услуг) организации, осуществляющей ведение банка данных отходов строительства и сноса в г. Москве.
2.6. Начиная с 1 августа 2002 года зарегистрированный ТР в обязательном порядке предоставляется:
— Мосгосэкспертизе и Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы — на стадии рассмотрения и утверждения проектной документации;
— Объединению административно-технических инспекций Правительства Москвы — на стадии оформления ордера на проведение работ.
2.7. Без предоставления ( п. 2.6 Порядка) надлежащим образом оформленного ТР:
— Мосгосэкспертизой и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы проектная документация не принимается к рассмотрению и утверждению;
— Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы не производится выдача и продление ордеров на проведение работ.
2.8. Проверку соответствия процесса практического выполнения положений ТР осуществляет ГУП «Информстройсервис».
2.9. Контроль над процессом реализации ТР осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, органами санитарно-эпидемиологического надзора и Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы в соответствии с их полномочиями.
3. Сбор и временное хранение отходов строительства и сноса
3.1. Отходопроизводители обязаны осуществлять раздельный сбор (сортировку) и временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса , подлежащих переработке и дальнейшему использованию, по совокупности позиций, имеющих единое направление использования ( приложение 2 к Порядку), а также раздельный сбор и временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса, подлежащих захоронению по классам опасности.
3.2. Раздельный сбор (сортировка) образующихся отходов строительства и сноса должен осуществляться преимущественно механизированным способом.
Допускается ручная сортировка образующихся отходов строительства и сноса при условии соблюдения действующих санитарных норм, экологических требований и правил техники безопасности.
3.3. Предельный срок содержания образующихся отходов строительства и сноса в местах временного хранения (складирования) не должен превышать 7 календарных дней.
3.4. Места временного хранения (складирования) отходов строительства и сноса (далее — места хранения) должны отвечать следующим требованиям:
— места хранения должны располагаться непосредственно на территории объекта образования отходов строительства и сноса или в непосредственной близости от него на участке, арендованном отходопроизводителем под указанные цели у собственника (пользователя) такого участка;
— размер (площадь) места хранения определяется расчетным путем, позволяющим распределить весь объем временного хранения образующихся отходов строительства и сноса на площади места хранения с нагрузкой не более 3 т/кв.м;
— места хранения должны иметь ограждение по периметру площадки в соответствии с ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ»;
— места хранения должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение отходами строительства и сноса почвы и почвенного слоя;
— освещение мест хранения в темное время суток должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.046-85 «Нормы освещения строительных площадок»;
— размещение отходов в местах хранения должно осуществляться с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, а также способом, обеспечивающим возможность беспрепятственной погрузки каждой отдельной позиции отходов строительства и сноса на автотранспорт для их удаления (вывоза) с территории объекта образования отходов строительства и сноса;
— для раздельного складирования габаритных отходов строительства и сноса (по позициям, классам опасности и последующему назначению: переработка, захоронение или обезвреживание) места хранения должны быть оборудованы бункерами-накопителями объемом не менее 2,0 куб.м в необходимом количестве;
— раздельное складирование негабаритных отходов (НГСО), не относящихся к опасным, осуществляется на открытых площадях мест хранения;
— к местам хранения должен быть исключен доступ посторонних лиц, не имеющих отношения к процессу обращения отходов или контролю за указанным процессом.
3.5. Отходопроизводитель ведет журнал учета размещения отходов строительства и сноса в местах хранения и их удаления (вывоза) с объектов образования по приведенной ниже форме:
Журнал учета
размещения в местах временного хранения и удаления (вывоза) отходов строительства и сноса
Источник: gosthelp.ru