Требования по строительству школ

В общеобразовательных организациях необходимо поддерживать чистоту и порядок в здании, на пришкольном участке, определенную температуру в помещениях. Администрация обязана качественно организовывать питание детей, правильно составлять расписание уроков, корректно комплектовать классы. Все требования к функционированию организаций утверждаются на федеральном уровне и обязательны для исполнения. В связи с ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции, внесены значительные изменения в работу образовательных учреждений.

Что такое СанПиН?

Аббревиатура СанПин означает следующее: санитарные правила и нормативы.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

В 2022 году в России действуют требования СанПин, утвержденные постановлением от 28 сентября 2020 года № 28. Документ определяет нормы для школ, организаций дополнительного образования, молодежных учреждений, детских лагерей. До этого правила содержались в разных актах. Это не единственное отличие нормативов, но фундаментальное.

Спецрепортаж: Строительство школ

Количество руководящих документов уменьшилось, но СанПиН стал объемнее. Кроме того, в новом положении нет ни одного рекомендуемого пункта, как это практиковалось ранее.

Скачать новый СанПин для школы можно по ссылке здесь.

Нововведения в СанПин для школ в 2022 году

С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:

Стало в СП 2.4.3648-20

Требования к территории школы по СанПиН в 2022 году

Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние.

Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.

По СанПиН в 2022 году мусор на школьной территории следует складывать в специальные закрывающиеся емкости и не допускать заполнения более 2/3 контейнера. Отходы нельзя сжигать на пришкольной территории, их надо вывозить с помощью техники, подавая заявку в специализированную организацию. В зимний период при очищении двора от снежных заносов нельзя использовать химические средства. За их применение руководителя ожидает штраф.

Администрация несет ответственность за обработку участка от клещей, за своевременную обрезку и омоложение деревьев. Работа с зелеными насаждениями проводится специализированными организациями после получения разрешения административно-технической инспекции.

Строительство нетиповых школ: правила и ошибки

На пришкольной территории по СанПиН выделяются следующие зоны:

  • отдыха;
  • физкультурно-спортивная;
  • хозяйственная;
  • парковочная (только для маломобильных групп населения).

Первый участок предназначен для прогулок группы продленного дня либо дошкольной группы (при наличии). Если в организации есть дети, осваивающие программу дошкольного образования, то зона отдыха оформляется в соответствии со специальными требованиями.

Во второй зоне проводятся уроки физической культуры и внеурочная деятельность, связанная с двигательной активностью. Должно быть футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, яма для прыжков, беговая дорожка, гимнастический городок с брусьями, турниками и перекладинами. Желательно иметь площадку с уличными тренажерами.

На территории третьего участка устанавливают контейнерную площадку, там же размещают складские помещения (при наличии).

В целях безопасности стоянка личного транспорта на пришкольной территории запрещена, кроме специализированной техники и автомобилей, на которых привозят на обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями.

Об этом написано в пунктах 2.2.3 (второй абзац), 2.2.6, 2.11.1 (первый-четвертый, седьмой абзацы), 3.4.1 (первый абзац) СП 2.4.3648-20.

Питание в школе по СанПиН

В 2022 году общеобразовательные организации не только обязаны создать условия для питания обучающихся по СанПиН, но и могут самостоятельно осуществлять данную услугу, приняв в штат работников столовой. В первом случае договоры могут заключаться с учреждениями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания в качестве основного вида деятельности.

Если кухня работает на сырье, то необходимы такие цеха:

  • загрузочный,
  • горячий,
  • холодный,
  • мясо-рыбный,
  • предварительной и повторной обработки овощей (отдельно).

Также нужны две моечные: для кухонной и столовой посуды.

Если в основе приготовления пищи – полуфабрикаты, то цех для мяса и рыбы не требуется, а вместо помещений для обработки овощей в школе по СанПиН 2022 года должно быть изолированное место, где повара доводят до готовности привезенную основу блюд. Все остальное, перечисленное выше, необходимо. Обычно работают на полуфабрикатах тогда, когда на пищеблоке отсутствует все оборудование либо недостаточно помещений.

Нельзя использовать посуду со сколами, трещинами, как при приготовлении пищи, так и при ее приеме. Алюминиевые ложки и вилки под запретом. Замена чашек, тарелок, кружек, столовых приборов – забота руководителя организации, оказывающей школе услугу по питанию.

Количество мест в обеденном зале должно быть достаточным для всех учащихся. Даже если известно, что сколько-то детей обычно не питается по личным причинам, стул и часть поверхности стола для них необходимо подготовить. Мебель следует поддерживать в надлежащем состоянии, поэтому она должна иметь покрытие, которое можно хорошо промыть и продезинфицировать.

Нормативная база по школьному питанию в рамках СП 2.4.3648-20: пункт 2.4.6.

Наполняемость классов по СанПиН в 2022 году

Ранее по СанПиН считалось, что в каждом классе должно быть по 25 человек. В 2022 году такого конкретного требования нет. В расчет включается площадь учебного помещения: на одного человека должно быть не меньше 2,5 кв. м.

В основной массе общеобразовательных организаций кабинеты достаточно просторные, и если посчитать, то можно выйти как раз на число 25 (то есть столько детей должно обучаться в одном классе). Если здание школы нетиповое, то и число учащихся будет иным, чем в других организациях.

Общее количество не должно превышать проектную наполняемость, которая указана в технических паспортах на здания.

Если школе уже несколько десятков лет, то определять, сколько человек может обучаться в учреждении, следует с учетом нормативов, действующих в момент приемки организации после постройки. Ранее в классах обучалось по 40 человек.

Еще одна деталь: в проектной документации приводятся данные на одну смену, поэтому в отдельных случаях число детей нужно умножить на 2.

Большое внимание в новых правилах СанПиН школы уделено особенностям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: в 2022 году классы формируются по 6 — 12 человек в зависимости от вида заболевания.

При инклюзии в одной группе не может быть более трех обучающихся с ограниченными возможностями. Уроки в этом случае нужно строить таким образом, чтобы внимание учителя было равномерным ко всем детям.

Основание: пункт 3.4.14 СП 2.4.3648-20.

Температура в помещениях

Требования к отоплению и вентиляции в школах по СанПиН 2022 года:

  • соответствие нормативам, предъявляемым к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях;
  • соблюдение режима проветривания;
  • организация измерения температуры в помещениях термометрами.

Указанных в третьей норме приборов должно быть достаточное количество, желательно их иметь по одному в каждом кабинете, так как иначе процесс будет занимать много времени.

Шкала допустимой температуры в новом СанПиН 2022 года не приводится.

Действует общий стандарт:

  • в холодное время года оптимальная температура – 19-21, допустимая – 18-23;
  • в теплый период — 23-25, 18-28 соответственно.

Из ГОСТА следует выписать нужную информацию и оформить в виде памятки. Лица, ответственные за проведение измерений, должны быть ознакомлены с документом.

Нормы:

Распорядок дня

По СанПиН для школы в 2022 году уроки проводятся в первую либо вторую смену, третья запрещена. Учащиеся первых, пятых, девятых, десятых, одиннадцатых классов, а также дети в группах с ограниченными возможностями здоровья всегда обучаются в первую смену. Если таких классов в школе много, то следует пересмотреть план приема детей на обучение, потому что указанное выше требование нарушать нельзя.

Учебные занятия первой смены по СанПиН нужно начинать не ранее 8 часов, а на второй заканчивать не позднее 19 часов. Нулевые уроки не предусмотрены. Между сменами должен быть перерыв для уборки и проветривания помещений.

Читайте также:  Финансовая модель проекта строительства пример

Во время уроков и на переменах следует проводить физкультминутки различного типа: для глаз, стоп, кистей рук, спины. При необходимости – комплексы упражнений. Главное, чтобы эти мероприятия проводились в системе.

Основания и дополнительные требования к распорядку дня по СанПиН в 2022 году: пункты 3.4.15, 2.10.3 СП 2.4.3648-20.

СанПиН в школе в условиях коронавируса

Ряд ограничений, связанных с новой инфекцией, в полной мере коснулся образовательного процесса. Стало привычным дистанционное и электронное обучение, требования к которым подробно изложены в новом нормативе. До вступления в силу СП 2.4.3648-20 было возможно при обучении использовать любые электронные средства, в 2022 году, например, мобильные телефоны запрещено использовать в учебном процессе школы.

Большое внимание уделяется гигиене, в частности, отдельным положением выделена информация о создании условий для мытья рук.

Также 30 июня 2020 года постановлением № 16 утверждены санитарные меры против коронавируса в организациях для детей, предусматривающие усиленную дезинфекцию помещений, утренний фильтр при приеме учащихся, наличие средств обработки рук, оборудование школ установками для обеззараживания воздуха.

Особое внимание:

СанПиН по расписанию уроков в школе на 2022 год

Все в школе проходит по плану. В основе составления расписания: нагрузка на детей и трудность дисциплин. Есть специальная шкала, по которой можно определить, какой предмет сложнее усваивается учащимися.

Избыточное количество уроков в школе по СанПиН 2022 года запрещено. У первоклассников может быть только один раз в неделю 5 уроков (если один из них физкультура), в другие дни – не более 4 занятий. Во вторых-четвертых классах – не больше 5 уроков в день и один раз – 6, в пятых-шестых – не более 6, в седьмых-одиннадцатых – по 7 уроков.

Проведение уроков физкультуры на открытом воздухе определяется по погоде. Если обстановка неблагополучная (дождь, снегопад, сильный ветер), то занятия не отменяются, а проводятся в здании. СанПиН предусматривает в спортивных целях использование не только залов, но и рекреаций.

Этому вопросу посвящен пункт 3.4.16 СП 2.4.3648-20.

Особенности производственного контроля в школе по СанПиН

Сотрудники при приеме на работу в школу в обязательном порядке должны пройти медицинский осмотр, который также проводится в течение всего периода трудоустройства. Обязанность работодателя: подать заявку, оплатить услугу, освободить педагогов от работы в этот день с сохранением заработка. Сотрудники не имеют права отказываться от прохождения данной процедуры, иначе руководство может принять веские меры, вплоть до увольнения. Также СанПиН предусмотрены курсы повышения квалификации по охране труда и в связи с этим аттестация для отдельных категорий педагогов: учителей технологии, химии, физики, физической культуры.

Для сотрудников пищеблока, которые осуществляют приготовление пищи и выдачи блюд в школе, установлены особые требования:

  • наличие медицинской книжки,
  • вакцинация.

Даже если питание в школе организовано на основе договора со сторонним учреждением, у директора общеобразовательной организации должна быть информация о результатах производственного контроля в отношении работников столовой. При проверках школы Роспотребнадзором эти документы требуются.

О контроле указано в документе: пункт 1.5 СП 2.4.3648-20.

Распорядок дня и время работы учителя по СанПиН

В новом СанПиН школы особое внимание работе учителей не уделяется, в 2022 году только говорится о производственном контроле.

Труд педагогов определяется требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации и подзаконных актов:

  • рабочая неделя не более 36 часов;
  • наличие нормы преподавательской деятельности в договоре;
  • продолжительность перерывов между уроками.

Важный момент: учителю могут дать неполную педагогическую нагрузку только с его согласия, изложенного в заявлении. В ряде случаев сами педагоги стремятся иметь немного часов в силу личных причин, они имеют на это право.

При составлении расписания для учителя нужно учитывать следующее:

  • работает он в две смены или одну;
  • имеет ли возможность пообедать;
  • подряд поставлены уроки или есть перерывы.

О работе учителей: статья 333 Трудового кодекса Российской Федерации.

Маркировка парт и стульев в школе по СанПиН на 2022 год

На парты, столы и стулья наносится цветовая маркировка, соответствующая росту детей. Меньшие по размеру столы ставят первыми в рядах, большие – за ними. Реже используются конторки. Если они есть, то обычно размещаются у задней стены кабинета.

Педагогам школы вменяется в обязанность следить за тем, чтобы в классах, где они проводят уроки, мебель не переставлялась.

Классные руководители ответственны за правильное рассаживание детей в кабинетах. Если учащиеся имеют проблемы со зрением либо слухом, им лучше сидеть ближе к доске и столу учителя. Также важен рост ребенка, имеющего подобный недостаток.

Чтобы остальным учащимся было видно, что написано на классной доске, высоких детей с пониженным зрением либо слухом, лучше посадить на крайние ряды. Учителям нужно пересаживать детей хотя бы один раз в четверть или триместр с одного ряда на другой, иначе могут развиться заболевания глаз либо спины. При обучении инвалидов следует учитывать особенности детей и подбирать соответствующую мебель.

Если недостаточно стульев, то замена их табуретами по СанПиН школы неправомерна. Скамейки устанавливаются только в спортивном зале, причем не обычные, а гимнастические.

Поверхность мебели должна быть без повреждений и легко подвергаться ежедневной санитарной обработке. Этот момент особенно актуален в период распространения коронавируса либо туберкулеза (в случае выявления носителей).

Требования законодательства изложены в пункте 2.4.3 СП 2.4.3648-20.

Детали

Есть несколько нюансов школьного СанПиН в 2022 году:

1) в новых правилах впервые сказано о требованиях к зданию, помещениям, в которых на период капитального ремонта школы обучаются дети (пункт 3.4.11 СП 2.4.3648-20);

2) обращено внимание на время ожидания начала экзамена в классах: оно не должно превышать получаса (пункт 3.4.18 СП 2.4.3648-20);

3) в отличие от предыдущих нормативов в СП 2.4.3648-20 для школ сразу установлен срок действия: 7 лет (пункт 3);

4) по питанию: кроме СП 2.4.3648-20, на федеральном уровне принят новый СанПиН, в котором расписаны все нюансы по организации питания во всех организациях, в том числе и образовательных (утвержден постановлением от 27 октября 2020 года № 32). Подобный норматив был и ранее, но с 01 января 2021 года он отменен.

Дополнение

Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.

Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.

Источник: potrebitel-expert.ru

Гигиенические требования к выбору места для строительства и размещения школы.

В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ I, II III ступеней — 500 учащихся.

Гигиенические принципы размещения детских и подростковых образовательных учреждений:

• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанавливается в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки;

• удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источниками шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;

• земельный участок должен быть достаточным по размеру, соответствовать общесанитарным требованиям и позволять разместить все необходимые зоны в должных размерах. Зонирование территории осуществляется в соответствии с типом образовательного учреждения, числом учащихся.

При выборе проекта школы необходимо учитывать основные гигиенические принципы экспертизы проекта:

• обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основных помещений (классные комнаты, кабинеты, мастерские), строго отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его размещению.

• обеспечение условий для всестороннего физического воспитания. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответствующим оснащением, позволяющий осуществлять физическое воспитание в учебное и внеучебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы;

• соблюдение условий для организации питания учащихся. Наличие достаточного набора помещений, соответствие их размеров и оборудования нормативным требованиям;

• создание благоприятных условий для отдыха детей. Наличие площадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреационных помещений в здании, специальных помещений для групп продленного дня. Для проведения культурно-массовой работы должны предусматриваться актовый зал — киноаудитория и другие помещения достаточной площади;

• обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения. Оно достигается правильной ориентацией здания по сторонам света, расположением здания с учетом возможного затемнения другими зданиями, достаточной высотой светового проема и его размерами, правильным выбором вида освещения, размещением световых точек в помещении, мощностью и количеством ламп;

Читайте также:  Лимиты в строительстве что это

• создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопления с учетом климатических условий и характера деятельности в помещении;

• обеспечение достаточным количеством доброкачественной воды для приготовления пищи, питья, поддержания должного санитарного состояния помещений и привития учащимся гигиенических навыков, а также организация эффективной системы удаления нечистот.

Гигиенические принципы планировки территории школы.

Размеры земельного участка определяются типом учреждения и его вместимостью (на одного учащегося должно приходиться 40 — 50 кв.м).

Расположение зданий общеобразовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3 — 0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно — климатической зоны и школьного возраста (I, II, III ступени обучения). Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин.

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания учащихся II и III ступени не должен превышать 15 км.

Здания общеобразовательных учреждений размещают на внутриквартальных территориях микрорайона в удалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100 — 170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м. На земельном участке выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная зоны.

Учебно — опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она не может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

Физкультурно-спортивная зона школы должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений и включать школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину общей площадью 4200 кв. м (начиная с 3 параллелей — 5260 кв.м). В состав зоны входят площадки для спортивных игр (волейбольная 162 кв. м, баскетбольная 364 кв.м), гимнастики для 1 — 4 и 5 — 11 классов по 200 кв.м каждая, площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину.

Не допускается располагать зоны физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки со стороны окон учебных помещений здания. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м — не менее 15 м, а площадки для других занятий физкультурой и спортом — на расстоянии не менее 10 м.

Спортивно — игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров.

Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр (для 1-х классов 100 кв. м каждая в зависимости от числа параллелей; для подвижных игр 2 — 4 -х классов — площадью 300 кв. м каждая; для игр 5 — 9-х классов — 125 кв. м каждая) и тихого отдыха (для 5 — 9 классов 100 кв. м каждая).

Хозяйственная зона должна предусматриваться площадью 500-900 кв.м. Она должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 35 м., со стороны входа в производственные помещения столовой, вблизи учебно-опытной зоны и иметь подъезд. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования.

Метеорологическая и географическая площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 высоты здания.

Территория земельных участков должна иметь ограждения высотой 1,5 м и вдоль него зеленые насаждения.

Участок общеобразовательных учреждений должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении участка не должны использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами.

Источник: studopedia.ru

Общая оценка экономических параметров альтернатив строительству школ

Стребков, С. Г. Общая оценка экономических параметров альтернатив строительству школ / С. Г. Стребков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 591-595. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59848/ (дата обращения: 11.10.2022).

Статья посвящена рассмотрению экономических параметров вариантов предоставления общего образования как альтернативы строительства школ.

Ключевые слова: общее образование, федеральная программа, строительство школ.

Объект исследования. Расходы на осуществление общего образования в Российской Федерации.

Предмет исследования. Экономические параметры альтернатив строительству школ в соответствии с реализуемой федеральной программой.

Цель исследования. Провести общую оценку экономических параметров использования помещений рекреационных организаций (учреждений), новых методик обучения как альтернативы строительству школ.

Введение

Получение всеобщего бесплатного образования гарантируется ст. 43 Конституции Российской Федерации. Конституцией определено обязательное обеспечение родителями получения детьми основного общего образования с одной стороны, с другой стороны государство обязано устанавливать государственные образовательные стандарты, поддерживать различные формы образования и самообразования. В настоящий момент общее образование как образовательная услуга и общественное благо предоставляется на всей территории Российской Федерации инфраструктурой образовательных учреждений, в основной своей массе представленных общеобразовательными школами государственной (муниципальной) форм собственности.

Хроническое недофинансирование инфраструктуры общеобразовательных учреждений привело к нехватке и обветшанию помещений школ, их перегруженности и необходимости организации обучения в школах во вторую и третью смены. Среднегодовой объем ввода в эксплуатацию ученических мест в РСФСР, в период с 1966 по 1989 г. составлял 660 тыс. в год, в период 1990–2017 год среднегодовой показатель упал до 139,3 тыс. в год и объём ввода за период составил на 15,2 млн. мест меньше. По оценке Минобрнауки, к 2015 году требовалось создание 1,86 млн. дополнительных ученических мест для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, по демографическим прогнозам к 2025 году ещё потребуется дополнительно от 2,8 до 3,6 млн. мест.

Для решения проблемы дефицита ученических мест рассмотрим возможные альтернативы решения проблемы, и произвести их экономическую оценку.

Создание дополнительных ученических мест путём строительства новых иреконструкции уже имеющихся школ

В сложившейся ситуации Минобрнауки пошло по пути создания новых ученических мест путём строительства новых школ и реконструкции старых. Для этих целей предназначена федеральная программа, утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации 23.10.2015 № 2145-р, «О программе «Содействие созданию в Субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016–2025 годы»».

Основой для разработки программы послужил Перечень поручений Президента Российской Федерации от 05 декабря 2014 года № Пр-282 (подпункт 26 пункта 1). Целью программы является создание в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, для чего ставятся задачи обеспечения односменного режима обучения в 1–11(12) классах и перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50 процентов и выше.

Основным разработчиком, исполнителем-координатором программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Целевым индикатором программы является число новых мест в общеобразовательных организациях и удельный вес численности обучающихся в одну смену. Программа рассчитана на десять лет и предусматривает два этапа: первый 2016–2020 годы, второй 2021–2025 годы. Общий объем финансирования программы 2,83 трлн. руб., в том числе за счёт средств федерального бюджета 1,99 трлн. руб., местных бюджетов 0,70 трлн. руб., внебюджетных источников 0,14 трлн. руб. В соответствии с федеральной программой на региональном уровне были разработаны локально конкретизированные программы увеличения количества ученических мест, предусматривающие строительство новых и реконструкцию старых школ.

Всего программой предусмотрено создание новых мест для обучающихся в первую смену в количестве 4 553,2 тыс., для перевода из ветхих зданий 2 024,7 тыс., в том числе в городе 4 431,2 тыс. мест, в сельской местности 2 146,7 тыс. мест. Исходя из предположений, что перевод из ветхих зданий означает их реконструкцию с последующим продолжением эксплуатации, либо извлечение выгоды от использования освободившихся земельных участков, мощностей на присоединение к коммунальным сетям и стройматериалов при сносе аварийных помещений, расходы на реконструкцию должны обходится в 1,5 дешевле, чем строительство школы с нуля.

Достоинствами федеральной программы является простота принятого решения, выраженная социальная направленность за счёт увеличения требований к вновь строящимся школам с точки зрения удобства, комфорта и благоустройства. К минусам можно отнести высокую капиталоёмкость федеральной программы, отсутствие результатов рассмотренных альтернатив решения основной цели программы, отсутствие элементов модернизации существующего образовательного процесса.

Оценка использования рекреационных учреждений для нужд общего образования

Федеральная программа в главе III предусматривает не только строительство новых школ, но и проведение капитального ремонта, реконструкции, пристрой к зданиям школ, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретения и аренды помещений. Дополнительно к федеральной программе письмом от 25 ноября 2015 г № 08–2019 «О направлении функциональных требований» Минобрнауки изложило своё видение концепции общеобразовательного учреждения как имущественного комплекса. Пожелания Минобрнауки по вышеуказанному письму конкретизируют представление министерства о современном уровне комфорта и безопасности в общеобразовательных учреждениях. Для обеспечения строительных организаций нормативной документацией по строительству школ, соответствующей требованиям Минобрнауки, были разработаны и утверждены новые строительные правила (СП 251.1325800.2016), существенным образом отличающиеся от ряда строительных норм и требований (СНиП II-65–73 и СНиП II-Л.4–62) периода СССР, в соответствии с которыми построена основная масса действующих школ.

Читайте также:  Проект по строительству автомагистрали

При рассмотрении требований к школе на 16 классных помещений или 800 мест, с точки зрения строительных норм произошли следующие изменения. Увеличена минимальная площадь земельного участка для помещений школы с 2,2 до 2,88 га, появились требования максимальной пешеходной доступности школы 500 м. Увеличилась максимальная этажность школы до 4 этажей, увеличилась минимальная площадь озеленения от 40 до 50 %. Обязательными стали требования по наличию автомобильной стоянки, доступности мало мобильных групп населения.

Увеличились площади классных помещений с сокращением количества обучающихся в них с 36 до 30 обучающихся. Выросли требования к площади лабораторных и лаборантских помещений для занятий по физике, химии, биологии, черчению от 66 до 105 м2. Выросли требования к помещениям учебных мастерских и домоводства с 50- 66 м2 до 112 м2. Высота этажей зданий, кроме спортивного зала, увеличена с 3,3 до 3,6 м. Увеличились площади библиотеки, актового, спортивного зала, рекреаций.

Все принятые изменения, безусловно, увеличивают комфортность и безопасность образовательного процесса, но ведут к удорожанию строительства и последующей эксплуатации. В соответствии с федеральной программой 69,2 % новых ученических мест в общеобразовательных учреждениях должно появиться в городской местности.

С введением новых строительных норм, прежде всего по пешеходной доступности и площади земельного участка, размещение новой школы в центральных и средне удалённых районах города практически не возможно. За десятилетия точечной жилой застройки произошла застройка всех удобных для строительства участков в центральной и средне удалённой части городов. Строительство новых школ на окраинах может решить только проблемы окраин. Реконструкция школ в виде пристроя помещений, настраивания этажей имеет весьма скромные перспективы за счёт ограниченных возможностей имеющихся фундаментов и дефицита мощностей на присоединение к коммунальным сетям водо-, тепло- и электроснабжения.

Проблема городов с обеспечением общеобразовательных учебных мест частично может быть решена за счёт рекреационных образовательных учреждений среднего и высшего образования, расположенных вблизи от школ, вынужденных вести образование во вторую смену. Аудиторный фонд учреждений среднего и общего образования загружен не равномерно, а образовательный процесс не подразумевает деление на смены. В качестве минимально достаточного решения возможно смещение начала занятий студентов в пользу школьников на одну пару позже, что может разгрузить вторую смену нескольких окрестных школ.

Плюсы такого решения для школ и школьников очевидны — ликвидируется вторая смена. Дополнительно школьники получают возможность освоится в новой обстановке следующих ступеней обучения, посещать дополнительные занятия и общественные мероприятия, пользоваться современной образовательной инфраструктурой учреждений. Образовательные учреждения высшего и среднего звена получают возможность профориентации, ознакомления школьников с инновационным и научным подходом на профессиональной основе, выявления и воспитания талантливых школьников. В общегосударственном плане получаем экономию средств на строительстве школ, более тесный контакт между ступенями образования, внедрение научного и инновационного подхода на уровне общего образования.

К недостатком использования инфраструктуры средних и высших образовательных учреждений для целей общего образования следует отнести следующие факторы. Обучающиеся получают меньший уровень комфорта, чем при строительстве новых школ. Существуют организационные сложности, начиная с уровня министерств и межбюджетных отношений до уровня взаимодействия отдельных учреждений. Ограничение возможностей роста численности студентов в учреждениях среднего и высшего образования, отсутствие качественного роста технологий обучения в средней школе.

Оценка массового внедрения современных образовательных технологий всистеме общего образования

Сфера общего образования постоянно подвергается попыткам реформирования и оптимизации, но по-прежнему является одним из самых консервативных видов деятельности в нашей стране. Международные успехи в изучении детской психологии, свойств памяти, развитие технических средств и информационных технологий находят ничтожное воплощение в работе отдельных групп учителей-энтузиастов и не носят массовый характер. Ускоряющийся темп жизни, возрастающие информационные потоки, скорость и масштабы изменений, возникающие в повседневной жизни, требуют изменения методик общего образования.

По авторскому мнению в системе общего образования должны преподаваться ученикам и их родителям техники эффективного обучения. Примером могут служить методики Ренаты Кириллиной, изложенные в книге «Техники эффективного обучения от А до Я, энциклопедия для родителей».

Использование техник эффективного обучения должно поддерживаться интернет-технологиями дистанционного обучения. В качестве примера можно привести интернет-проект www.interneturok.ru М. И. Лазарева, который позволяет получать теоретический материал путём видео уроков, сохранять и распечатывать конспекты видео уроков, выполнять практические работы и контрольные с дистанционной проверкой.

Сервис системы «интернет урок» позволяет полностью перейти на домашнее обучение с получением документа об общем среднем образовании. Автор уверен, что подобного рода методик и технологий созданных и работающих силами энтузиастов много. Вышеуказанные методики существенно повышают индивидуальную эффективность обучения и прививает учащемуся навыки самообразования, наиболее актуальные для творческой, научной деятельности на последующих ступенях обучения. Подобный подход созвучен планам высшей школы по постепенному переходу с заочной формы обучения на дистанционную.

Модернизация методик общего образования, направленная на повышение качества образования, кроме основного качественного эффекта даст целый ряд дополнительных, в том числе и сокращение времени образовательного процесса, осуществляемого в школьных помещениях. Сокращение времени образовательного процесса, осуществляемого в школе, даст возможность избежать необходимости организации второй смены.

Для решения таких масштабных задач достаточно специальной целевой программы и 3–5 лет для её реализации на государственном уровне. Объём расходов на выполнение такой целевой программы может существенно разниться, определяться глубиной проработки и перечнем отдельных требований: необходимостью разработки отдельной операционной системы и программного обеспечения, внесение необходимых изменений в законодательство и подзаконные акты, необходимость технического оснащения, расходы на обучение педагогического персонала и другие. В качестве ориентира дополнительных расходов на одного обучающегося по новым методикам можно использовать стоимость образовательных услуг интернет — проекта «интернет урок». Тарифный план школы интернет-урок зависит от пакета предоставляемых услуг обучающемуся и варьируется от 7,2 тыс. руб./год за возможность доступа к видео урокам, конспектам, тренажёрам, тестам, до 48 тыс. руб./год на обучающегося в дистанционной лицензированной аккредитованной школе с выдачей документа государственного образца. Учитывая, что проект «интернет урок» является коммерческим и реализуется специалистами г. Санкт-Петербурга и Москвы можно предположить, что при реализации подобных методик на государственном уровне дополнительные расходы на обучающегося будут составлять в пределах 21,6 тыс. руб.год.

Заключение

Задача повышения уровня комфорта и качества общего образования в Российской Федерации может быть решена разными способами. Любой вариант решения затрагивает всю инфраструктуру отрасли и требует серьёзной проработки на высоком уровне.

Вне зависимости от экономических параметров расходов в соответствии с федеральной программой необходим капитальный ремонт и реконструкция ветхих школьных помещений, которые могут представлять опасность для обучающихся и окружающих. В соответствии с федеральной программой в сельской местности необходимы новые школы, которые выполняют не только функцию образовательных учреждений, но и служат местными культурными и административными центрами. Использование помещений рекреационных образовательных учреждений для более тесного сотрудничества со школами и их разгрузки не только наиболее целесообразно с экономической точки зрения, но и может дать качественный эффект. Доработка и внедрение современных образовательных технологий позволит не только совершить прорыв в качестве общего образования, но и позволит сократить расходы бюджета на строительство дополнительных школ.

Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, федеральная программа, Российская Федерация, школа, высшее образование, место, строительство школ, учреждение, образовательный процесс, строительство новых школ.

Источник: moluch.ru

Новые требования к зданиям школ особенно актуальны для Москвы

Обновленный документ особенно актуален для Москвы: он дает возможность более оптимально размещать новые и реконструируемые школы в условиях плотной городской застройки.

Расчет вместимости общеобразовательных учреждений для обучения только в одну смену теперь обязателен не только для вновь строящихся, но и для реконструируемых школ.

Также оптимизированы требования к организации помещений для групп продленного дня, а в учебных помещениях, наряду с люминесцентными лампами, теперь разрешено использовать светодиодные светильники. Их расположение должно соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Как сообщили в Департаменте градостроительной политики города Москвы, при разработке СанПиН были учтены замечания и предложения столичного Стройкомплекса. Изменения санитарных норм и правил направлены на оптимизацию целого комплекса требований, регулирующих условия строительства и реконструкции учреждений среднего образования в соответствии с современными требованиями.

Источник: stroi.mos.ru

Рейтинг
Загрузка ...