Поскольку договор строительного подряда представляет собой вид договора подряда, вытекающие из него обязательства субсидиарно регулируются общими положениями о договоре подряда (п. 2 ст. 702 ГК). В частности, это касается общих правил о структуре договорных связей (ст. 706 ГК); о сроках выполнения работ (ст. 708 ГК); о цене работы (смете) (ст. 709 ГК); о порядке оплаты работы (ст.
711); о правах заказчика во время выполнения работы подрядчиком (ст. 715 ГК); об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы (ст. 723 ГК); о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата работы (ст. 724 ГК) и др.
Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 1 , основу которого составляет административно-правовоерегулирование отношений между государством и инвесторами. П.3 ст. 4 данного закона определяет характеристику заказчиков, как субъектов инвестиционной деятельности.
2023-02-09 Комитет по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении
Заказчики непосредственно реализуют инвестиционные проекты, то есть подыскивают подрядчиков, заключают с ними договора (контракты), контролируют исполнение. Заказчикам предоставляются инвесторами полномочия на владение, пользование и распоряжение капитальными вложениями.
Объем, сроки и пределы полномочий заказчика во взаимоотношениях с подрядчиком и инвесторами должны быть предусмотрены в соответствующих договорах. В качестве общего принципа установлен запрет на вмешательство заказчика в предпринимательскую или иную деятельность подрядчика. Договором между заказчиком и подрядчиком могут быть предусмотрены изъятия из данного принципа.
Инвестор (или один из инвесторов) может осуществлять полномочия заказчика самостоятельно. П. 4 ст.4 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 1 определяет характеристику подрядчиков. Подрядчики являются непосредственными исполнителями деятельности, в которую осуществляются капитальные вложения. Отношения подрядчика и заказчика (в зависимости от лица, являющегося заказчиком) могу оформляться договором строительного подряда, государственного или муниципального подряда.
Градостроительный кодекс РФ определяет порядок выдачи разрешений на строительство — документа, который удостоверяет право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. В самом Градостроительном Кодексе РФ 2 (ст.62) устанавливается перечень случаев, при которых разрешения на строительство не требуется. В дополнение к нему такие же случаи могут устанавливать и субъекты РФ. Разрешение на строительство объектов недвижимости переходит к новому ее собственнику.
П.1 и п.3 ст. 744 ГК РФ устанавливают случаи, при которых возможно одностороннее изменение условий договора по воле и заказчика, и подрядчика.
Требования к техническому плану — обзор актуальных вопросов законодательства
Ограничение права заказчика без согласования с подрядчиком вносить изменения в техническую документацию является необходимым условием придания определенности в отношениях сторон договора. Если изменения технической документации приводят к увеличению сметной стоимости более лимита, установленного ст.744 ГК РФ, стороны обязаны составить дополнительную смету. Помимо оплаты дополнительных работ заказчик обязан по обоснованному требованию подрядчика рассмотреть вопрос об изменении сроков окончании работ. Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. При этом следует руководствоваться положениями ст.451 ГК РФ, регулирующими отношение сторон в связи с изменением и расторжением договора при существенном изменении обстоятельств.
Обеспечение строительства материалами и оборудованием в условиях свободного рынка между сторонами осуществляется исключительно по соглашению между ними. И лишь с целью внести необходимую определенность во взаимоотношения контрагентов п.1 ст.745 ГК РФ вводит диспозитивную норму. Соответствующая презумпция в пользу того, что снабжение материалами и оборудованием лежит на подрядчике, имеет значение в трех случаях:
первый – если в договоре полностью отсутствует условие об обеспечении строительства материалами и оборудованием;
второй – если содержащееся в договоре на этот счет условие не охватывает всего набора необходимых материалов и оборудования;
третий – если между сторонами возник преддоговорный спор по вопросу о распределении указанных обязанностей (ст. 446 ГК РФ). В последнем случае соответствующая статья, не являясь императивной нормой, все же дает определенную ориентировку суду.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 г. № 1636 1 установлено, что новые, в т.ч. ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими СНиПами, ГОСТами, ТУ и др., могут применяться в строительстве (в т.ч. при реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий и сооружений) после подтверждения их пригодности для строительства и эксплуатации объектов на территории РФ. Одновременно указанным постановлением утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Соответствующим документом, предъявление которого обязательно и для подрядчика, и для заказчика, служит Техническое свидетельство, выдаваемое в установленном порядке.
Императивные нормы, которые относятся к порядку оплаты работ, содержатся главным образом в актах, регулирующих выполнение подрядных работ для государственных нужд. Так, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007г. № 989 1 предусмотрено авансирование в установленном размере государственным заказчиком работ, выполняемых по договорам (контрактам) подрядными организациями на стройках и объектах, которые финансируются за счет средств федерального бюджета РФ.
Положения по бухгалтерскому учету предусматривает, что в соответствии с договором расчеты между сторонами могут осуществляться в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах либо после завершения всех работ на объекте строительства. При этом в бухгалтерском учете у застройщика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости.
Следует отметить особенности оплаты работ, выполненных подрядчиком, в случае признания договора строительного подряда ничтожной сделкой (ст.168 ГК РФ). В соответствии со ст. 167 ГК РФ при признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость.
Ст. 749 ГК РФ отражает международный опыт осуществления строительства. Отношения заказчика с инженером (инженерной организацией) основаны на договоре поручения, который является, в свою очередь, разновидностью договора возмездного оказания услуг, но регулируется в соответствии с п.2 ст.779 ГК РФ специальными нормами гл.49 ГК РФ.
Договор строительного подряда устанавливает обязательные для подрядчика указания инженера (инженерной организации). В этих же пределах за последствия действий инженера (инженерной организации) отвечает заказчик. По договору ФИДИК инженер не является представителем заказчика в том смысле, что должен принимать во внимание только его интересы.
Инженер в международной практике строительства – технический эксперт, в функции которого входит разрешение споров в процессе выполнения работ, выдача свидетельств об удовлетворительном завершении определенных стадий работ или всех работ, распоряжений в отношении устранения недостатков в работе. По условиям ст. 749 ГК РФ инженер является представителем заказчика и выражает его интересы.
Сотрудничество сторон в договоре строительного подряда, связанное с устранением препятствия к надлежащему исполнению контрагентом своих обязанностей регулирует ст. 750 ГК РФ.
Ст. 751 ГК РФ регулирует обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ. 1 В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» обязательной экспертизе федерального уровня подлежат «технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, существование которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в т.ч. материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций, в которые превышает пятьсот тысяч долларов». 1
При нарушении требований о безопасности руководствуются нормами гл.59 ГК РФ. В силу ст.1079 ГК РФ строительная и иная связанная с нею деятельность рассматриваются как создающие повышенную опасность для окружающих и ответственность в таких случаях должен нести владелец источника такой опасности. В этой роли выступает подрядчик. Как владелец источника повышенной опасности он отвечает независимо ни от своей вины, ни от того, причинен ли вред использованием строительной машины или упавшим с крыши кирпичом. В отличие от подрядчика заказчик может нести ответственность за причиненный вред лишь в порядке регресса, к тому же в виде общего правила только за свою вину.
К последствиям консервации строительства применяются положения ст. 752 ГК РФ, которое является следствием обстоятельств, не зависящих как от заказчика, так и от подрядчика. Наиболее распространенные случаи — консервация, вызванная явлениями стихийного характера и невыделением инвестиций.
Ответственность подрядчика за качество работ регулирует ст. 754 ГК РФ и система нормативных документов в строительстве, которая содержит определение самой системы нормативных документов как совокупности взаимосвязанных документов, которые принимаются компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Система включает построенные по вертикали документы. Имеются в виду федеральные нормативные документы (Строительные нормы и правила РФ, Государственные стандарты РФ в области строительства, Своды правил по проектированию и строительству, руководящие документы системы), нормативные документы субъектов РФ (территориальные строительные нормы), а также производственно-отраслевые нормативные документы (стандарты предприятий, объединений (строительного комплекса) и стандарты общественных объединений). При этом положения нормативных актов разделяются на обязательные, рекомендуемые или справочные. Специально указано, что отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, которые содержат обязательные требования, не освобождает от их исполнения.
Правовые отношения в сфере строительной деятельности преимущественно регулируются общими правилами о договорах подряда и нормами параграфа 3 главы 37 ГК РФ о договоре строительного подряда. Кроме ГК РФ, к источникам правового регулирования отношений в сфере капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ.
Важнейшее место среди них занимают федеральные законы РФ. Правовые положения законов развиты в подзаконных актах, утвержденных указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти РФ.
Наряду с законами и подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в области организации строительных работ действует немало актов, принятых субъектами РФ. Особенностью строительной деятельности является то, что при правовом регулировании договора строительного подряда применяется большое количество строительных норм и правил (СниПов), стандартов и технических условий, различных инструкций и положений, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих норм и правил данной категории были утверждены еще союзными ведомствами. В настоящее время идет постепенный процесс их обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.
Источник: studfile.net
Решение Верховного Суда РФ от 15.03.2021 N АКПИ21-17
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письменных возражениях указало, что Методические рекомендации утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах компетенции, не являются нормативным правовым актом, не направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, в них отсутствуют правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, акт соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее также — Минюст России) в письменных объяснениях выразило позицию, что Методические рекомендации приняты Минстроем России в рамках компетенции, предусмотренной жилищным законодательством, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
С.А. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Минстроя России К. возражала против административного иска.
Министерство юстиции Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в письменной форме заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Обсудив доводы административного истца С.А., письменные объяснения Министерства юстиции Российской Федерации, выслушав возражения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Минстрой России, который вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также осуществлять иные полномочия в установленной сфере деятельности Министерства, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; Министр издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера (пункт 1, подпункты 5.2, 5.2.102 и 5.11 пункта 5, подпункт 10.10 пункта 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).
Следовательно, Методические рекомендации приняты Минстроем России во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом.
Анализ Методических рекомендаций, включая положения, с которыми административный истец связывает нарушение своих прав, позволяет сделать вывод, что данный акт не содержит обязательных для исполнения органами государственной власти, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не содержат правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Оспариваемый акт также не устанавливает правовой статус организаций, не имеет межведомственный характер, не содержит сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (пункт 2); государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).
По пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» разъяснения о применении поименованных правил дает Минюст России.
Акты рекомендательного характера (например, методические рекомендации) не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта. Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 8 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105).
На день издания оспариваемого акта действовали Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88, согласно подпункту «д» пункта 15 которых акты рекомендательного характера не подлежали представлению на государственную регистрацию.
Таким образом, не являясь по своей правовой природе нормативным правовым актом, Методические рекомендации не подлежали государственной регистрации по Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, их издание не требовало официального опубликования.
Вопреки утверждениям административного истца пункт 3.6 Методических рекомендаций в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не может нарушать прав и законных интересов административного истца в указанном им аспекте.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Названное законоположение конкретизируется Жилищным кодексом Российской Федерации, часть 1 статьи 36 которого относит к общему имуществу в многоквартирном доме следующие объекты: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы) (пункт 1); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий (пункт 2); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункт 4).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указанная доля определяется по правилу части 1 его статьи 37, если принятым до вступления в силу данного федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
Таким образом, в части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена формула определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 249 предусматривает обязанность участника долевой собственности участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению соразмерно со своей долей.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Установленная плата из расчета на 1 квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения позволяет учитывать общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащее на праве общей долевой собственности, не является произвольной, что соответствует действующему гражданскому и жилищному законодательству.
Оспариваемое предписание Методических рекомендаций согласуется с приведенными выше нормами жилищного законодательства и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Учитывая, что Методические рекомендации в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Источник: apkrfkod.ru
Юридическая техника и правила оформления документов: требования к структуре правового акта и его элементам
В первой части статьи[1] речь шла о документоведческом и юридическом подходах к формулированию правил оформления правовых актов. Были приведены определения понятия «юридическая техника», названы нормативные правовые акты различного уровня, в которых закреплены правила юридической техники.
Данная статья посвящена требованиям к структуре правового акта и его отдельным элементам, установленным в правилах юридической техники. Однако объем статьи не позволяет рассмотреть все эти требования, поэтому остановимся только на некоторых из них, по возможности сравнивая их с соответствующими положениями разработок, действующих в области делопроизводства. Особый интерес представляют также положения правил юридической техники, касающиеся отдельных аспектов оформления правовых актов, в которых материал изложен более подробно, чем в правилах, принятых в делопроизводстве.
Структура правового акта
Установление общей структуры правовых актов, а также структуры его текстовой части, в которой излагаются нормативные предписания, имеет принципиальное значение для выработки правил оформления этих актов. Как уже отмечалось, правовые дисциплины традиционно выделяют в правовых актах две составляющие: содержательную часть и реквизиты. Этот подход наиболее полно проявляется в законах субъектов Российской Федерации. Например, в Законе Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 № 14-ОЗ «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 25.09.2008) сказано: нормативный правовой акт как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст нормативного правового акта.
В региональных законах о правовых актах находит отражение и документоведческий подход к структуре правового акта, предполагающий его разделение на реквизиты, перечень которых установлен в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 6.30-2003). Так, в Законе Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (в ред. от 02.02.2009) определено, что нормативный правовой акт состоит из текста и иных реквизитов.
В правилах, утвержденных на федеральном уровне, деление правового акта на содержательную часть и реквизиты присутствует не в явном виде. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, в ред. от 29.12.2008), а также во многих подготовленных на их основе ведомственных правилах термин «содержательная часть правового акта» не используется. Вместе с тем в них устанавливается перечень обязательных реквизитов, в которые текст правового акта не включается, составляя отдельную самостоятельную часть правового акта.
Следует отметить, что в правилах юридической техники общая структура правового акта может вообще не освещается. В этом случае обычно сразу приводится структура его текстовой (содержательной) части. Например, в Законе Томской области от 07.03.2002 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области» (в ред. от 06.07.2007) указано, что структуру нормативного правового акта образуют, как правило, преамбула, основная (содержательная) часть, заключительные (переходные) положения.
В правилах, принятых федеральными ведомствами, также, в первую очередь, раскрывается структура текста правового акта. Например, в соответствии с Положением о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию (утверждены приказом ФССП России от 12.01.2006 № 3) текст проекта акта ФССП России должен состоять из двух частей: вступительной (преамбула) и распорядительной. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от 27.06.2003, в ред. от 20.09.2006) распорядительная часть имеет еще одно название – приказная часть.
Приведенное деление текста характерно и для разработок в области делопроизводства. В соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536), например, текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть. Текстовая часть указов и распоряжений Президента РФ может подразделяться на констатирующую часть – преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении – распорядительную часть).
Структурные элементы текста правовых актов, их обозначение и нумерация
Деление правового акта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в материале.
Делопроизводственные правила и правила юридической техники имеют общий перечень структурных единиц, содержащихся в правовых актах. Порядок деления текстов документов освещается в инструкциях, правилах и других разработках в области делопроизводства. Так, порядок деления текстов проектов федеральных законов, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти подробно описан в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Установление и описание структурных единиц правового акта занимает заметное место в системе предписаний юридической техники. Приведем некоторые положения по этому вопросу, закрепленные в разработках федерального уровня.
Структурные элементы законодательных актов описаны в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (Государственная Дума, 2003 г.), в соответствии с которыми используются следующие элементы (по нисходящей): раздел, глава, статья. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что нормативные предписания в правовом акте оформляются в виде пунктов, которые могут подразделяться на подпункты. Значительные по объему правовые акты могут делиться на главы. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
В Правилах подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации указано, что текст правового акта может подразделяться на составные части:
- в приказе и директиве – на пункты, подпункты и абзацы;
- в уставе, положении, наставлении, инструкции, правилах и иных нормативных правовых актах – на главы, пункты, подпункты, абзацы.
В соответствии с Положением о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15.09.1997 № 519 (утверждено приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395, в ред. от 18.04.2002) текст нормативного акта Банка России может делиться на разделы, главы, пункты и подпункты. В случае необходимости текст может быть разделен на статьи, каждая из которых должна иметь собственное наименование.
Правила юридической техники, изложенные в законах субъектов Российской Федерации, во многом повторяют положения разработок, принятых на федеральном уровне. Например, в соответствии с законом Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008) содержательная часть правового акта может иметь следующие основные элементы:
4) статьи или пункты;
5) пункты статей или части пунктов.
Как правило, в законах содержится оговорка о том, что текст правового акта может иметь также иные структурные единицы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых актов.
В обобщенном виде установленные в правилах юридической техники требования к структурным элементам правовых актов можно описать следующим образом.
Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных единиц определяются исходя из объема и содержания акта.
В законах нормы права излагаются в виде статей. В иных правовых актах правовые предписания приводятся в виде пунктов.
Статьи (пункты) могут иметь сложную структуру и включать в себя такие единицы, как части, подпункты, абзацы и др.
В тексте правового акта должно применяться единообразное деление:
- частей в статьях – на пункты или абзацы;
- пунктов в частях статей – на подпункты или абзацы.
Статьи (пункты) могут также объединяться в более крупные структурные единицы: главы и разделы.
В законопроектах разделы могут быть объединены в части. В исключительных случаях в крупных систематизированных законопроектах главы могут быть объединены в подразделы, а статьи – в параграфы.
Структурные элементы текста правового акта, за исключением преамбулы и пунктов правового акта, должны иметь заголовки.
Части правового акта обозначаются словами и могут иметь наименование.
Часть законопроекта:
- обозначается словами:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- может иметь наименование:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- либо может обозначаться (в кодексах) следующим образом:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ;
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Обозначение и наименование части законопроекта печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.
Раздел имеет:
- порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
- наименование.
Обозначение и наименование раздела включает само слово «Раздел», печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим, например:
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
Подраздел имеет:
- порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
- наименование.
Обозначение подраздела включает само слово «Подраздел», печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка, например:
Подраздел I. Общие положения об обязательствах
Глава имеет:
- порядковый номер, обозначаемй арабскими цифрами;
- наименование.
Обозначение главы включает само слово «Глава», печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка, например:
Глава 10. Правила юридической техники
Параграф имеет:
- знак §;
- порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
- наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка, например:
§ 1. Хозяйственные товарищества и общества
Статья законопроекта является его основной структурной единицей и имеет:
- порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
- наименование, но в исключительных случаях оно может отсутствовать.
Статья 19. Порядковые номера и заголовки структурных элементов текста нормативного правового акта
Статьи (например, в законах об изменении или признании утратившими силу ранее принятых законов, о введении в действие законов и т.д.) могут не иметь наименований. В этом случае точка после номера статьи не ставится и текст статьи начинается с нового абзаца с прописной буквы и абзацного отступа.
Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается. Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Нумерация структурных элементов правового акта должна быть сквозной в пределах всего правового акта. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы.
Разделы и подразделы нумеруются римскими цифрами. Главы, параграфы, статьи (пункты) правового акта должны иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. В правилах юридической техники в настоящее время нет единства в части использования римских и арабских цифр при нумерации глав правового акта.
В случае необходимости включения в текст правового акта дополнительных структурных элементов и невозможности при этом сохранения сквозной нумерации допускается присвоение таким структурным элементам порядковых номеров предшествующих структурных элементов того же вида с добавлением через дефис либо точку дополнительных порядковых номеров начиная с первого (например, статья 5.1, пункт 3.1, подпункт «б.1»). Например, включение в Закон Тульской области от 14.12.1994 № 4-ЗТО «О законах области» (в ред. от 18.07.2008) дополнительной статьи (7-1) так отразилось на структуре закона:
Статья 7. Реквизиты законопроекта
Статья 7-1. Подготовка законопроекта к рассмотрению
Статья 8. Право субъекта законодательной инициативы на отзыв внесенного им законопроекта
Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего (например, в статье последней частью была часть 3 – дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 – дополнить пунктом 4 и т.д.).
Следует отметить, что наличие в структуре правового акта большого количества элементов, использование для их обозначения и нумерации арабских и римских цифр, букв, знака параграфа, дефиса создает неудобства при автоматизированной обработке информации. Разработчики некоторых законов субъектов Российской Федерации также отказались от этой громоздкой системы. Например, в соответствии с Законом Томской области «О нормативных правовых актах Томской области» разделы, главы, статьи (пункты) нормативного правового акта должны, а части нормативного правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. Более простая система обозначения и нумерации структурных элементов закреплена в настоящее время в правилах оформления национальных стандартов.
Реквизиты правового акта
Правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, исходят из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов. Перечень 30 реквизитов организационно-распорядительных документов закреплен в ГОСТ Р 6.30-2003.
Как уже отмечалось, в правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием. Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе правового акта, а дата его принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.
Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Вместе с тем можно установить реквизиты, обязательные для правовых актов любых видов. В этой связи правила юридической техники могут содержать:
- единый перечень реквизитов, обязательных для всех видов правовых актов, издаваемых органами управления определенного уровня;
- отдельные перечни реквизитов для правовых актов определенного вида.
Например, единый перечень реквизитов для правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, приводится в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
В законах субъектов Российской Федерации также устанавливаются перечни реквизитов, единые для всех правовых актов этого уровня. Однако и в этом вопросе в региональных законах нет единообразия. Например, в Законе Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008) установлено, что правовые акты Ярославской области имеют следующие реквизиты:
наименование (вид и название) правового акта;
наименование органа, принявшего акт;
дата подписания правового акта и его номер;
должность и фамилия лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт.
В соответствии с Законом Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29.11.2007) официальный текст нормативного правового акта области должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) полный герб Челябинской области в многоцветном варианте;
2) полное наименование уполномоченного органа государственной власти области, принявшего нормативный правовой акт Челябинской области (кроме законов области);
3) наименование вида нормативного правового акта области;
4) наименование нормативного правового акта области, обозначающее предмет регулирования;
5) дата принятия;
6) регистрационный номер;
7) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт области.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» называет печать в числе обязательных реквизитов правового акта:
1) герб автономного округа;
2) полное наименование органа, принявшего акт;
3) наименование вида нормативного правового акта;
4) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
5) регистрационный номер;
6) дата и место принятия (в отношении законов автономного округа – дата подписания принятых законов Губернатором автономного округа);
7) наименование должности, фамилия (Ф.И.О.) и подпись полномочного лица;
Во многих законах субъектов Российской Федерации можно найти примеры установления перечней обязательных реквизитов для отдельных видов правовых актов. Так, Закон Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008) включает следующие статьи:
Статья 25. Реквизиты законов Свердловской области
Статья 26. Реквизиты постановлений палат Законодательного Собрания
Статья 27. Реквизиты правовых актов Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области
Статья 28. Реквизиты правовых актов областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и государственных органов Свердловской области, не относящихся к числу органов государственной власти Свердловской области
Статья 29. Реквизит нормативного правового акта Свердловской области, утвержденного другим нормативным правовым актом Свердловской области
Например, в ст. 27 установлено, что указы и распоряжения Губернатора Свердловской области, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области должны иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике правового акта);
2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Указ Губернатора Свердловской области», «Распоряжение Губернатора Свердловской области», «Постановление Правительства Свердловской области» или «Распоряжение Правительства Свердловской области»;
3) дату принятия правового акта;
4) номер правового акта;
5) место принятия правового акта, в качестве которого указывается город Екатеринбург;
6) подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его инициалы и фамилию.
Наименование правового акта
Как отмечается в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.
Оформление дат
В делопроизводстве правила оформления дат определяет ГОСТ Р 6.30-2003, в соответствии с которым дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год – четырьмя арабскими цифрами. Например, дату 5 июня 2009 г. следует оформлять так: 05.06.2009. Допускается словесно-цифровой способ оформления даты (05 июня 2009 г.), а также оформление даты в последовательности: год, месяц, день месяца (2009.06.05).
Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти повторяет все приведенные положения стандарта, за исключением последнего, когда в цифровом обозначении даты сначала указывается год (2009.06.05).
При написании даты в реквизитах документа с применением словесно-цифрового способа после написания цифр соответствующего года используется обозначение «г.», при цифровом способе данное обозначение не применяется.
Правила юридической техники также предусматривают использование указанных способов оформления дат. Однако, если в делопроизводственных правилах словесно-цифровой способ «допускается», то в правилах юридической техники он имеет приоритет. Более того, в законах даты могут оформляться только таким способом. Например, в Законе Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008) указано: «Оформление дат в законах Республики Мордовия цифровым способом не допускается».
Правила юридической техники иначе подходят и к написанию слова «год» при датах. Во-первых, при использовании словесно-цифрового способа оформления даты слово «год» не сокращается; во-вторых, оно используется (с сокращением до первой буквы) и при цифровом обозначении даты.
Например, правила оформления дат сформулированы в Законе Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области» следующим образом: «Даты в содержательной части законов Свердловской области, реквизитах и официальных обозначениях законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности – день месяца (арабскими цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (арабскими цифрами) с добавлением слова «год» в соответствующем падеже без сокращения. Даты в правовых актах в иных случаях могут оформляться цифровым способом в следующей последовательности – день месяца и месяц (обозначенные двумя парами цифр с точками, с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова «год» с его сокращением до первой буквы с точкой».
Приложения к правовому акту
Приложения являются неотъемлемой составной частью правового акта и имеют одинаковую с ним юридическую силу. В качестве приложения к правовому акту может выступать документ, который утверждается (вводится в действие) этим правовым актом: устав, регламент, положение, правила, инструкция и др. Например, Закон Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» имеет приложение «Правила юридико-технического оформления проектов законов Новосибирской области». Как приложения к правовому акту могут оформляться также материалы в виде перечней, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и т.д. Если к правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами.
В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации о приложениях к правовому акту сказано очень мало. В Правилах указано, что если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. В Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (приказ Минюста России от 04.05.2007 № 88) также говорится о том, что на приложении указывается, каким документом оно утверждено.
В Положении о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России установлено, что о наличии приложений должна быть сделана ссылка в тексте нормативного акта. Приложение должно содержать отметку по форме:
к (название нормативного акта Банка России
Отметка должна располагаться в правом верхнем углу приложения. При наличии нескольких приложений на них проставляются порядковые номера (без знака «№»).
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта. Приложения нумеруются арабскими цифрами также без указания знака «№». Например:
к Федеральному закону «О ___»
Этот знак не указывается и при ссылках на приложения в тексте законопроекта, например: согласно приложению 4 к Федеральному закону.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Методическими рекомендациями в обозначение приложения регистрационный номер и дата подписания законопроекта не включаются.
Законы субъектов Российской Федерации, как правило, повторяют положения Методических рекомендаций об оформлении приложений. Они также не предусматривают указания знака «№» на приложениях и при ссылках на приложения в тексте правового акта. Указанные законы, как правило, также не включают в обозначение приложения к законопроекту регистрационный номер и дату подписания законопроекта. Например:
к Закону Орловской области
«О правотворчестве и нормативных
правовых актах Орловской области»
юридико-технического оформления проектов
нормативных правовых актов
В одних субъектах Российской Федерации законы распространяют это правило и на приложения ко всем другим правовым актам, а не только к законопроектам. Например, в законе Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» указано: обозначение приложения с наименованием правового акта, составной частью которого оно является, располагается в правом верхнем углу страницы после текста правового акта без указания на регистрационный номер и дату подписания правового акта.
В других субъектах Российской Федерации законы предусматривают указание рассматриваемых сведений. Например, в законе Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (в ред. от 10.11.2008) определено следующее: на первом листе в верхнем правом углу приложения указываются: слово «Приложение», номер приложения (если их несколько), форма, дата, номер и название нормативного правового акта.
Можно сказать, что в вопросе оформления приложений правила юридической техники в основном близки к правилам, принятым в области делопроизводства. Однако у этих правил могут быть и различия в части указания в обозначении приложения даты, номера, наименования правового акта, к которому относится приложение. По-разному решается вопрос и с указанием знака «№» в обозначении приложения и в ссылке на приложение. В настоящее время ГОСТ Р 6.30-2003 и Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти предусматривают проставление этого знака, хотя еще несколько лет назад предыдущие версии стандарта и инструкции предписывали этот знак не ставить. Кроме того, Типовая инструкция предусматривает еще один вариант оформления обозначения приложения, который редко встречается в правилах юридической техники. Согласно Типовой инструкции допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например:
к приказу Минкультуры России
от 18.03.2005 № 234
Официальные и неофициальные тексты правовых актов
В правилах юридической техники используется классификация, позволяющая разграничивать официальные и неофициальные тексты правовых актов. Например, в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» различают следующие виды текстов правового акта:
- подлинный текст нормативного правового акта (оригинал нормативного правового акта) – эталонный экземпляр текста нормативного правового акта, оформляемый, как правило, в одном экземпляре;
- официально опубликованный текст нормативного правового акта – текст, опубликованный в источниках официального опубликования в порядке, установленном Уставом автономного округа и настоящим Законом;
- заверенная копия нормативного правового акта – совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, заверенный печатью органа, принявшего акт (копии законов автономного округа заверяются печатью Думы автономного округа или Губернатора автономного округа);
- неофициально опубликованный текст нормативного правового акта – текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу источников официального опубликования нормативных правовых актов;
- незаверенная копия нормативного правового акта – совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, не заверенный печатью органа, принявшего акт.
Тексты нормативного правового акта, указанные в подп. 1–3, признаются официальными текстами, на основании которых осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия правового акта, то в тексте дается вступительная часть – преамбула. Преамбула – самостоятельная часть правового акта, но она не является обязательной. Преамбула может состоять из абзацев.
- не имеет наименования;
- не содержит нормативных предписаний;
- не нумеруется;
- не делится на статьи;
- не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
- не содержит определения каких-либо понятий;
- не формулирует предмет регулирования правового акта;
- не нумеруется.
Структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.
Требования к текстам правовых актов
Требования к текстам правовых актов, изложенные в правилах юридической техники, в основных своих положениях сходны с требованиями к текстам, которые закреплены в разработках по делопроизводству. Например, Закон Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» так формулирует основные требования к изложению правового акта:
1) изложение нормативного правового акта должно быть логически последовательным;
2) в содержании нормативного правового акта должна быть обеспечена полнота правового регулирования;
3) изложение нормативных положений, регулирующих однотипные правоотношения, должно быть единообразным;
4) термины в нормативном правовом акте должны употребляться в одном общепринятом или установленном законодательством значении, для обозначения одного и того же объекта (явления) должен употребляться один термин;
5) в нормативном правовом акте должно быть обеспечено единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве;
6) нормативные определения целесообразно давать только в тех случаях, когда без них невозможно или затруднительно правильное понимание соответствующих терминов или нормативного правового акта в целом.
Можно выделить ряд требований, которые являются типичными для правил юридической техники.
Текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.
Изложение нормативного правового акта должно быть логичным, кратким и ясным, обеспечивающим простоту и доступность понимания, исключающим двоякое толкование.
Не допускается употребление сложных фраз, образных сравнений, эпитетов и метафор, а также устаревших и многозначных слов и выражений.
Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
В правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте.
Использование в нормативных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
Употребление аббревиатур возможно лишь при условии их первоначальной расшифровки.
Формирование перечня (объектов, полномочий, в случае иных перечислений) в правовом акте должно определять его вид (исчерпывающий или примерный).
В случае закрепления в правовом акте условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза «или». При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза «и».
В правила юридической техники включаются положения, определяющие написание некоторых наименований. В них, например, указывается, что наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, а также географические наименования и иные имена собственные пишутся в правовых актах с прописной буквы.
В правилах юридической техники содержатся положения, касающиеся использования примечаний. Включение в правовой акт примечаний к статьям, главам, разделам, иным структурным элементам и правовому акту в целом не допускается. Такого рода положения включаются в правовой акт в качестве самостоятельных статей или непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.
Зачем нужна лингвистическая экспертиза?
Следует отметить, что в правилах юридической техники встречаются положения, которые, на наш взгляд, сформулированы не совсем удачно. Приведем примеры.
«В тексте нормативного правового акта (за исключением преамбулы) не могут быть использованы общие рассуждения, лозунги, призывы, декларации» (закон Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 № 48-РЗ «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики», в ред. от 24.06.2008).
Почему для преамбулы сделано исключение? Понятие «общие рассуждения» может иметь весьма негативный оттенок (рассуждения не имеющие отношения к делу, сути вопроса).
«В правовых актах Ленинградской области не допускаются:
употребление иностранных слов, значение которых не определено в толковых или иных словарях, а также нецензурной лексики, образных сравнений, эпитетов и метафор…» (закон Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-ОЗ «О правовых актах Ленинградской области»).
Чем вызвано упоминание о нецензурной лексике? Уже были попытки излагать правовые акты с ее использованием или о ней сказано на всякий случай, учитывая снижение языковой культуры в целом?
Устранить нарушения требований к тексту правового акта, допущенные разработчиками проекта этого акта, позволяет лингвистическая экспертиза. О ней говорят многие региональные законы. Так, Закон Нижегородской области от 10.02.2005 № 8-З «О нормативных правовых актах в Нижегородской области» (в ред. от 25.12.2008) дает следующее определение: лингвистическая экспертиза – оценка на основе анализа языка и стиля текстов правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов правовых актов.
Воспроизведение в правовом акте положений других правовых актов, оформление ссылок
Отдельно хотелось бы сказать о воспроизведении в правовом акте положений других правовых актов, а также об оформлении ссылок, поскольку в правилах юридической техники этот материал обычно излагается более подробно, чем в делопроизводственных правилах.
Согласно правилам юридической техники в случае необходимости для обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования в правовом акте могут воспроизводиться отдельные положения из другого нормативного правового акта, более высокой юридической силы, без смыслового искажения, со ссылкой на такой акт.
Воспроизведение в тексте правового акта положений других правовых актов допускается только в исключительных случаях. Кроме того, могут быть ограничения на цитирование даже нормативных правовых актов более высокой юридической силы. Например, закон Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» содержит следующее положение: в нормативных правовых актах области воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается в исключительных случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний. Воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам ведения Российской Федерации в нормативных правовых актах области не допускается.
Ссылки (отсылки) в правовом акте на его структурные элементы, а также на иные действующие правовые акты или их структурные элементы применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты и проекты правовых актов недопустимы.
В Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов указано, что ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Правительства Российской Федерации). В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
Следует отметить, что некоторые законы субъектов Российской Федерации допускают отсылки к правовым актам низшей юридической силы. Например, в Законе Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» установлено, что в правовых актах применяются следующие виды ссылок (отсылок):
1) ссылки на правовые акты более высокой юридической силы;
2) отсылки в структурных элементах правового акта к другим структурным элементам данного правового акта;
3) отсылки к правовым актам низшей юридической силы, которые устанавливают правовое регулирование по конкретным вопросам.
Порядок использования ссылок в проектах законов подробно описан в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов. Так, в Методических рекомендациях определено, что при необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются следующие реквизиты в последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта, например: регулируются Федеральным законом от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма: в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»).
При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках – вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции, например: в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ).
Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом: в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются: в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается: в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей): регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от. №. «. ».
Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов – строчными буквами русского алфавита в кавычках, например:
подпункт «а.2» пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5
разделы III и IV
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами:
абзац второй части 1 статьи 1
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:
содержащиеся в главе 3 настоящего Федерального закона
в связи с положениями настоящей главы
в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса
в соответствии с частью 3.2 статьи 5 настоящего Федерального закона
в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи
в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона
в соответствии с подпунктом «а.1» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона
регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона
содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы
В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации и Разъяснениях о применении Правил большое внимание уделяется требованиям о необходимости указания официального источника опубликования правового акта, положения которого воспроизводятся или на который делается ссылка, а также сведений о государственной регистрации нормативных правовых актов. Речь идет о таких официальных источниках опубликования федеральных нормативных правовых актов, как «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации и др.
В случае воспроизведения в правовом акте положений иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование органа власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания, номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату этой регистрации.
В случае воспроизведения в правовом акте положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующих государственной регистрации), либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).
Ссылка на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на государственную регистрацию, возможна в случае одновременного направления его в Минюст России.
Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.
Правила юридической техники и правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Так сложилось исторически. Вместе с тем практика применения указанных правил показывает необходимость преодоления этих расхождений, проведения их унификации с целью устранения устаревших и неоправданно сложных положений. Выработка единых правил оформления правовых актов, ориентированных на применение современных информационных технологий, позволит повысить эффективность работы с этими документами на всех стадиях их создания и применения
[1]Чуковенков А.Ю. Юридическая техника и правила оформления документов // Секретарь-референт. 2009. № 2. С. 17–21.
А.Ю. Чуковенков,
канд. ист. наук, заместитель директора Учебно-методического центра
документоведения и управления фирмы «Межрегионсервис»
Источник: www.profiz.ru
Технические нормативные правовые акты: виды, предъявляемые требования в ним
Нормативные акты технического содержания разрабатываются в области технического нормирования и стандартизации. Данная документация обеспечивает безопасность государства, защищает жизнь и здоровье человека, служит охранным щитом для окружающей среды, способствует рациональному использованию природных ресурсов, предупреждает действия, наносящие ущерб потребителям продукции и услуг. Технической документацией являются: технические регламенты, технические кодексы, стандарты (государственные, организаций), технические условия.
Технические регламенты
Технический регламент – правовой документ, созданный при установлении тех. норм, который определяет требования, ссылаясь на технические кодексы и государственные стандарты. Требования обязательны к исполнению, так как они связаны с безопасностью продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки и реализации.
Технические регламенты разрабатывают государственные органы, соответствующей компетенции.
Содержание технического регламента составляют:
- правила подтверждения соответствия тех.регламенту, требованиям должен соответствовать каждый объект нормирования;
- контролирующие, испытательные, измерительные методики;
- маркировочные стандарты, которые подтверждают соответствие регламенту;
- требования по государственному надзору.
Требования данных технических нормативных правовых актов обязательно соблюдать всем субъектам тех.нормирования и стандартизации.
Технический кодекс
Одним из видов технических нормативных правовых актов является технический кодекс.
Технический кодекс – ТНПА, который содержит требования, разработанные на основе существующей практики. Требования применяются к производственным, эксплуатационным процессам, а также при хранении, перевозке, реализации и утилизации продукции.
Данная документация создается с целью реализации требований техрегламентов, повышения качества всех процессов. Кодексы разрабатываются и утверждаются государственными структурами. Содержание НПА не должны вступать в противоречие с техрегламентами.
Стандарты
Стандарт – НПА технического содержания, разрабатывается на основе согласования с большинством субъектов тех.нормирования и стандартизации. Содержит технические условия для выпуска продукции, ее разработки и эксплуатации.
Государственные стандарты разрабатываются специальными комитетами либо заинтересованными лицами. Стандарт основан на передовых научных технических достижениях. Во внимание принимаются международные и межгосударственные стандарты. Государственный стандарт содержит:
- требования к изделию;
- методику контроля изделия;
- условия технической и информационной совместимости;
- правила оформления технической документации;
- требования к снижению энергоемкости;
- термины, условные обозначения.
Технические стандарты не должны вступать в противоречие с техническими регламентами. В целом гос. стандарт является добровольным для применения, но если в регламенте есть ссылка на него, он обязателен к применению.
Стандарт организации утверждается юрлицом или индивидуальным предпринимателем, который является разработчиком стандарта и может распоряжаться им по собственному усмотрению.
Стандарт организации действует только в пределах организации, он не должен противоречить требованиям технических регламентов.
Технические условия
Технические условия – ТНПА, который утверждается юрлицом или индивидуальным предпринимателем, содержит технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду.
ТУ разрабатываются юридическими лицами на продукцию, предназначенную для реализации, они не должны вступать в противоречие с техрегламентами.
Источник: zaochnik.com